Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Налоги и их сущность
Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней сорганизацийифизических лицв целях финансового обеспечения деятельностигосударстваи (или)муниципальных образований . Налоги следует отличать от сборов(пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Духовные лица освобождаются от уплаты налогов.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством(см.налоговое право) . Совокупность установленных налогов, а также принципов,формиметодових установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуютналоговую системугосударства [ источник не указан 369 дней ] .
Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций [
Налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовало много видов поступлений в казну: дань с побежденных; контрибуции; домены - государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии - промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и экономики.
Все налоги подразделяются на несколько видов:
В общем, налоги делятся на прямые , то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные , то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления . Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог,налог на прибыльи подобные . К косвенным налогам относятся налог с продаж,налог на добавленную стоимостьи другие .
Ко́свенный нало́г - налогна товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки кценеилитарифу, в отличие отпрямых налогов, определяемыхдоходомналогоплательщика.
Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель - плательщиком косвенного налога.
В Российской Федерации эти налоги преобладают. [ источник не указан 385 дней ]
]Основные виды косвенных налогов
Акциз- вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие оттаможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённыеуслуги.
Налог на добавленную стоимость- вид косвенного налога; форма изъятия вбюджетчастидобавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Таможенная пошлина- вид косвенного налога в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета.
Экологический налог- вид косвенного налога, связанный сохраной окружающей среды.
Прямо́й нало́г - налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имуществаналогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик - получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.
Прямые налоги делятся на реальныеиличныеналоги.
К числу прямых налогов относятся: подоходный налог,налог на прибыль предприятий(корпораций, организаций и т. п.);налог с наследства и дарения,имущественный налог,налог на добычу полезных ископаемыхи т. п. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь: налогоплательщик сразу чувствует налоговый гнет. Отличительная особенность данного налога - относительно сложный расчет его суммы. Прямые налоги - налог на прибыль; налог на имущество; налог на доходы физического лица. Налог на прибыль - налогом облагается прибыль, полученная налогоплательщиком. Налог на имущество организаций - облагается налогом движимое, недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС.
Объектом прямого налога являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т.п.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и т.п.) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком налога.
Налоговая грамотность населения и налоговая этика на сегодняшний день являются одной из проблем фискальной политики государства. Многие граждане, не вникая в сущность функционирования страны, не понимают необходимости уплаты налогов и зачем они вообще нужны.
Государство представляет собой особенный институт, призванный обеспечить справедливое сосуществование различных общественных групп, и требует для своего функционирования существенных затрат. Обеспечить затратную сторону механизма управления и призваны налоги.
Они нужны для осуществления следующих функций:
Они подразделяются на следующие виды: прямого действия и косвенного .
Этот вид обложения производится целенаправленно с , а также других сумм. К объектам налогообложения относят и в виде , ценных бумаг, сооружений.
Перечисление производится непосредственно в державную казну.
К таковым относятся налоги на проданные услуги, товары:
Расчетная величина включается в стоимость продаваемого продукта, получается продавцом во время покупки, а затем выплачивается государству. То есть, данный налог оплачивается конечным потребителем, но выплачивается продавцом.
Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:
Они разделяются по характеру и назначению:
Кроме той особенности, что плательщиками являются покупатели товаров, для них характерна хорошая собираемость, поскольку они входят в стоимость продукции и уклонение от них невозможно.
Вместе с тем, переложить их на покупателя не всегда возможно. Повышение сбора или акциза автоматически снижает уровень спроса на продукцию, способствуя образованию залежавшегося товара и неликвидов. Во избежание затоваривания предприниматель вынужден снижать цену, производя уплату за счет собственной прибыли. Следовательно, налог из непрямого в какой-то степени превращается в прямой.
Еще не так давно косвенные налоги рассматривались только как явление отрицательное. Однако характеризовать их только в качестве финансовой нагрузки на население не имеет смысла, поскольку таковыми являются любые сборы. Можно говорить только о разумности их использования с точки зрения влияния на социальное положение граждан, их способность выполнять функцию наполнения бюджета.
Преимущество данных налогов связано с их значением в образовании бюджета. Однако они могут стать эффективным рычагом управления экономикой с целью достичь определенных финансовых результатов.
Это связано со следующими их особенностями:
Оценка влияния различных видов налогообложения в России весьма существенна не просто для понимания развития экономики, но также и для оценки возможного применения мирового опыта. Естественно, что это должно быть не огульное применение привлекательной на вид системы, а с учетом национальных особенностей хозяйства, менталитета населения, обычаев потребления. Необходимо учитывать действующую структуру национальной фискальной системы.
Для разработки эффективной и гибкой системы налогообложения нужно определить эффективное взаимодействие прямых и непрямых налогов, а конкретно – эффективный вклад каждого вида.
Налоговое воздействие на бизнес и на население страны должно быть комфортным как для граждан, так и для государства.
Сегодня мировая практика выделяет четыре основные системы по соотношению прямых и непрямых налогов:
Налоговая система в РФ ближе к латиноамериканской модели с элементами евроконтинентальной. Налоговые поступления от бизнеса составляют порядка 70%.
По-видимому, такое бремя тяжело для предпринимателей, но сместить часть нагрузки на рядовых налогоплательщиков вряд ли представляется возможным в настоящее время ввиду невысокой покупательной способности граждан. Основной причиной следует считать низкую эффективность общественного производства.
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Формирование эффективной налоговой системы для России -экономическая проблема общегосударственного значения.
Налоговая система - важный элемент экономики государства - служит также мощным стимулирующим или, наоборот, угнетающим фактором деятельности любого экономического субъекта.
Налог это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения и размер суммы взноса устанавливается законодательством. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль.
Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при том именно косвенные налоги формируют большую часть российского налогового бюджета, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и направлениям его совершенствования.
Целью настоящей работы является исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики РФ.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
Рассмотреть ставки и порядок исчисления косвенных налогов;
Обоснование оптимизации косвенного налогообложения.
Теоретической и методической основой послужили постановления правительства РФ, Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, труды российских и зарубежных ученых по проблемам косвенного налогообложения.
1. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ.
Косвенные налоги - это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. Они не связаны с доходом или имуществом непосредственного плательщика - потребителя продукции - или услуги, и уклониться от него невозможно, так как практически весь объем продукции (услуг) широкого потребления содержит в себе косвенные налоги. Закон возлагает юридическую обязанность внесения этого налога в казну на предприятие после реализации продукции (услуг). К косвенным налогам относятся, например, налог на добавленную стоимость и налог с продаж;акцизы; таможенные пошлины и платежи и т. д.
Виды косвенных налогов представлены на рис.1.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
С помощью косвенных налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
2. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА НДС.
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг, и определяемый как разница между выручкой от реализации и стоимостью материальных затрат отнесенных на издержки производства.
В России НДС был введен в 1992г., взамен налога с оборота и налога с продаж в период экономического кризиса и по самой высокой ставке в размере 28%, что еще больше усилило инфляционные тенденции.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
Организации;
Индивидуальные предприниматели;
Лица, ввозящие товары на таможенную территорию РФ.
Постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно в течение 15 дней с момента их государственной регистрации на основании данных и сведений, сообщаемых налоговым органам органами, осуществляющими государственную регистрацию организаций, органами, осуществляющими государственную регистрацию физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные аналогичные документы частным детективам и частным охранникам, а также на основании данных, предоставляемых налогоплательщиками.
Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты налога, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 2 млн. рублей. Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, должны представить соответствующее письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные заявление и сведения представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Существует множество признаков, по которым можно классифицировать налоговые платежи. Один из основных критериев – это разделение на прямые и косвенные налоги. Что же такое прямой, и что такое косвенный налог? Определение главного отличия прямых налогов от косвенных – в возможности или невозможности «переложить» налоговое бремя на конечного потребителя.
Прямые налоги можно разделить на 2 группы – налоги с дохода и с имущества. Эти обязательные платежи оплачивает сам налогоплательщик – получатель дохода или собственник имущества. С точки зрения классической теории основное, чем отличаются прямые налоги от косвенных – это невозможность перераспределить налоговую нагрузку на других экономических субъектов.
Однако не для всех платежей это отличие прямого налога от косвенного соответствует традиционным представлениям
К налогам с дохода относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль предприятий. Данные платежи действительно практически невозможно переложить на иных лиц.
Что же касается «имущественной» группы прямых налогов, то здесь ситуация несколько иная. Владелец объекта недвижимости, земельного участка или транспортного средства может сдать его в аренду. Тем самым, затраты по налогам на владение указанными объектами фактически будет нести не собственник имущества, а арендатор.
Следовательно, эта группа прямых налогов в определенной степени обладает свойствами косвенных.
Косвенные налоги взимаются таким образом, что налогоплательщик имеет возможность компенсировать затраты на их уплату за счет других лиц. Основным способом такого перераспределения является включение сумм налога в цену товара или услуги для конечного потребителя. Финансирование затрат на налоговые платежи за счет средств самого налогоплательщика для косвенного налога не характерно.
К косвенным налогам относятся следующие группы обязательных платежей.
1. Универсальные налоги. Практически при любой реализации товаров или услуг (за исключением отдельных льготных категорий) взимаются относящиеся к этой группе косвенные налоги. Примеры - НДС или налог с продаж.
2. Специальные налоги. В данном случае налог уплачивается только при реализации определенных категорий товаров (как правило - алкоголь, табачные изделия, предметы роскоши). Примером специальных косвенных налогов являются акцизы .
3. Государственные монополии. Экономические субъекты вносят платежи в бюджет за получение разрешений на занятие определенными видами деятельности (лицензирование) либо за совершение юридически значимых действий (госпошлина).
4. Косвенные налоги наряду с прочими включают и таможенные пошлины. Это особая группа обязательных платежей, которые уплачиваются только при перемещении товаров или услуг через границу государства.
Итак, мы рассмотрели группы, на которые делятся прямые и косвенные налоги. Перечень основных видов налогов в разрезе групп приведен в таблице.
Прямые и косвенные налоги
По сравнению с прямыми сбор косвенных налогов для государства представляется более простой задачей. В данном случае основным налогоплательщиком является бизнес, а налоговой базой – выручка от реализации или добавленная стоимость, т.е. показатели, которые несложно проконтролировать во время проверки.
Предприятие может некоторое время не получать прибыль или не иметь в собственности (арендовать) недвижимость, но добавленная стоимость генерируется практически всегда, если ведется хоть какая-нибудь деятельность. Физические лица могут не являться плательщиками НДФЛ (например, пенсионеры), но они любом случае опосредованно платят косвенные налоги, включенные в цену приобретаемых товаров.
Поэтому можно сказать, что, в отличие от прямых, косвенные налоги обязательны для уплаты всеми экономическими субъектами на территории государства.
Кроме того, т.к. эти налоги уплачиваются с оборота, то при наличии инфляции суммы налоговых платежей «автоматически» растут пропорционально росту цен.
Поэтому в государствах с относительно высоким уровнем инфляции и сложностями в налоговом администрировании (к которым относится и Россия) соотношение прямых и косвенных налогов, как правило, сдвигается в пользу последних.
Говоря о перераспределении налогового бремени на конечного потребителя товаров и услуг не следует забывать о том, что цены нельзя повышать до бесконечности. А до какой степени можно? Это зависит от показателя, называемого эластичностью спроса. Спрос тем более эластичен, чем сильнее он меняется при изменении какого-либо влияющего фактора (для нашего случая – чем сильнее снижается при росте цены).
Соответственно, чем менее эластичен спрос на определенную группу товаров, тем большую часть нагрузки по косвенным налогам производитель может переложить на потребителей своей продукции.
Не случайно самыми высокими косвенными налогами – акцизами облагается в первую очередь алкогольная и табачная продукция. Эластичность спроса на эти группы товаров очень низка (попросту говоря, их будут покупать практически по любым ценам), что и гарантирует поступления в бюджет по данному налогу.
В зависимости от возможности переложить нагрузку на конечного потребителя товаров или услуг налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги делятся на подоходные и имущественные, а косвенные – на универсальные, специальные, оплату государственных услуг и таможенные пошлины. Косвенные налоги проще администрировать, чем прямые, и их поступления растут пропорционально инфляции. Поэтому в структуре доходов бюджета РФ традиционно преобладают косвенные налоги.