Иностранные инвестиции в экономике России — современный этап и перспективы. Прямые иностранные инвестиции — это участие зарубежного капитала в проектах на территории другой страны

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Кательницкая Екатерина Владимировна

студент Южного Федерального Университета, РФ, г. Таганрог

E-mail: katelnickaya 1991@ mail . ru

Шевченко Инна Константиновна

научный руководитель, д-р экон. наук, профессор Южного Федерального Университета, РФ, г. Таганрог

На современном этапе перестройки в структуре российской экономики на первое место выдвигает проблему, связанную привлечением прямых иностранных инвестиций в обрабатывающий сектор промышленности.

В настоящее время в сложной экономической ситуации, характеризующейся включая острый дефицит ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики, значимость не спекулятивных, долгосрочных зарубежных инвестиций для России трудно переоценить. Учитывая серьезную технологическую проблему не успеваемости российской экономики в большинстве позиций, требуется иностранный капитал, который может принести современные методы управления и новые технологии, и будет способствовать развитию отечественных инвестиций.

Финансовые ресурсы, обращаются в капитал в денежной форме и рассчитанные для формирования производственного процесса. Будучи запущенны в оборот, они несут доход. Оборот денег осуществляется путем передачи в ссуду и вложения их в предпринимательство. Долгосрочные вложения финансовых ресурсов представляют собой инвестиции. Целью инвестиций является выгодное вложение капитала .

Поэтому, представляется возможным, определить инвестиции как совокупность долгосрочных финансовых вложений, материальных и трудовых ресурсов (как государственных, так и частных) в различные сферы национальной (внутренние инвестиции) или зарубежной (заграничные инвестиции) экономики с целью увеличения накоплений и получения прибыли.

Прямыми инвестициями являются инвестициями прямых инвесторов, то есть инвестиции физических и юридических лиц, владеющих не менее 11 % акционерного капитала или акций предприятия, дающих право на участие в управлении предприятием; кредиты от совладельцев предприятия; взносы в уставный фонд; стоимость оборудования, переданного прямым инвестором; реинвестированный доход.

Прямые иностранные инвестиции являются участниками иностранного капитала и реализуют инвестиционные проекты на территории стран-реципиентов инвестиций, которые характеризуется активным участием инвестора (или его представителей) в деятельности организации. Наиболее востребованная форма капиталовложений для развивающихся экономик, позволяет реализовывать большие и важные проекты, а при этом в страну поступают новейшие технологии, новые практики корпоративного управления.

Прямые иностранные инвестиции:

· Комбинируют перенос практических навыков и управленческого профессионализма с взаимовыгодным объемом ноу-хау.

· Обладают мультипликативным эффектом, положительно отражающемся на производственно и на других секторах экономики.

· Активизируют конкуренцию и могут способствовать развитию малого и среднего бизнеса.

· При правильной организации, стимулировании и размещении в состоянии ускорить восстановление профилирующих отраслей и регионов.

· Стабилизируют занятость и повышают уровень доходов населения .

Таким образом, Прямые Иностранные Инвестиции являются эффективным средством модернизации экономики развивающихся стран.

Опыт большинства развивающихся стран показывает, что всплеск инвестиционной активности в экономике начинается с поступлением иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, привнесенных иностранным капиталом. Здесь представляется целесообразным рассмотреть и оценить разные подходы к определению экономического содержания инвестиционной деятельности, структуры инвестиций, других составляющих элементов инвестиционной сферы, и в частности способов государственного воздействия на ее развитие .

Увеличение потока иностранных капитальных вложений и повышение эффективности инвестиционной деятельности, идущих в российскую экономику может стать одним из главных направлений изменения курса современных экономических реформ.

Объем поступлений иностранных инвестиций в экономику России неуклонно возрастает, начиная с 2010 года. При этом доля прямых инвестиций в 2013 году достигла максимального значения за рассматриваемый период и составила 15,35 %. Ежегодные объемы поступления иностранных инвестиций, и их структура по типам представлена в таблице:

Таблица 1.
Динамика ПИИ в экономике России за период с 2010 по 2013 гг.

Источник: данные Росстата, расчеты НРА

Наряду с ростом фактических объемов ПИИ в 2010-2013 годах также отмечалось улучшение позиций России в одном из ведущих международных исследований, посвященных ПИИ в индексе доверия прямых иностранных инвестиций .

Если в 2010 году Россия занимала только 18 место, то по итогам 2013 года вплотную приблизилась к десятке лидеров, заняв 11 место. Продвижение России в данном рэнкинге свидетельствует о росте интереса международных компаний к прямым инвестициям в российскую экономику.

Статистика по притоку ПИИ в Россию внешне выглядит достаточно благоприятной, однако относиться к этим цифрам следует с известной долей осторожности. Значительная доля поступающих в Россию ПИИ возникает в результате так называемого «круговорота капитала» - явления, при котором поступающие в страну инвестиции возникают в результате возвращения капитала, ранее выведенного в офшорные юрисдикции.

Практически все ПИИ, поступающие из Кипра или Британских Виргинских островов, имеют российское происхождение, что подтверждается, в частности, тем, что указанные территории входят одновременно в число крупнейших инвесторов в российскую экономику и в число крупнейших реципиентов российских инвестиций. Несмотря на то, что в течение 2013 года о необходимости деофшоризации неоднократно говорилось на самом высоком уровне, конкретных результатов в этом направлении добиться пока не удалось, о чем прямо было сказано в Послании Президента Федеральному Собранию, озвученном в декабре 2013 года.

Вложения из офшорных зон по-прежнему составляют значительную долю в общем притоке иностранных инвестиций, и рассматривать данные по ПИИ нужно обязательно с учетом этой особенности.

Еще одной проблемой, связанной с ПИИ, является неоднородность их распределения между регионами России. Показатель притока ПИИ может быть использован в качестве индикатора эффективности региональной инвестиционной политики, однако его практическое использование осложняется тем, что в него включаются офшорные ПИИ, возникновение которых не связано с созданием благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов. Напротив, широкое распространение офшорных схем может быть следствием неудовлетворительных условий ведения бизнеса, вынуждающих предпринимателей регистрировать свои компании в офшорных зонах для минимизации налогов, защиты бизнеса или с иными целями. Объем ПИИ может выступить в роли индикатора инвестиционной привлекательности регионов только в случае исключения из общего притока ПИИ вложений, осуществляемых из офшорных зон .

Российские регионы имеют огромный потенциал в привлечении иностранных инвестиций. Однако неразвитость инфраструктуры, слабость формальных и неформальных институтов ведут к спаду инвестиционной активности.Один из важнейших факторов резкого замедления экономического роста в России в 2013 г. - не просто стагнация, а падение инвестиций в основной капитал. Если в целом по экономике они в январе-июне по предварительной оценке Росстата сократились на 1,4 %, то по отчетности крупных предприятий в рамках региональной статистики (что в чем-то показательнее оценок на макроуровне с досчетами) они в январе-мае упали гораздо сильнее - на 6,6 %.

Если бы не подстегиваемый завершающимися олимпийскими стройками рост инвестиций в Южном федеральном округе (21,1 %), то падение инвестиций в экономике было бы еще больше - при гипотезе о нулевом росте инвестиций на юге темп роста совокупных инвестиции упал бы, по оценкам аналитиков, еще приблизительно на 2 % .

Негативное влияние замедления инвестиционной динамики состоит в том, что оно выглядит чрезмерным даже с учетом замедления роста экономики в целом, что, в общем-то, ведет к стабилизации уровня загрузки мощностей и снижению потребности в инвестициях. Но даже с учетом этого фактора рост инвестиций должен был бы быть выше при прочих равных, так как во всех построенных нами спецификациях инвестиционной функции для России значимость роста экономики в предшествующий год определяется с эластичностью от 0,7 до 1,2. Это значит, что рост инвестиций должен был бы в этом году быть на уровне не ниже 3,0-3,7 %, а аналитики пока наблюдают заметное их падение, заставляющее говорить о настоящем инвестиционном провале .

И было бы неправильно объяснять его исключительно резким снижением сальдированного финансового результата экономики (почти на 22 % за январь-май), которое в соответствии с российской инвестиционной функцией могло вычесть, 2,5-2,8 п.п., но никак не реальные 6,6-8,6% (с учетом и без учета инвестиционного «спурта» ЮФО).

Таблица 2.

Рост инвестиций и его факторов в федеральных округах России, % г/г


Примечание: МСБ - малый и средний бизнес

Подробнее остановимся на рынке титулов собственности, в особенности на прямых иностранных инвестициях. Если портфельные инвестиции направлены на получение дохода и не оказывают влияния на состояние менеджмента и стратегии предприятия, то этот вид инвестиционной активности в наибольшей степени оказывает влияние на состояние международной системы производства .

Портфельные инвестиции (portfolio investments) - вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования.

Международные портфельные инвестиции классифицируются так, как они отражаются в платежном балансе. Они разделяются на инвестиции в:

1) акционерные ценные бумаги - обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ;

2) долговые ценные бумаги - обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - это вид международной инвестиционной деятельности, заключающийся в приобретении резидентом одной страны (прямым инвестором) устойчивого влияния на деятельность предприятия, являющегося резидентом другой страны.

ПИИ подразумевают установление долгосрочных отношений между прямым инвестором и предприятием, являющимся объектом прямых инвестиций, а также довольно существенную роль инвестора в управлении этим предприятием. Как правило покупка контрольного пакета акций.

По статистике МВФ прямым зарубежным инвестированием признается всякое вложение капитала (путем кредитования или приобретения акций), если инвестор располагает или получает не менее 10% простых акций или голосов (для корпоративного предприятия) или соответствующий эквивалент собственности (для некорпоративного предприятия).

ПИИ практически целиком связаны с вывозом частного предпринимательского капитала.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании - предприятия, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании - предприятия, в котором прямой инвестор владеет менее 50% капитала;
  • филиала - предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.

В состав прямых инвестиций входят:

  • Вложения компаниями за рубеж собственного капитала - капитал филиалов и доля в уставном капитале дочерних и ассоциированных компаний (совместных предприятий).
  • Реинвестирование прибыли - доля прямого инвестора в доходах предприятия с иностранными инвестициями, не распределенная в качестве дивидендов и не переведенная прямому инвестору.
  • Внутрикорпорационные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором с одной стороны, и дочерними, ассоциированными компаниями и филиалами - с другой.

Центр ООН по ТНК выделяет 4 наиболее типичных в мире случая прямых капиталовложений, связанных с организацией производства товаров и услуг в зарубежной стране:


1) ПИИ осуществляются потому, что ввоз некоторых товаров и услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений или из-за свойств этих товаров;

2) производство товаров и услуг на месте оказывается более дешевым и эффективным способом обслуживания этого зарубежного рынка. Например, из-за экономии на транспортных расходах;

3) страна приложения предпринимательского капитала оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировые рынки, включая рынки и страны происхождения инвестиций. Это характерно, например, для стран ЮВА, где действует масса иностранных предприятий по сборке бытовой техники;

4) для некоторых видов продукции, особенно технически сложных, важны послепродажное обслуживание, консультационные и другие услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. В этом случае иметь собственное производство в зарубежной стране оказывается более выгодно, чем организовывать чисто сбытовую фирму, и тем более, чем сбывать свою продукцию через посредников.

В связи с большим значением ПИИ для национальных экономик разных стран, в них осуществляется государственная поддержка иностранных инвестиций в форме:

  • предоставления государственных гарантий;
  • страхования иностранных инвестиций;
  • исключения двойного налогообложения;
  • урегулирования инвестиционных споров;
  • административной и дипломатической поддержки.

Темпы роста прямых инвестиций превышают темпы роста мировой торговли и совокупного ВВП мира (в 3 и 4 раза соответственно). Прямые иностранные капиталовложения - самостоятельный фактор экономического развития, оказывает влияние на динамику и структуру торговли, передачу технологии. Общий объем прямых иностранных инвестиций в 1992 г. составил 2 трлн. долларов, его ежегодный рост составил 225 млрд. Основными экспортерами капитала являются ТНК промышленно развитых стран. На 5 стран приходится более 70% прямых капиталовложений за рубежом: США, Великобритания, Япония, Германия, Франция. Капитал вывозится и из некоторых развивающихся стран: Тайвань, Сингапур, Бразилия. С середины 70-х гг. капитал стал вывозиться из стран-экспортеров нефти Ближнего Востока. В общем на развивающиеся страны приходится всего 2,7% объема заграничных инвестиций. 50 крупнейших ТНК контролируют около половины всего объема заграничных прямых капиталовложений, влияние ТНК все больше растет. Иностранные капиталовложения направляются в: ЕС - 29%, США и Канада - 35%, развивающиеся страны - 17%. В хозяйстве Японии роль иностранных капиталовложений весьма мала. Иностранный капитал стал составной частью воспроизводственного процесса во многих странах. Доля предприятий, контролируемых иностранным капиталом в общем объеме производства обрабатывающей промышленности: Канада, Австралия, ЮАР - более 33%, в ведущих странах ЕС - 21 - 28%, США - 10%, Япония - менее 1%. В развивающихся странах на компании с иностранным участием приходится 40% промышленного производства. На контролируемых иностранным капиталом производится 97% электротехнической продукции Сингапура, 82% Тайваня, 75% Южной Кореи.

01.12.2011 – На современном этапе в условиях посткризисного восстановления мировой экономики особую актуальность и значимость для большинства стран мира приобретают вопросы, связанные с поиском новых источников финансирования экономического роста и структурных изменений в экономике (включая создание новых производств и развитие инновационных проектов).

При этом в условиях ограниченности внутренних источников инвестиций одним из основных направлений экономической политики является активизация притока прямых иностранных инвестиций (FDI , foreign direct investments ) в национальную экономику.

По данным Национального статистического комитета, в 2010 г. основной объем иностранных инвестиций (на чистой основе) в реальный сектор экономики Беларуси поступил из России , Нидерландов , Китая , Австрии , Швейцарии , Ирана , Ливана , Эстонии и Японии .

Так, в 2010 г. объем инвестиций, поступивших в реальный сектор Беларуси (без учета банков) от иностранных инвесторов, сократился по сравнению с 2009 г. на 2,3% до 9,085 млрд. долл. (на валовой основе). В том числе прямые иностранные инвестиции возросли на 15,5% до 5,569 млрд. долл., портфельные инвестиции снизились на 1% до 1,840 млн. долл., а прочие инвестиции – на 21,6% до 3,514 млрд. долл.

В то же время, чистое поступление иностранных инвестиций (т.е. за минусом их изъятия) в 2010 г. снизилось до +425,216 млн. долл. против +725,058 млн. долл. в 2009 г., что не может не беспокоить.

В том числе чистый приток ПИИ снизился до +360,575 млн. долл. против +420,862 млн. долл. в 2009 г. По портфельным инвестициям наблюдается чистый приток в размере +0,666 млн. долл. против +1,240 млн. долл. год назад. В свою очередь, чистое поступление прочих иностранных инвестиций, к которым относятся финансовый лизинг , иностранные кредиты и займы (в том числе под гарантии правительства Беларуси ), снизилось до +63,976 млн. долл. против +302,957 млн. долл. в 2009 г.

Представленные статистические данные свидетельствуют о недостаточности прилагаемых усилий по активизации привлечения иностранных ресурсов в реальный сектор экономики Беларуси (включая прямые иностранные инвестиции).

В (по представленной ссылке можно скачать все статьи, приведенные в статье) представлено чистое поступление, изъятие (-) иностранных инвестиций в отраслевом разрезе. Так, в 2010 г. чистое поступление иностранных инвестиций сложилось в транспорте (+256,819 млн. долл.), в связи (+164,554 млн. долл.), в торговле и общественном питании (+48,781 млн. долл.), в строительстве (+41,384 млн. долл.), в жилищно-коммунальном хозяйстве (+9,291 млн. долл.), в сельском хозяйстве (+2,399 млн. долл.) и в материально-техническом снабжении и сбыте (+0,891 млн. долл.).

В свою очередь, чистое изъятие иностранных инвестиций в 2010 г. зафиксировано в промышленности (минус 14,374 млн. долл.) и в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (минус 74,923 млн. долл.).

В страновом разрезе чистое поступление, изъятие (-) иностранных инвестиций в 2010 г. выглядит следующим образом (см. таблицу 2).

Лидерами по чистому поступлению иностранных инвестиций в Беларусь в 2010 г. являются следующие страны: Россия (+208,765 млн. долл.), Нидерланды (+59,206 млн. долл.), Китай (+50,745 млн. долл.), Австрия (+34,946 млн. долл.), Швейцария (+29,122 млн. долл.), Иран (+18,388 млн. долл.), Ливан (+15,802 млн. долл.), Эстония (+14,187 млн. долл.), Япония (+13,473 млн. долл.), Турция (+10,901 млн. долл.), Чехия (+10,093 млн. долл.), Литва (+8,117 млн. долл.). Тем не менее, величина чистого притока ПИИ в разрезе перечисленных стран, на наш взгляд, выглядит недостаточной.

В анализируемом периоде наиболее активно осуществляли изъятие иностранных инвестиций из Беларуси следующие страны (на чистой основе): Латвия (минус 33,852 млн. долл.), Соединенное Королевство (минус 17,823 млн. долл.), Кипр (минус 11,291 млн. долл.), Лихтенштейн (минус 7,392 млн. долл.), Новая Зеландия (минус 7,163 млн. долл.), Британские Виргинские острова (минус 6,746 млн. долл.), Швеция (минус 4,281 млн. долл.).

Среди стран СНГ ситуация выглядит следующим образом: чистое поступление инвестиций – Россия (+208,765 млн. долл.), Азербайджан (+1,431 млн. долл.), Казахстан (+0,334 млн. долл.), Армения (+0,286 млн. долл.), Кыргызстан (+0,234 млн. долл.), Украина (+0,227 млн. долл.), Узбекистан (+0,004 млн. долл.); чистое изъятие инвестиций – Молдова (минус 0,033 млн. долл.).

Кроме того, в анализируемом периоде отмечается чистое поступление в Беларусь иностранных инвестиций из некоторых оффшорных зон : Доминика (+2,863 млн. долл.), Люксембург (+1,935 млн. долл.), Остров Мэн (+1,806 млн. долл.), Острова Кайман (+0,313 млн. долл.), Сент-Китс и Невис (+0,005 млн. долл.).

Можно предположить, что в данном случае речь идет о деньгах резидентов Беларуси и других стран СНГ, выведенных ранее в оффшоры. С этой точки зрения целесообразным выглядит рассмотрение вопроса о проведении в Беларуси амнистии капитала с целью увеличения притока денежных средств из оффшорных зон.

В целом необходимо активнее привлекать средства состоятельных частных лиц. По данным The Boston Consulting Group , в мировом масштабе активы миллионеров под управлением (assets under management , AuM ) в 2009 г. возросли на 12% до 52,6 трлн. долл. В AuM входят ценные бумаги , которыми домохозяйство владеет прямо или косвенно, денежные вклады, фонды денежного рынка и активы, в том числе оффшорные. В AuM не входят средства, обращающиеся в собственном бизнесе инвестора, принадлежащая ему жилая недвижимость и предметы роскоши .

Таким образом, в Беларуси на современном этапе необходимо активнее развивать соответствующую инфраструктуру рынка инвестбанковских услуг, а также законодательное обеспечение. В свою очередь, финансовые институты страны могли бы более активно внедрять и расширять спектр инвестиционных продуктов и услуг «private banking» .

В соответствии с постановлением правительства Беларуси №1874 от 22 декабря 2010 г одним из прогнозных показателей на 2011 г установлен показатель «Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары работы, услуги)». В данном случае учитывается чистое поступление ПИИ в реальный сектор, в банковскую систему, а также поступления от продажи госсобственности.

Для расчета показателя «Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары работы, услуги)» за 2009-2010 гг. Белстат использовал статистические данные и информацию, предоставленную Национальным банком Беларуси (по банковскому сектору, физическим лицам); Государственным комитетом по имуществу Беларуси (по организациям, акции или доли в уставных фондах которых находились в государственной собственности и проданы нерезидентам).

К сожалению, прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в 2010 г. сократились по сравнению с 2009 г. на 32,2% до 1,2 млрд. долл. При этом более половины притока ПИИ в экономику обеспечено за счет продажи госсобственности (в частности, согласно графика Газпром перечислил 625 млн. долл. в счет оплаты акций Белтрансгаза , а Turkcell – 100 млн. долл. в счет оплаты акций ЗАО «БеСТ» ).

В целом в последние годы отмечается заметное увеличение доходов прямых иностранных инвесторов, заработанных в Беларуси (с учетом реинвестированных доходов ): 2005 г. – 134,9 млн. долл., 2006 г. – 236,3 млн. долл., 2007 г. – 434,8 млн. долл., 2008 г. – 682,1 млн. долл., 2009 г. – 871 млн. долл. и 2010 г. – 997,9 млн. долл. (см. рисунок 1). В результате в 2005-2010 гг. прямые иностранные инвесторы заработали в Беларуси 3,357 млрд. долл.

Рисунок 1. Доходы прямых иностранных инвесторов в Беларуси в 2005-2010 гг., млн. долл.

Объем накопленных ПИИ в Беларуси в 2010 г. возрос на 15,3% до рекордных 9,847 млрд. долл. на 1 января 2011 г., что составляет 1039 долл. в расчете на душу населения. Вместе с тем, последний показатель по-прежнему в несколько раз ниже аналогичных показателей стран Центральной и Восточной Европы . Для сравнения: по состоянию на 1 января 2010 г. в Эстонии среднедушевой показатель накопленных ПИИ составил 12126 долл., в Латвии – 5186 долл., в Польше – 4796 долл., в Казахстане – 4649 долл., в Литве – 4144 долл., в России – 2695 долл., в Украине – 1136 долл.

Остается добавить, что по данным последнего рейтинга уверенности прямых иностранных инвесторов , составляемого международной консалтинговой компанией A.T. Kearney (The 2010 FDI Confidence Index ), в 2010 г. в число двадцати стран – лидеров, наиболее благоприятных для осуществления прямых иностранных инвестиций, вошли два крупнейших соседа Беларуси – Польша (6-е место в мире) и Россия (18-е место).

Поэтому в текущей ситуации Беларусь должна воспользоваться выгодным географическим расположением и включиться в полноценную конкуренцию в регионе за привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику. В этом контексте конкурентными преимуществами Беларуси также могут стать относительно низкий уровень трудовых издержек, улучшение делового и инвестиционного климата и ожидаемая либерализация экономической деятельности в стране.

Прямые вложения подразумевают активное участие инвестора в деятельности компании.

Внешние инвестиции позволяют обеспечить не только поступление непосредственно денежных средств, но и позволяют внедрить новейшие технологии производства, использовать последние разработки, ориентироваться на новые формы ведения маркетинговой деятельности и корпоративного управления.

Прямые внешние инвестиции классифицируются по нескольким признакам:

  • по виду актива выделяют реальные (в производственный объект), финансовые (в ) и нематериальные инвестиции (в нематериальные права, в том числе патенты, лицензии);
  • по форме собственности выделяют государственные (инвестор – другое государство), частные (инвестор – частное лицо) и смешанные инвестиции;
  • по характеру использования выделяют предпринимательские (цель – от бизнеса, получение дивидендов) и ссудные инвестиции (цель – получение процентного дохода).

Цель деятельности иностранного инвестора заключается в получении дополнительной прибыли как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. При этом страна-реципиент должна гарантировать право инвестора на контроль над хозяйственной деятельностью субъекта вложений и право на получение дохода от этой деятельности.

Необходимость иностранных вложений

Инвестиции от нерезидента прямого характера считаются главным фактором модернизации экономики страны, которая влечет за собой повышение способности отечественных товаропроизводителей конкурировать на мировых рынках. Одной из особенностей этого вида вложения капитала является тот факт, что инвестор лично заинтересован в отдаче инвестиционных средств. Именно поэтому он будет всесторонне помогать реципиенту организовать высокотехнологичное производство и эффективную сбытовую структуру.

Прямые внешние инвестиции выполняют следующие функции в экономике страны-реципиента:

  • активизируют инвестиционный процесс в целом;
  • способствуют наращиванию материальной базы экономики;
  • обеспечивают возможность обмена последними достижениями технологий производства, менеджмента и маркетинга, необходимыми для выхода на мировой уровень;
  • стимулируют развитие малых и средних предпринимательских форм;
  • ускоряют развитие отраслей экономики в целом и отдельных регионов страны;
  • помогают в стимулировании внедрения инноваций и ориентировании экономики на потребителя.

Иностранные вложения прямого характера благоприятно сказываются на уровне занятости, оказывают воздействие на увеличение доходов населения, расширяют базу для налогообложения.

Основной целью иностранного инвестора является за счет вложений в такие отрасли других стран, которые имеют большую доходность по сравнению со страной выхода капитала.

Если компании или государство собираются инвестировать свои средства, всегда проводится оценка прибыльности и рисков. Выделяют экономические, политические и конкурентные мотивы инвестирования.

Политические мотивы основываются на действиях государства, связанных с торговыми отношениями. Поскольку органы власти стараются контролировать уровень иностранных поступлений товаров на национальный , ограничение или стимулирование иноземных вкладов позволяет влиять на процесс роста всей национальной экономики.

Экономические мотивы обусловлены экономией мировых компаний на масштабе производства. Значительная экономия расходов происходит в таких отраслях как разработки, исследования, распространение товаров, и другие. Кроме экономии на масштабах производства многонациональные компании легче переносят критические моменты на локальных рынках.

Конкурентные мотивы в основном схожи с экономическими и политическими. Они обусловлены желанием обезопасить свой от негативного влияния колебаний экономики либо возможной конкуренции.

Формы инвестирования

Выделяют несколько способов привлечения прямых зарубежных вложений, главными из которых являются:

  • инвестиции с нуля – инвестор создает в другой стране филиал или , которое будет находиться в 100% его собственности;
  • поглощение или покупка – осуществление сделки по покупке иностранной фирмы или слиянию с ней;
  • финансирование филиала, открытого за рубежом;
  • покупка имущественных прав – инвестор вкладывает капитал, покупая право на пользование природными ресурсами или земельными участками;
  • предоставление прав на – предоставление в использование своих технологий, патентов, ноу-хау;
  • покупка акций в уставном капитале – вложение средств, дающее право участвовать в деятельности иностранной фирмы.

Основными формами вложения зарубежного капитала принято считать создание совместных и дочерних предприятий и компаний, открытие собственных филиалов и покупка акций фирм, работающих в стране-реципиенте.

Компания с долей иностранных инвестиций может иметь три формы:

  • филиал – 100% собственность инвестора;
  • дочерняя компания – более половины капитала принадлежит инвестору;
  • ассоциированная компания – инвестор располагает менее, чем 50% капитала фирмы.

В современном экономическом пространстве можно наблюдать своего рода разбросанность акций. Так, если обычно решающая доля капитала составляет 50%, то акциями современных компаний владеют значительно большее количество инвесторов. И даже покупка 5% акций может иметь решающий голос. Причиной служит то, что другие инвесторы инвестировали меньшее количество капитала. Например, в экономике США прямые инвестиции составляют 10% и более участия в капитале. Если доля акций меньше, такие инвестиции относят к портфельным.

Факторы привлечения зарубежных инвестиций

Приток импортных инвестиций в страну позволяет ей постепенно нарастить долю прибыли от внешнеторговых операций по экономике в целом. Вовлечь как можно больше денежных средств наиболее активно стремятся развивающиеся страны. Наиболее крупными и серьезными инвесторами считаются транснациональные компании американского и европейского происхождения.

Сам механизм инвестирования обычно затрагивает работу инвестиционных фондов, которые аккумулируют иностранные капиталы. Инвестор тщательно выбирает , проводя особый анализ, учитывающий три фактора:

Политическая стабильность в стране . Важную роль играет не только стабильная политическая обстановка, но и эффективность политических технологий регулирования бизнеса. Законодательство государства-реципиента должно гарантировать инвестору его права и защищать его интересы.

Уровень развития экономики и макроэкономическая ситуация. Инвестор, вкладывая свой капитал, должен понимать, на какую прибыль он может рассчитывать. Он оценивает основные макроэкономические показатели страны, прогнозы развития ее отдельных отраслей и экономики в целом.

Опыт и репутация самого фонда. Работа инвестора и фонда должна отвечать принципу взаимовыгодных отношений. Инвестора интересует опыт работы фонда, прибыльность представляемых им проектов, примеры успешной работы. Фонд же желает работать с надежными и крупными инвесторами, стараясь размещать средства в выгодные проекты.

Контроль прямых зарубежных инвестиций

Значение иностранных капиталовложений в экономике современного государства возрастает, все чаще они имеют еще и политический оттенок, поэтому требуют регулирования и контроля на международном и национальном уровне.

Национальное регулирование инвестиций, поступающих из-за рубежа, основывается на традиционных правовых институтах, однако последнее время правительства многих стран выступают за создание специальных законов, кодексов и других нормативных положений, регулирующих данные вопросы. В основе таких законодательных актов при их разработке должны быть учтены условия инвестирования в принимающей капитала стране, а также выполнение правовых гарантий для инвесторов.

Регламентирование зарубежных инвестиций на национальном уровне содержит:

  • государственные гарантии: отсутствие дискриминации по отношению к местным инвесторам, наличие защитных механизмов от рисков политического характера, природных бедствий, гарантия свободного вывоза прибыли;
  • право на использование льготных режимов: лояльный налоговый режим, льготы таможенного и иного административного характера;
  • обеспечение страхования инвестиций;
  • создание правовой базы для быстрого и справедливого разрешения инвестиционных споров;
  • исключение повторного налогообложения.

В России реализация проектов с участием иностранных инвестиций регулируется законодательно, кроме того, выделен орган, занимающийся разработкой политики страны в сфере инвестиций – Министерство развития экономики РФ. Специальные структуры есть и на региональном уровне.

Международное регулирование внешних инвестиций включает в себя свод специальных соглашений межгосударственного уровня, который регламентирует отношения в процессе инвестиционного процесса с частным капиталом. Правовой режим в таком виде может действовать на двусторонней основе и регулировать отношения двух отдельно взятых государств, а также быть многосторонним.

Двустороннее соглашение о регулировании иностранных инвестиций – это соглашение, заключаемое между двумя государствами, которые предоставляют свой правовой режим для инвестиций второй стороны. В этом случае, государства «обмениваются» инвестициями в экономику друг друга. Вместе с соглашением об инвестициях принимается положение об их защите, а также порядок урегулирования всех возможных споров в этой сфере сотрудничества.

Основу международного режима регулирования вложений средств в экономику других стран составляют многосторонние договоры, носящие универсальный характер. Все соглашения, относящиеся к этой группе, заключены в рамках международных организаций, таких как МВФ, ЮНКТАД, МБРР и других. В границах Европейского союза дополнительно действует свое многостороннее соглашение, заключенное еще в середине прошлого века. Римский договор 1957 года является примером регулирования инвестиций на национальном уровне с учетом нескольких сторон.

В связи с востребованностью инвестиций других государств в многие страны стремятся присоединиться к уже действующим соглашениям, а также разработать национальную систему регулирования капиталовложений из-за рубежа. Так как многосторонние кодексы международного уровня считаются универсальными, создание отдельных институтов права в конкретной стране бывает нецелесообразным. Действующие документы дорабатываются и изменяются и в настоящее время в связи с изменениями политической и экономической обстановки в мире.

Согласно проведенным исследованиям UNCTAD и ОЭСР прямые внешние инвестиции предполагают:

  • положительный эффект от иностранного инвестирования достигается только при четко сформулированной и отработанной программе государства. Такая программа предполагает грамотное взаимодействие с инвестором и эффективную политику по привлечению инвестиций;
  • отсутствие грамотной политики в вопросе привлечения иноземного капитала может негативно отразиться на конкурентоспособности и экономическом росте страны на мировой арене;
  • для наиболее положительного влияния иностранных вложений на прогресс экономики страны, средства должны быть вложены в отрасли с высокой степенью конкуренции.

Таким образом, принимающая сторона определяет эффективность иностранных инвестиций на основе стимулирования или торможения конкуренции в отраслях хозяйствования.

Оценка притока инвестиций на конкурентоспособность принимающей страны позволяет сделать такие выводы:

  • действия страны-реципиента определяют степень эффективности инвестиций. Политика страны должна быть направлена на рост прозрачности экономики, рост уровня конкуренции, повышение свободы финансовых институтов и снижение бюрократизации экономики;
  • грамотная инвестиционная программа стимулирует содействие иностранных и национальных бизнесов;
  • положительный эффект инвестиций достигается благодаря долгосрочным инвестициям. Краткосрочно вложений капитал наоборот негативно влияет на экономику и стимулирует финансовую неустойчивость страны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Случайные статьи

Вверх