История пфр. Пенсионный фонд рф

12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения. Уже 20 ноября 1990 года был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот закон положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, который прекратил свое существование в конце 1991 года. Новый пенсионный закон России признавался довольно радикальным для своего времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России. В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Соответственно, вместо прежней разветвленной и многоуровневой системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий. Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.

Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию - Пенсионный фонд России (ПФР) , который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 гг. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.

Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации. Данная структура управления пенсионными средствами была не характерна для зарубежных пенсионных моделей, но именно она сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России. В том числе обеспечивая определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической дестабилизации.

Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых практических шагов вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.

Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать. Численность российских пенсионеров возросла за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции в первой половине 1990-х гг. привели к резкому снижению реальной покупательной способности пенсионных выплат. Чтобы не допустить обнищания пенсионеров, правительство РФ приняло решение о регулярной индексации пенсии, отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных граждан. В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости. Это позволило увеличить доходы пенсионеров в реальном выражении. Уже в начале 1994 года рост пенсий в России опережал рост зарплат, а средний размер пенсии превышал прожиточный минимум пенсионера. Кроме того, получатели трудовых и социальных пенсий впервые уступили лидерство в списке самых бедных категорий граждан России неполным семьям с детьми и многодетным семьям.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России. В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции.

В 2017 году система пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации насчитывала более 43 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения России (более 76 млн чел.). Участниками стали около 16 млн человек. Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 7 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату на улучшение жилищных условий.

В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира. Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и Украине. В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Израиле, США, Канаде и Финляндии.

Но реформирование пенсионной системы в Российской Федерации еще далеко от завершения. В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегии - развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования. Именно такая модель, которая внедряется в России с 1 января 2015 года, сможет обеспечивать наибольшую сбалансированность пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе.

Денежный фонд – это часть денежных накоплений, которые формируются в специальные накопительные системы для осуществления выплат под определенные цели. Таким образом, пенсионный фонд – это организация, которая занимается социальными выплатами населению в виде пенсий по старости, а также по инвалидности. Такие фонды могут быть двух форм: (государственные фонды и негосударственные фонды)

Критерием раздела на такие виды является форма собственности управляющей организации самого фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Пенсионный Фонд РФ – это независимая государственная кредитно-финансовая организация, которая отвечает за сбор и накопление страховых взносов от работающего населения, для выплаты госпенсий и прочих социальных видов помощи населению страны. Формирование бюджета ПФ осуществляется за счет страховых отчислений от:

  • Официально трудоустроенного населения.
  • Частных предпринимателей.

Дотаций из общего бюджета страны на выплаты для государственных пенсий, а также различных целевых социальных пособий. Денежные средства, которые возмещает ПФ Фонд занятости населения для выплат неработающим гражданам в виде досрочных пенсионных начислений. Добровольные взносы от различных юридических, а также физических лиц, к примеру, от официально не трудоустроенных граждан, для пенсионных накоплений.

Пенсионный Фонд России считается одним из важнейших социальных институтов. Он также считается главной федеральной финансовой системой в сфере государственного социального обеспечения для населения. Официальное основание организации состоялось в конце 1990 года, а именно 22 декабря специальным Постановлением от Верховного Совета страны. Стоит отметить, что ПФ – это внебюджетная система накопления средств, деньги из фонда не перенаправляются в общероссийский бюджет. Но из бюджета могут вноситься денежные средства на различные социальные выплаты для граждан страны.

Функции ПФ России

На сегодня структура ПФ состоит из 8 Управлений по Федеральным округам, а еще 81 Отделения ПФ по субъектам государства. Помимо этого, в регионах страны действуют более 2500 территориальных отделений при Пенсионном фонде. Пенсионный фонд – это не просто финансовое учреждение. Данная организация выполняет целый ряд важных для общества функций, а именно:

  • Ведение учета страховых отчислений, которые поступают в категории обязательного пенсионного страхования.
  • Назначение гражданам пенсионных выплат: назначаются по старости, в случае утраты кормильца, а также при получении инвалидности. Выплаты за счет государственного обеспечения предоставляются военным и их семействам и так далее.
  • Назначение различным категориям населения специальной социальной помощи, к примеру, в связи с инвалидностью, ветеранам и так далее.
  • Выдача гражданам специальных сертификатов для получения материнского капитала.
  • Поименный учет для всех участников по системе обязательного страхования.
  • Сотрудничество с работодателями, как лицами по внесению страховых взносов за своих сотрудников.
  • Выполнение Государственной Программы по совместному финансированию пенсий для населения.
  • Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей фирмы, а также приватными управляющими организациями.

На сегодня государственной управляющей компанией при Пенсионном фонде является «Внешэкономбанк.»

Особенности функционирования Пенсионного Фонда России

Основный источник денежных влияний в Пенсионный Фонд – это страховые взносы от работающего населения страны. В России ставка взноса составляет 22% от общего фонда на оплату труда для каждой организации и делится на две группы:

  • Страховой взнос.
  • Накопительный пенсионный взнос.

Часть доходов граждан не облагается государством обязательством уплатить пенсионный взнос, такими считаются:

  • Выходное пособие, которое назначается при прекращении трудовых отношений между работодателем и его сотрудником.
  • Компенсации за неиспользованный работником отпуск.
  • Заработок, который получал гражданин в период своего трудоустройства в статусе временного безработного.
  • Материальная помощь, какие-либо льготные или компенсационные выплаты.

Основной принцип работы государственного Пенсионного фонда является солидарность поколений. Так как взносы на пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет заработка трудоспособного населения. Фактически молодые и здоровые люди оплачивают содержании пожилых людей и инвалидов. Это важно не только из финансовой точки зрения, но и из социальной.


Отельную категорию населения страны составляют инвалиды, которые утратили свою трудоспособность в силу определенных обстоятельств. Эта категория считается социально незащищенной, поэтому государство уделяет им особое внимание и оказывает всячески всестороннею помощь. Немаловажную роль в данном аспекте отыгрывает и Пенсионный фонд, который занимается непосредственным назначением и осуществлением выплат пенсий гражданам по инвалидности.

22 декабря - день основания Пенсионного фонда Российской Федерации. Он был образован в 1990 году, когда пенсионную систему страны потребовалось реформировать в соответствии с новыми социальными и экономическими условиями. От советских времен ей достался ряд нерешенных вопросов и обязательств перед гражданами, а перестраивающаяся экономика требовала новых подходов к вопросам пенсионного обеспечения.

В первый год работы бюджет Фонда по доходам не превышал 100 млн рублей. Со временем к обязанностям ПФР добавлялись новые функции, выводившие сферу его ответственности за рамки исключительно пенсионного обеспечения.

В 1997 году в эксплуатацию была введена система персонифицированного учета пенсионных прав граждан. С тех пор все этапы трудовой деятельности, включая периоды стажа и суммы пенсионных взносов, фиксировались на индивидуальном счете, который ПФР открывал каждому работающему человеку. Система персучета позволила сократить время и в целом упростить процедуру установления пенсии, что на практике снизило нагрузку на специалистов ПФР и, самое главное, избавило клиентов Фонда от сбора дополнительных документов, например, в случаях утраты сведений трудовой книжки.

В 2002 году с введением в систему обязательного пенсионного страхования накопительного элемента - части пенсии, средства которой направлялись не на выплаты действующим пенсионерам, а сохранялись на счетах работающих граждан, - все обязанности по учету, обслуживанию и формированию пенсионных накоплений были возложены на ПФР.

В 2005 году деятельность Фонда была расширена в сторону социального обеспечения, и к выплатам пенсий добавились несколько видов ежемесячных социальных выплат, которые назначались отдельным категориям граждан.

В 2007 и 2008 годах ПФР стал администратором двух государственных социальных программ - материнского капитала и софинансирования пенсий. С 2008 года отмечается резкое увеличение бюджета ПФР по доходам и расходам. Такое же резкое по сравнению с прошлыми годами увеличение отмечено и в отношении расходов на выплату пенсий.

С 2010 года Пенсионный фонд принял на себя функцию администрирования страховых взносов работодателей, а также функцию по выплате федеральной социальной доплаты пенсионерам. С этого момента отмечается самое высокое поступление страховых взносов в ПФР, а в 2011 году этот показатель достиг максимума за все время существования Фонда.

В 2012 году ПФР осуществил первые выплаты обладателям накопительной части пенсии. На сегодняшний день их получили 3 млн пенсионеров, среди которых есть и участники Программы государственного софинансирования пенсий.

Сегодня ПФР участвует в реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России. Ключевыми направлениями на ближайшие годы станут: проведение мероприятий по реализации новой пенсионной формулы, совершенствование накопительного компонента, трансформация института досрочных пенсий.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации". Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования" № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 - 1,2 млрд рублей.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача - выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация - это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой "советский" трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года - единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

В 2010 году Пенсионному фонду исполнится 20 лет. К юбилею ПФР подходит в качестве одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.

Одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.

Пенсионный фонд Российской Федерации – это организация по оказанию социальных услуг для граждан. Какова история развития Пенсионного фонда в Российской Федерации? Каковы его социально значимые функции? Ответы на эти и другие вопросы читайте ниже.

Пенсионный фонд Российской Федерации был создан 22 октября 1990 года. Это событие помогло получить новый способ финансирования и выплаты пенсий и пособий. Сначала функцией Пенсионного фонда был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий. Но позже начали формироваться Единые пенсионные службы, в обязанности которых входила начисление и выплата пенсий.

Система Пенсионного фонда развивалась и далее, периодически выдавались указы, постановления органов власти, которые вносили изменения в структуру Пенсионного фонда, и от момента своего создания и за время существования произошло немалое количество изменений. Много дополнительных функций появилось во власти Пенсионного фонда. Он смог решать такие вопросы как оформление пенсии и подтверждение стажа и др.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Но и денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Система Пенсионного фонда имеет трехуровневую структуру. В нее входят:

1. Центральный аппарат.

2. Отделения ПФ в субъектах Российской Федерации.

3. Управления ПФР в городах и районах.

Исполнительная дирекция осуществляет управление центральным аппаратом Пенсионного фонда.

Фонду присущ целый ряд особенностей:

1. Имеет строгую целевую направленность.

2. Денежные средства используются для финансирования расходов, которые не входят в бюджет.

3. Тарифы взносов в Фонд являются обязательными и устанавливаются государством.

4. Регулирование взносов, их взыскания и уплаты ложится на многие статьи из Налогового кодекса.

5. Денежные средства Пенсионного фонда находятся на государственном обеспечении и не входят в состав бюджетов, то есть взыскивать эти денежные средства на цели, которые не предусмотрены законом, запрещено.

6. Распределение средств Фонда происходит непосредственно под присмотром руководства Фонда или органов власти.

Социально значимые функции Пенсионного фонда

К социально значимым функциям можно отнести:

1. Назначение и выплата пенсий.

2. Назначение и реализация социальных выплат.

3. Учет участников системы обязательного пенсионного страхования.

4. Взаимодействие со страхователями.

5. Выдача сертификатов на получение материнского капитала.

6. Управление средствами пенсионной системы.

7. Проведение научно-исследовательской работы в области пенсионного страхования.

8. Управление средствами пенсионной системы.

9. Международное сотрудничество по вопросам, касающимся пенсионной системы.

Это одни из основных социально значимых функций. Естественно, они играют большую роль в деятельности Пенсионного фонда и помогают ему проникать во все сферы социальных отношений.

Функции фонда

У Пенсионного фонда имеются 3 функции:

1. Фискальная – сбор денежных средств для проведения мероприятий, которые относятся к пенсионному обеспечению.

2. Перераспределительная – выплата пособий и пенсий гражданам, которые в первую очередь нуждаются в финансовой помощи (инвалидам; лицам, которые потеряли кормильца и так далее).

3. Контрольная – наблюдение за сложившимися в стране условиями в сфере пенсионного обеспечения.

Формирование дохода Пенсионного фонда

Доход Фонда формируется за счет страховых взносов работодателей, страховых взносов лиц, которые занимаются индивидуальной деятельностью, страховых взносов граждан других категорий, добровольных взносов и выплат из бюджета Российской Федерации. А все налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Выводы

Пенсионный фонд Российской Федерации составляет очень большую и важную часть системы социального обеспечения. Благодаря ряду функций Фонд может обеспечивать материальной поддержкой все слои населения. И с каждым годом социальная система Российской Федерации становиться более совершенной благодаря работе Пенсионного фонда.

Случайные статьи

Вверх