Люди с особыми потребностями. Истории инвалидов, добившихся успеха

Я благодарю Бога за свои увечья,

которые помогли мне найти себя,

свою работу и своего Бога.

Х. Келлер,

слепоглухонемая писательница

Наш разговор о мечтах подходит к концу, и в заключительной статье данного цикла мне хотелось бы сказать несколько слов о тех, для кого физические ограничения не стали преградой для исполнения мечты, об известных людях с ограничениями и инвалидах, добившихся успеха. Им воплотить свои мечты было гораздо труднее, чем большинству из нас, поскольку преградой были разного рода физические увечья, врожденные или приобретенные.

Но это не помешало им воплотить в жизнь то, о чем они мечтали, напротив, именно это побуждало действовать вопреки всему, чтобы доказать себе и миру, что они тоже могут жить полноценной жизнью. И тем более ярким примером они могут служить для нас, для тех, у кого нет этих ограничений.

История о первом слепом летчике

Одним из таких примеров инвалидов, добившихся успеха по праву может служить Майлз Хилтон-Барбер, первый в мире слепой летчик.

Его нелегкий путь к мечте, на мой взгляд, яркая иллюстрация того, как порой необходимо разорвать порочный круг из ограниченных представлений, которые сдерживают наши внутренние силы, не давая им пробиться и творить свою реальность. Майлз Хилтон-Барбер родился в семье летчика (1948 г., Зимбабве), и когда вырос, решил пойти по стопам отца.

Он пытается поступить в летное училище, однако, не проходит медкомиссию по зрению. А через три года ему сообщают страшную новость, что из-за генетической предрасположенности он в скором времени ослепнет. Так и случилось – к тридцати годам Майлз полностью потерял зрение.

Начать с мечты

Даже сложно представить, что при этом творилось в его душе – мужчина в полном расцвете сил оказался отрезан от полноценной жизни, и путь к мечте, как ему тогда казалось, был навсегда закрыт.

Майлз переехал в Англию, где работал в Королевском национальном институте для слепых. Вспоминая то время, он признается, что «боялся пройти пешком четыреста метров до ближайшего супермаркета за буханкой хлеба».

В корне пересмотреть отношение к жизни его заставил пример младшего брата Джефа. Тот тоже слепой, однако, это его не остановило на пути к достижению своих целей, и он в одиночку сумел проплыть на яхте от Африки до Австралии.

Именно Джеф сумел внушить Майлзу мысль о том, что если ты хочешь добиться в жизни успеха, не надо начинать с того, что ты слепой, начинай с того, что ты хочешь делать больше всего в жизни. С твоей мечты.

Невероятные достижения слепых людей

Таким образом, Майлз, которому к тому времени было уже пятьдесят лет, вернулся к своей юношеской мечте – стать летчиком. Когда он пытался пройти обучение, ему сначала сказали: «Как можно? Ведь вы же слепой!», на что он ответил: «Ну и что? Всех пилотов гражданской авиации учат летать вслепую, а я уже слепой! Уже годен к профессии!»

С тех пор у Майлза началась новая жизнь. Он стал участвовать в спортивных приключениях, на которые не каждый здоровый решится, не говоря уже о слепых, таких, как марафон, бег, скалолазание и полеты на малогабаритных самолетах. На его счету масса достижений, например, марафон через Сахару, покорение горы Килиманджаро, марафоны в Китае и Сибири и многое другое.

В 2003 году он стал первым слепым летчиком, перелетевшим Английский канал на легковом самолете. И своим личным примером он вдохновляет многих людей по всему миру, побуждая их делать то, о чем они мечтают и не позволять обстоятельствам их удерживать.

Как жить полной жизнью несмотря на физические ограничения?

Урок этой удивительной истории, на мой взгляд, состоит, в первую очередь в том, что когда ты чего-то по-настоящему хочешь, не следует сидеть и дожидаться того, когда обстоятельства изменятся в лучшую сторону, а нужно просто идти и действовать .

Ведь как признавался сам Майлз, что раньше он думал, что вот если бы Бог или медицинские технологии вылечили его от слепоты, тогда бы у него снова появились мечты, и он бы начал жить по-настоящему.

Однако, этого он мог бы прождать всю жизнь, но, к счастью не стал этого делать. И это – хороший пример для тех, кто считает, что могут чего-то добиться, когда, к примеру, экономическая ситуация или что-либо еще во внешнем мире изменится к лучшему.

Но, как известно, под лежачий камень вода не подтечет, и как признает сам Майлз, «с таким отношением я бы все еще сидел дома, как овощ диванный». Начинать всегда нужно с себя, ведь, когда меняемся мы сами, меняется и мир вокруг нас.

«Если вы хотите добиться чего-то в жизни, начинайте со своей мечты, а не с обстоятельств. Когда вы в последний раз делали что-то впервые в жизни? Это был последний раз, когда вы росли как личность… Жизнь измеряется не числом вдохов и выдохов, а событиями, захватывающими наш дух. Не бойтесь оказаться там, где захватывает дух!» М. Хилтон-Барбер.

И эти слова, конечно, актуальны не только для тех, кто страдает какими-либо физическими увечьями, но и для любого из нас.

Принять вызов судьбы

В жизни любого из нас нередко случается так, что на пути к заветной мечте встают препятствия, которые кажутся непреодолимыми, и ты вдруг невольно начинаешь думать, что нет, мне этого никогда не достичь. Однако, если твое желание по-настоящему сильное, то подобные препятствия могут восприниматься как некий вызов судьбы, своего рода испытание, словно некие высшие силы проверяют, действительно ли ты хочешь того, к чему стремишься.

«В сердцевине каждой трудности сокрыта возможность», — сказал в свое время Альберт Эйнштейн. В связи с этим хочется вспомнить еще одну историю, которая тоже может служить ярким примером того, что даже физическое увечье не является препятствием к мечте, и что никогда не надо бояться делать то, чего до тебя никто не делал.

Слепой врач

Дэвид У. Хартман ослеп, когда ему было восемь лет. У него была мечта стать врачом, но на медицинском факультете университета Темпл ему сказали, что среди выпускников не было ни одного незрячего.

Дэвида это не остановило, он мужественно принял вызов судьбы и стал учиться по аудиозаписям, а у него были записи двадцати пяти медицинских учебников. И таким образом в возрасте двадцати семи лет Дэвид стал первым слепым выпускником медицинского факультета.

Подобные примеры, конечно, заставляют вспомнить о той силе духа, что заложена в каждом из нас, что способна преодолеть любые трудности и найти выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций.

Ведь, когда перед глазами пример того, кто, страдая каким-либо физическим увечьем, все-таки сумел достичь поставленной цели, то ты невольно чувствуешь, что тоже все сможешь, ведь у тебя, в отличие от него, никаких ограничений нет, и ты здоров и способен сделать абсолютно все, чего пожелаешь.

Художница без рук

В связи с этим вспоминается еще один яркий пример – колумбийская художница Zuly Sanguino. Ее картины очень талантливы, наполнены светом и жизнью, и несут в себе такой поток положительной энергии, что, глядя на них, совершенно не думаешь о том, что их создательница страдает врожденной патологией (у нее недоразвиты конечности, по сути, нет рук и ног, и рисует она, зажав кисть в зубах).

История жизни этой девушки, художницы — инвалида – еще один из ярких примеров того, что наш дух сильнее любых увечий, и даже если недуг непреодолим, то он не может быть препятствием к исполнению заветной мечты.

Но прежде чем Zuly стала тем, кем она сегодня является, на ее долю выпало немало испытаний. Девочка родилась с диагнозом фокомелия, и, казалось, обречена на всю жизнь быть прикованной к постели. Однако, ее мать не хотела с этим мириться и приложила неимоверные усилия к тому, чтобы научить дочь сидеть и даже ходить самостоятельно.

Семья жила в нищете, их домом была обыкновенная хижина с земляным полом, но мать и дочь упорно шли к своей цели. Была еще одна проблема, с которой они столкнулись – агрессия со стороны отца, который не гнушался оскорблений и нередко поднимал руку на жену и детей.

В конце концов, он покончил жизнь самоубийством, что явилось причиной многолетней депрессии девочки, казалось, она уже никогда не захочет заниматься собственным телом.

Могут ли люди с ограничениями добиваться успеха?

Матери пришлось приложить много сил, чтобы вернуть дочери радость жизни. Она учила Zuly писать и рисовать, и девочка постепенно осознала свое предназначение, обрела цель в жизни.

В пятнадцать лет она поняла, что хочет посвятить себя рисованию, что ради этого стоит жить, и приложила колоссальные усилия к тому, чтобы освоить азы живописи. Умение воплощать свой мир на бумаге было выстрадано девушкой кровью и потом, но с тех пор у нее началась новая, светлая полоса. Ведь она осознала свое предназначение – дарить людям свет и радость через свою живопись.

А ведь, когда ты стремишься доставить радость кому-то, то собственные страдания отходят на второй план, и ты видишь, ощущаешь, в первую очередь, прекрасное – в себе и в окружающем мире.

Сейчас Zuly 24 года, и она научилась делать практически все самостоятельно: сама одевается, накладывает макияж, моет полы шваброй и, конечно же, рисует.

Кроме того, она принимает активное участие в экологических инициативах: вместе с братьями и сестрами регулярно собирает мусор в своем микрорайоне, в свободное время помогает матери с младшими детьми или нянчит соседских малышей.

Более того, она выступает с мотивирующими лекциями в частных фирмах, школах и даже тюрьмах. Конечно, ей, в отличие от большинства из нас, каждый день приходится преодолевать себя, сталкиваясь с собственными физическими ограничениями, и то, что для нас является простым действием, для нее –маленький подвиг, но тем яснее ее пример дает понять, что когда мы проявляем силу духа, то способны преодолеть все.

«Человеческий дух невозможно парализовать. Вы дышите – значит, можете мечтать». М. Браун

Самые известные и талантливые инвалиды в истории

И можно еще привести очень много примеров известных людей, которые приняли вызов судьбы и добились поразительного успеха, при этом имея инвалидности и прочие отклонения от здорового физического тела.

Джон Мильтон, известный поэт и писатель, был слеп.

Ицхак Перлман, знаменитый скрипач мирового уровня, — паралич нижней половины тела.

Джеймс Тюрбер, мультипликатор и юморист, имел очень плохое зрение.

Хизер Уайстон, мисс Америка 94, глухая.

Рейфер Джонсон, чемпион в десятиборье, родился с увечной ступней.

Эдуард Гольдернесс, русский поэт и переводчик, живший в Грузии, с пятнадцати лет был неизлечимо болен. Но при этом, как вспоминает его любимая женщина:

«Более героической, беспокойной судьбы я вокруг себя не видела. Дело не только в том, что он был поэтом, писал сонеты, переводил, - он осуществлял «связь человека с человеком», он создавал новые высшие формы человеческого общения, он облагораживал тех, кто жили рядом с ним».

И этот список можно было бы продолжить. Ведь главное, что объединяет всех этих людей – это сила и стойкость духа, способность не смиряться с обстоятельствами, жить и творить, воплощая свои заветные желания.

Живи искренне и добьёшься всего несмотря на ограничения

«Судьба не дается человеку извне, а каждый день вызревает в его сердце», — сказал известный буддийский философ Дайсаку Икэда. Иными словами, любой из нас из нас каждый день творит свою судьбу, бережно выращивает ее, как росток из семечка. Ведь что в себя заложишь, то в итоге и прорастает.

А примеры тех, о ком мы говорили, могут быть ярким подтверждением этой мысли – о том, что каждый из нас, в конечном итоге, является творцом своей судьбы, и из любой, даже самой тупиковой ситуации есть выход, когда ты знаешь, к чему стремишься.

Именно такие люди с ограниченными возможностями с рождения или в результате несчастных случаем ставшие инвалидами, и учат нас больше ценить то, что у нас есть и раскрывать заложенные в нас Богом возможности.

Ведь как говорит россиянка Вера Котелянец, родившаяся без рук и научившаяся все делать при помощи ног, в том числе и ухаживать за детьми: «Когда слышу, что кто-то жалуется на жизнь, то думаю: «Мне бы ваши руки, я бы мир ими перевернула»!

Добавить к этому, как говориться, нечего. Перестаньте жаловаться на то что у вас недостаточно денег или хороших знакомств, ведь если вы начнете жить искренне, самосовершенствоваться и каждый день делать хоть небольшой шаг в направлении своего предназначения и того что вы больше всего любите (к своей мечте), то скоро между вашим счастьем и вами не останется никаких барьеров, и вы сможете добиться всего чего пожелаете, несмотря на любые физические или материальные ограничения, чего я вам и желаю.

3 декабря – Всемирный день инвалидов. Степень человечности государства и общества зависит от отношения к людям «с ограниченными возможностями»

Инвалид в мире и инвалид в России – это совершенно разные жизненные стратегии. Инвалидов на улицах мы в России, увидели только в 90-е годы, когда в стране появились западные туристы. Оказалось, что люди на инвалидных колясках, глубокие старики, умственно отсталые… могут путешествовать. Наши инвалиды были надежно спрятаны, чтобы не портить бодрый настрой советских пятилеток, в социальных интернатах или, в лучшем случае, в своих собственных квартирах. Они были придавлены нищетой, отсутствием средств реабилитации и не имели элементарной возможности передвигаться. А инвалидов войны отправляли на Валаам.

С тех пор многое изменилось, но до равных возможностей для инвалидов в России пока еще далеко.

Минздравсоцразвития разработана Государственная программа "Доступная среда 2011-2015 годы".

О том, что реально планируется сделать, наш обозреватель Людмила РЫБИНА беседует с Григорием ЛЕКАРЕВЫМ, директором Департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития России.

Григорий Григорьевич, Департамент, который вы возглавили, существует в Министерстве меньше года. Означает ли появление специального подразделения, что отношение к инвалидам в стране будет меняться?

Означает. Оно и в мире начало меняться лет 15 назад. Если раньше задачей было максимально реабилитировать инвалида, приспособить его к окружающей среде, то теперь это движение с двух сторон – навстречу. Появилась убежденность, что среду жизнедеятельности тоже надо делать дружелюбной к человеку с ограниченными возможностями, не забывая при этом о реабилитационных мерах. Только тогда можно достигнуть полноценной интеграции человека в общество.

Причем, дружелюбная среда нужна не только людям, которые официально имеют статус инвалидов. Могут быть временные ограничения в связи с болезнью, могут появиться проблемы с возрастом, есть особые потребности у родителей с детьми, с колясками, например,– всем нужна дружелюбная среда.

Мы позже, чем другие страны начали работу, но у нас теперь есть возможность ориентироваться на то, что ими уже сделано. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В соответствии с её положениями и в соответствии с федеральным законом о социальной защите инвалидов в Российской Федерации при оказании услуг должны учитываться потребности людей с инвалидностью. Любая услуга, предоставляемая населению, должна была доступна для инвалидов. У нас множество объектов и многие услуги пока остаются недоступными. Отдельными разрозненными мероприятиями такую масштабную задачу не решить. Если мы приспособим улицы, но забудем о жилье, инвалиды просто не смогут на улицу попасть, а если, приспособив и улицу, и жилье, и театры, забудем о транспорте, то до этого оборудованного пандусами и специальными местами театра инвалид все равно не доберется. Поэтому Государственная программа "Доступная среда на 2011-2015 годы" – комплексная. Мы попытались создать такой механизм реализации, при котором будет учитываться весь маршрут инвалида, конечно, делая акцент на наиболее востребованных инвалидами объектах и услугах, ведь сделать все доступным сразу невозможно: объекты строились сотнями лет. Но при любом новом строительстве, при выпуске новой продукции, должны учитываться потребности инвалидов. Если учесть потребности инвалидов на стадии проектного решения, то затраты увеличиваются всего на 1-1,5 процента и окупаются за счет увеличения потребительского спроса со стороны инвалидов и других маломобильных категорий граждан, только инвалидов в Российской Федерации – около 10 процентов населения.

В Конвенции ООН есть отдельный пункт: ее положения должны распространяться на все части федеративных государств без каких-либо изъятий и исключений. Субъекты Российской Федерации наделены значительными полномочиями в этой сфере. Без их полноценного участия создавать условия доступности будет невозможно.

- Регионы будут участвовать в софинансировании программы?

Программа еще не утверждена, но в целом одобрена на совещании в Правительстве. Затраты на ее реализацию мы прогнозируем в объеме 47 млрд. рублей, из них участие регионов запланировано в размере 19,7 млрд. рублей.

О желании участвовать в программе на условиях софинансирования заявили более 60 субъектов. В некоторых регионах проанализировано состояние доступности среды, паспортизируются объекты, необходимые инвалидам. Саратов, Москва, Петербург и некоторые другие субъекты и раньше имели свои программы по развитию доступности, но большинство регионов были больше сосредоточены на реабилитации. К программам регионов есть общее требование – они должны быть комплексными: не просто строительство объектов для инвалидов, а доступность ко всем объектам и ко всем услугам. Это относится не только к тому, о чем мы уже говорили: жилью, транспорту, улицам, но еще и к услугам и объектам здравоохранения, культуры, спорта, социального обслуживания, службам занятости, образования, прежде всего к школам. Мы постарались отразить то, о чем нам чаще всего говорили представители сообществ инвалидов.

Вы упомянули школу. Здесь какой-то путь преодолен. Было время, когда на дверях учебных заведений так и писали: школа для детей с задержкой умственного развития. Потом эти таблички сменили, стали писать: для детей с ограниченными возможностями. Теперь особые школы называют школами для детей с особыми потребностями.

Появилась и еще одно понятие: инклюзивное или интегрированное образование. Дети с особыми потребностями обучаются вместе со здоровыми. В одном классе, если это возможно, или в коррекционном классе, но в составе обычной школы. Это важно и для тех ребят, у кого есть инвалидность и еще более важно - остальным детям. Это залог на будущее поколение. Только таким образом полностью можно устранить отношенческий барьер. Хотя на первых шагах может быть непонимание со стороны родителей наших учеников. Здесь должна помочь информационная кампания.

Необходимо преодолевать предвзятость и в том, что относится к положению семей, имеющих детей-инвалидов и к вопросам занятости инвалидов. Барьеры в головах тоже нужно разрушать. Много сделано в этом году победами россиян на паралимпиаде.

Пока же, по данным Минобрнауки России, только 2% школ доступны для инвалидов, то есть они физически могут туда попасть. По итогам Государственной программы к 2015 году мы планируем достичь 20% показателя, чтобы на уровне каждого муниципального образования была создана сеть доступных учебных заведений, и родители с детьми могли, при желании и возможности ребенка, выбирать форму обучения в обычной школе.

- Регионы боятся, что доступная среда – это очень дорого.

Не всегда это стройка. Не всегда необходимо расширять пролеты, строить лифты. В случае если объект приспособить невозможно, надо сделать доступной услугу. А для этого можно изменить работу учреждения, какие-то услуги можно оказывать дистанционно, внедрять ассистивные (помогающие) устройства. Можно включить в работу учреждения специального помощника.

Проблемы у инвалидов разные. Они имеются как у тех, кому сложно передвигаться, так и у тех, кто является инвалидами по зрению, слуху, или людей с ментальными проблемами.

Да, надо учитывать все эти потребности. Вот, к примеру, аэропорт. Каким размером шрифта должна быть представлена информация о предоставляемых аэропортом и компанией-перевозчиком услугах, где написанное следует дополнить опознавательными маяками, пиктограммами, где продублировать информацию на видео- или аудионосителях, где должна быть организована работа помощника из персонала. Комплекс таких рекомендаций есть. Нам уже не надо его изобретать.

У нас уже принят технический регламент о безопасности зданий и сооружений, это федеральный закон, в котором установлены требования доступности для инвалидов и других граждан с ограниченными возможностями передвижения, кроме того, существуют национальные стандарты, которые содержат в себе конкретные рекомендации о том, каким образом можно сформировать такие условия. То есть нормативная база существует. Любое новое здание: жилой дом, школа, поликлиника теперь должны строиться с учетом потребностей инвалидов. На мой взгляд по новому строительству, главное - эффективный контроль. А приспособить существующие объекты, имеющие наибольшее значение для инвалидов, с 2011 года поможет Государственная программа «Доступная среда».

Но это не все. В программе есть раздел об обязательных субтитрах на общероссийских, общедоступных каналах телевидения. В Конвенции ООН говорится, что любые приспособления для инвалидов должны быть разумными и не мешать тем, кто может без них обходиться, это принцип «универсального дизайна». Включить субтитры в телевизоре можно по желанию телезрителя. Вопрос в производстве субтитров - как можно больше программ должны их иметь и давать возможность включить, при необходимости, скрытый телетекст. Реализация мероприятий госпрограммы позволит производить до 12,5 тысяч часов субтитров в год к 2015 году.
В рамках Государственной программы будут разработаны методики, благодаря которым спортивные сооружения смогут посещать инвалиды для занятий физкультурой, а учреждения культуры: музеи, театры, кинотеатры, - смогут предоставлять услуги в доступном виде. Наши соисполнители в программе – министерства культуры, связи, транспорта, регионального развития, промышленности и торговли, спорта и туризма, образования и науки, Федеральное медико-биологическое агентство.

То есть все должны вспомнить о том, что люди разные, и не все готовы к бегу с барьерами? Но это же изменение всей окружающей среды и всей жизни. Шутка ли изменить транспорт?

Да, все автобусы мы завтра заменить на доступные не сможем. Но мы можем выработать план поэтапной замены транспортных средств. Существует и автомобильный, и железнодорожный, и авиационный и водный транспорт, и в каждом транспортном средстве необходимо предусматривать возможность предоставления услуги слепому, глухому, тем, кто ограничен в движении, но передвигается сам, кто не передвигается без посторонней помощи, кто нуждается в сопровождающем. Для каждой категории необходимы свои особенные приспособления. Именно поэтому Минтранс России и является соисполнителем Госпрограммы. Например, для перелета инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата салон самолета должен быть укомплектован специальными транспортными креслами-колясками (те, в которых инвалиды передвигаются по земле – не подходят). С Минтрансом России мы уже обсуждаем эти вопросы.

- Это, видимо, долгое дело. Не закончится ли все лишь научными изысканиями и разработками?

На все исследования мы отводим два года – 2011 и 2012. В 2013-2015 годы будет софинансирование региональных программ. Но это не значит, что в первые два года мы только пишем бумаги. Начнут реализовываться пилотные проекты в ряде субъектов. Запустим программу "безбарьерная школа". А еще есть уверенность, что 2015-м годом это завершиться не должно. Обеспечение доступности среды для инвалидов должно стать тем обязательным требованием, которое следует учитывать государственным структурам и частному бизнесу при проектировании, в строительстве, в производстве и при предоставлении услуг.

- Предусматривает ли программа работу с самим инвалидом?

Мы планируем изменить подходы при освидетельствовании. Разрабатываются новые классификации и критерии в соответствии с Международной классификацией функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Они должны будут отражать особые потребности инвалида для обеспечения доступности для него окружающей среды.

Люди опасаются, что новая классификация – это способ сократить число инвалидов, пользующихся льготами. Есть ли такая цель?

Никаких нововведений, которые бы ухудшили положение инвалидов, не планируется. Мы хотим создать более индивидуализированный подход. Сейчас у нас три группы инвалидности. Если человек, имеющий какую-то группу инвалидности, обращается в аэропорт или авиакомпанию, то соответствующие службы не могут оценить, в какой помощи он нуждается такой человек. Он не может услышать объявления? Он нуждается в помощнике для передвижения? Он не видит табло и нуждается в голосовом объявлении? МКФ позволяет ввести буквенно-цифровое обозначение преимущественного вида ограничения жизнедеятельности. Такая система уже существует во многих странах мира.

Много жалоб о том, что процедура освидетельствования при медико-социальной экспертизе бюрократическая, мучительная для человека.

Много жалоб поступает и в Министерство. Жалуются на большое число инстанций, которые надо пройти и собрать документы, а затем передать их в бумажном виде. В настоящее время мы планируем провести пилотную отработку межведомственного взаимодействия на уровне трех субъектов РФ, а с 2013 года - распространить на все учреждения медико-социальной экспертизы.

Большая проблема – трудоустройство инвалидов. Я знаю директоров коррекционных школ, которые просто плачут, что они учат своих воспитанников, дают им неплохие профессиональные навыки: озеленителей, специалистов переплетного и картонажного дела, столярных работ, швей и вышивальщиц, - а устроить на работу не могут. Хотя в советские времена их "с руками отрывали" – они дисциплинированные и старательные работники.

Есть такой подход: квотирование рабочих мест, который регулируется Федеральным законом о социальной защите инвалидов. Организации, имеющие численность работников более 100 человек должны иметь в своем составе от 2 до 4 процентов инвалидов. Точный процент определяет регион. Но нужно не столько обязывать, сколько поддерживать те организации, которые реально принимают на работу инвалидов. С 2010 года в региональные программы поддержки занятости включено отдельное мероприятие по содействию трудоустройству инвалидов. Работодателю возмещаются затраты на приобретение специального оборудования для оснащения рабочего места инвалида в размере 30 тыс. рублей на одно рабочее место, на которое будут трудоустроены инвалиды. Участниками этого мероприятия стали 4 тыс. инвалидов. Общий объем средств федерального бюджета, направленных в регионы России составил порядка 1 млрд. рублей. Эта направление будет продолжено и в 2011 году. В следующем году компенсация затрат на создание рабочего места для работника с инвалидностью вырастет до 50 тыс. рублей. Это позволит расширить количество специально оборудованных рабочих мест для инвалидов.

Проблема инвалидов раньше волновала кроме родственников только органы социальной защиты, а теперь к ней подключены многие ведомства?

Обеспечивать доступность услуг для инвалидов должны в строительстве – проектировщики и строители, на транспорте – транспортные компании, в медицине – врачи, в образовании – учителя. Но дело не только в ведомствах. Каждый должен сделать какое-то усилие – что-то понять для себя, объяснить своему ребенку, тогда не будет главного барьера - отношенческого.

Данные статистики

10% россиян – 13 147 тысяч – инвалиды. 20 лет назад в России работали 22% инвалидов. Сейчас работает только 8% всех инвалидов. 300-320 тысяч каждый год встают на учет в органах службы занятости. Получают работу лишь 80-85 тысяч человек. Программа "Россия 2020" ставит задачу довести число работающих инвалидов до 40%.

Мы пытаемся доказать, что люди с ограниченными возможностями могут являться полноценными членами обществами и ни в чем не уступать обычным людям. Однако наши предшественники на своем личном примере показали, что определенные физические недостатки не могут помешать человеку быть величайшими представителями человечества.

Мигель Сервантес (1547 - 1616) - испанский писатель. Сервантес известен прежде всего как автор одного из величайших произведений мировой литературы - романа "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". В 1571 году Сервантес, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из‑за чего потерял левую руку. Позднее он написал, что "лишив меня левой руки, Бог заставил мою правую трудиться сильнее и сильнее".

Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827) - немецкий композитор, представитель венской классической школы. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит - воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. В 1803‑1804 годах Бетховеном была написана Героическая симфония, в 1803‑1805 годах - опера "Фиделио". Кроме того, в это время Бетховеном были написаны фортепианные сонаты с Двадцать восьмой по последнюю - Тридцать вторую; две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл "К далекой возлюбленной". Будучи абсолютно глухим, Бетховен создал два своих самых монументальных сочинения - Торжественную мессу и Девятую симфонию с хором (1824).

Луи Брайль (1809 - 1852) - французский тифлопедагог. В 3‑летнем возрасте Брайль поранил себе глаз шорным ножом, отчего развилось симпатическое воспаление глаз и он ослеп. В 1829 году Луи Брайль разработал используемый до настоящего времени во всем мире рельефно‑точечный шрифт для слепых - шрифт Брайля. Кроме букв и цифр на основе тех же принципов он разработал нотопись и преподавал музыку слепым.

Сара Бернар (1844‑1923) - французская актриса. Многие выдающиеся деятели театра, например Константин Станиславский, считали искусство Бернар образцом технического совершенства. В 1914 году после несчастного случая у нее ампутировали ногу, но актриса продолжала выступать. В 1922 году Сара Бернар последний раз вышла на сцену. Ей было уже под 80 лет, и она играла в "Даме с камелиями" сидя в кресле.

Джозеф Пулитцер (1847 - 1911) - американский издатель, журналист, родоначальник жанра "желтой прессы". Ослеп в 40 лет. После своей смерти он оставил 2 млн долларов Колумбийскому университету. Три четверти этих средств пошли на создание Высшей школы журналистики, а на оставшуюся сумму была учреждена премия для американских журналистов, которую вручают с 1917 года.

Хелен Келлер (1880‑1968) - американская писательница, преподаватель и общественный деятель. После болезни, перенесенной в полуторагодовалом возрасте, осталась слепоглухонемой. С 1887 года с ней занималась молодая преподавательница Института Перкинса Энн Салливан. В ходе долгих месяцев напряженной работы девочка овладела знаковым языком, а затем стала учиться говорить, освоив правильные движения губ и гортани. В 1900 году Хелен Келлер поступила в Рэдклиффский колледж и в 1904 году окончила его с отличием. Она написала и опубликовала более десятка книг о себе, своих ощущениях, учебе, мировоззрении и понимании религии, среди которых "Мир, в котором я живу", "Дневник Хелен Келлер" и др., выступала за включение слепоглухонемых в активную жизнь общества. История Хелен легла в основу знаменитой пьесы Гибсона "Сотворившая чудо" (1959), экранизированной в 1962 году.

Франклин Делано Рузвельт (1882‑1945) - 32‑й президент США (1933 ‑ 1945). В 1921 году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом. Несмотря на предпринимаемые в течение многих лет попытки победить болезнь, Рузвельт остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске. С его именем связаны одни из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, в частности, установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом и участие США в антигитлеровской коалиции.

Лина По - псевдоним, который взяла Полина Михайловна Горенштейн (1899‑1948), когда в 1918 году стала выступать как балерина, танцовщица. В 1934 году Лина По заболела энцефалитом, ее разбил паралич, она полностью потеряла зрение. После случившейся трагедии Лина По начала заниматься лепкой, и уже в 1937 году ее работы появляются на выставке в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников. В настоящее время единичные работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны. Но главное собрание скульптур - в мемориальном зале Лины По, открытом в музее Всероссийского общества слепых.

Алексей Маресьев (1916 - 2001) - легендарный летчик, Герой Советского Союза. 4 апреля 1942 года в районе так называемого "Демянского котла" (Новгородская область) в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь - после ранения. Маресьев стал прототипом героя повести Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Михаил Суворов (1930 - 1998) - автор шестнадцати поэтических сборников. В 13 лет от взрыва мины потерял зрение. Многие стихотворения поэта положены на музыку и получили широкое признание: "Красная гвоздика", "Поют девчонки о любви", "Не грусти" и другие. Более тридцати лет Михаил Суворов преподавал в специализированной очно‑заочной школе рабочей молодежи для слепых. Ему было присвоено звание Заслуженного учителя Российской Федерации.

Рэй Чарльз (1930 - 2004) - американский музыкант, человек‑легенда, автор более 70 студийных альбомов, один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул, джаз и ритм‑энд‑блюз. Ослеп в семилетнем возрасте - предположительно вследствие глаукомы. Рэй Чарльз - самый знаменитый слепой музыкант современности; он был награжден 12 премиями "Грэмми", попал в залы славы рок‑н‑ролла, джаза, кантри и блюза, в зал славы штата Джорджия, его записи были включены в Библиотеку Конгресса США. Фрэнк Синатра назвал Чарльза "единственным настоящим гением в шоу‑бизнесе". В 2004 году журнал Rolling Stone поставил Рэя Чарльза под номером 10 своего "Списка Бессмертных" ‑ 100 величайших артистов всех времен.

Стивен Хокинг (1942) - известный английский физик‑теоретик и астрофизик, автор теории о первичных черных дырах и многих других. В 1962 году окончил Оксфордский университет и начал занятия теоретической физикой. Тогда же у Хокинга стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые привели к параличу. После операции на горле в 1985 году Стивен Хокинг потерял способность говорить. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим креслом и специальным компьютером, который за него говорит.

В настоящее время Стивен Хокинг занимает должность Лукасовского профессора математики в Кембриджском университете, должность, которую три столетия назад занимал Исаак Ньютон. Несмотря на тяжелую болезнь, Хокинг ведет активную жизнь. В 2007 году он совершил полет в невесомости на специальном самолете и объявил, что намерен в 2009 году совершить суборбитальный полет на космоплане.

Валерий Фефелов (1949) - участник диссидентского движения в СССР, борец за права инвалидов. Работая электромонтером, в 1966 году получил производственную травму - упал с опоры ЛЭП и сломал позвоночник - после чего на всю жизнь остался инвалидом, мог передвигаться только на кресле-коляске. В мае 1978 года вместе с Юрием Киселевым (Москва) и Файзуллой Хусаиновым (Чистополь, Татарстан) создал Инициативную группу защиты прав инвалидов в СССР. Своей главной целью группа называла создание Всесоюзного общества инвалидов. Деятельность Инициативной группы была сочтена властями антисоветской. В мае 1982 года против Валерия Фефелова было заведено уголовное дело по статье "сопротивление властям". Под угрозой ареста Фефелов согласился на требование КГБ выехать за границу и в октябре 1982 года выехал в ФРГ, где в 1983 году он и его семья получили политическое убежище. Автор книги "В СССР инвалидов нет!", изданной на русском, английском и голландском языках.

Стиви Уандер (1950) - американский музыкант, певец, композитор, мультиинструменталист, аранжировщик и продюсер. Потерял зрение в грудном возрасте. В кислородный бокс, куда положили ребенка, было подано слишком много кислорода. Результат - пигментная дегенерация сетчатой оболочки глаза и слепота. Его называют одним из величайших музыкантов нашего времени: 22 раза получал премию "Грэмми"; стал одним из музыкантов, фактически определивших популярные стили "черной" музыки - ритм‑энд‑блюз и соул середины XX века. Имя Уандера увековечено в "Зале славы рок‑н‑ролла" и "Зале славы композиторов" в США. За свою карьеру он записал более 30 альбомов.

Кристофер Рив (1952‑2004) - американский актер театра и кино, режиссер, сценарист, общественный деятель. В 1978 году получил мировую известность благодаря роли Супермена в одноименном американском фильме и его продолжениях. В 1995 году во время скачек упал с лошади, получил тяжелейшую травму и остался полностью парализованным. С тех пор он посвятил свою жизнь реабилитационной терапии и совместно с женой открыл центр по обучению парализованных навыкам самостоятельного существования. Несмотря на травму, Кристофер Рив до последних дней продолжал работать на телевидении, в кино и участвовать в общественной деятельности.

Марли Матлин (1965) - американская актриса. Потеряла слух в полтора года, и, несмотря на это, в семь лет начала играть в детском театре. В 21 год получила "Оскар" за свой дебютный фильм "Дети меньшего бога", став самой молодой в истории обладательницей "Оскара" в номинации "за лучшую женскую роль".

Эрик Вайхенмайер (1968) - первый в мире скалолаз, который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим. Эрик Вайхенмайер потерял зрение, когда ему было 13 лет. Онако он закончил учебы, а потом и сам стал учителем средней школы, затем тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. О путешествии Вайхенмайера режиссер Питер Уинтер снял игровой телевизионный фильм "Коснуться вершины мира". Кроме Эвереста Вайхенмайер покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая Килиманджаро и Эльбрус.

Эстер Вергеер (1981) - голландская теннисистка. Считается одной из величайших теннисисток‑колясочниц в истории. Она прикована к кровати с девяти лет, когда в результате операции на спинном мозге у нее отнялись ноги. Эстер Вергеер - неоднократная победительница турниров Большого Шлема, семикратная чемпионка мира, четырехкратная олимпийская чемпионка. В Сиднее и в Афинах она первенствовала как самостоятельно, так и в паре. С января 2003 года Вергеер не потерпела ни одного поражения, выиграв 240 сетов подряд. В 2002 и 2008 годах становилась лауреатом премии "Лучший спортсмен с ограниченными возможностями", вручаемой Мировой академией спорта "Лауреус".

Случайные статьи

Вверх