Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Государственные служащие находятся в ожидании улучшения своего финансового положения. Какое увеличение трудового пособия ожидают наши чиновники к 2018 году, скоро узнаем. Правительство РФ готовит ряд нововведений по повышению зарплаты госслужащим.
Правительство РФ объявило, что к 2018 году ожидается повышение оплаты труда чиновникам. Но, как выяснилось, речь шла об увеличении только части оклада, которая напрямую зависит от высокого результата работы каждого отдельно взятого муниципального служащего.
Что необходимо предпринять служащим, чтобы остаться на должности и зарплату сохранить? В России запланировано мероприятие, где ведется усовершенствование гражданской службы. План мероприятий ограничен двухгодовым периодом, где просчитано: увеличение зарплаты госслужащим в 2018 году составит тридцать восемь процентов.
Эксперты финансов утверждают: эта мера необходима - зарплаты подобной категории работников не индексировались с 2014 г.
Повышение цен на нефть до 50-55 долл./барр. позволило правительству стабилизировать бюджетные поступления. В том числе представители Минфина рассчитывают сократить дефицит бюджета до 2% по итогам 2017 года. В результате правительство получает дополнительные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на увеличение оплаты труда.
Согласно поручению Владимира Путина, правительство будет прорабатывать вопрос индексации зарплат для тех категорий бюджетников, которые не входили в майские указы. Уже в 2018 году очередь может дойти до госслужащих, допускают эксперты. Однако власти еще не определились с итоговым форматом корректировки оплаты труда служащих различных категорий.
Осенью прошлого года в Минфине подготовили законопроект, который предлагает отменить ежегодную индексацию зарплат госслужащих согласно уровню инфляции. В условиях кризиса власти должны учитывать реальное состояние бюджета. Представители ведомства предлагали решать вопрос о будущем повышении оплаты труда для служащих исключительно в рамках бюджетного процесса. Однако данная инициатива не нашла поддержки в Госдуме.
Другой альтернативой решения данного вопроса является возврат к повышению зарплат в рамках инфляции прошлого года. В таком случае в феврале следующего года госслужащих ожидает повышение оплаты труда на 4% (прогнозное значение инфляции на 2017 год). При этом индексация не будет учитывать показатели инфляции прошлых лет, когда действовал мораторий.
Кроме того, власти рассматривали вариант полной индексации зарплат с учетом суммарного показателя инфляции. В результате в 2019 году оплата труда госслужащих могла быть увеличена сразу на 38%, однако в правительстве считают подобный сценарий маловероятным.
Итоговый формат повышения зарплат госслужащих будет зависеть от экономических факторов, подчеркивают эксперты. Финансовые возможности правительства определяются динамикой цен на «черное золото».
Оптимистичный прогноз на следующий год предполагает дальнейший рост нефтяных котировок, ускорение роста ВВП и сокращение дефицита бюджета. Кроме того, по итогам 2017 года инфляция замедлится до 4%, что значительно снизит стоимость будущей индексации зарплат.
В результате власти смогут отказаться от продления моратория и возобновить поэтапное увеличение оплаты труда. Однако отыграть инфляцию за три года, когда действовал мораторий, будет весьма проблематично. Подобное повышение зарплат станет чрезмерной нагрузкой для бюджета, который остается уязвимым перед внешними факторами.
Новый обвал цен на нефть станет вызовом для отечественного бюджета. В таком случае чиновникам придется возобновить оптимизацию расходов, что может привести к пролонгации моратория на индексацию зарплат. Еще один негативный фактор, который может привести к ухудшению экономической ситуации – рост геополитической напряженности. В результате отечественная экономика может столкнуться с новыми санкциями, что будет иметь негативные последствия.
Наиболее вероятным сценарием является индексация зарплат в следующем году на 4%. При этом в Минфине допускают отмену ежегодной индексации, предлагая обсуждать возможное повышение оплаты труда в рамках бюджетного процесса.
Для получения полной оплаты, включая доплаты, в 2018 году сотруднику госпредприятия потребуется регулярно исполнять соответствующие должностные инструкции. Таким образом, получается: оплата труда должностного лица должна напрямую зависеть от качества и количества результата его деятельности.
Правительством РФ было предложено подготовить дополнения и изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе» к концу 2017 г.
Указанные дополнения предусматривают составление с должностными лицами трудового договора (контракта) где обозначены критерии, требующие у сотрудника надобность освоения их за какой-то срок. Также контрактом обозначатся индивидуальные показатели эффективности его деятельности.
От качества реализации пунктов трудового договора напрямую зависит повышение зарплаты отдельно взятого государственного служащего. Денежные средства будут выдаваться или в полном объеме при исполнении всех условий контракта, или нет.
Так как речь идет о росте денежного вознаграждения государственным лицам, то для заинтересованности служащих исполнять свои рабочие обязанности со всей профессиональностью и рвением, так же пропишут пункт в законе, предусматривающий премирование его добросовестного труда.
Многим экспертам по экономической деятельности данное предложение кажется более приемлемым для появления стимула у чиновника ответственно работать.
Сегодня вознаграждение за работу гос. служащего имеет несколько составляющих:
Основная оплата работы состоит из первых двух пунктов. Оплата ежегодного отпуска производится из тех же денежных средств. Т.е. основная заработная плата составляет около восьмой доли от суммы денежных средств. А при увеличении этой восьмой доли, соответственно уменьшится выплата надбавок и бонусов.
После изменения закона о государственной службе федеральный аппарат подвергнется немалым изменениям. Правительством будут пересмотрены должностные инструкции чиновников, результативность работы и представленные полномочия.
Вследствие чего в 2018 году можно ожидать сокращения довольно большого количества должностных лиц, так как повторяющиеся функции, которые дублировали несколько служащих, подлежат увольнению.
Государственные служащие находятся в ожидании улучшения своего финансового положения. Какое увеличение трудового пособия ожидают наши чиновники к 2018 году, скоро узнаем. Правительство РФ готовит ряд нововведений по повышению зарплаты госслужажим.
Повышение оклада федеральным госслужащим в России — последние новости 2018 года
Правительство РФ объявило, что к 2018 году ожидается повышение оплаты труда чиновникам. Но, как выяснилось, речь шла об увеличении только части оклада, которая напрямую зависит от высокого результата работы каждого отдельно взятого муниципального служащего.
Смотрите также:
Кредитная амнистия с 2018 года: новый закон для физических лиц, последние новости
Что необходимо предпринять служащим, чтобы остаться на должности и зарплату сохранить? В России запланировано мероприятие, где ведется усовершенствование гражданской службы. План мероприятий ограничен двухгодовым периодом, где просчитано: увеличение зарплаты госслужащим в 2018 году составит тридцать восемь процентов.
Эксперты финансов утверждают: эта мера необходима — зарплаты подобной категории работников не индексировались с 2014 г.
Результат деятельности госслужащего — важный критерий для надбавки зарплаты в 2018 году
Среднее вознаграждение муниципальных работников России по состоянию на 2016 год составляло 99 900 (девяносто девять тысяч девятьсот) рублей. Принят проект, где рост зарплаты не превысит тридцати восьми процентов.
Отсюда вывод: трудовое вознаграждение с учетом индексации будет 140 000 (сто сорок тысяч) рублей. Однако повысится только часть оклада, а увеличение всей заработной платы вообще не обсуждалось. Но интересно, какой рентабельности удостоится увеличиваемая доля.
Главой агентства коммуникационной политики и экономики, Д. Орловым, выдвинуто мнение: прибавить зарплату чиновникам путем выплаты компенсации из-за произошедшей инфляции.
Смотрите также:
В начале 2018 года ожидается ускорение инфляции
В общем, с ним согласны многие политики, что не стоит всех исполнителей ставить в одну линию: одни получают небольшие вознаграждения за работу, другие – «гребут лопатой».
Росстат предоставил данные получения денег специалистов президентского аппарата. Таким образом, получается: средняя оплата работы сотрудника составляет 208 000 (двести восемь тысяч) рублей.
Однако трудовые доходы молодых специалистов высокой категории колеблются около 26 000 (двадцать шесть тысяч) руб. При сегодняшнем повышении уровня цен молодым специалистам достаточно трудно выживать самим, содержать семьи.
Для решения данной проблемы низкооплачиваемые работники выкручиваются из ситуации путем получения добавочных доходов «со стороны». Таким образом, принимается решение об увеличении заработных плат низкооплачиваемым специалистам.
Муниципальные работники имели высокую оплату труда в 2014 г., а затем, из-за сложившейся экономической ситуации в государстве их вознаграждение уменьшилось на двадцать процентов.
Для получения полной оплаты, включая доплаты, в 2018 году сотруднику госпредприятия потребуется регулярно исполнять соответствующие должностные инструкции. Таким образом, получается: оплата труда должностного лица должна напрямую зависеть от качества и количества результата его деятельности.
Правительством РФ было предложено подготовить дополнения и изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе» к концу 2017 г.
Указанные дополнения предусматривают составление с должностными лицами трудового договора (контракта) где обозначены критерии, требующие у сотрудника надобность освоения их за какой-то срок. Также контрактом обозначатся индивидуальные показатели эффективности его деятельности.
От качества реализации пунктов трудового договора напрямую зависит повышение зарплаты отдельно взятого государственного служащего. Денежные средства будут выдаваться или в полном объеме при исполнении всех условий контракта, или нет.
Так как речь идет о росте денежного вознаграждения государственным лицам, то для заинтересованности служащих исполнять свои рабочие обязанности со всей профессиональностью и рвением, так же пропишут пункт в законе, предусматривающий премирование его добросовестного труда.
Многим экспертам по экономической деятельности данное предложение кажется более приемлемым для появления стимула у чиновника ответственно работать.
Сегодня вознаграждение за работу гос. служащего имеет несколько составляющих:
Чиновники готовятся к новым изменениям в системе оплаты своего труда. Так, правительство обещает повысить зарплату госслужащих в 2018 году .
Однако, помимо увеличения оклада, а, если быть точнее, то лишь гарантированной его части, для работников государственного аппарата приготовили целую систему, направленную на выявление зависимости зарплаты от эффективности работы отдельно взятого госслужащего.
Давайте разберемся, как «аукнется» очередное нововведение рядовым чиновникам и что им нужно будет выполнять, чтобы не лишиться доброй доли оклада или вовсе не потерять своего места.
В аппарате правительства отмечают, что повышение гарантированной части оклада идеально вписывается в план мероприятий по развитию российской гражданской службы, рассчитанный на период 2016-2018 гг. Также был назван и процент повышения зарплаты чиновников – 38%.
По мнению экспертов, подобная мера была вынужденной, так как зарплата этого сегмента не индексировалась с 2014 года.
А теперь давайте посчитаем. По данным Росстата, в 2016 году среднемесячная заработная плата федеральных госслужащих составила 99 тыс. 900 рублей. То есть, при увеличении на пресловутых 38%, оклады могут вырасти практически до 140 тыс. рублей. И лишь немногим позже в правительстве заявили, что речь идет о повышении гарантированной части окладов, не затрагивая иные выплаты.
Глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов выдвинул свои соображения на этот счет. По его мнению, рост зарплат госслужащих – необходимая мера, призванная хоть как-то компенсировать чиновникам отрицательный эффект инфляции.
В свою очередь, высказался бывший заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь. В целом, он придерживается такой же позиции, что и Орлов, с одним лишь замечанием – нельзя всех чиновников грести под одну гребенку, ведь кто-то зарабатывает жалкие гроши, а кто-то – ворочает «бешеными» тысячами.
«У министров и сотрудников администрации президента зарплаты высокие. Так, средняя зарплата в администрации президента, по данным Росстата, - 208 тыс. рублей, в то время как специалисты первой категории в Москве получают зарплату в 26 тыс. рублей. Сегодня молодым специалистам, которые вступили в брак и рожают детей, тяжело содержать семью на подобную зарплату. В результате этого создаются условия для того, чтобы такие люди стремились получать различные неофициальные доходы. Зарплатам специалистов низших категорий необходимо уделить особое внимание, где их трудовой доход не будет в десятки раз меньше зарплат первых руководителей», — поделился своим видением ситуации Митволь.
Ко всему прочему, политик добавил, что наивысшую зарплату чиновники получали в 2014 году, а затем, в виду сложившейся в стране ситуации, зарплаты госслужащих очень сократились. За последнее время снижение зарплат занятых на государственной службе составило около 20%.
В 2018 году, чтобы получить оклад в полном объеме, а также дополнительные выплаты, должностному лицу нужно будет месяц от месяца выполнять ряд выдвинутых к нему требований. Иными словами, совсем скоро заработные платы государственных служащих будут прямо зависеть от того, сколько они, грубо говоря, «наработали».
В правительственном аппарате обещают внести соответствующие поправки в закон «О государственной гражданской службе РФ» уже к декабрю 2017 года.
Подобные нововведения подразумевают активное вживление системы контракта эффективности работы госслужащего. Сам контракт представляет собой обыкновенный трудовой договор, в котором в обязательном порядке прописаны кое какие показатели, коих чиновнику следует достичь за определенное время, действуя в рамках своих полномочий, а также критерии оценки продуктивности его работы.
Отталкиваясь от того, выполнил ли служащий эти показатели, и будет решаться, получит он полный оклад или же урезанную зарплату, разумеется, без каких бы то ни было надбавок и бонусов.
Помимо лежащей на поверхности сути эффективного контракта, он также подразумевает увеличение оклада, о котором уже говорилось выше, по отношению к премиальной части зарплаты. Подобный ход многие политики находят единственно верным решением в нынешних условиях относительной нестабильности и в стране.
В настоящее время оклад государственного служащего состоит из следующих частей:
При этом два первых оклада создают основную зарплату денежного содержания. А вот к дополнительным выплатам относятся: надбавка за выслугу лет (выплачивается ежемесячно), надбавка за особые условия гражданской службы, иногда выплачивается ежемесячная надбавка за работу над секретными материалами и премии за выполнение особенно сложных и важных заданий.
Сюда же относят и выплату при предоставлении оплачиваемого отпуска (раз в год). Порой фиксированная часть может составлять одну восьмую всей заработной платы. То есть повышение основной части оклада будет происходить за счет уменьшения дополнительных выплат.
Также схема перехода на новую систему контрактов в повлечет за собой сокращение количества госслужащих. В правительстве предполагают пересмотреть полномочия и функции государственных органов, в результате чего дублирующиеся функции будут изничтожены и, по сути, произойдет сокращение штатов.
Последние новости свидетельствуют об оживлении отечественной экономики, что может возобновить повышение зарплат госслужащих уже в 2018 году. Ранее власти были вынуждены наложить мораторий на ежегодную индексацию оплаты труда, реагируя на негативные последствия кризиса. Итоговое решение и формат повышения будут зависеть от макроэкономической динамики.
Падение цен на нефть и последующий экономический кризис вынудили чиновников оптимизировать государственные расходы. В результате в 2015 году уровень зарплат госслужащих, который ранее ежегодно индексировался согласно индексу инфляции, был заморожен. Мораторий на индексацию сохранится до конца текущего года, однако уже в следующем году власти могут пересмотреть данное решение.
Во время кризиса чиновники были вынуждены экономить на собственных расходах. В том числе на 10% было сокращено финансирование органов власти. Кроме того, зарплаты представителей аппарата правительства и администрации президента были урезаны на 10%.
Улучшение макроэкономической ситуации в 2017 году вернуло в повестку дня вопрос о повышении зарплаты госслужащим уже в 2018 году. При этом власти рассматривают несколько вариантов итоговой индексации, которые отличаются масштабом повышения оплаты труда. В том числе правительство может отменить привязку зарплат госслужащих к прошлогоднему уровню инфляции.
Повышение цен на нефть до 50-55 долл./барр. позволило правительству стабилизировать бюджетные поступления. В том числе представители Минфина рассчитывают сократить дефицит бюджета до 2% по итогам 2017 года. В результате правительство получает дополнительные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на увеличение оплаты труда.
Согласно поручению Владимира Путина, правительство будет прорабатывать вопрос индексации зарплат для тех категорий бюджетников, которые не входили в майские указы. Уже в 2018 году очередь может дойти до госслужащих, допускают эксперты. Однако власти еще не определились с итоговым форматом корректировки оплаты труда служащих различных категорий.
Осенью прошлого года в Минфине подготовили законопроект, который предлагает отменить ежегодную индексацию зарплат госслужащих согласно уровню инфляции. В условиях кризиса власти должны учитывать реальное состояние бюджета. Представители ведомства предлагали решать вопрос о будущем повышении оплаты труда для служащих исключительно в рамках бюджетного процесса. Однако данная инициатива не нашла поддержки в Госдуме.
Другой альтернативой решения данного вопроса является возврат к повышению зарплат в рамках инфляции прошлого года. В таком случае в феврале следующего года госслужащих ожидает повышение оплаты труда на 4% (прогнозное значение инфляции на 2017 год). При этом индексация не будет учитывать показатели инфляции прошлых лет, когда действовал мораторий.
Кроме того, власти рассматривали вариант полной индексации зарплат с учетом суммарного показателя инфляции. В результате в 2019 году оплата труда госслужащих могла быть увеличена сразу на 38%, однако в правительстве считают подобный сценарий маловероятным.
Итоговый формат повышения зарплат госслужащих будет зависеть от экономических факторов, подчеркивают эксперты. Финансовые возможности правительства определяются динамикой цен на «черное золото».
Оптимистичный прогноз на следующий год предполагает дальнейший рост нефтяных котировок, ускорение роста ВВП и сокращение дефицита бюджета. Кроме того, по итогам 2017 года инфляция замедлится до 4%, что значительно снизит стоимость будущей индексации зарплат.
В результате власти смогут отказаться от продления моратория и возобновить поэтапное увеличение оплаты труда. Однако отыграть инфляцию за три года, когда действовал мораторий, будет весьма проблематично. Подобное повышение зарплат станет чрезмерной нагрузкой для бюджета, который остается уязвимым перед внешними факторами.
Новый обвал цен на нефть станет вызовом для отечественного бюджета. В таком случае чиновникам придется возобновить оптимизацию расходов, что может привести к пролонгации моратория на индексацию зарплат. Еще один негативный фактор, который может привести к ухудшению экономической ситуации – рост геополитической напряженности. В результате отечественная экономика может столкнуться с новыми санкциями, что будет иметь негативные последствия.
Наиболее вероятным сценарием является индексация зарплат в следующем году на 4%. При этом в Минфине допускают отмену ежегодной индексации, предлагая обсуждать возможное повышение оплаты труда в рамках бюджетного процесса.
Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.
Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.
Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.
Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих
Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.
Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.
По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.
Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.
Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:
Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.
В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.
Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:
Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.
В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.
Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.
Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.
Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.
Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:
Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.
К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.
Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.
По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.
По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.
Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.
В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.