Валютные ограничения в рф. Валютные ограничения, принципы их организации, их уровень и влияние на вид валюты

Всякая национальная валютная политика основана на валютном регулировании , которое является системой, законодательно регламентирующей порядок международных расчетов и сделок с валютными ценностями.

Внутри страны осуществление валютных операций регламентируется государственными нормативными актами, подзаконными актами и инструкциями денежных властей. За пределами компетенции национальных органов регулирования валютные операции регламентируются межгосударственными соглашениями. Валютное регулирование внутри страны принимает форму валютных ограничений.

Валютные ограничения - это общая характеристика условий и границ проводимых валютных операций, связанная с необходимостью защиты национальной валюты. Они охватывают как общую возможность распоряжения валютными ценностями, так и конкретные направления их использования.

Валютные ограничения вводятся в следующих целях:

  • урегулирование платежного баланса;
  • поддержание стабильности валютного курса;
  • использование валютных отношений для решения внутренних задач — стратегических и текущих макроэкономических.

На практике валютное регулирование реализуется через валютный контроль и контроль над движением капитала.

Под валютным контролем понимается система законодательных и административных ограничений, регламентирующих операции резидентов и нерезидентов с валютными ценностями, а также надзор, регистрацию и учет этих операций. Наличие валютных ограничений означает, что страна в отношении валютного режима находится в промежуточном положении между полной конвертируемостью национальной валюты (развитые страны) и полным запретом на обратимость национальной валюты (социалистические страны, большинство развивающихся стран).

Валютное регулирование основано на следующих принципах:

  • концентрация валютных операций в центральном банке и уполномоченных банках;
  • лицензирование валютных операций — требование предварительного разрешения органов валютного контроля на приобретение импортерами (должниками) иностранной валюты;
  • полное или частичное блокирование валютных счетов;
  • множественная ват ют пая практика:
  • ограничение обратимости валют через установление разных режимов конвертируемости для резидентов и нерезидентов.

Валютные ограничения как форма государственного регулирования валютно-кредитных отношений

Являясь одной из форм государственного регулирования валютно-кредитных отношений, валютные ограничения представляют собой систему государственных мер по ограничению порядка проведения . Они устанавливаются на законодательном, административном и организационном уровнях.

По своему характеру валютные ограничения могут быть запретительными, лимитирующими и регламентирующими, т.е. устанавливающими определенный порядок проведения валютных операций резидентами и нерезидентами. Основными причинами введения валютных ограничений являются нехватка иностранной валюты в стране, возникающая в результате ее утечки за рубеж, а также нарушение равновесия платежного баланса, падение курса национальной валюты, внешняя задолженность государства.

Цели валютных ограничений:

  • выравнивание платежного баланса страны путем сокращения валютных платежей и увеличения валютных поступлений;
  • поддержание курса национальной валюты;
  • концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей для решения текущих и стратегических задач.

Указанные цели определяют сферы применения валютных ограничении и их формы.

Различают две основные сферы применения валютных ограничений — текущие и финансовые операции платежного баланса.

Ограничения текущих операций

В мировой практике по текущим операциям используются следующие формы валютных ограничений:

  • вводится обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично; при этом продажа должна осуществляться центральным банкам стран и уполномоченным банкам, имеющим лицензию центрального банка;
  • запрещается экспорт товаров за национальную валюту; выручка иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране блокируется, ограничиваются возможности распоряжаться этими средствами;
  • для сокращения оттока валюты за рубеж ограничивается продажа иностранной валюты импортерам: она осуществляется только при наличии разрешения органа валютного контроля; в некоторых странах для получения импортной лицензии требуется внесение импортером на депозит в банке определенной суммы национальной валюты;
  • запрещается оплата некоторых импортных товаров иностранной валютой;
  • устанавливаются ограничения для импортеров на форвардные покупки иностранной валюты;
  • для ограничения возможностей экспортеров и импортеров использовать валютные ресурсы в спекулятивных операциях против национальной валюты устанавливаются ограниченные сроки продажи иностранной валюты экспортерами и контроль за авансовыми платежами импортеров иностранным поставщикам;
  • одной из форм валютных ограничений по текущим операциям является регулирование сроков платежей по экспортным и импортным сделкам. В условиях колебания валютных курсов экспортеры и импортеры манипулируют сроками международных расчетов. Ожидая снижения курса национальной валюты, импортеры ускоряют платежи и покупают на срок иностранную валюту. Экспортеры в этой ситуации, наоборот, стремятся задержать получение иностранной валюты и не продавать на срок будущие валютные поступления. Такая тактика и получила название «лидз энд лэгз». Так как даже небольшой разрыв в сроках международных расчетов может вызвать значительный отлив капитала из страны, в целях ограничения операций «лидз энд лэгз» вводится регулирование сроков платежей по экспорту и импорту;
  • многие страны практикуют множественность валютных курсов, т.е. применение дифференцированных валютных курсов по различным видам операций, по разным товарным группам.

Для поощрения экспорта устанавливается надбавка к официальному курсу при обмене экспортерами экспортной выручки в иностранной валюте на национальную валюту.

Для удешевления импорта определенных товаров завышается курс национальной валюты по отношению к официальному. Эта же мера применяется и для сокращения экспорта определенных товаров.

Для достижения противоположных целей курс национальной валюты занижается;

  • в целях экономии иностранной валюты вводятся ограничения на ее обмен для резидентов, выезжающих за рубеж, а также на «невидимые» операции платежного баланса — лицензионные платежи, страхование, перевод прибыли и процентов, гонорары, комиссионные вознаграждения и др.

Ограничения финансовых операций

По финансовым операциям формы валютных ограничений устанавливаются в зависимости от того, как складывается платежный баланс страны.

При пассивном платежном балансе применяются ограничения по вывозу капитала из страны и меры по стимулированию его ввоза. К таковым относятся следующие валютные ограничения:

  • устанавливаются лимиты на вывоз иностранной и национальной валюты, ценных бумаг, на предоставление кредитов;
  • осуществляется контроль за операциями на кредитном и денежном рынках. На их проведение нужно получить разрешение Министерства финансов, а на привлечение иностранных кредитов требуется предварительное разрешение органов валютного контроля;
  • в сложных ситуациях (например, перед войной, во время и после войны) прибегают к принудительному изъятию иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и их продаже за валюту;
  • полностью или частично прекращается погашение внешней задолженности, либо оплата ее производится национальной валютой без права перевода за рубеж: национальная валюта зачисляется на блокированные счета без права распоряжения ею и обмена на иностранную валюту;
  • при чрезвычайных обстоятельствах валютные ограничения применяются в отношении золота: запрещаются операции с золотом для юридических и физических лиц, в некоторых странах рынки золота закрываются. Так было во время Второй мировой войны.

При активном платежном балансе валютные ограничения по финансовым операциям направлены на сдерживание притока капиталов и повышение курса национальной валюты. В этих целях применяются следующие формы валютных ограничений:

  • вводится запрет на инвестиции нерезидентов и на продажу им национальных ценных бумаг;
  • ограничивается ввоз иностранной валюты в страну;
  • устанавливаются ограничения на форвардные продажи национальной валюты нерезидентам;
  • новые международные обязательства банков депонируются на беспроцентном счете в центральном банке. В некоторых странах минимальные резервы кредитных учреждений, которые они обязаны хранить в центральном банке, достигали в отдельные периоды времени 100% прироста иностранных обязательств банков;
  • аналогичная мера применяется в отношении привлеченных зарубежных кредитов, ставки по которым ниже, чем в стране заем- шика. В этом случае используется схема принудительных депозитов: фирмы-заемщики должны часть привлеченных капиталов помещать на беспроцентный счет;
  • запрещается выплачивать нерезидентам проценты по вкладам в национальной валюте.

Таким образом, валютные ограничения весьма разнообразны по своему характеру, содержанию, целям применения. Эволюция валютных ограничений отражает их связь с валютно-экономическим положением отдельных стран и мировой экономики в целом.

Впервые валютные ограничения стали применяться воюющими странами в период Первой мировой войны. Затем наступил кратковременный период относительной стабилизации. А с началом мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. валютные ограничения получили широкое распространение. Это было связано с необходимостью концентрации валютных ресурсов в руках государства в условиях крушения золотого стандарта, ухудшения платежных балансов многих стран и обесценения их валют. С начатом Второй мировой войны валютные ограничения были введены почти во всех странах. В большинстве стран они сохранялись длительное время и после войны.

Валютные ограничения способствуют временному выравниванию стран и укреплению курса национальных валют. Как временная мера они могут применяться в целях защиты экономики от кризисных явлений. Но валютные ограничения не позволяют использовать национальные валюты в международных расчетах, свободно обменивать их на иностранные валюты. В результате в условиях валютных ограничений сокращаются объемы внешней торговли. Поэтому к началу 60-х годов, когда в целом экономическое положение в странах стабилизировалось, все экономически развитые страны отменили валютные ограничения. Сделали это и многие развивающиеся страны. При этом в одних странах отмена распространялась только на текущие операции (платежи по внешнеторговым контрактам, за транспортные и другие услуги), а в других — и на движение капитала.

В дальнейшем полная или частичная отмена валютных ограничений происходила и в других странах по мере улучшения их экономического и финансового положения. И в настоящее время только в наименее развитых странах Африки, Азии и Латинской Америки они продолжают действовать.

Снятие валютных ограничений свидетельствует о том, что государство в области регулирования валютных отношений устанавливает приоритет экономических мер перед административными. Но либерализация не означает отсутствие государственного регулирования. Меняется только соотношение экономических и государственных мер.

Зарубежный опыт применения валютных ограничений содержит для России два главных урока . Первый урок состоит в том, что при установлении валютных ограничений следует учитывать как их положительные, так и отрицательные стороны. Второй урок заключается в понимании того, что набор применяемых валютных ограничений, с одной стороны, должен быть относительно стабильным: нельзя часто менять правила игры. С другой – достаточно подвижным, чтобы максимально быстро реагировать на изменения в экономике страны, ее внешнеэкономической и денежно-валютной сферах.

Более чем 15-летняя практика применения валютных ограничений в России показывает, что эти уроки не остаются без внимания государства. Сложившаяся в стране система валютных ограничений, во-первых, в определенной мере эффективна, о чем свидетельствует состояние денежно-валютной сферы российской экономики, и, во-вторых, достаточно динамична. В последние годы, в том числе благодаря применению валютных ограничений, государству удалось обеспечить стабильность денежно-валютной сферы, постепенное укрепление рубля по отношению к доллару. Об адекватной реакции механизма валютного регулирования на меняющиеся условия развития экономики говорит тот факт, что только за годы после кризиса 1998 г. (в основном в связи с изменением параметров валютных ограничений) 9 раз обновлялась редакция Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» – базового нормативного акта, регламентирующего применение в стране валютных ограничений.

До вступления в силу нового Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в России применялось достаточно много ограничительных мер, через которые реализовывались основные направления валютного регулирования. Это дает основание характеризовать совокупность данных мер как сложившуюся систему валютных ограничений. Ее составляли:

1) деление валютных операций на текущие и операции связанные с движением капитала;

2) порядок приобретения юридическими лицами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

3) запрет на проведение расчетов в иностранной валюте между резидентами на территории Российской Федерации;

4) обязательная репатриация экспортерами валютной выручки;

5) требование обоснованности авансовых платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;

6) порядок обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ;

7) порядок открытия и ведения валютных счетов резидентами на территории РФ;

8) порядок открытия и ведения валютных счетов резидентами за пределами РФ;

9) порядок открытия и ведения рублевых счетов нерезидентами на территории России;

10) порядок проведения наличных валютно-обменных операций, совершаемых на территории РФ;

11) порядок обращения наличной иностранной валюты на территории России;

12) порядок лицензирования валютных операций коммерческих банков, которые после получения соответствующих лицензий получают статус уполномоченных банков;

13) порядок оплаты и регистрации иностранного участия в капитале организаций-резидентов;

14) порядок ввоза в страну и вывоза из страны наличной иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

15) порядок осуществления физическими лицами-резиден-тами операций, связанных с движением капитала.

Для действовавшей в России системы валютных ограничений в качестве ее базового элемента выступало деление валютных операций на текущие операции и операции, связанные с движением капитала. Это деление воспроизводит разделы платежного баланса страны и определяет содержание многих других ограничений. Например, по текущим операциям, к которым главным образом относились валютные операции, связанные с внешней торговлей и кредитованием, действовали ограничения по срокам проведения расчетов по экспорту и импорту до 90 дней, получения и предоставления финансовых кредитов до 180 дней.

Что касается операций движения капитала (прямые и портфельные инвестиции; переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров и т.д.), то их можно было производить только с разрешения Центрального банка РФ. Разрешение также требовалось на открытие и ведение счетов резидентами в зарубежных банках. Существовали ограничения (правда, регулярно пересматриваемые в последние годы в сторону ослабления) по суммам перемещаемой через таможенную границу наличной иностранной валюты.

Для предотвращения воздействия спекулятивного фактора на внутренний валютный рынок были сведены к минимуму возможности купли-продажи валюты юридическими лицами (за исключением уполномоченных банков), которые могут приобретать иностранную валюту только для расчетов по импорту, используя при этом специальные транзитные счета. Значимым для функционирования внутреннего валютного рынка было ограничение, связанное с обязательной продажей части валютной выручки экспортерами.

Принятие нового Закона имело для механизма валютного регулирования принципиальное значение, поскольку он существенно изменил систему валютных ограничений. Необходимость таких изменений была обусловлена тем, что в силу действия в целом благоприятных внешних факторов (высокие цены на основные статьи отечественного экспорта на мировых рынках) российская экономика, ее денежная система переживают период относительно стабильного функционирования. Достаточно указать на то, что в последние годы высокими темпами росли золотовалютные резервы страны, и их сумма к докризисному периоду (сентябрю 2008 г.) составила более 600 млрд долл. В этих условиях «минусы» действующей системы валютных ограничений стали перевешивать ее «плюсы». Действующий механизм валютного регулирования, с одной стороны, превратился в препятствие для привлечения инвестиций, с другой, как показала практика, действующие запреты создавали дополнительные издержки для бизнеса, не решая в той мере, которая устраивала государство, проблему незаконного вывоза капитала за пределы страны. Российский капитал «научился» уходить за рубеж по «теневым» схемам, и направление его движения на противоположное стало меняться только с укреплением финансовой системы страны. Поэтому магистральным направлением изменений в механизме валютного регулирования стала либерализация его действия, выражающаяся в первую очередь в сокращении числа валютных ограничений и их смягчении.

«Под сокращение» попало базовое ограничение – деление валютных операций на текущие и движения капитала. Для валютной системы России это имело принципиальное значение, так как тем самым был сделан важный шаг на пути создания институциональных условий для введения полной конвертируемости рубля. Вместе с устранением указанного деления были отменены многие действовавшие ограничения на валютные операции движения капитала. В новом Законе вместо них вводились более «мягкие» ограничительные меры в виде специальных счетов, резервирования, предварительной регистрации счетов, открываемых в банках за пределами территории РФ. Это было сделано в целях борьбы с краткосрочными притоками и оттоками в страну и из страны спекулятивного капитала, которые могли дестабилизировать российский финансовый рынок. Но эти новые ограничения действовали непродолжительное время и были отменены с 1 января 2007 г.

В то же время в арсенале механизма валютного регулирования остаются значимые для него валютные ограничения, с которыми связаны основные направления прямых регулирующих воздействий государства на валютную сферу. В настоящее время продолжают действовать следующие валютные ограничения:

2. Запрет на осуществление валютных операций между резидентами на территории России. Данное ограничение имеет предусмотренные статьей 9 Закона исключения. Они распространяются на 15 видов операций, среди которых:

· операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли при реализации товаров и услуг пассажирам при международных перевозках;

· операции между комиссионерами и комитентами по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением внешнеторговых договоров с нерезидентами;

· операции по договорам на транспортное обслуживание при перевозке вывозимого из РФ или ввозимого в РФ груза, транзитной перевозке груза по территории РФ, а также по договорам страхования указанных грузов;

· операции, связанные с осуществлением обязательных платежей в бюджеты различных уровней, и др.

3. Обязательная 100%-ная репатриация резидентами экспортной валютной выручки в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами (ст. 19 Закона). Из данного ограничения Закон также предусматривает несколько исключений. Например, юридические лица-резиденты вправе не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ, они могут зачислять ее на счета в банках за пределами территории РФ, если исполняют обязательства по кредитным договорам на срок свыше двух лет с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ.

4. Обязательный возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за товары, не ввезенные на таможенную территорию РФ.

Действующее валютное законодательство предусматривает положения, указывающие не только на применяемые ограничения, но и на их отсутствие. Так, без ограничений на территории РФ осуществляются:

· валютные операции между резидентами и нерезидентами;

· валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные: а) с получением и возвратом кредитов, уплатой сумм процентов и штрафов по соответствующим договорам; б) с внесением денежных средств резидентов во вклады и их получением; в) с банковскими гарантиями; г) с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты, чеков в иностранной валюте и др.;

· валютные операции между нерезидентами и нерезидентами, связанные с переводами иностранной валюты со счетов в банках за пределами территории РФ на счета в уполномоченных банках и наоборот.

Важным направлением действия механизма валютного регулирования является установление порядка открытия и ведения валютных счетов резидентов и нерезидентов. Эти счета разделяются на две основные группы: 1) счета, открываемые на территории РФ в уполномоченных банках; 2) счета, открываемые в банках за пределами территории РФ.

Порядок открытия резидентами валютных счетов в уполномоченных банках аналогичен порядку открытия счетов в рублях. Причем на открытие валютных счетов резидентов нет ограничений . Ведение валютных счетов резидентов осуществляется в соответствии с правилами, которые устанавливаются Центральным банком РФ. Наряду с требованием проведения расчетов только с использованием банковских счетов Закон дает право юридическим лицам – резидентам производить расчеты без их использования, т.е. в наличных рублях, с физическими лицами – нерезидентами по договорам розничной купли-продажи товаров, а также при оказании им транспортных, гостиничных и других услуг. Кроме того, юридические лица – резиденты в аналогичном режиме могут рассчитываться с нерезидентами в наличной иностранной и национальной валюте РФ за обслуживание воздушных судов иностранных государств, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате портовых сборов.

Существуют исключения и для физических лиц при реализации ими требования проводить валютные операции только через счета в уполномоченных банках. К таким исключениям относятся:

· передача валютных ценностей в дар РФ, субъекту РФ и/или муниципальному образованию;

· дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;

· завещание валютных ценностей или получение их по наследству;

· покупка у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку наличной иностранной валюты;

· расчеты в магазинах беспошлинной торговли;

· приобретение денежных знаков и монет в целях коллекционирования;

· перевод денежных средств, а также получение перевода.

Порядок открытия валютных счетов в уполномоченных банках нерезидентами имеет некоторые особенности, связанные с перечнем документов, необходимых для открытия счета. Кроме валютных счетов нерезиденты имеют право открывать в уполномоченных банках рублевые счета. Средства в иностранной валюте и рублях на соответствующие счета в уполномоченных банках перечисляются нерезидентами с их счетов в банках за пределами РФ без ограничений. Обратная операция возможна только в отношении иностранной валюты.

Одно из самых важных проявлений либерализации действия механизма валютного регулирования состоит в предоставлении права резидентам – юридическим и физическим лицам – открывать счета в иностранной валюте в банкахза пределами территории РФ . Такие счета могут открываться без ограничений в банках стран, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В то же время Закон (ст. 12) установил уведомительный порядок для открытия всех счетов в банках за пределами территории РФ. Данный порядок обязывает резидентов уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета с банком, расположенным за пределами территории России.

Установленный Законом режим ведения рассматриваемых счетов дает право резидентам переводить на них средства со своих счетов в уполномоченных банках или других своих счетов, открытых в банках за пределами территории РФ. Переводы резидентами средств на свои счета в банках за пределами данной территории со счетов в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета с отметкой о принятии данного уведомления.

На счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены суммы кредитов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств.

Юридические лица-резиденты имеют право без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, находящимися на счетах в банках за пределами территории России, за исключением валютных операций между резидентами. Под данное исключение не попадают операции по выплате заработной платы и средств на возмещение командировочных расходов сотрудникам дипломатических, иных официальных представительств РФ, а также юридических лиц – резидентов, находящихся за пределами территории России.

Для осуществления контроля со стороны государства за доходами резидентов, имеющих счета в банках за пределами территории России, юридические лица (за исключением уполномоченных банков и валютных бирж) обязаны представлять в налоговые органы РФ отчеты о движении средств по счетам в таких банках с подтверждающими банковскими документами. Порядок представления данных отчетов установлен Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 « Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации». Что касается физических лиц, то по отношению к ним указанный контроль осуществляется посредством представления в налоговые органы по месту регистрации данных лиц отчетов об остатках средств в банках за пределами территории России по состоянию на начало каждого календарного года.

Важное направление валютного регулирования связано с осуществлением резидентами и нерезидентами трансграничного перемещения иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме (далее – ценности). Закон (ст. 15) не устанавливает ограничений на их ввоз при соблюдении таможенных правил. Причем, если на территорию РФ ценности ввозятся единовременно в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США, они подлежат обязательному письменному таможенному декларированию. Вывоз ранее ввезенных ценностей разрешается в объеме их ввоза при соблюдении таможенных правил.

Основные ограничения, применяемые при регулировании трансграничного перемещения указанных ценностей, касаются их вывоза с территории России. Так, физические лица – резиденты и физические лица – нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту и валюту РФ в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих ее происхождение.

Если указанными лицами единовременно вывозится наличная иностранная валюта или валюта РФ в сумме, не превышающей 3 тыс. долл. США, вывозимые денежные средства не декларируются. При единовременном вывозе из РФ физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США, вывозимые чеки подлежат письменному таможенному декларированию.

Не контролируется государством вывоз иностранной валюты, содержащейся в безналичном виде на пластиковых карточках, в силу отсутствия технических возможностей осуществления такого контроля.

Итак, механизм валютного регулирования – главное средство осуществления валютной политики государства, которое имеет сложную структуру, позволяющую обеспечивать реализацию как долгосрочных, так и среднесрочных ее целей. В настоящее время российское государство направляет усилия на либерализацию действия данного механизма, сокращая и ослабляя административное влияние на валютную сферу. Тем самым создаются условия для повышения эффективности интеграции отечественной экономики в мировые хозяйственные связи.

Основные выводы

1. Механизм валютного регулирования, связывающий его объектную и субъектную стороны, представляет собой совокупность взаимосвязанных методов воздействия государства на валютные отношения (косвенный и прямой), которые имеют в своем арсенале соответствующие их природе инструменты.

2. В рамках косвенного метода валютного регулирования, являющегося ведущим, применяются следующие инструменты: резервные требования, рефинансирование кредитных организаций; прямые количественные ограничения; установление ориентиров роста денежной массы; операции на открытом рынке; валютные интервенции. Применение инструментов регулирования денежного рынка в настоящее время приобретает все большее значение.

3. Применение прямого метода валютного регулирования, который, дополняя косвенный метод, продолжает играть в его механизме определенную роль, предполагает административное воздействие государства на валютную сферу, оформляемое законодательно. В арсенале прямого метода используются такие инструменты, как девальвация и ревальвация, валютные ограничения и валютный контроль.

4. Валютные ограничения – широко применяемый инструмент валютного регулирования, с помощью которого государство ограничивает права экономических субъектов при совершении ими валютных операций, устанавливая тем самым правила их осуществления.

5. В мире накоплен богатый опыт применения валютных ограничений, который содержит для России важные уроки, состоящие в понимании положительных и отрицательных сторон этого применения, а также необходимости обеспечения его соответствующей гибкости.

6. В России сложилась система валютных ограничений, которая имеет определенную динамику и меняется под воздействием процессов, происходящих в экономике страны, ее денежной и валютной сферах, валютной политике.

Ключевые понятия

Валютные интервенции

Валютные ограничения

Валютный счет

Девальвация

Диверсификация валютных резервов

Косвенный метод валютного регулирования

Механизм валютного регулирования

Операции на открытом рынке

Прямой метод валютного регулирования

Прямые количественные ограничения

Ревальвация

Резервные требования

Рефинансирование кредитных организаций

Трансграничное перемещение валютных ценностей

Установление ориентиров роста денежной массы

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой механизм валютного регулирования?

2. Как соотносятся между собой методы валютного регулирования?

3. От чего зависит соотношение методов валютного регулирования в его механизме?

4. В чем состоят особенности косвенного метода валютного регулирования?

5. Какими инструментами обладает косвенный метод валютного регулирования?

6. В чем состоят особенности применения подавляющего числа инструментов косвенного метода?

7. Что такое резервные требования и как действует этот инструмент?

8. Что представляет собой рефинансирование коммерческих банков как инструмент валютного регулирования?

9. Что такое операции на открытом рынке и какое действие они оказывают на валютный рынок?

10. Что представляют собой валютные интервенции и как меняется их роль как инструмента валютного регулирования в условиях либерализации валютной политики?

11. В чем состоят особенности применения прямого метода валютного регулирования?

12. Какие инструменты содержатся в арсеналепрямого метода валютного регулирования?

13. Что представляют собой валютные ограничения?

14. Какие существуют основные виды валютных ограничений и в каких конкретных формах они воплощаются?

15. О чем свидетельствует мировой опыт применения валютных ограничений?

16. Какие уроки для России содержит зарубежный опыт применения валютных ограничений?

17. Какие ограничения применялись в России до принятия нового Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и о чем это свидетельствовало?

18. Как связаны между собой либерализация валютной политики и применение валютных ограничений?

19. Какие валютные ограничения применяются в настоящее время при осуществлении валютного регулирования?

20. Какой установлен порядок открытия счетов в банках за пределами территории России?

21. Как регулирует государство перемещение через таможенную границу России иностранной валюты и валюты РФ?

Раздел 3
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Глава 9
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9.1. Валютный контроль как элемент механизма
валютного регулирования

Применение государством валютных ограничений в качестве инструмента валютного регулирования вызывает необходимость совершения им определенных контролирующих действий над тем, как эти ограничения «работают», в какой мере они соблюдаются, каково их влияние на экономику страны, способствуют они ее стабильному развитию или, напротив, являются ему препятствием. Такие действия предусмотрены в структуре механизма валютного регулирования. Они имеют форму валютного контроля, который наряду с валютными ограничениями является инструментом административного метода в составе данного механизма.

Валютные ограничения и валютный контроль как инструменты административного метода валютного регулирования неразрывно связаны друг с другом. Причем эта связь имеет причинно-следственный характер. В качестве причины здесь выступает применение в экономике страны валютных ограничений, как следствие – валютный контроль. Это значит, что содержание валютного контроля, направления его осуществления обусловлены применяемыми валютными ограничениями. Чем они жестче и чем шире их круг, тем более многообразны формы валютного контроля и более значима его роль в качестве элемента механизма валютного регулирования. В то же время валютный контроль оказывает существенное обратное воздействие на применение валютных ограничений. Он придает ему реальную силу, обеспечивает обратную связь между объектной и субъектной стороной валютного регулирования.

Валютные ограничения, а с ними и валютный контроль применяются в различных сферах экономики, в которых производятся валютные операции. Однако особое место здесь принадлежит внешнеэкономической сфере и ее главной составляющей – внешней торговле, которая невозможна без функционирования валютного рынка. Это дает основание различать широкий и узкий смысл валютного контроля. Валютный контроль в широком смысле применим к соответствующей деятельности государства, направленной на совокупность отраслей и сфер экономики страны, функционирование которых связано с валютными операциями и применением валютных ограничений. В узком смысле валютный контроль ограничивается его осуществлением применительно к внешней торговле. В этой сфере раскрываются его главные характеристики, поэтому в дальнейшем рассмотрению валютного контроля внешней торговли будет уделено особое внимание.

Итак, валютный контроль представляет собой элемент механизма валютного регулирования – инструмент его административного метода, который обеспечивает действие валютных ограничений при осуществлении валютных операций в различных сферах экономики страны, прежде всего, во внешней торговле.

Поскольку в России валютный контроль является элементом единого механизма валютного регулирования, он не может иметь принципы, цели и задачи, отличные от тех, которые реализуются, преследуются и решаются благодаря действию данного механизма. Вместе с тем валютный контроль обладает специфическими нормативно-информационными основами, особой субъектной стороной, собственным сложным содержанием, механизмом действия, особым путем становления как системы.

9.2. Нормативно-правовые и информационные
основы валютного контроля

Валютный контроль не может осуществляться, не имея соответствующих основ. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают действие его механизма. Данные основы выступают в нормативно-правовой и информационной форме.

Нормативно-правовая основавалютного контроля представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должностные лица при выполнении своих функций.

В силу того, что валютный контроль является элементом механизма валютного регулирования, его нормативно-правовая основа не имеет самостоятельного значения, т.е. она не существует в законченном виде как определенный, внутренне связанный набор особых нормативных актов. Данная основа является составляющей единой нормативной базы валютного регулирования, что нельзя не учитывать при ее характеристике.

Прежде всего это касается иерархической организации этой базы, включающей в себя три уровня различных видов нормативных актов (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Состав нормативной базы валютного регулирования
и валютного контроля

Главный принцип, лежащий в ее основе, – строгое соответствие нормативных актов более низкого уровня иерархии нормативным актам более высокого уровня. Соблюдение данного принципа является непременным условием действенности нормативной базы валютного регулирования, а значит, и эффективного функционирования системы валютного контроля.

Высший уровень организации нормативной базы валютного регулирования воплощается в Конституции РФ . В ней нашли закрепление принципиальные положения о федеральном ведении решения вопросов, связанных с финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием (ст. 71), и его законодательном оформлении (ст. 76).

Средний уровень рассматриваемой иерархии – законодательный . Его составляют федеральные законы, которые содержат положения, определяющие основные направления действия механизма валютного регулирования. Данный уровень представлен:

· Гражданским кодексом РФ от 30.11.1994 № 51-Ф3;

· Таможенным кодексом РФ от 28.06.2003 № 61-ФЗ;

· Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

· Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

· Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»;

· Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

· Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

· Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

· Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и др.

Особое место в составе нормативно-правовой базы валютного контроля занимает Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Это – законодательный акт специальной направленности, в котором содержится основной объем положений, регламентирующих различные стороны воздействия государства на валютную сферу экономики страны, в том числе связанные с осуществлением валютного контроля (глава 4). Данный Закон вместе с другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами составляет валютное законодательство РФ – основу нормативно-правовой базы валютного регулирования и валютного контроля.

Нижний уровень иерархической организации нормативно-правовой базы валютного контроля, на котором ее специфика проявляется наиболее полно, составляет совокупность различного вида подзаконных актов. Их основное содержание регламентирует вопросы организации валютного контроля, функционирования его механизма, устанавливает порядок взаимодействия контролирующих органов, алгоритм действий их должностных лиц, формы документов, применяемые при осуществлении валютного контроля, порядок их оборота и т.д.

Состав рассматриваемого уровня нормативно-правовых основ валютного контроля неоднороден. В него входят нормативные акты, различные по своему статусу и значению: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, акты органов валютного регулирования, акты органов валютного контроля (инструкции, положения, приказы, распоряжения, методические рекомендации, письма и др.). Примером подобного рода документов могут служить:

· Указ Президента РФ от 18.08.1996 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»;

· Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (наделяет Росфиннадзор статусом органа валютного контроля);

· Инструкция Центрального банка РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (устанавливает порядок оформления основных документов валютного контроля – справки о валютных операциях, паспорта сделки);

· Положение Центрального банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»;

· Приказ Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»;

· Письмо Федеральной таможенной службы РФ 12.07.2007 № 01-06/25927 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок».

Важным отличительным признаком уровня подзаконных актов нормативно-правовой базы валютного контроля является изменчивость его состава. Достаточно часто отдельные нормативные акты, утратившие свою актуальность, выводятся из оборота, перестают действовать, а в оборот вводятся новые документы, в большей мере отвечающие требованиям времени. Благодаря этому поддерживается высокий уровень оперативности нормативно-правовой базы валютного контроля, ее способность быть эффективным инструментом решения соответствующих задач. Но при этом незыблемым остается принцип непротиворечивости содержания подзаконных актов положениям федеральных законов.

Информационную основу валютного контроля составляет необходимая для осуществления органами и агентами валютного контроля и их должностными лицами своих функций совокупность сведений, касающихся проведения резидентами и нерезидентами валютных операций, открытия и ведения счетов.

В качестве источника информации при осуществлении валютного контроля используются главным образом различные документы, а также сведения, поступающие от организаций – участников контрольных действий.

Перечень документов, являющихся основным источником информации при осуществлении валютного контроля, определен Законом (ст. 23) и представляет собой закрытый список. Это сделано в целях недопущения произвола в отношении участников валютных операций со стороны должностных лиц контролирующих органов при выполнении ими своих функций. Причем, как отмечается в Законе, агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проведенной валютной операции.

В установленный Законом перечень документов, содержащих информацию, необходимую для осуществления валютного контроля, входят:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

Как и в иных странах, валютные ограничения в России – это система ограничительных мер, которая направлена на поддержание стабильности российской валюты. В статье подробно рассмотрим о валютных ограничениях и валютной правоспособности в РФ.

Валютные ограничения в России

Важно! Под валютными ценностями понимают денежные средства и ценные бумаги иных государств, номинальная стоимость которых выражена не в российской, а в другой валюте.

Все мероприятия по контролю за валютными ценностями представлены определенными ограничениями, которые относятся к таким сферам, как:

  1. Взаиморасчеты по сделкам в импортной/экспортной сфере.
  2. Законодательные ограничения при обмене валюты.
  3. Переводы финансовых средств физическими и юридическими лицами.
  4. Возможность ввоза денежных средств.

Основной причиной контроля является вероятность повышенного спроса на покупку валюты другой страны. Как правило, такие меры имеют отношение к ограничениям в отношении импортных операций. Например, покупка валюты на определенную сумму с целью оплаты контракта возможно после того, как будут оформлены необходимые документы и получено разрешение у органов контроля.

Еще одним направлением является контроль экспортных операций. При получении российской фирмой оплаты в валюте, ей необходимо продать часть ее или всю полностью государству по определенному курсу. Какую именно часть полученной валюты компания обязана обменять зависит от экономической ситуации в стране.

Кроме того, по определенным видам сделок банки обязаны уведомлять органы контроля. К ним относят:

  1. Возврат российской компанией полученного ранее в иностранной валюте аванса нерезиденту.
  2. Выплату штрафов иностранным компаниям, если их размер больше 1/10 части суммы сделки.
  3. Предоставление услуг, оплачиваемых в иностранной валюте, зарегистрированным в оффшорной зоне нерезидентам.
  4. Продажа товаров (услуг) российской компании иностранной фирмой, зарегистрированной в оффшорной зоне при оплате в валюте.

Виды валютных ограничений в РФ

Различают следующие сферы ограничений:

  1. По направлению движения капитала (например, приток и отток капитала).
  2. В зависимости от разграничений сферы приложения. Контроль касается предпринимательской деятельности, а также вопросов движения капитала.
  3. Различные способы контроля, например, регламентация, ограничение операций или их запрещение.
  4. Разные области применения, например, к операциям резидентов РФ и нерезидентов.

Любые ограничительные меры относят к одной из категорий:

  • обязательное проведение лицензирования при покупке валюты или при проведении валютных операций;
  • обязательная продажа государству части полученного дохода в валюте по установленному курсу;
  • установление временных и количественных ограничений при проведении расчетов.

Важно! Все ограничительные меры в первую очередь направлены на уходящий из страны или поступающий в страну капитал.

Валютная правоспособность

В соответствии с валютным правом, к субъектам рассматриваемых правоотношений относятся:

  • резидентов РФ;
  • нерезидентов РФ;
  • компании (как государственные, так и частные), банки, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны осуществлять контроль в данной сфере правоотношений (органы и агенты валютного контроля).

Валютная правоспособность подразумевает, что субъекты данных правоотношений имеют определенные права и обязанности в валютной сфере. Под валютной дееспособностью понимают право лица на самостоятельное (или через представителей) приобретение, прекращение или изменение прав и обязанностей в данной сфере. Это также подразумевает ответственность субъектов в случае нарушения ими законодательных норм, регламентирующих данную сферу.

Ограничения для граждан РФ

На основании ст. 9 закона «О валютном контроле и регулировании», операции между резидентами РФ относятся к запрещенным. С 2018 года произошли некоторые изменения в законе, в соответствии с которыми по иному определяется кто именно считается резидентом. Ранее определенные категории граждан к валютным резидентам не относились и требования законодательства к ним были снижены. Но в теперь все граждане РФ – это валютные резиденты. Однако, к определенной категории граждан законодательные требования напротив были снижены. Например, для многих лиц установлено разрешение на открытие счетов в российской или иностранной валюте в банках, находящихся за пределами РФ. Исключения установлены для некоторых лиц согласно закона 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета в иностранных банках».

Валютный иммунитет сохраняется у тех граждан РФ, которые в течение года проживают за пределами государства не менее 183 дней. Причем число выездов из страны и въездов в страну на указанный статус не влияют.

До того, как данные изменения вступили в силу, приезд лица в РФ говорил о прекращении его статуса резидента и в действие вступали ограничения, которые приняты для лиц, постоянно находящихся в России. Послабления в законе касаются лиц, которые за пределами РФ находятся более 183 дней в течение года. В случае валютных операций при покупке авто или недвижимости, установленные ограничения с них снимаются. Относится это к имуществу, находящемуся за пределами РФ. До недавнего времени в таких ситуациях требовалось производить зачисление полученных средств на счет в российском банке.

Обязанности резидентов РФ

К обязанностям резидентов РФ относят:

  • уведомление налоговой о любых фактах, относящихся к открытию, закрытию, либо изменению реквизитов счета в иностранном банке;
  • представление отчетности по движению валюты на счетах в иностранных в банках (направить отчет по почте или через Личный кабинет на сайте налоговой);
  • запрет на выполнение определенных валютных операций (разрешенные операции приведены в ст. 12 закона «О валютном контроле»);
  • для стран, входящих в ОЭСР или ФАТВ, разрешается покупка недвижимости или авто, если счет компании-продавца находится в банковской организации этой страны.

Согласно новой редакции закона «О валютном контроле», операции по покупке или реализации авто или недвижимости возможны, если и одна и другая сторона сделки не являются гражданами России, а также если стороны контракта являются резидентами, но в стране они не прожили более 183 дней

Ответственность за нарушения законодательства

Важно! При нарушении законодательства о валютном контроле, при котором контрагент попадает под валютные ограничения, участникам будет грозить штраф в размере 75-100% суммы сделки.

Все изменения валютного законодательства, которые произошли в последнее время, дают большее количество возможностей для граждан. Однако, это не означает, что ограничения стали более мягкими и увеличилась возможность получения зарплаты в валюте или проведения определенных валютных операций.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Когда гражданин РФ является резидентом, а когда нет?

Ответ: С начала 2018 года все граждане РФ признаются резидентами. Раньше статуса резидента граждане лишались при нахождении за пределами РФ более года, при это возвращение даже на день позволяло вернуть данный статус.

Однако, в настоящее время российский гражданин всегда является резидентом, а от государственного контроля освободиться можно, если провести за границей 183 дня в течение календарного года. При этом значение визиты в Россию иметь не будут.

Вопрос: Какие послабления действуют для резидентов РФ в случае нахождения за пределами России более 183 дней в течение календарного года?

Ответ: Согласно законодательства, валютные резиденты должны декларировать свои счета в иностранных банках, представлять отчеты о движении денег по этим счетам. Перечень валютных операция по счетам в иностранных банках имеет некоторые ограничения, за нарушение которых штраф составит от 75 до 100% суммы сделки. Но, если гражданин находится за пределами РФ более 183 дней за год, то именно от этих обязанностей он и освобождается. То есть он не должен будет декларировать свой счет и представлять отчет о движениях по счетам. Также им не будет грозить штраф в случае начисления денег от продажи акций на счет в иностранном банке. Граждане вправе работать за границей и не переживать о необходимости подавать ежегодную отчетности.

Валютные ограничения – это законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Целями валютных ограничений являются:

выравнивание платежного баланса; поддержание валютного курса; концентрация валютных ценностей у государства.

Основными принципами валютных ограничений являются:

централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках; лицензирование валютных операций – требование получения предварительного разрешения органов валютного контроля для приобретения импортерами и должниками иностранной валюты; полное или частичное блокирование валютных счетов; ограничение обратимости валют путем установления дифференцированного ее режима для резидентов и нерезидентов.

Соответственно различают категории валютных счетов: свободно конвертируемые; внутренние (в национальной валюте с использование в пределах страны); по двусторонним правительственным соглашениям; блокированные (т.е. официальное запрещение свободно распоряжаться средствами на счетах в банках для достижения определенных экономических или политических целей).

Валютные ограничения являются составной частью валютного контроля, как мероприятия государства по надзору, регистрации, статистическому учету валютных операций.

Негативное значение валютных ограничений состоит в следующем:

во-первых, они нарушают единство мирового хозяйства; во-вторых, препятствуют свободному развитию внешней торговли; в третьих, раздробляют мировой валютный рынок на более или менее изолированные валютные сферы. Искусственные ограничения платежей иностранной валютой по внешнеторговым операциям, вводимые одними странами, препятствуют вывозу товаров из других стран и побуждают их к ответным мерам.

Нередко валютные ограничения сочетаются с той или иной формой валютного демпинга. Например, когда государство, устанавливая официальный валютный курс, допускает надбавки к нему при покупке центральными банками иностранной валюты у экспортеров, то оно тем самым создает систему экспортных премий и стимулирует демпинг, ведущий к дальнейшему обострению конкурентной борьбы на мировом рынке.

Различают формы валютных ограничений по сферам их применения:

По текущим операциям платежного баланса они выступают в следующих формах: блокирование валютной выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами; обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или девизным банкам; ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (при наличии разрешения органа валютного контроля). В некоторых странах импортер обязан внести на депозит в банк определенную сумму национальной валюты для получения импортной лицензии; ограничение на форвардные покупки импортерами иностранной валюты; запрещение продажи товаров за рубежом за национальную валюту; запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой; регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в условиях нестабильности валютных курсов.

При этом строго контролируются авансовые платежи иностранным экспортерам. Например, в Бельгии в марте 1983 г. были установлены ограниченные сроки продажи экспортерами иностранной валюты за национальную (30 дней) с целью избежать использования этих средств спекулянтами против национальной валюты.

По финансовым (капитальным) операциям платежного баланса валютные ограничения выступают в следующих формах: При пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов для поддержания курса валюты: лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов; контроль за деятельностью рынка ссудных капиталов: операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при предоставлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом; привлечение иностранных кредитов при условии предварительного разрешения органов валютного контроля (в частности, на выпуск займов) с тем, чтобы они не оказывали негативного воздействия на национальный валютный рынок, рынок ссудных капиталов и рост денежной массы в обращении; полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности либо разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу. При активном платежном балансе в целях сдерживания притока капиталов и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валютного контроля по финансовым (капитальным) операциям: депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых заграничных обязательств банков. Так, в ФРГ в 1978 г. минимальные резервы кредитных учреждений, которые они обязаны хранить в Бундесбанке, были повышены до 100% прироста иностранных обязательств банков. В Японии эта норма была увеличена в марте 1978 г. с 50 до 100%, чтобы приостановить поток долларов в страну, а в декабре 1978 г. снижена до 50% после объявления программы США по поддержанию доллара; запрет на инвестиции нерезидентов, продажи национальных ценных бумаг иностранцам. Например, в Швейцарии в 1972-1974 гг. частично, а с февраля 1978 г. до конца 1979 г. почти полностью была запрещена продажа краткосрочных швейцарских ценных бумаг нерезидентам. В ФРГ в январе 1978 г. также была запрещена продажа иностранцам национальных ценных бумаг сроком от 2 до 4 лет. В Японии запрет на покупку национальных ценных бумаг нерезидентами был введен в марте 1978 г.; обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке (например, практиковалась в Швейцарии); запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцам в национальной валюте. Такой запрет действовал в Швейцарии с ноября 1974 г. по февраль 1980 г. для перераспределения капиталов из страны на рынок еврофранков и снижения курса национальной валюты; введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте (от 12 до 40% годовых).

В данном случае проценты платит или вкладчик банку, или банк, привлекающий вклады в иностранной валюте, выплачивает государственному учреждениюцентральному банку. Эта мера применялась в 1972-1979 гг. в ФРГ, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах для сдерживания притока капиталов из-за границы; ограничение ввоза валюты в страну. Впервые такая мера была введена в Швейцарии в 1976-1977 гг., а в 1979 г. банковским законом было запрещено банкам хранить банкноты в швейцарских франках в сейфах, арендуемых иностранцами, а также держать чеки на крупные суммы, выписанные на их имя по приказу иностранных клиентов; ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам. Так, в Швейцарии такие ограничения практиковались с ноября 1974 г. по март 1980 г.: по продаже франков на срок более 10 дней лимит был увеличен с 20 до 40% от суммы сделки по состоянию на 31 октября 1974 г., по сделкам на более длительный срок – с 50 до 80%; применение принудительных депозитов. Например, в ФРГ с марта 1972 г. по сентябрь 1974 г. фирмы, активно прибегавшие к еврокредитам, по которым процентные ставки были ниже, чем в стране, должны были помещать часть привлеченных капиталов на беспроцентный счет в центрально банке страны – Бундесбанке.

Введение валютных ограничений часто сопровождается установлением множественности валютных курсов, т.е. введением дифференцированных курсовых соотношений валют по различным видам операций, товарным группам и регионам. Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. после отмены золотого стандарта и введения валютных ограничений. При этом многие валютные счета были блокированы, а скидки (дисконт) по отношению к официальному курсу валюты, например в Германии, колебались в пределах от 10 до 90%.

Случайные статьи

Вверх