Учебно-методический комплекс «экономические основы социальной работы. Экономические основы социальной работы (О

ЕРМОЛАЕВА Е.Н.

(курс лекций)

Новосибирск


Введение 4

Основные средства социальной организации. 6

Оборотные средства социальной организации 17

Персонал и организация заработной платы. 25

Себестоимость. Цена. Прибыль.Рентабельность 34

Финансовые показатели социальной организации. 43

Литература 52

«Вводная: предмет, метод и сущность экономики»

Экономика – это вид человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей.

Экономика любой страны представлена взаимосвязью ресурсов, производителей и потребителей.

Экономическая система в общем виде


Исходя из исторически складывающейся ситуации, выделяют четыре типа экономических систем:

1. натуральное хозяйство

2. командно-административная экономика

3. рыночная экономика (свобода производителя и невмешательство государства)

4. смешанная экономика

Все эти системы имеют две основные характеристики:

1. степень свободы человека и производителя;

2. степень вмешательства государства в деятельность человека и производителя.

Экономические основы социальной работы – это предмет, который рассматривает законы и положения конкретной экономики в преломлении к конкретной социальной организации. Она изучает социально-экономический и административно-хозяйственный механизм создания материально-вещественных благ.

Цель курса: изучение перечня проблем, которые раскрывают функционирование деятельности социальной организации в условиях рыночных отношений; а также умение делать экспресс-анализ экономической деятельности любого предприятия.

Задачи курса:

1. рассмотреть основные элементы хозяйственного механизма социальной организации;

2. освоить новые формы и методы хозяйствования в рыночной экономике.

Предметом изучения выступают социальные организации.

Объект.: деятельность социальных организации.

Структура курса:

· Основные и оборотные средства, человеческие ресурсы, их формирование и использование;

· Формирование издержек производства (себестоимости);

· Калькулирование себестоимости единицы продукции и услуги;

· Ценообразование.

· Финансирование социальных организаций.

Методы исследования:

1. методы наблюдения и сравнительного анализа;

2. графические методы;

3. математическое регулирование.

: «Основные средства социальной организации»

Вопросы:

1. Классификация и структура основных средств..

2. Стоимостная оценка основных средств..

3. Амортизация и износ основных средств..

4. Показатели использования основных средств..

5. Состав нематериальных активов и амортизация нематериальных активов.

1Классификация и структура основных средств..

В деятельности фирмы очень большое значение имеют основные средства, которые являются стоимостным выражением средств труда.

Определяющим признаком основных средств выступает способ перенесения стоимости этих средств на продукт (услугу) в течение длительного периода времени, по мере износа

Основными производственными средствами называют: производственные средства, которые участвуют в процессе производства много раз, сохраняют свою материально-вещественную форму до конца эксплуатации и переносят свою стоимость на изготовляемый товар (услугу) по частям, по мере износа.

Возмещаются основные производственные средства сначала в денежной форме, а затем – в натуральной.

Основные средства различаются по многим признакам, что требует их классификации.

На предприятиях применяется единая типовая классификация основных средств. Руководствуются Общероссийским классификатором, утверждённым Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1996 года N359. В соответствии с этим постановлением основные средства группируются в две большие группы:

1. основные производственные средства (сами участвуют в процессе производства);

2. основные непроизводственные средства (с их помощью производится товар).

Основные производственные средства различаются по многим признакам. В соответствии с общероссийским классификатором, основные средства группируются:

1. по отраслевому признаку;

2. по назначению;

3. по видам;

4. по принадлежности;

5. по использованию.

Главным критерием группировки по первому признаку является принадлежность к отрасли. По назначению и сферам применения основные средства подразделяются:

· на производственные основные основной деятельности;

· производственные основные других отраслей;

· непроизводственные основные.

По видам основные средства подразделяются на:

1. здания и сооружения;

2. рабочие и силовые машины и оборудование;

3. измерительные и регулирующие приборы;

4. вычислительная техника;

5. транспортные средства;

6. инструмент;

7. рабочее-продуктивный и племенной скот;

8. многолетние насаждения.

По степени участия в процессе производства основные производственные средства делятся на:

1. активная часть,

2. пассивная часть.

К активной части основных средств, которые оказывают прямое воздействие на изменения форм и свойств предметов труда, относят:

· оборудование

· транспортные средства

· приборы

· инвентарь и т.д.

К пассивной части относят здания и сооружения и все то, что обеспечивает осуществление производственного процесса

По принадлежности основные средства делят на:

· собственные

· арендованные.

По признаку использования основные средства подразделяются на:

· находящиеся в эксплуатации;

· на реконструкции и техническом перевооружении;

· в консервации.

На структуру основных средств влияют следующие факторы:

· технический уровень фирмы

· размер фирмы (по персоналу)

· форма организации труда

· кооперация, концентрация и специализация производств.

2 . Стоимостная оценка основных средств.

В хозяйственной практике различают 5 видов стоимостной оценки ОПС

1 балансовая (первоначальная);

2 восстановительная;

3 остаточная;

4ликвидационная;

5 среднегодовая.

Балансовая стоимость – это стоимость приобретения основных средств, транспортировки, монтажа и установки.

Ф перв (бал) = Ф преобрет + Ф тр + Ф м. и налад. (руб).

Восстановительная стоимость – это стоимость, восстановленная в ценах сегодняшнего дня.

Остаточная стоимость – стоимость, первоначальная за вычетом износа, сумма которого определяется по величине амортизационных отчислений за весь предыдущий период эксплуатации.

Ф ост. = Ф перв (бал) – Ф перв (бал) (руб).

H α - норма амортизации ОПС в процентах.

Т сл. – срок службы ОПС в годах.

Ликвидационная стоимость – определятся на основе первоначальной, с учетом ввода и вывода основных средств в году.

Среднегодовая стоимость - определяется на основе первоначальной стоимости с учетом ввода и вывода основных фондов

Ф с.г. = Ф перв. + Ф вв. - Ф выв. . (руб).

Ф ввод - стоимость введенных основных средств в течении года.

Ф вывода - стоимость выведенных основных средств в течении года.

П – срок службы основных средств в течении года в месяцах.

Планируется ввести в производство новый станок стоимостью 54 тыс. руб., который будет эксплуатироваться 3 мес. В текущем году и списать старый станок с ликвидационной стоимостью 3,6 тыс. руб., который эксплуатировался 9 мес. Текущего года. Первоначальная стоимость станка 185,6 тыс. руб. Определить Ф с..г.

Ф с..г. = 185,6 + 54 - 3,6 = 200 тыс. руб.

3. Амортизация и износ основных средств .

Амортизация – это процесс возмещения основных средств путем постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (услугу), в целях накопления средств для последующего воспроизводства (покупки).

Денежное выражение размеров амортизации – амортизационные отчисления – входят в состав затрат на производство и реализацию выпускаемой продукции (услуги).

В экономике различают сумму амортизационных отчислений, которая выражается в деньгах, и норму амортизации, которая выражается в процентах и составляет долю от балансовой стоимости основных производственных средств.

H α = (Ф баланс +Ф дем. -Ф л.)/(Т h * Ф баланс)*100%

Ф дем. – стоимость демонтажа.

Т h – нормативный срок службы оборудования (в годах).

Ф л. – стоимость ликвидации.

АО = H α * Ф с.г. (Ф баланс) /100%

Износ – это потеря объектом своих потребительских свойств и стоимости.

· физический (при нем товар утрачивает потребительскую стоимость),

· моральный (при моральном износе дальнейшая эксплуатация становится нецелесообразной, т. к. под воздействием НТП аналогичные товары, выпущенные на более современном оборудовании, по своей стоимости дешевле тех товаров, которые изготавливаются на старом оборудовании.)

В экономике существуют несколько способов расчета амортизации:

1. Равномерный – метод, когда стоимость ОПС переносится на стоимость выпускаемой продукции в течении всего периода эксплуатации ОПС равномерно.

H = 100%/5л=20%

2. Ускоренный метод – стоимость ОПС в течении первой половины эксплуатации переносят на выпускаемую продукцию 60-70% от своей балансовой стоимости. А за остальной период – всю оставшуюся произвольным образом.

3. Метод удвоенной амортизации – норма амортизации увеличивается в 2 раза.

4. Кумулятивный метод норма амортизации при данном методе рассчитывается путем деления числа лет, оставшихся до окончания амортизационного срока на кумулятивное число, которое представляет собой сумму чисел членов арифметической прогрессии.

Пример: срок службы ОПС – 10 лет. Т = 10 лет.

К = 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10=55.

Hα в первый год службы

H 1 = (10лет/55)*100%=18.18%

H 2 = (10-1)/55*100%=16.36%

4.Показатели использования основных средств

Показатели использования ОПС.

Первая группа коэффициентов - это коэффициенты экстенсивного использованья.

1) коэффициенты экстенсивного использованья оборудования:

К экст. = .

t ф – фактическое время работы оборудования.

t пл – плановое время работы оборудования.

За смену 8 часов при планируемых затратах, ремонт-1ч. оборудование работало всего 5ч. Найти К экст.

К экст. = ч.

2) коэффициент сменности:

К см = .

Q об - общее количество отработанного оборудованием в течение дня станкосмен.

Q об(в наст. время) –количество станков, работающих в наибольшую смену. Этот коэффициент показывает во сколько смен в среднем ежегодно работает каждая единица оборудования.

В цехе установлено 270 единиц оборудования. В первую смену работало 200 станков, во - вторую – 190станков. Найти коэффициент сменности.

К см

3) коэффициент загрузки оборудования.

t – трудоемкость изготовления всех изделий на данном оборудовании.

Тр(F) – фонд времени работы оборудования.

К з характеризует использование оборудование во времени и учитывает трудоемкость изготовления продукции.

4) коэффициент сменного режима времени оборудования. Его значения на практике принимают равным 1\2 К см.

К см. рв. =

Вторая группа:

1) коэффициент интенсивного использования оборудования.

В ф – фактическая выработка оборудованием продукции в единицу времени.

В н – технически обоснованная выработка продукции в единицу времени.

Третья группа:

1) показатели интегрального использования – эта группа показателей комплексно характеризует эксплуатацию ОФ во времени и производительности, учитывая их недостатки.

К интегр. исп. = К экст. К инт.

2) Коэффициент фондоотдачи – самый основной. Он показывает выпуск продукции, приходящейся на 1 рубль стоимости ОПФ.

N р.п. – объем реализованной продукции.

Объем реализованной продукции выражается в деньгах.

3) коэффициент фондоемкости. Он показывает долю стоимости ОПС, приходящей на 1 рубль выпускаемой продукции.

К фе = .

4) коэффициент фондовооруженности – стоимость основных средств к числу всех сотрудников предприятия.

N п.п.п. – количество планово- промышленного персонала.

Прибыль и рентабельность.

Прибыль – это чистый доход в сфере материального производства, который характеризует эффективность деятельности фирмы, так как является одновременно финансовым результатом и финансовым ресурсом фирмы.

Различают: балансовую прибыль, прибыль от реализации, налогооблагаемую прибыль, прибыль по изделию, расчетную прибыль.

Балансовая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя всю прибыль, полученную от производственно-хозяйственной деятельности фирмы.

П б = П р П и П в.о.

П б = балансовая прибыль/валовая.

«+» – прибыль,

«–» – убыток.

П р – прибыль от реализации продукции или оказания услуги.

П и – прибыль/убыток от реализации имущества

П в.о. – прибыль/убыток от внереализованных операций (недостача материальных ценностей, разница валютных курсов, судебные издержки и т.д.).

Прибыль от реализации продукции.

П р = (Ц i –S i)*V i

Ц – цена продукта.

S – себестоимость одной штуки.

V i – объем реализованной продукции.

m – количество наименований продукции.

Прибыль налогооблагаемая.

П обл. = П б –Д–Рез–Л–П поср.

Д – дивиденды и другие доходы, облагаемые налогом в особом порядке.

Рез – резервный фонд.

Л – льготы по налогу на прибыль.

П поср. – прибыль от посреднической деятельности.

Прибыль по изделию.

Прибыль по изделию – это разница между оптовой (или отпускной) ценой и полной себестоимостью изделия.

П и =Ц опт. – S и

S и – себестоимость изделия.

Прибыль расчетная.

Это прибыль за вычетом всех налогов.

П расч. = П б – H i

H i – налоги.

n – количество налогов.

В соответствии с видами прибыли можно рассмотреть 3 вида рентабельности.

Рентабельность – это показатель эффективности работы фирмы.

Рентабельность выражается либо в коэффициентах, либо в процентах. Чем она выше, тем лучше работает фирма.

Различают: общую рентабельность, рентабельность по изделию, расчетную рентабельность.

Общая рентабельность рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных средств и фондов обращения.

R о = П б /С и +НОС.

С о – среднегодовая стоимость основных средств.

НОС – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

П б - балансовая прибыль.

R и = П и /S и

П и – прибыль по изделию

С и – полная себестоимость изделия.

Расчётная рентабельность определяется по чистой прибыли.

R расч. = П расч. /С о +НОС.

П расч – расчётная прибыль.

Прибыль и рентабельность вместе характеризуют уровень доходности фирмы и зависят от следующих факторов:

1. от уровня НТП,

2. от конъюнктуры рынка,

3. от уровня цен на потребляемые ресурсы,

4. от уровня тарифов и отчислений в бюджет.

Контрольные вопросы.

1.Что понимается под себестоимостью продукции или услуги?

2.Назовите виды себестоимости продукции.

3.Что понимается под структурой себестоимости?

4.На какие группы делятся затраты на производство продукции или услуги?

5.Что включает в себя смета затрат?

6.Что понимается под калькулированием себестоимости продукции или услуги?

7.Что понимается под ценой, в чём её сущность?

8.Назовите этапы формирования цены.

9.Что такое прибыль и какие её виды Вам известны?

10.что понимается под рентабельностью? Назовите виды рентабельности?

« Финансовые показатели социальной организации»

Вопросы:

1. Сущность и функции финансов.

2. Финансовый механизм и финансовые ресурсы.

3. Финансовый план.

4. Налоги и налогообложение.

1 Сущность и функции финансов .

. Финансы – это система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их кругооборота.

Финансовая система РФ включает в себя:

1. государственные финансы (федеральный бюджет, государственные фонды (включая ПФ))

2. региональные финансы (региональные бюджеты, региональные фонды)

3. финансы предприятий – бюджеты предприятий.

Функции финансов на уровне организаций:

1. распределительная функция, с помощью которой формируются и используются денежные фонды предприятий

2. контрольная функция реализуется через финансовые показатели бухгалтерской отчетности и финансовое воздействие

Принципы, лежащие в основе организации финансов:

1. самостоятельность в области хозяйственной деятельности

2. заинтересованность в работе

3. ответственность за конечные результаты деятельности предприятия

4. образование финансовых резервов

5. разделение средств на собственные и заемные

6. первоочередность выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами

7. финансовый контроль.

Любые организации формируют систему финансовых отношений:

· с другими фирмами

· с потребителями через цену продукции

· с поставщиками

· со страховыми организациями

· с банковской системой

· с вышестоящими управленческими структурами.

Налоги и налогообложение.

Налоги – это обязательные взносы плательщиков в бюджет и во внебюджетные фонды, в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Налоговой системой называют совокупность разных видов налогов, в построении и в методах которых реализуются следующие принципы:

· Принцип однородности, который означает, что с одной суммы налог берется только один раз;

· Принцип равномерности, который означает единый подход к налогоплательщикам;

· Принцип определенности, который означает порядок налогообложения, ставки и сроки;

· Принцип безвозмездности, который означает, что государство не предоставляет налогоплательщику эквивалента вносимую сумму.

Налоги выполняют следующие функции.:

· Регулирующая – осуществляется через систему государственного регулирования, где товарно-денежные отношения регулируются через законы, нормативные акты, постановления и инструкции..

· Стимулирующая – связана со стимулированием НТП, капитальных вложений и с созданием новых рабочих мест.

· Распределительная – ее роль связана с тем, что государство вначале концентрирует поступающие средства, а затем направляет их на решение первостепенных задач государства.

· Фискальная – изымается часть доходов фирм и граждан на содержание государственного аппарата, на оборону страны и внепроизводственные сферы.

Налоги характеризуются стабильностью и подвижностью.

Стабильность – позволяет всем компаниям рассчитывать свои возможности.

Подвижность – изменение ставки налогов при изменении обстоятельств (изменение внешней среды).

Система налогов и сборов РФ включает.федеральные налоги,региональные налоги,местные налоги.

Налоги в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом:

1. налоги, расходы по которым относят на себестоимость выпускаемой продукции:

· земельный

· налог на пользователей автодорог

· транспортный налог

· налог с владельцев транспортных средств.

2. налоги, расходы по которым относят на выручку от реализации продукции:

· транспортные тарифы.

3. налоги, расходы по которым покрываются из прибыли:

· налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники,

· лицензионный сбор на право торговли или оказание услуги,

· сбор со сделок на биржах,

· налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах.

4. налоги, расходы по которым относят на финансовые результаты:

· на благоустройство и уборку территории,

· на нужды образовательных учреждений

· сборы за парковку автомобилей.

1. прямые – налоги на доход/собственность юридических или физических лиц.

2. косвенные – налоги, действующие через цены и тарифы (НДС, акцизы).

Контрольные вопросы.

1.Что такое финансы социальной организации?

2.Что такое финансовые ресурсы и финансовые рычаги?

3.Какие виды налогов Вы знаете и какие функции они выполняют?

4.Какие налоги являются прямыми, какие косвенными?

Литература

1. Экономика предприятия: Учебник/ Род ред. Проф. Н.А. Сафронова.-М.: Юристь, 2002.

2. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА – М, 2002.

3. Экономика предприятия: Учеб. / Под ред. О.И.Волкова. 2-е изд., перераб. И доп. М.: ИНФРА – М, 2000.

4. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Куприянов, В.П. Прасаева и др.; Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Куприянова – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

5. Н.Л. Зайцев Экономика промышленного предприятия: Учебник – 2-е изд., перераб. И доп. – М.; ИНФРА, 1999.

6. В.П, Грузинов, В.Д, Грибов Экономика предприятия: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика,1998.

7. М.И. Петров. Основы экономики и предпринимательства – СПб.: «Издательский дом Герда», 2001.

8. Экономика предприятия под ред. В.Я.Хрипача Минск. НПЖ «Финансы, учет, аудит». 1997.

9. С.А. Саркисян, Д.Э. Старик. «Экономика авиационной промышленности». – М.: «Высшая школа»,1985.

10. «Экономика предприятия». Уч. Пособие под ред. О.И. Волкова, М., ИНФРА М., 1997.

11. «Экономика предприятия». Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Куприянова, М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

12. В.П. Грузинов «Экономика предприятия и предпринимательство». Уч. Пособие, М. «Софит» 1994.

13. Зайцев «Экономика промышленного предприятия» С. Петербург.1999.

14. Экономика предприятия. Уч. Пособие. НГТУ. Новосибирск, 1998.

15. 65.9(9) Экономика предприятия. Уч. Пособие Новосибирск, 1999.

16. Н.Л. Зайцев. Экономика промышленного предприятия. Москва ИНФРА – М, 1999.

17. В.П. Грузинов, В.Д. Грибов Экономика предприятия., Москва «Финансы и статистика». 1998.

18. Экономика предприятия. Под ред. Проф. О.И. Волкова. Москва ИНФРА – М, 1997.

19. М.Н. Петров. Основы экономики и предпринимательства. Москва – Санкт-Петербург. «Издательский дом Герда», 2001г.

Новосибирский Государственный Технический Университет

ЕРМОЛАЕВА Е.Н.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

(курс лекций)

Новосибирск


Рецензенты: канд. экон. наук, доц. Н.И. Воронина.

Работа подготовлена на кафедре экономики предприятий для студентов обучающихся по специальности социальная работа.

В данном курсе рассматриваются основные экономические категории, подходы и методы, используемые при организации социальных организаций в условиях рыночной экономики. В настоящее время социальные организации нуждаются в специалистах, которые обладают не только знаниями специальных предметов, но и имеют элементарные экономические знания, которые позволяют грамотно организовывать работу социальных служб, оказывать клиентам дополнительные услуги, грамотно отчитываться за израсходованные бюджетные деньги, активно привлекать инвесторов и меценатов для реализации дополнительных проектов, в которых нуждается население. Основы экономических знаний также необходимы для оказания помощи в создании малых предприятий, в которых заняты инвалиды и другие категории лиц.

Помимо теоретического материала для закрепления знаний представлены контрольные вопросы по каждой теме.

Для студентов дневного и заочного отделения.

Экономика социальной работы - это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг. Экономическая деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.
Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования.
Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан. В этом смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источника образования фондов и организации обеспечения.
Таким образом, социальное обеспечение - это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться. Социальная защита как социальный институт это, в широком смысле, деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе и на достойный уровень жизни. В узком же смысле, социальная защита - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового, организационного характера для поддержания населения и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков.
Социальное обеспечение можно определить как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных внебюджетных фондов, создаваемых на страховой основе, и ассигнований государством.
Игнатов В. Г., Батурин Л. А. и др. считают, что основными организационно- правовыми формами социальной защиты в настоящее время выступают социальное страхование и государственная система социального обеспечения
По мнению Юрьевой Т., структура социальной защиты населения представляет собой систему, включающую несколько подсистем: социальные гарантии, социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь.
Реализацию государством конституционных прав граждан на получение важнейших социальных благ и услуг называют социальными гарантиями. К последним относят:
право граждан на выбор места работы, на профессиональную деятельность;
право на минимальный размер заработной платы;
минимальный размер пенсии;
пособия при рождении ребенка;
минимальный размер пособия по безработице;
минимальный размер стипендии;
право на жилище;
право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
право на образование.
Под социальным обеспечением понимают систему обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а так же семей, имеющих детей. В ст. 39 Конституции РФ указывается «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. В случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Система социального обеспечения включает пенсии, пособия работающим, пособия семьям, воспитывающим детей, содержание и обслуживание престарелых граждан и инвалидов, пособия по безработице.
Социальное страхование - это одна из основных форм социального обеспечения граждан, представляющая собой систему обеспечения граждан при наступлении страхового случая.
Социальную помощь также можно отнести к форме социального обеспечения - предоставление гражданам, нуждающимся в поддержке, денежных и натуральных выплат.
Сфера производства нематериальных услуг, или социальная сфера, имеет специфические особенности. Продукты труда (предметы потребления) выступают не в виде товара, а в виде определенной деятельности, то есть услуги. Социальная сфера включает отрасли национального хозяйства, создающие социальные блага в виде услуг социальной работы, образования, здравоохранения, культуры и т. д. Отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения. От социальной сферы во многом зависит выполнение основных целей социальной рыночной экономики.
Таким образом, предметом изучения курса «Экономические основы социальной работы» являются закономерности экономических процессов в социальной сфере, в частности, и в системе социальной защиты населения, влияние экономических факторов на социальное благополучие общества в целом, отдельных социальных групп и слоев, каждого индивида в условиях формирования рыночных отношений.
Задачи курса:
изучение экономических отношений в обществе (например, социальная стратификация, безработица);
изучение процессов, происходящих в экономике, и их влияния на социальную жизнь общества, его отдельных групп, семей, индивидов;
анализ реализации политики социальной защищенности.
Следовательно, экономика социальной работы занимается изучением, во-первых, воздействия экономики на жизнеобеспечение людей, а, во-вторых, определением государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся граждан.
К основным функциям учебной дисциплины относятся познавательная, методологическая, практическая.
На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на вопросы, какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья, каковы критерии этой эффективности.

Еще по теме 1.1.1. Предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы»:

  1. Глава 1.1. Предмет и задачи курса. Принципы и методы экономики социальной работы
  2. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ КУРСА ЭКОНОМИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЕЕ МЕСТО В ЦИКЛЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Введение

Экономическая сущность и функция социальной работы

Принципы и методы экономики социальной работы

Экономическое пространство социальной работы

Заключение

Введение

Конец 80-х годов в Российской Федерации характеризуется переходом к рыночной экономике, в условиях которой появилась необходимость усиления политики государства в области социальной работы и реорганизация системы социальной защиты населения.

Статья 7 Конституции РФ определяет направленность экономики государства на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения и обеспечения необходимого уровня жизнедеятельности общества.

Социально ориентированная экономика должна основываться на стабильности экономического роста, увеличения жизненного уровня населения, предоставление гарантий социальной защиты граждан, не занятых в сфере материального производства. Все это требует создания эффективной системы социальной защиты населения, формирование которой невозможно без соответствующей экономической платформы. Также возрастает важность каждого человека и семьи в само обеспечении, укреплении экономической основы для нормальной жизнедеятельности общества.

В данных условиях возникает необходимость владения социальными работниками специфическими экономическими знаниями.

Целью данной работы является рассмотрение социальной работы с экономической точки зрения.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

объяснить экономическую сущность и значение социальной работы;

рассмотреть основные экономические методы социальной работы;

описать принципы экономики социальной работы;

определить экономическое пространство социальной работы и оценить перспективы ее развития.

.Экономическая сущность и функция социальной работы

Экономическая функция социальной работы выражается в деятельности органов социальной защиты населения, которая направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития индивида, семьи, общества. Составляющими элементами экономической функции являются формирование и распределение экономических ресурсов в рамках социальной работы, контроль за их целевым использованием и другие.

Участниками реализации экономической функции являются общество, государство и индивид. Нагрузка между ними в зависимости от отдельно взятой ситуации может распределяться по-разному. Как правило, первостепенная роль в реализации экономической функции социальной работы отводится государству.

Экономика социальной работы - это экономическая деятельности всей системы социальной защиты населения, связанная с производством нематериальных услуг. Сфера производства нематериальных услуг характеризуется тем, что продуктом в ней выступает определенная деятельность, а процесс ее производства практически всегда совпадает с процессом потребления.

В сферу нематериальных услуг входят услуги жилищно-коммунального характера, бытовое обслуживание, образование, здравоохранения, пассажирские перевозки, культура, социальное обеспечение и страхование и другие. Их объединяет то, что труд работников, занятых в данных видах деятельности не является материальным, и направлен на человека и социальные аспекты его существования.

Однако, социальная работа это не только деятельность по предоставлению социальной поддержки и услуг, но и в общем виде это совокупность усилий государственных и негосударственных объединений с целью внесения преобразований в общество в интересах его членов, в особенности тех, кто по определенным причинам не может самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.

В условиях рыночной экономики растет число людей, которым нужна поддержка государства. Множественность форм собственности и разгосударствление неизбежно привели к тому, что ресурсные возможности государства по удовлетворению социальных потребностей данных слоев населения значительно сократились.

Социальная работа рассматривает экономику как материальную основу общества. Это особенно важно в период кризиса производства, инфляции, роста безработицы, роста цен на товары и услуги, которые приводят к снижению уровня жизни населения и увеличение числа социально незащищенных слоев населения.

Общественные экономические отношения напрямую воздействуют на социальную жизнь членов общества. Отчуждение наемных работников от средств производства приводит к росту безработицы, стратификации общества, экономическим и социальным проблемам.

Основной задачей социальной работы в таких условиях является реализация политики социальной защищенности населения. Возрастает важность социального страхования, предоставления социальных гарантий, здравоохранения, образования и т.п.

Экономика социальной работы определяется категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство является основой жизни общества в целом и человека в частности.

Распределение - это не только распределение результатов производства, но и распределение ресурсов. Общественное распределение зависит от форм собственности. Принцип распределения по накопленному имуществу возрастает вследствие становления рыночной формы хозяйствования. Формирование личных доходов населения приводит к росту дифференциации доходов и расслоению общества, что требует государственного вмешательства для снижения социальной напряженности, формирования единой системы социально-экономической поддержки уязвимых слоев населения.

Основной функцией перераспределения внутреннего валового продукта становится нивелирование экономических различий для обеспечения благоприятных условий жизни большинства населения. Данная цель реализуется путем распределения продуктов и услуг, а также путем внедрения программ по стабилизации доходов.

Государственные программы в рамках социально-экономической помощи населению обеспечивают выполнение конституционных прав граждан на бесплатное образование, медицинское обслуживание, поддержку материнства и детства, содержание престарелых и нетрудоспособных и других. Уровень экономического развития общества определяет степень удовлетворенности данными программами.

Государственная деятельность по регулированию распределительных процессов ведется по следующим направлениям:

часть получаемых населением доходов находится в прямой зависимости от результатов труда каждого, но с учетом удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения;

на первый план выходит размер потребностей, на удовлетворение которых направляются выплаты детских пособий, доплат на лечение и прочих;

предоставление льгот законодательно закрепленным категориям населения с помощью соответствующих учреждений непроизводственной сферы.

Государственные программы социально-экономической поддержки необходимы для уменьшения различий в уровнях доходов по причинам, независящим от процесса труда.

Экономика социальной работы изучает ее влияние на жизнеобеспечение людей, определяет стандарты социальной поддержки, зависящие от экономических, политических, национальных, исторических и других норм жизни общества.

Под жизнеобеспечением населения понимается совокупность количественных и качественных характеристик, соответствующих производительным силам общества, социально-экономическим отношениям в условиях рыночной экономики. Введение данной категории в научный оборот оправдано тем, что она позволяет государству более компетентно обеспечивать формирование в стране социально справедливого общества.

Таким образом, экономическая функция социальной работы выражается в определении закономерностей движения в данной сфере материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения целей ее функционирования и развития. Она основывается на экономическую теорию и включает в себя процессы планирования, функционирования и обеспечения социальной сферы и уровня социальной защиты населения, изучает экономические связи между государством и социальными группами на основе знаний общих закономерностей исторических процессов и законов.

2. Принципы и методы экономики социальной работы

В состав социальной системы входят люди и отношения между ними. Система социальной защиты является самым развитым видом социальной работы. Для нее характерны такие качества как цель, управление, иерархия, синергия. Являясь гетерогенной системой, в систему социальной защиты населения, наряду с индивидом, включены социотехнические (учреждения, благотворительные фонды) и экосоциальные элементы (территориальные районы, муниципалитеты). Данная система достаточно сложно организована, так как ее основной элемент - человек - наделен собственной субъективностью. В связи с этим возникают определённые сложности, сопряженные с практическим применением закономерностей в социальной работе.

Каждая отдельная социальная система, несмотря на свою связь с социальной системой в глобальном ее понимании, сохраняет относительную самостоятельность. Так, система социальной защиты населения существует в определенной степени автономно и наделена собственными закономерностями, принципами и методами.

Принципы экономики социальной работы - это научно обоснованные положения о методах и формах экономической деятельности предприятий, входящий в состав системы социальной защиты населения. К основным принципам, на которых строится система, можно отнести следующие:

принцип гуманизма. Он предполагает признание человека и его жизни высшей ценностью, защиту его прав и достоинств, создание благоприятных условий для его существования. Основной целью социальной работы в современных условиях является социально-экономическое благополучие человека;

принцип социальной справедливости. Социально-экономическая справедливость - это справедливая цена труда, минимизация различий между минимальной и средней заработных платах, недопущение серьезных неравенств в оплатах служащих государственных органов, введение и контроль определенного соотношения между бюджетной сферой и народным хозяйством. Существует две формы данного принципа: справедливость обмена и справедливость распределения. Социальная справедливость подразумевает участие всего общества в экономической и политической жизни страны. Другими словами, этот принцип означает одновременное создание как правовых условий защиты предпринимательской деятельности и собственности, так и социально-экономическую поддержку незащищенных слоев населения;

принцип общественной целесообразности. Данный принцип предполагает, что круг людей, подлежащих социальной защите, должен быть строго ограничен теми, кто полностью или частично лишен способности к самообеспечению. При нарушении принципа общественной целесообразности в обществе снижается мотивация к труду и растет количество иждивенцев. На практике данный принцип воплощен в систему адресной социально-экономической помощи;

принцип экономической эффективности. Он отражает оптимальное соотношение социальных расходов и величиной отчислений на их финансирование. Отчисления в социальную сферу должны быть пропорциональны основным макроэкономическим показателям, таким как валовый внутренний продукт, фонды оплаты труда, совокупные доходы население и прочие. При дисбалансе данных показателей происходит снижение эффективности общественного производства. Величина социальных пособий не должна быть выше минимального уровня заработной платы. Данный принцип основывается на социальном благополучии населения и расчете экономической эффективности;

принцип приоритета государственных начал в системе социальной защиты. Данный принцип подразумевает, что государство является главным гарантом экономического обеспечения необходимого уровня жизни незащищенных слоев населения. Как правило, средства социальной защиты представлены двумя категориями: ограничителями, не позволяющими определенным показателям (заработной плате, ставкам налогообложения) достичь социально опасного уровня, и системой социальных компенсаций (льготы, рассрочки, субсидии);

принцип экономической самостоятельности. Данный принцип предполагает разграничение полномочий в сфере экономики субъектов федерального и местного уровней. Социальные выплаты в минимальном размере должны гарантироваться на федеральном уровне, а выплаты сверх этих показателей - на уровне местных органов власти;

принцип трудовой мотивации оплаты труда;

принцип повышение качества жизни;

принцип возрастания потребностей и другие.

Система социальной защиты населения строится на перечисленных принципах, которые направлены на сохранении оптимального соотношения между производством и потреблением. Механизм социальной защиты населения, основываясь на них, проявляется в форме социально-экономических методов в технологии социальной поддержки.

Следует отметить, что в Российской Федерации зачастую объединены институт власти и собственности, в связи с чем экономическая деятельность учреждений социальной защиты регулируется воздействие сверху вниз. Элементы системы социальной защиты основываются на принципах планирования, демократического централизма и хозяйственного расчета.

Направленность социальной работы на конкретного человека заставляет социальных работников искать эффективные методы, приемы и технологии, направленные на восстановление связей между индивидом и обществом. Социально-экономические методы социальной поддержки - это способы достижения целей социальной работы на основе экономических принципов. От эффективности их применения зависит величина социального эффекта для общества при оптимальных затратах.

В механизме социальной работы экономические методы занимают одно из важнейших мест в связи с тем, что они влияют на главные аспекты концепции социальной защиты: побуждают индивида к само обеспечению и самореализации и, одновременно с этим, оказывают социально-экономическую поддержку в кризисных ситуациях.

На уровне государства социально-экономические методы решают данные проблемы, основываясь на социальной и правовой политике, организации правовых и экономических условий для само обеспечения общества.

Основной экономический метод социальной поддержки населения - это внедрение системы социально-экономических гарантий. Согласно ему, государством устанавливаются минимальные размеры оплаты труда и прожиточного минимума.

В определенные кризисные периоды жизни государство применяет метод компенсации расходов. Компенсация расходов - это возмещение расходов определенному кругу населения в связи с различными катастрофами природного или антропогенного характера, рождением ребенка, уходом за инвалидами и в других ситуациях.

Для социальной защиты населения также используются система льгот, компенсаций и государственных пособий.

Экономика социальной работы также применяет методы экономико-математического моделирования, позитивного и нормативного анализа, экономического эксперимента и другие.

Метод нормативного анализа предполагает изучение и определение научно обоснованных социальных стандартов и нормативов, таких как уровня безработицы и бедности, оптимального размера социальных пособий и пенсий и другие.

Метод позитивного и нормативного анализа определяет взаимосвязи различных экономических явлений (снижение уровня жизни, рост цен).

Экономико-математическое моделирование дает возможность определить причины и выявить закономерности динамики экономических процессов и их последствий для общества, а также позволяет осуществлять их прогнозирование.

При помощи экономических экспериментов рассчитывается эффективность моделей социальной поддержки.

Предпочтение определенного экономического метода зависит от конкретной ситуации, наличия времени и ресурсов, профессионализма специалистов системы социальной защиты населения.

3. Экономическое пространство социальной работы

Социальная работа осуществляется в определенном экономическом пространстве, входящее в социальное пространство в целом.

Экономическое пространство социальной работы - это социальная система институтов социальной защиты населения, которые обеспечивают условия жизнедеятельности общества, качественного удовлетворения их потребностей и самореализации личности.

Взаимоотношения в экономическом пространстве социальной работы должны основываться на справедливом распределении благ, что является гарантией оптимального обеспечения жизнедеятельности его субъектов. Социальная политика не может быть направлена только на нуждающихся в социальной поддержке, а должна учитывать интересы всего общества в целом.

Социальное обслуживание населения ведется по месту жительства и работы, а также в специализированных учреждениях, где находятся социально незащищенные слои населения: инвалиды, престарелые, беженцы, сироты и другие.

Основной функцией социальной сферы является анализ экономических потребностей субъектов, определение экономического потенциала общества на данном этапе развития.

Реализация экономических механизмов социального пространства осуществляется в двух направлениях: государственном и негосударственном. Экономическое пространство социальной работы охватывает экономику системы социальной защиты, экономику здравоохранения, образования, сферы культуры, быта и другие. Каждой из этих сфер присущи свои характерные особенности.

Внутри предприятий формируется собственная материальная база социальной защиты населения путем отчислений в различные социальные фонды; создаются рабочие места; предоставляется жилье; осуществляется материальная поддержка работников и прочее.

Важную роль в социально-экономических отношениях на предприятиях играют профессиональные союзы, значение которых в условиях рыночных отношений возрастает с каждым годом.

Роль органов территориального общественного самоуправления в финансировании социальных программ, строительстве жилищного фонда, поддержке предпринимательства, создании благоприятных условий для само обеспечения людей также возрастает.

Важной сферой экономического пространства социальной работы является социальное попечительство, в которое входят дома престарелых и инвалидов, детские дома и другие. Данная сфера требует совершенствования механизма материального обеспечения путем привлечения дополнительных средств.

Здравоохранение является важным элементом экономического пространства социальной работы. Согласно статье 41 Конституции РФ каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные и муниципальные учреждения должны оказывать бесплатную медицинскую помощь нуждающимся в ней гражданам за счет средств бюджета и других поступлений. Здоровье населения зависит от общего характера общественного развития и общественно-экономических отношений в нем. На сегодняшний день необходимы новые формы взаимодействия различных структур, участвующих в формировании здоровья. Это требует иной организации работы всей системы здравоохранения. Необходимо перестать рассматривать медицинскую помощь как механизма реализации государственной политики в области социальной защиты и выделить ее в отдельную экономическую категорию. Здоровье нации - это один из важных макроэкономических показателей, который оказывает влияние на воспроизводство рабочей силы, и, значит, на процесс материального производства в целом.

Реформирование системы здравоохранения должно основываться на следующих принципах:

увеличение профилактических мероприятий;

плотное взаимодействие медицинской научной работы и практики;

участие населения в принятии решений по вопросам здравоохранения;

множественность путей финансирования отрасли здравоохранения.

Наиболее остро сейчас стоит вопрос о поисках путей дополнительного финансирования медицинских учреждений. Для этого была введена система обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации, которая обеспечивает получение необходимого минимума бесплатных услуг медицинской помощи. Помимо этого государством осуществляется финансирование программ охраны и укрепления здоровья граждан, принимаются меры по развитию системы здравоохранения.

Улучшение системы финансирования прежде всего предполагает рациональное использование финансовых ресурсов в соответствии с предоставляемой бесплатной медицинской помощью населения. При этом финансовые ресурсы должны рассматриваться как инструменты повышения уровня социальной и медицинской помощи. На сегодняшний день в Российской Федерации возможны два варианта финансирования медицинских организаций:

финансирование через страховые медицинские организации;

финансирование напрямую через филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В целях контроля за целевым расходованием средств, выделяемых на здравоохранение, необходимо введение дополнительных законодательных мер.

Для финансового обеспечения программы обязательного медицинского страхования должен быть закреплен источник финансирования в федеральном бюджете как доля от налога на добавленную стоимость и ее последующее перечисление в Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). Важным элементом государственной политики в области здравоохранения является планирование, обеспечивающее целесообразное построение системы здравоохранения в условиях рыночной экономики. Широкое применение методов планирования в социальной сфере поможет увеличить эффективность использования ресурсов и более качественно обеспечить потребности граждан в медицинской помощи.

Система образования выступает одним из субъектов экономического пространства социальной работы. Статья 43 Конституции РФ гласит, что каждый человек имеет право на получение бесплатного образования. Образование осуществляет две важные функции:

способствует саморазвитию личности;

помогает осуществлять качественное воспроизводство рабочей силы.

Переход к рыночной экономике долгое время в Российской Федерации сопровождался сохранением монополии государства в сфере образования на фоне значительного сокращения финансовых инвестиций в нее. В связи с тем, что развитие образования, как и любой другой сферы, требует непрерывности, она требует значительно больших финансовых ресурсов. В настоящее время наряду с государственным постепенно развивается и рыночный сектор образовательных услуг, действующий на основе закона РФ «Об образовании». Негосударственные образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность согласно принятым федеральным образовательным стандартам. Развитие частного сектора образования позволит государству увеличить финансирование приоритетных направлений в сфере образования.

Улучшение экономического пространства в сфере образования происходит путем экономического обеспечения учреждений образования за счет средств государственного бюджета и привлечения дополнительных источников финансирования. Государством принимаются меры по сохранению гарантий получения бесплатного образования на фоне расширения рынка платных образовательных услуг.

Важными элементами экономического пространства социальной работы являются также культура и искусство. В условиях рыночной экономики наблюдается значительное снижение финансирования данных сфер, в связи с чем важное значение принимает пересмотр принципов их финансирования из федерального и местного бюджета. Развитие культуры и искусства в настоящий момент значительно сдерживается в связи с несовершенством законодательной и нормативной базы, налоговой системы.

Важность значение сферы труда и быта определяется тем, что более 50% населения страны занято в народном хозяйстве. Действующее трудовое законодательство уже не способно качественно регулировать трудовые отношения, а государство не справляется со своей ролью социального защитника права граждан на нормальные условия труда и доходы от этой деятельности. Наиболее остро в настоящий момент стоит проблема предоставления социальных гарантий работникам негосударственных предприятий, повсеместно происходят нарушения трудовых прав.

Важнейшим условием высокого уровня жизни граждан является решение вопроса о стабильной занятости населения. Решение проблемы снижения уровня безработицы; поддержки и переквалификации лиц, потерявших работу, предусматривает:

предотвращение массовой безработицы;

осуществление социально-экономической помощи безработным;

контроль за соблюдением законодательства в сфере труда;

принятие нового трудового законодательства;

ратифицирование конвенции Международной организации труда, устанавливающей стандарты прав работников наемного труда.

Основной функцией государства в сфере социально-трудовых отношений является регулирование взаимоотношений между работодателями и трудящимися.

Немаловажным аспектом регулирования экономического пространства сфере труда является социальное страхование. На сегодняшний день имеется острая необходимость повышения ставок страховых отчислений в фонды оплаты труда.

Статья 40 Конституции РФ отмечено, что каждый гражданин имеет право на жилище. В условиях постоянного роста цен на недвижимость все более возрастает роль государства в выделении бесплатного жилья, либо предоставлении определенных льгот нуждающимся слоям населения. Помимо федеральных органы местного самоуправления также должны принимать активное участие в выполнении жилищных программ.

Система социального обслуживания, в которую входят разнообразные целевые услуги различным слоям населения, также занимает определенное место в экономическом пространстве социальной работы. В условиях рыночной экономики и кризиса данная сфера находится в ведении государства и оказывает свои услуги только категориям населения, находящимися в зоне риска. Данная сфера предоставляет необходимые минимальные гарантии в форме пенсий, льгот и других законодательно установленных выплат.

Таким образом, экономическое пространство социальной работы требует дальнейшего изучения и совершенствования посредством укрепления взаимосвязей между государством и обществом, а также их координации на основе законодательного регулирования в условиях рыночной экономики.

экономика социальный работа

Заключение

Экономика социальной работы - это экономическая деятельность системы социальной защиты населения, связанная с производством нематериальных услуг.

Экономическая функция социальной работы заключается в деятельности специализированных органов социальной защиты, направленная на создание условий, обеспечивающих средства существования общества. Основными элементами экономической функции являются формирование и распределение экономических ресурсов в рамках социальной работы и контроль за их целевым использованием.

Принципы экономики социальной работы - это обоснованные научно положения о методах экономической деятельности предприятий, входящих в состав системы социальной защиты населения. К основным принципам относятся принцип гуманизма, социальной справедливости, общественной целесообразности, экономической эффективности и самостоятельности.

Основные принципы, на которых базируется социальная работа закреплены в Конституции РФ, а также в других законодательных и нормативны актах.

В экономическое пространство социальной работы входят различные институты социальной защиты населения, обеспечивающие условия нормальной жизнедеятельности общества, качественного удовлетворения их потребностей и самореализации личности.

В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:

описана экономическая сущность и функции социальной работы;

приведены основные экономические приемы социальной работы;

определены экономические принципы социальной работы и их содержание;

охарактеризовано экономическое пространство социальной работы и описаны основные тенденции и пути ее развития.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Бюджетные учреждения: Учебное пособие / под общ.ред. В.В. Семенихина. - М.,2005. - 165с.

Григорьянц Т.Н., Замараева З.П. Социальная защита населения в России: становление и развитие. - М., 2004. - 264с.

Каменецкий В.А., Патрикеев В.В. Основы социальной экономики. - М., 2010. - 325с.

Комаров Е.И., Войтенко А.И. Организация управления и администрирование в социальной работе. - М., 2010 - 278с.

Косьмин А.Д., Понятовская А.Г. Экономические основы социальной работы. - М., 2010 - 369с.

Лященко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие / А.И. Лященко. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 233 с.

Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. - М.: «ВЛАДОС», 2001. - 157 с.

Технологии социальной работы: Учебник для студ. вузов, обуч. по направлению и спец. «Социал. работа» / Т.В. Шеляг, П.Д. Павленок, В.Ц. Худовердян и др.; под. общ. ред. Е.И. Холостовой - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.

Экономика в сфере социальной работы исследует, изучает многогранные процессы и тенденции, связанные с природой возникновения и удовлетворения потребностей. Социальная работа ориентирована на защиту прав человека, а права человека - это санкционированные обществом (законом или моралью) его потребности.

Согласно классификации, применявшейся в советской статистике, социальное обслуживание относилось к непроизводственной сфере.

Так, несколько условно, назывались отрасли и виды деятельности, не составляющие материальное производство.

Сфера нематериальных услуг, к которой относится и сфера социальной работы, включает в себя жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание, здравоохранение, образование, культуру, пассажирский автотранспорт, связь (для населения), социальное обеспечение и страхование, социальное обслуживание населения и др. Деятельность работников, оказывающих эти услуги, носит нематериальный характер.

С начала 90-х гг. XX в. сфера поизводства услуг вошла в рыночную экономику и стала важной составной частью производства валового продукта наряду со сферой производства товаров. Ее доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) за последние десятилетия значительно возросла в основном за счет постоянного роста стоимости услуг даже по сравнению с ростом цен на потребительские товары.

Сферу социальной работы более правильно следует назвать сферой производства нематериальных услуг. Эта сфера имеет специфические экономические особенности.

Согласно экономической теории, всякий товар призван удовлетворять определенную человеческую потребность. Но потребительская стоимость становится товаром лишь тогда, когда представляет собой продукт труда, удовлетворяющий потребность не того, кто его произвел, а общество.

По критерию специфики принимаемой формы потребительские стоимости выступают в форме вещи или в форме услуги. Определяя специфику труда в отраслях обслуживания, К. Маркс писал, что в данном случае труд «... оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности...» .

В сфере обслуживания не происходит характерного для материально-вещественного производства перехода из формы деятельности в форму продукта.

Процесс производства услуг почти всегда совпадает с процессом их потребления. Услугу нельзя «накопить». Качество услуги, ее способность удовлетворять потребность непостоянны и зависят от субъекта деятельности.

В мировой хозяйственной практике считается, что общественный продукт есть результат двух сфер народного хозяйства - материального производства и сферы услуг. Поэтому в ВВП включаются услуги как врача, юриста, так и социального работника.

Многие виды социального обслуживания не могут развиваться на основе рыночных регуляторов. Поэтому учреждения социальной сферы традиционно рассматривались в нашей стране как потребители бюджетных средств и никогда не относились к организациям, имеющим отношение к созданию национального дохода. Новый хозяйственный механизм в отраслях непроизводственной сферы, принятый в конце 1988 г., стал отправной точкой к интеграции этой сферы в систему экономических отношений.

Объем платных услуг включает объемы услуг, оказанных населению официально зарегистрированными крупными и средними организациями, малыми предприятиями, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Объем платных услуг населению измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу.

Услуги, оказываемые населению в государственных службах социальной работы, не включены в государственную статистическую отчетность, так как они для населения оказываются в основном бесплатно. В течение последнего десятилетия сфера социально-бытовых услуг (парикмахерские, кинотеатры, прачечные, ателье и т.

П.) перешла на рыночные условия хозяйствования с полным или частичным самофинансированием и самоокупаемостью. И лишь сфера социальной работы практически полностью, более чем на 90 %, остается на ресурсном обеспечении государства. Основная часть социальных услуг оказывается населению бесплатно или по социально низким ценам.

Общественный продукт определяется в рыночных ценах. Безвозмездные услуги государства, не имеющие рыночной цены, рассчитываются по стоимости издержек, которые фактически сложились в момент оказания этих услуг. В этом - экономическая особенность сферы социальной работы.

Сложность настоящего момента состоит в том, что прошедший процесс разгосударствления и приватизации собственности привел к значительному сокращению бюджета государства. В то же время либерализация цен и «шоковая терапия» начала 90-х гг. XX в. не только привели к обеднению огромных масс населения, но уничтожили основной субъект поддержки трудящихся и членов их семей - предприятие с его социальными фондами, социальными программами, социальной инфраструктурой.

Государство было вынуждено создавать новую структуру - систему служб социальной поддержки населения и финансировать ее за счет налоговых поступлений. Иначе говоря, рост потребности населения в поддержке в условиях значительного сокращения ресурсов - еще одна особенность социальной работы в период перехода к рыночным отношениям.

Развитие и функционирование каждой отрасли осуществляется в соответствии с объективно действующими экономическими законами. В СССР был провозглашен так называемый «основной экономический закон социализма»: обеспечение полного благосостояния и свободного, всестороннего развития всех членов общества путем непрерывного роста и совершенствования общественного производства.

Первая часть приведенной формулировки очень схожа с целью и задачами социальной работы. Получается, что социальная работа и бесплатное социальное обслуживание населения - это «островок социализма» в обществе, которое уже живет по закону получения и присвоения прибавочной стоимости.

В условиях разгосударствления, приватизации и утверждения многообразных форм собственности государство уже не имеет того общественного производства, за счет доходов от которого оно могло создавать общественный фонд потребления. Эта тенденция просле живается с начала 1980-х гг. Уже тогда доля госбюджета в валовом национальном доходе постепенно снижалась и в 2010 г. доля бюджета в ВВП составила 31,5 % с учетом внебюджетных социальных фондов. По сути в России произошло крупнейшее разгосударствление собственности.

Поскольку процессы приватизации из-за их обвального характера не были сопряжены с остальными элементами экономических преобразований, подавляющая часть возникших на базе государственных предприятий частного и смешанного секторов экономики оказалась на грани банкротства. Спровоцированные этим безработица и обнищание населения способствовали росту его потребности в поддержке государства, которое уже не могло дотировать жизнь всего населения.

В советское время население получало существенные выплаты из общественных фондов потребления. Они составляли около половины среднедушевого дохода. И это не считая средств, которые затрачивались непосредственно предприятиями, организациями, колхозами и совхозами на социальную поддержку своих настоящих и бывших работников (пенсионеров) и членов их семей.

В настоящее время предприятия потеряли свое значение субъектов социальной защиты работающих, а выделяемые государством средства на поддержку одиноких престарелых, детские пособия и пенсии, социальное обслуживание наиболее нуждающихся, конечно, не компенсируют населению того, что они получали из общественных фондов потребления.

социальная работа в настоящее время занимает важное место в жизни общества. Это требует изучения экономических основ деятельности элементов и учреждений социальной защиты населения. Это проблема охватывает теоретикометодологические основы экономики социальной работы, основы экономики здравоохранения и образования (отрасли социальной сферы, где чаще всего выполняют свои функции специалисты по социальной работе), динамику благосостояния населения, организацию экономической деятельности социальной защиты населения. Целью изучения экономических основ социальной работы является: формирование у специалистов экономической грамотности и экономической культуры в области социальной работы; содействие формированию экономического мышления, что означает знание современных экономических законов, категорий, на основе которых вырабатывается конкретное экономическое поведение на практике, определенный уровень инициативы, деловитости. Социальный работник должен знать: экономические основы формирования доходов населения, критерии обеспеченности и бедности, минимальные государственные гарантии социально-экономической поддержки населения; знать особенности организационных и экономических основ социального обеспечения и социального страхования населения; основы экономики здравоохранения, образования; виды социально-экономических льгот, методы определения эффективности деятельности, вопросы кадрового обеспечения социальных служб; уметь оценивать влияние экономической стратификации в обществе на изменение статуса различных групп и семей, значение бюджетного и других видов финансирования системы социальной защиты; Экономика социальной работы – это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг. Экономическая деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом. Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования. Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан. В этом смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источника образования фондов и организации обеспечения. Таким образом, социальное обеспечение – это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться. Социальная защита как социальный институт это, в широком смысле, деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе и на достойный уровень жизни. В узком же смысле, социальная защита – это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового, организационного характера для поддержания населения и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков. Социальное обеспечение можно определить как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных внебюджетных фондов, создаваемых на страховой основе, и ассигнований государством.

Случайные статьи

Вверх