Как назывались налоги введенные при петре i. Налоговые реформы Петра I

Реформы Петра I

Целью всех налоговых реформ, когда-либо проходивших в Российской Федерации, является пополнение бюджета и жизнеобеспечение государственных органов. Так как денег в казне и при новом устройстве хозяйства и на ведение войн не хватало, налоговая политика занимала мысли царя все больше и больше. Не хватало денег и на создание флота, а также на нововведения и преобразование государства на европейский манер.

Предотвратить затруднения в будущем Петр I надеялся новым «пересмотром платежных сил», то есть путем более точного определения налоговой базы и ее расширения за счет всеобщей переписи населения. До тех пор прямое обложение основывалось на подворной переписи 1678 года. Однако новая перепись, предпринятая в 1710 году, не оправдала надежд Петра I — вместо предполагаемой прибыли населения получилась убыль, особенно заметная в северных и средних губерниях. Учитывая негативные результаты переписи 1710 года, правительство Петра I отдало распоряжение собирать окладные налоги по переписи 1678 года. Остававшемуся на местах населению приходилось платить за опустелые дворы.

К 1710 году государственный дефицит бюджета страны составил 500 тыс. рублей – сумма, равная седьмой части доходов государства. Петр Первый кредита получить нигде не мог. Иностранцы денег не давали, будучи неуверенными в успехе петровских реформ.

По результатам переписи и в связи с колоссальным дефицитом бюджета Петра I решается на радикальные изменения в сфере налогообложения. Был создан аппарат насилия и система налогообложения. Подверглась существенному реформированию и организационная система сбора налогов.

Существовавшие уже на протяжении не одного века приказы были заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. Главным органом, определяющим налоговую политику был фискальный стол, входящий в состав Сената. Фискальная служба создается Указом Петра I от 2 марта 1711 г., ее назначение состояло в том, чтобы «… над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего». За образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии. Фискалат создавался как самостоятельная система, возглавляемая вначале обер-фискалом, а затем генерал-фискалом.Институт фискала осуществлял функции по борьбе с казнокрадством, поборами, взяточничеством.Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на созда­ние обстановки законности. К тому же, фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям. Позже Петр I убедился в неэффективности института фискалата.

Для обеспечения военных нужд Петр передал все финансовое хозяйство, включая налоговую систему, учрежденным им в 1708 году губернаторам.В 1710 и 1711 годах Петр созывал съезды губернаторов, воевод и бургомистров. На этих съездах были разработаны основы нового финансового устройства страны по губерниям.Основной чертой новой финансовой политики было распределение содержания армейских полков по губерниям.

В эпоху Петра I также широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков. Именно Петром I создается аппарат насилия для сбора налогов.

В системе петровских налоговых преобразований церковная реформа также не была случайным эпизодом. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома.Воспользовавшись информацией о выявленныхзлоупотреблениях, Петротменяет выборы нового патриарха. В дальнейшем ревизии подвергается и имущество монастырей. В 1721 г.патриаршествобылоликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппаратаабсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематическиизымаласьзначительная их часть на нужды казны. На нужды казны значительные денежные средства, что было также своего рода налогом, который не был закреплен законодательно.

Кроме того, церковь стала частью бюрократического аппарата. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковьи каяться наисповедисвященникув своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всемпротивозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церкви принадлежали и функции фискального органа по сбору особого налога — десятины. Для сбора ее при епископских кафедрах существовали особые должностные лица - десятильники. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали еще в XVIII веке.

Существовавшее до этого подворное обложение было заменено подушной податью с целевым распределением собранных средств. Из расчетов Петра следовало, что содержание одного драгуна составляло 40 рублей 50 копеек, а пехотинца — 28 рублей 52 копейки в год. Всего на армию уходило четыре миллиона рублей поступлений в государственный бюджет. Таким образом, на каждого плательщика приходилось 80 копеек налога в год. На 1725 год подушный налог был понижен до 74 копеек, а после смерти Петра Великого уменьшен до 70 копеек. Государственные крестьяне, которые не платили оброк частным владельцам, облагались дополнительным сбором в размере 40 копеек. Тяглые городские жители обязаны были платить 1 рубль 20 копеек .

Введены новые виды налогообложения: горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина.

При Петре I появляются и первые льготы, которые укрепляют неравенство в налогообложении. Так, покровительственный тариф 1724 года ограждал новые отрасли отечественной промышленности от иностранной конкуренции и поощрял ввоз сырья и продуктов, производство которых не обеспечивало потребностей внутреннего рынка

Были введены и некоторые забавные налоги. По указу 1704 года думные люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по три рубля, простые дворяне, купцы и всякие разночинцы — по рублю, крестьяне — по 15 копеек. Или плати, или не мойся. Этот налог имел схожий характер с налогом, который ввел в 70-х годах нашей эры Римский император Веспасиан. В 1715 г. установлен налог на православных бородачей и раскольников в 50 рублей. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. От бородача, явившегося в приказ не в указанном платье, не принимали никакой просьбы да сверх того тут же, «не выпуская из приказу», вторично взыскивали тот же платеж в 50 рублей, хотя бы годовой был уже внесен; всякий, увидевший бородача не в указном платье, мог его схватить и привести к начальству, за что получал половину штрафа да неуказное платье в придачу. Была также введена драгунская подать была на покупку драгунских лошадей (данный налог уплачивало даже духовенство), доходила до 2 рублей с сельского двора и до 9 рублей с посадского. Более интересные налоги существовали в это время только в Башкирии. В начале XVIII века (при Петре I) в Башкирии налогом облагали глаза в зависимости от цвета: серые оценивали в 8 алтын, черные в 2-3 алтына.

В целом, историки не рассматривают вводимые новые налоги с положительной точки зрения, отмечая бессистемность введения налогов с целью удовлетворения потребностей государства. Так Н.И. Павленко отмечает, что «хотя они и составляли единую цепь преобразовательных начинаний, но звенья этой цепи не следует считать заранее обдуманными мерами. Новшества на этом этапе возникали и осуществлялись стихийно и напоминали бег с препятствиями, которые непредвиденно возникали перед бегуном» .

Отношение к подушной подати было также неоднозначным, В.О.Ключевскийотмечал, что: «Эта подать, «подушина», своей окладной единицей, ревизской душой, смущала многих.Даже в период ее введения такой горячий защитник преобразователя, как Посошков, не видел в ней проку и отказывался понять ее,«понеже душа вещь неосязаемая и умом непостижимая и цены не имеющая: надлежит ценить вещи грунтованные», земельное владение. Посошков смотрел на дело с народнохозяйственной точки зрения, совершенно чуждой Петру в этом деле. В народном хозяйстве нет душ, а есть только капиталы да рабочие руки; действительными плательщиками могли быть, конечно,только работники, а не старики и младенцы» .

Несмотря на это, можно отметить, что введенные Петром I налоги просуществовали значительное время, так подушный налог действовал более 150 лет. Введение Петром I налогов можно назвать значительным шагом вперед, поскольку при приемниках Петра в течение всего XVIII века основные черты государственно-хозяйственной системы оставались нетронутыми. Изменения происходили в податной системе. Развивалось косвенное налогообложение, как приносящее быстрый доход, в сравнении с прямыми податями, но в целом система налогообложения была заложена именно Петром I .

Среди отрицательных моментов можно назвать желание пополнить казну за счет кабального подушного налогообложения. Справедливым представляетсяутверждение о принципиальной невозможности для населения выплачивать подушную подать в полном размере, о чем свидетельствуют как частичные сокращения ее оклада на 1/3 в 1727, 1728 и 1730 гг., так и полное списание недоимок с 1719 по 1747 гг., в 1741 и 1752 гг. Уже 1 февраля 1725 года генерал-прокурор Сената П.И. Ягужинский представил Екатерине I доклад, содержавший предложение о сокращении подушной подати на 4 копейки, что, по его мнению, стало бы весьма «чувственно» налогоплательщикам.

Также можно отметить несправедливость налогообложения, так царская семья не платила налогов, минимальное налогообложение для знатных людей. Таким образом новая система налогообложения, просуществовавшая долгое время, ставила в неравные условия народ и аппарат управления государством. Поскольку промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран, то привязки к результатам производства не предполагалось.

Никакой идеологии при взимании налогов в налоговую систему не закреплялось. Налоги вводились бессистемно без привязки к возможности реальной уплаты их гражданами. Главной целью подобных налогов было «любым способом пополнение бюджета» государства.

Стройной системы управления фискальными органами у Петра I также не получилось, она впоследствии много раз подвергалась реформированию.К тому же, поскольку работа фискальных органов не оплачивалась, то вело к развитию бюрократии, взяточничества и злоупотреблениям. Однако еще в больший упадок налогообложение пришло при Елизавете и Петре III , которые не делали различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные частные монополии.

Реформы Екатерины II

Направление реформ Екатерины было тем же, что и Петра I . Общей была и цель – создание регулярного государства, однако его модель под влиянием идей Просвещения несколько трансформировалась, иначе виделись принципы организации власти и управления, взаимоотношения между властью и обществом, его социальная организация. Соответственно менялись и цели реформ, их приоритеты.

В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.

В вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения:

1)Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2)Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.

3)Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4)Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Екатерина пыталась основывать систему налогообложения на идеях просвещения, таки образом,она первая пыталась заложить в основу фискальной системы зарубежную идеологию.

Однако необходимо отметить, что Екатерина не начинала с нуля, как Петр, а, наоборот опиралась на достаточно прочную основу результатов его преобразований .

В 1775 г. были учреждены казенные палаты и к ним причислены всечиновники, ответственные на местах за сбор подушной подати, податей с государственных, экономических и дворцовых крестьян, доходов от аренды на предпринимательскую деятельность. Казенные палаты сделались местными отделениями центральных финансовых коллегий и получили распоряжение представлять в новую сенатскую Экспедицию государственных доходов сведения обо всех поступлениях и выплатах из губернской казны.

Екатериной II были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов.

В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб.. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом в первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам «по совести». Проверки имущества не производилось, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1% от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка налога осталась прежней.

В “Наказе” дворянству говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. Вместе с тем оброки росли: 2 р. — в 60-х годах, 3 р. — в 70-х, 4 р. — в 80-х и 5 р. — в 90-х годах с каждой ревизской души.

В целом, финансовое управление при Екатерине улучшилось. Многие процедуры введенные в употребление в то время, использовались до 60-х гг. XIXв . Вместе с тем, поскольку промышленность не была развита, и налогообложение по прежнему основывалось на сборах с неимущих. Идеология налогообложения формировалась за счет идей зарубежных просветителей. Именно при Екатерине II было законодательно закреплено неравенство в налогообложении между различными слоями общества.

В XVIII веке система налогообложения только формируется. Целью всех экономических реформ является укрепление государственности, создание фискального аппарата и системы взимания налогов. При Петре I наблюдается бессистемность введения новых налогов, не производится экономическая оценка целесообразности их внедрения. Екатерина II основывается на идеях просвещения, улучшает управление финансовой системой, однако идеология сбора налогов не доходит до народных масс, поскольку фактическая реализация фискальной политики была основана на неравенстве при их сборе. Вместе с тем, Екатериной был сделан важный вывод о том, что количество налогов порождает бессистемность их сбора и затрудняет налогообложение.

Дата публикации: 02.10.2013 16:26

Начало 1722 года принесло жителям России множество перемен. Они не только впервые праздновали диковинный праздник Новый год, но и ожидали невиданных налоговых преобразований. Прошло почти три столетия, а вот принципы финансовой политики государства остались все те же - петровские.

Петр I хорошо понимал: налоги - это основной источник богатства государства, но на практике дальше грозного, но пустого указания Сенату: «Денег как возможно больше собирать!» ничего сделать не мог.

Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Для сравнения: в то время корова стоила три рубля. Постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов.

Пополнить опустевшие запасы звонкой золотой монетой должны были новые госслужащие - «прибыльщики». Основной задачей прародителей современных налоговиков было «сидеть и чинить государству прибыли», то есть изобретать новые источники доходов для оскудевшей государственной казны. Петр Алексеевич доверил эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял бывший холоп Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, далее следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и много других громких имен. Особенно отличился бывший московский вице-губернатор Нестеров. Он носил звание оберфискала - генерального контролера и остался в истории самым смелым обличителем вельможных казнокрадов. Однако и сам впоследствии был уличен во взятках и колесован за это.

Каждый из этих выдумщиков выискивал новые объекты налогообложения, то есть придумывал новые налоги. И они как из худого решета сыпались на головы россиян. Начиная с 1704 года один за другим вводились такие сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, и «другие мелочные всякие сборы». Причем для каждого из них тотчас учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе.

Как и сейчас, одним из основных правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Правда, сегодня для чиновников это выражение переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть чем-то заполнить бюджет - видимо, петровские правила стали традицией.

Лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько тяжестью, сколько своей численностью: их было больше тридцати. Назойливым июльским оводом они приставали к изнуренному налогоплательщику на каждом шагу.

И тогда Петр принял рискованное решение. Царь задумал введение нового налога - подушной подати, просуществовавшей в России вплоть до 1887 года.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Указом 26 ноября 1718 года Петр приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола, и сосчитать, сколько крестьян смогут содержать одного солдата. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ. Эти «сказки» были получены и сосчитаны только к началу 1722 года.

Ревизии проводились регулярно и занимали по нескольку лет. Поэтому данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душ были весьма условными.

Цифра в пять миллионов вызвала подозрение Петра. Все тогдашние владельцы крестьян мигом смекнули, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «сказок». Поэтому списки составлялись с жуткими искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков. Одним словом, попытались уйти от выплаты налогов.

В ответ на это Петр повелел провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» - подобие современных выездных проверок налоговых инспекторов. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половиной душ, а конного - по 50 с четвертинкой души мужского пола. В 1721 году подушной оклад положено было считать в 95 копеек с души, через три года он снизился до 74 копеек.

Налоговая повинность превратились в самое мощное орудие контроля государства над населением. Самим крестьянам ничего не объясняли: сказали плати - значит плати. Именно с этого момента начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень круто. Те бедняки, которым было не по плечу заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была настолько трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Введение нового налога вызвало волну возмущений.

Кроме этого большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников.

Первые рьяно пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения участи последних, а для увеличения толщины собственного кошелька. Вторые же были истинными виртуозами по части казнокрадства. Сегодня исследователями подсчитано, что из 100 податных рублей только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах все тех же сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удалось. Основной гарантией честности оставалась совесть сборщика, а она, как видно, очень многих подводила.

Однако реформа все же дала свои результаты. Подушная подать более чем на два миллиона увеличила доход казны, несмотря на огромный недобор. Сметный доход 1724 года почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 года.

В петровские времена появились довольно странные налоги, до сих пор не имеющие аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования и даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Точно так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек соединял представление об образе и подобии Божьем. Указом 1705 года борода была расценена посословно: дворянская и приказная - в 60 рублей, первостатейная купеческая - в 100 рублей, рядовая торговая - в 60 рублей, холопья - в 30 рублей. Крестьянин в деревне носил бороду даром, но при въезде и выезде из города платил за нее одну копейку.

Пополнился список и старинных русских казенных монополий. К прежним, на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и... дубовые гробы.

В эпоху Петра I (1672--1725, русский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император с 1721) в сфере налогообложения произошли следующие радикальные изменения: подворное налогообложение было заменено подушной податью. Введены новые виды налогообложения -- горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, экзотические виды налогообложения -- налог на бороды, существенному реформированию была подвергнута организационная система сбора налогов (финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями), были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков.

В системе прямых налогов основным изменением в эпоху Петра I был переход от подворного налогообложения к подушной подати. Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества.

В России с конца XVIII в. подушный налог становится главным доходом государства (на него приходилось свыше половины всех до ходов). Плательщиками подушной подати были все разряды крестьян (зависимые, черносошные, бобыли), посадские люди и купцы. Впоследствии от уплаты подушной подати освобождались купцы (при Екатерине II), почетные граждане (при Николае I) и другие категории населения. Поэтому со временем подушный налог превратился в чисто крестьянский налог, сбор которого вела крестьянская община, а поступление в полной сумме гарантировалось круговой порукой, а община отвечала за платежи каждого ее члена, не выплаченная налоговая сумма одним крестьянским двором раскладывалась на остальные.

Тяжесть обложения приводила к крупным недоимкам. К неплательщикам правительство применяло жесткие меры, вплоть до изъятия имущества за долги. Подушный налог был отменен в большинстве губерний европейской части России в 1887 г., в Сибири -- в 1899 г.

Ведение войн с Турцией, а затем и со Швецией, строительство флота, создание регулярной армии, возведение новых городов и развитие горно- добывающей, металлургической и суконной промышленности, строительство каналов, учреждение казенных заводов требовали значительных финансовых ресурсов.

Основными расходными статьями были армия и флот. В 1710 г. дефицит превысил 500 тыс. руб. Для покрытия дополнительных расходов вводится ряд чрезвычайных налогов: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Создателями и разработчиками новых видов налогообложения были прибыльщики -- государственные люди, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». По инициативе прибыльщиков были введены подушная подать, гербовый сбор, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы, введено удвоенное обложение податями староверов.

Еще до Петра I существовали отдельные виды обложения коммерческих промыслов. Прообразом промыслового налогообложения можно считать посошные и подымные подати, взимавшиеся крайне неравномерно и имевшие характер окладных налогов.

Петр I разделяет все торговое и ремесленное сословие на купеческие гильдии и ремесленные цехи. Основными целями являются полицейские, при этом преследуется также и фискальный интерес: купцы облагаются гильдейским сбором фискальное значение, которого постепенно возрастает. Учреждение гильдий было связано со стремлением организовать торгово-промышленное население городов в особое сословие, так как купцы платили вместе с другими неслужилыми сословиями подушную подать.

Реформы в сфере обложения, осуществленные при Петре I, привели к тому, что общая сумма прямых налогов за период с 1680 по 1724 г. возросла с 494 тыс. руб. до 4731 тыс. руб.

В 1719 г. вводится горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII в. В 1668 г. плавильщик Дмитрий Тимашев получил по грамоте дозволение искать в Сибири золото, серебро, железные руды и камни при условии платить в казну десятый пуд металлов натурой.

При Петре I широкое распространение получает государственная монополия на крепкие спиртные напитки и табак. В 1699 г. Бурмистерской палате было поручено питейное дело, однако в 1705 г. был восстановлен отмененный в 1682 г. откуп. С 1716 г. винокурение становится свободным, но подлежит обложению акцизом в размере «полуполтины с ведра емкости клейменых кубов или казанов в год». Губернаторам и ландратам было поручено измерять и клеймить кубы и брать с ведра емкости по полуполтиной в год (клеймение кубов осуществлялось до 1744 г.).

Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. (инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов). Гербовая (актовая) бумага -- специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.), представляющая собой один из видов гербового знака.

В 1700 г. вводится пробирная пошлина, представляющая собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.

В 1699 г. установлена пошлина на бороды. Жители Сибири были освобождены от данного вида обложения.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую направленность.

До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717г. приказная система сохраняется, но подвергается существенному реформированию: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистрская палата (в конце 1699 г. переименованная в Ратушу) -- центральное административно финансовое и судебное учреждение, осуществлявшее общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведавшая раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов, в ее ведении находились также торговые и гражданские дела.

Существенные изменения в системе сбора налогов начинают происходить с изменением административно территориального деления России и создания должности губернаторов, на которых возлагаются функции по контролю за сбором налогов.

Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается «управительный» (впоследствии Правительствующий) Сенат -- постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов.

В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода расхода (фактически первый государственный бюджет). Финансовые преобразования позволили государству за 15 лет увеличить свои доходы более чем в 3 раза (в 1710 г. -- 3,1 млн руб., а в 1725 г. -- 10,2 млн руб.), при этом во второй половине царствования Петра I регулярно достигалось превышение доходов над расходами.

Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д. Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму - почти 80 тыс. руб.Е.В.Спиридонова «Экономическая политика и экономические взгляды Петра I», стр.265-266

Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи - по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей - по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей - по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.Толкушкин А. В. «История налогов в России. -- М.: «Юристь», 2001, стр. 45

Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.

С начала XVIII столетия значительно были расширены государственные монополии на продажу товаров внутренней и внешней торговли. Установленные казенные монополии на продажу таких товаров внутренней торговли, как вино, табак и соль, приносили государству огромные доходы. Так, по табели казенных сборов 1724г. (см. приложение 1) кабацкие сборы давали 1 030 237 руб. («питейная продажа», т.е. вино - 973 292 руб., клеймение кубов - 14 432 руб., табачная продажа - 42 513 руб.), или 25,5% всех казенных сборов, кроме подушного. Соляный сбор составлял 662 118 руб. или 16% сборов. В поисках все новых источников пополнения казны правительством устанавливались все новые монополии: на продажу игральных карт, шашек, шахмат, табачных трубок и даже дубовых гробов. Е.В.Спиридонова «Экономическая политика и экономические взгляды Петра I», стр. 264

Возрастала система откупов. С 1704 по 1712 г. был издан ряд указов о сдаче на откуп или оброк торговых бань (в городах, посадах и дворцовых селах запрещалось иметь свои бани), рыбных ловель, мельниц и мельничных сборов, мостов, перевозов, хомутного сбора, дворцовых пашенных земель, сенных покосов и т.д. (см. Таблицу 2).

Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) и представляющая собой один из видов гербового знака.В 1720 г. гербовый сбор доставил казне около 20 тыс. руб.

В 1700 г. вводится пробирная пошлина, которая представляла собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую направленность. Таможенный тариф защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам.

Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.П.Н.Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIIIстолетия, стр.484-486

I.Косвенные налоги и акцизы

1. Таможенные (внутр.и портовые)

2. Кабацкие

3. С клейменья кубов

4. Табачные (и трубочные)

5. Конские пошлины с продажи

6. С клеймения хомутов

7. С мостов и перевозов

8. Привальные и отвальные

9. С весчих товаров

Итого косвенные налоги и акцизы:

II.Оброки и откупы государственных имуществ

1. С дворцовых волостей

2. С рыбных ловель

3. С оброчных земель и сенных покосов

4. С ледокола и водопоя

5. С откупных статей наддачи

6. С продажи скотины и кож

7. С отписных лавок

8. С продажи виногр.,чихиря и овощей

III.Промысловые сборы:

1. С торговых бань

2. С разночинцевых бань

3. С мельниц

4. С постоялых дворов

5. С лавок, полков, кузниц

6. С найма извозчиков 10й доли

7. С разных промыслов

8. С приезжих в Москву возов

Итого промысловых сборов:

IV.Пошлины:

2. С письма крепостей

3. Печатные

4. Гербовая бумага

5. С неуказанного платья и бород

6. Канцелярские мелочные

Итого пошлин:

V.Регалии

2. С денежных дворов

3. Почтовый доход

VI. Прямые сборы

1. С татар, самоедов и лопарей ясашных

2. С казанских татар ведомства Кудрявцева

VII. Сборы разных учреждений и областей

Развитие производительных сил России, создание и укрепление налоговой базы связано с именем императора Петра I (1672-1725). По грандиозности деятельность во всех областях государственной жизни он его по праву называют «Великий».

Но прежде рассказа о нем придется отступить несколько назад и упомянуть его отца царя Алексея Михайловича (1629-1676). Мы в целом позитивно оцениваем деятельность этого царя, немало полезного сделавшего для России. Но именно в его царствование имел место серьезный «провал» в налоговой политике, который повлек за собой весьма негативные последствия. На примере этой ошибки можно учиться еще и в настоящее время. Впрочем, вряд ли можно винить в этом царя, в 16 лет вступившего на царство и через год предпринявшего попытку, инспирированную боярами, поправить финансовое положение страны путем резкого, в четыре раза (с 5 коп. на пуд до 20 коп.), повышения акциза на соль. Цели преследовались самые благие - установить всеобщее и справедливое налогообложение. Ведь соль потребляют все люди, и предполагалось, что рост налога будет равномерным.

Однако на деле оказалось, что сильнее всех пострадало беднейшее население, которое кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Улов тут же солился дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно, и она портилась в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта 1 . К тому же у людей, занятых тяжелым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.

В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.

1 См.: Богоявленский С. К. Московские смуты в XVII веке // Москва в ее прошлом и настоящем. Московское книжно-издательское товарищество «Образование», 1909. Вып. 1.

Ч. 1. С. 123-140.

Прежде всего, была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан Торговый устав. Внешняя таможенная пошлина была установлена в размере 8 и 10 денег с рубля, т.е. 4 и 5%. Иностранцы платили, кроме того, 12 денег с привозимых и вывозимых товаров таможенную пошлину и еще 4 деньги с рубля проезжую пошлину. В целом для иностранцев таможенная пошлина составляла 12-13%, для русских, вывозивших товары за границу, - 4-5%, т.е. Торговый устав имел явно протекционистский характер.

Ставки были уточнены в 1667 г. Новоторговым уставом. Сохранилась пошлина в 8 и 10 денег с рубля для русских и плюс 12 денег с рубля для иностранных купцов. Но добавилось положение о том, что при проезде вглубь страны иностранец платит еще по гривне с рубля, или дополнительно 10%.

Большое распространение получил введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с чети переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

В 1655 г. был создан Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства. В 1680 г. доходы составляли 1 203 367 руб. Из них за счет прямых налогов обеспечено поступление 529 481,5 руб., или 44% всех доходов, за счет косвенных налогов - 641 394,6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1 125 323 руб.

Вообще после Смутного времени для новой династии Романовых финансы были наиболее «больным» местом. Денежные ресурсы истощились войнами с Польшей и Швецией, крупным восстанием в 1667 г. под руководством Степана Разина, восстаниями на присоединившейся к России в 1654 г. Украине.

Именно в царствование Алексея Михайловича в России зарождается теория экономической политики. Ее основоположником был хорватский дворянин доктор богословия Юрий Крижанич (1618-1683). Он приехал в Россию в конце 1658 г. и работал в Москве, затем в Тобольске до 1677 г.

В своих трудах Ю. Крижанич писал о необходимости проведения активной экономической политики государства. Среди важнейших задач государства стоит забота о благосостоянии населения, причем не только материальном благополучии, но и просвещении и образовании.

По поводу финансов он писал, что благие способы умножения государственной казны «есть те, посредством коих казна пополняется справедливо, по-божески и честно, без гнусной жадности, без лютых поборов и без невыносимого и бесчеловечного отягощения подданных. А таковых способов и промыслов суть три: земледелие, ремесло и торговля - они зовутся черными промыслами или промыслами черных людей. А четвертый промысел - хозяйство или общее устройство и он является основой и душой всех остальных» .

Очень интересно отношение Крижанича к проводимым государством экономическим реформам. Критерием разумности экономических перемен является богатство подданных. Надобно поощрять развитие нужных государству ремесел, в том числе через предоставление привилегий. Необходим запрет вывоза за рубеж сырого материала: «а ослушников наказывать». Но и за границей нужно покупать не готовые изделия, а средства производства и технологии. Надо поручить и приказать, чтобы принесли из всех земель всякие орудия для образца - пишет он в упомянутом выше труде.

Сравнив взгляды Крижанича и результаты современной экономической реформы, мы придем к выводу, что его труды за 350 лет отнюдь не устарели.

Петр I не просто продолжал созидательную деятельность первых Романовых, но и провел крупномасштабные преобразования, которые вывели Россию в число самых передовых государств мира. Они коснулись всех сфер управления, включая финансы и налоги.

Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения страны. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна «покрывалась» сетью заводов и мануфактур. Мануфактур-коллегии Петр предписывал поддерживать промышленников-предпринимателей, «вспомогать наставлением, машинами и всякими способами». Он писал: «Наше Российское государство пред многими иными землями преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы» .

Петр I начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук. Именно в этот период в России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное и парусное дело.

Активно перенимая зарубежный опыт, России проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой.

Промышленное развитие требовало улучшения торговли, которую затрудняло состояние путей сообщения, и это крайне заботило царя. Он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов. При нем был прорыт канал, соединивший реки Уну и Тверцу, начаты работы по сооружению Ладожского канала. Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов.

Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Царь учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т.е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор, подушный сбор с извозчиков - десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. Тогда же появилась дифференцированная в зависимости от сословия подать на усы и бороды.

Прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати. Напомним, что до 1678 г. единицей налогообложения была соха, устанавливаемая сошным письмом. С 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей стали «огораживаться единым плетнем».

Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной: единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов вплоть до 1724 г. Перепись учла 5 600 000 податных душ мужского пола, в том числе 5 400 000 крестьян и 183 400 посадских людей, неподатное население исчислялось в 515 000 душ мужского пола, а общая численность населения - 15 500 000 человек.

Размер подушной подати был определен следующим образом: расходы на содержание армии в 4 000 000 руб. возложили на крестьян. Получилось 74 коп. с души. Содержание флота возложили на посадское население, получился 1 руб. 14 коп. 1

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить, как мы сказали бы сейчас, справедливость налогообложения, равномерное распределение налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей. Автор «Истории Петра Великого» А. С. Чистяков пишет:

«Подушные были невелики: с крестьян дворцового и синодского ведомства и с крепостных подушных брали по 74 коп., а с государственных крестьян, кроме 74 коп. взыскивали еще по 40 коп., вместо оброков, которые дворцовые, синодские и крепостные крестьяне платили своим ведомствам или помещикам. Заплативши эти 74 или 114 коп., крестьянин не знал никаких денежных и хлебных поборов. Подушные собирались в три срока: зимою, весною и осенью. С купцов и цеховых брали по 120 коп. с души» (орфография современная) .

Впрочем, не все придерживались того же мнения, что и Чистяков. Современники отмечали тяжесть подушной подати, возрастание недоимок. Уже в 1725 г. Екатерина I (1684-1727) снизила оклад с 74 до 70 коп. А главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного налога, заключается в том, что не принимается во внимание различная доходности труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток - в том, что количество ревизских душ - величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер. Еще одним недостатком стал тот факт, что налог «раскладывали» прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его.

Давали доход и оброчные статьи: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, бобровые гоны, бортные ухо- жья, ледоколы, публичные бани, кладовые, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и пр.

Петр I, как можно предположить, близко подошел к идее промыслового налога. При проведении переписи горожан - купцов, посадских и слободских людей - описывались нс только их дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение. Видимо, предполагалось в дальнейшем дифференцировать налогообложение сельскохозяйственных жителей и горожан.

Петр реорганизовал управление финансами. Вместо многочисленных приказов, ведавших доходами и расходами, были учреждены Камер-коллегия и Штатс-контор-коллегия. Первой из них было поручено надзирать над окладными и неокладными приходами. Окладными назывались доходы, размер которых известен заранее, например подушная подать, неокладные - таможенные пошлины, откупы, налог с заводов и др., размер которых заранее известен быть не может. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах.

Штатс-контор-коллегия ведала расходами, вела книгу, именуемую Генеральным штатом государства. Главные статьи расхода - это содержание армии и флота. Для контроля расходования денежных средств была создана Ревизион-коллегия.

Наряду с реорганизацией центрального управления происходили изменения в земских учреждениях. Государство Петра I еще не имело в достаточном количестве органов, способных осуществлять сбор питейных, торговых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась на представителей купечества и других городских обывателей. Казенные подати собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право «буде они похотят» управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был большой шаг в области местного самоуправления.

Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили откупы. Правда, была еще одна попытка Петра упорядочить сбор косвенных налогов. Он поручил их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело.

В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.

Доходы государства постоянно росли. В 1710 г. они составили 3 134 000 руб., в 1722 г. - 7 859 833 руб., в 1725 г. - 10 186 707 руб. Во второй половине царствования Петра I Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу» 1 .

На время царствования Петра I приходится деятельность еще одного основоположника российской экономической науки И. Т. Посошкова (предположительно 1652-1725/1726). В феврале 1724 г. он завершил трехлетний труд, который подготовил для представления царю. Это была «Книга о скудности и богатстве» .

В отличие от своего предшественника хорватского дворянина Ю. Кри- жанича, получившего блестящее образование в Риме, Посошников был оброчным крестьянином села Покровское-Рубцово на реке Яузе. Своим умом и энергией он добился того, что стал купцом, предпринимателем. Не имея образования, вошел в число выдающихся ученых-экономистов. При этом воззрения Крижанича и Посошкова близки. «Худой тот сбор, когда кто казну царю собирает, а людей разоряет, ибо если кто прямо государю своему тщится служить, то более собрания надлежит ему людей от разорения соблюдать...» Мерилом богатства страны служат богатство и благоустройство народа, совокупность «деловых внутренних богатств» каждой семьи. Он считал, что платить налоги должны все классы общества, кроме духовенства.

Налоги должны быть умеренными и немногочисленными. Они не должны вредить хозяйственной деятельности и разорять людей. Основой налогообложения должно быть владение землей, а размер налогов должен исчисляться исходя из размеров и качества земельных участков. Много внимания в книге И. Т. Посошкова уделено налогообложению торговых людей, что естественно, учитывая его происхождение, род занятий и весь жизненный опыт. Посошков предлагал создавать купеческие компании, строить заводы, вывозить за рубеж не сырье, а готовые изделия.

Налоговые преобразования Петра I по их содержанию можно квалифицировать как системную налоговую реформу, в ходе которой были проведены кардинальные преобразования налогообложения с целью приведения его в соответствие с новым содержанием социально-политической стратегии государства.

Налоговые реформы Петра I носили системный характер, поскольку были изменены принцип налогообложения (замена подворной подати подушной), расширено число плательщиков, введены принципиально новые налоги, проведена реформа всей системы управления финансами и учета податного населения.

Важнейшими мероприятиями налоговой реформы Пе тра I стали 1:

  • введение подушной подати вместо подворного налога и увеличение числа податных лиц;
  • увеличение числа налогов и появление принципиально новых, например гербовый сбор, горная регалия, на бороды и др.;
  • введение табачной, соляной монополий;
  • проведение протекционистской таможенной политики;
  • реформа системы управления государством, в том числе создание специальных финансовых и промышленных коллегий, разделение страны на губернии и привязка к ним системы уплаты подушной подати;
  • разрешение свободного винокурения дворянству и реформа питейного налога.

С точки зрения целей налоговые реформы Петра I можно квалифицировать как ограниченно целевые: главной их целью была фискальная, а именно обеспечение финансовых потребностей государства в первую очередь на военные нужды. Так, из почти 10,2 млн руб. доходов казны в 1725 г. на содержание сухопутных и морских сил тратилось 6,5 млн руб., что в пять раз превышало расходы на войско в начале царствования Петра I в 1680 г.

Вместе с тем налоговая реформа требовала коренного социального переустройства, создания слоя служилых людей, преданных государю и способных побеждать иноземные армии, слоя промышленников и купцов, стремящихся развивать промыслы и торговлю. Так были заложены основы новой элиты государства в лице дворянства и купцов-промышленников.

По продолжительности реформы Петра I можно отнести к долгосрочным, поскольку он проводил их в течение всей своей жизни и гак и не успел завершить.

  • Там же. С. 327.
    Случайные статьи

    Вверх