Виды и источники денежных доходов. Политика благосостояния населения доходы населения и их виды

Это совокупность всех материальных средств, которые работники, служащие и иные лица получают за труд в той или иной сфере как результат их экономической деятельности или как трансферты.

Сущность понятия

В более простом виде можно сказать, что доход - это количество денег, поступающее в определённую единицу времени за выполнение определённой работы. Например, 20 тыс./месяц. Источниками дохода могут стать:

  1. Заработная плата (повременная и сдельная).
  2. Иные доходы работников от предприятий помимо заработной платы: премии, вознаграждения и т. д.
  3. Доходы от занятий предпринимательской деятельностью.
  4. Доходы от распоряжения частной собственностью.
  5. Доходы от продаж валюты другой страны по большему курсу, чем валюта была приобретена.
  6. Прочие различные доходы.

Трансферты

Помимо экономической деятельности, доходы могут поступать в виде трансфертов. Разъясним подробнее эту часть.

Под трансфертами подразумевается дача одним лицом неких благ другому безвозмездно. Также transfero переводится как «перемещать» или «переносить». В таком случае трансферт можно понимать в более общем смысле - смена местоположения средств в определённом виде или только их владельца.

Например, государство выплачивает пенсию пожилым людям - это трансферт. Помимо этого, в подобные доходы входит:

  1. Богатство. В эту категорию входят наследственные приобретения: деньги, недвижимое и движимое имущество, документы и т. д.
  2. Штрафы.
  3. Добровольные пожертвования и взносы от физических и юридических лиц.
  4. Социальные выплаты: пособия по безработице, матерям-одиночкам, инвалидам, на похороны, по уходу за ребёнком и т. д.
  5. Социальная защита населения (обязательное социальное страхование).

Уровень доходов населения

Для каждой страны важен уровень доходов населения. По нему можно с наибольшей точностью определить благосостояние страны. В отличие от доходов на душу населения, экономисты получают более детальную и правдивую информацию, так как для оценки уровня доходов используются показатели среднего номинального, располагаемого и реального доходов:

1. Номинальный - натуральный или денежный доход, полученный гражданином страны за определённое время за определённую работу.

2. Располагаемый - это номинальный доход минус обязательные выплаты государству или частным предприятиям. Доход, который может быть использован гражданином для удовлетворения потребностей.

3. Реальный - некоторое количество материальных благ (товаров и услуг), которые гражданин может приобрести на сумму реального дохода за определённое время.

Термин «уровень доходов населения» незыблемо связан с народным благосостоянием, степенью удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан. А самое главное, он связан с уровнем жизни населения. Так, для экономистов показатели доходов населения имеют следующие значения:

  • Сопоставление - сравнение значений отдельных показателей доходов граждан во временном или географическом (между разными территориями, между странами) промежутке.
  • Изучение влияния социальных преобразований (в лучшую или в худшую сторону).
  • Учёт разрозненности в доходах между разными слоями населения.

Общий вид

Доходы принято разделять по их виду (форме) и методу использования. Население получает их в денежной или натуральной форме. Денежная форма - это заработная плата, дивиденды, документы, представляющие ценность при продаже (права на владение частной собственностью, движимым имуществом). Натуральная форма выражается в собственном произведении хозяйствами необходимых для жизни предметов. Например, фермеры выращивают на огороде морковь и картофель (продукты питания) или лён и хлопок, из которых можно сшить одежду.

Натуральные доходы населения производятся и используются потребителями. Для примера: такой вид характерен для фермерских хозяйств, частных участков, отдельных небольших посёлков и деревень в любой стране. Не стоит приписывать натуральные приобретения только странам с отсталой экономикой.

Денежные доходы населения используются гражданами для приобретения готовых материальных нужд. Это покупка необходимых товаров и услуг.

Реальные доходы

Реальные доходы населения - это набор материальных благ, выраженных в натуральной форме, которые может приобрести потребитель, располагая своим номинальным доходом. Иногда люди путают номинальный и реальный доходы. Реальный заработок характеризует число купленных человеком материальных благ, учитывая варьирование розничных цен, процента налогов и т. д.

Чтобы определить реальные доходы населения с наибольшей точностью, надо из общей суммы всего заработка (денежный + натуральный) вычесть обязательные затраты на уплату прямых и косвенных налогов и обязательных платежей. Имеются в виду взносы, акциз, НДС, переплата за услуги и т. п.

Стоит заметить, реальные доходы населения - это показатель жизни общества в данной стране. Например, для капиталистических отношений характерен быстрый неравномерный рост денежных поступлений и резкий спад их в определённые периоды. Подобные доходы населения могут терпеть спад по многим причинам:

  • Постоянный неконтролируемый государством рост цен на отдельные товары и услуги.
  • Инфляция (повышение общего ценового уровня).

Во время становления социального общества общий уровень реальных доходов постепенно возрастает. Однако стоит помнить, что поступления распределяются неравномерно. В частности, в России в период с 1940 по 1976 год доход фермерских хозяйств и общин был гораздо выше, нежели рабочих любого завода. Но по сравнению с началом 20 века общий реальный доход тех же рабочих вырос примерно в 3,5 раза. Если говорить о населении в целом, то почти в 5 раз.

Подушные доходы населения

По мнениям предпринимателей, доход - это превышения количество сумм от продаж над суммами, необходимыми на затраты производства. А затратами производства считаются не только покупка всех необходимых материалов, но и заработная плата рабочим, сотрудникам и руководителям. Так, средний годовой доход отдельного лица в стране - это доход на душу населения. Он рассчитывается, исходя из суммы всех материальных ценностей за год лиц одного класса.

Доход на душу населения был введен в обиход терминов экономики для показания благосостояния и экономического положения страны. По нему легко можно определить уровень модернизации и развития страны за какой-либо период времени.

Анализ статистики доходов на душу населения в разных странах мира позволяет с уверенностью сказать, что большая часть населения планеты живёт в странах со средним заработком, который не превышает 350 долларов.

Однако прибыль на душу населения даёт слишком общую картину, не рассматривает отдельные детали. К примеру, по статистике, по средним доходам нельзя узнать покупательную способность разных слоёв населения.

А если рассматривать слаборазвитые страны? У среднестатистического европейца большая часть доходов уходит на обеспечение своей жизни. Это одежда, еда, плата за жильё и т. д. Но в слаборазвитых странах многие люди живут на самообеспечении (выращивают продукты, шьют одежду, строят жильё) и, следовательно, тратятся на это немного иначе. Значит, эти пункты не будут отражаться в национальном доходе малоразвитого государства.

И наконец, статистика доходов на душу населения по стране не может дать достоверную информацию о состоянии страны, если в ней сильная неравномерность в распределении доходов. Речь идет о контрастности между бедными и богатыми.

Номинальный доход

Самый простой вид доходов - номинальный доход - представляет собой общую сумму всех доходов физического лица или предприятия от некоторой деятельности. Номинальные доходы разных слоёв населения формируются по некоторым закономерностям:

  • Доход в форме заработной платы, наёмных рабочих или доход от собственности.
  • Денежные перечисления от государства - трансферты.
  • Доходы, получаемые через финансовую кредитную систему: государственная страховка, банковские ссуды и т. д.

Возвращаясь на несколько лет в прошлое, в начало 90-х, можно вспомнить, что в это время в России были самые низкие номинальные доходы. По среднестатистическим данным Росстата, ежемесячные денежные поступления не превышали 22 долларов! Примерно до 1995 года в России держались доходные условия крайней нищеты. Но в 2006-2007 годах РФ вновь удалось вернуть экономическое положение населения на тот же уровень, на котором оно было в 1990 году.

Доходы населения

Экономика страны незыблемо держится на доходах каждого отдельного её гражданина. Значит, необходимо повышать уровень жизни до максимально возможного. На данный момент доходы населения России распределяются следующим образом:

  1. Оплата временная и сдельная – заработная плата - 66,8 %.
  2. Выплаты по социальному страхованию - 18,2 %.
  3. Предпринимательские доходы - 7,8 %.
  4. Распоряжение собственностью - 5,3 %.
  5. Доходы иных видов - 1,9 %.

Доходы населения стран Европы и СНГ распределяются немного иначе. На Западе гораздо больше людей заняты предпринимательской деятельностью и меньше получают выплаты по социальному страхованию.

Наивысший уровень доходов отмечают у стран Северной Америки - Канады и США, а также у Австралии. Среднемесячный заработок жителей этих государств достигает 3000 долларов.

Наименьший уровень - в Центральной и Южной Африке. О доходах многих территорий нет достоверной информации, а в остальных государствах среднестатистический заработок едва ли достигает 100 долларов. Однако стоит помнить, что царит на этом континенте аграрное производство, а оно не учитывается при подсчёте.

Рост доходов населения - это главная задача экономики любого государства. Каждая страна в определённый момент своего существования переживала сильные экономические кризисы, волнения в обществе из-за нехватки ресурсов и т. п. Но правители всех территорий Земли без исключений стремятся наладить жизнь населения и увеличить среднестатистический уровень доходов.

Как распределяются доходы населения?

Первичное распределение доходов, в экономике его также называют функциональным, начинается с распределения их между владельцами факторов производства. В различные периоды в разных странах действовали и действуют разные системы формирования распределения доходов, но в общем выделяют четыре основных аспекта:

  1. Назначение уравниванием, или эгалитарное распределение, - это попытка уравнять доходы всех слоёв населения. Однако нельзя считать этот аспект удачным. Так как физические и умственные способности индивидов одной страны сильно разнятся, то эгалитаризация породит ситуацию, когда один работает, а другой ест.
  2. Распределение рыночным методом. Более справедливый способ распределения доходов, опирающийся на общественную пользу произведённого и проданного предпринимателем продукта. Так невозможно установить абсолютный баланс в доходах, но распределение их будет проходить честно.
  3. С помощью накопленного имущества. Такое распределение доходов населения проявляется при получении, накоплении и передачи по наследству какой-либо части накопленного имущества: дома, ценных бумаг, денег и т. д.
  4. Привилегированное распределение, наиболее развитое в странах с отсталой демократией. Наиболее простой вид распределения, где богатые чиновники и правители самовластно перераспределяют доходы в свою пользу: устраивают себе выше зарплату, пенсии и иные льготы.

Многие люди, спокойно живя в пределах своей страны, не замечают, как экономическая система руководит ими. И очень хорошо, что обычный человек не замечает, как государство вмешивается в рыночную экономику.

Если большая часть людей будет чувствовать, что доходы распределяются нечестно, что ими кто-то руководит, а собственные усилия работников не приносят никаких плодов, это чревато недовольствами низших слоёв.

Расходы населения

Если у граждан есть доходы, и расходы населения тоже имеют место. В хорошо развитых странах доходы любого человека должны быть больше расходов. Тогда возможно полноценное и прогрессирующее существование каждого индивида общества. На данный момент в России большая часть населения живёт именно таким образом. Но было это не всегда.

В экономике существует такое понятие, как децильный коэффициент, или фондовый коэффициент, характеризующий степень расслоения общества (разницу между самыми богатыми гражданами и самыми бедными). При взятии для соотношений общие доходы 10 % всех наибогатейших граждан страны и наибеднейших этот коэффициент не должен превышать значения 9-10 (по рекомендациям ООН).

В начале 90-х годов, после распада СССР, децильный коэффициент официально был равен 16, но на самом деле порог его доходил до значения 28-32. Это значит, что доходы бедных слоёв населения России были ниже прожиточного минимума больше чем в 3 раза.

Такая разница между заработками богатых и бедных позволяет нам понять, что совсем не в далёком прошлом экономика Российской Федерации переживала настоящий крах и должна была подниматься из руин.

Низкие доходы населения для экономики страны грозят дефицитом государственного бюджета. Если номинальный доход индивида будет меньше суммы стоимости необходимых материальных благ, то что можно говорить об уплате прямых и косвенных налогов и об уровне развития государства?

Основная причина низких доходов государства - это односторонность спроса. Когда на рынке востребованы только товары одной продукции, а другие производители складируют негодный для масс продукт, возникает двусторонняя ситуация. Если взглянуть под одним углом, то доходы востребованного производителя пойдут вверх, но, с другой стороны, эта же причина считается основной предпосылкой монополий, из-за коих возникает сильная контрастность между богатой частью населения и бедняками. Допустить подобное ни в коем случае нельзя, поэтому за спросом и предложениями на рынке государство следит особенно тщательно.

Так, одна из главнейших задач Министерств финансов в России и их аналогов в других странах - увеличить прожиточный минимум, среднестатистическую заработную плату и как можно более уменьшить децильный коэффициент.

Пускай сейчас далеко не все стремления экономистов и идеологов возможно выполнить на практике или хотя бы составить проект по их внедрению в массы. Но если сравнивать теперешний уровень жизни и тот, в котором были обязаны существовать люди в середине 20 века или ещё раньше, в конце 19-го, то с уверенностью можно сказать, что экономика лидирующих стран мира прогрессирует с невероятной скоростью. К примеру, после распада СССР России понадобилось около 10 лет, чтобы вернуться к прежнему уровню жизни. С тех пор наше государство прогрессирует в экономическом плане.

Не стоит путать разные виды доходов индивидов, но точно нужно знать, что каждый человек способен внести свой вклад в развитие экономики страны и помочь ей подняться на вершину мировой экономической индустрии.

  • 11.Альтернативные теории потребления.53
  • 12.Инвестиции: типы, функции и факторы, определяющие объем инвестиций. Мультипликатор и акселератор инвестиций.
  • 14.Равновесие и ввп в условиях полной занятости. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы.
  • 15.Взаимосвязь модели ad-as и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.
  • 17.Равновесие денежного рынка Кривая «предпочтение ликвидности - денежная масса» (lm). Интерпретация наклона и сдвигов кривой lm.118
  • 18. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков (is-lm)
  • 19.Модель is-lm и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь моделей is-lm и ad-as.131?
  • 20. Цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики. Фискальная экспансия и фискальная рестрикция.
  • 21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
  • 22.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.
  • 23.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.
  • 24.Государственный долг и регулирование государственного долга.
  • 25.Использование модели is–lm для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.
  • 26.Понятие и цели денежно-кредитной политики
  • 27.Создание банковской системой «новых денег». Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор. Денежная база и денежный мультипликатор.
  • 28.Инструменты денежно-кредитной политики.
  • 29.Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика. Политика «дешевых» и «дорогих» денег.
  • 31.Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  • 32.Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
  • 33.Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Денежное правило.
  • 34.Теория рациональных ожиданий. Кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий.
  • 35.Экономическая политика стимулирования совокупного предложения и кривая Лаффера.
  • 36.Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты.
  • 37.Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республики Беларусь.
  • 38.Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
  • 39.Открытая экономика и её основные взаимосвязи.
  • 40.Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия
  • 41.Применения модели «совокупные доходы – совокупные расходы» для анализа открытой экономики: мультипликатор малой открытой экономики.
  • 42.Модель Манделла-Флеминга (модель is-lm-bp)
  • 44.Макроэкономическая политика при фиксированном и плавающем валютном курсе в условиях различной мобильности капитала.
  • 45.Деловые циклы и экономический рост.
  • 46.Показатели и факторы экономического роста.
  • 47.Неокейнсианские теории экономического роста. (Модели е.Домара, р.Харрода).
  • 48.Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа.
  • 49. Модель р.Солоу и «Золотое правило» э.Фелпса.
  • 50 Политика экономического роста, ее направления и методы. Политика экономического роста в Республике Беларусь.
  • 51.Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни.
  • 52.Показатели результативности социальной политики (уровень и качество жизни, минимальный потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума и др.).
  • 53.Доходы населения. Номинальные и реальные доходы и факторы, определяющие их.
  • 54.Проблемы неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
  • 55.Механизм и основные направления социальной защиты. Социальная политика в Республике Беларусь.
  • 57.Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах.
  • 58.Основные направления рыночных преобразований.
  • 53.Доходы населения. Номинальные и реальные доходы и факторы, определяющие их.

    Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным).

    Доход людей, не владеющих ни одним из факторов производства (дети, престарелые, инвалиды), являются результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов. Размер зависит от соц. политики государства.

    Доходы населения - это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Натуральные доходы включают все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.Денежные доходы населения представляют собой сумму денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.Номинальный доход - это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.

    Располагаемый доход - это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей.Реальный доход - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы, цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованиеминдекса потребительских цен. Иногда реальные доходы населения определяют через показательпокупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров или услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени.

    Величина определяется множеством усл.: факторами, унаследованными чел.: природной одарённостью, физ. и интел. Способностями, первоначально наделённой собственностью; накопленным в течении жизни чел.капиталом, зависящим от образования, трудолюбия, опыта; родом, видом деят-ти, отраслевой принадлежностью предприятия, усл.труда; типом эк.сист. и уровнем её развития; везение, удача, обстоятельства.

    54.Проблемы неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

    Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость. Соотношение 80: 20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий. На величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда. В странах, на чьих территориях имеют место различные климатические условия, особое значение приобретают географические факторы

    Амплитуда неравенства становится очевидной при более глубоком рассмотрении распределения доходов между домохозяйствами. С этой целью применяют прием ранжирования: семьи распределяют в порядке возрастания доходов, а затем группируют.

    Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.

    Коэффициент дифференциации доходов, коэф. фондов – соотношение между ср.доходами 10% самых богатых(d10) и 10% наименее обеспеченных(d1): Kg=d10/d1. Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах и выше степень дифференциации населения.

    Различают также децильный, квинтильный и квартальный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов соответственно 10, 20 и 25 % самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25 % самого бедного.

    Более наглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между домашними хозяйствами можно, построив кривую распределения доходов, названную по имени американского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат - кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящейся на самую необеспеченную часть семей. Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения - 15 % доходов, то кривая Лоренца совпала бы с прямой абсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45°. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от прямой абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрих-пунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения доходов, чем сплошная кривая. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, превышающее 0,4, отражает высокую степень расслоения общества.

    С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности. Согласно концепции ООН, она определяется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни.

    В зависимости от основания для сравнения выделяют абсолютную и относительную бедность. Критерием первой служит минимальный набор жизненных средств, в соответствии с которым к бедным относят тех, кто испытывает недостаток элементарных средств к существованию. При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями, а со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране. Объективная бедность - состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов. Уровень и масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым. Основным инструментом определения численности бедных в стране является черта, или граница, бедности - минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам.

    В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности. Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина - набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в. определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране.

    Крайним проявлением бедности является нищета. Домохозяйства признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупного дохода.


    ^ Реальные доходы населения определяются путем вычета из но­минальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг. При этом учитыва­ется индекс цен в отчетном либо прогнозируемом периодах (уро­вень инфляции).

    ^ Реально используемые (конечные) доходы представляют собой ту часть реальных доходов населения, которая используется непос­редственно на приобретение материальных благ и получение мно­гообразных услуг. Таким образом, в объем реально используемых (конечных) доходов населения не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации, суммы, израсходованные в порядке спонсорства, а также сокращение сальдо задолженности населения государству, предприятиям, финансовой системы по по­лученным у них кредитам.
    Принципиальная схема формирования доходов населения име­ет следующий вид:

    ^ I. Номинальные доходы:

    Денежные доходы;

    Натуральные доходы;

    Материальные затраты учреждений, бесплатно об­служивающих население.

    Оплату услуг;

    Обязательные платежи и налоги.

    ^ Равно: II. Реальные доходы населения

    Вычесть:

    Добровольные платежи и взносы;

    Прирост сбережений;

    Сокращение задолженности населения за товары, имущество, купленные в кредит.

    ^ Равно:III. Конечные (реально используемые) доходы. Индекс цен и тарифов

    IV. Конечные (реально используемые) доходы в сопо­ставимых ценах и тарифах, всего: в том числе:

    На душу населения;

    Индекс роста (падения) доходов.

    Большое значение в регулировании уровня жизни имеет про­гнозирование уровня доходов населения в определенный момент будущего.

    Второй метод базируется на прогнозных значениях объема и структуры национального дохода, являющегося важнейшим эле­ментом ВНП. Для определения величины национального дохода (НД) необходимо вычесть амортизацию и косвенные налоги, т.е.: НД = ВНП-А-КН. При этом берется во внимание то обстоя­тельство, что национальный доход имеет следующую структуру: НД =Фп + Фн + Фр (где: Фп - фонд потребления, Фн - фонд накопления и Фр - фонд резервов).

    В этом случае логика прогнозирования доходов населения в лю­бом году перспективного периода может иметь следующий вид:

    I. Национальный доход в прогнозируемом периоде (определяется
    по прогнозным таблицам СНС, МОБ (межотраслевого баланса).

    II.Фонд потребления в национальном доходе (по прогнозным
    таблицам СНС и МОБ)

    прибавить:

    Платные услуги;

    + накопление в домашних хозяйствах; вычесть:

    Износ жилищного фонда;

    Материальные затраты учреждений науки и управ­ления;

    равно = III. Потенциальные ресурсы для потребления населе­нием.

    вычесть - IV. Конечные (реально используемые) доходы насе­ления в базисном году.

    равно = V. Общий прирост ресурсов потребления. Вычесть - VI. Ресурсы, обеспечивающие сохранение стабиль­ного уровня жизни (учет влияния роста числен­ности населения, стипендиатов и пенсионеров, изменение структуры занятости и т.д.).

    равно = VII. Ресурсы, обеспечивающие рост реальных доходов населения.

    VII а. Использование ресурсов:

    а) на повышение фонда оплаты труда, всего в т.ч.:

    Повышение минимального уровня оплаты труда;

    Повышение среднего уровня оплаты труда;

    Снижение налогового бремени

    б) на увеличении объема трансфертных платежей:

    Повышение уровня пенсий;

    Увеличение других выплат.

    Расчеты реальных доходов населения в прогнозируемом перио­де могут осуществляться по такой схеме:

    1. Денежные доходы - всего в т.ч.:

    Заработная плата;

    Доходы от собственности;

    Поступления из финансовой системы;

    Пенсии и пособия;

    Стипендии;

    Другие доходы;

    2. Денежные доходы, не реализуемые на приобретение товаров и услуг, всего: в т.ч.:

    Налоги, сборы и другие обязательные платежи;

    Взносы в общественные организации;

    Приобретение лотерейных билетов;

    Приобретение ценных бумаг;

    Выплата процентов за кредит:

    Другие нетоварные расходы.


    1. Изменение сбережений у населения.

    2. Денежные доходы, реализуемые на приобретение товаров (1 - 2 ± 3).
    Натуральные доходы от домашних хозяйств, ферм, от пред­приятий и организаций.

    Материальное потребление в сфере общественного обслужи­вания.

    Выигрыш или проигрыш населения от динамики цен.

    Конечные (реально используемые) доходы - (4+5+6±7).

    Численность населения - млн. чел.


    1. Реальные доходы на душу населения - тенге.

    2. Динамика реальных доходов:
    + рост реальных доходов (%),

    Падение уровня реальных доходов (%).

    В связи с тем, что в общей сумме доходов населения подавля­ющая часть приходится на оплату работников наемного труда, боль­шое значение имеют расчеты реальной заработной платы. Они ве­дутся по следующей принципиальной схеме:


    1. Средняя месячная заработная плата лиц наемного труда.

    2. Удержано налогов при выплате заработной платы.

    3. Средняя месячная заработная плата выплачиваемая (1-2).

    4. Индекс цен на товары и услуги, приобретенные лицами на­емного труда в прогнозируемом году по отношению к отчетно­му (%).

    общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в ценах соответствующих лет)
    общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в сопоставимых ценах)


    1. Средняя выплаченная заработная плата по покупательной спо­собности тенге отчетного года (3:4).

    2. Индекс роста заработной платы.
    В процессе расчетов показателей уровня жизни народа широко используется отчетный и прогнозный (по сокращенной схеме) ба­ланс денежных доходов и расходов населения, расчеты величины прожиточного минимума, а также таблицы СНС и, особенно, «Счет образования доходов по отраслям», таблицы «Оплата труда наем­ных работников по экономике в целом» и «Заработная плата по экономике в целом».

    Особенно велика роль в этих расчетах баланса денежных дохо­дов и расходов населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, ис­числяются реальные и номинальные доходы и покупательная спо­собность населения, рассчитываются показатели распределения на­селения по уровню доходов, а также доля населения, живущего ниже уровня бедности. Он позволяет получить представление о доходах и расходах населения в группировке по источникам полу­чения средств и направлением их расходования.

    Разрабатывается этот баланс по следующей принципиальной схеме:

    Схема баланса денежных доходов и расходов населения


    Доходы

    Расходы и сбережения

    1. Оплата труда.

    1. Доходы рабочих и служащих
      от предприятий и организаций,
      кроме оплаты труда.

    2. Дивиденды.

    3. Поступления от продажи про­дуктов сельского хозяйства.

    4. Пенсии и пособия.

    5. Стипендии.

    6. Поступления из финансовой системы: всего, в том числе:
    а) страховые возмещения;

    б) ссуды на индивидуальное жилищное строительство и дру­гие цели;

    в) изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели;

    г) проценты по вкладам;

    д) выигрыши и погашения по займам;

    е) выигрыши по лотереям;

    ж) изменение задолженность
    населения по покупке товаров в кредит (прирост ±, уменьше­ние -);

    з) изменение задолженности по ссудам лицам, осуществляю­щим деятельность без образова­ния юридического лица (при­рост ±, уменьшение -);

    и) возмещение ущерба репрессированным гражданам.

    8. Прочие поступления:

    а) от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты;

    б) от продажи утильсырья, металлолома и др. (несельско­хозяйственные заготовки);

    в) другие доходы.

    9. Деньги, полученные по пере­водам (за вычетом переведенных и внесенных сумм)

    ^ Всего денежных доходов

    Превышение расходов над доходами

    Баланс


    1. Покупка товаров и оплата ус­луг, всего:

    в том числе:

    а) покупка товаров во всех ка­налах реализации;

    б) оплата услуг и другие рас­ходы, всего:

    в том числе:

    Оплата жилья и коммуналь­ных услуг;

    Оплата бытовых услуг;

    Услуги системы образования;

    Расходы на путевки в сана­тории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги;

    Расходы на кино, театры и другие зрелища;

    Расходы на все виды транс­порта;

    Оплата услуг связи;

    Прочие расходы

    2. Обязательные платежи и добровольные взносы, всего:

    в том числе:

    а) налоги и сборы;

    б) платежи по страхованию;

    в) взносы в общественные кооперативные организации;

    г) возврат ссуд;

    д) приобретение лотерейные билетов;

    е) проценты за товарный кредит;

    ж) обязательные страховые взносы

    в пенсионный фонд;

    з) страховые взносы в част­ные

    пенсионные фонды.

    3. Прирост сбережений во вкла­дах и ценных бумагах, всего:

    в том числе:

    а) прирост вкладов в учреж­дениях сберегательного банка;

    б) прирост вкладов в коммер­ческих банках; в) приобретение облигаций государственного внутреннего займа;

    г) приобретение облигаций
    Государственного сберегатель­ного займа;

    д) приобретение сертифика­тов Республики Казахстан;

    е) прирост (уменьшение) средств

    физических лиц, депо­нированных в банках для расче­тов с использованием пластико­вых карт;

    ж) приобретение акций пред­приятий.

    Расходы и сбережения

    Покупка жилых помещений.

    Расходы населения на приоб­ретение иностранной валюты.

    Деньги, отосланные по пере­водам (за вычетом полученных сумм).

    ^ Всего денежных расходов и сбережений

    Превышение доходов над расходами

    Баланс

    Важным инструментом государственного регулирования и стра­тегического планирования доходов населения является определе­ние величины прожиточного минимума, поскольку именно на него государство ориентируется при определении минимального размера оплаты труда.

    Под величиной прожиточного минимума по­нимают показатель абсолютного измерения низких доходов насе­ления, обеспечивающих потребление им важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

    В процессе расчетов величины прожиточного минимума может быть использован ряд методов;


    1. Статистический (прожиточный) минимум устанавливается на уровне доходов,
    которыми располагают 10-20% самых малоиму­щих граждан страны).

    1. Нормативный (определяется по фактической стоимости по­требительских товаров и услуг, входящих в потребительскую кор­зину).

    1. Комбинированный или нормативно статистический (питание оп­ределяется по нормативам, а остальное - по его доле в общих расходах).

    2. Субъективный (на основе социологических опросов населе­ния о необходимом минимальном доходе).
    Ресурсный (исходящий из возможностей экономики обеспе­чить прожиточный минимум).

    Медианный (здесь порогом бедности считается величина, рав­ная половине медианного дохода (среднедушевого дохода населе­ния)).

    Метод условных расчетов (в основном применяется в США, состо­ит в оценке уровня стоимости специально сконструированного про­довольственного набора и далее, исходя из условного соотноше­ния между величиной прожиточного минимума и стоимостью про­довольственного набора как один к трем, определяется величина прожиточного минимума).

    Социальный минимум (в отличие от прожиточного, включает в себя более расширенный набор промышленных товаров).

    В Казахстане при расчетах прожиточного миниму­ма используется принятый в международной практике комбини­рованный или нормативно-статистический метод.

    В соответствии с ним прожиточный минимум есть не что иное как натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограни­чения и обеспечивающий минимально необходимое количество ка­лорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей.

    Продовольственный набор для расчета прожиточного миниму­ма разработан специалистами Института питания АМН Республики Казахстан. Он базируется на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания и учитывает в то же время традиционно сложившиеся в Казахстане особенности потреб­ления продуктов.

    В продовольственный набор прожиточного минимума входят около 40 наименований продовольственных товаров, объединен­ных в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, ово­щи, фрукты и ягоды, мясопродукты, молочные продукты, рыбопро­дукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное, маргарин, прочие продукты питания (соль, перец и т.д.). Он обес­печивает полное удовлетворение потребности в основных пище­вых веществах и энергии по всем социально-демографическим груп­пам при минимальной стоимости «продовольственной корзины». Минимальная продовольственная корзина дифференцируется по 8 природно-климатическим зонам, выделенным на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную диф­ференциацию по интегральному показателю условий жизни насе­ления.

    Структура бюджета прожиточного минимума помимо расходов на питание включает в себя расходы на непродовольственные то­вары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Нормативы на эти цели устанавливаются по доле аналогичных затрат в бюд­жете низкодоходных семей. Информационной базой для их обос­нования служат материалы обследования бюджетов домашних хо­зяйств о фактической структуре расходов наименее обеспеченного населения.
    ^ Проблема бедности и возможности её разрешения на плановой основе.

    Социальная защита населения осуществляется через механизм перераспределения доходов, так как с неравенством тесно связана проблема бедности. Понятие бедности – это сложное понятие, которое для стран постсоветского пространства возникло в 70-х годах, когда были введены пособия для малообеспеченных семей. В советское время к бедным относился достаточно узкий круг людей, в основном по демографическим признакам: возраст, здоровье, утрата кормильца, повышенная иждивенческая нагрузка на работающего. Масштабы бедности измеряются показателем подушного учета в целом по стране (например, он составляет 43, это значит, что 43% людей имеют уровень потребления ниже прожиточного уровня).

    Существует понятие «глубина бедности», «разрыв бедности», который в целом по республике равен 9%. Это значит, что средний показатель потребления у бедного населения на 9% ниже размера минимальной потребительской корзины. В крупных городах разрыв бедности - 7,6%, а в сельской местности – 11,2%.

    Бедность – это относительное понятие, определяется через введение «черты бедности».

    В настоящих условиях считается целесообразным решением правительства за критерий для установления черты бедности принимать абсолютный её уровень и определять продовольственную черту бедности на уровне потребительской корзины. Натурально-вещественный состав и размеры потребления минимальной продовольственной корзины должны определяться по научно-обоснованным нормам потребления основных продуктов питания, разработанным Институтом питания Министерства Академии наук Республики Казахстан в 1998 году. Энергоценность научно-обоснованного минимального продуктового набора составляет 2137 ккал. в день при безопасном уровне минимального потребления белка 69,76 граммов в день.

    В мире существует две концепции по поводу бедности: абсолютная и относительная.

    В первом случае уровень бедности определяется размером минимального потребительского бюджета, здесь производятся доплаты семьям, доходы которых ниже биологического (физиологического минимума). Вторая концепция, получившая развитие в послевоенный период, рассматривает бедность как относительную категорию и причисляет к бедным те семьи, чьи доходы существенно ниже среднего достигнутого в обществе уровня благосостояния. Для этого анализируются дифференциация доходов и потребления в разных социально-экономических слоях, фактические статистические данные об уровне жизни семей с разными по величине доходами.

    В Италии, например, бедные – это те, чей средний доход на человека в семье составляет менее половины этого показателя по стране; в Канаде – 70% этого показателя. В США размер доходов семьи, официально признаваемый за порогом бедности, с 60-х годов определяется исходя из того, что каждая американская семья в среднем тратит треть своих доходов на питание. Минимальный бюджет на питание в денежном выражении умножался на три, и получалась величина прожиточного минимума, которая была признана официальным порогом бедности в США, физический порог бедности ежегодно корректируется в зависимости от роста индекса цен.

    Впервые механизмы социальной защиты были созданы в Германии в 1883 году Бисмарком.

    В развитых странах государство выделяет средства на различные социальные программы, в том числе и по борьбе с бедностью:

    Трансфертные платежи – пособия по безработице, пенсии, субсидии малообеспеченным слоям населения,

    Регулирование цен на социально-значимую продукцию (например, на медицинские препараты через установление в РК 25%-ной скидки между производителем и аптекой.);

    Индексация фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом уровне инфляции (в РК-6%);

    Установление обязательного минимума заработной платы на уровне прожиточного минимума (в РК- менее 10%);

    Прогрессивное налогообложение (в РК отменено с 01.01.01 г.)

    Эти меры представляют собой попытку «осправедливить» рыночное распределение доходов. Но возникает вопрос- справедливо ли рыночное распределение? Оно экономически эффективно, ибо дифференцирует участников производства, иначе нет заинтересованности в работе ни у бедных (поддержит государство), ни у богатых (все равно отнимут). Неравенство в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается имущественной дифференциацией. Выбор между равенством и неравенством доходов- это выбор между несправедливой экономической эффективностью и неэффективной социальной справедливостью.

    Примером является скандинавская модель общества равных возможностей, где борьба с бедностью направлена увеличение покупательской способности малообеспеченных слоев населения, без уменьшения стимулов к труду. Оптимальное соотношение между эффективностью и равенством представляет собой трудноразрешимую проблему рыночной экономики.

    Существенное влияние на снижение доходов в переходной экономике оказывает инфляция. Она ведет также и к сокращению робертсонианского лага (интервала времени воздействием и его эффектом)- в частности, лага потребления, т.е. промежутка времени между получением дохода и намерением произвести покупку. Лаговую функцию потребления анализировал М. Фридмен. Сокращение этого лага в переходной экономике обусловлено инфляционными ожиданиями - либо покупки, либо сбережения.

    Регулирование доходов осуществляется через перераспределительный механизм, создаваемый государством. Формами перераспределения являются налоги (с больших доходов) и трансферты для малоимущих.

    Налоговая система только формируется, но в сфере налогообложения физических лиц довольно развитое законодательство, хотя оно непрерывно корректируется как в связи с появлением новых форм дохода (депозиты, акции с существенно растущей реальной стоимостью), так и в связи с высокой инфляцией, требовавшей непрерывного повышения границ налогооблагаемой базы.

    Для уменьшения дифференциации в доходах необходимо:

    Увеличить налогообложение расточительных и богатых, например через акцизы;

    Увеличивать трансферты: их индексацию, носящую компенсационный характер по отдельным видам доходов;

    Пенсионерам - индексация или компенсация,

    Стипендии - индексация,

    Индексирование заработной платы работников бюджетной сферы и государственных предприятий,

    Изменение уровня минимальной заработной платы,

    Субсидии на оплату жилья,

    Компенсации на детей в малообеспеченных семьях.

    Однако система трансфертных платежей несовершенна, поскольку существует множество выплат. Более эффективным является введение негативного подоходного налога, т.е. системы социальных вычетов, когда средства, использованные на обучение, здравоохранение (но не более 125 тыс. тенге в год) подлежат вычету из налогооблагаемой базы. Такую же природу имеют имущественные вычеты (не более 3 млн. тенге в течение жизни).

    Любая социальная помощь бедным всегда означает перераспределение доходов и сокращение дифференциации условий жизни. Но повышение налогов свыше некоторой критической точки (кривая Лаффера) уменьшает экономическую активность и предприимчивость и приводит не только к замедлению экономического роста, но и к сокращению поступлений в государственный бюджет, что неизбежно ведет к сворачиванию социальных программ. Кроме этого, экстенсивная социальная помощь способствует распространению иждивенческих установок, что также снижает способность общества к дальнейшему развитию.

    На официальном уровне во всех странах Запада применяется принцип измерения бедности, разработанный в середине 60-годов М.Оршански. Это подход в какой-то мере соединил в себе обе концепции бедности. Продуктовый набор определяется как минимальная по стоимости диета, удовлетворяющая биологические потребности людей в питании, а расходы, связанные с удовлетворением всех остальных потребностей,- с учетом реального потребительского поведения семей в зависимости от их доходов и цен на товары и услуги.

    Как известно, при росте благосостояния доля расходов на питание в общем потребительском комплексе уменьшается (при росте абсолютного размера удельных расходов на него) – это одна из основных закономерностей динамики коэффициентов эластичности.

    В мировой практике существуют несколько методов определения бедности:

    Нормативный - определяющий минимальный потребительский бюджет;

    Статистический – когда в качестве бедных рассматриваются 10-15% населения, получающих самые низкие доходы;

    Стратификационный – когда к бедным относятся люди, неспособные сами себя обеспечить (старики, инвалиды, неполные и многодетные семьи, дети без родителей и т.п.);

    Эвристический, определяющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни;

    Экономический – когда помощь бедным ограничивается возможностями государства, и, исходя из этого, определяется: кто является бедным.

    Существует три количественных показателя бедности, которые основываются на индексе Фостера, Гриэра и Торбеке.

    Степень и масштабы бедности в стране определяются двумя факторами:


    1. уровнем дохода на душу населения;

    2. степенью неравномерности его распределения.
    Неравенство в распределении доходов влечет за собой недоедание, плохое здоровье, бедность. Суточное потребление человеком протеина используется как показатель измерения недоедания.

    Существует два основных показателя распределения дохода. Это распределение по факторам производства. Распределение дохода по абсолютному размеру происходит так: вначале население делится на группы по 10% или 20% (децили и квантили) по мере возрастания размера дохода, затем происходит соизмерение доходов, т.е. сколько процентов национального дохода приходится на каждую группу.

    Показатель неравенства доходов рассчитывается как отношение доходов 40% населения, самого бедного к доходам 20% населения, самого богатого. Можно сравнить доходы части населения, относящейся к очень бедным, с доходами наиболее обеспеченных десяти процентов населения, расположенных, образно говоря, на другом полюсе.

    В 1994 году номинальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышали доходы наименее обеспеченного населения в 7 раз, а в 1995 году- в 6,4 раза (в РК, к примеру, эта разница составила 13,3 раза).

    Совокупный доход- это сумма средств, полученных за отчетный период членами домашнего хозяйства в виде доходов от их производственной деятельности, доходов от собственности и текущих трансфертов.

    Доходы от производственной деятельности складываются от заработной платы в денежной и натуральной форме (стоимостная оценка), доходов от индивидуальной предпринимательской деятельности, доходов от личного подсобного хозяйства.

    В доходы от собственности включаются проценты, дивиденды, полученная арендная плата за землю, изъятия дохода владельцами и совладельцами предприятий.

    К текущим трансфертам относятся пенсии стипендии, пособия, страховые возмещения, компенсационные выплаты текущего характера (материальная помощь, пособия переселенцам и др.), благотворительная помощь.

    Бедность является отражением глубинного неравенства в распределении власти и ресурсов в обществе. Бедность как противоположность материальному достатку характеризует низкий уровень жизни и отсутствие доступа к средствам существования.

    Существуют понятия абсолютной и относительной бедности. Абсолютная бедность может быть определена как черта минимального физиологического комфорта, неспособность удовлетворить минимальный уровень проживания. При относительной бедности порог может быть определен в соответствии с теми целями, которые необходимо достигнуть. Ее характер и оценка должны рассматриваться в контексте конкретной страны.

    Можно выделить несколько видов бедности:

    Экдемическая;

    Циклическая;

    Связанная с отдельными социально-экономическими группами или рисками;

    Индивидуальная.

    Имеются также в мировой практике понятия первичной и вторичной бедности. Первичная бедность предполагает, что любой доход бедных слоев населения расходуется «оптимально». Вторичная бедность допускает тот факт, что люди не всегда руководствуются региональными мотивами.

    Лицо бедности в Казахстане имеет свои специфические черты. Во-первых, здесь есть большая категория бедствующих людей с вынужденными сбережениями из-за задержки в выплате зарплаты в трансформационный период. Во-вторых, качественный состав бедных включает в себя квалифицированных рабочих, образованных служащих, политически активные группы.

    Для реализации закона «О государственной адресной помощи» утверждены правила назначения выплаты государственной адресной социальной помощи. Адресная социальная помощь рассчитана на временно нетрудоспособных людей, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе устойчивый источник дохода. Адресная социальная помощь должна представляться только тем, кто по объективным причинам не может трудиться. Специальная рабочая группа изучает поступающие предложения по определению совокупного дохода. Предполагается делать это с учетом особенностей региона, причем нормативы могут корректироваться по решениям акимов областей и городов. Мы готовы к совместной работе, чтобы в конечном итоге выстроить четкую систему оказания адресной помощи нуждающимся.

    Искоренение бедности достигается через создание условий для реализации потенциала страны так же, как для каждого человека. Это означает формирование посредством нормального государственного и общественного управления, устойчивой экономики, эффективной социальной системы развитие демократических институтов. Мобилизация политической воли, разработка и проведение в жизнь долгосрочных стратегий борьбы с бедностью, связанных с взаимодействием экономического роста и справедливой социальной политики, способны преодолеть экономическое и социальное неравенство и предоставить людям возможность наиболее достойно прожить жизнь.

    Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей.

    Источниками доходов населения являются:

    Оплата труда;

    Доходы работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда;

    Доходы от предпринимательской деятельности;

    Социальные трансферты;

    Доходы населения от собственности;

    Доходы населения от продажи иностранной валюты;

    Прочие поступления.

    Для измерения уровня и структуры доходов населения используются показатели: совокупные , номинальные, денежные , располагаемые , реальные доходы .

    Совокупные доходы населения (СДН) – общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых населению за счет социальных фондов.

    Номинальные доходы (НД) – это сумма начисленных доходов. Основным показателем денежных трудовых доходов является номинальная заработная плата, как сумма денег, начисленная работникам и являющаяся вознаграждением за выполненную работу.

    Располагаемые доходы (РД) – это номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей (НП), т.е. это доходы, фактически остающиеся в распоряжении населения. Поэтому их можно считать конечными доходами. К ним относится показатель фактически выплаченной (чистой) заработной платы.

    РД = НД – НП.

    Доля этой части в общем объеме номинальных доходов составит –

    Реальные доходы характеризуются количеством потребительских товаров и услуг, которые может приобрести население на располагаемые (конечные) доходы для удовлетворения своих личных потребностей.

    Существенные расхождения между размером номинальных и реальных доходов связаны с изменением покупательной способности рубля – показателя, обратного уровню цен. Реальное значение показатели доходов приобретают, если для расчетов используются постоянные цены, либо их изменение учитывается с помощью индекса покупательной способности рубля (I пср.) или индексов цен на потребительские товары и услуги (I р). Реальные располагаемые доходы населения рассчитываются по формуле:

    или

    ,

    .

    .

    Аналогично рассчитываются реальные совокупные доходы (РСД) населения как совокупные доходы (СД) с поправкой на покупательную способность рубля:

    Для характеристики динамики денежных доходов населения строятся соответствующие индексы. При этом следует учитывать, что не всякий рост денежных доходов при наличии инфляции в экономике может свидетельствовать о повышении уровня жизни населения, а только рост в реальном выражении с корректировкой на индекс потребительских цен. Важнейшим является индекс реальных располагаемых доходов:


    Следовательно, скорость изменения реальных располагаемых доходов зависит от трех факторов: темпов роста номинальных доходов, изменения ставок налоговых платежей и изменения покупательной способности рубля.

    Индекс реальных доходов в расчете на душу населения:

    Особое значение в анализе доходов населения имеют показатели средней номинальной и средней реальной заработной платы. Средняя номинальная заработная плата (НЗП) рассчитывается по отдельным предприятиям, учреждениям, организациям, по отраслям и формам собственности, регионам и по стране в целом как отношение начисленного фонда оплаты труда (ФОТ) к соответствующей численности работников (Т):

    Номинальная заработная плата – это заработная плата, фактически начисленная работникам в соответствии с количеством затраченного ими труда. Ее реальное содержание определяется покупательной способностью рубля.

    Средняя реальная заработная плата характеризует ее покупательную способность, т.е. выражается через количество продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, которое работающие могут приобрести на свою среднюю заработную плату. Средняя реальная заработная плата определяется исходя из средней номинальной заработной платы за вычетом налогов и обязательных платежей (НП) и индекса цен на потребительские товары и услуги населению (I р):

    Индекс реальной заработной платы может быть рассчитан –

    Или

    Например, если номинальная заработная плата увеличилась в текущем году на 33%, а цены за этот же период возросли на 18,5%, то реальная заработная плата увеличилась только на 12,2 процентов. Это означает, что работающие могли приобрести на свою заработную плату товаров и услуг больше, чем в предыдущем году, только на 12,2%.

    В валовых доходах преобладают денежные доходы , представляющие собой объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов. Денежные доходы формируются за счет следующих источников:

    1) оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т.п.;

    2) доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.;

    3) государственные социальные выплаты (трансферты) пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.

    4) прочих поступлений (страховых возмещений, доходов от реализации имущества и др.

    Соотношение между этими тремя источниками резко менялось: в условиях административно-командной системы с государственной собственностью основными доходами домохозяйств были заработная плата и выплаты из бюджета. По мере развития рыночных отношений роль второго источники стала возрастать. Однако и сегодня оплата труда остается главным доходом. Значение отдельного вида источника у конкретной семьи определяется ее социальным составом. Так, имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода, например, работающая супружеская семья без детей. Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов. Например, супруги-пенсионеры, воспитывающие малолетних внуков. На структуру доходов домохозяйств оказывает влияние место проживания – в городе или в сельской местности.

    В Казахстане денежные доходы от трудовой деятельности в общих денежных доходах составляли в 2010 г. 81%; из объема доходов от трудовой деятельности доходы от работы по найму составляли 70,9%.; от самостоятельной занятости и предпринимательской деятельности 9,5%; социальные трансферты – 15,5%; доходы от собственности – 0,7%; материальная помощь от родственников и прочие доходы – 3,4%.

    Кроме того, денежные доходы домохозяйств пополняются за счет натуральных поступлений (например, производимых в подсобных хозяйствах продуктов или выполнения для собственного потребления услуг, а также полученных в порядке поощрения товарно-материальных ценностей от работодателей или государства).

    Доход от наемной занятости – заработная плата; все виды поощрительной оплаты, надбавки к заработной плате; гонорары; премии; выплаты: от прибыли, по больничным листам, выходных пособий; компенсация за медицинские расходы, получаемые от работодателя, в денежной и натуральной форме.

    Доход от самостоятельной занятости – доходы от предпринимательской деятельности в денежной и натуральной форме.

    Социальные трансферты – пенсии, стипендии, пособия, компенсационные выплаты, дополнительные льготы, благотворительная помощь.

    Доход от собственности – дивиденды и выигрыши по акциям и другим ценным бумагам; проценты по вкладам, за пользование суммами, предоставленными в виде долга; выигрыши по вкладам; доходы от сдачи в аренду жилья, транспортных средств, техники, земельных участков.

    Доход от продажи – доход от продажи недвижимости, различных изделий и товаров; продуктов питания, полученных из личного подворья (подсобного хозяйства); оказанных на сторону различных услуг.

    Прочие источники дохода – алименты, поступления от родственников и знакомых.

    Располагаемые денежные доходы – денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов.

    Реальные денежные доходы – денежные доходы с учетом изменения потребительских цен.

    – денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов с учетом изменения потребительских цен.

    Денежные доходы могут быть номинальными (до уплаты налогов и обязательных платежей) и располагаемыми (после осуществления указанных выплат). Реальные денежные доходы –денежные доходы с исключением изменения потребительских цен. Исчисляются путем деления денежных доходов на индекс потребительских цен. Реальные располагаемые денежные доходы –денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов с исключением изменения потребительских цен.

    В основу классификации доходов положены разные признаки.

    1. В зависимости от источника дохода они подразделяются на:

    Заработную плату и дополнительную оплату трудовой деятельности;

    Доходы от предпринимательской деятельности; доходы от ценных

    Арендную плату за переданное во временное пользование имуще-

    Страховое возмещение;

    Доходы от реализации имущества;

    Выплаты из государственных денежных фондов (бюджетов, внебюд-

    жетных фондов);

    2. В зависимости от равномерности поступления различают доходы:

    Регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

    Случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имуще-

    3. В зависимости от надежности поступления различают доходы:

    Гарантированные (государственные пенсии, доходы по государст-

    венным займам);

    Условно-гарантированные (оплата труда);

    Негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

    В Казахстане наблюдается значительная дифференциация по среднедушевым доходам, использованным на потребление. Соотношение максимального и минимального их значения по регионам в расчете за год: в 2005 году – 4,8 раза, в 2010г. – 3,7 раза. Дифференциация же прожиточного минимума гораздо меньше, хотя также достаточно велика – 1,4 раза.

    Рост доходов, использованных на потребление, составил в 2010г. – 22,5%. Однако величина прожиточного минимума в 2010г. возросла на 6,5%, то есть реальный прирост доходов, использованных на потребление, составил 16%.

    В 2005 г. среднемесячные номинальные денежные доходы на душу населения составили 15,8 тыс. тенге, в 2010г. – 40,5 тыс. тенге, что на 2,5 раз выше, чем 2005 г. Реальные денежные доходы за 2010 г. выросли за год на 10,2%. Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в 2005 г. составила 34,06 тенге, в 2010 г. 77,5 тыс. тенге, увеличившись на 14,6% к предыдущему году, а реальная – на 7,0%. Постоянно низкой остается заработная плата у работников сельского хозяйства – 41,3% от средней по стране; у работников финансовой сферы заработная плата превышает среднереспубликанский уровень в 2,0 раза; в промышленности – в 1,3 раза; сохраняются различия в гендерном аспекте: средняя заработная плата у мужчин в 1,3 раза выше, чем у женщин. Значителен также разрыв по регионам – в 3,2 раза

    Из-за специфики экономического развития сложились различия в уровне и структуре доходов городских и сельских домашних хозяйств денежные доходы, используемые на потребление, городского населения в 1,45 раза выше, чем у сельского (30,5 тыс. тенге против 21,0 тыс. тенге); бедность больше распространена в сельских районах – доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, в городах – 3,7%, в сельской местности – 10,1%.

    В 2005 году доходы превышали прожиточный минимум в среднем в 2,6 раза, в 2010 г. – в 3 раза.

    Учитывая, что трудовые доходы составляют почти три четверти всех денежных доходов населения, а в их числе более двух третей – доходы наемных работников, следует признать, что безработица может играть значимую роль в величине доходов. Расчеты показывают, что между уровнем безработицы и бедностью населения относительно прожиточного минимума существует заметная связь по коэффициенту корреляции. Сокращение безработицы на 1 процентный пункт вызывает сокращение бедности на 3 процентных пункта.

    Случайные статьи

    Вверх