Система налогов Российской Федерации. Виды систем налогов

Их взимания.

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины - но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин , в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, - то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права .

Основой налоговой системы являются налоги и сборы . С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Функции налоговой системы

Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

  1. Фискальная , суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
  2. Распределительная , суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями .
  3. Регулирующая , суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  4. Контрольная , суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов » в г. сформулировал четыре правила («максимы»):

  • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
  • время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика ;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

  1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
  2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
  3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
  4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика . Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
  5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
  6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
  7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
  8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
  9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
  10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
  11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
  12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Примечания

Литература

  • Финансы: Учебник Под ред В. В. Ковалёва М: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Налоговая система" в других словарях:

    налоговая система - — налоговая система Система государственных институтов (законов, правил, учреждений), а также общественных традиций и установок, целью функционирования которой является сбор… … Справочник технического переводчика

    Налоговая система - (tax system) – система государственных институтов (законов, правил, учреждений), а также общественных традиций и установок, целью функционирования которой является сбор денежных средств для наполнения государственных (федерального и… … Экономико-математический словарь

    По законодательству РФ совокупность налогов, сбо ров, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом подразумевается обязательныйвзнос в бюджет соответствующего уровня или во… … Финансовый словарь

    Налоговая система РФ - совокупность налогов и сборов, установленных государством. В Российской Федерации налоговая система устанавливается Налоговым кодексом и федеральными законами, соответствующими кодексу. В налоговую систему РФ включаются налоги (в т. ч. акцизы) и… … Банковская энциклопедия

    Система налогообложения Taxation system совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. См. также Налог, Таможенные пошлины … Юридический словарь

    Совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд.,… … Экономический словарь

    Налоговая система - (англ. tax system) совокупность налогов, сборов и др. платежей, взимаемых с налогоплательщиков в порядке, установленном национальным законодательством, в доход бюджета соответствующего уровня. Н.с. РФ включает … Энциклопедия права

    НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а тж. налоговых органов. тж. НАЛОГИ; ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ … Юридическая энциклопедия

    Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая система России (данные на 1 января 2006 года): Федеральные налоги и сборы Налог на добавленную стоимость Акцизы Налог на доходы физических лиц Единый социальный налог Налог на… … Википедия

Налоговая система - совокупность государственных платежей, которые взимаются на территории определенного государства в установленном порядке, с использованием посредством специальных органов.

В налоговую систему включают: их плательщиков, законы, регулирующие налоговые отношения, а также государственную власть, которая осуществляет контроль над своевременной выплатой.

Налоговая система России, как и некоторых других стран, включает федеральные налоги, региональные и местные. Федеральные платежи включают в себя сборы, выплачиваемые по единым стандартам и ставкам по всей территории государства (единый социальный налог, акцизы, водный и т.д). Региональные налоги - платежи, которые регулируются органами субъектов Российской Федерации (транспортный налог и пр.). Местные налоги - те платежи, которые устанавливаются предварительными властями муниципальных образований и являются обязательными к уплате на их территории (например, земельный налог).

На территории России налоговая система действует в четырех специальных режимах. Так, работает упрощенная система налогообложения, сельскохозяйственный налог, единый налог на совместный доход и специальный режим, который применяется при выполнении специальных соглашений о разделе продукции.

В соответствии с нормами НК, налогоплательщики - физические лица или организации, которые обязаны уплачивать все соответствующие сборы и платежи. Налоговая система государства также включает в себя наличие налоговых агентов - лиц, на которых возлагаются обязанности по исчислению всех платежей у налогоплательщиков и перечислению их в страны.

Если вести речь о законодательной базе, следует вспомнить о Федеральном Законе России «Об основах налоговой системы». Вся налоговая система, начиная с 1992 года, основывалась именно на нем. Этим нормативным документом был установлен перечень налогов, пошлин и сборов, которые подлежат перечислению в бюджет России. Кроме того, этот закон определял обязанности и права налогоплательщиков и, соответственно, налоговых органов.

Позднее в действие был введен Налоговый Кодекс РФ, который определяет основные понятия и регулирует налоговые отношения в государстве. На данный момент это основной нормативный документ, регулирующий налоговую систему.

Главный федеральный орган, который выполняет функции по контролю над соблюдением действующего законодательства - ФНС (аббревиатура от Федеральная Данный орган также следит за полнотой и правильностью исчисления платежей, а также за своевременностью их внесения в бюджеты разных уровней. ФНС обязана контролировать оборот и производство табачной продукции а также соблюдение валютного законодательства РФ. Конечно же, налоговая система государства держится не на одной ФНС: существует ряд территориальных органов, которые осуществляют взаимодействие при регулировании и контроле обложения налогами.

Таким образом, налоговой системой называют форму проявления налоговых отношений между гражданами и государством; один из самых действенных инструментов государственной политики.

Система налогообложения в России, как и налоговая система зарубежных стран, стремительно меняется из-за изменения экономических, политических и социальных требований. Меняются не только системы, но и функции, которые они выполняют. В наше время налоги - это уже не простой инструмент пополнения госбюджета, а главное средство регулирования экономики страны, которое влияет на структуру государства, его развитие и условия существования.

Главным налоговым законом России является Налоговый кодекс Российской Федерации. Также в систему налогового законодательства входят федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

Налоговой кодекс РФ состоит из двух частей. Первая часть регулирует общие вопросы налогообложения. В ней указаны все виды налогов и иных платежей, действующие на территории нашего государства, регламентирован порядок исполнения налоговых обязательств, права, обязанности и ответственность участников налоговых отношений и многие другие общие аспекты.

Вторая часть устанавливает ставки или способ их определения, порядок, сроки уплаты всех налогов, действующих на территории РФ.

Поскольку Россия является федеративным государством, ее налоговая система, так же, как и вертикаль власти, состоит из трех уровней: федеральные налоги , региональные налоги , местные налоги

Федеральные налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость . Плательщики – лица, реализующие определенную продукцию на территории страны, в том числе перемещающие ее через границу. Общая ставка равна восемнадцати процентам, имеются льготные ставки, равные нулю и десяти процентам.

Акцизы . Плательщики – лица, осуществляющие различные операции с подакцизной продукцией, (производители, реализаторы, импортеры). К ней относятся: алкогольная, спиртосодержащая, продукция, табачные изделия, нефтепродукты, газ, автотранспорт, некоторые химические вещества. Ставки зависят от вида товара, различны на 2016 и 2017 годы.

Налог на доходы физических лиц . Общая ставка – тринадцать процентов, для определенных видов доходов ставки равны девяти, тридцати и тридцати пяти процентам. Предусмотрены вычеты.

Налог на прибыль организаций . Объект – доходы за минусом понесенных в налоговом периоде расходов. База – прибыль в денежном выражении. Общая ставка – двадцать процентов.

Сборы за пользование объектами животного мира . Плательщики – лица, получившие разрешение на использование таких объектов на территории РФ. Ставка зависит от вида объекта.

Водный налог . Плательщики – пользователи водными объектами на основании лицензии. Налоговая база определяется в зависимости от способа водопользования (это может быть объем забранной воды, площадь водного пространства и т.д.). Ставки различны, зависят от вида использования, наименования используемого водного объекта.

Государственная пошлина . Плательщики – лица, обращающиеся в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления за совершением различных юридически значимых действий (в суды, к нотариусам, органы ЗАГС и т.д.) Размер зависит от вида испрашиваемого действия.

Налог на добычу полезных ископаемых . Плательщики – пользователи недр. Налоговая база – стоимость извлеченного ископаемого. Налоговые ставки различны, устанавливаются, как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к стоимости ресурса. Размер ставки зависит от вида добычи.

Региональные налоги и сборы.

Транспортный налог . Плательщики – лица, на чье имя зарегистрировано транспортное средство. Объекты – разные виды автомобильного, водного, воздушного транспорта. Ставка налога прогрессивная, зависит от мощности двигателя.

Налог на игорный бизнес . Плательщики – организаторы проведения азартных игр. Объект – игровое оборудование. Ставки различны, зависят от вида игрового оборудования, устанавливаются в ежемесячной твердой сумме за единицу оборудования.

Налог на имущество организаций . Плательщики – собственники и титульные владельцы движимого и недвижимого имущества, учтенного на балансе как основные средства. База – среднегодовая стоимость. Ставка устанавливается региональными властями и не может превышать 2.2 процента стоимости.

Местные налоги и сборы.

Земельный налог . Плательщики – собственники и владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость. Ставки устанавливаются местными властями и не могут превышать предельный размер, установленный НК РФ. Такой предел различен для земель различных категорий и равен, по общему правилу, полутора процентам, кроме земель сельхозназначения, земель жилищного фонда и некоторых других, для которых предельный размер равен 0.3 процентам.

Налог на имущество физических лиц . Плательщики – собственники недвижимости. База – кадастровая стоимость. Ставка устанавливается местными властями и не может превышать предельного размера. Этот размер зависит от вида имущества, его стоимости и варьируется в пределах от 0.1 процента до двух процентов.

Торговый сбор . Плательщики – лица, осуществляющие торговую деятельность на территории муниципального района, где действует сбор. Ставка устанавливается муниципалитетами.

Специальные налоговые режимы.

В целях создания благоприятных условий для предпринимательства для некоторых плательщиков в РФ введены и действуют несколько специальных налоговых режимов, таких как:

Единый сельскохозяйственный налог . Применяется производителями сельхозпродукции, заменяет уплату налогов на прибыль и имущество организаций. Объект налогообложения – доходы за минусом произведенных расходов. Общая ставка составляет шесть процентов. Для плательщиков Крыма и Севастополя предусмотрены льготы в виде нулевой ставки на 2015-2016 годы и четырехпроцентной ставки с 2017 по 2021 год.

Упрощенная система налогообложения . Плательщики – организации и предприниматели, отвечающие определенным требованиям. Освобождает от уплаты подоходного налога, налогов на имущество, налога на прибыль. Объект – доходы и доходы за вычетом расходов. Ставка устанавливается региональными законами, для объекта в виде доходов варьируется от одного до шести процентов. Для объекта в виде доходов за вычетом расходов, ставка колеблется от пяти до пятнадцати процентов. Для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

Единый налог на вмененный доход (далее – ЕНВД). Применяется для определенных видов деятельности, поименованных в НК РФ. Заменяет уплату налога на прибыль, налогов на имущество, подоходного налога. Плательщики - организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, в отношении которой введен ЕНВД на территории муниципального района, пожелавшие перейти на данную систему налогообложения и отвечающие определенным требованиям закона. Объект налогообложения – вмененный доход. Его размер зависит от вида деятельности, установлен НК РФ и подлежит корректировке на местные коэффициенты. Ставка – пятнадцать процентов от вмененного дохода.

Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции , заключенных на основании ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Предусматривает замену части налогов и сборов разделом произведенной продукции. Инвесторы освобождаются от уплаты различных региональных и местных налогов, а также получают возмещение некоторых федеральных налогов.

Патентная система . Применяется предпринимателями при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности, перечисленных в законе. Освобождает от уплаты: подоходного налога и налога на имущество. Объект налогообложения – потенциально возможный годовой доход. Ставка равна шести процентам, для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

Завершая краткий обзор налогового законодательства России, можно сделать следующие выводы.

В целом основной налоговый закон можно назвать современным, удобным, и понятным. Он очень подробно регулирует как общие вопросы налогообложения, так и особенности исчисления и уплаты каждого отдельно взятого налога.

Налоговое бремя нельзя назвать чрезмерным, ставки по основным налогам – средние, не сильно высокие, но и не слишком низкие. Тенденций к постоянному повышению их размера, как имеет место в некоторых государствах СНГ, в настоящее время не наблюдается. На многие налоги, уплачиваемые исключительно бизнесом, на длительное время (до 2021 года включительно) предусмотрены серьезные преференции для Крыма и Севастополя, что представляется верным в сложившейся политической и экономической ситуации. Также налоговое законодательство можно характеризовать как "аграрно ориентированное", то есть содержащее множество льгот по уплате налогов для сельхозпроизводителей.

Хочется надеяться, что в будущем государство будет и дальше стремиться повысить свои доходы от налоговых поступлений не экстенсивным, а интенсивным путем, то есть за счет повышения эффективности их взимания и платежной дисциплины, а не путем увеличения налоговых ставок, а все прогнозы о возможном повышении после выборов Президента в 2018 году основных налогов – подоходного, НДС и акцизов – останутся лишь слухами.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство культуры Челябинской области ГБОУ ВПО

"Южно-Уральский государственный институт искусств

имени П.И. Чайковского"

Реферат по экономике

Тема: " Налоговая система Российской Федерации "

Выполнила Шаманькова О.

Проверил: Ивлеев Н.Н.

г. Челябинск 2014 г.

Введение

1. Налоговая система: понятие, цели, содержание, роль

2. Принципы построения налоговой системы

3. Особенности построения и развития современной налоговой системы России

4. Состав, структура и принципы организации деятельности налоговых органов в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.

На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы.

Целью данного реферата является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

Проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;

Определить принципы построения налоговой системы;

Кратко охарактеризовать особенности построения и развития современной налоговой системы РФ;

Перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;

Раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.

1. Налоговая система: понятие, цели, содержание, роль

Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества. налог платеж экономический

Налоги - законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Сбор - это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказание услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии, Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида или за право осуществления такой деятельности.

Пошлина - это денежный сбор, взимаемый, с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическую силу. Государственная пошлина подразделяется на таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины.

Таможенная пошлина - это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства.

Внутригосударственная пошлина - это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий имеющих юридическое значение.

Экономическое содержание налогов .

Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.

В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

В соответствии с другим подходом, налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.

Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Цель налоговой системы:

- создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах,

- создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.

Роль и функции системы налогообложения .

В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка некорректна с методологических позиций, поскольку налог как экономическая категория - сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая сознанием для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определённых функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение - выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений. Теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определённые функции. Данная совокупность отношений является также теоретизируемой областью научных знаний, однако, эта теория, основывающаяся на умозаключениях о закономерностях воспроизводственных процессов. Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.

Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых функций. Казалось бы, какое отношение имеет теоретическое осмысление функционального предназначения системы налогообложения для практики? Не всё ли равно, какими будут функции, главное - наполнить казну государства. Эволюция налогообложения даёт на этот вопрос чёткий ответ - от ориентации на ту или иную функциональную сторону процесса или явления зависит экономическое положение страны, состояние бизнеса и уровень благосостояния отдельных граждан. Если принятая в законе система налогообложения не сориентирована на реализацию внутреннего потенциала экономической категории "налогообложение", то в конечном итоге роль такой системы окажется негативной, несмотря на все репрессивные меры налоговых администраций по обеспечению доходов бюджета страны.

Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории распределения.

Общепризнанными являются две функции: распределительная и контрольная . В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Это составляет отправную методологическую основу для формулировки налоговых функций. Функции системы налогообложения - это, прежде всего теоретическое предположение о том, что в данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.

В числе налоговых функций учёные обычно называют: фискальную , экономическую , перераспределительную , контрольную , стимулирующую , регулирующую . Эти функции приводят как в полном, вышеназванном перечне, так и в компоновке отдельных из них. Из числа налоговых функций сразу же следует исключить экономическую функцию.

Налогообложение - экономическая категория сама по себе. Формы её практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, её роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения - обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам. Следовательно, наделение налога экономической функцией есть простая тавтология его внутренней сути. В этом нет никакой необходимости и научного смысла.

Анализу содержательности трактовок функций системы налогообложения может способствовать рассмотрение позиций российских учёных, которые постоянно обращаются к исследованиям теоретических и практических проблем налогообложения. Л.П. Окунева даёт чёткую трактовку налоговых функций: фискальной и распределительной.

Неоднозначной по сравнению с названными функциями является позиция Д.Г. Черника "Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств".

Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина в известной мере от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитала необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни, в стране появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения.

2. Принципы построения налоговой системы

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725-1793) в его знаменитом труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.). Он выделил пять принципов, названных впоследствии "Декларацией прав плательщика":

1) Налоги не должны быть чрезмерно обременительны.

2) Они должны быть понятны налогоплательщикам.

3) Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и почему.

4) Налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги.

5) Государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.

Сегодня эти постулаты называют классическ ими принципами налогообложения .Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.

Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:

1) Экономическая эффективность - налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

2) Определенность налогообложения - налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

3) Справедливость налогообложения - этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов - налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.

Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков - каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2) принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав - недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

4) принцип единства экономического пространства - не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

5) принцип определённости правил налогообложения - при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

6) принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.

В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:

1) принцип подвижности (эластичности) - суть его заключается в том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;

2) принцип стабильности - этот принцип предполагает постоянство налоговой системы, что важно для субъектов налоговых отношений (для государства при формировании доходной части бюджета, а для плательщиков - при планировании своих доходов, в том числе налоговом планировании);

3) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов - суть его заключается в исключении возможности установления и введения дополнительных налогов субъектами РФ и органами местного самоуправления.

В мировой практике имеет место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым можно отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип обложения чистых доходов налогоплательщика и др.

3. Особенности построения и развития современной налоговой системы России

Налоговая система РФ предусматривает наличие налогов трёх уровней - федеральные, региональные (субъектов Федерации) и местные. Закрытый список региональных и местных налогов и сборов защищает налогоплательщиков от попыток поправить доходную часть соответствующих бюджетов местным налоговым законотворчеством.

Федеральные налоги (ст.13 НК РФ) предусмотрены следующие: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги (ст.14 НК РФ) - это транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций.

К местным налогам относятся (ст.15 НК РФ) налог на имущество физических лиц и земельный налог.

При этом отнесение налогов к тому или иному уровню означает регулирование его исключительно федеральным законодательством или совместно федеральным (в лице Налогового кодекса) и региональными или местными нормативными актами, а не зачисление его в бюджеты того или иного уровня. Например, налог на прибыль организации распределяется между всеми тремя уровнями бюджетной системы, налог на доходы физических лиц зачисляется целиком в бюджеты субъектов Федерации, хотя названные налоги являются федеральными.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах субъектов Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом.

В настоящее время федеральное налоговое законодательство включает в себя 2154 нормативных документа, в том числе:

- Налоговый кодекс (в двух частях);

- 130 Федеральных законов, считая, в том числе и отдельные положения Кодексов РФ; отдельные международные нормативно-правовые акты (в частности, Таможенный кодекс Таможенного Союза).

- 52 указа Президента РФ;

- 293 постановления Правительства РФ;

- 1204 письма;

- 178 приказов министерств и ведомств;

- 296 инструкций, положений, распоряжений и других документов.

Основополагающим документом законодательства Российской Федерации о налогах и сборах является Налоговый кодекс РФ. Ему должны соответствовать федеральные законы о налогах и сборах, а также соответствующие законы субъектов Федерации и законодательные акты органов местного самоуправления. Налоговый кодекс состоит из двух частей. Часть первая Кодекса принята в июле 1998 г. и начала вводиться с 1 января 1999 г. Что касается части второй, то первые четыре ее главы приняты в августе 2000 г. и введены с 1 января 2001 г., а в последующие годы были приняты и вступили в силу ещё 10 глав этой части, некоторые были отменены, как главы о налоге с продаж, о ЕСН.

Налоговый кодекс заменяет Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Он устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, а также принципы установления региональных и местных налогов и других обязательных платежей.

Налоговый кодекс определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Налоговый кодекс устанавливает основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов. Практически речь идет о формировании новой для нашей страны отрасли права - налогового права с глубокой проработкой всех элементов, с учетом, мирового и накопленного за последние годы отечественного опыта, а также специфики развития национальной экономики.

Налоговым кодексом РФ создается единая комплексная система налогов в стране, определяются функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению и взиманию налогов и сборов, в том числе отношения, возникающие в процессе налогового контроля.

Налоговая система РФ с точки зрения налоговых режимов различает общую систему и специальные режимы для субъектов предпринимательской деятельности.

Общая система налогообложения , или общий налоговый режим , в дальнейшем - ОСН - понятие, существующее для совокупности законов, правил, которыми регламентируются учет и налоги предприятий различных организационных форм (ИП, ООО, ЗАО, ОАО прочих), не находящихся на специальных налоговых режимах (специальных системах налогообложения - УСН, ЕНВД, ЕСХН, Соглашение о разделе продукции).

При общей системе налогообложения предприятие платит:

1) Налог на добавленную стоимость (НДС) - 18% от всего заявленного дохода (не от полученных денег, а от общей стоимости отгруженного товара по накладным и/или актам на оказанные услуги). То есть, НДС платится, даже если деньги ещё не получены. В частном случае, можно получить освобождение от уплаты НДС, если "за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей" (Ст.145 НК РФ), но, используя эту возможность, предприятие теряет право выставлять счета-фактуры с НДС покупателям.

2) Налог на имущество - 2,2% от стоимости имущества.

3) Налоги, относимые на заработную плату - 26% от фонда оплаты труда.

4) Налог на прибыль - 20% от разницы между доходами и расходами без НДС.

Иные налоги рассматриваться не будут, ввиду редкого их употребления.

Далее, если предприятие имеет организационную форму ИП, то от оставшейся суммы после выплаты всех необходимых расходов - на аренду, телефон, канцтовары, налоги, т.д., платится 13% НДФЛ, после чего, оставшиеся средства являются собственностью предпринимателя и используются им по личному усмотрению.

Если предприятие имеет организационную форму ООО, то от оставшейся суммы платится налог на прибыль 20%. Для того, чтобы эти деньги передать в личное пользование участнику (учредителю), необходимо не чаще одного раза в квартал принять решение о выплате дивидендов и до выплаты дивидендов заплатить еще НДФЛ 9%.

Предприятие на ОСН:

- ведет полный бухгалтерский учет, используя для учета все бухгалтерские счета (используется от 20 до 50) с субсчетами и аналитикой;

- а также заполняет налоговые регистры.

По сравнению со спецрежимами, в которых все расходы перечислены, в ОСН расходы поименованы не все, т.е. в ОСН учитываемых расходов больше. При специальных налоговых режимах УСН, ЕСХН и ЕНВД можно вести только два налоговых регистра, не считая зарплатных - налогооблагаемые доходы и налогооблагаемые расходы. Все остальное относится к управленческому учету и не требуется для учёта налогового.

Специальный налоговый режим как институт налогового права представляет собой совокупность налогово-правовых норм, регулирующих особый порядок определения элементов налогообложения в целях создания благоприятных условий для определенной категории субъектов налоговых правоотношений.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, в том числе замену уплаты совокупности определенных налогов единым налогом. Сочетание юридических (правовых) средств, предусматривающих особый порядок определения элементов налогообложения специальных налоговых режимов, направлен, прежде всего, на упрощение налогового учета хозяйствующих субъектов, выражающегося в замене уплаты совокупности определенных налогов и сборов, как правило, составляющих основную налоговую нагрузку, уплатой единого налога. Способы определения налоговой базы единого налога могут быть различны. Одним из способов определения налоговой базы является прямой способ, основанный на определении показателей исходя из данных налогового учета (например, упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей). Другой способ - условный - позволяет определить налоговую базу по внешним признакам налогоспособности (например, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности).

В Российской Федерации представлен и используется в той или иной степени практически весь арсенал специальных методов регулирования, известный мировой практике. Российские специальные налоговые режимы - это:

- ЕНВД (Единый налог на вмененный доход , может сосуществовать с ОСН, УСН, ЕСХН): на этом режиме обязаны находиться предприятия, ведущие розничную торговлю, за исключением торговли в торговых залах свыше 150 кв. м., или оказывающие бытовые услуги населению, некоторые другие виды деятельности, т.е., в основном, предприятия, непосредственно работающие с физическими лицами. Ведутся книга доходов и расходов, кассовые документы.

- УСН (Упрощенная система налогообложения , не может быть одновременно с ОСН, т.е. либо ОСН, либо УСН): на этом режиме могут быть - по желанию - малые предприятия с оборотами менее 60 млн. рублей в год. Ведутся книга доходов и расходов, кассовые документы; бухучет ведется на сокращённом (рабочем) плане счетов.

- ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог , не может быть одновременно с ОСН, т.е. либо ОСН, либо ЕСХН): на этом режиме могут быть - по желанию - предприятия, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Ведутся книга доходов и расходов, кассовые документы, при этом бухучет ведется на сокращённом (рабочем) плане счетов.

ОСН может сосуществовать одновременно с ЕНВД, если предприятие также ведет деятельность, подпадающую под ЕНВД. В этом случае на предприятии должен вестись раздельный учет затрат (расходов), относящихся к ЕНВД и ОСН. Если затраты невозможно отнести сразу на один из видов деятельности - например, зарплату и налоги на руководителя предприятия и бухгалтерию, - то они делятся пропорционально доходу от различных видов деятельности. Затраты на деятельность, попадающую под ЕНВД, нельзя зачесть в затраты по иным видам деятельности.

Также возможно сочетание УСН и ЕНВД при раздельном учёте видов деятельности (УСН устанавливается по категориям налогоплательщиков, а ЕНВД - по видам деятельности, в обоих случаях - на основании формальных признаков).

ОСН не может применяться одновременно с УСН, ЕСХН и соглашением о разделе продукции.

В программе мер по налоговой политике до 2020 г. говорится о существовании основной развилки налоговой политики, которая заключается якобы в том, чтобы либо сохранить существующую структуру налоговой системы, совершенствуя ее, либо произвести ее структурную перестройку. Данную развилку следует понимать (хотя об этом прямо не говорится в анализируемом документе) как выбор между эволюционным и "точечным" совершенствованием тех или иных элементов налоговой системы - в первом случае, и кардинальном видоизменении целого ряда элементов налоговой системы - во втором. Подобная структурная перестройка налоговой системы в этом документе получила название налогового маневра. Далее тезис о необходимости реализации налогового маневра появился в "Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Несложно заметить, что в "налоговый маневр" составители этих документов вкладывают различный смысл, за исключением, пожалуй, тезиса о необходимости оптимизации налоговых льгот.

Таблица 1.

Практическое содержание тезиса о необходимости реализации налогового маневра

В "Стратегии-2020"

В "Основных направлениях. 2014 и 2015 гг. "

Отмена экспортной пошлины на нефть с параллельным повышением ставок налога на добычу полезных ископаемых.

Снижение налоговой нагрузки на труд и капитал.

Переход к прогрессивному обложению всех сырьевых отраслей по мировым иенам на сырье.

Повышение налоговой нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость.

Усиление прогрессивности обложения доходов и имущества.

Повышение налоговой нагрузки на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов.

Усиление экономической направленности налоговой системы.

Переход к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

Оптимизация налоговых льгот.

Оптимизация налоговых льгот.

Подобные разночтения в столь важных документах (и не только в них, но и в других концептуальных разработках возникают оттого, что в них изначально не поставлен ряд принципиальных вопросов и соответственно не даны ответы на них. В числе таких вопросов следующие:

- является ли удовлетворительной существующая налоговая система?

- есть ли экономический смысл совершенствовать именно эту систему, либо это пустая трата ресурсов?

- необходимо ли начинать моделировать принципиально новую систему?

Существующая налоговая система адаптирована к структуре российской экономики и вполне удовлетворительно выполняет свою фискальную функцию. Специалисты Минфина России делают обоснованные выводы относительно налоговой нагрузки в российской экономике.

1. Уровень налоговой нагрузки в РФ без учета ее конъюнктурной составляющей значительно ниже, чем в странах ОЭСР, и соответствует теоретическому значению налоговой нагрузки, определенному по результатам международных сопоставлений и факторного анализа.

2. После проведенной налоговой реформы в 2002 - 2004 гг. уровень налоговой нагрузки для всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, снизился. Однако в 2007 - 2008 гг. рост налоговой базы по налогу на прибыль организаций и налогам на фонд оплаты труда (действовавшему тогда ЕСН и НДФЛ), обусловленный улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, стал причиной увеличения налоговой нагрузки в большинстве отраслей экономики.

3. Налоговая система обладает достаточно высокой степенью нейтральности, поскольку различие уровня налоговой нагрузки в различных отраслях экономики практически не оказывает влияния на соотношение доходности в указанных отраслях, рассчитанной до уплаты налогов и после уплаты налогов. Этот вывод, в частности, подтверждается тем, что при достаточно высоком (как на фоне иностранных компаний, так и других отраслей экономики РФ) уровне налоговой нагрузки в нефтедобывающем секторе доходность после уплаты налогов у российских нефтяных компаний сопоставима либо даже выше аналогичных показателей для иностранных компаний.

Налоговая система демонстрирует повышательный тренд налогового бремени в период устойчивого экономического роста и понижательный тренд - в период экономического спада (кризиса). Более того, в период прошедшей волны кризиса впервые за последние годы налоговая нагрузка существенно снизилась, в итоге образовался даже дефицит бюджета.

Следует отметить, что данная политика формулировалась Дж. Кейнсом не с позиций текущих выгод для бюджета, а именно с позиций наибольшего эффекта для экономики с последующим достижением выгод (отсроченным эффектом) для государства. Такая политика предполагает автоматическое изменение налоговых поступлений и величины государственных расходов при изменении экономической конъюнктуры, закладываемое изначально правительством для регулирования совокупного спроса, уровня занятости и предотвращения резких колебаний этой конъюнктуры. Предназначение недискреционной политики как раз и состоит в том, чтобы антицикличное регулирование осуществлялось по принципу некого "автоматического (встроенного)" стабилизатора, приводимого в действие автоматически при изменении экономической ситуации без дополнительных регулирующих вмешательств правительства. Иными словами, налоговая система со встроенной стабильностью должна быть сконструирована таким образом, чтобы автоматически в период благоприятной экономической конъюнктуры собирать большее количество налоговых доходов и сберегать их, а в период неблагоприятной экономической конъюнктуры собирать меньшее количество налоговых доходов (бюджет же должен расходовать в это время "сбереженные" ранее налоговые доходы). Но ведь именно так в целом российская налоговая система и функционирует сейчас.

Также наблюдается заметное улучшение налогового администрирования. Об этом достаточно много говорится сейчас, в т. ч. и в плане изменения имиджа (ФНС сейчас позиционирует себя именно как сервисная служба), и в разрезе отказа от фронтального выездного контроля (новой концепции планирования выездных проверок) 10. На роль количественного, причем интегрального, показателя качества налогового администрирования может претендовать показатель "налоговых ножниц".

" Нал оговые ножницы " - это показатель, напрямую свидетельствующий об уровне налоговой дисциплины, эффективности функционирования системы налогового администрирования, состояния экономики. Но главное, что разбег этих "ножниц" является индикатором приемлемости или неприемлемости существующего уровня налогового бремени, а по сути, установленной государством цены совокупных общественных благ. Исчисляется он как разность между номинальными (отражающими начисленные суммы обязательных платежей) и реальными (фактически уплаченными суммами этих платежей) показателями налогового бремени.

Отметим также основные противоречия современной налоговой системы РФ.

Первая ключевая проблема - снижение фискальной эффективности НДС. Вот уже несколько лет очень активно обсуждаются несколько сторон этой проблемы: во-первых, какой косвенный налог более эффективен и предпочтителен для страны в будущем - НДС и (или) налог с продаж, какой из них или их сочетания сможет создать большие стимулы для экономического развития; во-вторых, если сохранять НДС, то каковы должны быть ставки этого налога; в-третьих, как следует реформировать НДС, чтобы избежать масштабных злоупотреблений с незаконным возмещением НДС? Угасшая было дискуссия о снижении ставки НДС до 12-14% в докризисный период приобрела в посткризисный период принципиально иной разворот. Сейчас более активно обсуждается идея перехода к единой повышенной ставке НДС на уровне 20%. В частности, такое предложение было сформулировано в рамках Стратегии-2020. Параллельно с этим для повышения фискальной эффективности НДС обсуждается вопрос о существенном сокращении перечня освобождений. Значительно более сложной видится проблема масштабного незаконного возмещения НДС. На данный момент основные обсуждаемые пути повышения фискальной эффективности НДС следующие:

- отмена возмещения НДС из бюджета;

- изменение методологии расчета налоговой базы по НДС;

- введение механизма электронных счетов-фактур;

- введение системы регистрации плательщиков НДС;

- введение специальных НДС-счетов.

У каждого решения данной проблемы имеются свои достоинства и недостатки. Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний день не существует сколько-нибудь очевидного унифицированного способа решения этой проблемы. Следует также отметить, что аналогичная ситуация (с ростом незаконного возмещения НДС и отсутствия высокоэффективных способов ее решения) в той или иной мере характерна для всех стран, использующих данный налог. При этом ни одна страна еще не заявила об отказе от использования данного налога. Отсюда следует очевидный вывод, что даже радикально изменив всю налоговую систему, не факт, что проблемы НДС будут полностью решены.

Вторая ключевая проблема - отсутствие в налоговой системе прогрессивности. В итоге, экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое до и после уплаты налогов, не сокращается - как это должно быть в прогрессивной системе, а остается в целом неизменным, что характерно для нейтральной налоговой системы. Апробированные и признанные пути решения данной проблемы давно известны мировой практике - это внедрение прогрессивности в налогообложение доходов и имущества.

Что касается внедрения прогрессии в налогообложение имущества, то этот процесс идет. В налогообложении транспорта прогрессия уже внедрена, а в обложение имущества идет многолетняя подготовка к внедрению нового интегрального налога на недвижимость.

Внедрение прогрессии в налогообложение доходов является достаточно сложным вопросом. Сложным не столько технически (эффективно администрировать прогрессивный НДФЛ налоговые органы сейчас в состоянии - в этом нет сомнения), сколько психологически. Общество уже не солидарно в вопросе к возврату прогрессии - лишь около 38% опрашиваемых выступают за прогрессивную ставку НДФЛ. Большее единодушие наблюдается в вопросе введения предметов роскоши, способного вне зависимости от изменения существующей модели НДФЛ привнести прогрессивность в обложение сверхдоходов и дорогого имущества. В любом случае, существующая система позволяет указанными локальными изменениями обеспечить прогрессивность налогообложения доходов и имущества, было бы на то желание правящей политической элиты.

Третья ключевая проблема - структурная несбалансированность налоговой системы. Как уже упоминалось ранее, фискально перегруженным элементом в нашей системе является труд по сравнению с обложением потребления и прибыли. И эту проблему, без сомнения, необходимо решать, но решать ее надо не радикальным способом, а в рамках среднесрочной корректировки отдельных налогов системы. Уменьшения налоговой нагрузки на труд необходимо добиваться за счет снижения обязательных взносов. Одним из рецептов такого решения могло бы явиться снижение взносов с 34 до 20% и трансформация данной части взносов в налог (практически - преемник ЕСН), уплачиваемый работодателем и не имеющий при этом никакой регрессии. Уплату персонифицированно-накопительной части пенсии следовало бы возложить непосредственно на самих работников, при этом ставка такого взноса не должна быть более 6% от доходов работника. Дефицит солидарной пенсии можно было бы компенсировать за счет ресурсных налогов (НДПИ).

Налоговая нагрузка на прибыль представляется оптимальной. Что касается вопроса повышения налоговой нагрузки на потребление, то здесь очевидным направлением является форсированное повышение акцизов на вредные для здоровья продукты (алкоголь, табак), существенное расширение облагаемого акцизами перечня за счет включения в него разных вредных для здоровья продуктов, в т. ч. различных газировок, протеинового питания, продуктов быстрого питания.

Все это возможно сделать (а отдельные элементы уже делаются, либо запланированы к реализации) в рамках существующей налоговой системы.

4 . Состав, структура и принципы организации деятельности налоговых органов в России

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба , включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику. Структура налоговых органов представлена на схеме.

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

- за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;

- за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;

- за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

- за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;

- за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

1) государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

2) представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций . В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

1) для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;

2) для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;

3) для проведения налоговых проверок.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

1) осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;

2) обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

- инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;

- инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

Повышение эффективности налогового регулирования строится, прежде всего, вокруг основной функции - налогового администрирования.

Понятие "налоговое администрирование " органически связано с государственным управлением (государственным администрированием), которое в отличие от других видов управления регулирует социально-экономические отношения в обществе на основе различного рода нормативных актов.

В деятельности налоговых органов практически реализуются функции государственного управления, а налоговое администрирование является разновидностью государственного администрирования, реализуемого в определенной сфере - в области налогообложения.

Говоря о налоговом администрировании как об особом виде государственного управления (администрирования), следует включать в него как государственное управление в области налогообложения (внешнее государственное управление), так и непосредственное оперативное управление системой налоговых органов, т.е. внутреннее государственное управление. С этой целью органы государства наделены специальными властными полномочиями по руководству, которые обеспечивают внутреннюю жизнедеятельность ведомства.

Управление налоговыми органами - это практическая деятельность, направленная на формирование системы государственного управления в области налогообложения и на организацию обеспечения деятельности уполномоченного органа в области налогообложения, позволяющая создать государственный механизм контроля за своевременной и полной уплатой налогоплательщиками обязательных платежей (налогов и сборов) в бюджетную систему.

Управление налоговыми органами заключается в образовании системы налоговых органов, установлении их правового положения, организации прохождения государственной службы в этих органах, совершенствовании структуры управления, его форм и методов.

Под налоговым администрированием понимают систему управления государством налоговыми отношениями, включающими осуществление налогового контроля и работу с налоговой задолженностью, предоставление информационных услуг налогоплательщикам, а также привлечение к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц, рассмотрение жалоб на акты налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц и непосредственное управление системой налоговых органов.

Администрирование может быть организовано по одному из двух типов организационных систем: по функциональному типу или по типу специализации по видам налогов.

При функциональном типе организации работы налоговых органов выделяются нормативные функции , которые осуществляются на федеральном (национальном) уровне (участие в разработке нормативных актов, налоговое прогнозирование, учет и анализ налоговых поступлений), и оперативные функции , к которым относятся функции, непосредственно связанные с налогоплательщиками (проведение налогового контроля, взаимодействие с налогоплательщиками).

Помимо общих функций налогового администрирования, как одного из видов государственного администрирования, выделяются специальные функции, определяемые особой природой налогообложения. Специальные функции налогового администрирования предлагается классифицировать на нормативные и оперативные, а также на основные (правовая функция, учет и регистрация налогоплательщиков, текущий налоговый контроль и налоговые проверки) и вспомогательные (функции информирования налогоплательщиков, кадровая, внутреннего информационного обеспечения, обеспечения деятельности налоговой администрации).

Заключение

Изучение развития налогообложения в России и за рубежом позволяет утверждать, что во многих странах органы налогового администрирования были созданы в ответ на проблемы, которые возникали в результате развития налоговых систем: вначале введение, а затем значительное совершенствование подоходных налогов и налогов с капитала, развитие системы косвенного налогообложения, налоговых льгот, схем уклонения от уплаты налогов, необходимость предоставления информационных услуг для налогоплательщиков и т.д.

Список использованной литературы

1. "Налоги и налогообложение". Мамрукова О.И. Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2007.

2. "Налоги и налогообложение". Алиев Б.Х. Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2005.

3. "Налоги и налоговая система РФ". Пансков В.Г. Учебник - М.: Финансы и статистика, 2006.

4. "Налоги и налогообложение". Окунев Л.П. Учебное пособие - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.

5. "Основы налоговой системы". Черник Д.Г. Учебное пособие - 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: ЮНИТИ-2007.

6. "Налоговая система России: общее и особенное". Лыкова Л.Н. - М.: Наука, 2006.

7. "Налоги и налогообложение". Перов А.В. Учебное пособие - М.: Юрайт-Издат, 2007.

8. "Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2". М.: Проспект, 2012

9. "Теория и история налогообложения". Майбуров И.А. Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

10. Статья "Об изменениях в системе планирования выездных налоговых проверок". Налоговая политика и практика. Новоселов К.В. 2010. №11.

11. Статья "Возможные пути решения проблемы незаконного возмещения НДС". Финансы. Пансков В.Г. 2011. № 8.

12. Статья "Нужна ли отмена НДС в России?". Вопросы экономики. Трунин И., 2008. № 9.

13. "Финансовый механизм социально-экономического развития государства в условиях экономической нестабильности". Данилов А.Д. Монография. - Киев: ДКС центр, 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экономическая сущность налогов и принципы налогообложения. Классификация налогов, входящих в налоговую систему по различным критериям. Характеристика регулирующих налогов. Совершенствование налоговой системы РФ. Источники налоговых платежей (взносов).

    контрольная работа , добавлен 24.03.2015

    Общая характеристика, система и принципы организации налоговой системы. Характеристика налоговых актов, образующих налоговую систему, порядок принятия и введения в действие налоговых законов. Перечень взимаемых налогов, упрощенное налогообложение.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2011

    Элементы, функции, классификация налогов. Система налогов Российской Федерации. Налоги, взимаемые на территории России. Общие сведения об основных видах налогов. Возможности минимизации налоговых платежей. Тарифы страховых взносов.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2006

    Сущность налога и налоговой системы. Виды налогов. Особенности налоговой системы Российской Федерации. Способы взимания налогов. Функции налогов. Налоги на доходы и имущество. Налоги на товары и услуги. Классификация налогов по целям использования.

    реферат , добавлен 05.08.2008

    Цели и направления реформирования налоговой системы. Совершенствование видов налогов и сборов, специальных налоговых режимов, формирующих систему налогов и сборов. Обеспечении приоритетности формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

    реферат , добавлен 05.02.2013

    Налоговая система государства: совокупность налогов, сборов, пошлин, взимаемых в установленном порядке. Экономическая сущность и эволюция налогов и налоговой системы. Функции и принципы системы налогообложения. Система налоговых органов Украины.

    курс лекций , добавлен 08.12.2010

    Социально-экономическое содержание налоговой системы. Природа, сущность и функции налогов, становление и развитие налоговой системы. Система налогов Российской Федерации, особенности прямых и косвенных налогов, противоречия действующей налоговой системы.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2009

    Понятие налогов, их виды. Налоговая система и налоговая политика государства. Классификация налогов по методу взимания, по характеру налоговых ставок, по объектам поступления. Распределительная, регулирующая, фискальная и стимулирующая функции налогов.

    презентация , добавлен 01.06.2015

    Проблема классификации налогов. Структура и целевая функция налоговой системы. Характеристика налоговой системы Российской Федерации на современном этапе, меры по ее совершенствованию. Динамика поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2017

    Понятие, основные признаки и функции налогов. Налоговая система и налоговая политика Российской Федерации. Анализ методов построения и нормативного закрепления налогов и сборов, налогового администрирования. Основные направления налоговой политики.

Налоговая система призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

С 1 января 1992 г. в стране начала действовать налоговая система, общие принципы построения которой определяет НК РФ. НК РФ устанавливает перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определяет права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Сущность налоговой системы РФ сформулирована в ст. 6 НК РФ: "Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства".

Налоги в России, в соответствии с НК РФ, разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия:

  • 1) федеральные;
  • 2) региональные;
  • 3) местные.

Подобная трехуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство.

Федеральные налоги

Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются па всей территории страны.

К федеральным налогам относятся:

  • o налог на прибыль;
  • o акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • o налог на добавленную стоимость;
  • o государственная пошлина;
  • o налог на доходы физических лиц;
  • o налог на добычу полезных ископаемых;
  • o водный налог;
  • o сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Региональные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории России. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не установлено законодательными актами РФ

К региональным налогам относятся:

  • o налог на имущество организаций;
  • o транспортный налог;
  • o налог на игорный бизнес.

Местные налоги

Конкретный механизм взимания местных налогов устанавливается органами представительной власти муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

  • o земельный налог;
  • o налог на имущество физических лиц.

По итогам 2010 г. среди налоговых доходов федерального бюджета (100%) первое место по доходам занимает налог на добычу полезных ископаемых - 43%, второе место принадлежит НДС - 41%, третье место у налога па прибыль - 8%, четвертое место занимают акцизы - 4%, а на долю остальных налогов приходятся оставшиеся 4%.

В налоговых доходах консолидированного бюджета в 2010 г. лидерами являются налог на прибыль (23%) и НДФЛ (23%), на втором месте налоги за пользование природными ресурсами (19%), на третьем месте НДС (18%), па четвертом - имущественные налоги (8%), па пятом - акцизы (6%), а на долю остальных налогов приходится 3%.

К организационным принципам действующей российской налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляются ее построение и структурное взаимодействие. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обусловливают основные направления ее развития и управления

Данные принципы закреплены преимущественно в Конституции РФ и НК РФ.

В настоящее время налоговой системе России соответствуют следующие организационные принципы:

  • 1) единства;
  • 2) подвижности (пластичности); 3)стабильности;
  • 4) множественности налогов;
  • 5) исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Принцип единства налоговой системы. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции РФ, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Принцип подвижности (пластичности) гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.

Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке.

Принцип множественности налогов включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает следующее положение: налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

Принцип исчерпывающего перечня налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Существующая налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки, некоторые из которых мы рассмотрим подробнее.

Форма обложения. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обложения). В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.

Субъект-налогоплательщик. По данному признаку определяются:

  • - налоги с физических лиц (налог на имущество физических лиц, налог на доходы физических лиц);
  • - налоги с организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы);
  • - смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (государственная пошлина, земельный налог, транспортный налог).

Порядок введения налога. По данному признаку можно выделить общеобязательные налоги (все федеральные налоги), а также налог па имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог.

Уровень бюджета. В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить:

  • - на закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, которые поступают в федеральный, региональный и местный бюджет, а также во внебюджетные фонды;
  • - регулирующие налоги, поступающие одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действует несколько таких налогов, например налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в бюджет субъекта РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов РФ.

Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.

Субъект налога, или налогоплательщик, - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.

Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из названия объекта, например: земельный налог, транспортный налог.

Источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.

Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налог)" - это денежная единица страны, по земельному налогу - гектар, акр).

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.

Способы взимания налога. В налоговой практике существует три способа взимания налогов:

  • 1) кадастровый;
  • 2) изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника);
  • 3) изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации).

Первый способ предполагает использование кадастра. Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др.

Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налогообложения. Таким путем взимается, например, подоходный налог с заработной платы.

Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.

Случайные статьи

Вверх