Регрессивный налог. Регрессивная система налогообложения

Главным источником формирования бюджета всегда были налоги, поэтому от того, насколько правильно будет построена налоговая система, будет зависеть благополучие страны. Все граждане и компании, получающие доход, обязаны уплачивать в казну государства налоги, рассчитанные по установленной модели налогообложения.

В экономике существует несколько методов регулирования поступающих начислений. Каждый из них несёт различный экономический смысл и имеет характерные особенности.

Плоское, прогрессивное и регрессивное налогообложение – в чём разница

В связи с тем, что основной задачей налоговой системы является эффективное пополнение государственной казны, законодатели постоянно придумывают различные модели, которые отвечают условиям того или иного экономического периода страны. Среди принятых вариантов существует три наиболее удачные системы налогообложения, которые в своё время применялись, а некоторые применяются в настоящее время для начисления сборов:

  • Плоское налогообложение используется на территории нашей страны в настоящее время. Такой метод предполагает начисление и уплату равных налогов для всех слоёв населения. В такой системе не учитываются социальные интересы граждан и коммерческих структур, но она на сегодняшний момент является наиболее простой и оптимальной.
  • Прогрессивная система предполагает увеличение налоговой ставки по мере роста дохода. Причём при переходе от одной ступени к другой налогом облагается только та часть прибыли, которая превысила установленные показатели. Такой налог применялся в России по отношению НДФЛ. В основе метода лежит перераспределение налогового бремени с бедных слоёв населения на более богатые.
  • Регрессивное налогообложение является полной противоположностью прогрессивному, так как в связи с ростом дохода налоговые ставки системы снижаются. Такая модель проявила себя как наиболее эффективный метод взимания налоговых платежей.

Почему пониженная ставка способна приносить высокий доход

Рассмотрим более подробно регрессивную модель построения налоговых отчислений. Для того чтобы налогоплательщик был уверен в справедливости применения той или иной системы, а также для снижения сокрытия части доходов, законодатели разработали регрессивное налогообложение.

Такая система стала мощным стимулом к тому, чтобы в стране началась массовая легализация получаемых доходов, в связи с этим явлением государство стало получать дополнительный доход, несмотря на то, что ставки налогов были снижены.

Чем опасна регрессивная шкала

Регрессивная система налогообложения имеет довольно тонкую грань между плюсами и минусами. Длительное применение модели может нарушить социальное равновесие и привести к некоторому недовольству различных слоёв общества. Такие настроения общества неблаготворно влияют на пополнение бюджета страны.

Кроме того, если правительство пытается залатать бюджетные дыры, то регрессивная модель будет это делать довольно медленно, а в условиях кризисной экономики такие темпы неприемлемы.

Для кого система регрессии налоговых платежей наиболее выгодна

Если рассматривать в виде примера сферу малого бизнеса, то для ее представителей регрессивное налогообложение означает систему, которая обязывает платить равный налог с дохода независимо от обеспеченности компании. Иными словами, чем состоятельнее предприятие, тем меньше оно начисляет платежи. С точки зрения равноправия это выглядит довольно несправедливо. Но, с другой стороны, такая модель мотивирует руководство фирмы к увеличению доходной части и легализации заработной платы сотрудников.

В отношении каких налогов может применяться регрессивное налогообложение: примеры

Несмотря на то что регрессивная модель является довольно выгодной системой начисления платежей, она не считается особо популярной. В России регрессивное налогообложение применялось в начале двухтысячных годов по отношению к единому социальному налогу. Также в виде примера можно привести косвенные налоги, которые уплачивают в конечном счёте потребители.

НДС и акцизы по отношению к определённым видам товаров имеют пониженные номинальные ставки. Благодаря этому население имеет возможность приобретать товары первой необходимости, сезонную продукцию и вещи, попадающие под льготный акцизный режим, по наиболее приемлемой цене. В этом случае регрессивная система налогообложения имеет очевидные плюсы.

Государственная пошлина тоже носит регрессивный характер, так как имеет определённую шкалу ставок. При подаче исковых заявлений по имущественным делам сумма пошлины уменьшается в зависимости от размера иска.

Какая система налогообложения наиболее приемлема для современных условий экономики

В настоящее время наше государство испытывает некоторый дефицит бюджета, который можно частично закрыть налоговыми платежами. В связи с этим экономисты тщательно продумывают новую модель налогового режима, которая будет идеально подходить к условиям современного бизнеса.

Регрессивная шкала налогообложения в такие времена не совсем приемлема, так как она не способна восстановить довольно большой недобор. В связи с этим законодатели разработали законопроект, имеющий прогрессивный многоступенчатый характер начисления сборов. В его основе заложены строго определённые нормативы, по которым будут определяться налоговые ставки. Затрагивать такое налогообложение будет подоходный налог граждан. Если углубиться в реальные числа модели, то можно увидеть, что предлагаемая система имеет довольно низкую стартовую ставку налога (5%). В какой-то мере это даже напоминает регрессию по сравнению с действующим режимом.

Разрабатываемая система пока не находит общего согласия законодателей, и поэтому отложена до лучших времён. Возможно, в связи с изменением экономической ситуации в стране такой законопроект получит свою путёвку в жизнь.

Налоговые системы служат для официального изъятия части дохода в пользу государственного бюджета. От того, насколько действующая модель вызывает доверие населения, зависит размер поступающих взносов. Регрессивное налогообложение зарекомендовало себя как стимулирующая модель легализации дохода, но тем не менее система создана для определённого экономического курса и не может применяться в условиях выхода из кризиса.

В нашем государстве все организации и частные лица должны в обязательном порядке платить налоги. Налоги бывают разных видов - косвенные, прямые, подоходные и аккордные. каждый месяц платят государству граждане, которые работают официально. Его размер составляет 13% от суммы заработка. В свою очередь этот вид налогообложения делится на три подвида – пропорциональный, регрессивный и прогрессивный. В этой статье речь пойдет именно о регрессивном налогообложении.

Что это такое

– это схема, согласно которой увеличивается облагаемый доход, и, при этом, уменьшаются ставки на налоги. В жизни такую систему можно встретить крайне редко, только что разве при социальном налогообложении. Иногда она встречается при акцизных сборах, таможенных пошлинах. Стоит упомянуть здесь и косвенных налогах. Они представлены в виде наценок на услуги и продукцию. Конечный потребитель, приобретая в магазине тот или иной товар, сам того не подозревая, платит косвенный . Регрессивные налоги напрямую связаны со всеми гражданами государства. Таким образом, чем больше мы будем приобретать товаров, тем меньше будет размер налога. Эта система «играет на руку» только богатым гражданам, а бедные люди платят больше налогов. Например, при сумме налога в одну тысячу рублей, человек с зарплатой в 50 тыс. рублей будет платить налог в 2%. При этих же условиях человек с зарплатой в 6 тыс. рублей будет отдавать уже 17% на налог.

Этот метод налогообложения заставляет людей стремиться получать большую зарплату, мотивирует более успешных сотрудников. Регрессивные налоги применяются в судебных инстанциях для начисления на госпошлины в имущественных целях.

Регрессивная шкала для ЕСН

Единый социальный налог (ЕСН) – это налог, который уплачивают все работающие граждане нашей страны на социальное, страховое, пенсионное и медицинское обеспечение. Его исчисляют именно по регрессивной шкале. Это говорит о том, что при большей сумме выплат будет понижаться сама ставка налога. Ставка ЕСН определяется размером налоговой базы и категориями налогоплательщиков. Предусмотрены такие категории граждан, которые имеют право платить налоги по пониженным тарифам. К ним относят сельскохозяйственных производителей товаров, народы крайнего Севера, представителей художественных промыслов.

Чтобы верно рассчитывать страховые взносы, нужно отнести плательщиков к разным группам по возрасту. Страховые взносы, предназначенные для накопительной и страховой части пенсии, в итоге будут суммированы. Компании-работодатели также подсчитывают суммы налогов по всем своим сотрудникам для перечисления их в на накопительную часть пенсии. Из накопительной системы начисления пенсии исключены люди, рожденные в 1966 году и раньше. Специально для них разработана иная система.


Регрессивные ставки применяются к налоговым выплатам, которые больше ста тысяч рублей в совокупности. Этой шкалой работодатель может пользоваться, даже если у него в штате всего один сотрудник. Если компания платит ЕСН по самой большой ставке регрессивной шкалы, то по налогу на будет уменьшена. Работодателю нужно постоянно пересчитывать налог по этой шкале, вносить уточнения в декларации и следить за своими обязательствами по выплате налога на доход. Так как при использовании регрессивной шкалы нужно каждый месяц заново исчислять налог, это усложнило жизнь, как налоговым органам, так и самим плательщикам. Если у компании есть филиалы или дополнительные отделения, то рассчитывать налог по регрессивной шкале будет еще сложнее. Поэтому сегодня практически все компании отказались от применения регрессивной ставки.

Сегодня регрессивную шкалу налоговых ставок используют в суммах от 280 001 рубля. Если эта сумма будет меньше, то работодателю нужно будет переходить к оплате ЕСН по заниженной ставке. Пониженные ставки налогов и отдельная регрессивная шкала предусмотрены для компаний, работающих в сфере IT-технологий. Для них пониженную ставку налогообложения государство разрешило применять от 75 тыс. рублей. Чтобы пользоваться данной шкалой, фирма обязана соответствовать некоторым требованиям. Она должна иметь государственную аккредитацию, получать от продажи компьютерных программ более 90 процентов своей прибыли. В ее штате должно трудиться более пятидесяти человек. Если в течение девяти месяцев эти показатели соблюдены, то фирме разрешено перейти на пониженную ставку налогообложения. Пользоваться таким преимуществом под силу только большим IT-корпорациям, которые работают с иностранными заказчиками.

Вывод

В нашей стране не перестают утихать споры о том, какие же суммы налогов должны платить те или иные категории налогоплательщиков. Многих граждан не устраивает тот факт, что богатые люди платят меньшие суммы налогов, чем малообеспеченные лица. Чтобы избежать подобных споров, правительство России должно одинаково заботиться обо всех категориях граждан. Только когда власти определят оптимальный размер налогов для каждого жителя. Что бы ни произошло и что бы ни изменилось в стране, каждый человек должен обязательно платить причитающиеся ему налоги. В ответ на это государство предоставляет нам много возможностей. Среди них государственное лечение, начальное, среднее и высшее образование, и другие услуги. Для качественной работы всех этих механизмов нужны финансовые ресурсы, формируемые за счет налогов. Обязанность всех налогоплательщиков – вовремя погашать свои обязательства перед государством и не уклоняться от них. Напомним, что за уклонение от оплаты налогов в нашей стране предусмотрена уголовная ответственность.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Е.А. Котко,
эксперт ИНФОРМЦЕНТРА XXI века

При расчете единого социального налога (ЕСН) для налогоплательщиков-организаций предусмотрены ставки налога, установленные п. 1 ст. 241 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), представляющие собой регрессивную шкалу (в виде соответствующих таблиц).

Однако для применения регрессивной шкалы налоговых ставок необходимо выполнение условий, указанных в п. 2 ст. 241 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) тарифы страховых взносов, предусмотренные п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ (также представляющие собой регрессивную шкалу), применяются соответствующими страхователями только в случае, если соблюдены требования, установленные п. 2 ст. 241 НК РФ.

При этом определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения (п. 8 ст. 24 НК РФ).

Определение права использования регрессивной шкалы по ЕСН также производится в целом по организации (включая все обособленные подразделения), поскольку плательщиком ЕСН является организация в целом.

В соответствии с п. 2 ст. 241 НК РФ если на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 п. 1 ст. 235 НК РФ*1, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., то налог уплачивается по максимальной ставке независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.
_____
*1 К ним, в частности, относятся и организации, производящие выплаты физическим лицам, то есть организации-страхователи.

Налогоплательщики, у которых налоговая база соответствует вышеуказанному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога.

При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России*1.
_____
*1 При расчете фактического размера выплат (налоговой базы), начисленных в среднем на одного работника, средняя численность работников организации определяется в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121, далее - Инструкция N 121 [п. 22.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465, далее - Методические рекомендации по ЕСН].

При определении условий, предусмотренных п. 2 ст. 241 НК РФ, принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Следовательно, при расчете налоговой базы в среднем на одного человека используются базы по ЕСН в части, уплачиваемой в федеральный бюджет.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что необходимо различать понятия "право на применение регрессивной шкалы" и непосредственно "применение регрессивной шкалы".

Право на применение регрессивной шкалы возникает у организации при выполнении условия, проверка которого осуществляется в соответствии с нижеприводимым алгоритмом.

Проверка права на применение регрессивной шкалы производится независимо от того, достигла налоговая база кого-либо из работников 100 000 руб. или нет.

Но применение регрессивной шкалы [то есть непосредственно исчисление налога (взносов) по регрессивной шкале] начинается в том случае и только для тех работников, у которых налоговая база превысила 100 000 руб.

Использовать регрессивную шкалу можно только при получении права на ее применение.

Алгоритм определения права применения регрессивной шкалы ЕСН

Предлагаем вниманию читателей журнала алгоритм определения права применения регрессивной шкалы ставок ЕСН (тарифов страховых взносов в ПФР), разработанный автором данной статьи на основании НК РФ и принятых в соответствии с ним правовых актов налогового законодательства (см. схемы 1 и 2).

Схема 1

Алгоритм определения права применения регрессивной шкалы

Схема 2

Определение количества работников (К ), имевших наибольшие по размеру доходы за период с начала года
по соответствующий месяц последнего квартала отчетного периода (включительно)

Пункт 1 алгоритма.

Если "да", переходите к п. 3 алгоритма, если "нет", переходите к п. 2 алгоритма.

Пункт 2 алгоритма.

Определить, имела ли организация право применять регрессивную шкалу по итогам предыдущего месяца?

Если "да", переходите к п. 3 алгоритма, если "нет", переходите к п. 11 алгоритма.

Пункт 3 алгоритма.

Как уже отмечалось, средняя численность работников за период с января по соответствующий месяц отчетного периода включительно определяется в соответствии с Инструкцией N 121 (см. п. 2 ст. 241 НК РФ и п. 22.2 Методических рекомендаций по ЕСН).

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, а также численность авторов в расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН не включаются (см. Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, приведенный в приложении N 2 к приказу МНС России от 01.03.2002 N БГ-3-05/49, далее - Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН).

Согласно положениям раздела II Инструкции N 121 средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, с начала года, год) складывается из трех составляющих:

Среднесписочной численности работников;

Средней численности внешних совместителей;

Средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Средняя численность работников показывается в целых единицах.

Согласно п. 5.1 Инструкции N 121 среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

При этом численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора (контракта).

Основными унифицированными формами первичной документации по учету труда и его оплаты являются приказы (распоряжения) о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора (контракта) (формы N Т-1, Т-5, Т-6, Т-8), личная карточка (форма N Т-2), табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма N Т-12), табель учета использования рабочего времени (форма N Т-13), расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49) и другие документы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26.

Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев работы организации за период с начала года, то есть, соответственно, на 2, 3, 4 и т.д. (п. 5.7 Инструкции N 121).

Согласно п. 6 Инструкции N 121 средняя численность внешних совместителей исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время, изложенным в п. 5.4 Инструкции N 121.

Согласно п. 7 Инструкции N 121 средняя численность работников, выполнявших работу по до- говорам гражданско-правового характера, за месяц исчисляется по методологии определения среднесписочной численности. Эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего срока действия этого договора. За выходной или праздничный (нерабочий) день принимается численность работников за предшествующий рабочий день.

Средняя численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, за период с начала года и год в целом определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев, то есть на 3, 4, 5... 12.

Если работник, состоящий в списочном составе, заключил договор гражданско-правового характера с этой же организацией, он не включается в среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Пункт 4 алгоритма.

Определить общую сумму налоговых баз по ЕСН (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет) всех физических лиц, которым организация производила начисления с января по месяц, за который производится расчет (включительно).

При расчете учитываются налоговые базы всех физических лиц, которым производились начисления за указанный период, независимо от продолжительности их работы в организации.

В расчет принимаются налоговые базы, определенные в соответствии со ст. 237 НК РФ.

Повторим, что согласно Порядку заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, а также численность авторов в расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН не включаются.

При этом по расчету условия на право применения регрессивных ставок ЕСН организация имеет право на применение регрессивных ставок налога, и оно распространяется на выплаты гонораров авторам, превышающие 100 000 руб. нарастающим итогом с начала года.

Пункт 5 алгоритма.

Определить количество работников (), имевших наибольшие по размеру доходы за период с начала года по соответствующий месяц последнего квартала отчетного периода включительно.

Согласно п. 2 ст. 241 НК РФ при расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Следовательно, если средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма, меньше 30 человек, то определяемое количество работников (согласно п. 2 ст. 241 НК РФ) рассчитывается по формуле:

Где - количество работников (имеющих наибольшие по величине налоговые базы), налоговые базы которых не будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника;

Средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма.

Если же средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма, больше или равна 30, то определяемое количество работников (согласно п. 2 ст. 241 НК РФ) рассчитывается по формуле:

Если в результате расчета получилось дробное число, его нужно округлить по правилам округления до целых единиц.

Полученное в результате число будет равно количеству работников с максимальными общими суммами выплат, налоговые базы которых не будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника.

Пункт 6 алгоритма.

Выбрать работников (в количестве, определенном в п. 5 алгоритма), имеющих наибольшие по величине налоговые базы по ЕСН (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет), рассчитанные нарастающим итогом с начала года по расчетный месяц (включительно), и найти общую сумму налоговых баз этих работников.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в расчет принимаются налоговые базы, определенные в соответствии со ст. 237 НК РФ.

Если организация ведет установленный п. 4 ст. 243 НК РФ учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм ЕСН, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты с применением формы индивидуальной карточки учета, утвержденной приказом МНС России от 21.02.2002 N БГ-3-05/91, то значение указанных налоговых баз можно узнать из графы 6 "Налоговая база/По единому социальн. налогу в федер. бюджет и фонды ОМС, страховым взносам в ПФР" (подстрока "за месяц" строки с названием месяца, за который производится расчет).

Пункт 7 алгоритма.

Определить сумму налоговых баз работников, которые будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника.

Для этого из суммы, полученной при выполнении п. 4 алгоритма, вычитаем сумму, полученную при выполнении п. 6 алгоритма.

Пункт 8 алгоритма.

Определить величину налоговой базы в среднем на одного работника, приходящуюся на один месяц (за истекшие месяцы налогового периода).

Налоговая база в среднем на одного работника, приходящаяся на один месяц, рассчитывается по формуле:

Где - величина налоговой базы в среднем на одного работника, приходящаяся на один месяц (за истекшие месяцы налогового периода);

Рассчитанная в п. 7 алгоритма сумма налоговых баз работников, которые будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника;

Средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма;

Количество работников (имеющих наибольшие по величине налоговые базы), налоговые базы которых не будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника. Расчет значения производился в п. 5 алгоритма;

Количество месяцев, истекших в налоговом периоде или, другими словами, порядковый номер месяца, за который производится расчет (для января это будет 1, для февраля - 2, для марта - 3 и т.д.).

Пункт 9 алгоритма.

Сравнить величину налоговой базы в среднем на одного работника (определенную в п. 8 алгоритма) с суммой 2500 руб.

Если величина налоговой базы в среднем на одного работника меньше 2500 руб., то необходимо перейти к п. 11 алгоритма.

Если величина налоговой базы в среднем на одного работника больше или равна 2500 руб., то следует перейти к п. 10 алгоритма.

Пункт 10 алгоритма.

По итогам месяца организация имеет право применять регрессивную шкалу.

Необходимо перейти к п. 12 алгоритма.

Пункт 11 алгоритма.

По итогам месяца организация не имеет права применять регрессивную шкалу и теряет это право до конца налогового периода (то есть до конца года).

Расчет налога производится по максимальным ставкам независимо от величины налоговой базы.

Пункт 12 алгоритма.

Конец алгоритма.

Теперь рассмотрим применение приведенного алгоритма на примере.

Пример. Определение права применять регрессивную шкалу ставок ЕСН и тарифов по взносам в ПФР.

Начиная с 1 января 2002 года в ООО "Облачко" числится шесть человек. С 4 февраля 2002 года на работу принят еще один сотрудник. Со всеми работниками заключены трудовые договоры, согласно которым им установлен полный рабочий день.

Налоговые базы по ЕСН (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет) всех сотрудников представлены в табл. 1.

Необходимо определить: имеет ли право организация применять регрессивную шкалу ставок по ЕСН и тарифов по взносам в ПФР в марте 2002 года.

Таблица 1

Налоговые базы по ЕСН работников ООО "Облачко", используемые в расчете при определении возможности применять регрессивную шкалу ставок

Табельный номер работника

Налоговая база по ЕСН в части, уплачиваемой в федеральный бюджет

январь 2002 года

февраль 2002 года

март 2002 года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Итак, для возможности использовать регрессивную шкалу по итогам какого-либо месяца необходимо, чтобы установленные НК РФ условия, дающие право на применение этой шкалы, выполнялись в каждом месяце периода с начала года по текущий месяц (включительно).

Таким образом, необходимо проверить выполнение этих условий для ООО "Облачко" в январе, феврале и марте 2002 года.

Определение права использования регрессивной шкалы ставок налога по итогам января 2002 года

Пункт 1 алгоритма.

Месяц, за который производится проверка права применять регрессивную шкалу, - январь?

"Да". Переходим к п. 3 алгоритма.

Пункт 3 алгоритма.

Определить среднюю численность работников организации за период с января по месяц, за который производится расчет (включительно).

Иными словами, необходимо определить среднюю численность работников организации за январь.

В ООО "Облачко" за рассматриваемый период не работали внешние совместители, а также не было работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Поэтому средняя численность работников организации будет равна среднесписочной численности основных работников, работающих по трудовым договорам.

С 1 января 2002 года в организации числилось пять работников, то есть за каждый день января списочная численность работников организации составляет пять человек (см. табл. 2).

Таблица 2

Списочная численность работников ООО "Облачко" за январь - март 2002 года

январь

февраль

Списочная численность, чел.

Списочная численность, чел.

Списочная численность, чел.

Регрессивная шкала для Единого социального налога
и Пенсионных взносов

Елизавета Титаренко
Бухгалтер, Alinga Consulting Group

Все организации в Российской Федерации должны начислять и уплачивать Пенсионные взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также, организации, работающие на общем режиме налогообложения должны начислять и уплачивать Единый социальный налог.

Единый социальный налог дает право гражданам на получение различных пособий, оплачиваемых больничных, путевок за счет Фонда социального страхования. Пенсионное страхование предназначено для предоставления гражданам права на получение трудовой пенсии.

Для единого социального налога установлена ставка в размере 26% от фонда оплаты труда, но это не фиксированный тариф. Законодательством РФ предусмотрены варианты ее снижения путем регрессивной шкалы. Регрессивная шкала создана правительством для стимулирования организаций к выводу заработной платы и «тени». Регрессивная шкала работает таким образом, что чем выше оклад сотрудника, тем меньше налога платит предприятие. Она непрерывно работает в пределах одного налогового периода (года), нарастающим итогом.

Единый социальный налог включает в себя отчисления в:

  1. Федеральный бюджет (20%);
  2. Фонд социального страхования (2,9%);
  3. Фонды обязательного медицинского страхования
    - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (1,1%)
    - Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (2,0%)

Tаблице 1.
Регрессивная шкала для Единого социального налога

Налоговая база
на каждое
физическое лицо
нарастающим итогом с начала
года

Федеральный
бюджет

Фонд
социального страхования

Фонды
обязательного
медицинского
страхования

Итого

ФФОМС

ТФОМС

< 280 001
600 000 <

56 000 +
(ЗП-280 000)*7,9%

8120 +
(ЗП-280 000)
*1,0%

3080 +
(ЗП-280 000)*0,6%

5600 +
(ЗП-280 000)
*0,5%

72 800 +
(ЗП-280 000)*10,0%

81 280 +
(ЗП-600 000)*2,0%

11 320

5000

7200 руб.

104 800 +
(ЗП-600 000)*2,0%



Когда достигается сумма, выделенная красным цветом , то до конца года по этому сотруднику прекращается начисление в Фонд.

Пенсионный фонд Российской Федерации
Единый социальный налог в части Федерального бюджета может быть уменьшен на 14 %, которые компания уплачивает в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взносы в Пенсионный фонд уплачиваются как на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, так и только на финансирование страховой части. Это зависит от даты рождения застрахованного лица:

    на сотрудников, дата рождения которых раньше 1966 год, уплачиваются взносы на финансирование только страховой части трудовой пенсии (14%);

    на сотрудников, дата рождения которых с 1967 год и позднее, уплачиваются взносы на финансирование страховой (10%) и накопительной (4%) частей трудовой пенсии.

Таблица 2
Регрессивная шкала для Пенсионных взносов.

Налоговая
база
на каждое
физическое
лицо
нарастающим итогом с
начала
года

Дата рождения
с 190Х-1966

Дата рождения
с 1967 - 200Х
(2005-2007 гг.)

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование страховой части пенсии

На финансирование накопительной части пенсии

< 280 001
600 000 <

39 200 +
(ЗП-280 000)
*5,5%

28 000 +
(ЗП-280 000)
*3,9%

11 200+
(ЗП-280 000)
*1,6%

56 800

40 480

16 320

ЗП = заработная плата сотрудника
Все цифры, где не указан процент, указаны в рублях.
Когда достигается сумма, выделенная красным цветом , то до конца года по этому сотруднику прекращается начисление в Фонд.

Таким образом, всем организациям выгодно пользоваться регрессивной шкалой для Единого социального налога и Пенсионных взносов, и нет существенных преград, со стороны законодательства, для установления высоких окладов своим сотрудникам.

Каждый год Правительство РФ утверждает максимальный размер суммы выплат физлицам, с которой можно начислять страховые взносы по общей ставке. Эта сумма называется предельной базой для начисления взносов и рассчитывается она нарастающим итогом с начала года по каждому работнику. На какие предельные показатели следует ориентироваться работодателям в наступающем 2017 году, расскажем в этой статье.

Страховые взносы в 2017 году: предельная база

База для расчета страховых взносов – это все выплаты и вознаграждения физлицу, подлежащие обложению взносами в ПФР, ФСС и ОМС. По достижении утвержденного предельного лимита, доход физлица будет облагаться взносами по более низкой ставке либо не будет облагаться вовсе – здесь в действие вступает своего рода регрессивная шкала.

Напомним, что до 2015 года предельная база устанавливалась в одинаковом размере по всем страховым взносам (например, в 2014 году она равнялась 624 000 руб.), а с 2015 года лимит для взносов ПФР и ФСС стал утверждаться раздельно. Для взносов на ОМС предел и вовсе был отменен, и с тех пор медвзносы начисляются на всю сумму полученного физлицом дохода без ограничений.

На сегодня предельный лимит для начисления страховых взносов 2017 года еще не утвержден, но уже известны его новые значения , указанные в проекте постановления, который сейчас обсуждается. Лимит ежегодно индексируется в соответствии с ростом среднего заработка в стране, к нему также применяются повышающие коэффициенты. В сравнении с 2016 годом, нас ожидают следующие показатели:

  • По пенсионному страхованию предельная база страховых взносов 2017 года составит 876 000 руб., что на 80 000 руб. выше нынешнего лимита (796 000 руб. в 2016 году);
  • По взносам на соцстрахование лимит базы составит 755 000 руб., это увеличит действующую предельную сумму на 37 000 руб. (лимит 2016 года 718 000 руб.).
  • По взносам на медицинское обязательное страхование лимита по-прежнему не будет, так что начислять взносы продолжаем со всех облагаемых выплат сотрудникам.
  • Таким же образом, без лимита, начисляются взносы в ФСС на «травматизм».

Учитывая названные пределы, тарифы страховых взносов будут применяться в следующем порядке:

  • В ПФР взносы начисляются по ставке 22%, пока облагаемый доход сотрудника с начала года не превысит 876 000 руб. Далее взносы рассчитываются по ставке 10%.
  • В ФСС взносы на случай нетрудоспособности и материнства начисляются по ставке 2,9%, пока облагаемый доход не достигнет 755 000 руб., а с сумм, превысивших этот лимит, взносы в соцстрах не начисляются.
  • На ОМС начисляются взносы по ставке 5,1% со всех облагаемых доходов без ограничения по сумме.

Как будут влиять новые пределы на начисление страховых взносов 2017 года, рассмотрим на примере.

Ежемесячный доход сотрудника, облагаемый страховыми взносами – 90 000 руб. Соответственно, его годовой доход превышает установленные лимиты и равен 1 080 000 руб. (90 000 х 12 мес.). Рассчитаем страховые взносы за год с учетом предельных лимитов 2017 года.

ПФР: 876 000 руб. х 22% = 192 720 руб. – взносы с сумм в пределах лимита.

(1 080 000 руб. – 876 000 руб.) х 10% = 20 400 руб. – взносы с дохода, превышающего лимит начисления страховых взносов 2017.

Итого: 192 720 руб. + 20 400 руб. = 213 120 руб. – пенсионные взносы работника за 2017 год.

ФСС: 755 000 руб. х 2,9% = 21 895 руб. – взнос с суммы, не превышающей лимит. С суммы превышающей предельную базу – 325 000 руб. (1 080 000 – 755 000) взнос на соцстрахование начисляться не будет.

ОМС: 1 080 000 руб. х 5,1% = 55 080 руб. – взнос на медстрахование за 2017 год начисляется на весь доход работника.

Случайные статьи

Вверх