Роль налогов в современном обществе. Современная налоговая система и ее составляющие

Налоги – характеризуются денежными отношениями, складывающимися у гос-ва с юрид. и физ. лицами.

Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфич. общественное назначение: мобилизацию денежных средств в распоряжение гос-ва.

    финансовая – формируется бюджетный фонд страны

    стимулирующая – гос-во влияет на воспроизводство, при этом стимулирует или наоборот сдерживает его развитие, усиливает или ослабляет накопление капитала, расширяет или уменьшает платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории налога явл. виды налоговых платежей, кот. устанавливаются законодательными органами власти.

Налог – с организационно-правовой стороны представляет собой обязательную плату в бюджетный фонд, в определенных мерах и в определенный сроки.

Налоговая система – совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления в которых реализуются определенные принципы.

Каждый налог содержит обязательные платежи, в нем указывается:

    кто явл. плотильщиком, т.е. субъектом данного налога

    что выступает объектом налогообложения

    из какого источника уплачивается налог

    в каких единицах измеряется объект налогообложения

    величина налоговой ставки, кот. представляет собой величину налога, приходящую на единицу налогообложения

    налоговые льготы учитывающие специфические условия хозяйствования

Сущ. 3 способа взимания налогов:

    кадастровый – основан на использовании кадастров, т.е. реестров, содержащих классификацию типичных объектов по их внешним признакам

    «у источника» - он взимается до получения дохода налогоплательщиком. (распространен)

    по декларации – представляет заполнение декларации о совокупном годовом доходе и подаче этой декларации в налоговую инспекцию.

Виды налогов:

    прямые (подоходный с населения; на прибыль корпорации; на прирост капитала; с наследства и дарений; поимущественный налог) и косвенные налоги (налог с оборота; на добавленную стоимость (НДС); на отдельные виды товаров (акцизы); таможенные пошлины):

а) прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, косвенные – включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги или оплачиваются потребителем

б) при прямом налогообложении денежные отношения возникают между гос-вом и самим плательщиком, при косвенном – субъектом налога становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между гос-вом и плательщиком.

в) прямые налоги подразделяются на реальные, уплачиваемые с отдельным видом имущества и личные, взимаемые с юр. и физ. лиц у источника дохода или по декларации

г) косвенные налоги не однородны, в их составе выделяют акцизы и универсальные налоги, кот. могут быть представлены в виде таможенные пошлины

    пропорциональные налоги и их особенности – при этом в виде налога налоговая ставка действует в одинаковом % отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивный налог – здесь налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода.

Репрессивный – ставки налога снижаются по мере роста дохода.

Известны 3 основных способа налоговых поступлений в бюджет:

    расширение круга налогоплательщиков

    увеличение числа тех объектов, с кот. взимаются косвенные налоги

    повышение налоговых ставок как при прямом так и при косвенном налогообложении

Эластичность налоговой системы – согласно этому понятию ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложение инвестиций.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - ЭТО СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И ИСТОЧНИКОВ ПОПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А. Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились ДВЕ КРУПНЬШ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов:

    ВСЕОБЩНОСТЬ, т.е. охват всех экономических субъектов, получающих доходы.

    СТАБИЛЬНОСТЬ, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

    РАВНОНАПРЯЖЕННОСТЬ, т.е. взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам.

    ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ, т.е. принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога.

    СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, т.е. установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся:

СУБЪЕКТ НАЛОГА, или налогоплательщик, т.е. лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо.

ОБЪЕКТ НАЛОГА, т.е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.).

ИСТОЧНИК НАЛОГА - это, независимо от объекта налогообложения, чистый доход общества.

СТАВКА НАЛОГА - это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (скажем с одной сотки земли, с одной тысячи рублей и т.д.). Различают предельную налоговую ставку, среднюю, нулевую и льготную.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка - это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

Налоговые льготы - это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля производства, характера производимой продукции и других характеристик.

Льготы в силу их разнообразного характера и большого охвата налогоплательщиков могут приводить к ощутимому снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номинальной.

Поэтому по признаку соотношения между ставкой налога и доходом налоги делятся на:

Прогрессивный, при котором средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;

Регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

Пропорциональный, при котором средняя ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода.

Существует 3 признака по которым можно судить превышена ли критич. точка налогообложения:

    если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут не пропорционально медленно или сокращаются

    если снижаются темпы экономич. роста, уменьшаются долгосрочные вложения в капитал и ухудшается материальное положение населения.

    если растет теневая эк-ка

Таковы общемировые стандарты. Налоговые реформы России приблизили ее систему налогообложения к международным нормам.

Налоги в России разделены на три группы: федеральные, республиканские и местные.

Федеральные налоги устанавливаются парламентом и в обязательном порядке взимаются на всей территории России.

Республиканские налоги тоже общеобязательны. При этом сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в бюджет республики и в бюджет города или района, где расположен налогоплательщик.

Местные налоги лишь частично являются общеобязательными. Часть налогов может устанавливаться по решению местных властей.

Вопрос о том, каким быть налогу (высоким или низким), - предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства - с их снижением. Главный вопрос в том, как то и другое влияет на экономику.

Последователи Кейнса ориентированы на «экономику спроса». Они считают, что высокий уровень налога снижает покупательную способность общества, т.е. совокупный спрос. Значит, цены снижаются, инфляция затухает. Напротив, сокращение налогов способствует росту совокупного спроса, увеличению цен и ускорению темпа инфляции.

Сторонники «экономики предложения» убеждены в противоположном: они считают, что высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. Они - за снижение налогов.

Исследуя связь между величиной ставки налогообложения и поступлением налоговых средств в гос. бюджет америк. экономист А. Лаффера доказал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов гос-ва. Он доказал, что один и тот же доход можно получить при разной налоговой ставке.

Кривая Лаффера

Х – это уровень налоговой ставки %

У – среднегодовой объем налоговых поступлений в бюджет

Х 0 – это оптимальная ставка налогообложения, при кот. поступления в бюджет максимальны

У 1 – равенство бюджетных поступлений при разных налоговых ставках, кот. достигается при ставке налога х 2 > х 1

Если налоговая ставка равна нулю (точка 0), то государство ничего не получит. Если налоговая ставка г, = 100%, то никто не будет заинтересован работать и государство тоже ничего не получит. При какой-то ставке (скажем, г0 = 50%) сумма, взимаемая государством в виде подоходного налога, достигнет максимума R 1 (точка М). Попытки повысить налоговые ставки приведут к снижению R 0 (точка N).

Объяснение кривой: более низкая ставка увеличивает число объектов налогообложения и привлекает к предпринимательской деятельности большее кол-во людей и наоборот. С ростом налога доходы бюджета уменьшаются, т.к. часть предпринимателей разорится, останутся только крупные фирмы, которые в дальнейшем могут выплачивать высокую % ставку налога.

Специфика построения системы налогообложения в любом гос-ве связана с необходимостью сделать предпринимательскую деятельность наиболее привлекательную, следовательно, налоги унифицированные, стабильные и гибкие.

Рассмотрение роли налогов можно свести к раскрытию их функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как инструмента распределения и перераспределения доходов государства.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция .

Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства , аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для удовлетворения интересов общества и государства, т.е. осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.)

Из фискальной функции вытекает следующая - функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений; над получением доходов гражданами ; источниками этих доходов; над использованием имущества , в том числе земли. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

В налогах заложены большие возможности по регулированию государством социальных и экономических процессов в стране (регулятивная функция ). При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либо экономические процессы.

С помощью налогов возможно регулирование потребления . Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения . Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы , молодежную политику , иные социальные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.

Одна из функций, способствующих поддержанию социального равновесия - распределительная . Налоги изменяют соотношение между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними, что обеспечивает социальную стабильность общества.

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и Российской Федерации).

Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство обеспечивает социальную и экономическую стабильность. Только всесторонний учет всех вышеперечисленных функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

I. Сущность налога

1.1 Понятие и роль налогов в современном обществе ………………………..6

1.2. Элементы закона о налоге………………………………………………….8

1.3. Виды налогов………………………………………………………………..9

1.4. Функции налогов…………………………………………………………...11

II. Система налогов в Российской Федерации.

2.1. Классификация налогов в российской экономике………………………18

2.2. Основные налоги…………………………………………………………...22

      Принципы налогообложения………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………….38

Список литературы……………………………………………………………...42

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала средних веков) государство не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину. На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими рамками. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо на сегодняшний день сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения.

Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам. В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот.

Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

Налоговая система в Российской Федерации начала создаваться в 1991 году, когда в декабре был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему России, определили категории налогоплательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в некоторые из этих законов внесены изменения и дополнения, некоторые из них утратили силу в связи с введением в действие налогового кодекса Российской Федерации (части I и II).

Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике.

1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА

1.1 ПОНЯТИЕ И РОЛЬ НАЛОГОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». 1 Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 2 В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов. 3 Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции.

Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

1.2. ЭЛЕМЕНТЫ ЗАКОНА О НАЛОГЕ.

Законодательными актами государство устанавливает конкретные методы исчисления и способы уплаты и взимания налогов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

· объект налогообложения – это операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

· налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

· налоговый период – определенный период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

· налоговая ставка – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой,

· порядок исчисления налога – конкретный порядок уплаты налога, который устанавливается законодательством о налогах;

· порядок и сроки уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

1.3. ВИДЫ НАЛОГОВ

Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество:

подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);

на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);

поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;

налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.

Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налоги на товары и услуги:

налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость;

акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);

на наследство;

на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.

Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения- к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).

Какая социально-экономическая роль налогов в общественной жизни, Вы узнаете из этой статьи.

Налоги – это древнейший экономический инструмент, который применялся в обществе. Они возникли вместе с появлением государства и служили основным источником средств к содержанию органов власти. В процессе развития государства и человеческого общества происходили различные изменения, но главное предназначение налогов было постоянно стабильным.

Роль налогов: обеспечение функционирования государства

Какую роль играют налоги?

Налоги в современном обществе являются основной формой государственного дохода. Механизм налогов представляет собой финансовую функцию, которая при помощи экономических инструментов воздействует на общественное производство, его динамику и структуру, а также на научно - техническое развитие.

Налоги в жизни общества влияют на рыночные отношения, укрепляют их и стимулируют развитие предпринимательства. Кроме того, они способствуют процессам производства и служат барьером в социальном обнищании населения, финансово необеспеченного.

При помощи налогов распределяется и перераспределяется ВВП, некая их часть выделяется на обеспечение населения и социальную сферу. Кроме того, они оказывают влияние на кругооборот капитала на всех его стадиях. Таким образом, государство контролирует массу спроса и предложения на товары и капитал, ведь спрос населения является результатом функционирования производства, как одной из фаз капитала.

В чем важность уплаты налогов для общества?

Налоги нужны для наполнения бюджета. Средства, которые поступили от налогового сбора, участвуют в государственных программах финансирования, предусмотренные законами о годовом бюджете. Другими словами, налоги являются необходимой составляющей общественных экономических отношений.

Важность налогообложения стоит острым вопросом для многих государств: население не желает уплачивать налоги, ведь не видит в этом никакого толка. Но налогообложение представляет собой важную часть взаимодействия между человеком и государством. Здесь дело в другом, в том, как человек принимает налоги. Население должно в себе воспитать культуру добросовестности перед своей страной. В пример можно навести американцев, которые считают для себя честью уплатить налог государству вовремя и в полной мере.

До настоящего времени не выработано единого толкования понятия «налог». В учебниках по финансам и налогообложению определение налога в обобщенном виде выглядит в основном так: «обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц».

Во-первых, приведенное определение не устанавливает безвозмездность данного платежа, которая отличает его от других платежей и сборов, взимаемых государством возмездно и поэтому не являющихся налогом. Действительно, налоги изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним, т.е. они имеют принудительный и безвозмездный характер.

Во-вторых, это определение не устанавливает цели взимания налога, которой является «финансовое обеспечение деятельности государства», или «формирование финансов государства».

В третьих, нет указания на индивидуальность данного платежа, исключающего возможность перенесения уплаты налога на другое лицо или группу лиц.

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -- НК РФ).

Налог -- это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговые проблемы постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей разных эпох. Так, Фома Аквинский (1226-1274), философ и теолог, оказавший значительное влияние на развитие христианских идей и догм, определял налоги как дозволенную форму грабежа. Шарль Луи Монтескье (1689-1755), французский просветитель, правовед и философ, полагал: ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забрать, и той, которую им оставить.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

· субъект налогообложения;

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговая ставка;

· налоговый период;

· льготы по налогу;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

Субъект налога, или налогоплательщик, -- это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог не переложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога -- лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

· юридические лица;

· физические лица;

· физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения -- это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

· прибыль;

· стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

· совокупный доход физических лиц;

· транспортные средства;

· имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база -- это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой -- физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой -- стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой -- стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка -- это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

· пропорциональными;

· прогрессивными;

· регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

Ярким примером прогрессивной (сложной) процентной ставки в российской налоговой системе служит шкала обложения физических лиц подоходным налогом, действовавшая до 2001 г. Вся сумма годового облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части: первая часть (до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12%; вторая часть (от 50 тыс. до 150 тыс. руб.) -- по ставке 20%; третья часть (более 150 тыс. руб.) -- по ставке 30%. В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы. В РФ регрессивные ставки применяются по единому социальному налогу.

За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов. Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

· необлагаемый минимум;

· освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;

· снижение налоговых ставок;

· изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты.

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации -- до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые. Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

Случайные статьи

Вверх