Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Законодательством РФ предусмотрено большое количество налогов и соответствующих им ставок. Грамотная политика государства в аспекте их утверждения предопределяет эффективность бюджетной политики и развития национальной хозяйственной системы в целом. Какова специфика определения их величины? Какими могут быть основания для классификации налоговых ставок?
Изучим особенности такого явления, как налоговая ставка. Под данным термином чаще всего понимаются начисления в расчете на единицу измерения соответствующей базы для того или иного вида сбора в бюджет. Обозначение налоговых ставок чаще всего осуществляется с помощью процентов. Например, ставка НДФЛ в России составляет 13%, НДС — 18%.
В ряде случаев соответствующий показатель определяется в виде десятичных чисел. Для НДФЛ и НДС это будет 0,13 и 0,18 соответственно. Законами также может быть предусмотрена 0 налоговая ставка (нулевая) для российских налогоплательщиков. Это может наблюдаться на примере нулевой величины НДС для предприятий, работающих при УСН. Далее мы рассмотрим данную особенность подробнее.
Рассмотрим, какие есть основные виды налоговых ставок. В мировой экономической науке есть большое количество подходов к определению соответствующих показателей.
В числе самых распространенных оснований для классификации налоговых ставок — степень обременения для плательщика. В рамках данного критерия показатели могут быть:
Другое основание для классификации рассматриваемых показателей — метод их установления. Так, налоговые ставки могут быть:
Если говорить о РФ, то можно выделить такое основание для классификации ставок, как отнесение налога к типу федеральных, региональных или местных. Таким образом, будет различаться юрисдикция утверждения соответствующих показателей. Для ставки определяются высшими органами государственной власти, для региональных — соответствующими структурами на уровне субъекта РФ, для местных — муниципальными учреждениями.
Изучим основные налоговые ставки, установленные НК РФ. В числе самых распространенных видов сборов в российский бюджет:
Изучим их специфику подробнее.
Налоговые ставки по налогам на доходы физических лиц, или НДФЛ, в России — 13% для 30% — для граждан, не имеющих такового статуса. Критерий, по которому плательщики относятся к первой категории — нахождение в России основную часть дней года. При этом не важно, является ли человек гражданином РФ, или он иностранец.
НДФЛ в России платится с самых разных доходов, которые получает человек: с зарплаты, выполнения подрядных работ и услуг, продажи имущества и т. д. Особенность данного сбора в том, что в отношении него установлены различные вычеты — социальные, имущественные, стандартные. То есть у гражданина, уплачивающего НДФЛ, есть возможность уменьшить соответствующий сбор по предусмотренным законом основаниям.
Ставка НДФЛ, исходя из оснований для классификации, определенных нами выше, может быть отнесена к категории базовых и относительных. Вместе с тем в том случае, если плательщик не имеет статуса резидента РФ, то она вполне может быть классифицирована как повышенная, так как ее размер увеличивается более чем в 2 раза.
Данный налог платят, в основном, крупные бизнесы с большими оборотами. Малые и средние предприятия стараются работать в режиме УСН. По данному сбору налоговые ставки в 2015 году составляют 20% для всех видов доходов предприятий. Законодательство не определяет каких-либо льгот для организаций, которые обязаны осуществлять соответствующие перечисления в бюджет, как при уплате НДФЛ для некоторых категорий плательщиков.
По тем основаниям для классификации ставок, которые определены нами выше, ту, что установлена для налога на прибыль, можно отнести к категории базовых и относительных.
Ставка налога на добавленную стоимость, НДС, в России — 18%. При этом платят его не все. Для фирм, работающих по УСН, установлена 0 налоговая ставка в отношении НДС. Между этим сбором и НДФЛ можно провести некоторую аналогию — законом предусмотрены различные основания для вычетов при исчислении и организациями.
Ставки по НДС можно классифицировать как относительные и базовые.
Упрощенная система налогообложения, или УСН, — интереснейшее явление. Данного типа сборы призваны в значительной степени снизить налоговую нагрузку для предприятий, особенно это важно для начинающих бизнесов. Собственно, использовать ее могут только те организации, обороты которых относительно невелики — в пределах 60 млн. руб. в год. Законодательством РФ определено 2 типа ставок для УСН: при взимании налога с выручки предприятия — 6%, при сборах с прибыли — 15%. Предприниматель сам выбирает одну из двух указанных схем расчетов с государством.
Для предприятий, работающих при УСН, как мы отметили выше, установлена 0 налоговая ставка для НДС. Однако фирма может самостоятельно формировать документы, в силу которых у нее может возникнуть обязательство по уплате соответствующего сбора. можно отнести к базовым и относительным.
Ставки, установленные для УСН, можно отнести к пониженным (они устанавливаются как альтернатива тем, что определены для налога на прибыль) и относительным. Но некоторые юристы все же склонны классифицировать их как базовые, так как соответствующий сбор относится к отдельной категории.
Полезно будет изучить корреляцию между УСН и сборами в государственные фонды — ПФР и ФФОМС, которые уплачивают за себя индивидуальные предприниматели. Данные платежи ИП осуществляют вне зависимости от того, есть у них прибыль или нет. Поэтому соответствующий тип налогов вполне можно отнести к категории абсолютных, так как их величина фиксированная (определяется на год). Например, в 2015 году соответствующая сумма составляет порядка 22 тыс. руб. Особенность законодательного регулирования уплаты сборов в государственные фонды в том, что данные платежи могут быть полностью зачтены в счет уплаты ИП налогов по УСН. Фактически, образуется 0 налоговая ставка для УСН. Данная полезнейшая особенность находит весьма положительную оценку в среде российских предпринимателей.
Некоторые компании, работающие в РФ, предпочитают вести деятельность в рамках режима ЕНВД (единого налога на вмененный доход). Ставка в рамках данного типа сборов устанавливается федеральным законодательством, сейчас она составляет 15%. Но кроме нее в формуле расчета данного налога задействуются базовая доходность, физические показатели, а также коэффициенты — К1 и К2. Какова специфика правового регулирования данного сбора? Базовая доходность, физические показатели и первый коэффициент устанавливаются в федеральных законах, второй — в региональных. Работа предприятия в режиме ЕНВД предполагает, что оно уплачивает фиксированный сбор в бюджет безотносительно доходов. Ставка по данному налогу относится, таким образом, к абсолютным и базовым.
Интересен транспортный налог, относящийся к категории региональных. Ставка по нему может определяться, исходя из самых разных критериев: года выпуска автомобиля или иного транспортного средства, мощности двигателя, вместимости, отнесения к той или иной категории. Теоретически некоторые из соответствующих показателей, установленных законодательствами разных регионов, могут различаться очень значительно. Например, для легковых машин, обладающих двигателем с мощностью до 100 лошадиных сил, налоговая ставка транспортного сбора может составлять от 1 до 25 руб. за одну л. с. Однако показатели, о которых идет речь, могут быть уменьшены или увеличены властями субъектов РФ не более чем в 10 раз относительно цифр, зафиксированных в НК РФ.
Ставку по транспортному налогу можно классифицировать как относительную и базовую. Но законом предусмотрены основания, позволяющие в ряде случаев классифицировать некоторые разновидности соответствующих показателей по данному сбору как повышающие или понижающие.
Налог на имущество предприятий относится к категории региональных. Что это значит? Прежде всего то, что налоговая ставка на имущество фиксируется на уровне законов субъектов РФ. Однако в Налоговом Кодексе определен предельный ее показатель — 2,2%. Имущественный сбор уплачивают: российские организации (если у них в собственности есть движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе), иностранные компании (при владении недвижимостью).
Если соотнести рассматриваемый сбор и виды налоговых ставок, определенные нами в начале статьи, то мы можем классифицировать соответствующий показатель как относительный и базовый.
Необходимость уплаты налога на имущество установлена законодательством РФ также и в отношении граждан. Данное обязательство в частности должны выполнять владельцы квартир, комнат и домов. Ставки налога на недвижимость для граждан устанавливаются муниципальными властями — в интервале 0,1-0,3% от кадастровой стоимости жилья.
При этом до 2019 года в формуле исчисления соответствующих платежей применяются понижающие коэффициенты, облегчающие адаптацию граждан к данному налоговому обременению. Также при определении величины имущественных сборов для граждан используются вычеты в виде уменьшения площади жилья на заданное количество квадратных метров и пропорционального снижения его кадастровой стоимости.
В соответствии с отмеченной нами классификацией ставки по имущественному налогу для граждан можно отнести к относительным и базовым. Рассматриваемый сбор относится к категории местных. К этой категории принадлежит также земельный налог. Изучим его специфику.
Как и в случае с налогом на имущество для граждан, ставки в отношении рассматриваемого сбора фиксируются в муниципальных правовых актах. Их величина не может превышать 1,5%, если речь идет о землях: используемых в сельском хозяйстве, в жилищном строительстве, а также в качестве дачных и садоводческих участков. Для остальных категорий земель предельная величина показателя — 0,3%.
Ставки по рассматриваемому сбору можно отнести к относительным и базовым. Показатель в 0,3% некоторые юристы относят к понижающим.
Итак, в России утверждены самые разнообразные виды сборов и соответствующие им налоговые ставки. 2015 год характеризуется заметными активностями законодателя в аспекте корректировки данных показателей — на том или ином уровне регулирования обязательств налогоплательщиков перед государством.
Возможно, наиболее заметные корректировки в налоговом законодательстве коснулись имущественных сборов, которые должны перечислять государству граждане. Выше мы отметили, что данного типа налог исчисляется, исходя из кадастровой стоимости жилья. Но до 2015 года величина сбора определялась которая в общем случае существенно ниже.
Заметные изменения характеризуют также транспортный налог. Дело в том, что с 2015 года соответствующий сбор для дорогих автомобилей (от 3 млн. руб. и выше) рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Таким образом, год, в котором значительно реформировалась соответствующая налоговая ставка, — 2015. Транспортный налог владельцы дорогих автомобилей будут платить в рамках более строгих критериев.
В 2018 и 2019 годах в налоговом законодательстве РФ произошли определенные изменения, коснувшиеся, согласно внесенным в статьи №399-№409 поправкам, физических лиц, которые являются владельцами недвижимости (в частности, квартир). Прежде чем уплачивать налог, стоит разобраться, какие, а также от чего зависит налоговая ставка на квартиру
Оглавление:В 2017 году прекратил свое действие закон РФ №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями) от 09.12.1991г.
Вместо него действительной является 32 глава НК РФ (далее – НК), регулирующая юридические аспекты уплаты налога на недвижимость. Исходя из ст. 400 данной главы, любому физическому лицу, у которого есть право владения имуществом, вменяется уплачивать налог на него.
Изменения, имевшие место в 2016 году, коснулись объектов налогообложения. Ранее под ними подразумевались:
На сегодняшний день к списку, приведенному выше, добавлены такие объекты налогообложения (ст. 401 НК):
Исходя из новых поправок в законодательстве, налогооблагаемая база включает физического лица, ознакомиться с которой можно в кадастре недвижимости. Для этого необходимо составить соответствующее письменное заявление. На протяжении пяти рабочих дней можно получить всю требуемую информацию. Изменить кадастровую стоимость возможно путем обращения в соответствующую комиссию или через постановление суда.
Новые ставки распространяются на объекты, утвержденные в ст. 401 НК РФ, или на прочие объекты недвижимости, предусмотренные ст. 406 НК, п.3.
Теперь применяются следующие процентные ставки на жилплощадь, в частности, квартиры:
Первые две ставки законно можно опровергнуть или повысить (примерно в три раза). Такой перерасчет возможен по налоговому законодательству в муниципалитетах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В данном случае специалистами учитывается инвентаризационная стоимость квартиры.
Исходя из написанного выше, можно сделать вывод, что, в первую очередь, налоговая ставка на квартиру в 2019 году зависит от ее кадастровой стоимости.
Те физические лица, которые попадают в льготную категорию, имеют возможность использовать право льготы только на одну единицу недвижимости из всех имеющихся.
Льгота распространяется на квартиры, которые не несут коммерческой выгоды, т.е. не сдаются в аренду и не являются торговой площадью для магазинов, салонов и т.д.
Чтобы получить льготу, необходимо написать заявление в налоговую службу по месту жительства. Также следует предоставить документы, которые бы подтверждали принадлежность к льготной категории.
Важный факт
Многодетные семьи и матери-одиночки НЕ имеют право получать налоговые льготы.
Необлагаемая площадь для квартиры составляет 20 м 2 (для жилого дома - 50 м 2 , для комнаты - 10 м 2). Если, при вычете необлагаемой площади, у владельца квартиры (дома, комнаты) выходит «ноль», то уплачивать сумму налога владелец не обязан. В таком случае региональные органы власти должны составить акт, в котором будет содержаться список физических лиц, имеющих право не платить налог на квартиру.
Например, площадь n-ной квартиры физлица А. составляет 64 м 2 . У него имеется льгота (20 м 2). При вычете необлагаемой площади получается 44 м 2 налогооблагаемой территории.
Например, условная кадастровая стоимость квартиры составляет 5.000.000 руб. ее необходимо разделить на полную площадь жилья: 5.000.000 / 64 = 78.125 руб.
В указанном примере она составит: 44 * 78 125 = 3 437 500 руб.
4. Определяется нужная для расчета налога ставка.
Исходя из примера, налоговая ставка составит 0,1%.
5. Определившись со ставкой, необходимо рассчитать сумму самого налога.
Для этого совершается следующее: 3.437.500 * 0,1% = 3437,5 руб.
Исходя из ст. 408 НК РФ, существуют коэффициенты, которые снижают налоговое бремя налогоплательщика, имеющего квартиру. В совокупности с приведенным примером в 2019 г. налог будет рассчитываться по следующей формуле: (3437,5 – 83,33) * 0,6 + 83,33 = 2095,83 руб.
Налог необходимо уплатить до 1 октября текущего года. После оплаты налоговые органы присылают оповещение о зачете оплаченных средств. Узнать сумму налога можно на интернет-портале ФНС РФ.
Нововведения в законодательство острее других затронет тех, кто является владельцем давно построенного (при СССР) жилья, т.к. кадастровая и инвентаризационная стоимости таких квартир очень отличаются друг от друга. Наименьшую сумму налога будут уплачивать те, кто является собственником жилья новостроек.
Понятие
Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Формы и виды налоговых ставок
Виды
В зависимости от объекта налогообложения ставки бывают:
1) Твердые (специфические) устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются при обложении НДПИ, акцизов.
2) Процентные (адвалорные) устанавливаются к стоимости объекта налогообложения. Применяются при уплате большинства налогов.
3) Комбинированные сочетают в себе и твердые, и процентные ставки. Например, при уплате акцизов на сигареты и папиросы 550 рублей за 1 000 штук + 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1 000 штук.
Маргинальные – ставки, приведенные в налоговом законодательстве.
Фактические – отношение суммы уплаченного налога к величине нал.базы.
Экономические – отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода.
Формы
Прогрессивные ставки – с увеличением стоимости объекта увеличивается и их размер (НИФЛ, транспортный налог).
Регрессивные – с увеличением стоимости объекта уменьшается их размер (ЕСН до 2010 года).
Пропорциональные – ставки действуют в одинаковом размере к объекту обложения (большинство налогов).
Роль налоговой ставки в реализации функций налогов
Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А.Лаффер, которые установил количественную зависимость между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета, построив параболическую кривую, получившую название кривая Лаффера. Из рисунка видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела (точка М) ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.
По мнению А.Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.
По мнению А. Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.
Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного н\пл.
Функции налога:
Необходимо выделить 4 основных функции:
Фискальную;
Регулирующую;
Социальную;
Контрольную.
1) Фискальная – через уплату налогов пополняется бюджет страны для осуществления гос.расходов (управление государством: дума, министерства, оборона, порядок, МВД, суд, соц.защита, медицина, культура, образование).
С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.
2) Распределительная – посредством налогообложения государство распределяет более равномерно доходы между гражданами.
3) Контрольная – посредством налоговой системы государство может контролировать финансовые потоки (осуществление нал.контроля – проведение нал.проверок).
Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.
4) Регулирующая – влияние налога на экономическое развитие тех или иных видов деятельности (спрос и предложение, инвестиции, налоговые льготы для отраслей).
Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов. Цель применения налоговых льгот - сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.
В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:
Снижение налоговой ставки;
Сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период - возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ - получило название налоговых каникул);
Возврат ранее уплаченного налога или его части;
Отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
Зачет ранее уплаченного налога;
Замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.
Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.
5) Стимулирующая – разными налоговыми льготами государство может стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики (налоговые кредиты, налоговые каникулы, преференции).
Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.
6) Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.
К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.
Вопрос №3.
Уже с древних времен вместе с возникновением товарного производства, классовым разделением общества и появлением государства, нуждающегося в серьезных средствах на содержание чиновников, судов, армии, возникли налоги. В процессе становления и его развития усилилось и их значение: государство, выражающее общественные интересы в самых различных сферах и осуществляющее соответствующую политику, обеспечивало эффективную реализацию государственных функций, в том числе экономической и финансовой. Они стали являться основным источником формирования государственного бюджета. Под воздействием всевозрастающих потребностей государства в доходах складывалась и практика налогообложения.
На сегодняшний день налоговым кодексом его понятие определено достаточно полно. Здесь же следует отметить немаловажную деталь: налоговый платеж должен быть установлен законодательно.
Налоговая ставка — один из обязательных элементов, представляющих собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме, определенном размере на объект (единицу) нал-жения и не зависят от , получаемого налогоплательщиком. При установлении специфических нал-овых ставок законом фиксируется определенная (твердая) сумма, подлежащая уплате в виде нал. с единицы обложения.
Также законодательством предусматривается использование при налогообложении сочетания твердых и процентных (специфических и адвалорных) ставок. Примером такого сочетания могут быть государственные пошлины, обложение акцизами.