Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Вклад является самым удобным способом сбережения. Оформление депозита сегодня достаточно простой процесс ведь оформить вклад можно не выходя из дома. Однако в кризисных условиях, когда многие банки лишаются лицензия встает вопрос, можно ли доверять свои деньги финансовым учреждениям? Об этом позаботилось государство, предложив страхование вкладов в 2017 году.
Система страхования вкладов подчиняется Федеральному закону № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Основная цель этой системы – защита средств граждан, размещаемых на счетах российских банков.
Вообще защита денежных средств граждан является приоритетной задачей любого государства. Система страхования действует в США, Японии, Украине и некоторых других странах — членах Европейского сообщества.
Система защиты депозитов работает по следующему принципу. Если финансовое учреждение прекращает свое существование или становится , то у него отбирается лицензия, а денежные средства со счетов выплачиваются вкладчикам. Данная процедура не требует предварительного соглашения, поскольку осуществляется в силу закона.
Ассоциация по страхованию вкладов Российской Федерации берет все долги банка на себя, выплачивая вкладчикам деньги. Далее агентство самостоятельно выясняет отношения с кредитной организацией по возврату задолженности.
Страхование вкладов осуществляется в рамках сумму 1400000 рублей . При этом если вкладчик хранит средства в банке на разных счетах, он все равно не сможет получить средства, превышающие указанную сумму. Но если счета открыты в разных банках, то каждый счет гарантирует возврат суммы до 1400000 рублей .
Процесс страхования вкладов несложен и имеет свои особенности. Прежде всего, осуществляется внесение денег на депозит и заключение договора с банком.
Вклад автоматически попадает под систему страхования, если банк обладает соответствующей лицензией. При этом специализированный договор страхования не требуется.
За участие в системе страхования финансовая организация ежемесячно выплачивает АСВ 1% от суммы депозитного портфеля. Другими словами за страхование депозитов платит банк, а не клиент.
Таким образом, вкладчиков защищает закон. Также защищены клиенты, пользующиеся дебетовыми картами.
Под страхование попадают все средства клиента, в том числе и расположенные на дебетовых картах.
Исключение составляют:
Под защиту системы страхования вкладов попадают средства, расположенные на дебетовых счетах клиента. Это вклады и пластиковые карты. И если про систему страхования вкладов знает практически каждый вкладчик, то про то, что застрахованы и средства на счетах пластиковых карт знают единицы.
Возврат вкладов осуществляется в случае, если у банка отозвана лицензия либо если введен мораторий на деятельность Центральным банком РФ. В этих случаях банк имеет законное право выплатить средства, не ранее, чем через 10 дней .
Максимальный срок выплат составляет 14 дней . Средства вкладчикам перечисляются через другой банк или по Почте России.
Страхование вкладов осуществляется АСВ. В организации находится реестр участников программы и страховой фонд, который создается банками-участниками путем ежемесячных страховых взносов. На сегодняшний день в список входят 840 участников. Полную информацию можно посмотреть на сайте АСВ.
Ниже представим список входящих банков-участников РФ, которые в России являются наиболее надежными, поскольку входят в реестр застрахованных очень давно:
При оформлении вклада обязательно нужно посмотреть актуальную информацию на , так как список очень подвижен и ежегодно число банков уменьшается.
Также стоит уточнить информацию в офисе банка: специалист по первому требованию должен предоставить лицензию участника системы страхования вкладов
Несмотря на то, что система страхования действует более 12 лет , при выплате страховых возмещений возникают спорные вопросы. Любой вкладчик должен знать свои права.
По современному законодательству АСВ выплачивает 100% от суммы вклада, не превышающей 1400000 рублей .
Если вклад был открыт в другой валюте, то средства конвертируются по курсу на день страхового случая. Стоит отметить, что стоимость возмещения постепенно растет и до 2014 года она составляла 700 тысяч .
Таким образом, государство предлагает достаточно большую компенсацию за наступление страхового случая.
Стоит отметить, что если вкладчик имеет еще и кредит, то выплата будет осуществляться за минусом долга. Эта процедура происходит автоматически и клиент получит а руки только разницу.
Вклады в банках могут размещать как физические лица, так и юридические. Однако государственное обязательное страхование вклада в этом случае не предполагается.
Сегодня юридические лица могут осуществить процедуру страхования своего вклада в добровольном порядке, то есть самостоятельно уплачивая страховые взносы.
Страховщиком в этом случае является не АСВ, а любая страховая компания. На сегодняшний день процедура страхования вкладов юридических лиц находится в стадии становления и имеет множество нюансов и недоработок. Поэтому в случае защиты такого вклада к выбору страховой компании стоит подходить очень внимательно.
Для получения депозита после отзыва у банка лицензии необходимо обратиться в сам банк. После наступления страхового случая АСВ в течение 1 недели публикует в «Вестнике Банка России» реестр обязательств перед вкладчиками.
Появляется такой реестр и на сайте Агентства. В течение 1 месяца АСВ направляет уведомление каждому вкладчику о выплатах.
После получения уведомления вкладчик обязан предоставить АСВ заявление и паспорт. После этого АСВ предоставляет реестр, в котором указана сумма страхового возмещения и в течение 3-х дней перечисляет средства вкладчику. Но только после того как прошло две недели после отзыва лицензии у банка.
После получения средств вкладчики подписывают справку, копия которой отправляется в банк.
При страховом возмещении может возникнуть ряд проблем, решение которых требует от вкладчика определенных знаний:
Выплаченная сумма меньше заявленной | Если сумма начисленного вознаграждения не устраивает клиента, он вправе обратиться в АСВ с дополнительными документами о том, что сумма не соответствует реальной. В этом случае претензия отправляется в банк, и после этого в реестр Агентства вносятся изменения. |
Нарушение сроков подачи заявки | Заявление на получение денег необходимо подать в установленные законодательством сроки и не позднее окончания ликвидации банка. Если клиент не успел это сделать во время, то на выплату средств может рассчитывать только если причина неподачи заявления – уважительная (тяжелая болезнь, командировки и т.п.). |
Наличие кредита в этом банке | Вкладчик получит только средства, оставшиеся после того, как из вклада вычтут сумму кредита вместе с процентами. |
Сумма депозита больше страхового возмещения | Если получилось, что на счете оказалась сумма больше страховой, то вкладчик может рассчитывать на них после конкурсного производства (когда будет реализовано имущество банка). При этом часто получается так, что имущество недостаточно ценно и средств на выплату во всем долгам не хватает. Поэтому требования вкладчиков будут удовлетворяться в порядке очереди. |
Таким образом, если возникли проблемы, необходимо сразу же обращаться в АСВ. Специалисты стараются по максимуму помочь любому вкладчику, вернув вложенные средства.
Несмотря на то, что система страхования действует с 2004 года, у вкладчиков возникает множество вопросов о защите своих сбережение.
Представим наиболее популярные из них:
Застрахованы ли начисленные проценты по вкладу? | Депозит состоит из двух субсчетов. На одном из них учитываются проценты, а на другом – сумма основного вклада. Если вклад предполагает капитализацию, то есть причисление начисленных процентов к сумме основного вклада, то проценты будут застрахованы. Если проценты находятся на отдельном счету, то возмещению подлежит только сумма основного вклада. |
Какую сумму страхового возмещения можно получить в одном банке? |
|
Если вклады размещены мужем и женой в одном банке, то какое возмещение положено? | Поскольку вкладчики это разные люди, то каждый в отдельности получит 100% суммы вклада, не превышающего 1400000 рублей . |
Если вкладчик имеет несколько счетов в одном банке, он по каждому может рассчитывать на получение 100% суммы в рамках возможного страхового возмещения? | Сумма возмещения не зависит от количества счетов в одном банке. Если совокупная стоимость дезохитов выше, чем 1400000 рублей , вкладчик не вправе рассчитывать на сумму больше этой. Для того, чтобы полностью застраховать свои сложения лучше разместить деньги в разных банках. |
У банка возникли финансовые трудности и я решил забрать свой вклад. Сотрудники отказываются от выплат в полном размере и советуют написать заявление на выплату вклада частями. Стоит ли соглашаться? |
|
Статья 1 устанавливает цели Закона N 177-ФЗ, а также круг отношений, которые он регулирует.
1. Часть 1 комментируемой статьи определяет цели Закона, которыми являются:
Основной задачей, для решения которой был принят комментируемый Закон, является защита прав вкладчиков. Закон устанавливает требования к участникам банковской сферы по сохранению сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в банках на территории РФ. Сохранение вкладов населения является важной социальной и финансовой задачей любого государства и в особенности России, после потрясений в этой сфере в период 90-х годов прошлого века. Практика создания системы страхования вкладов существует и в других странах - США, странах Евросоюза, странах СНГ - Казахстане, Украине и др. Государственная политика заключается в гарантиях по возврату денежных средств, размещенных в банках физическими лицами, и созданию барьеров для банков-банкротов в случае их отказа от выплат в связи с финансовым положением.
Государство, создавая обязательную систему страхования вкладов физических лиц, позволяет вкладчикам незамедлительно вернуть свои вклады из банка-банкрота, не дожидаясь завершения процедур по ликвидации банка. Кроме того, благодаря данному экономическому институту государство в период финансового кризиса сохраняет высокий уровень доверия вкладчиков ко всей банковской системе страны, предотвращая массовое изъятие вкладов, а также стимулирует привлечение новых вкладов.
Возврат вкладов граждан банком обеспечивается путем обязательного страхования вкладов, а в предусмотренных законом случаях и иными способами. Способы обеспечения банком возврата вкладов юридических лиц определяются договором банковского вклада. При заключении договора банковского вклада банк обязан предоставить вкладчику информацию об обеспеченности возврата вклада. При невыполнении банком предусмотренных законом или договором банковского вклада обязанностей по обеспечению возврата вклада, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий вкладчик вправе потребовать от банка немедленного возврата суммы вклада, уплаты на нее процентов в размере, определяемом в соответствии с п. 1 ст. 809 ГК РФ, и возмещения причиненных убытков.
Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках. Участниками системы обязательного в банках являются организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, и банки, привлекающие средства граждан. Порядок создания, формирования и использования средств системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках определяется законом. Участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков в РФ, которые принимают вклады от частных лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" одной из задач Центрального банка РФ является защита интересов вкладчиков, а также надзор за кредитными организациями. В этих целях Центральному банку РФ предоставлены широкие полномочия: проверка операций банков, установление объемов и сроков представления бухгалтерской и статистической отчетности, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности, а также установленных экономических нормативов.
В случае неисполнения предписаний Центрального банка РФ, выявления нарушений нормативов, причинивших ущерб банкам и клиентам, подведения итогов года с убытками и возникновения в связи с этим угрозы интересам вкладчиков и иных кредиторов банка Центральный банк РФ вправе предъявлять учредителям (участникам) банка требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка либо о реорганизации банка и решать вопрос о замене его руководителей. Кроме того, Центральный банк РФ вправе отозвать лицензию на совершение банковских операций, что рассматривается как решение о ликвидации банка. Главной целью банковского регулирования и банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации.
Под системой страхования вкладов
следует понимать целый комплекс мер, направленных органами государственной власти, а также Банком России на защиту вкладов физических лиц и гарантирующих возврат этих вкладов при банкротстве кредитной организации. Задача системы страхования вкладов заключается в быстрой выдаче всех выплат вкладчикам из независимого финансового источника (например, специального фонда).
Основополагающими принципами, на которых строится система страхования вкладов, являются:
Необходимо отметить, что в соответствии с Основополагающими принципами для эффективных систем страхования депозитов (2010 г.), разработанными Базельским комитетом по банковскому надзору Международной ассоциации страховщиков депозитов, система страхования депозитов должна иметь возможность использовать все механизмы финансирования, необходимые для обеспечения быстрой выплаты возмещения по требованиям вкладчиков, включая способы получения дополнительных средств для пополнения ликвидности в случае необходимости. Главная ответственность за оплату страхования депозитов должна лежать на банках, так как они и их клиенты получают прямую выгоду от наличия эффективной системы страхования депозитов. Для систем страхования (независимо от способов финансирования), которые используют системы дифференцированных взносов, критерии, которые применяются для дифференциации по степени риска, должны быть прозрачными и понятными для всех участников. Кроме того, должно быть обеспечено наличие всех необходимых ресурсов для надлежащего управления системой дифференцированных по степени риска взносов (Основополагающие принципы для эффективных систем страхования депозитов / Банк международных расчетов. Неофициальный перевод осуществлен государственной корпорацией Агентство по страхованию вкладов (выдержки из текста)).
Системы страхования вкладов классифицируются по следующим признакам:
1) в зависимости от способа организации системы страхования
:
2) в зависимости от способа участия банков в страховой системе :
3) в зависимости от размера гарантий системы страхования вкладов бывают:
4) в зависимости от степени государственного участия в системе страхования:
5) в зависимости от организации финансирования выплат :
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет круг тех правоотношений, на которые распространяют свое действие нормы Закона N 177-ФЗ. Закон регулирует отношения:
В силу требований комментируемого Закона в январе 2004 г. была создана государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", к задачам которой относится обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Финансовой основой системы является фонд обязательного страхования вкладов. Основные источники формирования фонда:
Комментируемый Закон устанавливает обязательное страхование вкладов банками
. Участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков, так как привлекать вклады от населения имеют право только те банки, которые включены в систему страхования. Вклады считаются застрахованными со дня включения банка в реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов.
Банки - участники системы страхования вкладов обязаны соблюдать три группы финансовых показателей (по капиталу, активам, ликвидности) и ряд нефинансовых показателей. В случае несоблюдения требований к какой-либо группе показателей ЦБ вправе запретить банку привлекать вклады, с 2011 года показатели доходности были исключены из разряда обязательных. Федеральным законом от 11.07.2011 N 171-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" был изменен перечень критериев недостаточной финансовой устойчивости банков, оцениваемых в целях включения банка в систему страхования вкладов. Закон N 171-ФЗ признал утратившим силу требования комментируемого Закона о том, что финансовая устойчивость банка признается недостаточной для целей страхования вкладов, если банк имеет оценку "неудовлетворительно" по группе показателей оценки доходности, включающая показатели рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом, на две отчетные квартальные даты подряд (п. 3 ч. 3.1 ст. 48 Закона N 177-ФЗ).
В случае банкротства банка, в котором находится вклад владельца, он вправе получить от Агентства по страхованию вкладов выплату в размере своего вклада, включая капитализированные (причисленные к сумме вклада) проценты, но не более установленной законом суммы. В том случае, если сумма вклада превышает установленный комментируемым Законом размер выплат, остальная часть денежных средств может быть получена после проведения процедур банкротства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Под страховым случаем
понимается:
Таким образом, вкладчик, который имеет банковский вклад, вправе рассчитывать на государственную поддержку, если банк прекратит свою деятельность или не сможет сам погасить свои долги. В этой связи необходимо отметить, что в 2004 году был принят Федеральный закон от 29.07.2004 N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", согласно которому его действие распространяется на правоотношения, возникающие в связи с признанием банкротами банков, не участвующих в системе страхования вкладов и у которых лицензия на осуществление банковских операций была отозвана после вступления в силу комментируемого Закона. В соответствии с требованиями Закона N 96-ФЗ для принятия Банком России решения об осуществлении выплат необходимо одновременное наличие следующих условий:
Размер выплат Банка России определяется исходя из 100 процентов суммы признанных в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) требований вкладчика, но не более 700 000 рублей, за вычетом сумм предварительных выплат кредиторам первой очереди, осуществленных конкурсным управляющим в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Если признанный банкротом банк выступал по отношению к вкладчику также в качестве кредитора, размер выплаты Банка России определяется исходя из разницы между суммой признанных в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) требований вкладчика и суммами встречных требований данного банка к вкладчику и предварительных выплат кредиторам первой очереди, осуществленных конкурсным управляющим в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Под встречными требованиями банка к вкладчику понимаются денежные обязательства вкладчика перед банком по гражданско-правовым сделкам и (или) иным предусмотренным законодательством Российской Федерации основаниям, при которых вкладчик является должником банка. Выплаты Банка России осуществляются отдельно в отношении каждого признанного банкротом банка, не участвующего в системе страхования вкладов, в котором вкладчик имеет вклад (вклады).
Следует отметить, что комментируемый Закон защищает права и законные интересы только вкладчиков банков
, а не вкладчиков других финансовых или небанковских кредитных организаций. Так, например, в начале 90-х годов многие граждане РФ вложили свои сбережения в различные финансовые компании, а зачастую просто финансовые пирамиды, которые обещали высокую доходность по вкладам. Деятельность таких организаций осуществлялась без лицензирования, и, получив от населения огромные денежные средства, компании закрывались, а вкладчики потеряли свои сбережения. Для защиты вкладчиков был издан Указ Президента РФ от 18 ноября 1995 г. N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров". Согласно данному Указу одним из важнейших направлений государственной политики на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации является обеспечение прав граждан - вкладчиков кредитных организаций и коммерческих организаций, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц, а также акционеров акционерных обществ, от противоправных посягательств и коммерческих рисков, возникающих при осуществлении банками, кредитными организациями и акционерными обществами предпринимательской деятельности.
Кроме того была разработана Комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров (утв. Указом Президента РФ от 21 марта 1996 г. N 408), в соответствии с которой были определены направления деятельности федеральных органов государственной власти по обеспечению прав вкладчиков и акционеров. Так, к организационным мероприятиям по обеспечению прав вкладчиков и акционеров относятся:
В соответствии с Указом Президента РФ от 18 ноября 1995 г. N 1157 был образован Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Данный Фонд был сформирован как некоммерческая организация, учредителями которой стали федеральные органы исполнительной власти совместно с общественными объединениями, созданными в целях защиты прав вкладчиков и акционеров, в том числе с комитетами по защите обманутых вкладчиков и акционеров. Целями деятельности Фонда являются:
Кроме того, нормами комментируемого Закона не регулируются
отношения по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Федеральным законом от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" регулируются отношения по обеспечению государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг.
3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи действие Закона N 177-ФЗ не распространяется
на иные способы страхования вкладов физических лиц для обеспечения их возврата и выплаты процентов по ним. Необходимо отметить, что банки имеют право создавать фонды добровольного страхования вкладов для обеспечения возврата вкладов. Фонды добровольного страхования вкладов
создаются как некоммерческие организации. Число банков - учредителей фонда добровольного страхования вкладов должно быть не менее пяти с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала, установленного в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" для банков на дату создания фонда. Порядок создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов определяется их уставами и федеральными законами. Банк обязан поставить клиентов в известность о своем участии или неучастии в фондах добровольного страхования вкладов. В случае участия в фонде добровольного страхования вкладов банк информирует клиента об условиях страхования.
Следует отметить, что страховые компании и банки совместно разрабатывают и внедряют различные страховые программы, например, страхование жизни и трудоспособности заемщиков кредитных средств. При данном виде страхования банк является выгодоприобретателем, и в случае утраты заемщиком платежеспособности по причине смерти или временной/постоянной утраты трудоспособности банку выплачивается сумма фактической задолженности и процентов по кредиту. Страхование жизни и трудоспособности заемщиков кредитных средств гарантирует банку возвратность выданного кредита в случае смерти заемщика или утраты им трудоспособности.
4. Комментируемый Закон устанавливает особенности правового статуса участников системы страхования вкладов, условий обязательного страхования вкладов, страхового случая, уплаты страховых взносов и др. Следует отметить, что по общим правилам страхования, установленными ГК РФ и Законом "Об организации страхового дела в РФ", страхователь уплачивает страховые взносы страховщику и при наступлении страхового случая получает страховое возмещение. В рамках Закона N 177-ФЗ страхователь-банк выплачивает страховщику-АСВ страховые взносы безвозмездно, исключительно в пользу вкладчика. При наступлении страхового случая банк не получает страховое возмещение, его приобретает только вкладчик. Данное условие является обязательным и для того, чтобы банк имел право привлекать вклады и открывать счета физических лиц, он обязан стать участником ССВ и соответственно выступать в качестве страхователя, не являясь при этом выгодоприобретателем. Отказ от участия в ССВ или отказ от выплат страховых взносов означает, что банк не имеет больше право привлекать вклады и открывать счета физлиц.
Особый правовой статус имеет и вкладчик, в рамках комментируемого Закона вкладчиком может быть только физическое лицо, открывшее определенный вид вклада или счета, который считается застрахованным. По смыслу Закона N 177-ФЗ не может быть вкладчиком юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, открывшие счета в банке. На остальные виды вкладов, непредусмотренные Законом N 177-ФЗ, или кредиты, его действие не распространяется. Таким образом, комментируемый Закон регулирует правоотношения по страхованию только определенной группы вкладчиков по ограниченному виду вкладов.
Особенности правового статуса ЦБ РФ как участника ССВ заключаются в том, что в рамках своих полномочий он осуществляет надзор и контроль над другими банками - участниками ССВ. ЦБ РФ осуществляет контроль за финансовым положением банка, устанавливает нормативы допуска в ССВ, проводит предварительные и последующие проверки банков, выдает или отзывает банковские лицензии на право привлекать во вклады и открывать счета физических лиц, разрабатывает нормативно-правовые документы в этой сфере и т.п. Особый правовой статус страховщика-АСВ регламентирован Законом N 177-ФЗ, АСВ является государственной корпорацией, созданной за счет средств Российской Федерации. Данный вид обязательного страхования может осуществляться только АСВ, а не иной государственной или коммерческой страховой компанией. АСВ в своей деятельности использует международный опыт обязательного страхования вкладов, проводит аналитические исследования в этой сфере, выбирая оптимальные решения для Российской системы страхования вкладов. АСВ ведет учет банков - участников ССВ, формирует фонд за счет страховых взносов, инвестирует свободные денежные средства фонда для получения прибыли, разрабатывает рекомендации и инструкции для банков по вопросам участия в ССВ, выступает с предложениями по внесению изменений в действующее банковское законодательство, осуществляет выдачу выплат вкладчикам и др.
Согласно положениям комментируемого Закона страховым случаем признается только два обстоятельства - отзыв лицензии и мораторий на требования кредиторов. Не может быть страховым случаем общий финансовый кризис и другие ситуации, при которых банковская система страны становится неустойчивой. В таких случаях выплаты вкладов гарантированы государством, поскольку АСВ является государственной корпорацией, и при дефиците фонда Российская Федерация восполняет его за счет имущественного взноса из федерального бюджета. Следует отметить, что вкладчик получает страховое возмещение в определенном размере, и если сумма вклада превышала размер страхового возмещения, вкладчик сохраняет право требования к банку при его ликвидации.
5. Отношения, возникающие в сфере страхования вкладов физических лиц в банках РФ, а также отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов регулируются:
Статья 2 дает определение основных понятий, используемых в комментируемом Законе.
1. Банк
- это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Банк считается участником системы страхования вкладов со дня его постановки на учет до дня снятия его с учета в системе страхования вкладов в соответствии со ст. 28 комментируемого Закона, при этом банки обязаны
:
В России участие в системе страхования вкладов носит обязательный характер для всех банков, привлекающих денежные средства физических лиц.
Следует отметить, что нормы комментируемого Закона распространяются исключительно на банки, имеющие право привлекать вклады физических лиц. Нормы комментируемого Закона не применяются в отношении остальных кредитных организаций, в том числе и небанковских кредитных организаций (небанковская кредитная организация - это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом N 395-1. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России).
К банковским операциям относятся
:
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным. Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях
:
Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в сумме 300 миллионов рублей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 - 7 ст. 11.2 Закона "О банках и банковской деятельности".
Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях
:
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям не допускается. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями ст. 23.1 Закона N 395-1, а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
2. Вклад
- это денежные суммы, в валюте Российской Федерации или иностранной валюте внесенные в коммерческий банк на определенных условиях с целью извлечения прибыли. Депозиты - это денежные средства или ценные бумаги, переданные на хранение банку и подлежащие возврату в определенный срок на определенных условиях.
Существует несколько видов банковских вкладов:
По банковским вкладам проценты начисляются:
Необходимо отметить, что вклады приносят вкладчикам определенный доход в виде процентов, с которых должны уплачиваться налоги. Критерием при исчислении налога на доходы физических лиц с процентов, получаемых по вкладам в банке, является ставка рефинансирования ЦБ РФ. Ставка рефинансирования с 26 декабря 2011 г. составляет 8%. Физические лица, получающие доход по вкладам, должны выплачивать подоходный налог с полученных процентов, если:
Налогообложению подлежит сумма процентов, которая превышает необлагаемый размер процентов (т.е. если годовая ставка процентов по рублевому вкладу составляет 14%, налогообложению подлежит - 14% - 13% = 1%). Для резидентов ставка налога составляет 35%, для нерезидентов - 30%. Банк, являясь налоговым агентом, удерживает сумму начисленного налога и самостоятельно перечисляет деньги в бюджет.
Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации. При преобразовании банка указанный срок не прерывается.
Право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если:
Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику. В соответствии со статьей 834 ГК РФ по договору банковского вклада (депозита)
одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
Договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, признается публичным договором (ст. 426 ГК РФ). Право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в порядке, установленном в соответствии с законом.
Договор банковского вклада заключается на условиях выдачи вклада по первому требованию (вклад до востребования) либо на условиях возврата вклада по истечении определенного договором срока (срочный вклад). Договором может быть предусмотрено внесение вкладов на иных условиях их возврата, не противоречащих закону.
По договору банковского вклада любого вида банк обязан выдать сумму вклада или ее часть по первому требованию вкладчика, за исключением вкладов, внесенных юридическими лицами на иных условиях возврата, предусмотренных договором.
Условие договора об отказе гражданина от права на получение вклада по первому требованию ничтожно. В случаях, когда срочный либо другой вклад, иной, чем вклад до востребования, возвращается вкладчику по его требованию до истечения срока либо до наступления иных обстоятельств, указанных в договоре банковского вклада, проценты по вкладу выплачиваются в размере, соответствующем размеру процентов, выплачиваемых банком по вкладам до востребования, если договором не предусмотрен иной размер процентов. В случаях, когда вкладчик не требует возврата суммы срочного вклада по истечении срока либо суммы вклада, внесенного на иных условиях возврата, - по наступлении предусмотренных договором обстоятельств договор считается продленным на условиях вклада до востребования, если иное не предусмотрено договором.
3. Реестр банков
- это перечень банков, состоящих на учете в системе обязательного страхования вкладов. Реестр ведется в электронном виде, а сопровождение ведения реестра осуществляет Департамент организации страхования вкладов.
Реестр содержит следующие сведения о банке:
Банк вносится в реестр на основании уведомления Банка России о выдаче банку лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц. Агентство принимает решение о внесении банка в реестр в день получения данного уведомления Банка России. При этом датой внесения банка в реестр считается дата выдачи ему указанной лицензии.
Банк исключается из реестра в случаях:
Решения о включении банка в реестр и об исключении банка из реестра принимаются Правлением Агентства. В ходе ведения реестра формируется дело на каждый банк, поставленный на учет в системе страхования вкладов. В дело включаются подлинники или копии документов, подтверждающие сведения, содержащиеся в реестре.
4. Вкладчик
- гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, либо любое из указанных лиц, в пользу которого внесен вклад. Вкладчики свободны в выборе банка для размещения во вклады принадлежащих им денежных средств и могут иметь вклады в одном или нескольких банках. Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором. Вкладчиком по именному вкладу считается лицо, на имя которого принят или зачислен вклад. Вклад может быть внесен на имя другого лица, которое в этом случае становится вкладчиком.
Вкладом совершеннолетнего вкладчика распоряжается:
Вкладчик имеет право на: получение дохода в виде процентов, на открытие одного или нескольких вкладов без ограничения суммы вклада, получение вклада частями или полностью, совершать безналичные расчеты, завещать вклад, выдавать доверенность на распоряжение вклада.
Вкладчик имеет право внести один или несколько вкладов в банк, при этом прием одного вклада на имя нескольких лиц не допускается. При внесении в банк денежных средств во вклад вкладчик обязан ознакомиться с действующим в банке положением и тарифами. Вкладчик имеет право получить сумму вклада (остатка на счете) или его часть по его первому требованию.
Для заключения договора банковского вклада физическое лицо, желающее внести вклад, должно лично обратиться в банк с заявлением о намерении заключить договор на условиях предоставленного банком перечня принимаемых вкладов. Вноситель должен заполнить анкету, и своей подписью он подтверждает, что все сведения о нем являются достоверными. В случае открытия вклада на третье лицо вноситель предоставляет информацию из документов, удостоверяющих личность в отношении третьего лица, и своей подписью подтверждает, что эти сведения являются достоверными. В отношении несовершеннолетних вноситель обязан предоставить копии необходимых документов. Третье лицо (вкладчик, являющийся вносителем денежных средств) для вступления в право распоряжения по вкладу лично письменно обращается в банк, заполняет требование третьего лица о вступлении в право распоряжения по вкладу и предъявляет документ, удостоверяющий личность.
Вкладчик может распоряжаться вкладом лично или через представителя. Представителем вкладчика могут выступать дееспособные физические лица, имеющие от него доверенность, а также лица, уполномоченные представлять вкладчика в соответствии с законодательством РФ (родители, усыновители, опекуны).
Банк гарантирует тайну вкладов, сведения о суммах вкладов выдаются только вкладчикам, их законным представителям, доверенным лицам, а также лицам, открывшим счет на имя другого лица, до момента обращения последнего в банк. В некоторых случаях, предусмотренных законодательством РФ, сведения о вкладах могут выдаваться по письменным требованиям уполномоченных органов и должностных лиц.
Вклады являются неприкосновенными, и без разрешения вкладчика денежные средства не могут перечисляться в уплату платежей. Выдача денежных средств с вклада может быть приостановлена только в случае, если на этот вклад наложен арест по предоставлению в банк постановления суда, органа предварительного следствия, органа дознания. Кроме того, на вклад может быть обращено взыскание на основании вступившего в законную силу решения суда, и в этом случае выдача вклада производится тем лицам, которые указаны в решении суда. Также банк без распоряжения вкладчика удерживает и перечисляет в бюджет налог на доходы физических лиц с суммы материальной выгоды (см. ст. 214.2 ч. 2 НК РФ).
Получить деньги с вклада, открытого на имя несовершеннолетнего, в возрасте до 14 лет, может любой из родителей при предъявлении паспорта и письменного разрешения органа опеки и попечительства. При достижении ребенком, на которого открыт вклад, 14 лет он вправе распоряжаться вкладом при предъявлении паспорта, а также письменного разрешения органа опеки и попечительства и письменного разрешения одного из родителей. При достижении ребенком 18-летнего возраста он может самостоятельно распоряжаться вкладом.
Вкладом несовершеннолетнего вкладчика в возрасте от 14 до 18 лет распоряжается он сам с учетом следующего. Зачисленные на счет несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет суммы пенсии, пособий, алиментов, страховые, наследственные суммы и т.д., суммы, перечисленные третьими лицами, а также принятые наличными денежные средства от третьих лиц, в том числе от законных представителей, выдаются несовершеннолетнему (списываются несовершеннолетним) с письменного предварительного разрешения органа опеки и попечительства и письменного согласия:
Зачисленные на счет несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет причитающиеся ему суммы заработной платы и стипендии, суммы, перечисленные самим несовершеннолетним, проценты по вкладу, а также внесенные наличными самим вкладчиком, выдаются несовершеннолетнему (списываются несовершеннолетним) без согласия законных представителей и без письменного предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Несовершеннолетний вкладчик в возрасте от 14 до 18 лет вправе оформить доверенность по счету. Доверенность оформляется в банке или принимается доверенность, удостоверенная вне банка, по предъявлении письменного согласия попечителя или одного из родителей (усыновителей, приемных родителей) несовершеннолетнего и письменного разрешения органа опеки и попечительства на распоряжение вкладом доверенным лицом на основании доверенности.
Письменное предварительное разрешение органа опеки и попечительства может предусматривать как выдачу наличных средств, так и безналичные перечисления из вклада сумм в заранее определенных размерах либо предоставление права распоряжения вкладом в течение какого-либо периода времени.
За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних)
, сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние лица в возрасте до 14 лет (малолетние) не вправе самостоятельно открывать текущие счета, счета по вкладам и вносить денежные средства на текущие счета и счета по вкладам. Законный представитель малолетнего обязан представить в банк:
Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно открывать счета по вкладам, вносить денежные средства на счета по вкладам. Текущий счет, счет по вкладу на имя несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет может открыть его законный представитель (родитель, усыновитель). Законный представитель несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет представляет в банк:
Вклад на имя несовершеннолетнего (не достигшего 18 лет) лица может открыть третье лицо. Третьим лицом может выступать любое лицо (в том числе и законный представитель несовершеннолетнего, если такой представитель действует от своего имени).
Вклад или текущий счет на имя совершеннолетнего лица, над которым учреждена опека (на имя недееспособного лица
) или попечительство (на имя ограниченно дееспособного лица
), может открыть третье лицо. Третьим лицом может выступать любое лицо (в том числе и законный представитель недееспособного или ограниченно дееспособного, если такой представитель действует от своего имени). При этом опекун представляет в банк:
Совершеннолетнее лицо, признанное судом ограниченно дееспособным
, не вправе открывать на свое имя счета по вкладам. Счет на имя совершеннолетнего лица, признанного судом ограниченно дееспособным, может открыть его законный представитель (попечитель), действующий от имени представляемого (ограниченно дееспособного).
5. Возмещение по вкладу (страховое возмещение)
- это денежная сумма, подлежащая выплате вкладчику в соответствии с требованиями комментируемого Закона при наступлении страхового случая. Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 тысяч рублей. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке и суммарный размер обязательств банка перед ним по этим вкладам превышает 700 000 рублей, то возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам. В случае если вклад размещен в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в рублях по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая. Выплата возмещения по вкладам производится в рублях. Если банк выступал по отношению к вкладчику также в качестве кредитора (выдал вкладчику кредит, ссуду и т.п.), то размер возмещения по вкладам определяется исходя из разницы между суммой обязательств банка перед вкладчиком и суммой встречных требований этого банка к вкладчику.
6. Разрешение Банка России
- выдаваемая Банком России лицензия на привлечение банком во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" с учетом требований Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации. Лицензия Банка России - это документ Центрального банка РФ, на основании которого кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции. В лицензии на осуществление банковских операций указывается перечень банковских операций, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право.
Кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.
7. Дефицит фонда обязательного страхования вкладов
- недостаточность фонда обязательного страхования вкладов для осуществления выплаты возмещения по вкладам. Фонд обязательного страхования вкладов - это совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в соответствии с требованиями комментируемого Закона. Фонд обязательного страхования вкладов является основой системы страхования вкладов. Фонд принадлежит Агентству на праве собственности и предназначен для финансирования выплаты возмещения по вкладам. Фонд обязательного страхования вкладов обособляется от иного имущества Агентства, и по фонду обязательного страхования вкладов ведется обособленный учет. Кроме того, денежные средства фонда обязательного страхования вкладов учитываются на специально открываемом счете Агентства в Банке России. Для поддержания финансовой устойчивости
системы обязательного страхования вкладов государство может выделять Агентству средства из федерального бюджета при возникновении дефицита средств фонда.
В соответствии с Методикой оценки финансовой устойчивости системы обязательного страхования вкладов (утв. решением Правления Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 16.07.2005, протокол N 43) определяются подходы к оценке государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" финансовой устойчивости системы обязательного страхования вкладов (далее - ССВ) при наступлении страховых случаев в банках - участниках системы обязательного страхования вкладов. Оценка финансовой устойчивости ССВ осуществляется в целях прогнозирования расходов федерального бюджета на покрытие возможного дефицита фонда обязательного страхования вкладов (далее - ФОСВ) в предстоящем году. Для оценки финансовой устойчивости ССВ рассматривается изменение величины ФОСВ в предстоящем периоде, представленное следующим образом:
ВФОСВt+1 = ВФОСВt + ПФОСВt - РФОСВt,
где ВФОСВt - величина ФОСВ на начало предстоящего периода;
ПФОСВt - поступления в ФОСВ в предстоящем периоде;
РФОСВt - расходы ФОСВ в предстоящем периоде;
ВФОСВt+1 - величина ФОСВ на конец предстоящего периода.
В случае если величина ФОСВ на начало и на конец предстоящего периода больше или равна нулю, то размер ФОСВ считается достаточным для осуществления выплат возмещения по вкладам в этом периоде, а ССВ - финансово устойчивой.
Если величина ФОСВ на начало или на конец периода принимает отрицательное значение, это означает, что в оцениваемом периоде будет иметь место дефицит ФОСВ, а ССВ будет считаться финансово неустойчивой.
8. Встречные требования
- это денежные обязательства вкладчика перед банком по гражданско-правовым сделкам, при которых вкладчик является должником банка.
При наличии встречных требований банка к вкладчику (например, по кредиту) их сумма при расчете страхового возмещения будет вычитаться из суммы вкладов, при этом погашения указанной задолженности перед банком не происходит. Заемщик должен продолжать погашать свой кредит по графику, предусмотренному кредитным договором. Если после выплаты страхового возмещения осталась непогашенной часть средств банковского вклада (счета), то для ее получения вкладчик должен предъявить к банку требование о возврате оставшейся суммы, которая будет погашаться в ходе ликвидации банка. В период действия в банке временной администрации по управлению банком свое требование к банку вкладчик вправе направить временной администрации по адресу банка. Если в отношении банка начались ликвидационные процедуры, то требование к банку направляется конкурсному управляющему (ликвидатору) по указанному им адресу.
Возможны два способа определения суммы встречных требований:
1. Необходимо отметить, что страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах, при этом обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Первым принципом, указанным в комментируемой статье, является принцип обязательного участия всех банков, имеющих право привлекать частные вклады, в системе страхования вкладов (ССВ). В соответствии с требованиями комментируемого Закона банк считается участником системы страхования вкладов со дня его постановки на учет до дня снятия его с учета в системе страхования вкладов. Получив статус банка-участника системы страхования вкладов, банки обязаны:
Принцип обязательного участия банков в ССВ обеспечивает равную защиту прав вкладчиков, независимо от того являются ли они клиентами коммерческих или государственных банков. Кроме того, благодаря принципу обязательного участия банков в ССВ создаются равные конкурентные условия для банков.
В июле 2008 г. Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS) и Международная ассоциация страховщиков депозитов (IADI) приняли решение о сотрудничестве в области разработки согласованных на международном уровне "Основополагающих принципов" с использованием подготовленных IADI "Ключевых принципов для эффективных систем страхования депозитов" в качестве основы. Была сформирована совместная рабочая группа для подготовки "Основополагающих принципов", которые должны были быть представлены BCBS и IADI для их согласования и утверждения. Согласно "Основополагающим принципам" система страхования депозитов делает ясными и понятными обязательства властей (или, если система частная, ее членов) перед вкладчиками, ограничивает возможность принятия волюнтаристских решений, может способствовать повышению доверия общества, помогает сократить расходы, связанные с урегулированием несостоятельности банков, и может обеспечивать наличие в стране упорядоченного процесса работы с проблемными и разорившимися банками, а также механизма финансирования самими банками затрат, связанных с разорением отдельных банковских институтов.
Создание или реформирование системы страхования депозитов может быть более успешным, если банковская система страны здорова, а институциональная среда адекватна. Чтобы пользоваться доверием общества и избежать провоцирования безответственности ("морального вреда") необходимо, чтобы система страхования депозитов являлась частью должным образом организованной системы финансовой безопасности страны, правильно сконструированной и сформированной. Система финансовой безопасности обычно включает в себя пруденциальное регулирование и надзор кредитора последней инстанции и страхование депозитов. Распределение полномочий и ответственности между участниками системы финансовой безопасности определяется выбором целей и средств реализации государственной политики, а также индивидуальными особенностями и обстоятельствами конкретной страны.
Членство в системе страхования депозитов должно быть обязательным для всех финансовых институтов, привлекающих депозиты от лиц, которые признаются наиболее нуждающимися в защите (например, розничные вкладчики) во избежание попадания в систему только слабых институтов.
2. Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств является вторым основополагающим принципом, указанным в комментируемой статье.
Объектом защиты должны являться те вкладчики, кто в целом не в состоянии самостоятельно объективно оценивать риск того, что банк, которому они доверили свои деньги, может разориться (например, вкладчики). Целью политики, поэтому, является также защита тех, кто наиболее нуждается в ней (и не может себе позволить потерю средств).
Снижение уровня морального вреда должно обеспечиваться посредством наделения системы страхования депозитов надлежащими характеристиками, а также использованием других элементов системы финансовой безопасности. Под моральным вредом понимается наличие стимулов к принятию на себя банками или иными лицами, выигрывающими от предоставляемой защиты, избыточного риска. Такое поведение может возникать, например, в ситуациях, когда вкладчики и другие кредиторы защищены или считают, что они защищены от понесения потерь, или они верят, что конкретному банку не позволят обанкротиться ни при каких обстоятельствах. Моральный вред может быть уменьшен, если ССВ имеет соответствующие характеристики, такие как: ограничение суммы страхового покрытия; исключение определенных категорий вкладчиков из числа страхуемых; а также внедрение систем дифференцированных или корректируемых с учетом риска взносов.
Кроме наделения системы страхования депозитов специальными характеристиками, моральный риск должен минимизироваться также с помощью других элементов системы финансовой безопасности - путем создания и продвижения определенных стимулов для качественного корпоративного управления и надежного риск-менеджмента в отдельных банках, эффективной рыночной дисциплины и системы эффективного пруденциального регулирования, надзора и законодательства.
Система страхования депозитов должна обеспечивать получение вкладчиками быстрого доступа к их застрахованным средствам. Поэтому страховщик депозитов должен быть заблаговременно - за достаточный срок - уведомлен или проинформирован о ситуациях, когда может потребоваться организовывать выплату возмещения, и получить доступ к информационной базе по вкладчикам. Вкладчики должны иметь законное право на получение возмещения в пределах лимита страхового покрытия и должны знать, когда и при каких условиях страховщик депозитов начнет процесс выплаты возмещения, сроки, в течение которых будет выплачиваться возмещение, а также будут ли осуществляться авансовые или промежуточные выплаты, и какой лимит страхового покрытия применим в их отношении.
3. Принцип прозрачности деятельности системы страхования вкладов предполагает полное раскрытие необходимой информации, которая должна быть доступна, понятна для всех участников и направлена на повышение надежности и доверия сторон.
Системы страхования депозитов не могут быть эффективными, если нет необходимых законов или если правовой режим характеризуется непоследовательностью. Должным образом сформированная правовая система должна включать в себя систему коммерческого законодательства, включая законы о корпорациях, банкротстве, контрактах, защите потребителей и частной собственности, которые должным образом и последовательно применяются и предоставляют механизм справедливого разрешения споров и разногласий. В числе иных факторов, требующих рассмотрения, можно выделить: способность существующего правового режима обеспечить поддержку оперативного вмешательства в деятельность проблемных банков или их закрытия; наличие в законодательстве (иных регулятивных актах) норм, четко регламентирующих процедуры реализации активов и удовлетворения требований кредиторов; предоставление правовой защиты участникам системы финансовой безопасности и лицам, работающим на них.
Если банки, включенные в систему страхования депозитов, не являются объектом строгого регулирования и надзора, система страхования депозитов будет подвергаться неприемлемо высокому уровню риска. Это особенно важно в ситуациях, когда в систему страхования депозитов предполагается включить нетрадиционные банки, например, институты, занимающиеся микрокредитованием или иные кредитные организации, которые не являются объектом такого же регулирования, как существующие банки-участники. Политики и законодатели должны решить, будут ли все банки, соответствующие установленным требованиям, автоматически включаться в систему страхования депозитов или они должны будут подавать заявления на вступление.
Последний вариант предоставляет страховщику депозитов некоторую степень гибкости в плане контроля за рисками, которые он на себя принимает, посредством установления определенных критериев для включения банков в систему. Это также может способствовать обеспечению соблюдения банками пруденциальных требований и стандартов. В таких случаях следует иметь надлежащий план на переходный период, детализирующий критерии, процесс и сроки рассмотрения и удовлетворения заявлений о включении в систему, при этом сами эти критерии должны быть транспарентными.
В некоторых странах членство в системе страхования депозитов является условием того, что банк может заниматься соответствующей банковской деятельностью, и страховщик не имеет право отказывать в приеме банка в систему, если регулирующий орган выдал банку соответствующую лицензию. В таких случаях должно быть предусмотрено предварительное согласование либо информирование страховщика депозитов о поступивших ходатайствах о выдаче лицензии с тем, чтобы он мог подготовиться к работе с новым банком.
В случае отзыва надзорным органом у банка - участника системы страхования депозитов лицензии на банковскую деятельность одновременно должно прекращаться членство банка в системе страхования депозитов (или, если страховщик депозитов исключил банк из системы, то соответствующее ведомство должно отозвать у такого банка его банковскую лицензию).
Для эффективной работы системы страхования очень важно, чтобы население постоянно информировалось о выгодах и ограничениях системы страхования депозитов. Информированность населения о системе страхования депозитов, ее существовании и работе (включая уровень страхового покрытия и охват им, а также то, каким образом функционирует процесс рассмотрения требований и их удовлетворения) играет важную роль в обеспечении эффективного функционирования системы страхования депозитов.
Все страховщики депозитов должны постоянно работать над повышением уровня информированности населения о системе страхования депозитов с тем, чтобы способствовать укреплению и поддержанию доверия общества. Цели программы по информированию общественности должны быть четко сформулированы, и они должны соответствовать целям государственной политики и мандату страховщика депозитов. При разработке программы по информированию общественности страховщики депозитов должны четко определять основные целевые аудитории и их подгруппы (например, население в целом, вкладчики, банки-участники). Использование широкого арсенала различных инструментов и информационных каналов может помочь обеспечению того, что информационные сообщения страховщика депозитов будут доходить до целевой аудитории.
В целом страховщик депозитов должен являться главным ответственным за повышение уровня информированности общества о страховании депозитов, и он должен работать в тесном контакте с банками-участниками, другими участниками системы финансовой безопасности для обеспечения непротиворечивости распространяемой информации и максимизации синергии. Все указанные институты и их персонал играют свою важную роль в этом.
Страховщик депозитов должен заблаговременно разработать программу информирования населения в чрезвычайных ситуациях, таких как разорение отдельного банка, нескольких банков и возникновение системного кризиса.
4. Последний принцип, в соответствии с которым основана отечественная система страхования вкладов, предполагает накопительный характер формирования фонда обязательного страхования. Фонд формируется за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов. Политики и законодатели имеют возможность выбора между финансированием системы авансовым (ex-ante) методом, по факту возникновения у нее потребности в финансовых ресурсах (ex-post) и с помощью комбинации этих двух методов.
Авансовое финансирование требует накопления и поддержания фонда для покрытия требований по застрахованным депозитам и связанных с управлением системой расходов заранее, до наступления реального страхового случая. Средства фонда формируются, в основном, за счет взносов участников системы страхования депозитов, страховых взносов и прочих источников. Средства фонда могут накапливаться в периоды экономической стабильности, когда его потери могут быть незначительными, - как страховка на случай возникновения потребности в средствах в будущем, когда экономическая ситуация будет менее благополучной и потери больше, что снижает процикличность финансирования.
Авансовое финансирование может помочь снизить полагание системы страхования депозитов на финансовую поддержку государства в периоды финансовых кризисов и потрясений. Для стран, применяющих авансовое финансирование, метод, используемый для установления целевого коэффициента или интервала для размера фонда, должен обеспечивать достаточность в нем средств - для снижения вероятности несостоятельности фонда до приемлемого уровня.
В системах с финансированием по факту наступления страхового случая средства для удовлетворения требований по застрахованным депозитам собираются с банков - участников системы только когда происходит реальное разорение банка и возникает необходимость в выплате возмещения по застрахованным депозитам. Системы с финансированием по факту наступления страхового случая могут быть менее обременительными для банков-участников (оставляя больше средств в распоряжении банковской системы), если происходит мало разорений банков или их нет вообще, поскольку в этом случае с банков собирается меньше взносов и, соответственно, меньше административные расходы, связанные со сбором взносов и управлением фондом. Для того, чтобы система с финансированием по факту наступления страхового случая была эффективной, таким системам требуется иметь возможность получения практически немедленного доступа к вспомогательному стороннему финансированию (так как они имеют очень незначительные собственные ресурсы или их не имеют вообще).
Важно отметить, что многие системы, финансируемые авансовым методом, предусматривают и определенный элемент систем с финансированием по факту наступления страхового случая (например, способность увеличивать размер взносов, взимать дополнительные сборы и получать денежные поступления от ликвидации несостоятельных банков), поэтому их можно отнести к категории систем с комбинированным или гибридным финансированием.
Независимо от того, сделан ли выбор в пользу финансирования системы авансовым методом, по факту наступления страхового случая или комбинированным методом, именно на банки должна ложиться основная ответственность и нагрузка, связанная с покрытием затрат на страхование депозитов, поскольку именно они и их клиенты получают прямую выгоду от наличия эффективной системы страхования депозитов. Однако следует понимать, что в некоторых специфических ситуациях, таких как системный кризис, когда возникает реальная угроза стабильности финансовой системы, это правило может не соблюдаться.
Сегодня люди снова обрели доверие к банкам и предпочитают хранить свои накопления именно здесь. Во-первых, кредитно-финансовое учреждение – это надежное хранилище сбережений. Во-вторых, депозитный счет приносит доход своему владельцу. И, наконец, последняя причина отнести свои деньги на хранение в банк – это государственное страхование, то есть организация Агентство по страхованию вкладов гарантировано возмещает держателям депозитных счетов деньги в случае ликвидации предприятия.
Но как известно, всему есть предел, и не все вкладчики наверняка знают, какая сумма застрахована государством по вкладам, по данным на текущий год. Ведь средства вследствие банкротства банков возмещает не он, а именно государство, еще до ликвидации предприятия. Далее, рассмотрим, что собой представляет данная система, сумма выплат, принцип страхования и банки-участники системы.
Из истории Советского Союза многие наши соотечественники помнят, что банки не являются надежным способом хранения средств, по той причине, что в период кризиса или дефолта можно остаться без сбережений. Чтобы восстановить банковскую систему и привлечь в кредитно-финансовые организации деньги вкладчиков, государственная власть в начале 21 века разработали систему страхования вкладов.
Агентство страхования вкладов – это государственная структура, функция которой обеспечить безопасность вложенных физическими лицами средств, и гарантированное возмещение ущерба при наступлении страхового случая из собственного фонда.
Говоря простыми словами, задача агентства по страхованию вкладов вернуть деньги в сумме, равной той, что хранится на депозитном счету физическому лицу, если банк обанкротился, лишился лицензии или на него Центробанк наложил мораторий. Но есть один нюанс, максимальный размер выплаты ограничен законом.
Клиенты банка могут заинтересоваться, как застраховать свои сбережения, ведь банк не предлагает заключать дополнительные договора или соглашения. Так и есть – банк обязан застраховать абсолютно все вклады физических лиц, которые хранятся на его счетах, то есть, подписывая договор на открытие депозитного счета, вкладчик уже становиться застрахованным лицом.
АСВ логотип
С вкладчика плата за страхование не взимается, но банк каждые три месяца платит по 0,1% от общей суммы вкладов в АСВ.
Следующий вопрос, актуальный для вкладчика какая застрахованная сумма вклада подлежит уплате в случае наступления страхового случая. На самом деле вклад возмещается полностью, то есть на 100%, и в расчет берется та сумма, которая числилась на депозитном счету в момент наступления страхового случая . Единственное ограничение общий размер вкладов в пределах одного банка не должен превышать 1 млн 400 тысяч рублей. А годом ранее, она составляла всего 700 тысяч рублей.
Итак, максимальная сумма вклада, застрахованная государством в 2016 году 1 млн 400 тысяч рублей.
Страхованию подлежат абсолютно все средства физических лиц, хранящиеся на счетах в банке в денежной валюте. К ним относятся срочные вклады и до востребования, деньги, хранящиеся на дебетовых в том числе зарплатных картах. Но в данный список не входят металлические счета, счета юридических лиц открытых до 1.01.2014 года, и денежные средства, находящиеся в управлении у организации.
Прежде чем нести средства в банк наверняка каждый потенциальный клиент поинтересуется, в каких банках вклады застрахованы государством. На самом деле во всех тех, кто имеет лицензию от Центробанка и оказывает данную услугу. Или, простыми словами, банки не могут в одностороннем порядке отказаться от участия в системе государственного страхования.
Но прежде чем выбрать банк, следует все же проверить зарегистрировано ли кредитно-финансовое учреждение в реестре АСВ. Для этого достаточно найти в интернете официальный сайт и воспользоваться удобной системой поиска. Здесь же подробно описано, как получить возмещение при наступлении страхового случая и прочую полезную информацию.
Обратите внимание, что максимальная сумма выплаты при наступлении страхового случая указана по состоянию на 2016 году, годом позже она может измениться.
Итак, те, кто интересуется вопросом, на сколько застрахованы вклады в банках могут быть уверены, что государство возместит 100%, но не более максимальной суммы. Кстати, сроки действия страховки неограниченны законодательством, то есть на протяжении всего периода, пока открыт депозитный счет.
Жители России, которые хотят доверить свои деньги банку, интересуются, сколько всего вкладов сегодня можно застраховать в одной кредитно-финансовой организации. Ответ на этот вопрос поможет понять, как обезопасить свои средства в случае банкротства или отзыва лицензии у банка.
По закону в застрахованную сумму входят размер депозита, а также начисленные и капитализированные средства. Начисление процентов прекращается сразу же после отзыва лицензии и банка. Чтобы посчитать, сколько вам вернут, воспользуйтесь калькулятором вкладов. Укажите процент, первоначальный взнос, дату окончания депозита, которой станет дата закрытия банковского учреждения.
Какие средства не застрахованы Агентством по страхованию вкладов и возвращаются в порядке общей очереди:
Больше информации о том, какие вклады не являются застрахованными АСВ, вы получите из этого обзора .
Если вы вложили деньги в банк, а у него отозвали лицензию, то не стоит паниковать, звонить и ежедневно посещать офис, требуя вернуть их. Приготовьтесь ждать, как минимум неделю.
Агентство по страхованию вкладов в течение 7 дней в прессе опубликует сообщение о том, какая кредитно-финансовая организация возьмет на себя обязанность выплатить страховку. Это должен быть крупный банк с развитой сетью филиалов, который готов работать с большим числом клиентов (например, Сбербанк , Россельхозбанк и др.).
Клиенту необходимо взять с собой паспорт, явиться в офис и написать заявление. Деньги будут выплачены в день обращения наличными или на указанный счет.
Таким образом, в одном банке может быть застраховано сколько угодно вкладов, но общая сумма средств, размещенных на них, не должна превышать 1,4 млн рублей.