Социально-экономические проблемы россии. Понятие и виды социально-экономических систем

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Факторы, влияющие на уровень бедности. Степень иждивенческой нагрузки. Улучшение демографической ситуации в стране. Опека над социально незащищенными. Стратегии решения социально-экономических проблем в России. Неравенство жизненных шансов населения.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Сущность и различные подходы к определению бедности. Формирование интереса к проблеме бедности в России и за рубежом. Основные показатели уровня жизни населения. Социально-демографический портрет бедных в России. Причины и стратегии борьбы с бедностью.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2010

    Исследование современной социально-демографической ситуации в России. Анализ и оценка политики, проводимой государством в данном направлении. Попытки прогнозирования дальнейших перспектив социально-демографического развития в Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2011

    Сущность демографической проблемы в Российской Федерации. Связь между численностью населения, рождаемостью, смертностью, миграцией и эмиграцией. Политика, направленная на улучшение демографической ситуации. Прогнозы на развитие демографических процессов.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2009

    Функции и типология семьи как социального института. Современные проблемы неполных семей. Социально-экономические простых (нуклеарных) и многодетных семей. Статистика разводов и браков в России. Показатели, характеризующие уровень жизни населения.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2011

    Теоретические основы уровня и качества жизни населения, индикаторы и их сущность. Основные показатели уровня и качества жизни населения развитых зарубежных стран и России. Проблема бедности, государственное регулирование социально-экономической политики.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2009

    Методологические подходы в прикладном социологическом исследовании законов функционирования социальных систем. Социальные программы по преодолению безработицы и поддержке малоимущих, созданию условий для выхода из бедности трудоспособных слоев населения.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

Основной задачей изучения социальной экономики является анализ экономических связей в обществе как социальном организме, их изменений в переходный период и направленности на социальную защиту тех слоев населения, у которых ущемлены экономические, политические и иные социальные права; воздействия рыночных отношений на общество в целом; процессов, происходящих в экономике, и их влияния на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье.

Экономические отношения в обществе прямо воздействуют на социальную жизнь отдельных его членов. Особенно сильное влияние оказывают отношения, связанные со средствами производства, отчуждением наемных работников от средств производства и т.д. Отчуждение от средств производства приводит к проблемам занятости и безработицы, экономической и социальной стратификации, общества, экономическим и социальным проблемам в семье, к экономической эксплуатации.

Реализация политики социальной защищенности населения - задача социальной работы. При этом все более возрастает значение социального страхования, социальных гарантий в сфере здравоохранения, образования, на случай старости, утери трудоспособности и т.д.

Социальная экономика определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление. В реализации личностных и общественных интересов уделяется особое внимание анализу решающей области жизнедеятельности людей - сфере производства и распределения жизненных благ в условиях формирования рыночных отношений.

Производство материальных благ - основа жизни человека и общества.

Распределение как категория экономической науки - это не только распределение результатов общественного производства, но и распределение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам.

Становление рыночной системы хозяйствования и формирования на этой основе слоя собственников усиливает влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование собственных доходов населения неизбежно способствует росту дифференциации доходов, экономическому и социальному расслоению общества. И это требует системного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности, формирования системы социально-экономической поддержки наиболее уязвимых категорий населения.

Основная целевая функция перераспределения внутреннего валового продукта государства состоит в нивелировании экономических различий в целях обеспечения более благоприятных условий жизнедеятельности большинства населения. Она реализовывается в виде распределения продуктов и услуг, трансформации выплат, а также государственных программ по стабилизации доходов.

На основе государственных программ социально-экономической помощи осуществляется обеспечение конституционных прав граждан: бесплатное образование и медицинское обслуживание, содержание престарелых и нетрудоспособных, поддержка материнства и детства и др. Степень их удовлетворения определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками общества.

Деятельность государства по регулированию распределительных процессов осуществляется по трем основным направлениям.

Первое направление. Часть поступлений населения находится в зависимости от результатов труда, но учитывается степень удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения.

Второе направление. Решающее значение имеет вид потребностей, на удовлетворение которых направляются выплаты: детские пособия, доплаты на специализированное лечение и т. д.

Третье направление государственной поддержки выражается в форме льгот и услуг, предоставляемых законодательно определенным категориям населения соответствующими учреждениями непроизводственной сферы.

Экономика социальной работы, оставаясь в рамках общей экономической теории, занимается изучением ее воздействия на жизнеобеспечение людей, определение государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся, которые зависят не только от экономических, но и политических, исторических, национальных, этических и других норм жизни общества.

На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на вопросы: какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья и каковы критерии этой эффективности.

Следует отметить, что эффективность (результативность, продуктивность) - категория экономической науки. Е. И. Холостова предлагает два определения понятия "эффективность социальной работы ".

1. Эффективность социальной работы - это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.

Социальная работа признается эффективной при следующих соотношениях между результатами и затратами:

  • 1: высокие результаты при затратах на прежнем уровне;
  • 2: результаты остаются на прежнем уровне при сокращенных затратах;
  • 3: результаты возросли при увеличении затрат.
  • 2. Эффективность социальной работы - это фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты).

Эффективность может быть предполагаемой, т. е. расчетной, планируемой и фактической (реально достигнутой).

Критерии эффективности социальной работы многообразны:

  • o количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий);
  • o нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов и др.).

Принципы социальной экономики - это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения. Для социальной экономики характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические.

Принцип гуманизма (один из основополагающих) предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств, гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способностей личности. В современных условиях социально-экономическое благополучие человека - главная цель социальной работы.

Принцип социальной справедливости. Социально-экономическая справедливость выступает не в виде абсолютной уравнительности, а прежде всего в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной платы к средней, блокирования излишеств в заработках руководящего состава при "нищем" персонале на предприятиях государственной формы собственности, недопущения чрезмерных ведомственных перекосов в оплате лиц на государственной службе, введения директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основным народным хозяйством.

Она выступает в двух формах: справедливость обмена и справедливость распределения. Обе эти формы можно ассоциировать с рыночными механизмами распределения, с одной стороны, и государственным механизмом регулирования - с другой, т. е. с двумя плюсами "теории богатства" - частной и общественной собственностью.

Принцип общественной целесообразности. Контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. Воплощением этого принципа в практике социальной работы стала система адресной социально-экономической помощи.

Принцип экономической эффективности отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности общественного производства. Кроме того, принцип экономической эффективности подразумевает оптимальное соотношение между социальными выплатами и заработной платой.

Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения. Именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может сделать этого самостоятельно в силу объективных причин.

Принцип экономической самостоятельности местных органов предполагает разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней. Социальные пособия и другие выплаты должны гарантироваться в минимальных размерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования, чтобы население и его администрация были заинтересованы в развитии экономики и его самообеспечении.

Немалое значение имеют и такие экономические принципы, как принцип трудовой мотивации оплаты труда, повышения качества жизни, возрастания потребностей и др.

На перечисленных выше принципах основана социальная защита населения как система, пронизывающая все уровни государства - от федерального до местного.

Эти принципы направлены на сохранение пропорций, оптимального соотношения между сферами производства и потребления, ибо нельзя забывать, что социальная работа обслуживает сферу потребления. Согласно этим принципам действует механизм социальной защиты населения, проявляясь в виде социально-экономических методов его социальной поддержки.

Экономика социальной работы - это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг. Экономическая функция социальной работы проявляется в деятельности субъектов системы социальной защиты населения, направленной на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.

Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Их деятельность состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования. Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан.

Сфера производства нематериальных услуг, или социальная сфера, имеет специфические особенности. Продукты труда (предметы потребления) выступают не в виде товара, а в виде определенной деятельности, т. е. услуги. Социальная сфера включает в себя отрасли национального хозяйства, создающие социальные блага в виде услуг социальной работы, образования, здравоохранения, культуры и т. д. Отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения.

От социальной сферы во многом зависит выполнение основных целей социальной рыночной экономики.

Стабильное состояние государства зависит от его экономического развития. Этот процесс многоплановый и охватывает множество систем. Каждая страна создает свою модель экономики, на которую опирается в усовершенствовании финансовой системы. Несмотря на собственные разработки, эти модели схожи и имеют общие закономерности.

Понятие

Экономическое развитие – это положительный признак уровня экономики в контексте расширенного производства и постепенного улучшения качества, производительных сил и различных сфер общества.

Помимо этого, экономическое развитие представляет собой формирование отношений в обществе. Оно происходит в устоявшихся условиях системы экономики и процесса, при котором распределяются материальные блага.

Впервые об экономическом развитии заговорили в 1911 году. Шумпетер написал книгу «Теория экономического развития», где помимо основных положений и классификаций, указал расхождение между понятиями «развитие» и «рост экономики». Рост экономики направлен на подъем количественных показателей, а вот развитие указывает на положительное движение в изменении качества, новшеств и производства.

Россия развивается

Экономическое развитие России следует рассматривать отдельно от всего мира. Так сложилось, что данная модель осталась со времен СССР, и экономика развивается в посткоммунистическом направлении. Несмотря на схожесть проблем с другими странами, Россия не вышла из социализма, а поэтому решает кризисы в другом русле.

Экономическое развитие России началось в 1999 году. Это произошло по нескольким причинам:

  1. Преодоление кризиса 1998 года и улучшение уровня рынка нефти.
  2. Эффективные реформы российского правительства.

Также на развитие финансового сектора огромное влияние оказала глобализация. Это процесс, при котором мирохозяйственные связи происходят при экономической зависимости стран. Глобализация ныне влияет на экономику множества других стран. Рост объемов торговли и финансовых потоков значительно опережает материальное производство.

В экономическом развитии России легко можно найти сходства с системами других стран: природа, цель и содержание. Советская финансовая система, которую использует российское правительство, ныне считается наиболее мощным механизмом, который накапливает капитал и отделяет труд от собственности.

Помимо всего прочего, решающую роль играют и инновационная деятельность, высокий уровень технологичности производства, создание конкурентоспособной продукции, а также эффективное сотрудничество на мировом рынке.

Социальная составляющая

Социально-экономическое развитие подразумевает некую систему, которая включает в себя динамическое развитие процессов производства, обменов, распределений и потреблений материальных и других благ.

Из-за того, что социально-экономическая система – это сложная и многофункциональная схема, она содержит множество свойств, учитывая которые, можно охарактеризовать и смоделировать её. Социально-экономическое развитие включает в себя:

  • изменения общественного сознания;
  • смена традиций и привычек;
  • развитие производства и дохода;
  • изменение структуры общества с точки зрения институций, социума и администраций.

Процесс данного развития имеет следующие задачи:

  1. Улучшение показателей уровня дохода, забота о здоровье населения, а также качественное образование.
  2. Формирование условий, при которых повышается уровень самоуважения людей, благодаря созданию определенных систем (социальной, экономической, политической и т. д.).
  3. Защита экономической свободы граждан.

Министерство

Министерство экономического развития – это орган государства, который отвечает за разработку, внедрение и контроль экономической политики в стране, также обеспечивает стабильность торговли с другими державами, с помощью представительств.

В России Министерство экономического развития – это федеральный отдел, который отвечает за проведение государственной политики создание соответствующего законодательства. Помимо того, он занимается прогностикой социально-экономического развития, функционирования предпринимательской деятельности, малого бизнеса, а также юридических лиц и предпринимателей.

Особенности европейского мира

Каждое государство в мире разрабатывает свои особенности экономического развития. Страны Евросоюза имеют схожие системы экономики, а поэтому их относят к группе государств с однотипной финансовой системой. Каждая из держав Европы имеет высокий показатель экономического развития.

Наиболее мощными странами на этой территории являются Германия, Франция, Италия и Великобритания. В европейском регионе именно эти страны играют основную роль в формировании направления хозяйственного, социального и политического развития.

Остальные государства относятся к малой группе. Но и они имеют достаточно устойчивую и сильную экономику. Они отвечают за узкую типизацию производства и генерирование высококачественной продукции.

Развитое общество

Специалисты-экономисты и политологии ежечасно пристально следят за динамикой прогресса экономики в странах. На качество жизни в них влияют и конструктивные изменения, происходящие в национальных системах денежного оборота.

Экономическое развитие общества – это процесс, который имеет множество деталей и охватывает все сферы экономики. Показателями этого процесса могут быть различные цифры, главными считаются ВВП/НД.

Из-за того, что процесс экономического развития общества сложный и многоплановый, уровень экономики измеряют через экономический рост и его данные, а конкретнее - через изменение объемов производства.

Развитие экономики общества не стабильно. Причем это явление не только указывает на восхождение показателей, но и иногда имеет заниженную степень. В 90-е гг. в странах СНГ замечался резкий спад экономического развития, связанный с низким уровнем производства, деградацией структуры экономики, а также заниженным уровнем жизни населения.

Уровень стран

Как уже говорилось ранее, из-за того, что прогресс имеет расширенные показатели, определить уровень экономического развития сложно лишь одним наименованием. Это связано также и с тем, что критерии географические и исторические у каждого государства разные, тут же не найти сходства в комбинации материальных и финансовых ресурсов.

Итак, помимо показателей ВВП/НД, следует обратить внимание на структуру экономики и уровень качества жизни. Каждый из них рассмотрим подробнее.

ВВП/НД – это те самые ведущие значения в определении уровня развития экономики. Например, НД с точки зрения покупательной способности в небольшой европейской стране Люксембург составляет более 51 тысячи долларов. Для сравнения, в США этот показатель составляет 36 тысяч. Хотя очевидно, что экономический потенциал первой и второй страны несравним. В России НД составляет почти 8 тысяч долларов, а это указывает на то, что страна не дотягивает до развитых, но почетно может занять место в развивающейся группе.

Следует отметить, что даже если показатели ВВП/НД в одной стране выше, чем в другой, это не доказывает того, что первая держава более развита. Поэтому для определения принимают еще и другие значения экономического развития. Некоторые государства еще не смогли обзавестись структурой экономики, которая соответствовала бы современным требованиям. По этим показателям Россию можно было бы отнести именно к развитым странам, нежели к развивающимся.

А вот качество жизни имеет многозначное определение. Сюда относят и продолжительность жизни, особенности образования, устойчивость иммунитета к заболеваниям, функции медицинского обслуживания, защита личности, состояние окружающей среды и т. д. Некоторые значения можно объединить с помощью индекса человеческого развития.

Системы развития

Развитие экономических систем прошло три этапа. Прежде чем мы их рассмотрим, следует обратить внимание на само понятие. Экономические системы – это синоним экономической структуре общества. В своем роде это совокупность некоторых элементов, которые связаны между собой и представляют некую целостность.

Итак, все существующие экономические системы, так или иначе, прошли три ступени развития. Первая – это доиндустриальное общество. В это время основным доходом служило натуральное производство, основанное на сельском хозяйстве. Из-за низких показателей эволюции общества человеку приходилось относить себя к биологическому циклу природы и полностью зависеть от него.

Данный этап характерен тем, что форма хозяйства не имела общественного разделения труда, была замкнута. Доиндустриальное общество довольствовалось собственными ресурсами и их использованием. На тот момент речь о техническом оснащении не могла идти, так как развитие этой системы находилось на низком уровне.

Второй ступенью стало индустриальное общество. После промышленной революции производственные структуры привели к замене производительных сил на общественные. Формировалось фабричное производство, и менялся характер труда. Тут же переворачивается и приоритет города перед деревней. Всеобщий характер получили товаро-денежные процессы.

Вследствие научно-технической революции произошли изменения экономической системы, и она ступила на третий этап – постиндустриальное общество. Наука становится производительной силой, а на волне всеобщей революции возникает постиндустриальная экономика. Главным инструментом развития становятся знания и информация. Так завершились этапы экономического развития.

Стратегия

Стратегия экономического развития – это схема, по которой происходит долгосрочное управление социально-экономическими процессами в системе экономики. Экономическая стратегия разрабатывается государством на несколько лет (до 15).

Она определяет цели развития финансового сектора в контексте национальной экономики, улучшение показателей отдельных отраслей и регионов. При этом соответствующие органы находят наиболее эффективные пути достижения поставленных задач с использованием определенных методов и средств.

Регион

Экономическое развитие региона – это процесс, при котором органы власти региона выполняют намеченные экономические цели в условиях кризиса и других изменений. Основная цель данного процесса – улучшение качества жизни населения. При этом задачи, которые ставит перед собой орган власти, схожи с теми, что формирует экономическое развитие государства в кризисной ситуации. Прежде всего, это увеличение показателей среднего дохода, качества образования, питания и защита здоровья и жизни гражданина.

В этом понятии существует термин устойчивое развитие региона. В этом случае можно наблюдать стабильные положительные показатели, указывающие на изменения, но оставляющие систему сбалансированной.

Управление экономическим развитием региона

Главным инструментом управления экономическим развитием региона является стратегическое планирование. Данный термин означает стратегическое управление и метод современного менеджмента. В некоторых ситуациях этот вариант не просто желателен и эффективен, а и является необходимым методом управления.

Стратегическое управление можно использовать в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях. Этот метод решит главный вопрос: как выйти из кризиса и улучшить качество жизни.

Основные положения стратегии экономического развития регионов

Стратегия экономического развития регионов — это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, ), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста , согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горно-добывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкости производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

Экономическое развитие сегодня — это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм.

Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества. Иными словами, нематериальное производство — это парадигма современного экономического развития.

В России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса : деиндустриализация и рост удельного веса . Первая тенденция — падение удельного веса перерабатывающих отраслей с одновременным укреплением добывающих — является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на до- индустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.

Главным фактором становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования .

В первые годы экономических реформ в России особое положение сложилось в сырьевых отраслях. Именно экспорт нефти, газа, черных, цветных металлов и леса обеспечивал основную массу валютных поступлений и не давал окончательно разрушиться всему промышленному потенциалу страны.

В России в 1990-е гг. экспорт расширялся в основном благодаря заниженному обменному курсу рубля, при этом увеличивался импорт сложных товаров. Это направление развития внешней торговли оказывало негативное воздействие на уровень жизни в стране, дополнительно снижая его.

Относительные преимущества сырьевых отраслей были обусловлены более низкими издержками, в первую очередь издержками на заработную плату. По мере укрепления реального курса рубля и повышения заработной платы в экспортных производствах данное преимущество постепенно стало сходить на нет. Поэтому ориентация экономического развития России на традиционные сырьевые экспортные отрасли бесперспективна : былые преимущества постепенно перестают быть таковыми.

Информационные технологии начинают играть ведущую роль. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных программ. Более того, весь современный бизнес представляет собой информационный процесс, создающий связи между организациями и людьми, для того чтобы продукт оказался в нужной точке, в нужное время и нашел своего потребителя.

В экономике любой развитой страны или развитого региона манипулирование информацией становится базисом любого продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги, — катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Информация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.

Инструменты управления экономическим развитием региона

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

И стратегическое управление — испытанные методы современного менеджмента. Практика доказала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную необходимость применения стратегического планирования не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, — это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

Цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:

  1. Определение целей развития.
  2. Анализ внешней среды развития региона.
  3. Определение сильных и слабых сторон региона.
  4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
  5. Разработка концепции развития.
  6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
  7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги — все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональному развитию.

Важнейший современный фактор развития региона — наличие качественной инфраструктуры связи — современных коммуникационных линий региональных компьютерных сетей, свободного доступа в Интернет.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона рассматриваются возможности максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.

Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

См.также:

Планирование экономического развития региона - это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.

Определение социально-экономической системы

Понятие «система»

Опираясь на немного скорректированное понимание И. Кантом системы, можно определить ее как единство многообразных элементов, объединенных общим качеством, которое эту систему конституирует и определяет положение элементов системы относительно друг друга. Это качество образует тотальность - «множество, рассматриваемое как единство». Также подчеркивается непременное существование связей между элементами системы (они - эти связи - обеспечивают возможность объединения частей-элементов в единое целое).

Современные представления о системе практически ничем не отличаются от вышеприведенного: «Системой является совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности.» (Ерохина Е. А. «Теория экономического развития: системно-синергетический подход») Видно, что эти определения, в принципе, не очень различаются, и ключевыми словами здесь являются «элементы», и «целое» («тотальность» Канта). Понятие «система» Опираясь на немного скорректированное понимание И. Кантом системы, можно определить ее как единство многообразных элементов, объединенных общим качеством, которое эту систему конституирует и определяет положение элементов системы относительно друг друга. Это качество образует тотальность - «множество, рассматриваемое как единство». Также подчеркивается непременное существование связей между элементами системы (они - эти связи - обеспечивают возможность объединения частей-элементов в единое целое).

Феномен социально-экономической системы

Итак, социально-экономическая система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества . В их ряду можно отметить особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций.

В связи с приведенной расшифровкой понятия «экономического отношения» будет уместным применить определение, данное Э. Ильенковым касательно экономической системы. Он под ней подразумевает «совокупность экономических форм, связанных в единую, развившуюся из одного основания систему»и составляющих «специфическую природу экономического организма».

Социально-экономическая система неизбежно локализована в экономическом времени и пространстве, а также по отношению к ее альтернативным вариантам. Она имеет определенные исторические, географические, этнические, духовные, политические и экономические границы. Это в свою очередь означает, что она может воплощаться в конкретных государственно-политических образованиях или в форме иных, меньших по масштабу, общественно-хозяйственных организаций. По мере усиления эффекта глобализации в качестве социально-экономической системы правомерно рассматривать все человечество. Этим обусловливается историчность исследования: любая изучаемая система, с одной стороны, неизбежно исторически обусловлена, а, с другой, исторически обусловлены все категории и законы этой системы.

Не все черты данной системы возникают одновременно, а сначала развиваются простейшие социальные и экономические формы, а на их основе - все более и более сложные. Н. Хессин определяет эту простейшую форму как «экономическую клеточку», содержащую «в зародыше все основные черты и противоречия данного способа производства». Из нее впоследствии развивается вся многообразная система производственных отношений. Она, по его словам, играет роль и исходного пункта (а также основы), и постоянно воспроизводимого результата, следствия развития данной системы отношений, и всеобщей формы отношений между индивидами.

Основные свойства социально-экономической системы

1. Целостность , которая означает, что изменение любого компонента системы влияет на ее другие компоненты и приводит к изменению системы в целом. Такое явление можно, например, проследить в случае диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений, когда при смене средств производства меняются соответственно производственные отношения и система в целом. То есть, мы в данном случае имеем дело с взаимозависимостью компонентов экономической системы.

2. Иерархичность . Это значит, что каждая система может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка. К примеру, экономика России, как переходная, может быть рассмотрена в качестве одного из элементов мир-системы .

3. Интегративность , которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.

Библиография

  • А. В. Бузгалин , А. И. Колганов «Теория социально-экономических трансформаций.(Прошлое, настоящее, будущее экономик „реального социализма“ в глобальном постиндустриальном мире)» - М.:ТЕИС, 2003.
  • А. И. Колганов, А. В. Бузгалин «Экономическая компаративистика» - М.: ИНФРА-М, 2005.
  • Э. В. Ильенков «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении».
  • Ерохина Е.А.Теория экономического развития: системносинергетический подход
  • И. Кант «Критика чистого разума»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социально-экономическая система" в других словарях:

    социально-экономическая система - Структура социальных и экономических отношений в обществе, включающая взаимоотношения между социальными группами, право собственности, судебную систему и пр … Словарь по географии

    Территориальная социально-экономическая система - (ТСЭС) совокупность всех экономико и социально географических объектов определенной территории с установившимися между ними связями. Это сложившееся и функционирующее на определенной территории сочетание всех элементов народного хозяйства (не… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    - (англ. Economic system) совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет… … Википедия

    экономическая система - — экономическая система 1. Часть системы более высокого порядка — социально экономической системы. Это сложная, вероятностная, динамическая система, охватывающая процессы… … Справочник технического переводчика

    Экономическая система - 1. Часть системы более высокого порядка социально экономической системы. Это сложная, вероятностная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Как всякая… … Экономико-математический словарь

    Социально экономическая география система географических наук, изучающая территориальную организацию общества, ее законы и закономерности. Подразделяется на экономическую, социальную, политическую и географию культуры. Содержание 1… … Википедия

    СТАТИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - наука о количественной стороне социальных и экономических явлений в обществе в неразрывной связи с их качественной стороной, т.е. о качественно определенных количествах и проявляющихся в них закономерностях. Роль С.С. Э. в социальных… … Социология: Энциклопедия

    - (яп. 律令制 рицурё: сэй?, «система уголовного и гражданского права» или «правовая система») политико правовая и социально экономическая система централизированного древнего японского государства VII XI веков, которая базировалась на уголовном… … Википедия

    Социально экономическая система взаимодействия субъектов и объектов рынка труда, имеющих определенную структуру и выполняющих целевые функции. См. также: Рынки труда Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Основная статья: Экономика СССР Агитационный плакат, посвящённый реформе 1965 года Экономическая реформа 1965 года в СССР реформа планирования и управления народным хозяйством Советского Союза, осущест … Википедия

Книги

  • Российская социально-экономическая Система: реалии и векторы развития , Савченко П.В.. Инфра-СРХ…
Случайные статьи

Вверх