Социально экономические природные туристические ресурсы. Понятие «туристские ресурсы» у Кыргызстана

Глава VI. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации

Комментарий к статье 13 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

1. Статьей 13 комментируемого Закона регулируются вопросы, связанные с туристскими ресурсами РФ.

Туристскими ресурсами являются природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Таким образом, речь идет о ресурсах, бесконтрольное использование которых может привести к их истощению или даже к их полному исчезновению. Удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерб социальным и экономическим интересам населения туристских районов, окружающей среде и в особенности природным ресурсам, являющимся основным фактором, привлекающим туристов, а также историческим и культурным местам. Все туристские ресурсы являются достоянием человечества. Национальные общества и международное сообщество в целом должны принимать необходимые меры по их защите. Защита исторических, культурных и религиозных мест при любых обстоятельствах, особенно во время конфликтов, должна представлять собой одну из основных обязанностей государства (п. 18 Манильской декларации по мировому туризму, 10 октября 1980 г.).

По всему миру известны египетские пирамиды, французские Эйфелева башня, Версальский дворец, Лувр, итальянские Рим (в т.ч. и его Колизей) и Венеция, индийский Тадж-Махал, Великая китайская стена, норвежские фьорды и т.д.

Фактически на использовании туристских ресурсов в той или иной степени и формируется туристский продукт.

Наличие туристских ресурсов в стране, их количество определяются множеством факторов: природно-климатическими, историческими, культурными. Отсутствие туристских ресурсов препятствует развитию массового туризма. Однако значительное количество туристских ресурсов создает лишь предпосылки развития массового туризма, но не гарантирует его без соответствующих организационных мероприятий. Так, наша страна традиционно богата туристскими ресурсами различного вида. Однако отсутствие целенаправленной политики по развитию туризма на территории нашего государства, отсутствие достойных средств размещения и перемещения, инфраструктуры приводит к тому, что потенциал туристских ресурсов нашей страны используется крайне мало.

2. В соответствии с комментируемой статьей классификация и оценка туристских ресурсов РФ, режим их охраны, порядок сохранения целостности туристских ресурсов РФ и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов РФ с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую среду должны определяться в соответствии с законодательством РФ. В данном случае, полагаем, имеется в виду отраслевое законодательство, касающееся использования каждого конкретного вида туристских ресурсов.

Однако отсутствие четкой классификации и регламентации туристских ресурсов в Законе приводит, на наш взгляд, к размытости понятия туристских ресурсов и фактически декларативной роли комментируемой нормы. Применение нормы порождает необходимость долгого поиска и изучения значительного количества нормативных правовых актов.

Вместе с тем туристские ресурсы условно можно разделить на естественные (природные, климатические, географические) ресурсы и искусственные ресурсы, т.е. ресурсы, созданные человеком в процессе его жизнедеятельности (исторические ресурсы, антропогенные ресурсы, в т.ч. памятники, сооружения, музеи).

Одним из способов формирования, использования и сохранения естественных природных туристских ресурсов является создание особо охраняемых природных территорий в соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Согласно преамбуле указанного Федерального закона особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории отнесены к объектам общенационального достояния.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные. В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Цель государственных природных заповедников — сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. Государственные природные заповедники используются для экологического просвещения и развития познавательного туризма;

2) национальные парки, которые являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (ст. 12 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:

а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;

б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;

в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности (в т.ч. туризма);

д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов РФ и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования;

3) природные парки, которые являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях (ст. 18 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). Природные парки могут активно использоваться в качестве туристских ресурсов;

4) государственные природные заказники. В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы;

е) памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения (ст. 25 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»);

5) дендрологические парки и ботанические сады, являющиеся природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов. Именно эта зона используется в целях познавательного туризма;

б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

в) административную;

6) лечебно-оздоровительные местности и курорты. В соответствии со ст. 31 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. А освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами. Лечебно-оздоровительные местности и курорты активно используются для лечебно-оздоровительного и рекреационного туризма. В России особой популярностью среди туристов пользуются курорты Краснодарского края.

Режим охраны природных туристских ресурсов устанавливается как ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», так и ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

3. Помимо природных территорий, туристскими ресурсами являются искусственные туристские ресурсы, к которым в т.ч. относятся и различные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры).

В частности, в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

— памятники, под которым понимаются отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки;

— ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

— достопримечательные места, являющиеся творениями, созданными человеком, или совместными творениями человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

В России ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). Указанный реестр имеет большое значение и для туристской деятельности, т.к. позволяет использовать информацию, содержащуюся в нем, при формировании туристского продукта.

Регулирование вопросов, связанных с народными промыслами, осуществляется ФЗ «О народных художественных промыслах». В частности, под народным художественным промыслом понимается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

При этом местом традиционного бытования народного художественного промысла будет являться территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

К народным промыслам относятся:

а) художественная обработка дерева и других растительных материалов;

б) производство художественной керамики;

в) художественная обработка металлов;

г) производство ювелирных изделий народных художественных промыслов;

д) миниатюрная лаковая живопись;

е) художественная обработка камня;

ж) художественная обработка кости и рога;

з) производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов;

и) художественное ручное кружево;

к) художественное ручное ткачество;

л) художественное ручное вязание;

м) художественное ручное ковроткачество и ковроделие;

н) художественная ручная роспись, набойка тканей;

о) художественная обработка кожи и меха;

п) прочие виды производств изделий народных художественных промыслов, а именно:

— изделия из стекла, выполненные методом формования изделий совокупностью ряда приемов обработки горячего стекла непосредственно возле стекловаренной печи: выдувания (в формы или без форм), лепки, сплавления различных деталей, горячей отделки края, рифления, кракле, накладных цветных слоев (нацветов), узоров из цветных пятен, нитей и лент; из стеклянных трубок и стержней способами свободного и формового выдувания, ручного формования и лепки (в том числе с последующим ручным декорированием);

— изделия из бисера, выполненные в традициях народного искусства определенной местности;

— куклы в национальных костюмах народов России, изготовленные ручным способом с применением традиционных видов вышивки, ткачества, аппликаций;

— изделия лоскутного шитья, выполненные путем ручной подборки составляющих элементов в традициях народного искусства определенной местности;

— изделия платочные, изготовленные путем переноса на ткань авторского рисунка посредством печати по шаблону в сочетании с ручным и механизированным способами декорирования, в соответствии с самобытными традициями народного художественного промысла определенной местности;

— музыкальные инструменты, изготовленные в традициях местной локальной художественной культуры с применением ручного труда и методов творческого варьирования (инкрустация металлом, деревом, перламутром, резьба и роспись по дереву) (Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 15 апреля 2009 г. N 274 «Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов»).

Кроме того, к искусственным туристским ресурсам относятся также и музеи. В соответствии с ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» музеи в России создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера. С перечнем музеев не только РФ, но и мира можно ознакомиться на сайте: URL: http://www.museum.ru.

Существуют также и музеи-заповедники, представляющие собой музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями. Например, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» и др.

Целями создания музеев в РФ являются:

— осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;

— хранение музейных предметов и музейных коллекций;

— выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;

— изучение музейных предметов и музейных коллекций;

— публикация музейных предметов и музейных коллекций.

Целями создания музеев-заповедников в России наряду с указанными целями являются обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов, а также обеспечение режима содержания достопримечательного места, отнесенного к историко-культурному заповеднику, или ансамбля, сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел, осуществление экскурсионного обслуживания, предоставление информационных услуг, а также создание условий для туристской деятельности.

4. Как уже было отмечено, развитие туризма невозможно без использования туристских ресурсов. Большое многообразие туристских ресурсов в нашей стране порождает необходимость их систематизации для целей туризма. На сегодняшний день работа по систематизации туристских ресурсов в России не проводится. Существуют реестры отдельных видов туристских ресурсов (например, объектов культурного наследия). Однако полагаем, что этого не достаточно. Осуществление стратегии развития туризма в нашей стране невозможно без проведения работы по формированию единого реестра туристских ресурсов, который бы включал в себя информацию о каждом туристском ресурсе и режиме его охраны. Такой реестр способствовал бы активному развитию сети туристских направлений, привлечению инвестиций для развития туризма, стимулировал бы развитие самодеятельного и внутреннего туризма.

ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ - "природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов,содействовать восстановлению и развитию их физических сил" (ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 4 октября 1996 г.).

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ" в других словарях:

    Туристские ресурсы Официальная терминология

    ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ Юридическая энциклопедия

    Природные, исторические, социально культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а тж. иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил …

    туристские ресурсы - природные, исторические, социально культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов,содействовать восстановлению и развитию их физических сил (ФЗ Об основах… … Большой юридический словарь

    Туристские ресурсы - природные, исторические, социально культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил. Федеральный… … Словарь юридических понятий

    Туристские ресурсы - природные, исторические, социально культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и… … Лексикон туриста

    РЕСУРСЫ ТУРИСТСКИЕ - ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ … Юридическая энциклопедия

    - (см. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Город Чайковский Герб … Википедия

    Надежда Юрьевна Замятина Дата рождения: 13 июня 1974(1974 06 13) (38 лет) Место рождения: Москва, СССР Страна … Википедия

Книги

  • Страноведение - ОАЭ, Япония, Китай. Учебное пособие , Ю. Л. Кужель, А. О. Яворская, Т. Т. Христов. В учебном пособии с точки зрения туризма рассматриваются страны, наиболее часто посещаемые российскими туристами. По каждой стране приводится краткая характеристика, ее туристская…
  • Туристские ресурсы России. Практикум , Можаева Н.Г.. В практикуме рассмотрены теоретические и практические вопросы, входящие в дисциплины 171;Организация туристской деятельности 187;, 171;Туристско-рекреационное проектирование 187;,…

Природные туристические ресурсы

В отличие от других отраслей экономики туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей. Составной частью рекреационных ресурсов являются люди, которые работают в сфере туризма или могут принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности в перспективе. Динамичное развитие туристского бизнеса требует также развитой инфраструктуры, поскольку без этого даже при высоких аттрактивных свойствах природных и культурных комплексов их освоение широким кругом потребителей невозможно.

Как и любые другие, рекреационные ресурсы не безграничны, они имеют определенный объем (потенциальный запас), время использования, условия эксплуатации и, естественно, стоимость.

Ландшафт

Используется для лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного туризма, горнолыжного катания, спелеотуризма и альпинизма.

Для лечебно-оздоровительного отдыха наиболее благоприятным является крупно-холмистый и грядовой рельеф и пересечённая местность (несёт эстетическую нагрузку). При этом склоны должны быть устойчивыми и неподвержены эрозии.

Для горного туризма и альпинизма необходим горный рельеф: скалы, ледники, снежники. Высота местности не должна превышать 3000-3500м. Маршруты обычно проходят на разных высотных уровнях с различными формами рельефа. При выборе и составлении маршрута необходимо учитывать физические и психологические особенности участников. На территории России наиболее благоприятными для горного туризма и альпинизма являются столбы- скалы причудливой формы, сформировавшиеся в результате выветривания горных пород различного возраста и литологического (мйнеральногб) состава. Особой известностью пользуются "Красноярские столбы" на Енисее, где живописные скалы из сиенита поднимаются среди тайги на относительную высоту до 100 м. Этот природный комплекс стал основной базой для тренировки красноярских скалолазов.

Столбы широко распространены по берегам многих сибирских рек: Лены, Алдана, Киренги и др. Встречаются они и на правом высоком берегу Средней Волги под названием столбичи, а также по Дону ("Дивы").

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Туризм как отрасль хозяйства имеет выраженную ориентацию на использование природных и культурно-исторических ресурсов. Проявляется это в том, что он:

Вызывает миграции людей к местам сосредоточения турист­ических ресурсов;

Вовлекает в хозяйственный оборот ранее не используемые природные и культурные комплексы и их элементы;

Комплексно использует природные и культурно-исторические ресурсы;

Ввиду многоцелевого природопользования предъявляет весьма разнообразные требования к природным комплексам;

Удачно сочетается с другими видами природопользования – сельским и лесным хозяйством, рыболовством, горнодобывающей промышленностью, предъявляя при этом требования к природным комплексам с точки зрения привлекательности, комфортности, разнообразия и доступности;

Осуществляет воздействие на природу и культуру через потребителя – туриста;

Характеризуется заинтересованностью в регулировании антропогенных воздействий на природные и культурные комплексы;

Как отрасль хозяйства эффективен в экономическом плане: труд работников туризма направлен не на природу и культуру, а прямо на человека, на восстановление его физических, психических и интеллектуальных сил.

«Туристические ресурсы – это природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристического показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребно­сти туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил».

В законе Республики Беларусь «О туризме» определено, что туристические ресурсы – это природные, социально-культурные объекты, в том числе недвижимые материальные, историко-культурные ценности, удовлетворяющие духовные потребности туристов, экскурсантов и (или) содействующие укреплению и восстановлению их здоровья.

Туризм основан па целевом и разумном использовании туристических ресурсов, суть которых – объекты туристического интереса, потен­циально способные удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристических ресурсов, туризма не может быть в принципе. Отдельные туристические ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристического интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.

Туристические ресурсы создают возможность расширения производства туристического продукта, определяемую активами, запасами, внут­ренними резервами туристического предприятия, а также природными и социальными условиями: совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов. Туристические ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет установленных законом ограничений.



Туристические ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, товар, требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом плане это – факторы производства туристического продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования.

Туристические ресурсы – национальное достояние. Однако часть из них, имеющих особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обнов­ляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятни­ков и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.

Туристические ресурсы обладают рядом общих свойств . Во-первых , они историчны, т.е. могут видоизменяться по мере роста туристических потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. Например, становятся туристическими ресурсами (объектами туристическо­го показа) болота, промышленные предприятия, старая техника, оборудование и др. Во-вторых , они территориальны, т.е. занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже сейчас требует территорий, почти равных используемым сельским и лесным хозяйством. В-третьих , играют организующую роль, спо­собствуя формированию особых туристических пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию, набор туристических предприя­тий и систему туристических маршрутов.

Специфическими свойствами туристических ресурсов считаются целостность, динамичность, емкость, надежность, привлекательность, устойчивость и др.

Существует немало различных классификаций туристических ресурсов.

В первую очередь они делятся на две большие группы : непосред­ственные и косвенные. К непосредственным относятся преимущественно природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (например, привлекательность ландшаф­та, оздоровительные средства местности, объекты познания). Косвен­ные (социально-экономические) ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристических ресурсов. Их подраз­деляют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.

По функциональному признаку туристические ресурсы делят на оздоровительные , познавательные и спортивные . При этом большое значение имеет природно-эстетическая ценность территории, усиливающая или, наоборот, снижающая функциональные качества. Познавательные свойства территории обусловлены природными и социально-культурными объектами (памятниками истории и культуры, музеями, национальными особенностями и традициями населения, уникальными объектами природы, культуры, промышленности).

Комплекс туристических ресурсов делят на три группы:

природные : климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты;

культурно-исторические : музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические осо­бенности, фольклор, центры прикладного искусства;

социально-экономические : транспортная доступность террито­рии и уровень развития транспортной сети, экономико-географическое положение, уровень ее экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения.

Туристические комплексы представляют собой градостроительные образования различного функционального профиля, состоящие из туристических учреждений, объединенных единым архитектурно-планировочным решением, общей пространственной композицией и организацией обслуживания. Под туристическим комплексом также понимают совокупность разных по функциям туристических учреждений вместимостью более 1 тыс. мест, объединенных одной функциональной программой (лечение, оздоровление, отдых, деловые встречи и мероприятия и т.д.).

Туристический объект – особое градостроительное образование, ориентированное на предоставление туристам заданного объема ус­луг и реализацию специализированных туристических программ. Ми­ровая практика демонстрирует великое множество примеров строи­тельства туристических объектов. Номенклатура типов объектов туризма (зданий, сооружений и их комплексов) отличается пестротой и раз­нообразием, обусловленным богатством сочетаний различных форм отдыха и структуры контингента отдыхающих. Это порождает необ­ходимость классификации туристических комплексов.

Типы туристических объектов обычно классифицируют на основе различных признаков : стационарности, сезонности эксплуатации, функциональной специфики, величины.

Центр туризма – город, местность или объект, где на базе туристско-рекреационных ресур­сов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания. Ту­ристический центр – местность, привлекающая туристов наличием туристско-рекреационных ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туриста информации о нем.

В специальной литературе предлагается развернутая типология туристических центров в зависимости от того, какой цикл рекреацион­ной деятельности может быть в них реализован: паломнический, культурно-исторический, курортный, приморский, альпийский, аль­пинистский, активно-оздоровительный, коммерческо-деловой, эко­логический, водный, фестивально-конгрессный, спортивный, охотничье-рыболовный, приключенческий, экзотический, этнографический, развлекательный.

Теоретические основы понятия «туристические ресурсы»

Понятие и свойства туристических ресурсов

Определение туристских ресурсов дано в Законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996. Туристские ресурсы - это природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

В рекреационной географии впервые термин «рекреационные ресурсы» появился в 1977 году в статье Багровой Л.А., Багрова Н.В., Преображенского В.С. «Рекреационные ресурсы», опубликованной в Известиях АН СССР, серия географическая, №2.

Рекреационной географии принадлежит заслуга в значительном расширении содержания понятия «ресурс», когда в качестве ресурсов стали рассматривать красоту ландшафта, пейзажное разнообразие местности, экзотичность природы и архитектуры, материальную и духовную культуру страны.

Туристские ресурсы - являются одним из факторов развития туризма и исходным базисом для планирования производства туристского продукта.

Определение значимости и выявление особенностей туристских ресурсов в процессе организации и планирования туристской деятельности в современных российских условиях является важным направлением по улучшению условий жизнедеятельности человека.

Опыт западных стран в сфере туризма показывает, что устойчивое развитие должно строиться на разумном балансе различных видов туризма и приоритетном развитии въездного и внутреннего туризма. На международном рынке странами активного туризма принято считать страны, где количество иностранных туристов превышает количество выездов собственных граждан за границу. А превышение доходов от иностранных туристов над расходами собственных граждан за границей определяется как активный платежный баланс с положительным сальдо.

Поэтому совершенно очевидно, что будущее российского туризма - развитие внутреннего рынка, который предполагает доступность туристских услуг широким слоям населения, защиту экономических интересов России.

Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии основных составляющих: капитала, технологии, кадров, туристских природных и культурно-исторических ресурсов. Это означает, что недостаточно иметь капитал, купить технологию, нанять кадровую команду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его.

Таким образом, для развития туристского бизнеса необходимо владеть профессиональными знаниями и умениями по оценке туристских ресурсов, их использованию и охране. Такие знания необходимы при проектировании туристских услуг, туристского продукта, оценке развития территории (стратегического планирования).

Туристские ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, как товар, требующий значительных затрат на воспроизводство.

В экономическом плане туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, т.к. их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования.

Свойства туристских ресурсов:

  • 1. Привлекательность.
  • 2. Доступность.
  • 3. Комфортность пребывания (эргономичность).
  • 4. Значимость и уникальность.
  • 5. Потенциальный запас (для обеспечения восстановления).
  • 6. Сохранность
  • 7. Динамичность (использование ресурса меняется от возможности единовременного использования пространства, его емкости (а емкость пространства во времени меняется в зависимости от сезона года, погоды, времени дня)).

При измерении рекреационных ресурсов необходимо учитывать особенности его потребления. Видимо, должна иметься какая-то относительно постоянная величина (константа), фиксирующая необходимый субъекту объем рекреационных ресурсов. Это особенно четко определяется, например:

Врачами - климатотерапевтами, нормирующими объем допустимой в течение дня, сезона, года солнечной радиации;

Организаторами спортивного туризма, задающими протяженность и время маршрута с определенным уровнем сложности, т.е. нормирующими объем работы туристов;

Организаторами экскурсионного отдыха, планирующими предельный объем познавательной информации. Таким образом, для измерения рекреационных ресурсов следует использовать функциональные «константные» т.е. постоянные единицы, при помощи которых можно фиксировать их объем, соотнося его с характером потребления.

Оценка туристских (рекреационных) ресурсов, как впрочем, и другого любого вида ресурсов, необходима для управления использованием и охраны окружающей среды.

Оценка, значит, определить ценность. Мерой ценности может рассматриваться функция, ставящая соответствие между состоянием оцениваемого объекта и представлением о том состоянии, которое наилучшим образом отвечает поставленным или понимаемым целям. Для определения оценки необходимы критерии ценности. Определение критериев ценности - самое сложное в процессе оценки. Ценность - момент значимости какого-либо явления, события или процесса, важного для жизнедеятельности субъекта, в данном случае для человека.

Поскольку оценка отражает отношение между объектом и субъектом, процедура оценивания состоит из обязательных этапов:

  • · выделение объекта оценки
  • · выделение субъекта, с позиции которого ведется оценка
  • · формулирование критериев оценки, которые определяются как масштабом и целью исследования, так и свойствами субъекта
  • · разработка параметров оценочных шкал градаций

Шкалы показывают оценочные отношения между субъектом и объектом. При этом возникает вопрос о количестве ступеней шкалы. Чаще всего используется 3-4 или 5-6 ступеней. Каждая ступень является показателем интенсивности взаимодействия свойства данного объекта с состоянием субъекта. Интенсивность взаимодействия может изменяться от незначительной к сильной. Пятиступенная шкала оценки предпосылок для рекреации включает следующие градации:

  • 1. наиболее благоприятные,
  • 2. благоприятные,
  • 3. умеренно благоприятные,
  • 4. малоблагоприятные,
  • 5. неблагоприятные.

Аспекты оценки рекреационных ресурсов

Функциональный

Гигиенический

Эстетический

Технико-экономический

Экологический

Туристские ресурсы можно условно разделить на четыре группы:

  • 1. Природные ресурсы
  • 2. Историко-культурные ресурсы
  • 3. Инфраструктура
  • 4. Информационные ресурсы

При оценке рекреационных ресурсов необходимо помнить о некоторых аспектах комфортности природных условий отдыха. Комфортность определяется как степень соответствия свойств природных комплексов требованиям отдыхающих. Л.И. Мухина выделяет следующие аспекты комфортности природных условий.

  • 1. Физиологический аспект комфортности природных условий - отражает физиологические требования отдыхающих к природной среде, в соответствии с характером влияния природных условий на здоровье человека. Физиологический аспект комфортности природных условий определяется всеми природными компонентами, спецификой их сочетания. Отрицательная роль одних (например, климата - V ветра > 6 м/сек и т.д.) может быть нейтрализована положительным действием других (воды, растительности).
  • 2. Психологический аспект комфортности определяется в соответствии с характером влияния природных условий на настроение человека. Психологический аспект комфортности определяется всеми компонентами природы, влияющими на эстетическое и психофизиологическое восприятие природы человеком (кататься на лыжах приятнее в солнечный день).
  • 3. Функционально- технологический аспект комфортности определяется возможностью проведения отдельного занятия или цикла занятий наличием природных условий, соответствующих технологии отдыха. Ведущая роль тех или иных компонентов природы в этом аспекте определяется характером деятельности (например, для катания на санках нужны горки, для катания на парусных судах нужна акватория с S=400 га, не меньше).
Случайные статьи

Вверх