Как писать справку о проверке. Справка об окончании налоговой проверки: форма, порядок и сроки составления, порядок вручения налогоплательщику

Организацией получена справка по окончании выездной налоговой проверки. Справка о проведенной проверке была составлена 08.07.2016. Однако налоговый инспектор, проводивший проверку, продолжает осуществлять мероприятия налогового контроля: направляет встречные требования контрагентам, повесткой вызывает на допрос директора организации, является домой к сотрудникам организации и пытается их допросить. Свои действия налоговый инспектор осуществляет не в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. У контрагентов налоговый инспектор истребует документы (информацию) как о деятельности проверяемого налогоплательщика, так и о конкретных сделках.
Правомерны ли такие действия налогового инспектора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Действия налогового инспектора по истребованию у контрагентов налогоплательщика документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, не являются правомерными.
Истребование у контрагентов налогоплательщика документов (информации) относительно конкретной сделки не противоречит НК РФ (при наличии обоснованной необходимости).
Получение налоговым инспектором показаний свидетелей (в том числе по месту их жительства) прямо нормам НК РФ не противоречит.

Обоснование позиции:
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа ( НК РФ).
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке ( НК РФ).
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю ( НК РФ).

1. Истребование документов (информации) у контрагентов

В соответствии с НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Таким образом, истребование у контрагентов налогоплательщика документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
Правомерность такого подхода подтверждается п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, в котором высший суд указал, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом соответствующим лицам только в пределах сроков, предусмотренных, соответственно, и НК РФ. Также указано на то, что доказательства, истребованные налоговым органом после истечения указанных сроков, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Поскольку в рассматриваемой ситуации срок проведения выездной проверки ( НК РФ) окончен в связи с составлением справки о проведенной проверке и, как мы полагаем, не было назначено дополнительных мероприятий налогового контроля, то в связи с изложенным по совокупности мы приходим к выводу, что действия налогового инспектора по истребованию у контрагентов налогоплательщика документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, не являются правомерными.
В то же время следует иметь в виду, что на основании НК РФ должностное лицо налогового органа вправе истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки у контрагента налогоплательщика и не вне рамок проведения налоговых проверок в случае, если у налогового органа возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно этой сделки. Поэтому мы полагаем, что истребование у контрагентов налогоплательщика документов (информации) относительно конкретной сделки после составления справки о проведенной проверке не противоречит НК РФ (при наличии обоснованной необходимости).
Отметим, что ранее в ВАС РФ от 11.02.2010 N ВАС-24/10 указывалось, что в силу положений НК РФ, определяющих выездную налоговую проверку как проверку, проводимую на территории (в помещении) налогоплательщика, справка об окончании этой проверки, составляемая на основании НК РФ, фиксирует окончание мероприятий налогового контроля, как связанных с проведением проверки на территории налогоплательщика. Положения и НК РФ не содержат запрета на истребование в связи с проводившейся проверкой документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках в период с момента вручения справки об окончании проверки и до составления акта по ее результатам, в котором в силу НК РФ и указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.
Однако подход, представленный в ВАС РФ от 11.02.2010 N ВАС-24/10, поддерживается судами и после появления п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 (смотрите, например, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 N 15АП-4798/16, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 N , Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 N 09АП-22838/15).
Мы полагаем, что с учетом более позднего п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 истребованные после окончания выездной налоговой проверки (составления справки о проведенной проверке) и вне рамок дополнительных мероприятий налогового контроля по такой выездной налоговой проверке документы (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, могут быть признаны недопустимыми доказательствами (смотрите также Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 N 09АП-3488/13).
Отметим также, что в Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 N 17АП-5133/08 суд хоть и признал, что инспекцией был нарушен порядок истребования документов у контрагентов, поскольку соответствующие решения о приостановлении проверки или о назначении дополнительных мероприятий не принимались, а требования были выставлены после составления справки о проведенной проверке, но указал, что выставление требований в адрес контрагентов после составления справки о проведенной проверке не нарушает права и законные интересы проверяемого налогоплательщика, поскольку данными требованиями на общество не возлагались никакие обязанности, документы истребовались у иных лиц.

2. Допросы свидетелей

На основании НК РФ налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
В соответствии с НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
Лица, которые не могут допрашиваться в качестве свидетелей, указаны в НК РФ.
Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ ( НК РФ).
Согласно НК РФ показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.
Как мы видим, показания свидетеля могут быть получены по месту его пребыванию также и в случаях, по усмотрению налогового органа.
НК РФ не содержит положений, запрещающих допрос свидетелей вне территории налогового органа (смотрите, например, Арбитражного суда Уральского округа от 03.09.2015 N Ф09-4350/15 по делу N А60-41278/2014, ФАС Московского округа от 29.08.2011 N по делу N А40-61757/2010). В частности, проведение допроса свидетеля на улице само по себе не свидетельствует о недопустимости данных показаний в качестве доказательства по делу (определение ВС РФ от 03.02.2015 N 309-КГ14-2191).
По мнению ФНС России, представленному в письме от 23.04.2014 N ЕД-4-2/7970@, НК РФ не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок, однако использование их в качестве доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения по уже завершенной налоговой проверке признается судами неправомерным, доказательства признаются недопустимыми в силу Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждается сложившейся судебной практикой.
Отметим, что судебная практика действительно признает дачу пояснений свидетелей, опрошенных после составления справки о проведенной проверке, недопустимыми доказательствами. Однако суды из содержания НК РФ, с учетом положений НК РФ, делают вывод и о том, что опрос свидетелей, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, осуществляется в пределах срока проведения выездной налоговой проверки (смотрите, например, ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 N Ф03-2248/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 N , Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2012 N 11АП-9087/12).
На наш взгляд, получение налоговым инспектором показаний свидетелей после проведения налоговой проверки (в том числе по месту их жительства) прямо нормам НК РФ не противоречит, но такие доказательства, полученные после составления справки о проведенной проверке и вне рамок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, не могут быть использованы в качестве доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения в рамках проведенной выездной налоговой проверки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Запросы на предоставление справочной информации подразумевают подачу ее в наиболее удобной для этого форме. В случае сообщения о результатах какой-либо проверки, иногда необходимо составить . И здесь нужно помнить, что унифицированной формы для нее просто не существует. Но и произвольное ее оформление недопустимо, поскольку, при отсутствии обязательных пунктов, она может быть признана недействительной.

Инструкция

Справка составляется на основании результатов проверки, зафиксированных, как правило, в протоколе или акте. Поэтому возьмите исходный документ и выделите в нем пункты, которые необходимо будет скопировать и перенести в справку . Лучше всего не менять текст этих фрагментов, а строго процитировать его, чтобы не допустить случайных ошибок и разночтений.

Начните оформление вводной части с указания начальных реквизитов. Скопируйте шапку протокола или акта, в которой указано наименование организации или предприятия. Это не потребуется делать в том случае, если у вас есть угловой штамп «для справок», в котором уже перечислены необходимые реквизиты. Далее укажите место и время проведения проверки. После этого напишите название документа «Справка» и сразу под ним сообщите кратко тему или суть передаваемых сведений.

В основной части справки сообщите затребованную по результатам проверки информацию. Чаще всего это конкретные пункты, которые вы можете выбрать из основного протокола, скопировать и вставить в новый документ. Такое цитирование текста позволит вам не раскрывать полную информацию, полученную в ходе действий комиссии, а осветить лишь результаты по интересующим сведениям.

Теперь заверьте справку подписью уполномоченного для таких действий лица, расшифруйте в скобках подпись (фамилия и инициалы), укажите должность, занимаемую им на предприятии. Поставьте печать предприятия, если справка будет предоставлена сторонним организациям. Для внутренних документов этого не требуется.

Полезный совет

Иногда справка о проверке оформляется непосредственно в ходе контрольного мероприятия и заменяет собой протокол или акт. В таком случае структура документа будет аналогична описанной, с той только разницей, что информация будет сразу фиксироваться в этом документе и заверен он будет подписями членов комиссии, участвующих в этом процессе или подписью конкретного проверяющего и специальной печатью.

Главному врачу
ГБУ ЦРБ
Иванову И.И.
Врача-эпидемиолога
Ивановой И.И.​


Справка по результатам проведенной проверки ​


Мной, врачом-эпидемиологом Ивановой И.И. 11.11.2011г. проведена плановая проверка отделений № 1; 2; 3; 4; 5; 6 и 7 ГБУ ЦРБ. Проверкой установлено

1. отделение № 1. Санитарно-эпидемиологический режим в отделении, на раздаче и в буфетной соблюдается.

2. Отделение № 2. Санитарно-эпидемиологический режим в отделении, на раздаче и в буфетной соблюдается.

3. отделение № 3. Санитарно-эпидемиологический режим в отделении, на раздаче и в буфетной соблюдается. Реактив азопирама хранится в холодильнике в прозрачном флаконе, дата приготовления 01.01.2011г. (по инструкции срок хранения 2 мес.)

4. отделение № 4. На момент проверки журнал регистрации и контроля работы бактерицидной установки заполнен до конца дня, за май месяц проведен подсчет времени работы установки. Текущая уборка процедурного кабинета, согласно документации, проводится каждые 2 часа, причина не объяснена. Реактив азопирама хранится в холодильнике, дата приготовления 01.01.2011г. (по инструкции срок хранения 2 мес.)

5. отделение № 4:

  • уборочный инвентарь санитарного узла хранится рядом (внахлест) с уборочным инвентарем раздаточной и столовой отделения
  • чистая ветошь хранится навалом без емкости
  • в помещении для хранения уборочного инвентаря обнаружен порошок белого цвета без опознавательных надписей (наименования, срока годности), со слов персонала используется для стирки вещей
  • медицинские сестры не владеют техникой и правилами проведения предстерилизационной обработки, в отделении отсутствует журнал учета качества предстерилизационной обработки (форма № 366/у), раствор азопирама отсутствует
  • в журнале проведения генеральной уборки заранее проставлена отметка о проведенной уборке
  • технологический журнал учета отходов класса Б ведется не по форме, отсутствует учет медицинских отходов класса Б (одноразовых контейнеров для острого инструментария)
  • журнал работы бактерицидного облучателя в процедурном кабинете ведется не по форме, расчет длительности облучения не соответствует паспортной части. Режим работы облучателя «POZIS» (объем помещения более 30 м3) не предназначен для поддержания необходимого уровня микробной обсемененности воздуха, рекомендовано его использовать только для подготовки помещения к функционированию. Для передвижной бактерицидной установки подготовить расчет длительности облучения для каждого помещения с учетом его объема
6. Отделение № 5. В процедурном кабинете для поддержания необходимого уровня микробной обсемененности воздуха используется облучатель «POZIS», рекомендовано его использовать только для подготовки помещения к функционированию. Посуда медицинского персонала хранится совместно в одной емкости. Памперсы хранятся не в упаковке производителя

7. Отделение № 6:

  • в процедурном кабинете журнал работы бактерицидного облучателя ведется условно, отсутствует отметка об обеззараживании воздуха при проведении генеральной уборки. Для передвижной бактерицидной установки подготовить расчет длительности облучения для каждого помещения с учетом его объема
  • ведется журнал работы воздушного стерилизатора, при этом со слов персонала стерилизатором уже давно никто не пользуется
  • персонал не владеет алгоритмом действий при аварийной ситуации на рабочем месте
  • в кабинете сестры хозяйки все вещи навалом. Количество постельного белья не соответствует количеству шкафов, поэтому часть белья хранится на полу. В этом же кабинете осуществляется хранение личных вещей (сумки, коробки), а также выращивается рассада.
Прошу принять меры.

С целью оказания методической помощи повторно подготовлен материал: технологический журнал учета медицинских отходов, порядок расчета времени работы бактерицидных установок и алгоритм работы установок

Вручение справки

В последний день выездной проверки инспектор должен составить справку о проведенной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ). В ней, в частности, указываются предмет и сроки проверки. Справка должна быть составлена по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189.

Составленную справку налоговый инспектор должен вручить законному или уполномоченному представителю организации. Сделать это нужно в последний день выездной проверки. Представитель организации должен расписаться в получении документа, расшифровать подпись и поставить дату. Уполномоченный представитель компании должен указать также основания своего представительства — наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.

Если представитель организации отказывается получать справку, инспекция может направить справку о проведенной проверке заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ). Оно будет считаться полученным организацией в день вручения письма согласно штемпелю почтового уведомления. Понятно, что в таком случае подпись представителя организации на справке о проведении проверки не нужна. Важно понимать, что сроки дальнейшего оформления выездной проверки отсчитываются не с даты вручения письма, а с даты составления справки (п. 3 письма ФНС России от 29.12.2012 №АС-4-2/22690).

Также справку о проверке налоговая инспекция может направить организации через интернет.

Акт налоговой проверки

Составив справку о проверке, инспекторы не могут больше находиться на территории организации, истребовать документы и проводить другие мероприятия налогового контроля.

После оформления справки они должны составить акт налоговой проверки (форма утв. приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189). В общем случае акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается у ИФНС, другой передается организации.

Сделать это нужно в течение двух месяцев со дня составления справки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Причем акт придется составить и в том случае, если нарушений налогового законодательства при проверке не выявлено (подп. 12. п. 3 ст. 100 НК РФ).

Акт нужно вручить организации в течение 5 рабочих дней с даты его подписания (п. 5 ст. 100 НК РФ). ИФНС может передать его представителю организации лично или же иным способом, который свидетельствует о дате получения. Например, через службу доставки или через интернет (п. 5ст. 100 НК РФ).

Если компания уклоняется от получения акта, то ИФНС направит акт проверки по почте заказным письмом, отразив данный факт в акте. Датой вручения акта будет считаться шестой день, считая со дня отправки налоговой инспекцией заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Компания, получив акт проверки, может составить и отправить в налоговую инспекцию письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Завершающий этап — решение ИФНС по результатам налоговой проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Решение принимается на основе всех материалов проверки (акта, возражений и т д.). Оформленное решение налоговая инспекция передаст представителю компании.

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 15 ст. 89 НК РФ).

В справке должны быть указаны:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении выездной проверки;
  • полное и сокращенное название организации, в которой была проведена проверка, ее ИНН и КПП;
  • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
  • срок проведения проверки.

Если проверка проводилась у участника консолидированной группы, то в справке также указываются:

  • ИНН, КПП консолидированной группы налогоплательщиков с проставлением даты и регистрационного номера договора о ее создании;
  • полное и сокращенное наименования ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, его ИНН, КПП;
  • полное и сокращенное наименования других участников консолидированной группы налогоплательщиков, их ИНН и КПП.

Это следует из пункта 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ и приложения 2 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Составление справки свидетельствует об окончании проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки. После составления справки представители налоговой инспекции не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и проводить какие-либо мероприятия налогового контроля. Такие разъяснения содержатся в пункте 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690.

Вручение справки

Справку о проведенной проверке проверяющие должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления (т. е. в последний день проверки) (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ). При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях.

Формой справки предусмотрено поле, в котором представитель организации должен поставить отметку о получении справки. Если представитель организации уклоняется от получения справки, инспекция направит ее в адрес организации заказным письмом по почте (абз. 2 п. 15 ст. 89 НК РФ). В этом случае датой получения справки будет считаться дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма (п. 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Кроме того, справка может быть передана в организацию по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. Электронная справка будет считаться полученной, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа. Если инспекция не получит такую квитанцию, она отправит справку на бумажном носителе в общеустановленном порядке. Такой вывод следует из положений пунктов 12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.

Ситуация: может ли инспекция вместо подлинника вручить организации копию справки о проведенной выездной проверке?

Ответ: да, может.

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку и вручает ее представителю организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 15 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Положения этой нормы не определяют, в каком виде (подлинник или копия) справка должна быть передана организации. Поэтому инспекция вправе вручить организации копию справки, а оригинал оставить у себя. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2008 г. № 07АП-6276/08).

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки, если инспекция не передала организации справку о проведении проверки?

Ответ: нет, нельзя.

Решение по итогам налоговой проверки подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. В частности, такое решение отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Тот факт, что инспекция не передала справку организации, не оказывает влияния на процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки. Следовательно, само по себе такое нарушение не может стать основанием для отмены решения по итогам выездной проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2008 г. № 09АП-11298/2008-АК).

Акт проверки

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной налоговой проверки (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. Составить акт инспекторы должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ, письмо ФНС России от 16 апреля 2009 г. № ШТ-22-2/299). В этом случае проверяющие указывают в акте на отсутствие нарушений налогового законодательства (подп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ).

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта выездной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте проверки, см. в таблице .

Если при подготовке акта проверки у инспекции возникают сомнения в трактовке законодательства, проект акта может быть направлен на предварительное согласование в региональное налоговое управление. Например, это возможно, если по каким-либо вопросам нет официальных разъяснений ФНС России или если эти разъяснения не совпадают с позицией Минфина России. Сроки согласования проектов актов проверок устанавливают региональные УФНС. Однако эти сроки не должны увеличивать общую продолжительность подготовки акта (два месяца), установленную абзацем 1 пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Это следует из положений раздела II Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 октября 2013 г. № ММВ-7-3/449.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам выездной проверки? Инспекция составила акт выездной проверки с нарушениями (ошибками) .

Можно, если нарушения, допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам выездной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт выездной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам выездной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам выездной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • неправильно применила нормы законодательства и сделала неверные выводы, которые были отражены в итоговом решении (см., например, определение ВАС РФ от 6 октября 2009 г. № ВАС-12395/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 3 июня 2009 г. № Ф04-3218/2009(7668-А46-26), Ф04-3218/2009(8926-А46-26), Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/6946-09);
  • исказила факты, установленные в ходе проверки (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 25 ноября 2009 г. № Ф09-9205/09-С2);
  • доначислила налоги, пени и штрафы за периоды, которые не могли быть охвачены выездной проверкой (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-2/126);
  • не обосновала факт налогового правонарушения и привлекла организацию к ответственности за его совершение (см., например, определение ВАС РФ от 4 июня 2009 г. № ВАС-6861/09, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 февраля 2009 г. № А33-6906/07-Ф02-15/09, Центрального округа от 21 января 2010 г. № А35-1157/08-С15, от 30 ноября 2009 г. № А64-3933/07-16, Волго-Вятского округа от 21 декабря 2009 г. № А82-9362/2008, Поволжского округа от 24 ноября 2009 г. № А72-2919/2009, Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2009 г. № Ф04-5332/2009(18985-А03-34), Московского округа от 6 апреля 2009 г. № КА-А40/2403-09, от 20 января 2009 г. № КА-А40/11945-08, Северо-Западного округа от 4 мая 2009 г. № А56-13415/2006, Уральского округа от 28 августа 2008 г. № Ф09-6143/08-С3).

По общему правилу акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один - для инспекции, второй - для организации. При проведении совместной налоговой проверки акт составляется в трех экземплярах: третий экземпляр инспекция передает органам внутренних дел. При проведении повторной выездной проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции акт тоже составляется в трех экземплярах. В этом случае третий экземпляр акта вышестоящий налоговый орган, проводивший проверку, направит в инспекцию. Об этом говорится в пункте 9 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Вручение акта

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: кому вручается акт налоговой проверки: головному отделению организации или ее филиалам? Выездная налоговая проверка проводилась одновременно в отношении головного отделения организации и ее филиалов .

При одновременной проверке головного отделения организации и ее филиалов акт выездной налоговой проверки получает головное отделение организации.

В течение пяти рабочих дней с даты составления акт налоговой проверки должен быть направлен организации, в отношении которой проводилась проверка, или вручен ее представителю (п. 5 ст. 100 НК РФ). Документ составляется в соответствии с приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Результаты проверки филиалов оформляются путем заполнения соответствующих разделов единого акта проверки. Ознакомившись с ними, соответствующий раздел акта подписывает руководитель филиала. Об этом сказано в Требованиях, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. При этом приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892 не предусмотрено вручение отдельных частей акта (разделов) филиалу организации. Поэтому единый акт проверки вручается представителю головного отделения организации (направляется в организацию).

Вместе с тем, головное отделение организации вправе направить в адрес своих филиалов выписки из акта проверки (копии разделов акта), касающиеся ее филиалов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 сентября 2007 г. № 03-02-07/1-406, ФНС России от 19 марта 2007 г. № ЧД-6-23/216.

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта выездной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом по местонахождению организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Ситуация: вправе ли инспекция передать акт налоговой проверки (камеральной, выездной) заказным письмом (по почте), если организация не уклоняется от его получения?

Инспекция может направить акт налоговой проверки заказным письмом. Но датой его получения будет считаться шестой рабочий день со дня отправки заказного письма, только если организация уклонялась от получения акта. Если организация от получения акта не уклонялась, то днем его вручения следует считать день фактического получения заказного письма организацией.

Данный вывод следует исходя из совокупности следующий норм.

Налоговое законодательство указывает, что инспекция вправе передать акт налоговой проверки лично под расписку или иными способами, свидетельствующими о дате получения акта организацией. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Следовательно, отправка акта заказным письмом не является нарушением законодательства со стороны инспекции, поскольку такой способ передачи позволяет достоверно определить дату фактического получения акта организацией.

Вместе с тем, законодательство уточняет, что направить акт налоговой проверки заказным письмом инспекция вправе, только если организация уклоняется от его получения. В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Официальную точку зрения по этому поводу контролирующие ведомства не высказывали. Но в арбитражной практике есть решения судов, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 17 декабря 2009 г. № А55-5813/2009).

Ситуация: по какому адресу организации - юридическому или фактическому - инспекция должна направить заказное письмо с актом налоговой проверки (камеральной, выездной) ?

Заказное письмо с актом налоговой проверки инспекция обязана направить по месту нахождения организации, то есть по ее юридическому адресу, который указан в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31, п. 5 ст. 100 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 1 письма ФНС России от 20 сентября 2013 г. № АС-4-2/16981.

Ситуация: обязана ли инспекция прикладывать к акту, вручаемому организации, доказательства нарушений, которые были выявлены в ходе налоговой проверки (выездной, камеральной) ?

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от проверяемой организации, то прикладывать такие доказательства к акту проверки инспекция не обязана.

При этом нужно учитывать следующие особенности.

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от других источников (например, документы контрагентов, протоколы опроса свидетелей), то такие доказательства инспекция обязана приложить к акту налоговой проверки. Данная обязанность сохраняется, даже если сведения, полученные от третьих лиц:

  • составляют банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (например, коммерческую);
  • содержат персональные данные граждан.

В этих случаях к акту налоговой проверки должны быть приложены не полные копии документов, а выписки из них, заверенные инспекцией.

Такой порядок установлен пунктом 3.1 статьи 100 Налогового кодекса РФ, пунктом 1.13 приложения 6 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Возражения по акту

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта выездной проверки; письменных возражений организации, протоколов, экспертных заключений и т. п.) инспекция принимает окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Вручить решение инспекция должна законному или уполномоченному представителю организации. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях. Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления такого решения см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки .

В наглядной форме этапы проведения выездной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

Случайные статьи

Вверх