Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Согласно статье 1 Бюджетного кодекса РФ /20, с. 144/, правоотношения, возникающие в ходе контроля за исполнением бюджетов относятся к бюджетным правоотношениям, и поэтому они регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, который устанавливает статус участников бюджетного процесса, а также правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Бюджетные учреждения являются участниками бюджетного процесса. Понятие бюджетного учреждения даётся в статье 161 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, которые не имеют статуса федерального казенного предприятия, также признаются бюджетными учреждениями.
Цель создания бюджетного учреждения - осуществление государством или органами местного самоуправления определённых функций (правоохранительных, оборонных, социальных и т.д.). Действительно, нельзя обеспечить обществу безопасность от внешних врагов, не имея хорошо вооружённую армию и соответствующие учреждения обороны.
Учитывая цель создания бюджетных учреждений, можно предположить, что основным источником финансирования их расходов является соответствующий бюджет. Так, если функции бюджетного учреждения носят государственный характер (полиция, пенсионное обеспечение и др.), то его деятельность целесообразно финансировать из средств федерального бюджета, а если деятельность бюджетной организации носит локальный (местный) характер, то её деятельность должна финансироваться из бюджета субъекта федерации или муниципального образования /19, с. 13/.
Как уже отмечалось, одним из элементов бюджетного процесса является контроль за его ходом. Бюджетный процесс в РФ имеет четыре стадии:
1) Составление проектов бюджета;
2) Рассмотрение и утверждение;
3) Исполнение бюджетов;
4) Отчёт об исполнении бюджетов, государственный и муниципальный финансовый контроль.
Финансовый контроль за деятельностью бюджетных учреждений затрагивает весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от их формирования и заканчивая получением финансовых результатов от применения этих ресурсов (общественная полезность применения бюджетных средств). Классификация финансового контроля представлена на рис. 1.1 /10, с. 63/.
Рис. 1.1.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:
Общегосударственный контроль проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Министерством финансов РФ, Министерством по налогам и сборам РФ и др.). Главная цель -- обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;
Ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;
Внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля -- хозяйственная и финансовая деятельность;
Общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;
Независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами /10, с. 66/.
По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Особенностью Российской финансовой системы является преобладание последующего финансового контроля, то есть, основные контрольные функции находят свою реализацию (в том числе относительно контроля за ходом бюджетного процесса) на стадии рассмотрения отчётов о проделанной работе.
Но, тем не менее, реформирование финансовой системы РФ ведёт к внедрению всех форм финансового контроля, применяемых в развитых странах. Так, в статье 265 Бюджетного кодекса РФ законодательно устанавливаются следующие формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами и представительными органами местного самоуправления:
Предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
Текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
Последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов /21, с. 126/.
Предварительный и текущий контроль осуществляют органы Федерального казначейства. Это самый современный вид контроля -- "бескровный", без наказаний и без применения каких-либо санкций. Он носит профилактический характер и направлен на предотвращение нарушений.
Допустим, получатель бюджетных средств приходит в казначейство, чтобы оно санкционировало какой-либо расход. Сотрудник видит, что в платежных документах, например, указан неправильный код бюджетной классификации или этот расход превышает лимиты бюджетных обязательств. Отказывая в проведении платежа, казначейство тем самым предотвращает нарушение бюджетного законодательства.
Если сказать кратко, именно в этом и заключается контроль со стороны казначейства.
Минфином России был издан приказ от 14 апреля 2000 г. № 42н "Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации". И хотя в результате административной реформы у Минфина России сейчас таких контрольных органов нет, данный приказ применяется органами государственного финансового контроля в практической деятельности /10, с. 73/.
Пункт 9 этой инструкции устанавливает, что сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы, ее руководитель определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема работ и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней. Если же контролер обнаружил серьезные нарушения, которые могут привести к увеличению срока проверки, он должен проинформировать свое руководство. В этом случае срок проверки может быть продлен.
Если контролер не предъявит документа о продлении срока проверки, то руководитель учреждения имеет право не допускать его к проверке, поскольку срок, отпущенный на нее, уже закончился.
В Бюджетном кодексе РФ есть статьи 158 и 269, которые возлагают на главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС) ответственность за целевое и эффективное использование средств подчиненными организациями и возлагают на него обязанность проводить у них ревизии (проверки).
Однако в этих статьях тоже нет сроков и порядка проведения проверок. Поэтому любое ведомство самостоятельно устанавливает, кого, как и с какой периодичностью проверять. В отсутствие закона каждое ведомство самостоятельно разрабатывает и утверждает регламенты проведения ревизий (проверок). Могут, например, взять за основу приказ Минфина России № 42н или приказ Федерального казначейства от 14 февраля 2005 г. № 22 и подготовить свою инструкцию.
Статьи 38 и 163 Бюджетного кодекса РФ требуют целевого, эффективного и адресного использования средств. Получается, что эффективное использование прямо продекларировано в Бюджетном кодексе РФ. Однако, к сожалению, нигде не дано правового определения данного понятия /19, с. 78/.
Из сложившейся практики можно сказать, что неэффективное использование средств -- это их использование без конкурсов, торгов или с нарушениями правил их проведения. Ведь конкурс предназначен для того, чтобы получатель бюджетных средств приобрел качественную услугу или товар (среди предложенных) за меньшую цену.
А за нарушение порядка проведения конкурсов установлена ответственность в виде блокировки расходов (ст. 301 Бюджетного кодекса РФ). Кроме этого на руководителей учреждений налагается административный штраф от 100 до 200 МРОТ. Если же были обнаружены признаки состава преступления, то предусмотрена и уголовная ответственность по статье 178 Уголовного кодекса РФ.
Вышестоящая организация -- это главный распорядитель бюджетных средств и их собственник. Она утверждает смету доходов и расходов нижестоящего учреждения и имеет право конкретизировать расходы, например, вплоть до того, что определить марку приобретаемого автомобиля.
Главный распорядитель имеет право в определенных случаях увеличивать или уменьшать лимиты бюджетных ассигнований. Это зависит от поставленных задач, которые в течение года могут меняться. Причем на основании пункта 2 статьи 296 Гражданского кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств, как их собственник, вправе изъять излишнее, не используемое либо используемое не по назначению имущество.
Рассмотрим, каким образом ведут себя ревизоры при проведении проверок бюджетных учреждений.
Ревизоры проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Схематично это выглядит так. На основании сличения и сопоставления документов проверяют, на какие цели получены средства и на какие цели они фактически были израсходованы. Одновременно проверяют состояние учета и отчетности учреждения. Если обнаружены какие-либо расхождения, то, например, может быть проведена инвентаризация. Способов и приемов очень много.
Однако контролер не имеет права допрашивать, опрашивать, давать оценку эффективности. Также контролер не может проводить замеры объемов выполненных строительных (ремонтных) работ. Также он не имеет права и сличать подписи. Это может делать только орган, уполномоченный осуществлять эту деятельность /22, с. 117/.
Если обнаружены подобные нарушения, контролер должен проинформировать свое руководство. И уже оно в свою очередь информирует соответствующие правоохранительные органы или поручает (если нужно) провести экспертную оценку соответствующему органу.
Точно так же должны поступать и ревизоры из вышестоящей организации, когда они проверяют подведомственное учреждение.
Рассмотрим наиболее типичные нарушения бюджетного законодательства, выявленные при проверках за 2008 год.
Самое типичное нарушение -- это нецелевое использование средств. В большинстве случаев это неправильное отнесение расходов по кодам бюджетной классификации. То есть средства, например, нужно было использовать по коду 340, а они были использованы на цели, предусмотренные по коду 310. Другой вариант нецелевого использования -- это изменение лимитов бюджетных обязательств без разрешения главного распорядителя.
Однако надо отметить, что нецелевое использование средств по линии федерального бюджета неуклонно уменьшается. Сейчас оно составляет примерно 3 процента от всех нарушений.
В то же время в нарушениях появилось такое понятие, как прочие нарушения финансово-бюджетной дисциплины. И надо сказать, что их доля растет. Это, например, недостачи, потери имущества. То есть бесхозяйственность: средства потрачены, а что-то сломали, потеряли, украли и т. д.
К таким нарушениям относится и неполное поступление платежей в бюджеты. Это недоплаты налога на доходы физических лиц, платы за землю, единого социального налога. Есть еще переплаты и недоплаты по заработной плате, неправильное применение северных и районных коэффициентов, неверные расчеты средней зарплаты при увольнении работников /10, с. 127/.
Еще одна группа нарушений -- это списание товарно-материальных ценностей с нарушением норм, а также ГСМ.
Оштрафовать за нецелевое использование бюджетных средств по статье 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях может орган, наделенный бюджетными полномочиями. Это написано в статье 284 Бюджетного кодекса РФ. Если проверку проводили контролеры из Росфиннадзора, то они имеют полное право вынести решение о привлечении к административной ответственности.
Главные распорядители бюджетных средств административный штраф налагать не вправе. Вместе с тем на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ любой руководитель вышестоящей организации имеет право применить меры дисциплинарного воздействия (замечание, выговор, увольнение) к руководителю подведомственного учреждения за нарушения финансового характера.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федерального, субъектов РФ и муниципального (местный уровень). Все три уровня имеют свои органы контроля, которые созданы для надзора за теми средствами, которые они вправе использовать, применять, определять.Поэтому если учреждение основную сумму средств получает из федерального бюджета и, например, получило 1 млн. руб. из областного бюджета, то КРУ губернатора (областное финуправление, контрольно-счетная палата законодательного собрания) вправе прийти и проверить использование именно этого миллиона. Ничего более они проверять не могут.
Если учреждение федерального уровня находится на территории области и не получило ни копейки из областного бюджета, то областная контрольно-счетная палата не имеет права вообще приходить к ним на проверку. Принцип проверки заключается в следующем: из какого бюджета получены деньги, те органы контроля и должны проверять их использование /18, с. 131/.
Бюджетное законодательство ничего не говорит о конкретных периодах проверок. Но в пункте 4 Указа Президента РФ № 1095 сказано, что они проводятся не реже одного раза в год. Это значит, что проверки проводятся каждый год, то есть реже их проводить нельзя, а чаще можно.
К сожалению, четких правовых понятий "предварительного, последующего и текущего контроля" в законодательстве нет. Контролеры считают, что отчетность можно проверить за квартал или за полгода. Но лимиты бюджетных обязательств утверждаются на год, и в течение года они могут изменяться.
Поэтому целесообразно проверять полностью завершенный финансовый год. Например, в 2010 году имеет смысл проверить финансовые и другие документы за 2009 год.
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности ", 2009, N6
ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ:
РАЗРАБАТЫВАЕМ, УТВЕРЖДАЕМ, ПРИМЕНЯЕМ
Как показывает практика, не все учреждения уделяют внимание всем этапам контроля, некоторые ограничиваются лишь вялотекущим и последующим контролем. В таком случае учреждению можно посоветовать другую методику внутреннего контроля, которая включает в основном последующий контроль уже совершенных операций.
Определяемся с внутренними плановыми
и внеплановыми проверками
Контроль посредством проведения проверок наиболее практикуется внешними ревизорами учреждения, что не мешает прибегать к таким методам при осуществлении внутреннего контроля. Как для плановых, так и для внеплановых проверок может понадобиться ревизионная комиссия, которая будет заниматься указанными мероприятиями контроля. Работники такой комиссии несут ответственность за обоснованность выводов по результатам проверки, составленный отчет и предложения руководству <3>.
<3> Помимо плановых и внеплановых, проверки могут делиться на тематические, обобщающие и комплексные в зависимости от специфики и сферы деятельности бюджетного учреждения.
Плановые проверки осуществляются с определенной периодичностью, поэтому их объекты и сроки проведения указываются в графике проверок. Он включает: объект проверки, период, срок проведения и ответственных исполнителей. Из перечисленных пунктов особое внимание следует уделить направлениям работы ревизионной комиссии. Учреждения самостоятельно выбирают объекты для проверки. Перечислим основные из них, которые чаще других фигурируют в положении о внутреннем контроле:
Соблюдение действующего законодательства и норм учетной политики;
Целевое использование бюджетных средств;
Правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
Полнота и правильность документального оформления операций;
Отражение в учете доходов и расходов по внебюджетным средствам ;
Сохранность финансовых и нефинансовых активов учреждения;
Достоверность отчетности бюджетного учреждения.
В программе внутренних проверок перечисленные вопросы могут быть разбиты на подвопросы по контролю конкретных подразделений, участков и хозяйственных операций.
При внеплановых внутренних проверках контролируются вопросы, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях, поэтому в положении о внутреннем контроле могут быть не указаны объекты внеплановой проверки. В то же время нужно перечислить по крайней мере основания проведения такой проверки (неустранение нарушений, выявленных в ходе планового контроля, получение сведений о несоблюдении законодательства).
Любая проверка, независимо от того, является она внутренней или внешней, заканчивается оформлением результатов. По результатам контроля руководитель может принять следующие решения: привлечение к ответственности, поощрение работников, иные решения в пределах его компетенции. На основании выводов, сделанных по результатам проверки, составляется отчет. В него включаются все объекты проверки, а также описание выявленных недостатков и нарушений. На основании отчета разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, назначаются сроки и ответственные лица.
Пара слов о важном для бухгалтера приложении
Положение о внутреннем контроле предназначено для всех работников учреждения. То же самое можно сказать об одном из неотъемлемых приложений - положении о внутреннем документообороте. Его соблюдают все сотрудники, на которых распространяется действие документа, но больше всех с ним работает бухгалтерия. Безусловно, положение о внутреннем контроле - более емкий документ по сравнению с положением о документообороте, но для бухгалтера большинство разделов относится именно к системе документооборота.
О том, что включает в себя система документооборота, сказано в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете <4>. В частности, в нее входят:
Первичные документы;
Учетные регистры, бухгалтерская и налоговая отчетность;
График документооборота;
Порядок хранения документов.
<4> Утверждено Минфином СССР 29.07.1983 N 105.
Все элементы являются важными, но, как показывает практика, недостаточно внимания уделяется графику документооборота. Он составляется для того, чтобы упорядочить движение документов в бюджетном учреждении и обеспечить своевременное получение бухгалтерской службой первичных документов, их учет и хранение. Следовательно, прежде всего в графике должны быть установлены сроки движения документов по основным этапам: создание (передача), проверка (обработка), хранение. График лучше оформить распоряжением руководителя как приложение к приказу об учетной политике. С ним следует ознакомить под расписку всех должностных лиц, ответственных за составление и представление тех или иных документов, в установленные сроки.
Подведем итоги
Несмотря на то что для бюджетных учреждений четких инструкций по составлению положения о внутреннем контроле нет, как видим, этот документ не настолько сложен, чтобы у бухгалтера не хватило навыков его составить. Главное - выделить основные разделы и прописать все то, что необходимо для достижения поставленной цели.
С. Булаев
Эксперт журнала
"Бюджетные учреждения:
ревизии и проверки
финансово-хозяйственной
деятельности"
Подписано в печать
Внутренний финансовый контроль (ВФК) в учреждении поможет эффективно использовать бюджетные деньги, трудовые и материальные ресурсы. Задача ВФК– обнаружить ошибки, исправить и не допустить их в дальнейшем. В статье найдете готовые образцы Положения, карты и журнала внутреннего финансового контроля.
В силу п. 1 стат. 19 Закона № 402-ФЗ и п. 6 Инструкции № 157н все учреждения обязаны организовывать проверку своей деятельности. Такая процедура позволяет эффективно использовать средства бюджета, обеспечить высокое качество учета, а также достоверность отчетности. Рассмотрим, что включает внутренний государственный финансовый контроль, по каким правилам или стандартам проводится.
Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении направлен на достижение организацией своих целей, предотвращение отклонений от установленного порядка, обеспечение корректности учета, отчетности. Особенно актуально данное мероприятие для учреждений со сложной организационной структурой, включающей филиалы или подразделения.
Про последние изменения в порядке контроля читайте в статье журнала
Система проверки должна охватывать все операции, сделки и события, которые могут влиять на результат деятельности или перемещение денег. При разработке плана ревизионных мероприятий для собственного применения можно использовать федеральные стандарты для аудиторской деятельности. В процессе выбора конкретных действия нужно учитывать требования в области финансов:
Это обусловлено тем, что все учредители (РБС и ГРБС) обязаны проверять свои подчиненные структуры. Параллельно учреждения подвержены ревизии со стороны государства или местных органов власти. Основной целью мероприятий является проверка:
При разработке системы ВФК нужно учитывать требования следующих нормативно-правовых актов:
Положение о внутреннем финансовом контроле составляется для утверждения порядка осуществления внутреннего финансового контроля. Допускается оформление этого регламента в виде отдельного раздела учетной политики учреждения. Предварительно, нужно определить, кто именно будет проводить процедуру. Вариант зависит от объема и срочности работ, общего положения дел в учреждении, организационной структуры:
Порядок ВФК должен включать следующие основные нюансы проверки:
Учреждение может добавить в положение любые сведения, включая план внутреннего финансового контроля ведения учета в соответствии с нормативными требованиями. Главное – согласовать текст положения с ГРБС.
Смотрите и скачайте образец положения:
При подготовке к осуществлению ВФК необходимо разработать карту внутреннего финансового контроля. Здесь приводятся сведения о должностном работнике, ответственном за соблюдение сроков, периодичность операций. Дополнительно указываются способы и методы проверок и т.д. В карте требуется привести все виды операций, за выполнение которых отвечает отдельное подразделение.
Документ формируется до начала очередного года. Корректировки вносятся в следующих ситуациях:
Отчет о результатах внутреннего финансового контроля предназначен для фиксации информации о выявленных нарушениях и недостатках, данных об источниках рисков неисполнения бюджета, рекомендаций по исправлению. По итогам проведенного внутреннего мероприятия можно заполнить протокол или служебную записку. К документу прикладывается перечень мер по устранению обнаруженных нарушений и рекомендации по их дальнейшему предотвращению.
Стандарты осуществления внутреннего муниципального финансового контроля подразумевают оформление результатов. Для этого составляется заключение; а при внешней ревизии – акт. Документы заполняются произвольно. От работников, по вине которых произошли недоработки, требуется предоставить письменные объяснения руководителю организации.
В журнале внутреннего финансового контроля учреждения приводят:
Согласно стандартам внутреннего финансового контроля, в документе приводятся итоговые результаты исследования правомерности ведения организацией деятельности. Дополнительно отражаются выводы о качестве тех хозяйственных операций, которые влияют на эффективное распоряжение бюджетными средствами.
Оформлять журнал обязано то подразделение учреждения, которое назначено ответственным за исполнение бюджетных процедур. Заполняется документ на основании сведений от проверяющего ведомства. Бланк можно формировать произвольно. Рекомендуется использовать для примера стандарт Казначейства РФ по Приказу № 475 от 16.12.16 г. В этом нормативно-правовом акте утвержден сам бланк и порядок его составления.
Допускается оформление журнала в электронном формате или «на бумаге». Электронный способ позволяет группировать нарушения по периодам их возникновения, типам и прочим критериям. Посредством использования программы доступны идентификация времени записи; защита от доступа посторонних; внесение отметок о нарушениях.
Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля предусматривает заполнение соответствующих сведений в пояснительных записках. Такие формы прикладываются к годовой бухотчетности (ф. 0503760) учреждения и бюджетной отчетности (ф. 0503160). В таблице № 5 приводятся данные о результатах проведенных в отчетном периоде проверочных мероприятий, а также рекомендации по устранению недоработок.
На законодательном уровне санкции за отсутствие у организации системы внутреннего контроля финансовой отчетности напрямую не утверждены. Но финансовый орган может в любое время посетить учреждение для изучения его системы контроля. По результатам такой проверки ревизоры могут вынести предписание или представление. Если никаких замечаний к ревизии нет, бланк не заполняется.
В документе указывается на наличие нарушений. Если не исполнить предписание (представление), нарушителю грозит ответственность. В настоящее время размер штрафной санкции составляет:
Обратите внимание! При проведении внутренних проверок виды ответственности можно предусмотреть для субъектов процедуры в рамках их обязанностей. Для лиц, виновных в недостатках, нарушениях и искажениях, как правило, вводится дисциплинарная ответственность по ТК РФ. Оценкой адекватности и эффективности системы, контролем за ее соблюдением занимается специальная комиссия. Состав комиссии утверждается руководителем организации.
В соответствие c частью 4 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядители бюджетных средств осуществляют внутренний финансовый аудит учреждения. Это необходимо для следующих целей:
Как правило, порядок внутреннего финансового аудита устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти, местной администрацией. При проведении данного мероприятия действуют Правила №193 по реализации средств федерального бюджета. Для гарантии единообразного подхода к аудиту Приказом Минфина РФ от 3.12.2016 №822 приняты особые методические рекомендации.
Объектом представленной разновидности аудита являются структурные подразделения распорядителя бюджета, подведомственные распорядители, получатели финансовых средств.
Согласно ст. 6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не являются главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, получателями бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса и положения БК РФ о порядке ведения внутреннего финансового аудита на них не распространяются и такие проверки в отношении их не должны осуществляться. Исключение из данного правила - случаи возложения на них полномочий получателя бюджетных средств.
Согласно части 1 статьи 160.2-1 БК главные администраторы доходов бюджета производят внутренний финансовый контроль учреждения. Здесь важно соблюдение следующих критериев:
Ответственность за проведение финансового контроля несет руководитель, либо заместитель руководителя.
Задачи внутреннего финансового контроля:
Согласно положениям, ст.6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не должны являться участниками бюджетного процесса. Последовательность ведения внутреннего финансового контроля для них не актуальна. Исключением считаются лишь случаи возложения на них функций получателя бюджетных средств.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными организациями реализуется в виде субсидии. Размер субсидий рассчитывается, исходя из нормативных затрат на оказание госуслуг. Отсюда следует, что после списания в оговоренном порядке субсидии на выполнение государственного задания и её дальнейшего зачисления на счет учреждения, субсидия утрачивает статус средств соответствующего бюджета. В этих случаях относительно бюджетных автономных организаций внутренний финансовый контроль производиться не может.
Компания ЦБУ Интеркомп предлагает огромный спектр услуг в области финансового аудита. Специалисты компании оказывают консультационную и юридическую поддержку. К тому же – имеют представление об особенностях функционирования всех видов государственных учреждений. За счет своевременного отслеживания изменений и нововведений в российском законодательстве фирма учитывает все актуальные потребности клиентов.
Порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. В статье на примере рассмотрены структура и основные разделы положения о внутреннем контроле в организации.
В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики. О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье.
Еще раз отметим, что порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания отдельных нормативных актов.
Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.
Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:
Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т. д.
При этом внутренний финансовый контроль должен включать в себя следующие его виды.
Вид контроля |
Описание |
Предварительный контроль |
Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д. |
Текущий контроль |
Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами) |
Последующий контроль |
Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур |
Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.
В идеале необходимо сделать так, чтобы в учреждении осуществлялись все типы контроля:
Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:
Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться также положением об отделе внутреннего контроля.
К сведению
Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).
Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.
При разработке названных документов необходимо установить права и обязанности проверяющих и сотрудников отделов, которых будут затрагивать проверки.
Утверждаю
Руководитель учреждения
________________ / И. И. Иванов /
Положение о внутреннем финансовом контроле
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению») и уставом учреждения. Положение о внутреннем финансовом контроле устанавливает единые цели, правила и принципы организации и проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении.
1.2. Целями внутреннего финансового контроля являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:
1.3. Задачами внутреннего контроля являются:
1.4. Внутренний контроль в учреждении должен основываться на следующих принципах:
1.5. При осуществлении мероприятий внутреннего контроля лица, его проводящие, могут использовать:
1.6. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:
2. Организация внутреннего финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля.
2.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, и сотрудники юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся следующие действия:
2.1.2. Текущий контроль заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, осуществлении мониторингов целевого расходования средств областного (федерального или муниципального) бюджета подведомственными учреждениями, оценке эффективности и результативности расходования средств бюджета для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями.
В ходе текущего контроля осуществляются следующие мероприятия:
Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отделов бухгалтерского учета и отчетности учреждения, экономического отдела, заместителем руководителя учреждения, ответственным за финансово-экономический блок, комиссией по внутреннему контролю.
2.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Для проведения последующего контроля в учреждении создается комиссия по внутреннему контролю, состав которой определяется в приложении к данному Положению. Состав комиссии может меняться.
Методами последующего контроля являются:
Система контроля состояния бюджетного (бухгалтерского) учета включает в себя проверку:
2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной планом проверок, утвержденным руководителем учреждения.
Основными объектами плановой проверки являются:
В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.
2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.
Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, которые могут содержать перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.
2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, который подписывается всеми членами комиссии и направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:
Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.
2.5. По результатам проведения проверки главный бухгалтер учреждения (или лицо, уполномоченное руководителем учреждения) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.
По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин неисполнения.
3. Субъекты внутреннего контроля
3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:
3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.
4. Права и обязанности субъектов контроля
4.1. В ходе осуществления внутреннего финансового контроля субъекты контроля имеют право:
4.2. Субъекты контроля обязаны:
5. Ответственность
5.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках своей компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.
5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок.
5.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.
6. Оценка состояния системы финансового контроля
6.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.
6.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляются комиссией по внутреннему контролю.
В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и (в случае необходимости) разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.
7. Заключительные положения
7.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются руководителем учреждения.
7.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего Положения вступят с ним в противоречие, эти статьи утрачивают силу и преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.
Приложение 1
Комиссия по внутреннему контролю
Приложение 2
к Положению о внутреннем финансовом контроле
План проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности
Наименование проверяемого вопроса (объекта проверки) |
Проверяемый период |
Срок проведения |
||
Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности |
||||
Проверка правильности расчетов с бюджетом, налоговыми органами, внебюджетными фондами и контрагентами |
Ежемесячно в последний рабочий день месяца |
Председатель комиссии по внутреннему контролю |
||
Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет |
Ежеквартально в последний рабочий день месяца |
Председатель комиссии по внутреннему контролю |
||
Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками |
Полугодие |
Председатель комиссии по внутреннему контролю |
||
Инвентаризация активов |
Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм |
Председатель комиссии по внутреннему контролю |
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.