Политика разумного протекционизма проявляется при импорте товаров. Протекционизм и его инструменты

Политика протекционизма - защитные меры, которые государство применяет, чтобы увеличить ввоз сырья других стран к себе, стимулирует производство и вывоз готовых товаров от себя. Так развивается собственная экономика, которая приносит максимальную прибыль .

Такая политика помогает развиваться, если всё сделано правильно. Живые примеры перед вами: послевоенная Европа, Корея, Япония, Тайвань, Сингапур, Китай, Турция . Здесь мы перечислили те страны, которые выбрались на вершины экономик в последнее время, но, вся европейская политика строилась на данных принципах последние 400 лет из-за этого они так и богаты.

Изящно озвучены были 200 лет назад немецким экономистом Фридрихом Листом в работе «Outlines of American economy», 1827 году, до этого они оставались тайной для королей, их советников и закрытых университетов. Хотите только сами принципы? Листайте в самый низ , потому что сейчас будет объяснение торговли между странами.

Принципы озучены в такой форме, что полностью показало политику Англии по отношению ко всем своим колониям в прошлом : США, Индии, Австралии и остальных. Эту же политику развитые страны применяют сегодня к нам , к странам «третьего мира», в которых на 2016 живёт 80% населения Земли, но получают они только 20% производимых благ.

Небольшое отступление в историю торговли:

1. С самого начала развития торговли между людьми, важно было иметь товар, который необходим другим людям. Это позволяло накапливать ресурсы, товары и деньги, благодаря выгодному обмену на другие ресурсы дефицитные в вашем городе, поселении, в общем, на вашей территории.

2. Сначала технологии были примитивные: обработка кожи, создание тканей, примитивные строительные материалы, плавка металла из руды. Это можно было делать прямо на месте заготовки ресурса, каменоломне, кузнице, охотничьем угодье. Сложные станки ещё не существовали. Торговля осуществлялась в местах, где встречалось много людей, на пересечении дорог, где встречались Север и Юг, Запад и Восток товаров. Каждый город (поселение) имёл одинаковые технологии, получал налоги с торговли, население его росло, требовалось их чем-то обеспечивать, шла война за уничтожение соседних поселений, потому что тогда можно было их разграбить, использовать их природные ресурсы, их территорию для получения сырья, а также увеличить сбор налогов за счёт новых рынков.

3. По мере того, как росло накопление богатств в конкретном городе, требовалось всё больше войск, чтобы защищать данное богатство от желающих им завладеть. Гонка защитных и атакующих технологий развернулась ещё сильнее, налоги от торговли стекались в одну общую казну, питающие войны и уничтожавшие конкурентов. Самые успешные города превратились в города-государства, а позже превратились в империи с единой признаной столицей-городом, куда стекаются все налоги от торговли.

4. Наше время. Чтобы удержать в руках уровень богатства и высокий уровень жизни в успешных «военных» странах, они продолжают политику «грабежа», но не всегда военным (открытым) способом, а назвав его «свободный рынок», или «грабёж торговлей».

Торговый баланс успешной страны должен быть таким:

Обменивать немного наших готовых товаров на множество единиц сырья неразвитых стран .

Торговый баланс нищей страны будет:

Обмен огромного количества нашего сырья за единицу готовых товаров развитых стран.

Успешные страны создают новое богатство, потому что сырья теперь у них очень много, и только малая часть готовых товаров используется для покупки нового объёма сырья. Каждый новый цикл производства только увеличивает разрыв, всё больше людей привлекается в экономику. От такого обмена выигрывает большинство населения.

Уровень жизни развитых стран.

Нищие страны будут вывозить своё сырьё, обрекая население на нищету, потому что готовыми западными товарами будут пользоваться только владельцы сырьевых предприятий, но никак не рабочие. У рабочих как не было ничего, так ничего и не будет. От такого обмена выигрывают единицы.

Уровень жизни неразвитых стран.

Потребление ресурсов в развитом мире настолько высоко, что его невозможно обеспечить для каждого человека на всей планете. Запад потребляет 80% всех ресурсов, оставляя только 20% всем остальным. Для обеспечения оставшихся нужна ещё одна планета, по размеру с нашу либо они так и останутся в нищете. Любое улучшение жизни в бедных странах автоматически означает снижение уровня жизни в богатых странах, потому что ресурсы на переработку перестанут к ним поступать, оставаясь в «нищих» странах.

Откуда Японии, Корее взять металл, нефть, газ, если на её территории ничего нет, а другие страны станут перерабатывать сырьё у себя, развивая свою экономику? Жители Японии, Кореи, Европы не будут голосовать за тех лидеров и депутатов, которые предложат заботиться о соседях. Всегда на выборах побеждает тот, кто обещает и даёт ВАМ больше, чем у ВАС есть на текущий момент. Это — естественно.

Поэтому, развивающимся странам, либо странам, которые переживают экономический кризис, Запад будет советовать только то, что приведёт к их деградации, приведёт к распаду, уничтожению местной экономики, чтобы потом собрать урожай технологий и ресурсов.

Любая метрополия заинтересована в том, чтобы уничтожить промышленность на периферии, на окраинах. Всё должно производиться только в развитых странах, а продаваться внутри или за границу. Никакого производства, кроме сырьевого, в остальных странах не предусматривается изначально.

Что происходит в Латинской Америке , где не могут выйти из череды убийств национальных лидеров, смены правительств, революций и т.д. Подозрительно много лидеров болеет в последнее время раком (смотрите данные), а этот регион богат нефтью, ресурсами, минералами и находится близко к США. Вы видели такую смертность среди европейских или американских лидеров?

Аргентина .

1. Рауль Альфонсин, президент Аргентины, умер от рака (2009).
2. Нестор Киршнер, президент Аргентины, рак толстой кишки (2010).
3. Кристина Киршнер (вдова), президент Аргентины, рак щитовидки (2011).

Перу.

4. Ольянта Умала, президент Перу, рак кишки (2011).

Венесуэла.

5. Уго Чавес, президент Венесуэлы, рак простаты (2011).

Бразилия.

6. Лула да Силва, экс-президент Бразилии, рак гортани (2011).
7. Дилма Русеф, президент Бразилии, рак лимфатической системы (2009).

Парагвай.

8. Фернандо Луго, экс-президент Парагвая, рак лимфы (2010).

Боливия.

9. Эво Моралес, президент Боливии, рак носовых впадин (2009) .

Можно привести целый список стран, где США провели успешные свержения правительств в результате «революций», «хунты» и «народных восстаний». Все из них направлены на развал экономик, и никак не на установление демократического режима в бедной стране.

Вот карта «революций» за последние 60 лет с количеством «успешных» для каждой страны. Более красный цвет означает, что там было больше, чем 1 смена режима.

Сейчас США вцепились в Иран, рассказывая, что там есть планы на ядерное оружие, исламские фанатики, жедающие захватить весь мир, и вообще, режим нелегитимный, пришёл в результате революции. Но смотрите сами, кто занимается свержением режимов в Иране последние 50 лет, а эта страна сказочно богата нефтью и ресурсами. Вы думаете, проблема в Иране? ?

Информация в таблице:

«Страны, которые США бомбили, саботировали развитие, где напрямую свергали правительства после Второй Мировой Войны «.

Напомню, что чем лучше странам третьего мира, тем хуже будет развитым странам , потому что у них банально не будет сырья для создания товаров.

Уничтожение промышленности происходит в Африке, в странах СНГ, Азии, то есть, на всех континентах.

Второй путь тихого уничтожения экономик — валютные кредиты «на реформы», чтобы не заниматься революциями и военными вторжениями, как Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия. Подобные «валютные реформы» уничтожат экономику эффективно, приводят к деградации, оттоку капиталов, отъезду специалистов, учёных, врачей, что видно на примере Украины, как падает её экономика последние несколько лет.

Помощь МВФ «в реформах» Югославии привела к гражданской войне.
Помощь МВФ «в реформах» Руанде привела к гражданской войне.
Помощь МВФ «в реформах» Мексике привела к тому, что страна впервые в своей истории начала закупать кукурузу за границей, фермерство было уничтожено.

Ирония в том, что Мексика сама одомашнила кукурузу и это был её национальный продукт. Потом началась гражданская война под названием «война с наркокартелями», в которой уже погибло около 100 тыс. человек, начиная с 2008 года.

Но, на каких принципах основана политика Запада, что они делает, чтобы добиться экономического, политического и технологического преимущества над всеми остальными частями мира, если не прибегать к войне, а заниматься только торговлей и развитием? Они станут открывать свои рынки для «свободной конкуренции товаров и идей»? Нет, они сделают всё как раз наоборот, чтобы закрыться и защититься от других стран!

«Протекционизм (защита) своего производителя»

Хотите, чтобы страна была успешной? Делайте то, что описано ниже.

10 принципов протекционизма:

1. Помогать и выделять государственную помощь при ввозе оборудования, станков, техники для обрабоки и производства, из-за границы. Максимально ограничивать ввоз промышленных товаров к себе .

2. Развивать производство, наращивать объёмы производства. Следить за статистикой увеличения, быстро решать возникающие вопросы, мешающие развитию.

3. Помогать ввозу сырья к себе, ввозу продуктов питания к себе, вывозить только готовые промышленные товары от себя .

4. Все лишние промышленные товары использовать для колонизации новых территорий, войны, устранения местных конкурентов-соседей, подрыва их экономики в скрытый способ.

5. Включение стран-колоний в свои торговые и финансовые союзы с целью монопольных поставок им своих товаров и изделий, в обмен на их сырьё. Другие страны не смогут с ними торговать, потому что это запрещено в правилах подобных союзов.

6. Развивать только транспорт в странах-колониях , строить им порты, дороги, вокзалы и терминалы. Хороший транспорт — гарантия быстрого обмена наших готовых товаров на их сырьё.

7. Получить превосходство на море, поскольку самые тяжёлые и крупные грузы доставляются всегда морем. Свой торговый флот должен обеспечивать приоритетный вывоз товаров из колоний.

8. Другие страны могут получить доступ к колониям только в том случае, если открывают свой рынок для наших промышленных товаров, либо идут на существенные уступки в военной или другой сфере.

9. Любой ввоз продуктов питания и сырья не из стран-колоний возможен только в том случае, когда эти страны разрешают ввозить в них наши готовые промышленные товары.

10. Поощрять контрабанду наших готовых товаров в другие страны. Покупать местных политиков, местных судей для защиты наших интересов, покупать СМИ для пропаганды — «свободной торговли, свободной конкуренции и необходимости глобализации». Вести любую войну, вступать в экономические и политические союзы, которые позволят получать ещё больше сырья, производить больше товаров и продавать больше за границу. Другие мотивы не рассматриваются.

Любые войны, которые проходили на этой планете, велись за ресурсы, а уже через ресурсы — контроль над торговлей и производством. Ничего не поменялось, всё как было тысячелетия назад, так и продолжается сегодня.

Экономические союзы — ЕС, NAFTA, АСЕАН, Таможенный Союз и другие, все они преследую одну цель — закрыть свой рынок от других стран и закрыться от конкуренции промышленных товаров.

Пример успешной войны за свою экономику.

Америка . Смогла отбиться от вооружённой и мощной Британии в войне за независимость 1775 — 1783 году, а потом отстоять независимость в войне 1812-1815 годов, когда Британия усиленно топила американские торговые корабли. Стала самостоятельным государством, как политически, так и экономически.

Потом был период затишья в Америке, до 1861-1865 года, до начала войны Юга с Севером, войны против рабства. Север выиграл, рабство отменили официально. Так колония стала самостоятельным успешным государством, но остальным странам в мире решила не помогать, а заняла место Британии, и теперь уничтожает экономики по всему миру, считая все страны своими неофициальными колониями.

Пример проигранной войны за свою экономику.

СССР. Но, для этого пришлось опустить послевоенный «железный занавес», и обеспечить только собственное производство, собственное население заказами. Начались «стройки века», строительство заводов, инфраструктуры, и т.д. Конкуренции с Западом по технологиям выдержать не удалось, но занятость населения была очень высокой. Почти не было таких случаев, чтобы трудоспособный человек мог месяцами сидеть без работы в СССР, что происходит сейчас повсюду.

Сегодня мы видим у нас все признаки в РФ какобычного колониального государства: высокая безработица, благосостояние небольшой группы населения, вывоз огромного количества сырья, ввоз исключительно предметов роскоши и готовых товаров, таможенные и экономические границы для наших товаров.

Экономику сложной пытаются сделать в университетах и министерствах, чтобы скрыть свою настоящую задачу — разрушить экономику периферии (которой мы, к сожалению, на сегодня и являемся), развивая свой регион.

Для процветания государства и его экономики необходимо заботиться о том, чтобы были соответствующие условия развития. Они могут или возникать во время планомерного развития человечества, или создаваться отдельно. Вот последний аспект мы с вами и рассмотрим в рамках данной статьи.

Что такое протекционизм?

Так называют экономическое покровительство со стороны государства, направленное на производителя внутри страны. Он проявляется в ограждении хозяйственного сектора от конкуренции с иностранными товарами. Также проводится поощрение экспорта своей конкурентоспособной продукции на внешний рынок. Меры направлены на развитие национальной экономики и её защиту с помощью тарифного/нетарифного регулирования. Основной противостоящей философией является «свободный рынок».

Какой бывает протекционизм?

Существуют такие формы:

  1. Постоянная защита. Подразумевает поддержку стратегических отраслей (вроде сельского хозяйства), при слабости которых страна оказалась бы уязвимой в условиях войны.
  2. Временная защита. Используется, чтобы поддержать отрасли, которые были недавно созданы, и которым необходимо время, чтобы окрепнуть и конкурировать с мировыми аналогами.
  3. Ответные меры. Применяются, если торговые партнеры вводят определённые ограничения первыми.

Виды протекционизма

В зависимости от развития тенденций, выделяют такие типы:


Протекционистские меры в России и в остальном мире

Какие инструменты используются, чтобы защищать отечественные отрасли? Будут рассматриваться российские протекционистские меры, но следует отметить, что мировые очень близки к ним или даже одинаковы с ними (зависит от страны). Итак, применяется:


Следует заметить, что основное внимание в статье было уделено РФ. Но подобным образом действуют и другие государства мира.

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ПРОТЕКЦИОКЦИОНИЗМ, ЕГО ВИДЫ, МЕТОДЫ.

Международная торговля нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. История международной торговли – это и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли. Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка какой-либо продукции от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики (протекционизм также часто направлен на захват внешних рынков).

К такой политике обычно прибегает отсталая в экономическом отношении страна. Протекционистскими мерамигосударство стремится поддержать отечественных производителей, особенно в период их становления.
Представим несколько основных положений, ради чего вводятся импортные пошлины на товары, капитал и рабочую силу:
- защита отраслей, связанных с национальной обороной;
- защита отрасли в период ее становления;
- защита отдельных отраслей и предприятий в ходе диверсификации, конверсии или структурной перестройки экономики;
- защита внутреннего рынка от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы.
Политика свободной торговли и политика протекционизма почти никогда не существовали в чистом виде (никогда не охватывали всю внешнюю торговлю).
Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, возникающих в стране. В противопоставление протекционизму возникло другое направление внешней политики государства - свободная торговля (фритредерство - free trade).

Можно выделить несколько форм протекционизма:

Селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

Отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма);

Коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

Скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Современная система протекционистских мер, направленных на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, охватывает различные направления.
Среди наиболее значимых следует назвать:
Таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающие использование покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну или, что встречается реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Для облегчения ведения национальными производителями конкуренции с иностранными корпорациями, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие - при импорте сырья и материалов.
Не тарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых или косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мер.
Наибольшее распространения получили следующие меры:
Контингентирование - установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике - это список товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства.
Лицензирование - организация, которая желает заняться внешнеэкономической деятельностью должна получить разрешение (лицензию) у правительственных органов. Такая политика дает государству контролировать международные отношения и успешно осуществлять меры по их регулированию. Лицензирование может также использоваться для получения дополнительных материальных средств при выдачи лицензии, то есть она может выступать в качестве разновидности таможенного обложения.
Антидемпинговые правила - закон, который позволяет вводить тарифные барьеры, если отечественные производители столкнулись с продажей иностранных товаров по ценам, которые ниже себестоимости продукции. К примеру, такие положения в законе существуют в Соединенных Штатах Америки.
До сих пор мы рассмотрели отдельные прямые ограничения.
В отличие от прямых, косвенные ограничения напрямую не связаны с внешней экономической деятельностью:
Налоговая система - строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей национальной продукции.
Транспортный тариф - преимущества имеют экспортеры национальной продукции перед импортерами иностранных товаров.
Закрытие для иностранцев отдельных портов.
Запрет, налагаемый на государственные учреждения при приобретении иностранной продукции если имеются аналогичные продукты отечественного производства.
Государственное стимулирование экспорта:
Прямые дотации.
Выдача кредита на льготных условиях, льготное налогообложение.
Добровольное ограничение экспорта. Проводится экспортерами товаров с целью не допущения повышения импортных пошлин в стране-импортере. Такое добровольное ограничение провели производители японских автомобилей на свой экспорт в США.

Гримасы российского протекционизма

За прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма, когда государство вполне эффективно защищает интересы не отечественных, а иностранных компаний .

Как известно, протекционизм – это защита местного производителя от иностранных конкурентов. Хотя эта система все чаще порицается мировым сообществом, почти все развитые и развивающиеся страны успешно используют в практике государственного регулирования протекционистские инструменты. Особенно остро данная проблема стоит в отношении импорта готовой продукции. Однако есть рынок, который почти автоматически «отторгает» товары иностранного происхождения – рынок государственных закупок. Но это правило на Россию не распространяется. Как это ни парадоксально, но российские власти более пристальное внимание уделяют «открытым» рынкам, которые часто регулируют с помощью «грубых» тарифных методов, за что и подвергается нападкам со стороны Запада. А в это же самое время иностранные компании внедряются на рынок госзакупок, «забирая» себе деньги отечественного налогоплательщика.

Тем самым в России сложилась система «перевернутого» протекционизма, когда вся государственная машина работает не на защиту отечественного производителя от иностранных конкурентов, а наоборот – иностранного поставщика от российских предприятий. Следовательно, за прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма: государство вполне эффективно защищает интересы не местных, а иностранных компаний. Данный результат можно обсуждать как точки зрения причин возникновения, так и с точки зрения способов выправления ситуации. Однако это не меняет главного вывода: в стране сложилась такая систем, которая способствует утечке государственных инвестиций за границу.

Разумеется, в возникновении столь нелицеприятной ситуации во многом виноват нерадивый российский производитель, который, во-первых, не может производить по-настоящему качественную и дешевую продукцию, а, во-вторых, не способен использовать современные лоббистские механизмы для отстаивания своих деловых интересов. Однако и добивать его, на наш взгляд, государство все-таки не должно. Если государство надолго отвернется от своего производителя, то ведь и производитель может отвернуться от своего государства, перенося свою деятельность за пределы родной страны.

Протекционизм - государственная экономическая политика, сутью которой яв ляется защита отечественных произ водителей товаров от конкуренции со стороны фирм других стран с помощью установления различного рода огра ничений на импорт.

Дилемма, что лучше - протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, - предмет многовековой дискуссии экономистов и политиков.

Типы торговой политики: протекционизм и свободная торговля.

Протекционизм: Суть политики в сдержании ввоза в страну высоко конкурентной иностранной продукции и стимулирование экспорта национальной продукции.

Защита национального производства от конкуренции со стороны зарубежных производителей (демпинг);+развитие производства; +защита молодых отраслей национальной экономики; +стимулирует рост собственного производства;

Уравновешивание внешнеторгового баланса.

Ослабление конкуренции в экономике; стимулы совершенствования производства;

Сужаются возможности выбора для потребителей;

Лишение возможности использования международного разделения труда;

Подрывает возможности для экспорта товаров.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие виды протекционизма:

селективный протекционизм - защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;

отраслевой протекционизм - защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);

коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

скрытый протекционизм - защита с использованием нетаможенных методов, в том числе методов внутренней экономической политики.

Причины существования протекционизма:

1. Для развитых стран - это стремление поощрить собственных производителей и защитить их от международной конкуренции.

2. В развивающихся странах (в виде ограничений на ввоз промышленных товаров из-за рубежа) для защиты развивающейся национальной промышленности для проведения индустриализации (было успешно осуществлено в Индии). Если большой внешний долг - то для экономии валюты страны.

Формы протекционизма:

1. тарифный протекционизм - это установление высоких ставок таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары. Взимание тарифных пошлин в виде процента от цены товара или твердых ставок за единицу товара увеличивает цену импортируемых товаров и делает их менее конкурентоспособными. Таким образом ведут торговые войны США и Япония. Увеличение таможенных пошлин на 20% увеличивает цену импортного продовольствия с 20000 руб. до 27000 руб. В результате спрос снижается с 01 до 02. Производство отечественного продовольствия должно вырасти с 03 до 04, а импорт соответственно уменьшиться.



2. нетарифные ограничения -установление квот на ввоз и вывоз товаров в количественном или стоимостном выражении. Эта формы вводится обычно на определенный срок в связи с каким -либо событием (ярмарка) или для защиты интересов национальной промышленности в связи с необходимостью улучшить платежный баланс. Лицензии на экспорт вводятся на товары, дефицитные на местном рынке. Торговля в таком случае осуществляется по лицензиям, выдаваемым уполномоченными на то организациями. Для второй половины ХХ-го века характерно снижение таможенных пошлин и усиление нетарифных ограничении. Нетарифные ограничения широко используются в торговой конкуренции США. Японией, странами ЕС из-за несбалансированности расчетов между ними для защиты не всей национальной экономики в целом. А лишь от дельных отраслей. Эта политика получила название "селективного протекционизма" Существует и "коллективный протекционизм", когда ряд стран защищают совместно свои рынки от третьих стран (страны ЕС). По-разному используют нетарифные ограничения Япония и США. Япония их использует очень активно, чтобы дать возможность окрепнуть высокотехнологичным отраслям для конкурентной борьбы. США, напротив, в развитии наукоемких отраслей придерживаются мнения. что окрепнуть можно лишь в ходе конкурентной борьбы.

3. субсидирование экспорта - государственное стимулирование экспорта за счет бюджета. Такое субсидирование возможно в виде: - прямого финансирования научно - исследовательских и опытно -конструкторских работ, которые ведутся для экспортного производства; - пред оставление льготных кредитов; - предоставление экспортных премий за вывоз товаров за рубеж (в США -за вывоз зерна); - освобождение фирм - экспортеров от налогов.



Беларусь

На лондонском саммите G20 страны-участницы подтвердили свое стремление бороться с протекционизмом. Как отметил посол Великобритании в Беларуси Найджел Гулд-Дэвис, "все экономисты ссылаются на печальный опыт "Великой депрессии". Одним из факторов, который осложнил ситуацию в 30-х годах, были протекционистские меры отдельных стран. Это нанесло серьезный ущерб глобальной системе инвестирования и торговли. Сейчас все понимают, что сегодня нельзя повторить печальный опыт". В связи с этим “Большая двадцатка” поручила Всемирному банку и Всемирной торговой организации заниматься мониторингом ситуации в области международной торговли и составлять "списки стыда" стран, которые не брезгуют протекционизмом и воздвигают торговые барьеры, чтобы защитить собственных производителей. которые ведутся для экспортного производства; - пред оставление льготных кредитов; - предоставление экспортных премий за вывоз товаров за рубеж (в США -за вывоз зерна); - освобождение фирм - экспортеров от налогов.

Важнейшими направлениями протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер: защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.

Роль и значение протекционизма в современных экономических условиях продолжают оставаться значительными. Государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.

Беларусь

Самый наглядный пример протекционистских мер в Беларуси - Указ Президента №214 от 21 апреля, которым в Беларуси введены временные повышенные ставки таможенных пошлин на ряд потребительских товаров в целях защиты отечественных производителей. Согласно указу, установлены повышенные пошлины для двух списков товаров. В первый список, в частности, вошли телевизоры, холодильники, СВЧ-печи, пылесосы, часы, мебель, нижнее белье, виноградное вино. Второй список составили овощи - картофель, лук, капуста, морковь и свекла.

Другой громкий белорусский пример - это запрет региональных чиновников пускать товар из одной области в другую. Их главный аргумент - поддержка местных бюджетов и сохранение рабочих мест. Однако когда на дворе разразился кризис, Минэкономики Беларуси наконец-то решило положить конец таким "торговым войнам" и разработало проект указа, который снимет ограничения на свободное перемещение товаров внутри страны. Теперь окончательный ответ за Совмином и Администрацией Президента.

На лондонском саммите G20 страны-участницы подтвердили свое стремление бороться с протекционизмом. Как отметил посол Великобритании в Беларуси Найджел Гулд-Дэвис, "все экономисты ссылаются на печальный опыт "Великой депрессии". Одним из факторов, который осложнил ситуацию в 30-х годах, были протекционистские меры отдельных стран. Это нанесло серьезный ущерб глобальной системе инвестирования и торговли. Сейчас все понимают, что сегодня нельзя повторить печальный опыт". В связи с этим “Большая двадцатка” поручила Всемирному банку и Всемирной торговой организации заниматься мониторингом ситуации в области международной торговли и составлять "списки стыда" стран, которые не брезгуют протекционизмом и воздвигают торговые барьеры, чтобы защитить собственных производителей.

Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на защиту и поддержку национальной экономики. Такая политика осуществляется с помощью таможенных и налоговых барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства.

Протекционизм был характерен для экономической политики России в XIX - начале ХХ вв. Из-за относительной слабости отечественной промышленности, государство вынуждено было вводить высокие таможенные пошлины и облагать большими налогами товары иностранного производства, что бы дать возможность развиваться российской промышленности. Протекционизм играл большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности в России, но, вместе с тем, приводил к снижению качества российских товаров и к понижению их конкурентоспособности на внешних рынках.

В области внешней торговли государственная политика России в XIX в. характеризовалась попеременной сменой протекционизма и фритредерства (свободной торговлей). Смена курса происходила раз в пять--десять лет. В целом в середине века исходили преимущественно из принципов фритредерства, а в начале и конце века -- протекционизма. Преобладание политики протекционизма объяснялось не столько желанием защитить, оказать покровительство отечественному производителю, сколько соображениями фискального характера: устанавливая высокие ввозные тарифы, правительство желало увеличить доходность казны. Соответственно официальному курсу менялись, таким образом, ввозные пошлины -- от 15 до 200% и более.

XIX в. был для России временем хотя и медленного, но неуклонного подъема. Усилилась европеизация России, и страна стала важной частью мирового сообщества -- как в плане политическом, так и экономическом. Значительными были сдвиги в жизни самого российского общества -- страна, почти половина населения, которой была в рабском состоянии в начале этого периода, стала свободной.

В первую четверть XIX в. темпы промышленного развития были низкими, и правительство России не проявляло большого внимания к этим вопросам. Несмотря на начавшийся промышленный переворот, в середине XIX в. в стране по-прежнему преобладал ручной, а не машинный труд. Наиболее успешно развивались отрасли легкой промышленности -- текстильная и пищевая.

Все более отставала от мирового уровня черная металлургия. Развитие большинства отраслей промышленности сдерживалось существованием системы крепостного права и принудительным характером труда в народном хозяйстве. В конце XIX в. Россия имела высокие темпы промышленного развития, которые носили неравномерный характер (подъемы сменялись замедленным развитием и кризисами), но при этом по уровню его развития значительно отставала от передовых стран мира, которые по производству продукции на душу превосходили Россию более чем в десять раз. Машиностроение в России было слабо развито и промышленный переворот был далек от завершения.

Государство занимает особое положение в мире и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Являясь носителем власти, располагая большой финансовой мощью, государство в качестве владельца собственности и распорядителя средств действует как обычный и как особый «общественный» предприниматель. Оно использует широкий спектр воздействия на внутренние и внешние секторы хозяйства с помощью бюджетной, кредитной, денежной, валютной политики. Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику государство использует различные формы долгосрочного регулирования, проводит соответствующую структурную политику, стимулируя производственные сдвиги, преодоление региональных различий, повышение конкурентоспособности национальных компаний. Важную роль играет научно-техническая политика государства. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для расширенного воспроизводства внутри страны.Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие двух тенденций: либерализации и протекционизма. Данные тенденции отражают не только интересы участников внутреннего рынка, но и реакцию государства на события в международном разделении труда.

Государственное регулирование внешней сферы осуществляется с помощью широкого круга мер. Это:

* таможенные тарифы, которые по характеру своего воздействия относятся к регуляторам внешней торговли;

* нетарифные меры регулирования, куда входят многие меры торговой и экономической политики, включая лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые добровольные ограничения, таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы и т.д.

Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики получила название протекционизма.

Приспосабливаясь к интернационализации хозяйственной жизни и новому этапу НТП, государство осуществляет сейчас регулирование более масштабно и оперативно. Регулирование направлено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее. Процессы разгосударствления, происшедшие во многих странах в 80-е годы, означают поиск более приемлемого соотношения между частными и общественными началами, а также переориентацию государственного хозяйствования непосредственно на поддержку частного предпринимательства.

Во внешнеэкономических отношениях на протяжении 80-х годов отчетливо проявлялись две тенденции -- дерегулирование и pocт протекционизма. При этом дерегулирование особенно активно проявилось в валютной и кредитной сферах, а рост барьеров отчетливо давал о себе знать в торговой сфере. В результате во внешнеэкономической политике возросла двойственность. Она проявляется в провозглашенных целях и осуществляемых мерах. Кроме того, торговая политика этих стран в возрастающей степени стала расходиться с их экономической политикой в целом. В 80-е годы правительства все больше полагались на ценовые и рыночные механизмы.

Во второй половине 90-х годов возобновилась тенденция к снижению торговых барьеров. Этот процесс был распространен не только на промышленные товары, но и на сельскохозяйственную продукцию и интеллектуальную собственность. Средний тариф на промышленные изделия в развитых странах снизился в конце 90-х годов до 3,9%, на товары из развивающихся стран -- остается более высоким, особенно на текстиль, одежду, рыбную продукцию (общий средний тариф -- 5,4%). Масштабы нетарифных барьеров были снижены примерно до 7% всего объема импорта ведущих стран.

Современный протекционизм во внешней торговле сосредоточивается в относительно узких областях, чувствительных для предпринимательства и занятости в развитых странах. В отношениях с другими развитыми странами он используется в торговле продукцией сельского хозяйства, текстилем, одеждой, черными металлами. В торговле развитых с развивающимися странами он охватывает и другие товары обрабатывающей промышленности.

Случайные статьи

Вверх