Количественные показатели открытости экономики страны. Основные показатели открытости экономики страны

Экономическая безопасность

феномен открытости экономики с позиции угроз национальной безопасности страны*

Н. Н. КАУРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента Е-mail: Kaurova. Natalia@gmail. com Финансовый университет при Правительстве РФ

В статье рассматривается влияние трансформационных процессов, происходящих в мире и характеризуемых повышением уровня открытости национальных экономик. Акцентируется внимание на сложности, однородности и неопределенности поведения глобальной финансово-экономической системы на уровень угроз национальной безопасности страны. Высказываются предположения о причинах подобных трансформаций и необходимости радикальных структурных реформ всей системы финансово-экономических отношений и общественного устройства как неотъемлемой части человеческого бытия.

Ключевые слова: открытая экономика, кризис, безопасность, управление, богатство, самоорганизация.

На протяжении последних тридцати лет - с усилением глобализационных процессов, интернационализации производства и международного разделения труда вопрос сущности и влияния уровня открытости национальных финансово-экономических систем на качественное развитие национальных рынков и степень угроз национальной безопасности страны является дискуссионным и важным как в мировом, так и в национальном

* Предположения, высказанные в данной статье, являются исключительно личным мнением автора и не отражают точку зрения Финансового университета при Правительстве РФ.

масштабах. Все большее значение приобретают проблемы распутывания сложного комплекса отношений и причинности, которые могут привести к кризису или повышению стабильности и служат угрозой национальным интересам.

Понятие «открытая экономика» характеризует порядок взаимодействия между национальными и глобальными макроэкономическими системами, реальными процессами и их (положительным и/ или отрицательным) влиянием на различные уровни - граждан, общество, мир.

Открытость экономики следует рассматривать в качестве неотъемлемой характеристики макроэкономической системы, обусловленной философией ее развития. С течением времени национальные экономики и мир в целом, в соотвествии с общими тенденциями к открытости торговли, движению капитала, ресурсов (в том числе трудовых) становятся все более и более открытыми.

Экономическая глобализация и открытость национальных систем, рассматриваемые как динамические процессы, создают как угрозы и вызовы для благополучия народов мира, так и позволяют отдельным системообразующим странам в условиях открытости мировых финансовых и экономических рынков реализовывать новую модель своего экономического роста посредством международной дискриминационной перераспределительной политики.

Частые международные дискуссии о природе «нового мирового порядка» начали проходить с момента окончания «холодной войны» в 1989 г., распада СССР в 1991 г., начала нового курса Восточной Европы. В результате этих глобальных подвижек относительно простая и стабильная модель биполярного послевоенного мира, используемая для стимулирования экономического роста и сохранения финансово-экономического паритета, была серьезным образом ослаблена и заменена на хаотичный, многополярный мир из пяти или более крупных держав, характеризуемый все более сложными формами интенсивного этнического, политического и экономического конфликта.

Проводимая крупнейшими мировыми державами (США, Японией и странами ЕС) политика по созданию всеобъемлющей финансово-экономической системы, в которой они определяют правила игры и осуществляют контроль за национальными и международными финансовыми рынками, при ключевом положении на рынках финансовых ресурсов и их решающем значении в мировой экономике должна была позволить данным странам избежать финансово-экономической нестабильности. Международные финансовые рынки стали ключевым средством реализации их социальных и экономических целей, а управление мировой финансовой системой - основным аспектом распределения ресурсов в интересах ведущих мировых экономик.

Многонациональные финансовые учреждения, имеющие абсолютное конкурентное преимущество в отношении главных расчетных иностранных валют, международных финансов, а также производных финансовых инструментов, монополизируя финансовые рынки, не заинтересованы в обеспечении реализации долгосрочных целей развития принимающих стран и сохранении сбалансированного развития мировой экономики. Вся их деятельность направлена исключительно на перераспределение богатства и экономических выгод из развивающихся стран в интересах крупнейших мировых держав. Подобное перетекание международного капитала часто приводит к крупномасштабным оттокам богатства из развивающихся стран, становясь причиной их экономического спада. При этом данная деятельность сопровождается усугублением неопределенности потоков капитала, передачей в страну - получателя капитала значительного количества угроз и рисков, нарушающих макроэкономическую стабильность.

Проведение подобной политики должно было позволить крупнейшим мировым державам сохранять финансовую стабильность и богатство в своих пределах без риска потери финансового суверенитета, что в свою очередь укрепляло бы их экономическую, политическую и военную безопасность.

Примат сформировавшейся (благодаря монопольной роли бумажной национальной валюты США в качестве общемировой единой резервной валюты) однополярной модели, основанной исключительно на интересах безопасности самих Соединенных Штатов и «союзнического взаимодействия», привел мир к нивелированию политических границ и высокой степени взаимозависимости мировой экономики.

Дискриминационная поддержка и «приоритет», как правило, носящие спекулятивные геополитические мотивы со стороны США по отношению к своим западным «союзникам», не только не устраняют сформировавшуюся однополярность, но еще в большей степени усиливают хаос во всей мировой финансово-экономической системе. Это происходит и в связи с тем, что создаваемый либеральный мировой экономический порядок имеет чрезвычайно низкое общественное понимание и поддержку, в том числе по ключевым вопросам функционирования рыночной системы, создания и распространения богатства.

В результате растущей экономической однопо-лярности управляемая экономическая глобализация сталкивает интересы национальных обществ и международного сообщества. При этом не только актуализируются вопросы национальной безопасности стран, но и постепенно смещаются механизмы решения конфликтных вопросов с уровня традиционной парадигмы национальной безопасности, финансовой, экономической политик и политических интересов стран на уровень глобальной, региональной и трансрегиональной безопасности.

В стожившихся условиях проблемы и угрозы безопасности не детерминированы исключительно национальными границами и определяются «новой многоуровневой территориальностью» - многоуровневым взаимодействием структурных образований в системе международных отношений, выходящим за рамки государственно-центричного подхода. Структура и роль данного взаимодействия в трансформации принципа территориального суверенитета как основополагающего в системе международных отношений весьма хорошо описываются

теорией сетей. Государство является лишь элементом глобальной сети, при этом далеко не всегда выполняя функцию контроля за поведением данных сетей. Таким образом, более реалистичен сценарий влияния сетевых структур на государство, а не наоборот. Это коренным образом меняет и усложняет обеспечение национальной безопасности, ослабляя не только роль государства в данном процессе, но и сокращая механизмы эффективного контроля и реализации соответствующих стратегий.

При этом, несмотря на пропаганду американской экономической и политической системы, ставшей моделью для всего мира, возвращение к свободному рынку и свободной конкуренции не способствует процветанию, эффективному международному сотрудничеству и миру во всем мире.

Современная мировая финансово-экономическая модель, сформированная в интересах ключевых мировых экономик, вышла из-под их контроля (в первую очередь из-под контроля США) Она стала хаотической системой, представляющей значительную угрозу их собственным национальным экономическим интересам.

Действительно, произошедшие за последние десятилетия эволюционные процессы наднационального масштаба также повлекли за собой увеличение связности на межстрановом уровне посредством сложной сети взаимных требований и обязательств, международной структуры собственности, инструментов хеджирования риска и участия в общих глобализованных рынках. При этом финансово-экономическая сеть стала заметно более плотной и сложной.

До 2007 г. большинство участников международных финансово-экономических отношений рассматривали стремительное развитие сети как неизбежный побочный продукт технического прогресса в области финансов, а возрастающую сложность и однородность сети - как неотъемлемые условия ее стабильности. Подтверждением общепринятого мнения служили и математические модели финансирования, указывающие до недавнего времени на стабилизирующее воздействие плотности и размера финансовой сети. В частности, им посвящены работы Ф. Аллена и Д. Гайла.

В то же время в любой неэкономической дисциплине (физика, биология и пр.) сложность и однородность вовсе не означают стабильность, а напротив, являются показателями хрупкости системы. И только после того, как финансовая система

в результате череды волн мирового финансового кризиса проявила свойства невозобновляемос-ти, а весь финансовый мир пришел в состояние постоянной повышенной неопределенности всей системы в целом, в экономических кругах стали появляться сомнения в верности общепринятой парадигмы развития и управления финансовыми и экономическими рынками. К таким выводам, в частности, пришли в своих исследованиях С. Моррис и Х. Шин, П. Кругман.

В результате данные страны не только не имеют возможности управлять поведением системы в условиях, пограничных хаосу и полной неопределенности, но и являются, по сути, очагами «инфекции», которая стремительно распространяется по всему миру, еще больше дестабилизируя всю глобальную финансово-экономическую систему.

Для выявления механизмов влияния на усиливающиеся негативные глобальные тенденции и поиска возможностей управления появляющимися угрозами необходимо понять первопричину стремительного роста открытости и связности национальных экономик и их трансформации в хаотическое состояние.

Повышению уровня открытости мировой экономики, появлению новых производственных мощностей, а также глобальному экономическому спаду способствовали значительные излишки производственных мощностей в ряде отраслей промышленности. Это согласуется с теориями перепроизводства и недопотребления таких ученых, как Т. Мальтус, Ж. Сисмонди, Дж. Гобсон, К. Маркс, Дж. Кейнс, Э. Хансен, Ф. Хайек и др. При этом зачастую существенно меньше внимания теоретическая экономическая мысль уделяет диспропорциональностям потоков капитала и их стоимости (часто выражаемой в учетной ставке ссудного процента)1.

Многие ученые пытались доказать первенство тех или иных факторов (кризиса перепроизводства, недопотребления и пр.) в обосновании негативной динамики развития экономики, забывая зачастую о необходимости сбалансированности развития и устранения причин, вызывающих дисбалансы в развитии сферы производства, потребления и рынков капитала. К примеру, теории недопотреб-

1Хансен и Хоутри доказывали взаимосвязь циклического развития экономики с экспансией и ограничением банковского кредита и движением учетной ставки.

ления, исследуя роль недопотребления населением конечных продуктов, не учитывают ключевых причин подобного недопотребления: социального расслоения в обществе и роста числа реципиентов социальной политики государства.

По сути, мировой финансовый кризис и формирующие его финансовые рынки в силу чрезвычайной мобильности денег явились первой «зоной поражения» модели самоуничтожающего человеческого бытия в целом и финансово-экономической системы в частности. Проблема же лежит намного глубже - в самой сути человеческого бытия и формирующих его способов производства и потребления материальных ценностей. При этом

имеются внутренние противоречия, обусловленные разной природой источников их формирования и заключающиеся в невозможности синхронизации и обеспечения необходимых темпов роста мирового производства и общественного потребления.

В результате возникает и со временем неизбежно экспоненциально нарастает ряд глобальных дисбалансов, выражающихся в постоянно увеличивающихся «разрывах»:

Между способностью общества производить и способностью потреблять произведенное. Скорость потребления все больше отстает от скорости мирового производства, необходимого и достаточного для поддержания достигнутых уровней развития;

Между объемом товарного и финансового рынков и их ролью в обеспечении экономического роста;

Между стоимостью ресурсов и финансовых активов (в первую очередь денег) и их ценой и т. п.

Тем самым обусловливается все большая неравномерность распределения богатства в мире. При этом все данные разрывы являются частями единого глобального цивилизационного процесса, диссонирующего с общим «космическим порядком».

В процессе развития общества неуклонно нарастающие дисбалансы приводят любую общественно-экономическую систему к критическому состоянию, воспринимаемому как «мировой кризис». Он может продолжаться бесконечно, а попытки его регулирования в рамках сложившейся идеологии неизбежно усиливают критическое состояние системы.

В отношении финансово-экономических отношений критическое состояние системы выражается в увеличении указанных дисбалансов, к примеру, в сокращении до минимального уровня прироста накоплений населения при одновременном увеличении до максимальных значений кредитной нагрузки и т. п.

Проводимая в последнее время антикризисная политика при сохранении сложившейся системы хозяйствования еще в большей степени обостряет имеющийся экономический конфликт как на национальном, так и на международном уровнях. Она лишь усиливает нисходящую тугую спираль диспропорциональностей, при которой увеличение диспропорциональностей приобретает необратимый процесс:

Невозможность обеспечивать необходимые темпы потребления сокращает производство, а

сокращение производства приводит к невозможности поддерживания необходимых темпов потребления;

Отказы экономики и сокращение темпов производства увеличивают разрыв с долей финансового сектора;

В финансовом секторе в силу сокращения количества и качества потенциальных и реальных заемщиков растут риски, способные в свою очередь посредством эффектов каскада весьма быстро перейти в системные, обусловливая тем самым уменьшение иммунитета и еще более скорый переход самой системы в критическое состояние, и т. п.

Локальное управление (на уровне государства) открытостью национальной экономики, установление границ открытости, определяемое уровнем развития страны, в условиях современных товарно-денежных отношений практически нереализуемы и лишены экономического смысла. Данная парадигма управления, применяемая в том числе и в России в целях обеспечения национальных интересов в рамках политики национальной безопасности, характеризуется предельно упрощенным восприятием реальности в сознательном ее отражении. Она не соответствует состоянию современной финансово-экономической системы.

В условиях сложившейся сложной открытой сети мировых финансово-экономических отношений локальная реализация точечных стимулирующих или заградительных мер не сможет обеспечить ни должного уровня национальной безопасности страны, ни достижения целей необходимых кардинальных преобразований.

Ограничения открытости могут грозить стране не только ослаблением ее конкурентоспособности на мировой арене, изоляцией от передовых научно-технических разработок и пр. Вследствие проведения изоляционной политики государство может еще в большей степени уменьшить роль своих финансовых и экономических рынков в мировой системе, увеличив тем самым уязвимость от коллективной динамики финансово-экономической сети, формируемой преимущественно ее ключевыми игроками.

При этом рост открытости мировой экономики неизбежно усиливает диспропорциональность всей мировой финансово-экономической системы (производя больше проигравших, чем победителей), обостряя противоречия и борьбу между отдельными странами, экономическими классами и

влиятельными группами и увеличивая тем самым системную уязвимость и негативную коллективную динамику.

Попытки нивелирования или сокращения системных угроз на фоне продолжающейся глобальной борьбы за долю рынка и технологическое превосходство в ближайшее время могут быть воплощены в выделении конкурирующих региональных блоков, борющихся за экономическое и политическое господство, в которых доминирует та или иная крупнейшая экономическая держава. Межгосударственное сотрудничество и интеграция в сфере безопасности на региональном уровне, в данном случае основанная на усилении эндогенной открытости и союзничества между геоэкономическими странами-партнерами, при одновременном ослаблении международной открытости являются потенциально наиболее простой, перспективной в реализации и эффективной стратегией безопасности.

Данный сценарий развития событий видится более реалистичным, но при этом менее эффективным в стратегическом аспекте развития. Подобная жесткая регионализация мировой финансово-экономической системы может нивелировать внешние кризисные проявления. Но, не устранив их первопричину, она лишь на время уменьшит имеющиеся проявления хаоса. Интенсивность этнических и националистических конфликтов на фоне обостряющихся диспропорциональностей международных экономических отношений при региональной модели мирового устройства со временем будет становиться все более острой.

Единственным действенным инструментом преодоления, недопущения скатывания в стадию неуправляемой кардинальной перестройки, при которой система перейдет в принципиально новое состояние, иную стадию развития, являются глобальные преобразования системы общественного производства и потребления, роли капитала в данном процессе и самое главное - формирование ценностно ориентированной культуры общественно значимых финансово-экономических отношений и человеческого бытия. То есть посредством построения новой модели и принципов управления экономикой и обществом, основанных на новых общественно-экономических устоях и справедливой перераспределительной когерентной межнациональной политике в целях достижения относительно устойчивого состояния мировой системы в интересах всех стран-участниц.

Описываемые кризисные проявления и динамика их развития являются не результатом ошибочного регулирования международных и национальных финансово-экономических систем в связи с непониманием со стороны правящей элиты ее текущего уровня сложности. Они порождаются самой сутью современной финансово-экономической системы, основанной на капиталистическом способе производства материальных ценностей и распределения богатства в мире, являясь одной из первопричин развития и распространения кризиса в мире.

Не усиливающаяся мобильность денег в мире, а именно возрастающая дипропорциональность между способностью мирового сообщества производить и потреблять лежит в основе мирового кризиса. В силу того, что источники формирования данных показателей различны, по мере развития мировой финансово-экономической системы разрыв между способностью системы производить и ее способностью потреблять произведенное будет только усиливаться. Уже сейчас во многих крупнейших мировых державах наблюдаются критические разрывы между сведением накоплений населения до минимального предела (к примеру, в США - 0 %, ЕС - 10 %, Японии - 1,9 %) и величиной кредитов, выданных населению, достигших максимальных пределов (превышающих уровень дохода человека в течение всей его жизни).

В итоге нарастающие дисбалансы приведут систему к «критическому уровню». Вся общественно-экономическая система трансформируется в принципиально новое состояние, иную стадию развития, при которой сложившаяся система производства рушится. Новое состояние общественно-экономической системы, переживаемое в настоящее время и воспринимаемое как «глобальный кризис», может продолжаться бесконечно, усиливаясь со временем.

Преодоление сложившейся ситуации возможно только вследствие изменения способа управления финансами, экономикой и обществом.

торое в современных условиях экспоненциального развития технологий становится лавинообразным (экспоненциальным). Пропагандируемая идеология потребления, власти денег, диктата псевдодемократических ценностей и государственных устройств уничтожает все, что мешает наращиванию темпов потребления.

Отсутствие понимания того, что подобное поведение в отношении конечных ресурсов Земли не только приводит к бесконтрольному расходованию самих ресурсов, но и противостоит единому «космическому порядку», формирующему эволюционное движение всего сущего и являющемуся единым универсальным законом развития, единообразно описывающим эволюцию любых систем (как биологических, так и небиологических), проявляется в кризисе всей системы нашего бытия. Происходит рост социальной напряженности, продолжаются этнические и религиозные войны, финансовые и экономические конфликты и т. п., ускоряя приведение всей системы к критическому состоянию и закономерному самоуничтожению.

Стратегия выхода из сложившегося кризиса и переход мировой финансово-экономической системы в принципиально новое состояние, в иную стадию развития возможны только в случае поэтапного глобального преобразования системы общественного производства и финансовых отношений как неотъемлемой части всего человеческого бытия.

Требуемые в связи с этим радикальные структурные реформы всей системы финансово-эконо-

мических отношений и общественного устройства должны основываться на принципе эффективного управления открытыми финансово-экономическими системами - контроле за недопущением подобных дисбалансов производства-потребления и денежных потоков:

Сверхдоходов;

Сверхпотребления;

Сверхбедности;

Недопотребления;

Расточительной траты мировых ресурсов в интересах меньшинства и т. п.

Эти реформы необходимо дополнить системной трансформацией человеческого бытия.

Это является единственным путем к преодолению сложившейся критической ситуации в мире и нивелированию угроз национальной безопасности России, вызванных открытостью и повышенной уязвимостью ее экономики.

Список литературы

1. КругманПол. Возвращение Великой депрессии?: перевод с англ. М.: Эксмо. 2009.

2. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537.

3. Сорос Дж. Новая парадигма финансовых рынков: перев. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2008.

4. Allen F. and Gale D. Journal of Political Economy. 108(1):1-33. 2001.

5. Allen F. and Gale D. Systemic risk and regulation. NBER in a volume on the Risks of Financial Institutions edited by M. Carey and R. Stulz. 2005.

6. Boccaletti S., Latora V., Moreno Y., ChavezM., Hwang D.-U. Complex networks: structure and dynamics Physics Reports 424. 175-308. 2006.

7. Carmi S., Wu Z., Liopez E., Havlin S. and Stanley H. E. Transport between multiple users in complex networks Eur. Phys. J. B 57. 165-174. 2007.

8. Krugman P. The Return of Depression Economics and the Crisis of 2008. Norton. New York. 2009.

9. Kim and Mauborgne. Blue Ocean Strategy. Harvard Business School Press. 2005.

10. Morris S. and Shin H. Financial regulation in a system context. Brookings Panel on Economic Activity. September. 2008.

11. Soros G. New Paradigm for Financial Markets. Trans. with Engl. MA: Publisher: Mann, Ivanov and Ferber. 2008.

12. Zhenhua Wu, Lidia A. Braunstein Shlomo Havlin and Eugene Stanley H. Transport in Weighted Networks: Partition into Superhighways and Roads. Physical review letters prl. 96. 148702. 2006.

Понятие экономической открытости

Определение 1

Открытая экономика – это национальная хозяйственная система, на развитие которой влияет мировой рыночный механизм, а ее внешнеторговые отношения положительным образом сказываются на социально-экономическом развитии страны.

Современный мир испытывает влияние глобализационных процессов. Страны открывают свои границы, все больше взаимодействуют друг с другом в области торговли и совместного производства. Стремление к интеграции в единое экономическое пространство стало продолжением международного разделения труда. Последнее сложилось в силу объективных причин, а именно, особенностей природно-климатических условий, наличия дешевых факторов производства, доступности ресурсов, в том числе источников энергии.

Международная торговля строится на том, что ни одна страна не может полностью удовлетворить внутренний потребительский спрос. Кроме того, международное разделение труда позволяет реализовывать на мировом рынке продукцию, которую можно производить по цене ниже общемировой. В это же время, у страны появляется возможность закупать блага, производство которых было бы слишком дорогим.

Существовавший в странах советского лагеря «железный занавес» требовал от государственной власти такого управления экономикой, которое позволило бы обеспечить весь спектр потребностей населения. История показала, что автократии не жизнеспособны. Экономическая закрытость ведет к постепенной стагнации экономики, снижению темпов роста, которые часто достигаются за счет искусственного вмешательства. Наиболее гибкой системой отношений на данным момент считается рыночное взаимодействие между микро- и макроэкономическими субъектами. Оно строится на принципах свободы и преследования личного интереса.

Развитие открытых экономических систем является естественным продолжением интеграционных и глобализационных процессов в мире. К признакам, характеризующим открытую экономику, относят:

  1. Формирование устойчивой международной специализации.
  2. Осуществление обмена на основе производственных издержек.
  3. Сопоставимые цены на продукцию внутренних производителей и импортных поставщиков.
  4. Стабильное валютно-финансовое положение.
  5. Возможность национальных предприятий выходить на международный рынок.
  6. Свобода выбора рынка для национальных субъектов хозяйствования.

Замечание 1

Таким образом, открытость экономики – это естественное явление мирового социально-экономического пространства.

Факторы и преимущества открытой экономики

Степень экономической открытости влияет на способность страны интегрироваться в мировую экономику, участвовать в процессах разделения труда и кооперации. В свою очередь, это помогает осуществлять рациональное распределение ресурсов и готовых благ. Положительным образом сказывается конкурентная борьба между странами. Достижение экономической стабильности дает возможность странам перенимать опыт, а также стимулировать рост потенциала внутреннего производства.

Степень экономической открытости страны определяется следующими факторами:

  1. Уровень экономического развития. При высоких показателях производительности, уровня жизни и доходов на душу населения устанавливается несоответствие между внутренними потребностями рынка и существующим на нем предложении.
  2. Размер потенциала экономики. Чем меньше потенциал, тем большая степень открытости необходима.
  3. Наличие необходимых природных ресурсов.
  4. Отраслевые пропорции. Чем больше количество базовых отраслей, тем более закрытой может быть экономическая система. И наоборот, чем развитее третичный сектор экономики, сфера услуг и перерабатывающая промышленность, тем экономика более открыта.

Стоит отметить, что абсолютной экономической открытости быть не может. У каждой страны имеются отрасли народного хозяйства, требующие соблюдения коммерческой тайны, либо прямого государственного регулирования. Как правило, это отрасли оборонной промышленности, научных и технических разработок. Кроме того, необходимо отслеживать влияние экономической открытости на развитие внутреннего рынка. Если доступ к нему открыт для любых субъектов, то национальный рынок может не выдержать конкуренции.

Показатели экономической открытости

Основными критериями, позволяющими оценить степень экономической открытости, являются:

  1. Показатель эластичности экспорта. Демонстрирует зависимость изменения объема экспорта от изменения внутреннего валового продукта.
  2. Показатель эластичности импорта. Описывает изменение объема импорта при изменении внутреннего валового продукта на 1%.

Однако, эти критерии не являются стопроцентно достоверными. Часто возникает ситуация, когда экспортная квота выше средней, для стран – импортеров энергоресурсов. Но это не свидетельствует об экономической открытости. Такой коэффициент показывает степень экономической вовлеченности страны в мировую экономику.

Экспортная квота или доля экспорта во внутреннем валовом продукте рассчитывается по формуле:

$XQ = X / GDP 100$%

где $X$ – доля экспорта, $GDP$ – внутренний валовый продукт

В случае, если показатель будет меньше 10%, говорят об экономической закрытости. Показатель выше 35% свидетельствует об открытости экономики, ее конкурентоспособности и производительности.

Импортная квота рассчитывается по формуле:

$MQ = M / GDP 100$

где $M$ – доля импорта, $GDP$ – внутренний валовый продукт

Замечание 2

Чем выше доля импорта, тем более открыта экономика, что не всегда несет положительный эффект. Большая доля импорта говорит о том, что экономика страны зависима от импортных товаров, а значит, от поведения других стран.

Основной чертой открытой экономики является свободная конкуренция, ей не свойственна монополия. Внутренний рынок доступен для зарубежных компаний, трудовых ресурсов, иностранного капитала. В то же время субъекты хозяйствования могут свободно выходить на внешние рынки.

Признаки открытой экономики

При открытой экономике происходит распределение мирового капитала, обмен знаниями, технологиями, квалифицированными кадрами. Это приносит пользу обществу, а также государству в целом.

Открытой экономике присущи следующие признаки:

  • специализация экономики ориентирована не только на внутренний рынок, но и внешний;
  • происходит сопоставление цен на отечественные и зарубежные товары, что в конечном итоге приводит к снижению стоимости для потребителей;
  • часть операций отечественных субъектов хозяйствования ориентирована на экспорт;
  • при организации производства, разработке технологий, учитываются зарубежные тенденции;
  • международные договора и обязательства находятся в приоритете.

Следует отметить, что абсолютно открытой экономики не существует, так как определенные ограничения все же присутствуют. Притом в каждой стране эти ограничения разные и связаны в большей степени с защитой внутренних интересов страны и поддержкой отечественных субъектов хозяйствования. Мера открытости определяется внешнеэкономической политикой государства. В зависимости от этого, принято различать два типа открытой экономики:

  • Большую — характеризуется высокой степенью открытости и глобализации национальной экономики. Многие субъекты хозяйствования работают на внешних рынках и способны оказывать на него существенное влияние
  • Малую — характеризуется невысокой степенью открытости. Хотя такую экономику закрытой назвать нельзя, так как доступ к внешним рынкам она имеет и представлена на них, но это присутствие слабое и не оказывает на него влияния.

Степень открытости экономики не может полностью регулироваться государством. На нее влияют другие факторы:

  • обеспеченность страны всеми необходимыми ресурсами;
  • структура национального производства;
  • насыщенность внутреннего рынка;
  • степень развития национальной экономики.

Преимущества и недостатки

Модель открытой экономики достаточно актуальна в эпоху глобализации. Она предусматривает интеграцию многих процессов в международные отношения. Это дает положительный эффект и создает благоприятные условия для развития национальной экономики. К преимуществам открытой экономической модели можно отнести:

  • международная кооперация производства;
  • углубление международной специализации;
  • обмен передовым опытом;
  • получение инновационных технологий;
  • доступ к дешевым финансовым ресурсам.

Несмотря на очевидные преимущества, открытая экономика имеет и определенные недостатки:

  • финансовая и технологическая зависимость от других государств;
  • риск спада отечественного производства;
  • изменение структуры отечественной экономики.

Чтобы нивелировать негативные последствия интеграции отечественной экономики в мировую, государство предпринимает комплекс мер по защите отечественного производителя и поддержке его при выходе на внешние рынки, разработке и внедрении инноваций.

Открытая экономика – экономика, интегрированная в мировое экономическое пространство, достаточно полно реализующая преимущества международногоразделения труда,активно использующая различные формы мирохозяйственных связей, обусловленные процессами глобализации.

Факторы, влияющие на степень открытости экономики:

Уровень экономического развития страны;

Структура общественного производства;

Обеспеченность ресурсами;

Емкость внутреннего рынка.

Ключевые показатели:

Экспортная квота (Эк):

Эк = Э: ВВП ·100%,

где Э – стоимость экспорта за определенный период;

ВВП - стоимость валового внутреннего продукта за определенный период.

Характеризует значимость экспорта для экономики, т.е. показывает удельный вес экспортного производства в ВВП. Может рассчитываться как в целом, так и по отдельным отраслям (товарным группам). Чем больше экспортная квота, тем глубже участие страны в международных экономических связях. Высоким считается показатель, превышающий 30%.

Значительную степень открытости демонстрируют западноевропейские страны: Нидерланды - 57%,Люксембург - 40%, Швеция - 34%, Швейцария - 32%.

Еще более высокие показатели имеют некоторые развивающиеся страны: ОАЭ - 105%, Гайана - 84%, Катар - 89%, Суринам - 68%, тем не менее, в отличие от развитых стран, экономика данных государств почти целиком зависит от экспорта сырья. С другой стороны, мощнейшие государства имеют невысокую экспортную квоту: США - 7%, Япония - 12%, Франция - 22%, Великобритания - 17%, Италия - 22%. Но это свидетельствует не о низкой степени интегрированности данных стран в мировую экономику, а о больших объемах ВВП и наличии широкого внутреннего рынка.

Импортная квота (Ик):

Ик = И: ВВП ·100%,

где И – стоимость импорта за определенный период.

Показатель импортной квоты обычно высок в развивающихся и умерен или низок в развитых странах. Так, в Гайане он составляет 91%, Свазиленде - 88%, Суринаме - 68%, Йемене - 65%. В то же время во Франции этот показатель равен 23%, Италии - 22%, США - 14%, Японии - 10%.

Комбинация экспортной и импортной квоты дает представление о масштабах связи отдельных национальных экономик с мировым хозяйством.

Доля импорта в объеме национального потребления (Ди):

Ди = И: (ВВП + И – Э) ·100%,

Рост доли импорта в объеме национального потребления может свидетельствовать о расширении ассортимента, увеличении предлагаемых товаров (услуг), стимулирующем влиянии конкуренции. В то же время очень высокое значение данного показателя свидетельствует о сокращении отечественного производства из-за его низкой конкурентоспособности, о возникновении существенной и неоправданной зависимости отдельных отраслей, и экономики в целом, от импорта.

Внешнеторговая квота (ВТк):

ВТк = ВТО: ВВП ·100%,

где ВТО - объем внешнеторгового оборота.

ВТО = Э + И,

Внешнеторговый оборот на душу населения (ВТОн/д):

ВТОн/д = ВТО: Чн ,

где Чн – численность населения

Показатель международного движения капитала (ПИИн/д):

ПИИн/д = ПИИ: Чн ,

где ПИИ – объем прямых иностранных инвестиций.

Коэффициенты открытости необходимо использовать в комплексе с другими показателями экономического развития страны.

Например, США и Япония имеют огромные объемы экспорта и импорта, а по показателям открытости они рассматриваются как государства, которые имеют ограниченные внешние связи.

В противоположность этому беднейшие страны, которые экспортируют лишь один вид продукции добывающей промышленности или продукции тропического земледелия (кофе, какао, бананы) и имеют в целом слаборазвитую экономику, выглядят как активные участники международного разделения труда.

Характерным признаком глобализации является открытость экономики. Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился переход от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.

Впервые определение открытости дал французский экономист М. Пербо. По его мнению, «открытость, свобода торговли – это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики».

Для нормального функционирования мирового хозяйства необходимо в конечном счете достичь полной свободы торговли между странами, такой же, какая ныне характерна для торговых отношений внутри каждого государства.

Экономика открытая – экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда. Противостоит автаркическим экономическим системам, развивающимся обособленно на основе самообеспеченности.

Степень открытости экономики характеризуется такими показателями, как экспортная квота – отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), объем экспорта на душу населения и др.

Отличительная особенность современного экономического развития – опережающий рост мировой торговли по отношению к мировому производству. Международная специализация не только выгодна национальной экономике, но и способствует увеличению объемов мирового производства.

Вместе с тем открытость экономики не устраняет двух тенденций в развитии всемирного хозяйства: усиление ориентации национально-государственных экономических образований на свободную торговлю (фритредерство), с одной стороны, и стремление к защите внутреннего рынка (протекционизм) – с другой. Их сочетание в той или иной пропорции лежит в основе внешнеэкономической политики государства. Общество, признающее как интересы потребителей, так и свою ответственность за тех, кому оно создает трудности в своем стремлении к более открытой торговой политике, должно выработать компромисс, который позволяет избежать дорогостоящего протекционизма.

Преимуществами открытой экономики являются:

1) углубление специализации и кооперации производства;

2) рациональное распространение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

3) распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

4) рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика – это устранение государством монополии внешней торговли, действенное применение принципа сравнительных преимуществ и международного разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Один из важных критериев открытой экономики – благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологии, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью.

Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, информации и рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

Для характеристики степени участия той или иной страны в системе международных экономических связей или степени открытости национальной экономики используется целый ряд показателей. Среди них следует назвать прежде всего экспортную (Кэксп ) и импортную (Кимп ) квоты, удельный вес стоимости экспорта (импорта) в стоимости ВВП (ВНП):

где Q эксп. – стоимость экспорта;

Q имп. – стоимость соответственно экспорта и импорта.

Другим показателем является объем экспорта, приходящийся на душу населения (Q эксп. / д. н. ):

где Ч н. – численность населения страны.

Экспортный потенциал страны оценивается той долей произведенной продукции, которую может продать страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики, внутреннего потребления:

где Э п. – экспортный потенциал (коэффициент имеет только положительные значения, нулевое значение указывает на границу экспортного потенциала);

Д д. н. – предельно допустимый доход на душу населения.

Вся совокупность внешнеторговых операций по экспорту получила название «внешнеторговый баланс страны», операции по экспорту в котором относятся к активным статьям, а операции по импорту – к пассивным. Общая сумма экспорта и импорта создаст сальдо внешнеторгового оборота страны.

Сальдо внешнеторгового оборота образует разность между суммой экспорта и суммой импорта. Сальдо торгового баланса является положительным, если экспорт превышает импорт и, наоборот, отрицательным – при превышении импорта над экспортом. В экономической литературе Запада вместо сальдо внешнеторгового оборота используется другой термин – «экспорт». Он может быть также положительным или, отрицательным в зависимости от того, преобладает экспорт или напротив.

Случайные статьи

Вверх