Страховая требует ущерб по осаго. Что делать, если страховая компания предъявляет регрессный иск

В современной практике очень часто случается, что страховая компания пытается взыскать с виновного в дорожно-транспортном происшествии деньги, в счет возмещения убытков, которые она понесла при выплате страховки потерпевшему.Такая процедура называется регресс.

Однако не каждый автолюбитель знает, что делать, в случаях, когда этот механизм права применяется к ним самим.

Имеет ли право страховщик требовать денежные средства с лица, виновного в дорожно-транспортном происшествии по ОСАГО?

Исчерпывающий список случаев, когда страховщик имеет право предъявлять водителю, виновнику автоаварии, регрессные требования представлен в статье 14 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 года» в редакции ФЗ-N 223 от 21.07.2014 года. Требования страховой компании о возмещении ущерба в любых других ситуациях будут не законными.

Давайте разберемся детально во всех этих случаях:

  • Если виновник дорожно-транспортного происшествия причинил вред здоровью или жизни человека намеренно. Например, из личных неприязненных отношений сбил человека или «протаранил» другую машину;
  • Если виновный водитель в момент совершения аварии находился в состоянии наркотического, алкогольного опьянения либо же под воздействием психотропных препаратов. Необходимо учитывать, что если состояние опьянения не подтверждено документально или же обжаловано виновным в суде, то в этом случае страховая компания не может требовать возмещения в порядке регресса;
  • Виновный автовладелец покинул место аварии до оформления;
  • Водитель, причинивший вред людям или имуществу, не имел водительского удостоверения, не был включен в страховой полис автогражданки, оформленный на определенный круг лиц либо у него вовсе не было полиса ОСАГО.

Помимо вышеописанных случаев, процедура регресса возможна, если ДТП произошло в месте, на которое действие полиса ОСАГО не распространяется.

Регресс страховая компания может применить к лицам, которые перевозят пассажиров (например, такси, микроавтобусы) и стали виновниками дорожно-транспортного происшествия, не имея действующего талона техосмотра.

К слову сказать, для автотранспортных средств, служащих для пассажирских перевозок, диагностическая карта действительна только в течении полугода. В любых других ситуациях автостраховщик не должен применять регресс к виновнику. Если автолюбитель уснул за рулем и стал виновником дорожно-транспортного происшествия, то процедура регресса не может быть применена.

Претензия страховой компании к виновнику ДТП

Разбирательство в досудебном порядке производится, обычно, при суброгации по КАСКО. Страховщик, как правило, не сразу обращается в суд с исковым заявлением к виновнику, а направляет ему письменную претензию, в которой требует выплатить компенсацию за причиненный ущерб добровольно.

Необходимо уточнить, что виновный в ДТП может обнаружить, что претензия направлена ему лишь по истечении двух лет после самого факта аварии. Но, тут необходимо понять, обоснована ли заявленная в претензии сумма возмещения и имеет ли смысл вести борьбу за свои права либо проще согласится с требованиями страховой компании и обговорить условия рассрочки. Обычно, в таких вопросах страховщики рассрочку разрешают.

Как должна быть оформлена претензия?

Достаточно часто случается, что претензия, направленная страховщиком виновнику аварии, является письмом, где вкратце описывается факт аварии, называются нормативно-правовые акты и предъявляется сумма к оплате.

Такая претензия не может быть признана обоснованной, потому что к этому документу должны быть приложены обязательные документы, вот какие :

  • Документы, в которых подтверждаются суммы причиненного ущерба: акт осмотра ТС, возможно с участием специалиста, с точным описанием и локализацией повреждений. При наличии заключение независимого эксперта. Еще должны быть приложены фотографии, подтверждающие повреждения и затраты на ремонт;
  • Документы, подтверждающие виновность в совершении дорожно-транспортного происшествия – справка об аварии из ГИБДД, постановление об административном нарушении или же решение суда;
  • Документы, подтверждающие право на процедуру регресса – копию свидетельства о регистрации транспортного средства, копию полиса ОСАГО, копию решения о выплате страховки потерпевшему и документы, подтверждающие эту выплату;
  • Иные документы, имеющие значение для дела.

Право на инициирование процедуры регресса страховщик получает только тогда, когда он выплачивает страховую сумму потерпевшему. А значит, размер денежных средств, которые страховая компания может потребовать от виновного, должен не превышать сумму, которая была выплачена пострадавшему.

Важно! Если лицо спровоцировало дорожно-транспортное происшествие, повлекшие причинение ущерба имуществу или третьим лицам, находилось в момент аварии при исполнении служебных обязанностей, то, объектом регресса становится его работодатель.

Порядок действий при предъявлении регрессного иска

Квалифицированные юристы, советует помнить, что юридические права есть как у пострадавших водителей, так и у виновных в аварии. Бывают случаи, когда требования возмещения ущерба, предъявляемые страховщиком в порядке регресса, не соответствуют законодательству.

Поэтому, не следует опасаться отстаивать свои права в судебном порядке. Давайте разберемся, какие рекомендации дают практикующие юристы.

Попытаться уменьшить сумму требований

Законодатель предусматривает, что даже если страховщик уже произвел выплату компенсации за ущерб, причиненный в аварии потерпевшему автомобилисту, виновный в ДТП может оспорить сумму такой компенсации. Это право гарантируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Страховая компания же имеет право предъявлять требования в порядке регресса, размер которых не превышает действительно выплаченной потерпевшему компенсации.

Для того, чтобы оспорить сумму, требуемую страховой компанией, нужно провести очень тщательный анализ каждого из документов, на которые ссылается страховщик. В первую очередь нужно изучить акт осмотра автомобиля и расчет цены ремонта.

Необходимо помнить, что с 1 декабря 2014 года абсолютно все эксперты, участвующие в системе автогражданки, приняли единый обязательный стандарт, по которому проводятся расчеты суммы ремонта автомобилей, поврежденных при дорожно-транспортном происшествии.

Специалист при выполнении расчетов стоимости ремонта автомашины обязан использовать единые справочники о стоимости запчастей, материалов и стоимости работ по ремонту. Эти справочники установлены Российским союзом автостраховщиков.

Так же при установлении суммы ущерба необходимо учитывать степень износа деталей и механизмов. Поэтому перепроверив все эти документы, можно значительно уменьшить запрашиваемую сумму.

Оспорить законность выплаченной страховой суммы

Обязательно проведение квалифицированной юридической экспертизы всего пакета документов, на основании которых страховщик выплатил денежные средства в счет возмещения вреда потерпевшему при дорожно-транспортном происшествии автолюбителю.

Лучше всего для решения этой задачи обратиться к грамотному юристу, который не только посоветует, что делать в этой ситуации, но и возьмет на себя оформление всех необходимых документов. Стоимость таких услуг автоюриста намного ниже, чем сумма компенсации, требуемая в порядке регресса страховой компанией.

Хороший юрист может и вовсе доказать, что выплаты страховой были выполнены не в соответствии с законодательством и, следовательно, сделать процедуру регресса в отношении виновника аварии невозможной.

Оспорить вину

Юристы, практикующие в сфере страхового права,не редко используют такую тактику. И стоит признать, что она достаточно эффективна, потому что в огромном числе дорожно-транспортных- происшествий была вина автолюбителей все же обоюдная. Часто, в ходе экспертизы устанавливается, что водитель, который был признан виновным в аварии, в действительности не виноват.

То есть, когда страховщик направляет претензию, в которой содержатся сведения, что автовладелец виновен в ДТП и дает отсылку к протоколу об административном правонарушении и к справке об аварии, составленные сотрудниками ГИБДД, то автоюрист будет оспаривать в судебном порядке его виновность.

Из вышесказанного следует, что при получении письменного требования страховщика о выплате в его пользу денежных средств в счет возмещенного потерпевшему ущерба, не стоит сразу же платить. По статистике в 90 % случаев опытные автоюристы вполне могут уменьшить сумму регресса.

Суд со страховой

Во-первых , необходимо защищать свои права, не стоит выпускать ситуацию из-под своего контроля. Обязательно нужно присутствовать на каждом судебном заседании, ведь в противном случае, решение судья может принять без вашего участия и удовлетворить требования страховщика, даже если у вас есть данные, что они не имеют под собой никаких оснований. Не забывайте об этом.

Во-вторых , необходимо хорошо ориентироваться в законодательстве, которое регулирует отношения по вашему вопросу. Для этого чаще всего требуется консультация квалифицированного практикующего юриста. Практика показывает, что участие в деле опытного специалиста помогает не только снизить сумму выплаты, а даже в некоторых случаях оспорить ее в полном объеме.

Как избежать регресса по ОСАГО

Любой автомобилист обязан знать, что доскональное соблюдение Правил дорожного движения и действующего законодательства поможет не допустить ситуаций, в которых страховщик добьется от него выплат в порядке регресса за возмещение ущерба потерпевшей стороне.

Обязательно, стоит внимательно относится к своим документам. Ответственность за их наличие и соответствие законодательству лежит только на автолюбителе.

Каждому водителю нужно помнить:

  • Систематически перепроверять срок действия водительского удостоверения. Ведь просроченный документ приравнивается к отсутствию такого документа;
  • Самостоятельно отслеживать срок действия полиса автогражданки;
  • Не управлять автомашиной, если срок действия полиса закончен или же вы не вписаны в полис ОСАГО.

Необходимо помнить, что нельзя садится за руль в состоянии алкогольного опьянения. И не стоит недооценивать влияние даже небольшого количества алкоголя на состояние человека.

Вопрос, может ли страховая компания взыскать деньги (возмещение) с виновника ДТП по ОСАГО, заслуживает пристального внимания. Ведь такая возможность у СК есть далеко не всегда, и для того, чтобы не платить из своего кармана, легче не допустить ситуации с регрессом страховщика.

Суть регресса

Регресс – это правовой механизм, по которому страховщик имеет право требовать от застраховавшего у нее лица свою ответственность по ОСАГО, возместить уплаченные ею средства за нанесенный вред при ДТП по страховому случаю.

Это право дает гражданский кодекс, по которому виновник обязан возмещать вред, который был причинен участникам в результате аварии. Так как оформляются договора ОСАГО, требовать это возмещение потерпевший будет именно от СК. А при определенных обстоятельствах представители страховщика подают в суд требование к виновнику ДТП вернуть потраченные ею средства.

Важно! В механизме регресса ключевая роль такого понятия, как «виновник». Его может определить только суд. То есть, для того чтобы СК могла что-то требовать, нужно чтобы было конкретное лицо, которое названо виновным, и с него взыскиваются все затраты.

То есть, если после аварии на руках у представителя СК есть только справка о ДТП и протокол об административном нарушении, то это не является поводом для выставления регрессных требований. А значит, в суд подавать они еще не могут.

Возможность для регресса от СК

Стоит знать, в каких случаях страховщик имеет право на регресс, причем список ситуаций ограничен, а значит только при них, а точнее, если они будут доказаны, могут возникать подобные требования. Страховой компанией к виновнику будут выдвигаться претензии по возмещению в таких случаях:

  1. При преднамеренном нанесении вреда жизни и здоровью потерпевшего. То есть водитель имел умысел навредить ему. Например: наехал на пешехода специально, врезался в другую машину и т.д.
  2. Если водитель сел за руль в состоянии опьянения, то есть в его крови было обнаружено превышение допустимой нормы алкоголя, и в таком состоянии он попал в ДТП. При этом страховая компания может взыскать понесенные ею затраты, только в том случае, если факт опьянения будет документально подтвержден и не оспорен в судовом порядке.
  3. Виновник скрылся с места аварии, даже при наличии обязательной страховки ОСАГО, он наверняка будет обязан платить, но уже по регрессному требованию.
  4. Водитель управлял ТС без прав, или он не вписан в страховку, если она оформлена на ограниченное число лиц. Еще одна ситуация, если полис на момент совершения аварии не имел силы. Например, он оформлен на 3 месяца, а управление происходило после истечения этого срока.
  5. Если действие полиса не распространяется на территорию страны, где было совершено ДТП.
  6. Страховая организация наверняка будет подавать иск с регрессивными требованиями, если у водителя такси, автобуса был просрочен техосмотр на момент совершения аварии.
  7. Отсутствие на момент ДТП прав при себе или истечение их срока действия, то есть с момента выдачи удостоверения прошло больше 10 лет.

Читайте также Перечень документов для получения страховой выплаты по ОСАГО

Сроки предъявления требований

Страховая компания требует возместить потраченные ею средства уже после их выплаты потерпевшим. Многие отечественные водители даже не догадываются, что существует возможность регрессных требований, так как мало кто дочитывает/читает договор страхования. В результате действия СК воспринимаются как мошенничество, а ведь взыскивает страховщик средства вполне законно и по объективным причинам, которые указаны выше.

Бытует мнение, что страховщик сделает все, чтобы не платить возмещение за аварию, особенно если водитель или совершил его в пьяном виде. Но это не так, компенсация потерпевшим произойдет, так как они не виноваты в том, что довелось встретиться с недобросовестным водителем. А вот к виновнику будут выдвинуты требования возместить ущерб страховой компании на основании имеющегося у него полиса ОСАГО.

СК имеет право требовать возмещение и может это делать не сразу после выплаты пострадавшим. По закону у нее для этого есть 3 года. Срок отсчитывается с момента совершения ДТП. И страховщики с этим действительно не спешат, но не стоит думать, что о виновнике забыли и ему все сойдет с рук. Платить по встречному требованию придется, ведь СК приобретает права потерпевшей стороны и от своих денег точно не откажется.

Действия виновника

Первым делом возникнет вопрос, что делать? Для начала проверить дату подачи иска, не прошло ли с момента аварии 3 года. Следует вспомнить обстоятельства аварии и сопоставить их с полученным требованием, возможно, у страховщика вовсе нет оснований для регресса.

Следующий шаг – это проверка сумм, которые затребованы. По возможности следует связаться с потерпевшими, так как иногда случается, что недобросовестные СК выплачивают потерпевшему меньше, а с виновника требует сумму значительно больше.

Читайте также Получает ли выплаты по ОСАГО виновник ДТП, принцип работы страховки

Еще один важный шаг – это обращение к квалифицированному юристу, который в процессе судового разбирательства точно не помешает.

Сколько могут требовать

Кроме вопроса, что делать, может заинтересовать еще и размер возмещения, которое потребует страховщик. Суммы встречного требования, которое по праву выдвигает страховая, рассчитываются по четким формулам.

Страховая компания требует возмещение всего объема затрат, понесенных ею при выплате по ОСАГО. Конечно, можно подать в суд и потребовать пересчета объема, который заявляет СК, но в большинстве случаев ошибки не случаются. Проверить обоснованность требований можно, связавшись с потерпевшим, ведь он уже получает всю сумму.

Виновник получит подробную информацию относительно затрат, понесенных страховщиком для возмещения ущерба, он имеет право ознакомиться с причинами тех или иных финансовых потерь СК.

Регресс лучше избежать

Для того, чтобы не возникал вопрос, что делать, после аварии и получения регресса, лучше не давать повода СК в подаче подобного иска, а для этого:

  1. Не нарушать ПДД и никогда не садиться за руль «под мухой», лучше вызвать такси.
  2. На дороге быть внимательным, ведь провокаторов хватает и они часто, что называется, подставляются. Причем это могут быть и пешеходы, и другие водители.
  3. Нужно проверять срок использования полиса ОСАГО и своевременно переоформлять его.
  4. При вождении грузовика, спецтехники, такси, автобуса следить за сроком ТО.
  5. Удостовериться, что в полисе ОСАГО есть собственная фамилия, если ТС управляет несколько человек.
  6. Для управления чужой машиной нужно иметь генеральную доверенность.
  7. Если авария все же случилась, то ни в коем случае нельзя оставлять место ДТП.

Вывод

Регрессные требования страховой компании вполне законное право. Конечно, выдвигать их каждому виновнику ДТП они не могут, а регламент четко прописан в законе. Хотя к такими требованиями все же нужно относиться внимательно, потому что недобросовестных СК хватает, так же как и мошенников.

Страховая обязана возместить нанесенный ущерб пострадавшей стороне, причиненный её клиентом. Причем касается это не только того ущерба, который причинен материалам или конструкции ТС. К ущербу также причисляется сумма расходов на лечение, уход либо погребение (в летальных случаях). К чему мы это ведем? А к тому, что в определенной части (как правило, меньшей) всех страховых случаев, компания после выплат потерпевшей стороне, будет требовать возмещения затрат с виновника в судебном порядке. Это и называется регресс ОСАГО (статья 14, часть 1, закона Об ОСАГО и ст.1081 п.1 ГК РФ).

Регресс по ОСАГО

Если найти хорошего юриста (без него вам будет сложно защищать себя), то есть вероятность, что он сможет найти определенные несоответствия в деле и таким образом, избавит вас от выплаты регресса или хотя бы снизит сумму.

По законодательству (статья 14 закона «Об ОСАГО»), страховая имеет право требовать возмещения, действуя по следующей «схеме»:

Провести оценочные экспертизы (это обязательно, в противном случае, если страховая направит ТС на ремонт, без предварительной экспертизы, оценки, то у виновника появится возможность в принципе обжаловать регресс, из-за невозможности подтверждения действительного ущерба), выплатить всю сумму потерпевшей стороне.

После этого, страховая направляет претензию (заказным письмом, под роспись) виновнику, где указывается сумма ущерба, которую необходимо погасить в досудебном порядке. Если в досудебном порядке урегулировать спор не удалось, страховая подает регрессивное исковое заявление в суд, на виновную сторону. И если, все положения истцом были учтены, заявление будет рассмотрено судом.

После вынесения решения, виновнику предоставляется установленный законом срок для добровольного погашения долга. В противном случае, если в указанный период, сумма возмещения не была возвращена, за дело берутся приставы.

Как правило, суд удовлетворяет иски от страховых компаний

Виновнику следует помнить, что пункт о проведении экспертизы и выплата компенсации потерпевшим, обязательные. В противном случае, суд может отказать в регрессе.

На сегодняшний день страховые суммы составляют:

При имущественном вреде - 400 000 руб.

Вред жизни, здоровью - 500 000 руб.

Кстати, у виновника есть возможность обратиться со встречным иском, если он не согласен с назначенной суммой возмещения. Особенно это касается тех случаев, когда пропускались заседания, и виновная сторона узнавала о решении только из судебного уведомления. В качестве доказательств того, что назначенная сумма не соответствует реальным затратам, виновник должен предоставить результаты независимых экспертиз или например получить доказательства реальной выплаты страховой потерпевшей стороне.

Кроме того, помимо суммы непосредственного ущерба, страховая вправе требовать компенсацию на проведения экспертиз, судебных издержек.

Когда страховая требует возврата денег?

Существует немало причин, когда страховая компания вправе потребовать регрессивного возмещения затрат (статья 14 закона об ОСАГО). Итак:

Водитель управлял чужим ТС, при этом, не имея никаких разрешающих документов на этот автомобиль.

ВУ виновника было или его вовсе не было.

Водитель виновник с места ДТП.

ДТП было совершено в момент нахождения виновника в состоянии наркотического, медицинского (снотворным), опиатного или другого вида опьянения.

Виновник не был вписан в страховой полис.

Страховка просрочена.

Умышленное совершение или провоцирование аварии.

Не уведомление страховой о ДТП. При оформлении протокола с участием полицейских или «европротокола», дается рабочих 5 дней для предоставления сведений в свою страховую. Отсутствие переданных сведений означает право компании требовать регресс.

Не предоставили автомобиль на осмотр или экспертизу.

Просрочена . Это касается водителей легковых такси, автобусов, грузовых автомобилей, в том числе переоборудованных под перевозку пассажиров (более восьми мест).

Предоставления недостоверных сведений при оформлении страховки, для уменьшения страховой премии (действует с 01.01.17).

В целом, прежде чем подписывать договор страхования, следует очень внимательно изучить весь пункты. Потому что, основанием для требования регресса может выступать только наличие каких-либо противозаконных действий. То есть это не касается тех случаев, когда ДТП были совершены случайно или неумышленно.

Можно ли избежать регресса?

Существует немало возможностей избежать оплаты регресса, причем законных. Итак:

1. Следите за сроком действия полиса, как понимаете, по его истечению с вас вправе потребовать компенсацию. Проверьте, вписаны ли вы в бланк полиса, где перечисляются водители для ТС (не касается тех случаев, когда полис неограниченный).

2. Не покидайте место ДТП.

3. Не ремонтируйте ТС до момента пока не наступит установленный срок или страховая не даст разрешения.

4. Следите за сроком действия диагностической карты.

6. Смогли доказать, что страховая отправила ТС на ремонт, без проведения предварительной экспертизы. В таком случае, не возможно достоверно просчитать реальные затраты. Сервис может брать завышенные цены на запчасти. Тогда, при участии хорошего юриста можно добиться вовсе отказа в регрессе.

7. Соблюдайте правила ПДД, в целом законодательство.

8. Кроме того, не стоит забывать, что в законе «Об ОСАГО» статья 14, пункт 2, речь идет и о том, что ответственным лицом становится и эксперт, выдавший диагностическую карту. То есть, если удастся доказать, что причиной ДТП стала неисправность ТС. Эксперт будет отвечать, если:

Выявлен дефект, о котором не сказано в диагностической карте, но он привел к аварии.

Дефект не был выявлен в момент осмотра ТС экспертом.

Заключение

В итоге хотелось бы сказать, что нужно придерживаться правил, законов, тогда вероятность возмещения по регрессу будет минимальной. Кроме того, каждый должен понимать, что срок давности по возмещению определяется законом (ГК РФ статья 966 ч. 2), поэтому по истечению давности, страховая не вправе требовать компенсации. К примеру, при нанесенном вреде здоровью, жизни, имуществу третьих лиц, срок исковой давности составляют не более трех лет .

Особенность в том, что срок действия рассчитывается не с момента ДТП, а с момента фактического перечисления потерпевшей стороне компенсации. Кроме того, СИД приостанавливается при подаче иска в суд.

Коллизии законодательства – ситуация не частная, но встречающаяся в нашем правовом пространстве. С принятием новых законов об ОСАГО с такой практикой встретили автовладельцы, попавшие в аварии и пытающиеся возместить чужой ущерб за счет выплат со стороны страховых компанией. Основная проблема звучит так - страховая требует возместить ущерб по ОСАГО, европротокол и прочие данные в расчет хоть и берутся, но никак не влияют на ситуацию.

Юристы Хонест проанализировали практику и законодательство и рассказывают, как быть в подобных ситуациях.

Пример из жизни

Автовладелец на иномарке двигается по загруженной дороге, теряет внимание и сокращает дистанцию до впереди идущего отечественного автомобиля. Небольшая авария, повреждения у другого водителя минимальные. Оформили все документы, распрощались без конфликта. Водитель иномарки не волнуется – ведь сейчас по ОСАГО действует сумма до 400 тысяч рублей, этих денег вполне хватит на замену поврежденного бампера и багажника.

Через полгода владелец иномарки получает письмо, в котором страховая компания требует от него 30 тысяч рублей. Это частая ситуация, когда происходит ремонт по ОСАГО в 2018 году, где требуют доплату. Страховая поясняет требование тем, что 30 тысяч рублей – это сумма, которой недостаёт при оплате расходов на восстановление автомобиля пострадавшего в аварии.

Как мыслит страховая компания

Страховые требуют возместить ущерб из-за коллизии в новом законодательстве. И фактически они в своем праве.

Претензия строится на следующих данных. Следите за руками.

Ремонт отечественного автомобиля обошелся в 70 тысяч рублей. Страховая пострадавшего выставляет счет страховой виновника, автовладельца на иномарке.

Отечественный автомобиль уже не новый, поэтому страховая виновника выплачивает 40 000 рублей с учетом износа.

Остаток страховая пострадавшего требует с виновника аварии.

Как такое может быть? У пострадавшего КАСКО.

Ситуация с КАСКО

Вся проблема в наличии у отечественного автомобиля полиса КАСКО – именно по нему пострадавший решил оплатить восстановление автомобиля.

Потерпевшему страховая ремонтирует авто по КАСКО. Выставляется счет страховой компании виновника. Сумма возмещения по ОСАГО рассчитывается не из фактически потраченных средств на ремонт, а по единой методике расчета, которая учитывает износ деталей. Здесь и возникает разница в 30 тысяч рублей, которую требуют виновника.

С одной стороны, виновник честно застраховал машину по ОСАГО. С другой – страховая компания законно требует возместить материальный ущерб.

Эксперты сходятся во мнении, что с точки зрения закона здесь все верно. С точки зрения же справедливости – нет. Но до сих пор решения этой проблемы нет.

Простыми словами – вся проблема в обязанности страховых считать выплаты по ОСАГО с учетом износа. В КАСКО же абсолютно обратный принцип – меняется старая поврежденная деталь на новую.

Что говорит конституционный суд

Суды первых инстанций в своей работе ориентируются на законодательство и разъяснения Конституционного суда . Последний четко дал понять, что сегодняшняя практика соответствует действующим законам. Взыскиваются средства с виновника аварии по Гражданскому кодексу. Закон об ОСАГО же просто является дополнительным нормативом, которые защищает права потерпевшего в аварии.

Поэтому требования о возмещении ущерба по ОСАГО с виновника аварии абсолютно законны.

На некоторых сайтах в интернете есть опубликованные статьи, в которые водителям рекомендуется составлять европротокол ОСАГО – якобы это страхует от подобных проблем. Никакой разницы для страховой компании в такой ситуации нет – оформлено ли ДТП по европротоколу или с вызовом сотрудников полиции. Если автовладелец попал в ситуацию с требованием возместить ремонт по ОСАГО, то ориентироваться стоит на разъяснения Конституционного суда и законы, а не на чьи-то советы по оформлению ДТП.

Разъяснение законодательства

Чтобы лучше понять, почему возникают ситуации, когда страховые проводят ремонт по ОСАГО и требуют доплату, и почему раньше такого не было, нужно разобраться в изменениях законодательства.

Как это работало раньше

Водитель попадает в ДТП и обращается за компенсацией. Далее происходит один из двух вариантов развития событий:

  • Страховые возмещают ущерб с помощью денежной выплаты владельцу машины – сумма компенсации зависела от износа автомобиля и общей стоимости нужного ремонта;
  • Деньги зачисляются на счет автосервиса.

Автовладелец в таких ситуациях порой был вынужден или доплачивать за разницу между расчетами страховой компании и стоимостью реального ремонта. Но был и плюс – можно было отказаться от восстановительных работ, забрать разбитое авто и деньги. Далее машина или ремонтировалась самостоятельно или продавалась.

Часто приходилось судиться со страховыми компаниями, которые рассчитывали сумму компенсации в «удобном» для себя объеме. Нужно было делать экспертизу, учитывать износ авто, среднерыночные цены на запчасти и работу.

Порой были и «подставы» - люди создавали ситуации, когда страховым приходилось выплачивать компенсации за фиктивные ДТП.

Как сейчас

В актуальном виде закон о выплатах по ОСАГО выглядит иначе, чем раньше. Ремонт по ОСАГО проводится на партнерских СТО, с которыми страховые компании заключили договора. Оплачивается не натуральная компенсация, а стоимость работ сервисных инженеров и цена запчастей.

Центробанк разработал специальную методику, по которой рассчитывается сумма компенсации. Страховые компании не могут отступить от правил и сделать выплаты в денежном виде. Ограничения касаются нескольких категорий граждан:

  • Владельцы легковых транспортных средств;
  • Транспортные средства прошли регистрацию в России и принадлежат гражданам.

Страховая или автосервис могут предложить вам доплатить за ремонт или заменить поврежденные детали на б/у. Вы не обязаны на это соглашаться.
А вот страховая должна обеспечить ремонт вашего ТС в установленный законом срок.

Когда придется доплатить за ремонт

Бывают ситуации, когда страховая может требовать доплату по ремонту:

  • Стоимость ремонта превышает установленного максимума по ОСАГО – 400 тысяч рублей. Сумму сверхлимита страховая имеет право требовать с виновника аварии.
  • Когда оформляется европротокол – максимум снижается до 100 тысяч рублей.
  • Признается обоюдная вина в аварии.

Величина выплат, которые страховая может заплатить сервисному центру или выдать в виде денег, устанавливается законом в зависимости от ситуации:

  • 500 тысяч рублей – есть вред, причиненный здоровью и жизни.
  • 400 тысяч рублей – возмещение ущерба машине.
  • 100 тысяч рублей – оформление аварии проводилось по европротоколу.

Гарантия на ремонт

Обратите внимание, на ремонтные работы, проведенные по ОСАГО, устанавливается гарантийный срок. Если начались проблемы, вы можете обратиться с требованиями их устранить:

  • В течение минимум 12 месяцев на кузовные работы и работы с краской;
  • В течение минимум 6 месяцев на другие проблемы.

Как страховая может в определенных случаях требовать доплаты, так и вы можете вступить в противоборство со страховой компанией.

Обратите внимание, если страховая компания допустила нарушения в процессе восстановления автомобиля, в порядке претензионной работы с владельцем авто или в других юридически важных аспектах, то требования компании можно оспорить.

Обращайтесь к профессиональным юристам за консультацией – после предварительного анализа и уточнения деталей специалисты Хонеста подскажут, стоит ли пытаться бороться со страховой или же их действия законны.

Чем поможет экспертиза

Техническая экспертиза поможет аргументированно общаться со страховой компанией, договариваться и даже требовать компенсации в большем объеме. Заказывают такую экспертизу, когда не согласны с расчетами страховщиков.

Процесс довольно простой и не требует от автовладельца особых усилий. Нужно:

  • Выбрать экспертную организацию – специалисты должны быть с сертификатами и репутацией в профессиональном сообществе.
  • Созвониться, провести предварительную беседу, уточнить ответы на вопросы консультантов.
  • Договориться об осмотре автомобиля.
  • Вместе с экспертом приехать на прием автомобиля у СТОА.
  • Эксперт осмотрит ТС и даст заключение о качестве ремонта.
  • Если эксперт выявит какие-либо нарушения - не подписывать акт приема, заключение эксперта приложить к претензии по качеству ремонта.

Выданное экспертом заключение имеет юридическую силу, если дело дойдет до суда.

Стоимость услуги - 5 000 рублей.

Чтобы забронировать время или получить бесплатную консультацию наших экспертов, позвоните в Хонест.


  • Виновнику ДТП страховая компания может выдвинуть требование возместить средства, которые она потратила на возмещение ущерба потерпевшим лицам. В каких именно случаях такое требование возможно и что нужно делать - об этом подробно говорится в данной статье. Поскольку никто из автолюбителей не застрахован от чрезвычайных происшествий на дороге, представленная здесь информация будет полезна всем, а не только водителям, которым уже пришло требование на возмещение денежных средств от страховой компании.

    Прежде чем переходить к инструкции, которая будет прямым ответом на вопрос «что делать?», необходимо разобраться в косвенных вопросах.

    1. В каких случая СК имеет право требовать от виновника ДТП возместить убытки?
    2. Может ли страховая организация мошенничать, выдвигая требование?
    3. Чем отличается суброгация от регрессии?

    Также необходимо детально подойти к феномену - требование страховой компанией с виновника ДТП возмещения средств - привести несколько примеров для наглядности и дать исчерпывающие сведения, касательно обозначенной проблемы. Мы исключим в статье употребление юридических терминов, также пренебрежем приведением отсылок на постановления, акты и прочую юридическую документацию, а простыми и понятными словами постараемся разрыть корень проблемы и указать на всевозможные пути ее решения.

    Когда может прийти извещение о требовании выплатить деньги?

    Требование может быть направлено виновнику в ДТП как спустя короткое время, после аварии, так и через приличный отрезок времени, например, через 2, 5 года. Сразу нужно сказать, что, чтобы избежать каких-либо неприятностей, нужно сохранять документы о ДТП, в которых вы были виновником, не меньше 3-х лет (это срок истечения возможности подачи искового заявления). Сумма, которую может требовать страховая компания, говоря без преувеличения, может повергнуть в шок. Но не стоит паниковать, отчаиваться и планировать продавать свое имущество или залезать в долги. К проблеме нужно подходить спокойно, рекомендуется получить консультацию у профессионального юриста, чтобы тот оценил ваши шансы на успех в деле оспаривания требования в судебной инстанции. И, нужно заранее понимать, что, если вы не согласны с выдвигаемым страховой компанией требованием, без судебного разбирательства обойтись не получится.

    На каких основаниях СК требует возместить ущерб

    Любая страховая организация заинтересована в получении прибыли и ищет любую зацепку для пополнения своего капитала. Логично, что СК желает получить средства, которые она потратила, согласно договору со страховщиком (пострадавшим лицом), на возмещение ущерба имущества своего клиента. И требовать, естественно, деньги она может только с виновника ДТП. Но всегда ли такое требование возможно и является законным? Нет. Есть два случая, в каких СК потерпевшего лица может потребовать с виновника дорожно-транспортного происшествия, в результате которого пострадало имущество ее клиента, возмещение ущерба: первый - регресс (взыскание по полису ОСАГО) и второй - суброгация (при наличии у пострадавшего лица КАСКО). Теперь разберемся с этими двумя терминами.

    Суброгация являет собой право СК пострадавшего лица требовать от виновника ДТП средств, которые она возместила своему клиенту по страховому случаю на ремонт авто. Это право переходит страховой организации уже после того, как она произвела выплаты. Значит, пострадавший водитель не имеет претензий к виновнику чрезвычайной ситуации на дороге и он, можно сказать, передает свое право требовать с виновника средства на восстановление своего автомобиля своей СК. Такая ситуация наступает исключительно в случае, когда автомобиль потерпевшего имеет полис страхования КАСКО и ущерб автомобилю возмещается именно по этому полису.

    Регресс (или регрессия) представляет из себя своего рода наказание виновника ДТП за свершенное преступление на дороге. Наступить регрессия может в случаях, если виновник:

    • пользовался транспортным средством без доверенности;
    • вообще не вписан в полис обязательного страхования;
    • умышленно учинил ситуацию ДТП и причинил ущерб третьим лицам;
    • не имел с собой водительского удостоверения;
    • находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
    • скрылся с места происшествия.

    В страховом договоре можно найти пункты, когда страховые риски не наступают, в этих пунктах как раз содержатся перечисленные выше случаи. То есть выходит так, что лицо, автогражданская ответственность которого застрахована, не соблюдает условия договора, в связи с чем страховая организация снимает с себя ответственность за возмещение ущерба, причиненного ее клиентом пострадавшим и, само собой разумеется, этот ущерб будет возмещаться из кармана виновника ДТП.

    Пример ситуации с возникновением требования возместить ущерб

    Два года назад автолюбитель, имеющий полис ОСАГО, стал виновником ДТП, в котором пострадало имущество третьего лица. СК пострадавшего по договору КАСКО возместила клиенту ущерб. После этого страховая компания пострадавшего вправе требовать от виновника ДТП средства, которые потратила на возмещение ущерба имуществу своего клиента.

    Поскольку виновник ДТП имел полис ОСАГО на момент происшествия, то по договору его СК обязана возместить пострадавшему лицу до 400 тысяч рублей. Если сумма ущерба, причиненного имуществу пострадавшего превышает эту сумму, то СК покроет только 400 тысяч, остальное будет выплачивать виновник происшествия из своего кармана.

    Казалось бы, все просто и понятно, однако подобная ситуация может усложниться, когда виновных в ДТП несколько, когда виновник не установлен, когда у аварии всего два участника и не один из них не виноват (например, ДТП по причине гололеда). Тогда каждая из СК начинает действовать в интересах своего клиента и своих собственных, а платить, известно, никто не хочет. Дело передается в суд для установления настоящего виновника аварии (если он не выявлен или ситуация спорная). Автоюристы, ведущие много лет практику, хорошо знакомы с невообразимо запутанными делами, в ходе которых результат исхода был далеко не самоочевидным. Поэтому, лучший совет, который только может получить человек, попавший в ситуацию, когда СК требует у него возместить ущерб - передать свое дело юристу незамедлительно и довериться ему в дальнейшем разбирательстве. Только профессионал способен по-настоящему разобраться в конкретной ситуации и дать верные пути к решению проблемы.

    Редакция настоящего блога хотела бы помочь многим автомобилистам решить их проблемы и ответить конкретно на вопросы, но это невозможно, и, более того, попытка сделать это - может навредить, а это не в наших интересах.

    На виновника ДТП СК подала в суд - какие последствия?

    Последствия могут быть следующими, виновник:

    • отдает запрашиваемую сумму денег полностью,
    • отдает меньше запрашиваемых средств,
    • вообще не отдает денег СК.

    Последние два случая самые интересные и желаемые, их добиться можно только посредством своей защиты в суде с привлечением профессионального юриста. Не стоит жалеть денег на консультацию у адвоката, не стоит поддаваться предрассудкам и думать, что обращение в юридическую контору не даст лучших результатов.

    Юристы хорошо знают тонкости работы СК, им известны хитрые манипуляции, на которые такие организации идут с целью получения от виновника ДТП больших средств, чем он должен по закону, если вообще что-то должен.

    Некоторые страховщики ведут себя как настоящие мошенники, они могут идти на следующие меры для получения прибыли:

    • указывание в документах ложных данных,
    • подделка сведений,
    • запугивание выплатой судебных издержек.

    Уловок со стороны страховщиков уйма и они известны опытным автоюристам, и последние находят меры по восстановлению справедливости. Привлечение специалиста для выяснения своих шансов на уклонение от выплаты требуемой суммы подразумевает, что юрист подробно ознакомится с деталями дела, проверит подлинность представленных данных, изучит с привлечением независимого эксперта результаты оценочной экспертизы, проведенной СК и так далее. Словом, в большинстве случаев юридическая помощь обеспечивает если не отказ в удовлетворении иска СК, то его частичное удовлетворение, что будет для вас выгодно.

    Чего не нужно делать при получении требования возместить ущерб

    Самое главное, чего не нужно делать, так это пускать дело на самотек. Будьте уверены, если вы не собираетесь защищать свои интересы, никто ни коим образом не позаботится о вас, даже если вы вовсе не обязаны выплачивать средства. Получение письменного извещения о требовании возмещения ущерба должно быть сигналом к действию.

    Неявка вашего лица в суд легко может стать причиной для удовлетворения иска страховой компании. Допустим, вы уверены, что ничего не обязаны платить, видите требование совершенно абсурдным и уверены, что в страховой компании что-то путают и когда дело дойдет до суда, то там во всем разберутся, поэтому решаете проигнорировать уведомление, не присутствуете на суде. В таком случае будьте уверены, что суд удовлетворит иск. И, чтобы после проведения судебного заседания оспорить решение суда, вам придется потратить куда больше сил, времени и денег.

    Поэтому, как только получите уведомление о том, что СК требует с вас возмещение ущерба, немедленно начинайте готовиться к защите своих интересов и первым делом свяжитесь с юристом.

    Что делать, если вы стали виновником ДТП недавно?

    Вы стали виновником ДТП, потерпевший которого имеет полис КАСКО, он получил компенсацию и, казалось бы, все довольны. Не обольщайтесь, потому что у страховой компании потерпевшего есть целых три года, чтобы составить на вас исковое заявление. Чтобы обезопасить себя от проблем в дальнейшем, рекомендуется: присутствовать на осмотре авто пострадавшего лица (желательно со своим независимым экспертом), ознакомиться с результатами проводимых страховой компанией потерпевшего расчетов. Страховщик может нарочито завысить стоимость ущерба авто потерпевшего, отремонтировать его транспортное средство «по дешевке» в партнерской СТО, а затем вам выставить счет, от которого глаза на лоб полезут. Поэтому присутствие на всех этапах расчета страховой компенсации очень важно.

Случайные статьи

Вверх