Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Утрата товарной стоимости (УТС) – удешевление транспортного средства после аварии и последующего восстановления. Понятие основано на том, что после аварии машина обладает худшими характеристиками, чем до повреждений.
Как следствие, уменьшается её рыночная стоимость. Сумма, на которую обесценилась машина – и есть УТС.
Следует понимать, что соответствующий ущерб наступает не во всех случаях. Его наличие в конкретной ситуации зависит от:
По состоянию на конец 2015 года расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции.
Согласно документу, ущерб такого рода может возникать у легковых автомобилей не старше пяти лет, износ которых не превышает 35%. Каждое повреждение, влекущее падение стоимости транспорта после восстановления, имеет свой коэффициент. Значения коэффициентов зависят от ремонтируемой детали и категории ремонта.
При крупных авариях размер УТС может превышать 10% цены машины. Споры о том, должен ли включаться этот ущерб в сумму страхового возмещения, продолжаются до сих пор. Страховщики в основном склонны считать, что товарная стоимость является атрибутом товара. А значит, она в лучшем случае относится к упущенной выгоде и автострахованием не покрывается. Однако судебные органы в целом придерживаются иной позиции.
Судебная практика в отношении УТС при страховании автотранспорта довольно противоречива. Компании долгое время отказывались возмещать данный ущерб в добровольном порядке, а суд чаще всего вставал на сторону клиента. Но встречались вердикты и в пользу страховщиков.
Бо́льшая определённость в этой сфере появилась после Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20.
Однако перспективы возмещения УТС по КАСКО зависят в том числе от того, какие это понятие регламентируется конкретными Правилами страхования. Ниже приведены возможные варианты упоминания УТС в правилах КАСКО:
таблица скроллится вправо
Ситуация | Перспективы |
---|---|
В Правилах КАСКО не упоминается УТС |
Политика страховщика слабо предсказуема. Но поскольку судебные органы считают УТС реальным ущербом, при отказе в добровольном возмещении УТС эти расходы могут быть взысканы в судебном порядке. Также возможна оплата данного ущерба по досудебной претензии. |
В Правилах УТС относится к исключениям из страхового покрытия |
Компания демонстрирует своё нежелание оплачивать УТС. Однако на практике такие возмещения могут осуществляться на основании соответствующего заявления во избежание судебных издержек. Впрочем, возможны и разбирательства в суде. Главным аргументом страховщика здесь будет «свобода договора» и согласие страхователя с его условиями при заключении. |
Ограничение максимальной суммы выплаты по УТС минимальными значениями (например, 0,1% от общей стоимости ремонта) |
В этом случае компания осознанно идёт на хитрость. Формально она не отказывается возмещать УТС, но сумма возмещения оказывается сугубо номинальной. В такой ситуации требовать возмещения полной суммы данного ущерба с большой вероятностью придётся в судебном порядке. Результат сложно прогнозируем, поскольку речь здесь идёт об оспаривании конкретного лимита по договору. |
Неиспользованная возможность включения УТС в покрытие по договору |
Если компания предлагает покрытие УТС наряду с иными условиями полиса, но клиент застраховался без применения этой опции, выбрав более дешёвый вариант, возместить соответствующий ущерб непросто. В данном примере речь идёт об осознанном выборе страхователя, как и в отношении любых других позиций договора. Тем не менее, шансы на компенсацию УТС через суд остаются. |
Понятно, что если договор заключён на условиях возмещения УТС и данная опция чётко прописана, проблем у автолюбителей возникнуть не должно. Так или иначе, для получения соответствующей компенсации стоит понимать определённые нюансы:
Если же страховая организация не выполняет обоснованные требования о возмещении УТС, остаётся лишь обращаться в суд.
В отношении «автогражданки» возмещение УТС регулируется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 2. Как и в случае с КАСКО, устанавливается обязательность возмещения этой части ущерба. При этом страхователь имеет на него право и в том случае, если урегулирование убытка происходит путём ремонта повреждённого авто.
В целом ситуация по ОСАГО во многом схожа с описанными выше позициями КАСКО.
При этом компания обязана предоставлять акт осмотра и/или отчёт эксперта по требованию выгодоприобретателя. Это упрощает получение необходимых данных для расчёта УТС.
В то же время, ни в «Законе об ОСАГО», ни в Правилах какого-либо указания в отношении этого вида ущерба не содержится. Поэтому жалобы в надзорные органы вряд ли в данном случае окажутся действенными. Намереваясь получить компенсацию УТС следует быть готовым к судебным разбирательствам.
Как видим, в отношении утраты товарной стоимости по КАСКО и ОСАГО только суд оказывается на стороне страхователей. Какие последствия это имеет на практике? Можно отметить некоторые из них:
При этом чаще всего сумма такого ущерба невелика. Даже при расчёте независимым экспертом она может оказаться в диапазоне 0,1% – 1,0% от стоимости автомобиля.
Расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции.
В решении Верховного Суда указано, что УТС относится к реальному ущербу и подлежит возмещению вместе со стоимостью ремонта и заменяемых деталей.
Страховщики могут увиливать от выплаты УТС, но на основании претензий или через суд чаще всего компенсируют данный ущерб.
Для начала, не лишним будет напомнить, чем отличается стоимость ремонта от размера ущерба :
СТОИМОСТЬ РЕМОНТА — относится к реальному ущербу, является рыночной стоимостью услуги по восстановлению утраченных технических характеристик АМТС до уровня, соответствующего нормативным требованиям или восстановление до уровня, предусмотренного договором с заказчиком.
В стоимость ремонта включают следующие расходы (затраты):
. расходы на запасные части, необходимые для ремонта;
. расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов).
УЩЕРБ МАТЕРИАЛЬНЫЙ
— часть стоимости ремонта, включающая:
. расходы на материалы, необходимые для ремонта;
. стоимость деталей, заменяемых в процессе ремонта, с учетом их износа;
. расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов),
Т.е. разница состоит в том
, что при расчете стоимости ремонта учитывается полная стоимость ремонта автомобиля, а при определении величины ущерба, в расчет принимается стоимость запчастей, за вычетом износа заменяемых деталей.
Иными словами ремонт — это
те деньги, которые Вы реально заплатите за ремонт своего автомобиля. Ущерб — это
часть ремонта, за вычетом износа запчастей.
Как правило, стоимость ремонта необходимо расчитать, если автомобиль застрахован по КАСКО. По ОСАГО выплачивают именно УЩЕРБ. Кстати, ошибочно, довольно распространенное мнение о том, что, при выплате страхового возмещения по ОСАГО, разницу между ремонтом и ущербом Вы сможете взыскать непосредственно с виновника ДТП или с собственника автомобиля виновника.
Почему вычитают износ при возмещении ущерба? Чтобы понять, поставьте себя, на мгновение, на место виновника ДТП… Представьте такую ситуацию — Вы повреждаете автомобиль, какого-нибудь 80-го года выпуска, на котором в крыльях и дверях имеются сквозные очаги коррозии. Оцените стоимость такого крыла. Разве его стоимость равноценна стоимости нового крыла?
В общем, если совсем грубо — то Вам возмещают стоимость запчастей б/у.
Но с другой стороны — я уже слышу Ваше возмущение: «А кто просил его повреждать мой автомобиль?» или «Я ехал — никого не трогал. Почему я должен получать с износом и доплачивать за ремонт своего автомобиля?»
В общем то Вы будете правы, но таковы каноны нашего законодательства.
Но не стоит расстраиваться. Это не значит, что Вам не хватит на ремонт автомобиля . Есть нюансы, которые позволяют, как увеличить стоимость ремонта (а соответственно и ущерба), так и уменьшить (чем и пользуются некоторые недобросовестные эксперты страховых компаний). Эксперты независимых оценочных компаний, если обладают достаточным опытом работы, как правило, знакомы с этими нюансами. Поэтому обращайте внимание на то, как давно работает та или иная независимая экспертная организация или конкретный эксперт.
Итак. По КАСКО возмещают стоимость ремонта. По ОСАГО, либо при предъявлении претензии виновнику ДТП — востребуется ущерб.
Внимание! При заказе у нас услуг по оценке — мы, в отчете указываем и стоимость ремонта и размер причиненного ущерба.
Что же это такое?
УТРАТА ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ (УТС)
— представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствии дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
Другими словами — Утрата товарной стоимости обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению повреждений транспортного средства сопровождается изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) не представляется возможным. В результате выполнения ремонтных работ владельцу транспортного средству будут нанесены, так называемые, производные убытки в виде реального материального ущерба.
Ну, и совсем грубо — применение различных ремонтных воздействий к вашему автомобилю в процессе ремонта, приводит к тому, что при продаже своего ТС, Вы можете потерять некоторую часть суммы, в результате того что потенциальный покупатель усмотрел все-таки следы ремонта. Ведь как ни крути, но как бы хорошо не был выполнен ремонт, существуют методы определения наличия на автомобиле восстановленных и замененных деталей. Простой обыватель может этого и не заметить, но присутствие эксперта независимой экспертной организации при покупке Вашего автомобиля значительно уменьшает Ваши шансы выгодно продать автомобиль.
На расчет УТС не влияет в каком состоянии находится транспортное средство — в отремонтированном или в аварийном. Разница лишь в том, что при заказе расчета УТС автомобиля в отремонтированном состоянии Вам необходимо предоставить в экспертную компанию документы, подтверждающие фактические затраты на ремонт Вашего транспортного средства, либо предварительный заказ-наряд (что не очень хорошо), либо отчет независимой экспертной организации.
При заказе расчета стоимости УТС в аварийном состоянии, Вам придется заказать еще и расчет стоимости ремонта транспортного средства, т.к. эти данные являются основанием для расчета УТС.
Почему не желательно рассчитывать УТС по предварительному заказ-наряду автосервиса?
Это снижает Ваши шансы на получение УТС, т.к. предварительный заказ-наряд выдает организация, заинтересованная в стоимости ремонта Вашего автомобиля. Кроме того он не является подтверждением, произведенных Вами фактических расходов.
Часто задают вопрос: "Нужно ли заказывать расчет стоимости утраты товарной стоимости? Выплатят ли мне УТС?"
Ответ: При предъявлении претензии виновнику ДТП или при получении страхового возмещения в страховой компании — скорее всего, в выплате УТС Вам откажут. Но если Вы настроены решительно, при грамотном подходе в суде, существуют сто процентные шансы взыскать УТС с виновника или со страховой компании. Наши юристы имеют достаточный опыт взыскания утраты товарной стоимости по ОСАГО. Для полной уверенности можете ознакомиться с решением верховного суда РФ о взыскании УТС со СК.
УТС рассчитывается в случае
, если при осмотре выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий, или установлено их выполнение:
— устранение перекоса кузова АМТС;
— замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
— ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
— полная или частичная окраска наружных поверхностей кузова АМТС и бамперов;
— полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.
УТС не рассчитывается если
:
— поврежденный в результате происшествия элемент ремонтировался (заменялся) ранее или требовал ремонта (замены) по причинам, не связанным с данным происшествием (имеются коррозионные повреждения (разрушения) или их следы, не устраненные повреждения или следы ремонта (замены) этого элемента после предыдущих происшествий);
— поврежденный в результате происшествия элемент окрашивался ранее или требовал окраски по причинам, не связанным с данным происшествием (имеются коррозионные повреждения (разрушения) или их следы, повреждения неаварийного характера (сколы, царапины и т.п.), не устраненные повреждения или следы ремонта (замены) этого элемента после предыдущих происшествий);
— АМТС ранее подвергалось полной или наружной окраске или требовало окраски по причинам, не связанным с данным происшествием.
Необходимо, обычно, если восстановление Вашего транспортного средства экономически не целесообразно.
Что это значит? Рассмотрим два случая…
1) Вы связаны договорными отношениями со страховой компанией. Имеется ввиду КАСКО.
Согласно правилам страхования восстановление автомобиля считается экономически нецелесообразным, если стоимость ремонта данного ТС превышает определенный процент от страховой стоимости автомобиля.
В разных страховых компаниях этот процент составляет от 70 до 80 %.
Если это произошло, чаще всего, у Вас два варианта получения страхового возмещения:
— Первый вариант . Вам выплачивают сумму, равную страховой стоимости ТС (за вычетом процента износа, если это указано в договоре). При этом заключается, так называемый абандон.
АБАНДОН (ABANDONMENT) — "(фр. abandon — отказ). В страховании имущества: добровольный отказ страхователя от прав собственности на утраченное или поврежденное имущество в пользу страховщика.
Т.е. Ваш автомобиль переходит в собственность страховой компании.
— Второй вариант выплаты
. Вам выплачивают сумму, равную страховой стоимости ТС (за вычетом процента износа, если это указано в договоре), минус стоимость годных остатков (стоимости ТС в аварийном состоянии).
В данном случае Вам может понадобиться определить стоимость ТС в аварийном состоянии.
2) ОСАГО.
Здесь ситуация складывается немного иначе. При определении целесообразности восстановления рассматривается, во-первых — не стоимость ремонта, а размер ущерба. А во-вторых — не страховая стоимость автомобиля за вычетом износа, а его средняя рыночная стоимость.
Т.е. если ущерб транспортного средства превышает среднюю рыночную стоимость автомобиля — в большинстве случаев, выплачивают сумму, равную средней рыночной стоимости ТС в до аварийном состоянии, минус стоимость ТС в аварийном состоянии.
В этом случае, вам понадобятся услуги по определению стоимости ТС в до аварийном и аварийном состоянии.
Калькулятор расчета утраты товарной стоимости (УТС) онлайн
Утрата товарной стоимости (УТС) обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению повреждений (дефектов) транспортного средства сопровождается необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) объективно невозможно. Вследствие этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.
УТС может быть рассчитана для автомобилей:
Находящихся как в поврежденном, так и в отремонтированном состоянии (при возможности установить степень повреждения) независимо от их принадлежности. УТС не связана с неудовлетворительным качеством восстановительного ремонта.
УТС не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 35% или прошло более 5 лет с даты выпуска легкового ТС;
Согласно Постановлению Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г.: "…Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта…"
"…Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства.
Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации…"
"Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый подпункта "б" пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 года N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего величину утраты товарной стоимости " (Решение Верховного Суда РФ от 24 июля 2007 г. N ГКПИ07-658 "О страховых выплатах при ДТП").
Утрата товарной стоимости может определяться для поврежденного транспортного средства до или после его восстановления при условии :
УТС определяется коэффициентами зависящими от объёма ремонта, в % от стоимости автомобиля.
Коэффициенты ремонта зависят от вида ремонтных воздействий (замена или объём ремонта), от наличия перекоса кузова, от необходимости окраски наружных элементов кузова (0,5% за первый элемент, и 0,35% от стоимости автомобиля за каждый последующий наружный элемент) , также УТС возникает при необходимости полной разборки/сборки салона кузова.
УТС может составлять более 12% процентов от стоимости автомобиля. (Пример расчёта УТС)
Стоимость расчета утраты товарной стоимости (УТС) составляет 2 500 руб. (С учётом определения рыночной стоимости автомобиля)
Новое! (Для юридических лиц)
Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) опубликовал мотивировочную часть решения о возмещении утраты товарной стоимости (УТС) в рамках ОСАГО. По мнению ВАС, из закона об ОСАГО следует, что размер страховой выплаты должен определяться в соответствии с правилами гл. 59 Гражданского кодекса. Согласно этой норме Гражданского кодекса, убытки при повреждении имущества должны быть возмещены в размере расходов, необходимых для приведения его в то состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая, указывает ВАС. Положения же закона об ОСАГО, согласно которым возмещению подлежат только расходы на восстановительный ремонт, уточняют состав расходов, определенный главой 59 Гражданского кодекса, но не ограничивают его. Утрата товарной стоимости является реальным убытком, считает ВАС, а потому должна быть отнесена к затратам на восстановление автомобиля, следует из судебного решения.
По материалам: asn-news.ru
06.06.2016 01:00
Утрата товарной стоимости, или сокращенно УТС, возникает в случае ремонта крупных и средних аварийных повреждений полученных в результате ДТП, противоправных действий третьих лиц, стихийных бедствий и т.д. Физический смысл этого термина в том, что после проведенного кузовного ремонта, транспортное средство уже не стоит столько же, сколько аналогичные автомобили.
Ввиду того, что восстановить кузовные элементы и лакокрасочное покрытие до их первоначального состояния практически не возможно.
До недавнего времени утрата товарной стоимости автомобиляотносили к «упущенной выгоде» и в рамках оценки ущерба, как по КАСКО, так и по ОСАГО, не учитывалась.
Однако сейчас сложилась судебная практика, в соответствии с которой УТС признана «реальным ущербом» и подлежит возмещению в имущественных видах страхования (КАСКО), а так-же страховании гражданской ответственности (ОСАГО и Зеленая карта) .
На данный момент почти все страховые компании при урегулировании убытков по автомобильному транспорту не учитывают и не оплачивают данный вид ущерба, ссылаясь на правила страхования. Это не законно, и в досудебном либо судебном порядке можно получить возмещение по данному виду ущерба.
Существует несколько методик оценки УТС, они дают примерно похожие результаты и имеют сходные ограничения на условия расчета показателей утраты стоимости. Как правило, размер уменьшения товарной стоимости лежит в пределах до 6% от рыночной стоимости автомобиля на момент ДТП и может быть рассчитан для ТС возрастом не более 4-5 лет.
Примечание. На текущий момент (06.06.2016 г.) по ОСАГО судами и страховыми компаниями принимаются расчеты утраты товарной стоимости, выполненные в соответствии с методикой Минюста 2015 года. Расчет УТС в рамках Единой методике ЦБ пока не утвержден.
Возможно Вас так-же заинтересует:
Самостоятельный расчет износа ТС
Из чего состоит расчет стоимости ремонта
Назад, в статьи
о проведение Всероссийского учебно-тренировочного
сбора по каратэ-до Шотокан Казэ Ха под руководством
Альберта Боутбоула 8 дан (Франция, Париж).
а) с календарным планом на 2009, на основании решения Президиума Российского союза каратэ-до Шотокан Казэ Ха,
б) с общей программой развития направления каратэ-до Шотокан Казэ Ха на территории Пензенской области на 2009–2012 году.
6.1. Учебно-тренировочный сбор по специальной подготовке.
Непосредственное проведение УТС возлагается на тренерский штаб, формируемый Оргкомитетом УТС.
(ката-кихон, ката-бункай, ката-кумитэ !!!).
(см: http://shotokankaseha.narod.ru )
Сегодня все водители без каких-либо исключений должны осуществлять оформление полиса ОСАГО для использования собственных автомобилей.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
При этом величина страховой выплаты по такому полису зависит сразу от большого количества самых разных факторов. В первую очередь — от модели самого авто, а также его рыночной стоимости.
Разработана специальная методика осуществления расчетов подобной величины. Она позволяет осуществить расчет такого рода самостоятельно.
УТС, установленная законодательно, обязательна для применения во всех без исключения случаях.
Водителям стоит обязательно ознакомиться с этой методикой. Так можно будет самостоятельно проконтролировать соблюдение всех своих прав.
Покупка ОСАГО — обязательное условие для эксплуатации автомобиля на территории Российской Федерации.
Выполнение данного требования является залогом отсутствия серьезных трат в случае, если владелец ТС не виновен в .
Сегодня существует целый ряд нюансов, связанных с использование полиса ОСАГО, его оформлением, а также расчету возмещения по нему.
Именно поэтому разработаны специальные формулы для вычисления суммы возмещения. Касается это также расчета утраты товарной стоимости транспортного средства.
Соответствующий регламент вычислений был рассчитан непосредственно Центробанком РФ .
Ранее, до введения соответствующего предписания, УТС по ОСАГО включались в выплату только лишь по соответствующему запросу от клиента. Возраст автомобиля учитывается.
К основным вопросам, ознакомиться с которыми нужно заранее, относятся:
Взыскание утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО регламентируется законодательно.
Но для верной трактовки всех пунктов данного НПД следует заранее ознакомиться с основными терминами и понятиями. Это позволит избежать ошибок при использовании методики вычисления УТС.
К основным понятиям, ознакомиться с которыми необходимо будет поближе, относятся:
Фактическая, реальная стоимость — некоторая сумма денежных средств, которые возможно получить при или иного имущества на текущий момент времени.
Именно этот параметр уменьшается в случае даже при квалифицированном ремонте.
Так как у уже получившей повреждения ТС будут ухудшены эксплуатационные параметры. Под таковыми понимается целый ряд различных параметров.
Это скорость движения, управляемость, ремонт и множество иных характеристик. Эксплуатационные характеристики напрямую влияют на стоимость авто на вторичном рынке.
Причина возникновения утраты товарной стоимости — именно сам факт ДТП. Так как даже самый квалифицированный ремонт не может конкурировать с заводской сборкой.
Потому в силу этого продажа автомобиля, попавшего в , будет либо затруднена, либо попросту невыгодна.
Именно в следствие этого возникает множество различных проблем. Иск в суд по утрате товарной стоимости автомобиля по в 2019 году возможно подать в любом регионе.
При наличии нарушения прав самого держателя полиса решение будет однозначно именно в пользу истца. Сегодня судебная практика по этому поводу достаточно обширна.
Непосредственно самими причинами возникновения УТС можно обозначить следующие:
Существует целый ряд различных причин по которым стоимость авто будет существенно меньше, чем рыночная цена ТС, в аварии не участвовавшего.
Существует целый ряд самых разных нюансов. Ознакомиться с ними лучше всего заблаговременно. Это позволит избежать самых разных проблем и сложностей.
Сам факт обязательности выплаты по утрате товарной стоимости определяется Постановлением Пленума Суда Российской Федерации №2 от 29.01.15 г. «О применении судами законодательства об ОСАГО владельцами ТС».
Сегодня основополагающим документом, с которым нужно будет ознакомиться прежде всего, является в последней редакции.
Обозначается он как «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС».
Данный нормативно-правовой документ включает в себя следующие основные разделы, разобраться с которыми следует заранее:
Основные принципы работы программы обязательного страхования автогражданской ответственности | |
Основные обязанности владельцев транспортных средств по страхованию автогражданской ответственности | |
Основные правила ОСАГО, в рамках которых реализуется соответствующая программа | |
Что такое объект обязательного страхования, что подразумевается под понятием «страховой риск» | |
Устанавливаются лимиты по страховыми суммам | |
Процесс регулирования страховых тарифов | |
Что такое базовые ставки по тарифам, а также основные коэффициенты | |
Как выбирается и устанавливается срок действия по | |
Обозначается алгоритм действия при возникновении страхового случая (как для пострадавших, так и для потерпевших) | |
Алгоритм вычисления величины страховой выплаты, порядок её осуществления | |
Определяется право регрессивного требования к виновному в ДТП | |
В каком порядке должно осуществляться обязательное страхование | |
Определяет лиц, имеющих право на соответствующие компенсационные выплаты | |
Как производятся сами компенсационные выплаты | |
Процесс взыскания сумм выплат по соответствующим договорам |
Сам процесс получения компенсации имеет большое количество самых разных нюансов. Со всеми ними лучше всего ознакомиться заранее.
Сегодня получение суммы по утрате товарной стоимости имеет определенные нюансы. Разобраться с ними нужно будет заранее.
Существует ряд вопросов, предварительное рассмотрение которых позволит избежать самых разных затруднений.
К основным таковым вопросам относятся:
Гражданский кодекс РФ признает факт утраты товарной стоимости при возникновении . Величина УТС определяется путем проведения технической экспертизы.
Именно на основании соответствующих выводом осуществляется процедура вычисления.
Правовым основанием для данного действия является то, что работы по восстановлению ТС несет владелец самого транспортного средства.
Нередко страховые компании отказывают в проведении технической экспертизы — таким образом пытаясь сэкономить некоторое количество средств.
При этом именно в обязанности самой страховой входит необходимость проведения экспертизы для определения утраты товарной стоимости.
Видео: как взыскать со страховой компании УТС
Сегодня же все СК обязаны рассчитывать УТС и выплачивать его самостоятельно, без каких-либо дополнительных заявлений.
В то же время владельцы имеют право обратиться в суд чтобы взыскать УТС по ОСАГО. Но существует ограниченный перечень ситуаций, когда делать это действительно необходимо.
К таковым случаям относится следующее:
Алгоритм обращения в суд в таком случае является стандартным. Необходимо будет составить стандартное исковое заявление и приложить к нему перечень обязательных документов.
Сегодня процесс расчета товарной стоимости автомобиля осуществляется по стандартной формуле.
Она выглядит следующим образом:
Также существуют альтернативные способы вычисления величина данного показателя. Но обозначенная выше формула является стандартной, применяемой официально.
Стоит самостоятельно осуществить предварительный расчет. Это позволит избежать сложностей в дальнейшем.
Формат заявления на возврат УТС не установлен. Фактически, его можно писать в любом удобном для клиента виде.
Но документ обязательно должен включать в себя следующие разделы:
Иногда случается, что страховая по какой-то причине не желает даже при выполнении всех обязательных условий выплачивать УТС. В таком случае потребуется обратиться в суд.
Сам алгоритм обращения полностью стандартный, составляется исковое заявление и прилагаются все необходимые в таком случае документы.
Что следует понимать под понятием УТС? Этот вопрос волнует каждого автовладельца, который страхует свой автомобиль по ОСАГО. Денежная компенсация, предоставляемая компанией-страховщиком своим клиентам, если реальная рыночная стоимость авто будет снижена, рассматривается как утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Как показывает судебная практика, далеко не все действующие страховые компании России предоставляют такую услугу своим клиентам, а обладатели полиса ОСАГО не всегда могут получить на руки данную компенсацию.
При расчете УТС по ОСАГО принимается во внимание рыночная себестоимость застрахованного авто. То есть чем дороже будет оценен автомобиль, тем больше сумма компенсации.
Под утратой товарной стоимости авто рассматривается следующее:
- ухудшение внешнего вида машины, а именно состояние лакокрасочного покрытия;
- ухудшение работы узлов и систем автомобиля;
- снижение эксплуатационных характеристик из-за ремонта различных комплектующих.
По ОСАГО утеря товарной стоимости автомобиля в виде компенсации будет возращена застрахованным лицам, если необходимые условия соблюдены, а именно:
- возраст автомобиля отечественного производителя не превышает 3-х лет, а иномарки – 5 лет;
- владелец автомобиля не является виновником аварии на дороге;
- сумма компенсации не превышает 400 тысяч рублей;
- при ремонте авто, пострадавшего в ДТП, согласно УТС по ОСАГО, должны использоваться только новые комплектующие для замены вышедших из строя.
Денежную выплату по УТС застрахованное лицо получит на основании решения, вынесенного судейской коллегией.
Что учитывается при расчете утери товарной стоимости авто
Примеры расчетов УТС по ОСАГО могут различаться, однако определенные факторы, которые влияют на окончательную сумму выплат, в разных методиках расчета остаются неизменными:
- год выпуска транспортного средства;
- дата дорожно-транспортного происшествия;
- цена авто на момент ДТП;
- сумма денежных средств, потраченных на ремонт и покупку новых комплектующих.
При расчете стоимости восстановительных работ принимается во внимание дата фиксации различных повреждений, пробег транспортного средства и регистрационные данные машины. Если же восстановительные ремонтные работы будут окончены, в качестве доказательства в судейскую коллегию нужно принести фотоснимки или видео, которое должен сделать представитель страховой компании. После того как акт о повреждении застрахованного авто будет сформулирован, составляется документ в который вносятся все детали авто, нуждающиеся в замене, и их стоимость. К расчетной сумме добавляется расценка услуг, деньги за которые нужно внести в качестве оплаты сотрудникам СТО.
Поэтапное получение компенсации УТС по ОСАГО
Чтобы автовладелец смог получить денежную компенсацию УТС по ОСАГО, следует сделать следующее:
- Воспользоваться услугами платной экспертной комиссии, члены которой должны будут рассчитать окончательную сумму компенсации. Денежные средства, потраченные на оплату услуг экспертов, автовладельцу в дальнейшем вернет компания-страховщик.
- Составленный экспертами акт владелец авто должен передать страховщикам. К нему нужно прикрепить заявление с просьбой возместить УТС, образец заполнения документа можно изучить на официальном сайте страховой компании.
- Проанализировав поданную документацию, страховая организация обязана дать клиенту ответ на просьбу о возмещении УТС. Если он будет положительным, заявление по такому же образцу нужно написать в судебную коллегию и лично или при помощи заказного письма с описью перенаправить его в территориальную судебную инстанцию.
- Далее останется дождаться рассмотрения дела и получить на руки денежную компенсацию по решению судейской коллегии.
По мнению экспертов, лучше всего производить расчет УСН по ОСАГО в тот день, когда произошла авария на дороге. Общая сумма компенсации в большинстве случаев варьируется в пределах от 10 до 20% от размера всего ущерба, полученного от потери товарного вида транспортным средством.
Для потерпевшей стороны целесообразно провести независимую экспертизу последствий аварии, в ходе которой нужно установить следующее:
- стоимость авто аналогичной марки и комплектации на момент совершения аварии;
- стоимость собственного авто на момент дорожно-транспортного происшествия;
- во сколько будет оценен автомобиль после ремонта и замены всех комплектующих.
Более подробную информацию по этому вопросу можно получить у автоюриста, обратившись к специалисту в удобное для себя время.
ДТП - это всегда неприятно. И даже если страховая компания оплатила ремонт автомобиля и вроде бы ему вернули практически первоначальный вид, осадок все равно остается. Особенно нерадостно, когда приходит время продавать машину, и потенциальный покупатель, приезжая на первое знакомство с автомобилем, достает толщиномер и обнаруживает с его помощью некогда поврежденные и затем отремонтированные участки машины . Кто-то в таких случаях прерывает переговоры и тут же уезжает, кто-то торгуется, сбивает цену.
Часто страховые компании отказывают в возмещении утраты товарной стоимости автомобиля, ссылаясь на подпункт «б» пункта 2 ст. 6 Закона об ОСАГО и относят утрату товарной стоимости к упущенной выгоде. На самом же деле Пленум Верховного суда в своем Постановлении от 29.01.2015 № 2 разъяснил, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запчастей машины. Это значит, что страховая компания не имеет права отказывать своему клиенту в подобной выплате. Причем она должна производиться и в том случае, если потерпевший выбирает вместо материальной компенсации направление на ремонт.
Чтобы ваше право на дополнительную выплату не было нарушено, следует придерживаться следующего плана действий.
Для начала нужно определить, всем ли критериям, по которым осуществляется выплата, соответствует ваш случай. А именно:
- УТС не рассчитывается, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 40% или истек гарантийный срок эксплуатации (согласно проекту ЦБ РФ о методике расчета);
- легковое транспортное средство должно быть не старше 5 лет с момента его продажи;
- владелец не должен быть виновником ДТП.
Если виновник ДТП не застрахован по договору ОСАГО или пострадавшее транспортное средство не застраховано по договору каско, возмещение утраты товарной стоимости необходимо предъявлять виновнику ДТП на общих основаниях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Далее следует провести независимую экспертную оценку утери товарной стоимости автомобиля в соответствующей специализированной организации. К счастью, сегодня множество компаний, которые оказывают услуги по оценке стоимости автомобилей, оценке повреждений и ущерба .
Когда калькуляция уже у вас на руках, направляйте претензию страховщику с призывом добровольно выплатить вам сумму, причитающуюся согласно результатам проведенной экспертизы. Согласно ст. 16.1. ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» это необходимо сделать в обязательном порядке, в противном случае в дальнейшем ваше исковое заявление не будет принято к рассмотрению.
Получили на свою претензию отказ или ее попросту проигнорировали? Что ж, тогда вам прямая дорога в суд . К отношениям, возникающим из договора страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей, в том числе в части альтернативной подсудности и освобождения от уплаты госпошлины. Так, потерпевший (истец) вправе по своему выбору обратиться с иском в судебный орган по месту нахождения ответчика, по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора страхования.
Вероятность вынесения положительного решения суда по таким категориям дел для страхователей практически стопроцентная. Также не стоит забывать о том, что в случае неисполнения требований в добровольном порядке страховая компания обязана будет уплатить в вашу пользу 50% штрафа от присужденной по суду сумме, а также возместить иные расходы, в том числе и на оплату услуг представителя.
Дмитрий Смаковский, старший юрисконсульт компании «Мой Семейный Юрист»