Штраф за отсутствие разрешения на строительство малозначительность. Что будет, если не оформлять разрешение на строительство

Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Уполномоченный орган хочет привлечь организацию (ИП) к ответственности за нарушение порядка строительства, реконструкции или капремонта объекта капстроительства

Уполномоченный орган хочет привлечь организацию (ИП) к ответственности за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию

Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение порядка строительства, реконструкции или капремонта объекта капстроительства

Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, -

(см. текст в предыдущей редакции)

Влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, -

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства -

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, -

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

Еще в прошлом веке правила строительства были не такими жесткими, как сейчас, и многие постройки можно было узаконить уже после строительства. Сейчас все совсем не так, и получить штраф за незаконное строительство может любой – и тот, кто построил дом на своем участке, и тот, кто вырубил парк для строительства очередного торгового центра. Мы разберем, что именно считается незаконным строительством и что за него грозит.

Согласно 222 ст. ГК РФ под самовольным строительством подразумевается строительство любого сооружения (здания) на территории, не предназначенной для этого, без получения на то законных прав, с нарушением общепринятых правил градостроения.

Признать постройку незаконной могут если есть хотя бы одно из нарушений :

  • отсутствует разрешение на строительство;
  • постройка не соответствует основному назначению земельного участка;
  • при возведении сооружения были нарушены строительные нормы;
  • строительство ведется на участке без предварительного получения права на владение им.

Если будет доказано, что возведенное здание или сооружение действительно является незаконной постройкой, то на него нельзя будет получить право собственности. Это означает, что якобы собственник этого сооружения, который потратил на него собственные средства, не сможет распоряжаться им в полной мере, а тем более – осуществлять с ним любые сделки (сдать в аренду, продать и т.д.).

То есть, если строительство будет признано незаконным, эти действия также будут считаться незаконными, а любую из этих сделок – признают недействительными. Это принесет серьезные проблемы для нарушителя .

Что можно предпринять в случае незаконного строительства?

Казалось бы, вопрос простой и ответ будет однозначным – сообщить в органы надзора о правонарушениях. Но стоит учесть тот факт, что заявитель может оказаться как пострадавшим от незаконного строительства, так и виновником, поэтому одним решением не обойтись.

Незаконное строительство по инициативе третьих лиц

Совершенно не важно, что представляет собой постройка: магазин посреди сквера или соседский гараж под окнами дома, если эта постройка каким-либо образом мешает процессу жизнедеятельности, угрожает безопасности и здоровью, нарушает каким-либо образом гражданские права, то можно смело требовать, через уполномоченные органы (муниципалитет, суд), чтобы это сооружение снесли.

Если будет доказано, что постройка действительно является незаконной, тогда ее собственника обяжут ее снести и вернуть территорию в прежнее ее состояние, а также заплатить штраф . Конечно, обычно процедура расследования, судебные разбирательства и принятие решения может занимать много времени, и все это время незаконная стройка будет причинять серьезные неудобства гражданам. Тем не менее, действовать в таких ситуациях нужно жестко, так как добровольно ни один хозяин незаконного строения не согласится снести его по своей доброй воле.

Незаконное строительство по собственной инициативе

Основной причиной массового появления самостроя стало отсутствие полноценной законодательной базы в 90-х годах . Тогда людям предлагали брать участки и осваивать их по своим нуждам, им обещали, что получить права собственности можно будет уже на готовые сооружения через суд. На самом же деле, после принятия Градостроительного кодекса, где четко прописываются нормы разрешенного строительства, у граждан, которые ранее построили дома, гаражи и дачи, есть некоторые проблемы с получением права собственности на них.

Если вы собственник такой незаконной постройки, нужно как можно быстрее постараться получить на нее официальные документы, пока она не стала кому-то мешать и вас не «попросили» ее снести как можно быстрее. Тем более, что другие могут получить право собственности на участок, где обосновалась ваша постройка, и тогда будут уже обвинения в незаконном присвоении чужой территории.

Первое, чем следует заняться – это получить право на землю, где осуществилось ранее строительство, а затем узаконить постройку, которая на ней возведена.

Обратите внимание! Если ваше сооружение в действительности никому не мешает, но некоторые соседи инициируют его снос, нужно попробовать урегулировать конфликт мирным путем, и в максимально короткие сроки постараться узаконить уже построенное сооружение.

Когда не нужно разрешение на строительство?

Градостроительный кодекс РФ (статья 51) указывает на несколько случаев, когда застройщик может не получать разрешение на строительство:

  • в случае постройки гаража на собственном участке, который не предназначен для ведения предпринимательской деятельности;
  • возведение построек на участках, предназначенных для дачного или садоводческого хозяйства;
  • установка сооружений и конструкций, не подпадающих под классификацию капитального строительства (киоск, палатка, навес);
  • возведение вспомогательных сооружений.

Кроме того, существуют региональные программы, которые разрешают осуществлять определенное строительство без получения на то разрешительной документации.

Виды ответственности за незаконное строительство

Итак, за постройки, которые не были разрешены, но уже построены, гражданину, соорудившему их, может грозить гражданско-правовая или административная ответственность:

  1. Административная ответственность наступает вследствие выявления фактов соответствующих статье 9.4 КоАП «Нарушение обязательных требований в области строительства» и предусматривает следующие санкции:
    • для простых граждан – штраф в сумме от 2 до 5 тысяч рублей;
    • для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – штраф в сумме от 20 до 50 тысяч рублей;
    • для юридических лиц – штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
  2. Основанием для привлечения к гражданско-правовой ответственности является нарушение федерального закона «Об архитектурной деятельности (пункт 3 статьи 25). Это значит, что человека могут обязать восстановить участок в первоначальный вид, а значит снести любые постройки. Основанием для сноса служит только судебное постановление, а предписания от местных администраций или окружных комиссий могут не учитываться.

Постройки могут быть зарегистрированы в Росреестре, но даже это не будет основанием для опротестования по ранее вынесенному судебному решению, если ее возвели с нарушением строительных норм.

Решение о сносе может быть принято на основании заявления собственника земельного участка, на котором было возведено сооружение без его согласия. При этом стоит учесть, что право собственности не может быть оспорено и на него не распространяется поправка о сроке давности (3 года). В то же время собственник участка может подать в суд на признание права собственности на строение. Застройщик при этом может претендовать на компенсацию за объект в размере оценочной рыночной стоимости постройки.

Можно ли обойтись без сноса и штрафа?

В судебной практике существуют случаи, когда решение принимается в пользу застройщика. Как правило, признание права собственности на незаконное строение можно получить в том случае, если:

  • строение возведено по всем правилам и нормам;
  • оно не мешает и не ущемляет права других граждан;
  • территория, на которой оно находится, не является чьей-то собственностью и может быть использована под соответствующее строительство;
  • застройщик выполнил противопожарные и другие нормы безопасности в процессе строения;
  • и главное: он подавал документы в суд на признание постройки законной, но по каким-то необоснованным причинам был предоставлен отказ.

Еще до 1 марта 2020 года действует так называемая « » , согласно которой на активно используемую незаконную постройку, например, дачный участок, можно получить право собственности по упрощенной процедуре. После окончания этого периода процедура легализации построек будет усложнена.

В завершение стоит сказать, что, если нужно что-то построить, лучше все-таки заранее побеспокоиться о получении на это разрешения. Гораздо проще решить вопросы касательно нарушенй в строительстве, чем проблемы с незаконностью постройки.

Если же строительство было завершено до принятия соответствующего закона, нужно в максимально сжатые сроки постараться получить судебное решение о признании законности постройки.

Многие застройщики забывают, что штраф за строительство без разрешения на строительство - адекватная мера, которая ожидает их за нарушение законодательства и желание ускорить процесс возведения объекта. Стремление быстрее решить вопросы строительства без получения разрешительной документации опасно и чревато последствиями, которые связаны с реальной ответственностью. Результатом таких действий могут быть не только штрафные санкции, но и сложности при завершении возведения объекта и его ввода в эксплуатацию. Кроме того, нарушителя ожидает крупный штраф, который надолго отбивает охоту нарушать законодательство. Чтобы избежать таких проблем, важно сначала оформлять разрешение, а уже после приступать к строительным работам.

Ниже рассмотрим, какие штрафы накладываются в 2017 году на застройщиков, которые возводят объекты без разрешения на строительство, какая ответственность предусмотрено за самовольное возведение объекта, о чем требуется помнить перед тем, как приступать к строительным работам? Каждый из этих вопросов требует детального рассмотрения.

Нарушение законодательства ведет к негативным последствиям для строительной компании, которая приступила к работе, не получив на руки разрешительную документацию. Результаты таких действий серьезные. В первую очередь, объект может быть отнесен к самовольной постройке.

В ГК РФ (статье 222, части 1) прописано, что к самовольной постройке относится жилое здание или другой объект (сооружение), которое взведено на земельном наделе, не предназначенном для выполнения таких задач. Назначение участка, как правило, устанавливается решением местных органов власти с учетом действующих законов, а также нормативных или правовых актов. В упомянутой статье также прописано, что к самовольным постройкам относятся те, которые созданы без оформления разрешений или с нарушением градостроительных норм (правил).

Субъект, который нарушил законодательство, и осуществил самовольную постройку, не получает на нее право владения. Как результат, он не сможет распоряжаться построенным имуществом, как с полноценным и зарегистрированным объектом. Нарушителю недоступна продажа, дарение, сдача в аренду или выполнение других действий.

Наиболее серьезное последствие - необходимость снести дом за незаконное строительство по решению судебного органа. По законодательству такая работа выполняется за счет нарушителя. Это прописано в ГК РФ, статье 222, части 2, пункт 2. Чтобы избежать последствий, владельцу дается возможность провести процедуру узаконивания задним числом.

Если здание возведено с учетом действующих правил и норм, стоит обратиться в судебный орган, предоставить требуемые бумаги и ожидать решения. При наличии требуемого пакета бумаг и следовании «букве» законодательства в процессе строительства суд может закрепить за владельцем право собственности на объект, возведенный на земельном участке (ЗУ), находящемся в бессрочном (постоянном) пользовании владельца.

Если строительство осуществляла подрядная организация, лицо, которое получает право владения по решению суда, должно возместить затраты на строительство в объеме, назначенном судебным органом. Но стоит учесть, что право собственности признается только в том случае, если постройка соответствует правилам и нормам законодательства, не несет угрозы здоровью и жизнь людей, а также не нарушает законные интересы 3-их лиц.

Могут ли наложить штраф?

Как отмечалось в начале, возведение объекта без наличия разрешительной документации на руках чревато для исполнителя последствиями в виде административной ответственности. Так, в КоАП, пункте 1, статье 9.5, прописано, что за возведение сооружений (строений), а также ИЖС без надлежащего оформления разрешения дает повод для применения санкций в виде административного штрафа. При этом наказываются все субъекты, начиная от обычных граждан (физлиц) и заканчивая компаниями (юрлицами). Административная ответственность, в том числе, касается ИП и лиц, которые находятся при должности.

Требования и нормы действующих законов четко определяют, что возведение зданий (сооружений) любого характера (кроме некоторых исключений) влечет последствия, одним из которых является административный штраф. По закону застройщик должен получить необходимые разрешения от уполномоченных органов, а уже после приступать к строительным работам.

Теперь разберемся, какие штрафные санкции накладываются на строительные компании, приступившие к выполнению задач без оформления разрешительной документации. Размер штрафов прописан в КоАП (статье 9.5). Здесь четко указаны меры админответственности за нарушение действующего порядка в процессе восстановления или строительства сооружения, а также его ввода в эксплуатацию без получения разрешения. Рассмотрим главные положения этой статьи и наказание, которое ожидает нарушителей.

  1. За нарушение порядка возведения, восстановления (реконструкции), а также капремонта сооружений, относящихся к категории объектов капстроительства, предусматриваются следующие штрафные санкции:
  • Обычные граждане (физлица) - от двух (2) до пяти (5) тысяч рублей.
  • Лица при должности - от двадцати (20) до пятидесяти (50) тысяч рублей.
  • Предприниматели, которые работают без формирования юрлица (ИП) - от двадцати (20) до пятидесяти (50) тысяч рублей. Одновременно с этим возможен запрет деятельности на срок до 3-х месяцев (90 суток).
  • Компании (юрлица) - от пятисот (500) тысяч до миллиона рублей. Еще одним наказанием является приостановка работы на 3-х месячный период или менее.
  1. Несоблюдение сроков передачи в уполномоченные органы власти, структуры госнадзора, а также исполнительные органы на местах (для субъектов РФ) извещения о начале процесса возведения, восстановления (реконструкции) или капремонта сооружения, относящегося к объектам капстроительства. К этой же категории относится отсутствие уведомления в направлении органов госстройнадзора федеральных или исполнительных органов власти (для субъектов РФ) о сроках окончания строительных работ здания, подлежащего проверке. При таком нарушении нарушителя ожидают следующие штрафы:
  • Обычные граждане (физлица) - от пятисот (500) до тысячи (1000) рублей.
  • Лица при должности - от десяти (10) до тридцати (30) тысяч рублей.
  • Предприниматели, работающие без создания юрлица (ИП) - от десяти (10) до сорока (40) тысяч рублей.
  • Компании (юрлица) - от ста (100) до трехсот (300) тысяч рублей. Еще одним наказанием является приостановка работы на 3-х месячный период или менее.
  1. Если строительная компания (застройщик) продолжает работы без оформления актов, подтверждающих устранение выявленных органами стройнадзора нарушений или недостатков в процессе возведения, восстановления (реконструкции) или капремонта здания, относящегося к категории объекта капстроительства, это влечет за собой такие штрафы:

  1. Передача разрешения на ввод сооружения в работу, если отсутствуют заключения уполномоченных на проведение госстройнадзора органов (федеральной или исполнительной власти на местах). Актуально для случаев, когда проведение такого стройнадзора является обязательным при возведении, восстановлении (реконструкции), капремонте сооружения, относящегося к категории объекта капстроительства. При таком типе нарушений на должностное лицо накладывается штраф размером от двадцати (20) до пятидесяти (50) тысяч рублей.
  2. Передача сооружения (объекта), который относится к категории зданий капстроительства, без получения разрешения (кроме ситуаций, когда в получении такого разрешения нет необходимости), также ведет к административной ответственности для нарушителя. В такой ситуации предусмотрены штрафы:
  • Обычные граждане (физлица) - от пятисот (500) до одной (1) тысячи рублей.
  • Лица при должности - от одной (1) до пятидесяти (50) тысяч рублей.
  • Компании (юрлица) - от десяти (10) до двадцати (20) тысяч рублей. Еще одним наказанием является приостановка работы на срок до 3-х месяцев.

О чем нужно помнить?

В вопросе ответственности за выполнение строительных и других видов работ без разрешительной документации стоит учесть ряд моментов, которые относятся к административной части действующих законов. Так, возведение объекта допускается при выполнении следующих шагов:

  • Оформление с учетом действующего законодательства права на участок земли, где планируется строительство сооружения. Многие считает такие бумаги малозначительными и откладывают их оформление. На практике именно эта документация подлежит первостепенной проверке. Отсутствие таких бумаг на руках неизбежно приводит к отказу в предоставлении разрешения.
  • Оформление проектной документации на будущий объект. На основании таких бумаг застройщик ведет строительные (восстановительные) работы. Главное требование - поручение задачи профессионалам, ведь от полученных результатов зависит качество постройки и легкость получения разрешения на ввод сооружения в работу.
  • Согласование проектной документации. Не менее важная часть касается согласовательных работ. Это требование является следствием того, что описано выше. Чем надежнее и качественнее исполнитель, тем меньше вероятность появления ошибок в документации и тем проще на завершающем этапе оформить разрешение. Если сэкономить на этапе создания проекта, итоговый результат может быть неудовлетворительным, а сам процесс согласования затянется.
  • Разрешение. Если уполномоченные органы рассмотрели переданный пакет бумаг и не имеют к нему претензий, выдается разрешение. Такой документ позволяет приступить к выполнению строительных работ.
  • Получение ордера. Не менее важная часть - оформление ордера, согласно которому застройщик вправе приступать к строительным работам. Это последний этап, после которого можно начинать строительство.

Приведенный алгоритм действий является приблизительным, но каждый из этих этапов придется пройти до начала строительных работ. В каждом из шагов предусмотрены промежуточные меры, на описание которых можно использовать много листов. В целом бюрократическая составляющая занимает до 30 дней, поэтому застройщики пытаются упростить себе жизнь и приступают к работам без оформления документов.

В плюсах находятся те строительные компании, которые занимаются возведением некапитальных застроек. При таком развитии событий в разрешении на строительство нет необходимости. Как следствие, уменьшаются затраты времени на прохождение бюрократических процедур. Как быть другим застройщикам? Практика показала, что многие приступают к процессу раньше времени, до оформления разрешений. Это нарушение действующих законов в сфере градостроительства. Результат - начисление штрафных санкций, о которых упоминалось выше.


Совет Министров — Правительство Российской Федерации
Постановление
от 27 июля 1993 г. #729
г. Москва
Об утверждении Положения о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства
В целях повышения эффективности государственного надзора за качеством выполнения проектных и строительно-монтажных работ, производства строительных материалов, конструкций и изделий и во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. #4121/1-I "О введении в действие Закона Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства"" Совет Министров — Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства.
2. Разрешить перечислять на текущий счет внебюджетных средств Государственного комитета Российской Федерации во вопросам архитектуры и строительства 10 процентов суммы штрафов за правонарушения в области строительства, взыскиваемых в республиканский бюджет Российской Федерации, для развития материально-технической и социальной базы Главной инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.
Государственному комитету Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства обеспечить целевое использование этих средств для нужд Главной инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации и при необходимости вносить предложения о пересмотре указанного размера их отчислений.
3. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам Российской Федерации в месячный срок отменить действующие на территории Российской Федерации ведомственные нормативные акты, устанавливающие экономические санкции за правонарушения в области строительства.

Председатель Совета Министров — Правительства Российской Федерации
В. Черномырдин

#729/6
Приложение
к постановлению Совета Министров — Правительства Российской Федерации
от 27 июля 1993 г. #729
Положение
о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок наложения штрафов за правонарушения в области строительства, предусмотренные Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. #4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства".
2. Предприятия, учреждения, организации и объединения (в дальнейшем именуются — предприятия) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, выполняющие проектные, строительно-монтажные работы, производящие строительные материалы, конструкции и изделия, являющиеся заказчиками в строительстве или совмещающие функции заказчика и подрядчика, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, за следующие правонарушения:
строительство объекта без полученного в установленном порядке разрешения — в размере 100 тыс. рублей;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации, — в размере от 10 тыс. рублей до 250 тыс. рублей;
осуществление строительной деятельности без полученной в установленном порядке лицензии — в размере 250 тыс. рублей;
нарушение правил приемки объекта в эксплуатацию — в размере 100 тыс. рублей;
нарушения обязательных требований нормативных актов в области строительства при выполнении проектных, строительно-монтажных работ, при производстве строительных материалов, конструкций и изделий, влекущие снижение параметров прочности производимых строительных материалов, конструкций и изделий, снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов:
в размере от 750 тыс. рублей до 1 млн рублей, если нарушение повлекло за собой потерю прочности, устойчивости;
в размере от 500 тыс. рублей до 750 тыс. рублей, если нарушение повлекло снижение прочности, устойчивости;
в размере от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, если нарушение повлекло снижение надежности. При этом под прочностью понимается способность материала, конструкции, изделия, узлов их сопряжения, грунта основания здания и сооружения воспринимать, не разрушаясь, расчетные значения нагрузок и воздействий.
Под устойчивостью понимается способность здания, сооружения сохранять состояние устойчивого равновесия под действием расчетных воздействий и нагрузок.
Под надежностью понимается способность здания, сооружения, его инженерных систем, несущих и ограждающих конструкций выполнять функции, определенные значениями нормируемых показателей.
Суммы штрафов, предусмотренные настоящим Положением, подлежат индексации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Применение штрафов к предприятиям не освобождает должностных лиц, виновных в допущенных правонарушениях, от предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности.
4. Конкретный размер штрафа устанавливается должностным лицом, рассматривающим дело об административной ответственности за правонарушение в области строительства, в зависимости от характера и вида правонарушения, наступивших или возможных его последствий в соответствии с настоящим Положением и рекомендациями, разрабатываемыми Госстроем России.
5. Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также органы власти и управления районов и городов устанавливают долю штрафа, направляемого на счет соответствующего органа Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России), в размере до 15 процентов сумм штрафов, подлежащих зачислению соответственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, краевой бюджет края, областной бюджет области, городские бюджеты гг. Москвы и Санкт-Петербурга, районный бюджет района, городской бюджет города.
Поступившие на счета органов Госархстройнадзора России средства используются для укрепления их материально-технической и социальной базы.
Средства, направляемые на развитие материально-технической и социальной базы Главной инспекции Госархстройнадзора России, зачисляются на текущий счет внебюджетных средств Госстроя России по балансовому счету #141 Центрального банка Российской Федерации.
II. Порядок рассмотрения дел об административной ответственности за правонарушения в области строительства
6. Дела об административной ответственности за правонарушения в области строительства рассматриваются органами Госархстройнадзора России.
Основанием для рассмотрения дела является протокол о правонарушении в области строительства, составленный по форме согласно приложению #1.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и представителем предприятия, допустившего правонарушение. В протоколе делается соответствующая запись при отказе представителя предприятия от его подписания.
Представитель предприятия вправе приложить к протоколу документы с замечаниями по его содержанию или изложением мотивов своего отказа от подписания протокола.
В течение трех дней после подписания протокол направляется должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административной ответственности за правонарушение в области строительства.
К протоколу могут прилагаться фотографии, заключения экспертов, данные лабораторных исследований, другие материалы, необходимые для рассмотрения дела.
При обнаружении правонарушения должностное лицо органа Госархстройнадзора России составляет также предписание по форме согласно приложению #2 о его устранении. Срок устранения допущенных нарушений устанавливается с учетом предложений представителя предприятия.
7. Протокол о правонарушении в области строительства составляется уполномоченным на то должностным лицом органа Госархстройнадзора России. Протокол может составляться также должностными лицами других государственных надзорных органов в пределах предоставленной компетенции и направляться их руководителями в органы Госархстройнадзора России в установленном порядке.
8. Рассматривать дела об административной ответственности за правонарушения в области строительства и налагать штрафы от имени органов Госархстройнадзора России вправе начальник Главной инспекции Госархстройнадзора России и его заместители, начальники инспекций республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов республиканского, краевого, областного подчинения и их заместители.
Дело об административной ответственности за правонарушение в области строительства рассматривается в 15-дневный срок со дня получения протокола о правонарушении в области строительства.
9. Должностные лица, указанные в пункте 8 настоящего Положения, при подготовке к рассмотрению дела об административной ответственности за правонарушение в области строительства решают следующие вопросы:
относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
правильно ли составлен протокол о правонарушении в области строительства;
истребованы ли необходимые дополнительные материалы.
Должностные лица должны известить о времени и месте рассмотрения дела заинтересованных лиц. При этом в обязательном порядке приглашаются руководители предприятий, виновных в правонарушении, а при рассмотрении дел по представлению руководителей других государственных надзорных органов — их уполномоченные представители, неявка которых не является препятствием для рассмотрения дела.
10. Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, рассматривающего дело об административной ответственности за правонарушение в области строительства.
Должностное лицо объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, называет участвующих в его рассмотрении представителей предприятий, государственных надзорных органов, экспертов, других приглашенных лиц. После этого оглашается протокол о правонарушении в области строительства. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются причины и обстоятельства допущенного правонарушения.
При рассмотрении дела о правонарушении, допущенном при выполнении строительно-монтажных работ, должностное лицо устанавливает также степень вины в этом правонарушении подрядчика, заказчика, проектной организации, предприятий по производству строительных материалов, конструкций и изделий.
11. Рассмотрев дело об административной ответственности за правонарушение в области строительства, должностное лицо выносит одно из следующих решений:
1) о наложении штрафа;
2) о прекращении дела производством.
В случае принятия решения о наложении штрафа в постановлении указываются его размер и доли от общей суммы штрафа, направляемые в соответствующие бюджеты, на счета органов Госархстройнадзора России и текущий счет внебюджетных средств Госстроя России (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также срок и порядок обжалования принятого постановления.
Постановление по форме согласно приложению #3 подписывается должностным лицом, рассмотревшим дело. При этом должностное лицо может объявить только резолютивную часть постановления.
Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку представителю предприятия, допустившего правонарушение, либо высылается почтой, о чем делается соответствующая запись в деле.
12. В случае вынесения решения о наложении штрафа за нарушение порядка приемки объекта в эксплуатацию орган Госархстройнадзора России, принявший это решение, в 2-недельный срок (если постановление не обжаловано в установленном порядке) направляет сообщение по форме согласно приложению #4 республиканским (республик в составе Российской Федерации), краевым, областным, автономной области, окружным, Московскому городскому комитетам и управлениям статистики.
Если постановление о правонарушении в области строительства предприятием обжаловано, сообщение в адрес указанных органов государственной статистики направляется в недельный срок после принятия решения вышестоящим органом Госархстройнадзора России.
После получения сообщения соответствующий орган государственной статистики принимает решение об исключении объекта из государственной статистической отчетности. При этом акт о приемке объекта считается недействительным и подлежит отмене.
Предприятия, допустившие нарушение порядка приемки объекта в эксплуатацию, обязаны в недельный срок после вступления в силу постановления о правонарушении в области строительства представить в соответствующий орган государственной статистики исправленные формы статистической отчетности со всеми измененными взаимосвязанными показателями, а также внести необходимые корректировки в бухгалтерский учет.
III. Исполнение постановления о правонарушении в области строительства
13. Постановление Госархстройнадзора России, предусматривающее решение о наложении штрафа, является основанием для взыскания штрафа за допущенное правонарушение в области строительства.
Штраф в долях, указанных в постановлении, вносится предприятием в соответствующие бюджеты, на счета органов Госархстройнадзора России и текущий счет внебюджетных средств Госстроя России в 10-дневный срок со дня вынесения постановления. Копии платежных документов в этот же срок представляются соответствующему органу Госархстройнадзора России, принявшему решение о наложении штрафа.
При непредставлении предприятием в 10-дневный срок платежных документов должностное лицо органа Госархстройнадзора России, принявшее решение о наложении штрафа, в 3-дневный срок направляет копию постановления о правонарушении в области строительства в государственную налоговую инспекцию по месту совершения правонарушения для взыскания со счета предприятия в бесспорном порядке.
14. Постановление о правонарушении в области строительства может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения постановления в вышестоящий орган Госархстройнадзора России.
При этом вышестоящим органом является:
для городской инспекции — соответственно инспекция республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа;
для инспекции республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга — Главная инспекция Госархстройнадзора России.
Копия жалобы, направляемой в вышестоящий орган Госархстройнадзора России, в этот же срок представляется предприятием органу Госархстройнадзора России, принявшему решение о наложении штрафа.
Орган Госархстройнадзора России, принявший решение о наложении штрафа, при получении копии жалобы обязан выдать предприятию по его просьбе все материалы по рассматриваемому делу для представления их в вышестоящий орган Госархстройнадзора России, а также приостановить направление в государственную налоговую инспекцию постановления о правонарушении в области строительства на срок рассмотрения жалобы вышестоящим органом Госархстройнадзора России.
15. Должностное лицо вышестоящего органа Госархстройнадзора России, рассмотрев в месячный срок жалобу предприятия на постановление о правонарушении в области строительства, принимает одно из следующих решений:
1) оставляет постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;
2) отменяет постановление и прекращает дело производством;
3) уменьшает размер штрафа в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановление по форме согласно приложению #5 подписывается должностным лицом, рассмотревшим жалобу. Принятое решение объявляется немедленно.
Копия постановления в течение трех дней направляется органу Госархстройнадзора России, принявшему решение о наложении штрафа, а также вручается под расписку представителю предприятия либо высылается ему почтой, о чем делается соответствующая запись в деле.
Если вышестоящий орган Госархстройнадзора России оставил постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения, то постановление о правонарушении в области строительства, вынесенное нижестоящим органом Госархстройнадзора России, представляется им в соответствующую государственную налоговую инспекцию по месту совершения правонарушения для взыскания штрафа со счета предприятия в бесспорном порядке.
При принятии решения об уменьшении размера штрафа основанием для его взыскания является постановление вышестоящего органа Госархстройнадзора России.
16. Государственная налоговая инспекция по району, городу (без районного деления), району в городе в соответствии с действующим порядком:
при получении постановления о правонарушении в области строительства в 5-дневный срок производит взыскание штрафа в доход соответствующих бюджетов, на счета органов Госархстройнадзора России и текущий счет внебюджетных средств Госстроя России в размерах, указанных в постановлении;
по истечении квартала в недельный срок в письменной форме сообщает в городскую (районную) инспекцию Госархстройнадзора России о взысканных за истекший квартал средствах с указанием бюджетов и счетов, на которые они перечислены.
17. Постановление вышестоящего органа Госархстройнадзора России может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
18. Возврат необоснованно взысканных средств производится в установленном порядке государственной налоговой инспекцией из соответствующих бюджетов, со счетов органов Госархстройнадзора России и текущего счета внебюджетных средств Госстроя России на основании решения суда.

К Положению прилагаются образцы оформления документов, фиксирующих факты правонарушений.

Случайные статьи

Вверх