В каких странах прогрессивный подоходный налог. «Сколько стоит спать спокойно»: подоходные налоги в странах мира

В своей работе менеджера я постоянно использую различные показатели деятельности (KPI). Меня заинтересовали своего рода KPI макроэкономического уровня. я рассказал о том, каким является уровень коррупции в России и странах мира по оценкам Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International . я рассмотрел динамику еще одного макроэкономического показателя – рейтинга экономической свободы, формируемого Американским исследовательским центром «Фонд наследия» (The Heritage Foundation) и газетой The Wall Street Journal.

Сегодня – несколько слов и картинок о налоговой нагрузке в странах мира. Этот рейтинг с середины 2000-х публикует журнал Forbes. Последний, найденный мною, анализ относится к 2009-му году (рис. 1). Мне не попалась информация, почему Forbes перестал публиковать такой рейтинг.

Рис. 1. Рейтинг налоговой нагрузки по данным журнала Forbes, 2009. Corporate Income – налог на прибыль, Personal Income – НДФЛ, Wealth Tax – налог на богатство, Employer Social Security – налог на социальное обеспечение, взимаемый с работодателя, Employee Social Security – налог на социальное обеспечение, взимаемый с работника, VAT/Sales – НДС / налог с продаж. Все числа – проценты. Первая колонка – изменение суммарной ставки за год; вторая колонка – суммарное налоговое бремя; далее – вклад различных налогов.

Скачать заметку в формате , графики в формате

Видно, что в Российской Федерации налоговая нагрузка одна из самых низких в мире. Любопытно, что в некоторых странах имеется несколько налоговых режимов. Например, в США, Канаде, Германии, Швейцарии.

Самый высокий налог на прибыль в штате Нью-Йорк, 46,2%; в Объединенных арабских эмиратах налога на прибыль нет (рис. 2). По налогу на доходы физических лиц лидирует социалистическая Швеция – 61%. И в целом страны Западной Европы наверху этого рейтинга.

В то время, как по налогу на прибыль и НДФЛ Россия среди «лидеров», по социальным налогам и НДС мы в серединке рейтингов (рис. 3).

Налог на богатство используется лишь в шести регионах: Аргентине, Индии, Италии, Норвегии, Франции, Цюрихе (Швейцария).

И еще одна любопытная деталь, я писал, что индексы восприятия коррупции и экономической свободы весьма сильно коррелируют (коэффициент корреляции – 76%). В то же время между налоговой нагрузкой и индексом экономической свободы наблюдается довольно слабая отрицательная корреляция, то есть чем выше экономическая свобода, тем ниже налоговая нагрузка (рис. 4).

Рис. 4. Корреляция налоговой нагрузки (выраженной в процентах) и индекса экономической свободы (условные единицы, 0 – мало свободы, 100 – абсолютная свобода)

Позже проверю, нет ли корреляции между налоговой нагрузкой и ВВП на душу населения.

Подоходный налог - это основной вид прямых налоговых платежей. Он взимается как с юридических, так и с физических лиц. Исчисляется в процентах от годового дохода человека.

Во многих странах подоходный налог взимается исключительно с физических лиц, то есть людей, которые работают по найму, а не являются индивидуальными предпринимателями или акционерами компаний. В таких государствах юридические лица ежегодно вносят налог на прибыль, который также исчисляется в процентах от годовой прибыли предприятия или организации.

В экономике считается, что высокие налоговые ставки в государстве уменьшают конкурентоспособность страны по сравнению с другими государствами.

Страны с самыми низкими налогами на прибыль для юридических лиц

Место в рейтинге налогов Название страны Ставки налогов (в % от общего дохода предприятия)
1 Македония 7,4
2 Катар 11,3
3 Кувейт 12,8
4 Бахрейн 13,5
5 Лесото 13,6
6 Саудовская Аравия 14,5
7 Замбия 14,8
8 Объединенные Арабские Эмираты 14,8
9 Грузия 16,4
10 Сингапур 18,4
11 Хорватия 18,8
12 Люксембург 20,2
13 Армения 20,4
14 Намибия 20,7
15 Камбоджа 21
16 Канада 21
17 Черногория 22,3
18 Гонконг 22,8
19 Оман 23
20 Кипр 23,2
21 Босния и Герцеговина 23,3
22 Монголия 24,4
23 Маврикий 24,5
24 Ботсвана 25,3
25 Лаос 25,8
26 Ирландия 25,9
27 Дания 26
28 Таиланд 26,9
29 Болгария 27

С новыми поправками в налоговом кодексе Вы можете ознакомиться посмотрев видео, представленном ниже.

Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

Место в рейтинге Название страны Ставка подоходного налога (в %)
1 Албания 10
2 Босния и Герцеговина 10
3 Болгария 10
4 Казахстан 10
5 Беларусь 12
6 Макао 12
7 Россия 13
8 Иордания 14
9 Коста-Рика 15
10 Гонконг 15
11 Литва 15
12 Маврикий 15
13 Сербия 15
14 Судан 15
15 Йемен 15
16 Венгрия 16
17 Румыния 16
18 Ангола 17
19 Украина 18
20 Черногория 19
21 Словакия 19

C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.

Таблица стран с самыми высокими налогами

Страны с самыми высокими налогами в мире

Место в рейтинге Название государства Размер общей налоговой ставки (в %)
1 Аргентина 137,3
2 Боливия 83,7
3 Таджикистан 80,9
4 Колумбия 75,4
5 Алжир 72,7
6 Мавритания 71,3
7 Бразилия 69
8 Гвинея 68,3
9 Франция 66,6
10 Никарагуа 65,8
11 Венесуэла 65,5
12 Италия 65,4
13 Китай 64,6
14 Чад 63,5
15 Гамбия 63,3
16 Бенин 63,3
17 Тунис 62,4
18 Индия 61,7
19 Испания 58,2
20 Коста-Рика 58
21 Бельгия 57,8
22 Шри-Ланка 55,6
23 Украина 52,9
24 Австрия 52
25 Кот-д`Ивуар 51,9
26 Мексика 51,8
27 Япония 51,3

Список стран с самыми высокими подоходными налогами:

  1. Аруба. Налоговая ставка равна 58,95 %. В данную ставку входит социальный налог, который, в свою очередь, включает:
  • Пенсионный взнос. Выплачивается как работодателем, так и рабочим. Работник обязан отчислять 4 %, а работодатель выплачивает 9,5 %.
  • Страховой взнос. Выплачивается также работодателем в сумме 8,9 % и наемным рабочим в сумме 2,6 %.
  1. . Ставка подоходного налогового платежа равна 56,6 %, из которых 7 % - это социальный взнос.
  2. Дания. Ставка - 55,4 %. До 2008 года на территории Дании действовала ставка подоходного налога в размере 62,3 %, но правительство приняло решение уменьшить размер налога. В стране уклониться от выплаты налоговых платежей практически невозможно. Налогами облагается даже церковь, которая отчисляет до 1,5 % от дохода.
  3. Нидерланды. Ставка подоходного налогового платежа равна 52 % (ранее данный налог достигал 72 %). Помимо подоходного налогового платежа, граждане страны обязаны отчислять налог на пользование землей в размере 6 % и налог при получении наследства в размере 40 %.
  4. Бельгия. Налоговые ставки:
  • Подоходный - 50 %.
  • Социальный взнос - 13 %.
  • Муниципальный - 11 %.
  1. Австрия и Япония. Сумма подоходного налога в этих странах равна 50 %.
  2. . Ранее фиксированная ставка равнялась 53,5 %, но в 2004 году по решению правительства налогообложение физических лиц снизилось до 49,2 %.
  3. Ирландия является одной из стран с самой высокой ставкой подоходного налога, которая равна 48 %. Напомним, что данная ставка намного выше среднего подоходного налога на всей территории северной части Европы, который равняется на сегодняшний день 40 %.
  1. Великобритания. Правительством страны в 2010 году было принято решение об увеличении ставки подоходного налогового платежа на 10 % (в 2010 году ставка с учетом повышения равнялась 50 %). Но повышение себя не оправдало, и с 2013 года она равняется 45 %, то есть стала ниже на 5 %.

Подоходный налог в разных государствах

Данный вид налогового платежа в разных странах исчисляется по-разному.

Есть государства с единой фиксированной ставкой, а есть и такие, где сумма отчисляемых средств напрямую зависит от годового дохода гражданина.

Подоходные налоги в странах мира с фиксированной ставкой:

  1. Беларусь - 13 %.
  2. - 10 %.
  3. Латвия - 25 %.
  4. Литва - 15 %.
  5. Эстония –- 20 %.
  6. Россия - 13 %.

Налоги в разных странах мира с «плавающей» налоговой ставкой в зависимости от годового дохода гражданина:


Размер подоходного налога в разных странах

Страна Размер подоходного налога (в %)
56,50
Зимбабве 45,00
50,30
50,00
Словения 50,00
Ирландия 48,00
Греция 46,00
Республике Конго 45,00
Люксембург 43,60
Папуа - Новая Гвинея 42,00
ЮАР 40,00
Чили 40,00
Гвинея 40,00
Сенегал 40,00
40,00
Тайвань 40,00
Уганда 40,00
39,60
Норвегия 40,00
Марокко 38,00
Южная Корея 38,00
Суринам 38,00
Намибия 37,00
Алжир 35,00
Аргентина 35,00
Барбадос 35,00
Камерун 35,00
Кипр 35,00
Эквадор 35,00
Экваториальная Гвинея 35,00
Эфиопия 35,00
Габон 35,00
Мальта 35,00
Таиланд 35,00
Тунис 35,00
35,00
Вьетнам 35,00
Замбия 35,00
Венесуэла 34,00
Индия 33,99
Колумбия 33,00
Мавритания 33,00
Новая Зеландия 33,00
Пуэрто-Рико 33,00
Свазиленд 33,00
Мозамбик 32,00
Филиппины 32,00
32,00
Конго 30,00
Сальвадор 30,00
Индонезия 30,00
Кения 30,00
Лесото 35,00
Малави 30,00
Мексика 30,00
Никарагуа 30,00
Перу 30,00
Руанда 30,00
Сьерра-Леоне 30,00
Танзания 30,00
Бразилия 27,50
Самоа 27,00
25,00
Малайзия 26,00
Азербайджан 25,00
Бангладеш 25,00
Доминиканская Республика 25,00
Египет 25,00
Гана 25,00
Гондурас 25,00
Ямайка 25,00
Панама 25,00
Тринидад и Тобаго 25,00
Лаос 24,00
Нигерия 24,00
Шри-Ланка 24,00
Албания 10,00
Чешская Республика 22,00
Сирия 22,00
Узбекистан 22,00
Эстония 21,00
Лихтенштейн 21,00
Афганистан 20,00
Камбоджа 20,00
Фиджи 20,00
Грузия 20,00
Остров Мэн 20,00
Ливан 20,00
Мадагаскар 20,00
Мьянма 20,00
Пакистан 20,00
Сингапур 20,00
Молдова 18,00
Ангола 17,00
17,00
Румыния 16,00
Коста-Рика 15,00
Венгрия 16,00
Ирак 15,00
Сербии 15,00
Сейшельские острова 15,00
Судан 15,00
Йемен 15,00
Иордания 14,00
Боливия 13,00
Таджикистан 13,00
Макао 12,00
10,00
Косово 10,00
Ливия 10,00
Монголия 10,00
Гватемала 31,00

Несмотря на интеграционные процессы, происходящие в Европе последние десятилетия после подписания Маастрихтского договора в 1992 году (договора о Европейском союзе), принятие различных директив Евросоюза, унифицирующих законодательство ЕС, налоговые режимы и порядок уплаты налогов в различных странах Евросоюза по-прежнему могут значительно различаться. Еще больше разнообразия у стран, не входящих в ЕС.

В Европе достаточно сложно встретить, например, абсолютно стандартизированные механизмы налогообложения тех или иных видов доходов, не говоря уже о налоговых ставках и преференциальных режимах.

Более того, встречаются совершенно уникальные налоговые режимы и правила. Например, режим «смешанной компании» в Швейцарии, налоговая система Монако или Эстонии, правила определения резидентного статуса физических лиц в Великобритании и др. Далеко не во всех странах ЕС установлены правила налогообложения иностранных контролируемых компаний (так называемые правила CFC), которые, кстати, введены в РФ с 2015 года.

Поэтому разный уровень налоговой нагрузки, особенности местного законодательства заставляют бизнес предельно внимательно относиться к выбору страны для ведения бизнеса или проживания.

В то же время различия налоговых систем европейских стран создают условия для так называемой налоговой конкуренции юрисдикций за создание наиболее привлекательных условий для частного капитала. Поэтому выбор той или иной страны зависит не только от уровня налоговой нагрузки, но и от удобства налогового администрирования, прозрачности и стабильности налоговой системы.

Проанализировав данные европейских стран, авторы исследования сравнили их по ряду параметров с такими крупнейшими экономиками мира, как США, Япония и Китай.

Было показано, что Евросоюз несколько уступает США в части администрирования процессов исчисления и уплаты налогов, а также подачи налоговой отчетности налогоплательщиками. Также Евросоюз демонстрирует относительно низкие (по сравнению с Японией, Китаем и США) ставки по корпоративному налогу на доходы. Даже несмотря на то, что Китай и Япония значительно снизили указанные ставки (в 2008 и 2012 годах соответственно), они остаются выше средней ставки по ЕС.

Наконец, налоговая нагрузка на оплату труда на примере средней номинальной ставки налога на доходы физических лиц в Евросоюзе ниже ставок приведенных азиатских стран и США. Однако такой вывод был бы полностью справедлив и корректен как раз при относительно унифицированной системе налогообложения оплаты труда в странах ЕС, чего не наблюдается в современной Европе. Дело в том, что в странах ЕС с прогрессивной шкалой налогообложения и возможностью начисления муниципальных налогов и дополнительных сборов реальная эффективная ставка может быть значительно выше и достигать 57% (Швеция) при ставках в Японии 50,84%, Китае – 45% (на 2014 год).

Налоговая политика государств нередко меняется в зависимости от экономических целей властей, поэтому немаловажным фактором привлекательности стран для международного капитала или выбора места жительства является стабильность правил налогообложения и общего уровня налогового бремени. Безусловно, при этом интересует не декларируемый показатель стабильности, а показатель, подтвержденный в исторической перспективе. С этой точки зрения представляет интерес реакция наиболее сильных и слабых экономик Евросоюза на кризис 2008 года в части изменения налоговых ставок по некоторым ключевым налогам.

Так, три наиболее мощных государства Евросоюза (Германия, Франция, Италия) не повышали налоги на прибыль корпораций (а Германия и Италия даже снизили), что, помимо прочего, позволило сохранить инвестиционную привлекательность государств и дестимулировать отток капитала.

В трех наименее мощных экономиках ЕС (Латвии, Люксембурге, Эстонии) также не произошло роста налога на прибыль и на доходы физических лиц. В Эстонии и Латвии дефицит бюджета компенсировался в основном ростом НДС (НСО) и акцизов.

В отношении налога на доходы физических лиц тенденции были аналогичными: ставка налога в Германии и Италии осталась прежней, в Латвии, Люксембурге и Эстонии колебания были незначительными. Во Франции резкое повышение максимальной ставки налога с 41% до 45% являлось следствием выполнения президентом Франсуа Олландом своего предвыборного обещания: в частности, он заявлял о намерении повысить налог в отношении состоятельных граждан с целью компенсации эффекта от отмены режима экономии, действовавшего при Николя Саркози.

Рассмотрим основные правила налогообложения в некоторых популярных для российского бизнеса государствах.

С 5 декабря 1998 года действует соглашение между правительством РФ и правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (в редакции протокола от 7 октября 2010 года). Отличительными чертами этого документа (далее СОДН) является отсутствие налогов у источника при выплате процентов на Кипр, возможность применять льготную ставку налога на дивиденды в размере 5% (одна из самых низких в Европе) и прочие преимущества.

Налог на прибыль

  • – Налогом на прибыль облагаются компании, являющиеся резидентами Республики Кипр (в отношении общемирового дохода), а также нерезиденты – в части прибыли, возникающей от источников на территории страны.
  • – Резидентом Кипра признается компания, управление которой осуществляется на территории государства, при этом факт регистрации компании на Кипре не имеет значения для определения резидентства.
  • – Ставка налога на прибыль составляет 12,5% (до 2013 года ставка составляла 10% и была самой низкой в Европе; увеличение налога продиктовано необходимостью поддержки банковской системы в период финансового кризиса).
  • – Доходы от прироста капитала облагаются отдельным налогом по ставке 20%. Однако подлежит налогообложению только прибыль от продажи недвижимого имущества на Кипре, а также акций компаний, владеющих недвижимостью на Кипре и не котирующихся на валютных биржах.
  • – Дивиденды, полученные компанией, являющейся резидентом Республики Кипр, не облагаются у получателя налогом на прибыль, независимо от того, является ли источник выплаты резидентом.
  • – Кипр не имеет разработанных правил трансфертного ценообразования. Однако, согласно ст. 33 кипрского закона о налоге на доходы, все трансакции между связанными сторонами должны осуществляться на основе правила «вытянутой руки», исходя из справедливой оценки цены сделок, активов и нормальных коммерческих взаимоотношений. Причем указанное требование касается также трансакций с нерезидентами Кипра.
  • – В Республике Кипр нет норм, касающихся налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

Налог у источника

– Налогом у источника облагаются только роялти, выплачиваемые нерезиденту. Ставка налога составляет 10%, за исключением выплат роялти в отношении фильмов и телевизионных передач (ставка составляет 5%). СОДН могут быть установлены более низкие ставки.

Это интересно:

Дополнительным сбором, возлагаемым на резидентов Кипра, является так называемый налог на оборону (special contribution for defense, SCD), введенный в 1984 году при попытке найти средства для финансирования военного бюджета республики для защиты от Турции, которая в 1974 году ввела войска, и по сей день занимающие около 40% территории острова.

При налоговом планировании, подразумевающем использование кипрской компании, целесообразно принимать во внимание SCD, так как существенную часть общей налоговой нагрузки может составить именно налог на оборону.

– Налог на оборону не взимается в отношении дивидендов, полученных как от резидентов, так и от нерезидентов, за некоторыми исключениями (ставка налога в этом случае составляет 17%). Налог на оборону взимается в отношении процентных выплат, полученных не от основного вида деятельности (например, компаниями, которые не могут подтвердить свой статус как финансовая компания), по ставке 30% (до 29 апреля 2013 года ставка составляла 15%). Налог на оборону в отношении арендных платежей составляет 3% в отношении 75% от суммы платежа.

НДС

– Стандартная ставка налога – 19% (с 13 января 2014 года). До 2012 года ставка составляла 15%, в 2012-м была повышена до 17%, а в 2013-м – до 18%. Рост ставок НДС, наряду с ростом ставок корпоративного налога и налога на оборону, был вызван антикризисными мерами.

– В отношении ряда товаров и услуг возможно применение пониженных ставок в 8% и 13% (также повышенных в 2014 году с отметок 5% и 9% соответственно).

– Как и в большинстве европейских юрисдикций, физические лица – резиденты Кипра облагаются налогом в отношении общемирового дохода. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников на территории Республики Кипр.

– Резидентом Кипра признается лицо, находящееся непрерывно на территории Республики более 183 дней в течение года.

– Налог на доходы исчисляется по прогрессивной шкале: суммы дохода до 19 500 евро не облагаются налогом; для доходов от 19 501 до 28 000 евро ставка составляет 20%; от 28 001 до 36 300 евро – 25%; от 36 301 до 60 000 евро – по ставке 30%; свыше 60 000 евро – по ставке 35%.

– Дивиденды, процентные выплаты и арендные платежи в адрес резидентов облагаются налогом на оборону по ставкам 17%, 30% и 3% соответственно.

Налог на недвижимое имущество

– Налог на недвижимое имущество взимается в отношении недвижимости по ставкам, варьирующимся от 0,6% до 1,9%. Налоговой базой является рыночная стоимость недвижимого имущества, определенная на дату 1 января 1980 года.

– Если стоимость недвижимости, определенная на 1 января 1980 года, меньше 12,5 тыс. евро, то собственник-физлицо не облагается налогом.

Налог на прибыль

– Субъектами налога на прибыль в Германии являются налогоплательщики неограниченной (налогообложение доходов по всему миру) и ограниченной (с доходов от источников в Германии) налоговой обязанностью по уплате налога. Иностранные компании, не имеющие постоянного представительства в Германии, а также резиденты, являющиеся некоммерческими организациями и государственными учреждениями, несут ограниченные обязательства по налогу на доходы.

– Налоговым резидентом Германии считается организация, имеющая на территории Германии зарегистрированный офис или место эффективного управления. До 2008 года все компании, зарегистрированные в Германии, признавались резидентами, однако с 1 ноября 2008 года такие компании могут определять (выбирать) резидентства по месту нахождения центра управления, оставаясь зарегистрированными в Германии.

– Базовая ставка налога на прибыль составляет 15% (до 2008 года ставка составляла 25%). Эффективная ставка составляет в среднем 30%, так как, помимо налога на прибыль, налогоплательщик уплачивает «солидарный взнос» (Solidaritaetszuschlag) в размере 5,5% от суммы налога и муниципальные налоги, варьирующиеся от 14% до 17%.

НДС

– В Германии, как и в остальных странах EU, действуют общеевропейские правила исчисления и уплаты косвенных налогов, установленные нормами Евросоюза (Directive 2006/112).

– Базовая ставка налога составляет 19%. Возможно применение пониженных ставок в 7% (в отношении прибыли от реализации товаров первой необходимости и гостиничных услуг) и 0% (в отношении прибыли от экспорта или внутрисоюзных поставок).

Налогообложение доходов физических лиц

– Налогом на доходы физических лиц облагаются как резиденты (в отношении любого дохода), так и нерезиденты Германии. Помимо налога на доходы, налогоплательщики уплачивают солидарный взнос в размере 5,5% от суммы налога, а лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, – налог на предпринимательство (Gewerbesteuer).

– Ставки налога в Германии составляют 0%, 14%, 23,97%, 42% и 45%, однако пороговые суммы, к которым они относятся, различаются в зависимости от субъекта обложения (одиночный налогоплательщик или супружеская пара). Для одиночных налогоплательщиков пороговые суммы составляют 8 354, 13 469, 52 881 и 250 730 евро соответственно. Для супружеских пар, заявивших о совместном обложении дохода семьи, ставки составляют 16 708, 26 939, 105 763, 501 461 евро соответственно.

– Налог на недвижимое имущество взимается в местные бюджеты. Сумма налога рассчитывается как произведение стоимости недвижимости и федеральной ставки налога (0,35%), а также местных коэффициентов, которые могут варьироваться в пределах от 280% до 810%. Таким образом, эффективная ставка налога может колебаться от 0,98% до 2,84% от стоимости недвижимости.

Чехия

Налог на прибыль

– Налогом на прибыль облагаются прибыли резидентов по всему миру, а также прибыли нерезидентов от источников в Чехии.

– Резидентом Чехии является компания, зарегистрированная в этой стране или управляемая из нее.

– Стандартная ставка налога на прибыль в Чехии составляет 19%.

– Доходы от прироста капитала облагаются в составе налога на прибыль.

– Предусмотрены пониженные ставки на прибыль от инвестиционных и паевых фондов в размере 5%.

– Законодательство Чехии содержит нормы о регулировании трансфертного ценообразования – в частности, установлено, что сделки между зависимыми лицами должны осуществляться в соответствии с правилом «вытянутой руки».

– В Чехии нет норм, касающихся обложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

– Выплаты лицам, проживающим в стране, с которой у Чехии нет соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения или соглашения об обмене информации, также подлежат обложению по ставке 35%.

– Проценты и роялти, выплачиваемые чешской компанией в адрес компаний, имеющих постоянное представительство в Чехии или зарегистрированных в ЕС, не подлежат обложению налогом при соблюдении ряда условий.

НДС

– Стандартная ставка НДС составляет 21%. Предусмотрена пониженная ставка НДС в размере 15% на основные продукты питания, лекарства, печатную продукцию, медицинское оборудование, отопление, социальное жилье. Нулевая ставка предусмотрена для экспорта товаров, поставок внутри ЕС, международные транспортные услуги.

– Освобождены от налогообложения финансовые услуги, операции с недвижимостью и т. д.

– Плательщиком НДС становятся компании, чей оборот превышает 1 млн чешских крон (~36 тыс. евро) за 12 месяцев (за исключением необлагаемой деятельности). Указанное правило не распространяется на нерезидентов.

Налогообложение доходов физических лиц

– Налогом облагаются резиденты – в отношении всего дохода, а также нерезиденты – в отношении дохода от источников в Чехии.

– Стандартная ставка налога составляет 15%.

– Доход от предпринимательской деятельности, превышающий 48-кратный размер средней заработной платы в год, облагается дополнительным налогом солидарности по ставке 7%.

– Прибыль от передачи недвижимого имущества включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

Налог на недвижимое имущество физических лиц

– Налогоплательщиком являются владельцы недвижимости или земельных участков на территории Чехии. В зависимости от места расположения, площади недвижимости или земельного участка применяются различные коэффициенты для исчисления налога.

– Также предусмотрен налог с продажи недвижимости в Чехии по ставке 4%.

На протяжении последнего года в России остро обсуждается тема введения прогрессивного подоходного налога. Напомним, сегодня действует плоская шкала – все платят единую ставку в 13%, независимо от размера получаемых доходов. Прогрессивная же шкала позволяет повысить ставку для тех, кто получает сверхприбыли. Данный вопрос достаточно противоречив – большинство провластных чиновников против такой «дискриминации» богатых, в то время как общественность уже «созрела» и требует повышения налоговой нагрузки для того меньшинства, которое обладает огромными капиталами.

В любом случае этот остросоциальный вопрос пока остается лишь на этапе дискуссии. И пока в правительстве и парламенте продолжают спорить на эту тему, Карьерист.ру решил выяснить, как данный налог уплачивается гражданами других стран мира. И мы были немало удивлены, ибо в мире существует множество моделей, которые российская налоговая система могла бы с успехом позаимствовать. Более того, мы найдем чем удивить и вас: есть немало откровенно счастливых стран, граждане которых вообще не платят налоги ! С них, пожалуй, и начнем.

Налоговый рай

Среди наиболее счастливых государств, которые освободили своих граждан от подоходного налогообложения, прежде всего, фигурируют богатые сырьевые страны, вроде Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Омана и Кувейта. Часто встречается мысль о том, что от них также освобождены жители Саудовской Аравии, что является заблуждением. Пусть налог небольшой – всего 2,5% с любой получаемой прибыли, но он все-таки существует. Кроме них, на статус настоящего «налогового рая» претендует княжество Монако, Багамы и Бермуды. Там, безусловно, есть некоторые налоговые исключения. Например, на Багамах и Бермудах гражданам приходится самостоятельно уплачивать страховые взносы, а в Монако налогами облагаются граждане Франции. Однако в общем порядке подавляющее большинство граждан от налогов фактически освобождено . Но повезло ни им одним.

Во многих странах, где действует прогрессивная шкала налогообложения, граждане с низкими доходами также подоходный налог не платят. Правда, к числу «везунчиков» их в таком случае можно отнести с большой натяжкой. Таковыми, в частности, считаются австралийцы, чей доход ниже 4,6 тыс. $ в год, австрийцы с ежегодным доходом ниже 12,5 тыс. $, бразильцы, зарабатывающие в год менее 5,3 тыс. $, немцы с доходом менее 9 тыс. $ и многие другие. Например, шведы, которые заработали за год менее 2,2 тыс. $. Сумма, откровенно говоря, ничтожная для Швеции, но кто заработал меньше, тот налоги не платит. Определены подобные необлагаемые налогом пределы и в чудо-стране Сингапуре. Там используется территориальная система налогообложения, однако в общих случаях, все, кто заработали менее 16 тыс. $ в год или заработали доход за пределами Сингапура, от налогов освобождаются.

Похожая схема действует и в Великобритании – у англичан также есть минимум, который налогом не облагается – это 11 тыс. £. При этом примечательно то, что данная сумма не облагается налогами, даже если гражданин зарабатывает значительно больше: при доходе до 100 тыс. £, необлагаемая налогом сумма вычитается из налоговой базы. Подоходный же налог уплачивается лишь с оставшейся суммы. Например, заработав за год 15 тыс. £, налоги будут платиться всего с 4 тыс. £. При этом ставки прогрессивного НДФЛ очень даже существенные и составляют 20% при доходе до 35 тыс., 40% при доходе до 150 тыс., 45% для всех доходов, которые выше указанного ценза.

Прогрессивные лидеры

Необходимо отметить, что прогрессивные ставки подоходного налога определены во многих развитых странах как Европы, так и Запада в целом. Например, США, где колебания налоговых ставок происходят в пределах от 10 до 39,6% , естественно, в зависимости от получаемого дохода. По нижней налоговой ставке платят все те, чей годовой доход не превышает 9,2 тыс. $. Верхние пределы для откровенных богачей, чей доход превышает 418 тыс. в год. Это, кстати, пределы для одиноких граждан, семейные пары платят по совершенно другим ставкам и лимитам. Кроме того, в США есть множество поводов для налоговых вычетов. Это, в частности, наличие иждивенцев, оплата образования (своего или ребенка), наличие ипотечных займов или оплата налога на недвижимость. При этом «фишка» в том, что граждане обязаны одновременно платить налоги как в федеральный бюджет, так и бюджет штата. Более того, налоговая система США настолько запутана, что для ее описания не хватить и целой заметки, поэтому мы описываем ее лишь в общих чертах.

Не менее жесткой считается налоговая система Франции. Сами граждане постоянно жалуются на огромные налоговые поборы, от которых многие даже успели сбежать из страны (как, например, Жерар Депардье, который получил российское гражданство). Декларация о налогах традиционно подается практически всеми гражданами в феврале, и в ней обычно указываются совершенно все доходные поступления. Сокрытие доходов, вроде поступлений от сдачи имущества в аренду или продажи машины обычно обнаруживается налоговиками, после чего гражданам приходится платить серьезные штрафы.

Как и в Америке, подоходный налог во Франции имеет некоторые специфические особенности, которые во многом весьма логичны. Так, налоги на доходы взимаются не с конкретного гражданина, а с домохозяйства . То есть налог уплачивается с общего дохода семьи. Причем от количества членов семьи применяются отдельные коэффициенты. Так, к одиноким применяется коэффициент 1, к супружеским парам соответственно – 2, если у них есть ребенок – коэффициент будет 2,5 и т.д. данный коэффициент применяется для деления на него налогооблагаемую базу домохозяйства, после чего высчитывается налог. Получается, что чем больше членов семьи без дохода, например, детей, то тем меньше будет налогооблагаемая база, а следовательно и уплаченные налоги. Кроме этого, налоговые вычеты предоставляются для благотворителей и инвесторов, тех, кто оплачивает обучение, имеет иждивенцев, участвует в системах энергосбережения и т.д.

Что касается прогрессивных ставок: при годовых доходах в 9,7 тыс. € налог не оплачивается; при доходе до 26 тыс. € – 14%, до 71 тыс. € – 30%, до 153 тыс. € и выше – 41%. Интересно, что для тех, кто имеет высокий доход в 250, 500 и выше тыс. €, предусмотрен еще и дополнительный налог в 3-4%. Ранее действовал еще и специальный налог для миллионеров, однако от него решили отказаться.

А что у нас?

Анализ западных налоговых систем позволяет сделать очевидный вывод – в прогрессивном подоходном налоге нет ничего страшного – большинство развитых стран использует именно такую схему. Что у нас? Для постсоветских стран больше характерна плоская шкала налогообложения. В России, например, все платят 13% от зарплаты. Столько же платят белорусы. В Литве, например, платят уже 15%, в Украине 18%, в Эстонии 21%, а в Латвии так и вообще 23%. В некоторых странах, в частности, в России, уже пытались ввести прогрессивный подоходный налог – он действовал до 2001 года . Но общество, как объясняют чиновники, оказалось не готово. Крупный капитал, не желающий платить больше, чем и так бедное население, попросту начал массово уходить в тень. Чем в это время занимались контролирующие налоговые органы, никто не поясняет.

В любом случае налог отменили, все стали платить одинаковую ставку и капиталы стали постепенно выходить из тени. Однако в последние годы, на фоне огромного разрыва в доходах у основной части населения и «верхушки», связанного с этим классового неравенства, внезапно пришедшего в страну экономического кризиса и дефицита бюджета, вопрос прогрессивного налогообложения вновь стал актуальным . Об этом снова заговорили не только общественники, но и депутаты и даже отдельные правительственные чиновники. В правительстве, например, все уверены, что это полная бессмыслица. Мол, у нас 15 млн людей не платит налоги с зарплат, и лучше разобраться с ними, чем… получить недостающие средства с крупных капиталов. Впрочем, логика чиновников понятна – платить-то больше придется именно им и их окружению…

Парламентарии, наоборот, настаивают на таких новациях. Например, недавно представители КПРФ . По их предложениям, граждан, в зависимости от размера их дохода, необходимо разделить на 4 категории. Самым бедным предлагается платить всего 5%, в то время как гражданам, которые получают сверхдоходы, предлагается платить 1,6 млн + 25% от дохода, свыше 10 млн рублей . В сравнении с некоторыми налоговыми ставками западных стран подход, кстати, весьма либеральный. Такие меры, по мнению авторов, позволили бы за счет ограниченного числа лиц – всего около 35 тыс. россиян, поднять собираемость НДФЛ на 1,25 трлн рублей ! Это притом, что сегодня совокупная собираемость всего 3 трлн рублей. Но чиновники, как мы видим, против. Что тут скажешь, общество опять не готово, так ведь?!

Часть российских покупателей рассматривают перспективу переезда на ПМЖ в страну покупки. Для некоторых приобретение квартиры, дома или готового бизнеса в одном из европейских государств – конкретный шаг для получения вида на жительство.

Что же учитывают будущие собственники заграничного жилья при выборе конкретной страны? Как правило, это цены на недвижимость, стоимость жизни, уровень заработков, ипотечные ставки, возможность построить карьеру и т. д. А вот мы советуем обратить внимание на размер подоходного налога, который может в корне отличаться от наших 13%.

Это у нас в стране «серые» зарплаты и неофициальный заработок – обычное явление, а в Европе такое себе позволить крайне сложно. Здесь с налоговыми уклонистами борются намного эффективнее: в любом государстве ЕС ограничены наличные расчеты, а безналичные находятся под особым контролем.

Таким образом, подоходный налог, каким бы высоким он ни был, в Европе придется оплачивать со всей суммы кровно заработанных.


Размер НДФЛ в странах Европы


Есть конечно исключительные страны, где налог на доходы физических лиц имеет меньший рамер по сравнению с российским. Например, в Княжестве Монако НДФЛ вообще равен нулю. Однако не спешите паковать чемоданы! Местный уровень жизни и цены на недвижимость способен «потянуть» не каждый. Вы готовы заплатить по миллиону евро за каждую комнату в апартаментах?!

Налоговым раем в этом смысле является Болгария, где размер подоходного налога равняется 10%. Хотя это в большей степени курортная страна, не самая подходящая для ведения бизнеса и построения успешной карьеры, уровень жизни здесь немного выше российского. Особенно, если россиянин собирается перебраться в Болгарию из региона, а не из «столиц».

Небольшая памятка для россиян, планирующим оформление ВНЖ в Европе:

  1. Во всех странах, входящих в Евросоюз, налоговый контроль намного строже, нежели в России. И в значительной степени это относится к физическим лицам.
  2. Европейские налоговые службы с особой тщательностью изучают налоговые поступления от иностранцев, имеющих вид на жительство в той или иной стране. Многие «дорогие» государства ЕС ввели минимальные суммы налоговых поступлений от претендентов на ВНЖ. Например, в Великобритании иностранец должен внести в налоговую казну не менее 50 тысяч фунтов в год.
  3. Стандартные налоговые ставки в некоторых европейских государствах не всегда применимы к иностранцам, имеющим вид на жительство.
  4. Большинство стран Евросоюза взимают налоги на абсолютно все доходы, полученные в стране или за её пределами. Такой порядок распространяется и на проценты от банковских вкладов.
Случайные статьи

Вверх