Функции государства в рыночной экономике. Курс: Основы государственного регулирования экономики

Государство играет активную роль в формировании рыночных макроэкономических процессов. Оно политические, социальные и экономические принципы гражданского сообщества.

Государства в рыночной экономике, как правило, заключаются в регулировании слабых мест рыночного механизма - в тех случаях, когда не происходит самостоятельного исправления ситуации, или когда налицо неэффективность воздействия рынка. В таких случаях государство создает равные условия для конкуренции предпринимателей, ограничивая власть монополий. Оно проявляет заботу о производстве необходимого количества услуг и товаров в тех случаях, когда рыночный механизм не может удовлетворить должным образом потребности населения.

Экономические функции государства проявляются в социально справедливом чего не обеспечивает рынок. Государство обязано заботиться о стариках, малоимущих, инвалидах. Оно должно обращать внимание на сферу научных фундаментальных разработок. Данная необходимость возникает из-за нежелания предпринимателей заниматься подобным вопросом в связи с высокими рисками, чрезвычайной дороговизной и отсутствием быстрого дохода.

Экономические функции государства заключаются и в Органы государства принимают меры по предупреждению и сокращению безработицы, так как рынок права на труд не гарантирует.

и функции государства

К основным функциям государства в области экономики можно отнести:

1. Создание законодательства, позволяющего принимать экономические решения. Государственные органы разрабатывают и принимают законы, которые регулируют деятельность организаций и предприятий различных форм собственности, а также предпринимателей, определяют обязанности и права граждан.

2. Обеспечение экономической стабильности. С помощью кредитной, денежной, бюджетной и принимает меры по недопущению спада производства, снижению безработицы, сглаживанию инфляции, поддержанию национальной валюты и стабильного уровня цен.

При неспособности рыночного механизма поддерживать структурное и макроэкономическое равновесие в данные процессы вмешивается государство.

Экономические функции государства заключаются в вырабатывании стратегии развития, формировании предпринимательского и и социальных условий работы экономики.

Государство занимается организацией производства услуг и товаров, которым частный сектор не уделяет должного внимания. Оно создает условия для успешного развития связи, транспорта, сельского хозяйства, занимается определением расходов на науку и оборону, реализует и формирует программы развития здравоохранения и образования.

Государственные органы обеспечивают социальную защиту и предоставляют социальные гарантии, которые заключаются в определении минимальной заработной платы, выплате пенсий по инвалидности, старости, пособий по безработице и различных видов помощи малоимущим категориям населения.

С помощью государства осуществляется поддержка во внешнем мире национального бизнеса, координируется его деятельность, чтобы повысить конкурентоспособность отечественной экономики в условиях мирового хозяйства. Государство принимает меры противодействия факторам и угрозам нестабильности, обеспечивает экономическую безопасность, на должном уровне поддерживает оборонную способность.

Кроме общих принципов, экономические функции государства проявляются в регулировании конкретных сфер и отраслей экономики, а также ее развитии в отдельных регионах страны.

Экономические функции государства многообразны и сложны. Единого понятия «экономическая функция государства» не существует ни в правовой, ни в экономической литературе. Современные исследователи определяют экономическую функцию государства с точки зрения характеристики роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающейся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

Что же касается самого государства, то эта его функция, по существу, выражается не только в приоритетной защите основных правовых ценностей рыночной экономики (таких как свобода предпринимательства, конкуренция, собственность вне зависимости от формы), но и в государственно-правовой помощи новым рыночным институтам. Она позволяет согласовывать экономические интересы и свободы участников гражданского оборота, хозяйственной деятельности с социальной справедливостью, интересами государства и общества в целом, принципами правового воздействия на общественные отношения. Эффективность деятельности государства в качестве собственника значительной части имущества также напрямую зависит от полноты реализации экономической функции юридической практики и государства в целом.

Важна данная функция и с точки зрения координационной практики. Координационная практика вносит организованность и порядок в экономические отношения, дисциплинирует действия их участников, создаёт индивидуально-конкретные и иные юридические условия и гарантии для нормальной хозяйственной деятельности государственных и кооперативных предприятий, позволяет оперативно реагировать на возникновение и изменение потребностей экономического развития. Переход от плановой командно-административной экономики к рынку привел к почти полному отказу государства от координации управления экономической сферой жизни общества. Экономически самостоятельным субъектам было предоставлено право координировать свою хозяйственную деятельность, однако, такого рода координационная деятельность уже не будет государственно-властной.

Тем не менее, представляется, что полный отказ государства от координации управления отдельными экономическими и хозяйственными процессами неоправдан, может привести и приводит на практике к тяжким для государства и общества социально-экономическим и иным последствиям. Самоустранение государства от координации управления процессами приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилья приводит к разбазариванию государственной и муниципальной собственности, социальной несправедливости. Принимаемые государством меры к управлению государственной и муниципальной собственностью явно недостаточны, зачастую сводятся к формальным проверкам и заседаниям многочисленных комиссий и комитетов, без какой-либо реальной координации. Определенные координационные мероприятия осуществляются государством в области защиты прав потребителя, создания условий для свободной конкуренции и ограничения монополистической деятельности, управления хозяйственной деятельностью естественных монополий, однако, эти мероприятия до настоящего времени неэффективны. Действовавший механизм координации хозяйственных процессов сломан, а новый не создан, что является одной из экономических задач государственной власти на современном этапе.

Неотъемлемыми функциями государства в любой экономике являлось и является непосредственное (окончательное) принятие решения:

1) относительно формирования и распределения бюджетных средств и государственного имущества;

2) обеспечение выполнения законов и правил поведения экономических агентов (домашних хозяйств и фирм), принятых также государством;

3) создание фондов пособий по безработице и стимулирование создания новых рабочих мест.

Обеспечивающие данные функции операции в принципе могут выполняться субъектами, не входящими в состав органов государственной власти и управления и даже не принадлежащими государству. Тем не менее, качество выполнения неотъемлемых функций государства, очевидно, зависит от качества исполнения обеспечивающих операций.

Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Одна из главных функций государства - активизация, интенсификация, прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Наряду с минимальной (обязательной всегда) границей существует и максимальная (максимально допустимая) граница вмешательства государства в экономику и ее регулирование. Сюда относятся следующие функции, выполняемые государством:

Мобилизация ресурсов в экстремальных условиях;

Ориентация экономики на перспективу, на долговременный экономический рост;

Обеспечение перспективных структурных преобразований в производстве;

Проведение региональной политики;

Решение социальных проблем, не решаемых в должной мере рынком;

Реализация национальных интересов в мировой экономике.

Остановится и здесь несколько подробнее на некоторых из них (с учетом того, что этим проблемам также будут посвящены отдельные главы учебного пособия).

1. Чистая рыночная экономика недостаточно успешно работает в экстремальных условиях. Примером может служить кризис 1929--1933 гг., который страны Европы и, особенно США, преодолели, опираясь на государственное регулирование.

Об этом же свидетельствует и опыт СССР, показавший достоинства централизованного регулирования, например, при перестройке экономики после начала Великой Отечественной войны 1941--1945 гг.

2. Рынок не всегда достаточно ориентирован на перспективу. Этот недостаток особенно явственно проявляется, когда экономический рост тесно связан с фундаментальными научными исследованиями, с крупными инвестициями и в то же время с неопределенностью в отношении прибыли.

Рынок в этом случае нужно корректировать с помощью национальных и региональных программ развития.

В качестве примера можно привести опыт реализации в ряде стран программ по компьютеризации экономики, создание атомной (ядерной) энергетики в ряде стран Западной Европы и в СССР.

Рыночная экономика, дополненная государственным стимулированием, продемонстрировала эффективность на несколько порядков выше, чем огосударствленная экономика.

3. Государственное регулирование должно обеспечивать глубокие структурные преобразования производства на базе широкомасштабных инвестиций.

Рыночный механизм может оказаться недостаточно эффективным, когда необходимо осуществить крупные инвестиционные проекты с длительным сроком окупаемости. Речь идет об инвестициях в основной капитал с особо медленным оборотом, вложениях в экономическую и социальную инфраструктуру, в новейшие отрасли, которые нацелены на выпуск продукции с неясными перспективами спроса. Такая ситуация, как уже упоминалось, наблюдалась, например, в первые годы создания атомной энергетики в Англии, Франции, США, СССР. Структурная политика в современных государствах должна включать меры, направленные на формирование высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономики. В целом структурная политика направлена на обеспечение экономической стабильности общества.

4. Государственное регулирование способствует успешному решению региональных проблем, возникающих не только в силу особых рыночных ситуаций, но и под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих не чисто рыночных факторов.

5. Государственное регулирование призвано дополнить, а если нужно, то и "подправить" рынок при решении ряда социальных проблем:

а) Занятость и безработица.

Для рыночной экономики, особенно при происходящих в ней структурных изменениях, характерно постоянное высвобождение рабочей силы и образование безработицы. Последняя может быть текучей (технологическая или структурная безработица) с относительно небольшим сроком поиска новой работы, но может становиться и длительной (застойной), особенно для малоквалифицированных работников, людей предпенсионного возраста, женщин, молодежи.

Полностью избежать вынужденной безработицы в рыночной экономике вряд ли возможно. Но снизить ее уровень и продолжительность -- обязанность государства. В командной экономике появляется искусственное неравновесие на рынке труда в пользу предложения, когда спрос превышает предложение. Это снижает стимулы к труду и эффективность производства. Рыночная экономика, наоборот, имеет тенденцию к возникновению неравновесия в пользу спроса, когда предложение превышает спрос. Для достижения равновесия требуется вмешательство государства.

Задача государства состоит не столько в материальной поддержке не имеющих работу, сколько в организации поиска рабочего места, создании новых рабочих мест, организации общественных работ, переподготовке рабочей силы. Этими и другими мерами государство осуществляет политику полной занятости.

б) Инфляция

В рыночной экономике возникает инфляционный рост цен. Помимо экономических действий, сдерживающих инфляцию, государство должно проводить социальную политику, направленную на ограничение последствий инфляции. Это может быть и денежная политика, и прямая материальная помощь особо малоимущим.

Инфляция и безработица часто движутся в противоположных направлениях. Задача государственной политики -- найти их оптимальное сочетание, наименее болезненное для общества.

в) Поддержка малоимущих.

В любом обществе, в том числе и с рыночной экономикой, есть граждане, которые не являются собственниками факторов производства, не участвуют в производстве товаров и услуг, не извлекают, поэтому доходов от предпринимательской или иной общественной деятельности. На рынке они выступают только в качестве потребителей. Это -- дети, старики, инвалиды.

Рыночный механизм распределения дает этим членам общества два источника существования: прошлые накопления (сбережения) и благотворительные фонды. Эти источники ("прошлый" рынок и текущая благотворительность) не обеспечивают необходимый стандарт благосостояния, достойное существование. Государство должно взять на себя обеспечение жизненного уровня этих слоев населения.

г) Перераспределение доходов.

Рыночный вариант распределения доходов признает только один критерий -- доход как итог участия в качестве субъекта на рынке товаров, капиталов и рабочей силы. Этот критерий резко дифференцирует доходы.

Государство, разумеется, не должно быть добрым дядей, поддерживающим "на плаву" банкротов. Но оно должно сглаживать полюсы в распределении доходов (прогрессивным налогообложением, субсидиями малоимущим и т.д.).

Распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, далеко не всегда справедливо с позиций общечеловеческой морали. И государство, будучи в определенной мере выразителем общечеловеческого интереса, осуществляет в большинстве стран мира политику доходов, которая сдерживает в некоторой мере рыночную поляризацию доходов, ослабляет этим в случае необходимости социальную напряженность и поддерживает общественное признание целесообразности рыночных отношений.

6. Реализация национальных интересов в мировой экономике. Это подразумевает проведение соответствующей внешнеэкономической политики: регулирование экспорта и импорта, контроль над международной миграцией капитала и рабочей силы, управление платежным балансом и многое другое.

Как мы видим, рамки допустимого вмешательства государства в рыночную экономику достаточно широки. В этих рамках в каждой стране в ее конкретных условиях должен быть найден наиболее оптимальный синтез государственного регулирования и эффективно работающего рыночного механизма.

Основные, наиболее важные направления деятельности проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей , функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.

К внутренним функциям государства относятся:
  • экономическая , которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;
  • социальная , выражающаяся в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;
  • культурно-воспитательная , направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;
  • охрана правопорядка , которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;
  • природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.
К внешним функциям государства относятся:
  • оборона страны;
  • взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
  • межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;
  • культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

Стандартные функции государства — функции органов власти, не зависящие от политического строя, в стране и проводимой социально-экономической политики, реализация которых осуществляется исключительно органами власти на неконкурентной основе полностью за счет бюджетного финансирования.

К ним относятся:

  • Реализация государственного управления на соответствующей территории
  • Обеспечение обороноспособности государства и внешней безопасности
  • Обеспечение внутренней безопасности и правопорядка
  • Социальная защита населения
  • Поддержание макроэкономической стабильности
  • Реализация межгосударственного сотрудничества
  • Устранение последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов

Нестандартные функции государства — функции, содержание и состав которых определяется степенью развития рыночных отношений, приоритетами и конечными целями проводимой государством социально-экономической политики, реализация которых осуществляется в форме индивидуализированных благ.

К данным функция относятся:

  • Финансовая поддержка предприятий национальной экономики
  • Развитие инфраструктуры
  • Общедоступное и профессиональное образование
  • Социальное обслуживание населения
  • Поддержка культуры и искусства, развитие здравоохранения
  • Развитие науки и инноваций

Функции государства осуществляются его органами . Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды:

  • органы государственной власти;
  • органы государственного управления;
  • суды.

Орган государства выступает составной частью государственного аппарата, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

Функции государства и финансы

Государство является единственным общественным институтом, который способен выражать и обеспечивать интересы не только ныне живущего, но и будущих поколений. Это касается вопросов экологии, сохранности , внешней задолженности. Но в данном случае неизбежно возникает вопрос: как государство защищает интересы последующих поколений, если оно накопило задолженность, которую эти последующие поколения должны выплачивать? Каждый рождающийся в нашей стране ребенок должен иностранным кредиторам около 1000 долларов. Понятно, что это нарушение прав человека. И все же ни один из общественных институтов не способен так эффективно защищать интересы будущих поколений, как государство. Однако большую проблему составляет правильность выбора органами государственного управления своих целей и приоритетов.

Организационная функция государства

Какие функции выполняет государство? Разумеется, важнейшими из них являются обеспечение безопасности страны от внешних угроз и защита своих граждан. На государстве также лежит забота о здоровье и образовании граждан. Кроме того, государственные органы должны управлять обществом, в частности, путем принятия законов. Мы объединим все эти сферы деятельности и назовем их организационной функцией государства . Понятно, что ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

Социальная функция государства

Второй важнейшей функцией государства является социальная . Согласно статьи 7 действующей наше государство является социальным . Это значит, что оно должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, а также помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Помощь таким людям осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, в нашей стране действует система обязательного социального страхования. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения. На эти цели выделяются значительные финансовые ресурсы.

Экономическая функция государства

Третья важнейшая функция государства — экономическая . Она является предметом дискуссии. Высказывается мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической жизни. В частности, так считают сторонники либеральной экономики. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы.

Ответ на вопрос о том, чьи аргументы весомее, зависит от конкретной исторической ситуации. Возьмем в качестве примера 30-е гг. ХХ в. Какие производства определяли в тот период ход экономического развития? Транспорт, энергетика, металлургия. Частное предпринимательство не всегда было в состоянии обеспечить требуемую концентрацию капитала в этих отраслях. Оно не хотело рисковать своими деньгами, если не было уверено в устойчивости спроса. Поэтому государство было вынуждено инвестировать в промышленность бюджетные средства. Такую политику проводил президент Рузвельт в США, так поступали европейские правительства.

Именно в 30-е гг. проявились широкие возможности централизованной экономики. достиг в этот период наивысших в мире темпов экономического роста.

Однако ситуация стала резко меняться в начале 60-х гг. Научно-технический прогресс не требовал большой концентрации капитала. Высокую эффективность и мобильность демонстрировали малые и средние предприятия, обеспечивающие простор для частной инициативы. В таких условиях капиталовложения государства в реальный сектор стали излишними. Но большое значение приобрели государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку.

Возможно ли предполагать, что в будущем ситуация вновь изменится, и государство будет вынуждено инвестировать в реальный сектор? Да, это может произойти при изменении направления развития производительных сил. Например, если в будущем потребуются колоссальные инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии.

Следовательно, экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил.

Кроме того, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

Таким образом, организационная, социальная и экономическая функции обусловливают необходимый объем финансовых ресурсов, структуру расходов бюджета и соответствующую структуру его доходов.

Функции государства в смешанной экономике

Второй подход отводит государству гораздо большую и значительную роль:
  • установление и защита права собственности;
  • борьба с провалами рынка;
  • перераспределение ресурсов.

Под понимают такие ситуации, в которых рынок не может действовать эффективно.

Еще одна важная задача государства — обеспечение справедливости и установление определенного уровня равенства членов общества. Эту задачу решает функция перераспределения. Через налоговую систему изымается часть доходов богатого населения и передается бедной части.

Подводя итоги, можно сказать, что государство воздействует на экономику, преодолевая и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает. Главным источником доходов для государства являются налоги.

1. Создание правовой основы и общественной атмосферы, кото­рая спосо6ствует эффективному функционированию рынка. На государстве лежит бремя формулировки основных законов, в соответствии с которыми должны действовать все субъекты рыночных отношений. Прежде всего, необходимо законодательство, обеспечивающее защиту прав частной собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, не сможет использовать в полную силу свой предприниматель­ский и материальный Потенциал. Большое значение имеет зако­нодательство о защите прав потребителей, антимонопольное зако­нодательство и уголовное законодательство, также способствую­щее более эффективной работе рыночного механизма.
2. Защита конкуренции. Одним из главных условий функционирования рыночного механизма является господство конкуренции, поэтому важнейшей функцией государства является защита конкуренции и формирование конкурентной среды, поддержание оптимальных условий для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции, защита мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, регулирование деятельности естественных монополий. Для обеспечения этих целей государство использует следующие методы: для основной массы рынков применяется антимонополь­ное законодательство, препятствующее слиянию фирм и обеспечивающее более или менее приемлемые условия для свободной конкуренции; для рынков, где в силу естественных или технических при­чин существует только одна компания (естественная моно­полия), государство устанавливает предельный уровень цен на их продукцию или услуги или же устанавливает предельный уровень рентабельности. Подобные меры пре­дотвращают возможность злоупотребления монопольной властью.
3. Регулирование денежного предложения. Частный сектор экономики (бизнес и домохозяйства) не может «производить» деньги, опосредующие сделки купли-продажи в экономике. Эту функцию берет на себя государство, являющееся монополистом в данной сфере. Государство через Центральный банк осуществляет регулирование денежной массы в обращении, используя инструменты денежно-кредитной политики.Во-вторых, функции, обусловленные тем, что в некоторых ситуациях рынок оказывается недееспособным:
4. Перераспределение национального дохода. Объективным следствием функционирования рынка и развития рыночных отношений является неравенство в доходах. Распределение доходов, порождаемое свободным рынком, не отвечает требованиям справедливости и гуманности. Государство берет на себя задачу сглаживания неравенства в доходах, используя для этого: прогрессивное налогообложение (по мере роста доходов увеличивается процентная ставка подоходного налога, т. е. доходы богатых облагаются более значительным налогом, чем доходы бедных слоев населения); трансфертные платежи из государственного бюджета (выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление какой-либо экономической услуги - пенсии, соци­альные пособия, стипендии); государственные социальные про­граммы (программы обязательного медицинского страхования, программы социальной помощи, социальное страхование); уста­новление предельного уровня цен на товары первой необходи­мости (потолков цен).
5. Перераспределение ресурсов. Достоинством рыночной сис­темы является способность эффективно распределять ресурсы. Однако в некоторых ситуациях возникает проблема нерацио­нального распределения факторов производства. В этом случае государство вынуждено корректировать действие рыночного ме­ханизма в сфере распределении ресурсов. С точки зрения эконо­мической теории, необходимость перераспределения ресурсов обусловлена двумя сбоями в работе рыночного механизма, когда производится не то количество товаров, которое необходимо об­ществу (здесь речь идет о так называемых внешних эффектах - экстерналиях, или эффектах перелива), и некоторые товары не производятся вовсе даже при наличии спроса на них.

. Государственное регулирование рыночной экономики - это влияние государства на воспроизводственные процессы в экономике с помощью прямого инвестирования, правовых и экономических рычагов с целью ориентации хозяйственных субъектов и отдельных граждан на достижение я целей и приоритетов государственной социально-экономической политики государство может выполнять свои функции влияния на экономику прямо (через финансирование развития государственного сектора, науки, культуры, образования, социальной защиты населения), или косвенно (через систему правовых и экономических регуляторов), предоставляя им возможность ориентировать деятельность хозяйственных субъектов в нужном направлении с помощью правовых регуляторов государство устанавливает"правила игры"на рынке, а через систему экономических регуляторов - целенаправленно"налаживает"рыночный механизм, чтобы на его основе стимулировать или сдерживать деловой активности в рациональных рамка у раціональних рамках.

Роль и сущность характеристики системы координации экономики определяют функции государства. Условно всю многогранную и разнонаправленную совокупность функций государственных органов можно условно представить двумя группа ами.

Первая группа охватывает функции, обеспечивающие функционирование рыночной системы в государстве. Сюда следует отнести созданы и поддержаны правовой базой функции (защита прав и собственности, законодательного регулирования ния взаимоотношений между потребителями, производителями, наемными работниками, поддержание общественного порядка, защите конкуренции и т.д.). Здесь государство определяет определенные правила"рыночной меры"и обеспечивает их соб иманнх дотримання.

Вторая группа функций государственных органов связана с развитием и перспективным состоянием экономической системы. Она охватывает мероприятия, направленные на стабилизацию экономических процессов и обеспечения экономического рост, социальную справедливостьі.

инфляционных процессов, инфраструктуры и т.д.. Из всей совокупности функций государства выделим важнейшие

Важнейшей функцией государственных органов является целевая функция, которая предусматривает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития государства и определение срока их реализации. Целевая функция включает в себя ряд целей, объединенных в единую в систему, имеет определенную иерархическую структуру. Формирование целевой функции является весьма сложным процессом, который связан с выработкой стратегических направлений социально-экономического развития, принятием от соответствующих решений и выработкой механизма их реализации намечая целевые функции, государство берет на себя не только то, что неподвластно рыночной системе. Важнейшим направлением реализации целевой функции является определение приоритетов экономического развития, поддержание конкурентной среды тощтощо.

Стратегической долгосрочной целью государственного управления экономикой переходного периода является повышение благосостояния ее населения на основе создания и развития в рамках унитарного государства социально ориентированного анои модели экономики рыночного типа.

направляющих и координационный функции обеспечивают выбор путей достижения поставленных целей, сбалансированность важнейших экономических пропорций и согласования противоречивых взаимосвязей общественного разделения труда

стимулирующие функция связана с активизацией движущих сил развития общества. Она реализуется через систему различных льгот (субсидий, дотаций, налогов и т.д.), с помощью которых государственные органы обеспечивают ують продвижения экономики в заданном направлениеі.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны государственных органов за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности главной составляющей ча. Астин контрольной функции является контроль за соблюдением важнейших параметров социально-экономического развития государства. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы, а также через о рганы управления различного уровняня.

В условиях реформирования экономики особое место следует отвести такой функции государства как защита экономического порядка. Она является опорной любой хозяйственной системы, но особое значение имеет для рыночно й экономики по своей сути базируется на взаимовыгодных соглашениях равноправных партнеров, имеющих свободу выбору.

Рассматривая функции государства в регулировании экономики, можно выделить важный аспект его деятельности - функционирование государственной собственности, то есть государственный сектор экономики, является основой реализации фу ункции государств.

Существование государственного сектора в экономике обусловлено существованием коммерческого (частного сектора). Он (госсектор) вроде занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной бок ку, и регулирует экономическую деятельность последнего - с другой. Государственный сектор охватывает отрасли, которые ему оставляет частный капитал, то есть те, где невозможно получить даже средней нормы прибыли, но вон и необходимые для функционирования единого народнохозяйственного комплекса. Прежде всего, это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры: энергетика, транспорт, сферы образования и здравоохранения, в которых отдача или небольшая, или наступает спустя длительное время. Кроме того, через государственный сектор осуществляется деятельность государства по"оздоровлению"секторов экономики в целом (национ ализации убыточных предприятий или тех предприятий, ускоренное развитие которых является необходимым условием для повышения конкурентоспособности негосударственного секторавного сектора).

Итак, сущность государства раскрывается и реализуется в ее взаимодействии с обществом. Что и как государство для упорядочения и совершенствования общественной, коллективной и частной жизнедеятельности людей характеризуется понятием"функции государстваржави".

Слово"функция" происходит от лат"fundiу" и означает: исполнение, обязанность, круг деятельности

. Основные функции государства . Современные государства мира выполняют политическую, социальную, международную и экономическую функции

Необходимость политической функции государства вытекает из самой сущности государства как политической формы организации общества. Политическая функция государства состоит в обеспечении целостности и сохранении общества, в создании условий для спокойной и гармоничного его развития. Если государство не поддерживает такого состояния, игнорирует общественные потребности, действует не на пользу национальным интересам, то она не оправдывает своего существования. Игнорирование политической ф ункции способно порождать политическую нестабильность, социальные конфликты и хаос в экономической сфере. При таких условиях ни о каком государственное управление и государственное регулирование экономики не может быть и какмови.

. Социальная функция государства заключается в обеспечении на всей территории страны прав и свобод каждого человека и гражданина. Свобода человека реализуется в обществе, в общении и сотрудничества людей. Отдельные лица используют то сам ме среду для достижения различных целей, в том числе и преступных. При таких обстоятельствахин только государственная власть способна быть гарантом защиты прав и свобод. Выполнение социальной функции предусматривает: создание государством условий для воспроизводства и развития человека (демографическая политика , образование, воспитание т.п.) формирование социокультурного пространства, благоприятного для самореализации каждого человека, стимулирование творческого роста человека; воплощение в жить принципов социальной справедливости тощо.

. Международная (внешняя) функция государства заключается в поддержании свободы, суверенитета и исторического существования народов конкретной страны в рамках мирового сообщества. Если человек реализуется в своем народе (нации), то народ в целом в - во взаимодействии с другими народами Внешняя политика должна учитывать геополитические обстоятельства, которые определяют судьбу народов, а также извечные национальные интересы. Государство должно осуществлять международную фун кцию в стратегических параметрах, налаживать нормальные отношения с другими странами вдоль своих границ, сохранять и укреплять сотрудничество с как можно большим числом государств, способствовать развитию м еждународный организаций. Благоприятное международное положение создает условия для конструктивного развития любой страныаїни.

. Экономическая функция государства заключается в создании предпосылок, необходимых для эффективной экономической деятельности общества. Все функции государства тесно взаимосвязаны. Но, по мнению экономистов, экономическая функция является важнейшей, пос кильки отсутствие надлежащего экономического потенциала или низкая эффективность его использования препятствуют реализации других общественных функцииій.

Экономические функции государства

Государство как субъект государственного регулирования выполняет много функций их можно сгруппировать по следующим пяти направлениям

1. Эмиссионная функция

2. Формирование правовых основ функционирования экономики

3. Устранение недостатков рыночного саморегулирования

4. Перераспределение доходов,

5. Обеспечение людей обязательные товарами

Реализация экономических функций государства осуществляется через механизм бюджетной, фискальной, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной, ценовой, социальной, внешнеэкономической и других видов соц циально-экономической политик.

Случайные статьи

Вверх