Что характерно для командной экономики. Командная экономика - плюсы и минусы данной формы экономической организации

Командная экономика

(плановая экономика – экономическая система, в которой государство или совета управляющих экономикой. В системе с командной экономикой центральное правительство принимает все решения в отношении производства и потребления товаров и услуг. В крайних случаях, обширные области экономики и промышленности находятся под контролем государства, все решения относительно распределения ресурсов и производства также принимаются государством. Органы планирования решают что должно быть изготовлено и направляют предприятия низших уровней на производство этой продукции. Командная экономика является противоположностью рыночной экономике, в которой производство, распределение, ценообразование и инвестиции принимаются собственниками средств производства на основе собственных интересов а не согласно всеобъемлющего плана. К мягким разновидностей планирования в командных экономиках принадлежит индикативное планирование, когда государство применяет «влияние, субсидии, дотации и налогообложения, но не указывает что делать …» Такие разновидности иногда называют «планируемыми рыночными экономиками».

Некоторые исследователи различают плановую экономику от командной, считая командную экономику крайним случаем плановой. Однако, планирования экономической деятельности присутствует и в условиях свободного рынка.
К важным примеров командных экономик прошлого принадлежит экономика СССР, которая, по оценкам CIA Factbook была некоторое время второй по величине экономикой мира, Китая до 1978 года и Индии до 1991 года.
Начиная с 1980-х и 1990-х годов правительства стран с командной экономикой начали внедрять политику дерегулирования (или, как в Советском Союзе, система потерпела крах) и движение в сторону создания рыночной или смешанной экономики. Плановые экономики существуют в таких странах, как Куба, Ливия, Саудовской Аравии, Иране, Северной Корее и Мьянма.
Характеристики
При командной (плановой) экономики главные экономические вопросы решает определенный центральный орган, который сначала определяет, что и сколько производить, и непременно контролирует выполнение своих распоряжений. Таким же образом решаются все вопросы относительно того, как производить. Центральный орган решает также вопрос «для кого» производить.
При командной экономики существуют достаточно жесткие ограничения уровней заработной платы, пенсий, продолжительности отпусков работающим т.д. Центр определяет объемы распределения по районам произведенных товаров, а также устанавливает цены на них.
Главной особенностью командной системы является отсутствие у производителей свободы выбора. Так, директор швейной фабрики не мог выбирать поставщика ткани для своего товара, поскольку план «закреплял» за ним конкретного поставщика. Вместе с тем директор ткацкой фабрики не опасался, что его продукция останется нераспроданной за низкого качества: ведь он знает, что швейная фабрика по плану обязана приобрести ее.
Именно отсутствие свободы выбора обусловливает отсутствие у производителей заинтересованности (или стимула) производить лучшие и более дешевые товары, увеличивая их ассортимент и разрабатывая новые модели. Через это удовлетворение потребностей потребителей в такой системе находится на низком уровне. Но следует отметить также, что планирование как метод управления отдельным предприятием широко используется в хозяйственной практике и может способствовать повышению общей эффективности производства.
Характерные черты:
Чрезмерное огосударствление экономики
Чрезмерная централизация производства (более 90% предприятий – государственная собственность)
Диктат производителя
Бюрократизация аппарата управления
Направления значительной части дефицитных ресурсов на нужды военно-промышленного комплекса
Критика
Склонность к диктатуре

Командная экономика подвержена установления диктатуры и карьерному росту людей аморальных и беспринципных. Так, Фридрих фон Хайек считал, что диктатор или диктаторы, стоящих у руля административно-командной системы должны обладать исключительным способностями в сфере политической интриги и внутрипартийной борьбы. Распределение ресурсов в административном порядке невозможно без абсолютной политической власти. Административные приказы должны быть подкреплены погрозую наказания или применения силы. Распределение ресурсов, по определению, означает, что ресурсы отбирают у одних и отдают другим. Карьерный рост возможен только для людей беспринципных и не отягощенных моралью.

{banner_googlevpost}

Хайек считал, что даже если власть сама по себе может и не быть целью, тем не менее планирование ведет к диктатуре, поскольку диктатура – эффективный инструмент силового воздействия и принудительного насаждения идеологии, и как таковая необходима для осуществления широкомасштабного централизованного планирования. «Для достижения своих целей коллективиста нужна власть – власть одних людей над другими, причем в невиданных доселе масштабах, и от того, смогут ли они ее достичь, зависит успех всех начинаний …» По мнению Хайека, именно беспринципные и безсовистни люди имеют больше шансов на успех в тоталитарном обществе. Также с этим выводом соглашается Франк Найт, который утверждает, что органы планирования должны будут «управлять беспощадно, для поддержки механизма организованного производства и распределения ресурсов». «Хотят они этого или нет, им придется это делать; вероятность того, что у руля окажутся люди, не одержимые жаждой власти, равна вероятности того, что чрезвычайно добрая и мягкий человек получит работу смотрителя за крепостными …»
Хайек также утверждает, что поведение диктатора в экономике не может сдерживаться моралью или какими-либо законах, поскольку диктатор не может заранее ограничить себя любыми формальными правиалмы, способными предотвратить произвол. Ему все время приходится решать проблемы, которые невозможно решить, пользуясь только формальными правилами.

Как развить привычку

Командной экономикой называют систему ведения хозяйства, которая была популярна в Советском Союзе, государствах Восточной Европы и целом ряде азиатских и африканских стран.

Общая информация

Если характеризовать командную экономику, то можно сказать, что она имеет целый ряд особенностей. Но всё же среди этого разнообразия есть и своя изюминка. Так, самым главным признаком командной экономики является общественная (на практике государственная) собственность на средства производства и ресурсы, которая реализуется через распоряжения (приказы). Кроме того, есть ещё бюрократизация и монополизация хозяйственной жизни, которые принимают специфические формы. А в качестве основы механизма взаимоотношений используется централизованное экономическое планирование.

Подобное можно в современной жизни перенести на онлайн-игры. Так что же признаком является? "Аватария" или любое другое подобное развлечение дают неплохое понимание используемых механизмов - вроде и есть свобода действий, но она сильно ограничена. Есть одна комната, но нет возможности построить себе пару домов. Но сейчас давайте поговорим об этой теме более серьезно.

Как всё устроено?

Давайте рассмотрим схему взаимодействия. Основным признаком командной экономики является наличие центра, который отдаёт распоряжения хозяйственным субъектам об их темпах деятельности. Такой подход минимизирует самостоятельность субъектов. Кроме того, для исключения свободных рыночных взаимосвязей между отдельными хозяйствами полностью контролируется процесс производства и распределения продукции. И для этого используются административно-распорядительные (командные) методы в качестве управленческой составляющей. Это создаёт базис для иных свойств подобного подхода. Основной признак командной экономики является одновременно источником и значительных преимуществ, и недостатков. Но обо всём по порядку.

Главные черты реализации

Итак, признаком командной экономики является (ответ на этот вопрос мы рассматриваем) общественная собственность, управляемая командами. Это обеспечивает управление непосредственно всеми предприятиями из одного центра. Такой подход является ценным во времена больших испытаний, когда перед страной стоит значительный вызов, поскольку на учете находятся все имеющиеся ресурсы, которые тратятся на достижение цели.

Поскольку государство полностью контролирует производственные процессы и распределение результата, то оно может перебрасывать часть капитала, рабочей силы или же научных кадров на выполнение конкретных задач. Как следствие, из-за административно-командных методов управления можно наблюдать отсутствие инфляции (или же её незначительный, близкий к нулевому уровню рост), слабое социальное расслоение, минимальную безработицу и отсутствие капиталистических кризисов и конкуренции при изготовлении продукции. Это можно отнести к преимуществам. Но есть и негативные стороны - так, очень сложно оперативно реагировать на нужды общества, из-за чего может возникнуть и услуг, пользующихся спросом. К тому же часто принимаются неверные решения относительно вложений инвестиций. Кроме того, часто всё строится таким образом, что у производителей нет стимулов, чтобы более эффективно использовать ресурсы, расширять ассортимент продукции и внедрять инновации.

Специфика реализации

Давайте уделим внимание весьма важному моменту - управляющим кадрам. Чисто номинально решения о том, что будет производиться, как распределяться и кем потребляться, принимает государство. По сути, эта задача возложена на бюрократию. Неизбежные в таком случае ошибки создают большое количество неувязок. Во многом это зависит от непрофессионализма класса управленцев и значительной ограниченности возможностей оных. Кроме того, значительные проблемы доставляют и сложности коммуникации. Теоретически при привлечении высокопрофессиональных специалистов и многочисленной техники для контроля и оптимизации процесса выполнения задач можно минимизировать негативные стороны, но, увы, это пока что никто не смог реализовать на практике.

Особенность административных методов

Использование такого подхода предусматривает, что стоимость товаров и услуг назначается государством и не зависит от существующего на них спроса и имеющегося предложения. Объем прибыли и заработная плата устанавливаются заранее.

Следует отметить, что в таком случае очень мало зависит от инициативы и творчества работников. Из-за этого нет стимула эффективно трудиться и осуществлять новаторскую деятельность. Как результат, возникают негативные моменты вроде безынициативных работников, которые не интересуются результатом своих действий, замедляется научно-технический прогресс, возникает дефицит экономики и диктат со стороны производителей.

Поскольку все права на средства производства принадлежат государству, собственность граждан ограничена их личным имуществом и незначительным подсобным хозяйством.

Одновременно с этим следует отметить и позитивные аспекты использования административных методов. Первоначально внимание следует уделить тому, что создаётся более устойчивая к внешним влияниям экономика. При этом люди относительно уверены в завтрашнем дне, а равномерное распределение жизненных благ в обществе способствует его монолитности благодаря достижению меньшего неравенства. Кроме того, не возникает проблем с трудоустройством.

Заключение

Как же получается такое удивительное совмещение? В целом множество особенностей командно-административного подхода можно было бы упразднить при большей эффективности. Так, часто из-за задержек научно-технического процесса (это возникает потому, что центр не успевает обрабатывать всю информацию) два человека выполняют задачу, с которой успешно смог бы справиться и один. Поэтому хотя главным признаком командной экономики является такое необычное положение дел, ему ещё далеко до совершенства. И можно уверенно сказать, что плановая система хозяйствование ещё предложит не одно хорошее решение.

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические системы

Современные экономические системы

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .

Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .

Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК? " производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет , социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Командная экономика - экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей - все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат - недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Плановая экономика (административно-командная система) ранее господствовала в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

сильная монополизация и бюрократизация экономики;

централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных - проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

    Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

    Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

    Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

    Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

    Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

Проверочный тест по теме:

«Типы экономических систем»

1. В любой стране с любым типом экономической системы главная проблема экономики состоит в том, что:

1) общество обладает безграничными ресурсами

2) потребности людей должны быть реализованы любой ценой

3) люди должны делать выбор при использовании ограниченных ресурсов

4) может возникнуть дефицит товаров

2. Потребитель выиграет в условиях рыночной экономики при:

1) централизованном планировании производства

2) устранении монополизации экономики

3) установлении ввозных пошлин

4) повышение налогов на производителя

3. Установите соответствие между типами экономических систем и конкретными примерами:

ПРИМЕРЫ

Ответ:

4. Что свойственно командной экономике?

1) свободное ценообразование

2) совершенная (чистая) конкуренция

3) преобладание частной собственности над другими видами

4) централизованное распределение факторов производства

5. Верны ли следующие суждения о рыночном механизме регулирования экономики?

А. Рыночный механизм регулирования экономики существует в большинстве стран современного мира

Б. Рыночное регулирование ведет к дифференциации товаропроизводителей

6. Рыночная экономика предполагает участие производителя в:

1) формировании рыночной цены товара

2) регулирование деятельности монополий

3) определение ставки рефинансирования налогов

4) достижении сбалансированного бюджета

7. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство в рыночной экономике осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков

Б. Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное ценообразование.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Что из перечисленного относится к негативным тенденциям в экономике, порождаемым действием рыночного механизма?

1) монополизм

2) многообразие форм собственности

3) разделение труда

4) мобильность трудовых ресурсов

9. Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками:

ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Ответ:

10. В условиях командно-административной экономики банковская структура:

1) работает как распределительная система

2) работает так же, как и рыночная система

3) не существует

4) находится в тесной связи с мировой банковской системой

11. Отличительной чертой традиционной экономической системы является:

1) постоянное расширение объёмов производства

2) монополизация и бюрократизация экономики

3) преобладание ручного труда

4) государственное руководство хозяйственной деятельностью

12. Отличительной чертой рыночной экономической системы является(ются):

1) преобладание инфляции открытого типа

2) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра

3) наличие государственной собственности почти на все экономические ресурсы

4) незначительный темпы экономического роста

13. Верны ли следующие суждения о функциях государства в рыночной экономике?

А. Государство в условиях рыночной экономики заботится о создании условий для экономического роста

Б. Одной из функций государства в условиях рынка является компенсация негативных внешних факторов

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

14. Государство в рыночной экономике

1) устанавливает равновесие на рынке товаров и услуг

2) стимулирует сбалансированный экономический рост

3) планирует, что и в каком количестве производить

4) определяет количество работающих на предприятиях

15. Государство в рыночной экономике

1) берет на себя организацию производства большинства товаров и услуг

2) осуществляет распределение экономических ресурсов

3) устанавливает цены на производимые на предприятиях товары

4) законодательно закрепляет многообразие форм собственности

16. Отличительной чертой командно- административно-командной экономической системы является:

1) сочетание государственного предпринимательства с частным

2) централизованное, директивное экономическое планирование

3) решение ключевых экономических проблем в соответствии с обычаями

4) быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции

17. Найдите в приведённом списке последствия рыночного регулирования экономики. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) имущественное расслоение товаропроизводителей

2) товарный дефицит

3) заинтересованность в технических новинках

4) полная занятость трудоспособных

5) преодоление цикличности развития экономики

Ответ______________________________

18. Верны ли следующие суждения о современной рыночной экономике?

А) Современной рыночной экономике присуща тенденция ослабления государственного регулирования проблем занятости населения

Б. На современном рынке господствуют, благодаря своей гибкости, мелкие фирмы.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Случайные статьи

Вверх