Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Впервые страховой полис ОСАГО появился в начале прошлого века в Соединенных Штатах Америки. Чуть позже, в середине ХХ века, заключать подобные страховки начали уже в Европе, тогда как в странах СССР такое страхование поддержки не получило. В нашей же стране такой тип страховки начал широко применяться с 2003 года.
Суть страховки ОСАГО:
Что же касается скидки, которую можно получить при заключении договора со страховой компаниям, то существует так называемый коэффициент «бонус-малус» (КБМ), за счет которого и формируется скидка. Что же такое КБМ, как проверить его по базе РСА и как можно восстановить этот коэффициент по ОСАГО после наступления страхового случая?
К сожалению, не все автолюбители интересуются, что же такое КБМ ОСАГО и как за счет этого коэффициента можно получить скидку, оформляя соответствующую страховку.
Как уже было сказано выше, КБМ влияет на ценообразование заключения договора о страховании автогражданской ответственности. Несмотря на то, что страховку ОСАГО оформляет подавляющее большинство автолюбителей, далеко не все их них попадают в ДТП, когда возникает необходимость возмещения ущерба пострадавшему вследствие аварии лицу.
Некоторые водители с долголетним стажем безаварийного вождения могут похвастаться своими навыками и умениями выходить из любой ситуации на дорожном полотне. КБМ как раз и предназначен для тех, кто хочет получить скидку на страховку в связи со своим безупречным водительским стажем.
КБМ определяется в соответствии с классом ОСАГО, который, в свою очередь, определяется на основании действующих правил. Узнать класс своего коэффициента можно по базе РСА. И, следовательно, по нему вы можете проверить, какую скидку вы получите при заключении страхового договора.
Проверить КБМ по базе РСА – это значить получить достоверную и надежную информацию о состоянии своего КБМ. А значит, отправляя к страховщикам, вы уже будете владеть нужной вам информацией и не допустите, чтобы вас обманули недобросовестные сотрудники страхового учреждения.
Категория ОСАГО может понижаться или повышаться в зависимости от изменений физических данных о водительском стаже. Нередко, возникают ситуации, когда страховая компания не в полной мере учитывает данные, полученные по запросу КБМ в РСА, и автолюбителю не удается получить скидку, которую на самом деле он заслуживает.
Чтобы проверить коэффициент «бонус-малус» по полису ОСАГО и правильность его начисления, достаточно получить информацию из действующей базы данных АИС РСА.
Что же кроется в этих данных? Все очень просто. Компании, которые имеют лицензию на оформление страховых договоров в нашей стране, ведут централизованную базу данных, в которой отображается вся информация о том, попадал ли этот водитель в дорожно-транспортное происшествие и какие страховые выплаты были произведены в соответствии с этим. Этой базой данных всецело занимается Российский Союз Автостраховщиков.
Благодаря научному прогрессу, сегодня не представляет сложности проверить состояние КБМ в режиме реального времени, то есть онлайн.
Необходимо лишь зарегистрировать на официальном сайте фирмы, которая на законных основаниях занимается автострахованием, и заполнить имеющуюся там форму, подтвердив свои личные данные. Внеся информацию, которую потребует от вас сервис, вы сможете буквально за считанные минуты получить данные о состоянии вашего КБМ.
Чтобы узнать, положена ли вам скидка по коэффициенту «бонус-малус», и в каком размере она будет вам предоставлена, большинство сервисов требует введения таких данных:
Как видите определить КБМ по базе РСА очень просто, но как же понять, на какую скидку можно рассчитывать, заключая новый страховой договор?
Получив значение КБМ, можно самостоятельно рассчитать размер скидки на страховку ОСАГО. Хотелось бы отметить, что эта база данных хоть и является довольно-таки надежной, но ошибки в ней все же возможны.
В первую очередь это может быть связано со случайными ошибками или неточностями, которые, как правило, возникают в тот момент, когда сотрудники страховой компании будут вводить данные по вашему водительскому стажу. Именно по этой причине автоюристы настоятельно рекомендуют контролировать правильность тех действий, которые касаются лично вас.
Существует специальная таблица, в которой можно по значению коэффициента определить размер класс ОСАГО. Именно от этого значения зависит размер скидки.
Класс на момент оформления договора страхования | Значение КБМ | Класс на момент закрытия страхового договора, на основании произведенных страховых выплат | |||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4+ | |||
М | 2,45 | 0 | М | М | М | М | |
0 | 2,3 | 1 | |||||
1 | 1,55 | 2 | |||||
2 | 1,4 | 3 | 1 | ||||
3 | 1 | 4 | 1 | ||||
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | |||
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | |||
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | |||
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | |||
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | |||
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | ||
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | |||
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | |||
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | |||
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | |||
Как только автовладелец оформляет страховку, то ему присваивается 3-й класс. Посмотрев на данные таблицы, можно понять, что ему соответствует КБМ равный единице. Что это значит? Все гораздо проще, чем кажется. Стоимость нового страхового договора будет умножаться на 1,0.
А это свидетельствует о том, что скидка, к разочарованию водителя, ему не положена. По окончанию действующей страховки владельцу транспортного средства присваивается определенный класс. Это делается на основании того класса, который был присвоен ему в начале страхового срока и того, насколько безаварийным (или аварийным) было его вождение. В результате его класс ОСАГО меняется согласно вышеуказанной таблице.
При составлении нового страхового договора именно этот коэффициент будет принят за базовый. Как вы уже поняли, после каждого года безаварийного вождения владелец может увеличить свою скидку дополнительно еще на 5%. Класс М, который указывается в табличке, характеризует автовладельца как очень аварийного водителя.
Несмотря на столь простой способ расчета скидки на страховку по КБМ, существует некоторые тонкости, которые будут интересны всем автолюбителям:
Будьте бдительны на дорогах. Удачи!
КБМ – это скидка, которая предоставляется клиентам, которые аккуратно водят свое авто и не становятся виновниками ДТП. Этот коэффициент является одним из факторов влияющих на стоимость полиса автогражданской ответственности. В зависимости от того является ли клиент СК аварийщиком или нет к нему может применяться как повышающий коэффициент бонус-малуса, так соответственно и понижающий.
При оформлении договора каждая СК в обязательном порядке должна использовать те сведения об аварийности водителя, которые содержаться в РСА. Если же такие сведения о водителе отсутствуют в единой базе, то к нему при расчете суммы страхового взноса будет применен коэффициент равный 1.
Данный коэффициент введен и применяется при расчетах суммы страхового взноса с 2003 года. В единой базе РСА содержится вся информация о договорах, которые были заключены со страхователями с 1.01.2011 года.
Для расчета итоговой суммы взноса применяется стандартная формула, которая содержит базовую тарифную ставку и коэффициенты. Что такое базовая ставка? Это ставка тарифа установленная ЦБ РФ она устанавливается в пределах «коридора» и позволяет страховщикам регулировать стоимость полиса автогражданской ответственности, тем самым позволяя различным Страховым компаниям конкурировать между собой в борьбе за клиента. Расчет очень простой, главное знать все коэффициенты, безаварийный стаж вождения и базовую ставку.
Формула применяемая для расчета суммы страхового взноса такая: Сумма страхового взноса = ТБ (базовая ставка) * КБМ (бонус-малус или скидка за безаварийность) * КТ(коэффициент зависящий от территориальности) * КВС (возраст и стаж тех лиц которые управляют авто) * КМ (зависит от мощности ТС) * КО (применяется для ограниченных страховок) * КП (зависит от периода страхового покрытия) * КС (период использования ТС) * КН (коэффициент нарушений).
Все автомобилисты знают, что стоимость договора автогражданской ответственности складывается из базовой тарифной ставки, которая в свою очередь либо увеличивается, либо уменьшается за счет применяемых при расчетах коэффициентов.
Данные коэффициенты зависят от различных факторов:
Одним из коэффициентов, который может сыграть значительную роль в расчете итоговой суммы страхового взноса является коэффициент бонуса-малуса. КБМ – это скидка, которая увеличивается ежегодно на 5% за езду без аварий.
ВАЖНО: Если проездить на авто 10 лет и не стать виновником ДТП, то можно получить 50% скидку на приобретение полиса автогражданской ответственности.
Однако если вы становитесь виновником ДТП, то вся накопленная вами скидка сгорает и ее придется накапливать снова. КБМ закреплен за каждым конкретным водителем и не зависит от того на какой машине он ездит.
Если водитель аккуратно водит свой автомобиль, то его скидка ежегодно увеличивается на 5%, максимально он может получить скидку в 50%. То есть за 10 лет езды без аварий автолюбитель сможет получить скидку, которая равна половине стоимости полиса. Повторюсь еще раз, 10 лет без прерывного вождения транспортным средством. Но если страховой полис Обязательного Страхования АвтоГражданской ответственности был не ограниченным, то соответственно скидка потеряется. Проверка КБМ по единой базе РСА входит в обязанности страховой компании.
Проверить свой КБМ вы можете по единой базе РСА . Для этого следует зайти на сайт и заполнить специальную форму.
Заполнение формы для проверки КБМ:
Ваш КБМ будет отражен в самом низу формы.
Более подробно можно посмотреть в видео:
Бывают ситуации когда в базе РСА содержаться неверные данные о КБМ водителя. Что делать в таких случаях водителю? Давайте для начала рассмотрим причины, по которым могут возникнуть такие ошибки.
Ошибочные данные могут возникнуть в том случае, если водитель поменял свое водительское удостоверение. В этом случае первое, что необходимо будет сделать это проверить не менял ли гражданин свое водительское удостоверение. Данные о безаварийной езде передаются в единую базу РСА по данным закончившегося полиса автогражданской ответственности и соответственно если автолюбитель произвел замену своих прав, то данные в базе могут быть на водителя с его старыми правами.
Для того чтобы узнать так ли это следует проверить автолюбителя по его старым правам. В том случае, если скидка в базе РСА указана по старым правам то ее можно будет восстановить. Иногда ошибки возникают из-за неправильно введенных данных. Как уже было нами отмечено в единую базу РСА страховщики передают данные основываясь на тех данных, которые содержаться в их базе. Однако эту информацию в базы данных вводят обычные люди и бывает, что они допускают ошибки. В данной ситуации имеет место человеческий фактор и от этого увы никуда не деться.
При вводе данных оператор страховой компании может допустить ошибку или сделать опечатку. В том случае, если вы вводите информацию в базу данных и эта информация хоть на одну букву или цифру отличается от той, что содержится в базе программа выдаст вам ошибку, соответственно и скидка в таком случае пропадет. Иногда ошибки возникают в том случае, если автолюбитель водит несколько авто. В данном случае водитель может быть вписан в несколько договоров обязательного страхования одновременно.
И в каждом из этих договоров скидка КБМ может быть по данному водителю разной. Такое происходит из-за того, что до 1.01.2011 года агенты по страхованию давали скидку по предыдущему договору страхования. На тот момент единой базы не существовало. Если страховая компания, в которой вы оформляли договор прекратила свою деятельность в области страхования.
В том случае, если компания прекратила свою деятельность и не передала в базу РСА сведения о своих клиентах, то в базе просто нет информации, которая в ней должна содержаться и сделать уже увы ничего нельзя.
Бывает, что страховые агенты намеренно завышают стоимость полиса и прописывают не тот КБМ, который действует для данного водителя. Пользуясь неграмотностью многих водителей недобросовестные сотрудники СК тем самым поднимают себе зарплату.
Чтобы не допустить такого следует проверять свой КБМ по единой базе, к которой у каждого гражданина на сегодняшний день имеется свободный доступ. Если вас смущает сумма взноса по договору страхования вы можете самостоятельно произвести расчет, либо воспользоваться специальными сервисами, которые позволяют произвести расчет суммы страхового взноса онлайн по введенным вами данным.
С 1.04.2014 в силу вступили новые поправки, которые запрещают страховщикам применять КБМ по информации содержащейся в справках о безубыточности, на сегодняшний день все страховщики должны проверять сведения о безаварийности по единой базе РСА.
Сотрудники СК также обязаны своевременно предоставлять сведения о клиента в единую базу. Чтобы обезопасить себя от потери скидки следует выбирать надежную страховую организацию. На сегодняшний день проверка КБМ по единой базе РСА входит в обязанности страхового агента, также он обязан при оформлении полиса автогражданской ответственности проверить наличие у клиента карточки диагностического осмотра авто по базе ЕАИСТО . Без проверки этих данных заключать договора обязательного страхования СК не имеет права.
Многолетний опыт работы во всех областях юриспруденции и экономики
Коэффициент бонус-малус (КБМ) - коэффициент, соответствующий классу, присваиваемому водителю или собственнику транспортного средства, влияющий на . При заключении договора ОСАГО страховая компания обязана использовать сведения о предыдущих периодах страхования, содержащиеся в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА).
На сегодняшний день установлено 15 классов водителей, предусматривающих применение соответствующих коэффициентов.
Коэффициент бонус-малус (КБМ) определяется для каждого водителя транспортного средства индивидуально или для собственника транспортного средства, при условии, что договор заключен на условии неограниченного использования транспортного средства, и влияет на стоимость договора ОСАГО. КБМ изменяется в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущего, закончившегося не более года назад, договора обязательного страхования, по вине водителя, указанного в договоре транспортного средства.
Значение КБМ сохраняется вне зависимости от смены страховой компании. Показатель КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год. Порядок определения и применения КБМ описан в разделе «Порядок определения КБМ».
Как проверить текущее значение КБМ?
Проверить текущее значение КБМ возможно самостоятельно в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА): .
Замена водительского удостоверения (ВУ) и/или фамилии, имени и/или документа, удостоверяющего личность
Если вы поменяли водительское удостоверение и/или фамилию, имя и/или документ, удостоверяющий личность, необходимо внести изменения в действующий договор ОСАГО как можно скорее. Это необходимо для внесения корректных сведений в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков (АИС РСА) и присвоения правильного класса аварийности (КБМ) в будущем.
В соответствии с пунктом 8 ст.15 Федерального закона 40-ФЗ П: «В период действия договора ОСАГО страхователь обязан незамедлительно сообщать Страховщику в письменной форме об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора страхования». В случае одновременного действия нескольких договоров ОСАГО, необходимо вносить изменения в каждый из этих договоров ОСАГО.
Написать заявление на внесение изменений можно . Внести изменения в электронный полис ОСАГО можно через .
Порядок определения КБМ Полис с ограниченным списком водителей
По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством, указанным в договоре. При расчете страховой премии применяется наибольшее значение коэффициента КБМ. При отсутствии сведений о страховой истории водителю присваивается класс 3 (КБМ = 1). Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то коэффициент КБМ учитывается только в том случае, если вписываемый водитель является собственником транспортного средства в отношении которого был заключен предыдущий договор.
При отсутствии сведений в АИС РСА по указанным в договоре водителям им присваивается класс 3 (КБМ = 1).
Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (ТС), то предоставленные сведения учитываются только в том случае, если вписываемый водитель является собственником ТС.
В данном случае у вписываемого водителя нет страховой истории как у водителя, следовательно, для него определяется начальный класс 3 (КБМ = 1).
Если водитель вписан в несколько договоров ОСАГО, класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения ОСАГО, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.
Полис без ограничений
КБМ присваивается собственнику относительно конкретного транспортного средства, которое указано в договоре ОСАГО. Если у одного собственника несколько ТС и на каждое из них заключен договор ОСАГО на условии неограниченного использования транспортным средством, то КБМ по каждому из договоров может быть разным.
При внесении изменения договор ОСАГО в связи с переходом с ограниченного списка лиц допущенных к управлению транспортного средства, на неограниченный, КБМ по договору в отношении собственника транспортного средства применительно к данному транспортному средству будет установлен равным 1 , т. к. в АИС РСА нет информации о КБМ собственника для данного транспортного средства.
Если предыдущий договор был досрочно расторгнут
При заключении нового договора ОСАГО, класс аварийности (КБМ) будет равным классу, который был определен при заключении последнего закончившегося не более года назад договора обязательного страхования.
Если в результате ДТП вы являлись пострадавшей стороной, то выплата по данному ДТП никак не отразится на вашем классе аварийности (КБМ). Если вы стали виновником ДТП, то если:
Для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.
Если в течении более чем 1 года вы не участвовали в договорах ОСАГО, ни как водитель ни как собственник, то ваша страховая история «обнуляется» и при заключении договора будет использоваться 3 класс (КБМ = 1).
Что означает аббревиатура КБМ, должен знать каждый собственник транспортного средства. Ведь при расчете стоимости полиса ОСАГО такой показатель в обязательном порядке учитывается всеми страховыми компаниями.
Более того, при выполнении определенных условий, он может снизить цену страховки. Выясним, кто и в каких случаях может надеяться на получение скидки.
Если вы садитесь за руль автомобиля, то должны брать с собой ОСАГО – полис обязательного автострахования гражданского типа ответственности. Без такого документа вас ожидают на дороге неприятности, если, не дай Бог, вас остановит инспектор ГИБДД.
Приобретать полисы ОСАГО можно в любой страховой организации. А цена их варьируется с учетом нескольких факторов, одним из которых является безаварийная езда.
КБМ – коэффициент Бонус-Малус, который представляет собой скидку за езду без аварий. Возникло такое понятие еще в 2003 году. КБМ является одним из значений, которые отражаются на стоимости .
Учитывается аварийность, а значит, коэффициенты могут увеличить цену и понизить ее. Каждый КБМ имеет свой класс, актуальный на начало действия страхового контракта.
При реализации полисов страховщик должен пользоваться данными о коэффициентах такого типа из (российского союза автостраховщиков).
Если такая информация отсутствует, может использоваться при расчетах цены страховки КБМ, который равен 1.
не будет применяться или он будет равняться единице:
Страховыми организациями используется понятие:
КБМ присваивают на базе данных об аварийности по договорам обязательного страхования, что заключались ранее, и срок действия которых истек больше года назад.
Если такая информация о страховом прошлом автовладельца отсутствует, будет присвоено КБМ, что равен единице.
Класс водителей/собственников рассчитывают раз за время действия годовой страховки. Если есть выплаты по вине застрахованного лица, КБМ увеличивается только при составлении нового контракта.
Стоимость полиса будет определена с учетом скидки, независимо от того, продляется страховка в своей страховой компании, или гражданин решает перейти в другую фирму.
Возможность получить скидки есть у водителей/собственников транспорта, если при заключении новой страховки ОСАГО период действия старой страховки уже окончился.
Если заключен ограниченный договор ОСАГО, то есть, за руль имеют право садиться только определенные лица:
Если предыдущей страховкой не предусматривалось ограничение по количеству допущенных к управлению лиц, и выплаты отсутствуют, при составлении нового договора будет установлено понижающие коэффициенты водителям, которые при действии неограниченного полиса являлись владельцами авто. КБМ владельца будет пониматься, как КБМ водителя.
В том случае, если за руль может садиться неограниченное количество автомобилистов:
Если собственник сменился, или имел место полис с ограничениями, будет применяться коэффициент, что равен 1.
При досрочном расторжении договора водитель/владелец транспорта утрачивает скидку за такой период. Покупая новую страховку, будет применено такой же коэффициент, что и при заключении досрочно расторгнутого договора.
Если договор расторгается, перечисленные средства будут учтены при определении показателя КБМ для новой страховки обязательного характера.
Бывают случаи, когда водитель ни разу не попал в аварию, но его КБМ «обнуляется». В чем причина? Здесь может быть вина страховщика, который внес ошибочные данные в базу данных. Причина элементарна – невнимательность работника страховой организации.
В этом случае вы должны добиваться того, чтобы страховщик восстановил вашу безаварийность. Обычно такие вопросы удается решить только в судебном порядке.
Как действовать?
Сначала удостоверьтесь в том, что скидка действительно не предоставляется. После этого напишите заявление в РСА о восстановлении КБМ. Есть также возможность предоставления жалобы в ЦБ Российской Федерации.
КБМ – скидка за безаварийную езду. А значит, чтобы ее получить, нельзя попадать в аварии. Полис ОСАГО оформляют на год, а значит и расчетным периодом безаварийности будет год.
Так, к примеру, при приобретении страховки на машину, работник страховой компании проверит, было ли ДТП и как много в предыдущем году.
На данный момент есть 13 классов КБМ. Если автомобилист приобретает полис ОСАГО впервые, он получает класс 3, а позднее такой класс или увеличивается, или уменьшается.
Таблица коэффициентов Бонус-Малус:
Разберемся, как рассчитывается стоимость ОСАГО с учетом КБМ.
Используется такая формула:
Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС * КН * КП,
Приведем несколько примеров:
Собственнику машины присваивается КБМ 0,9 и класс 5, а второму водителю КБМ 1 класса 3. Расчетный коэффициент – 1 (третий класс).
Все данные об аварийности и страховых случаях есть в базе данных АИС. И выяснить такую информацию имеет право каждый водитель. Для этого можно воспользоваться интернетом, причем услуга является бесплатной.
Как узнать КБМ? Введите в соответствующие поля запрашиваемые данные о предыдущем страховом полисе. Система осуществит автоматический поиск по базе и выдаст результат.
Нужно ввести такие данные:
Вот несколько примеров, как выглядит форма для заполнения на разных сайтах.
Учитывайте количество страховых случаев и получите результат. Приведем пример того, как пользовать таблицей. У вас был 3 класс и не зафиксировано ни одной аварии:
Разберемся, как пользоваться таблицей таблица КБМ по ОСАГО:
Так как автомобилист покупал страховку впервые, его КБМ составлял 1. При заключении следующего договора КБМ составит 0,95, а класс – 4. Ежегодно (в случае безаварийной езды) коэффициент будет уменьшаться на 0,05 (то есть, 5 процентов).
Итак, чтобы снизить цену страхового полиса ОСАГО, достаточно ни разу не попасть в дорожно-транспортное происшествие в течение года. Имеются в виду аварии, где вы являетесь виновником. В таких случаях каждый год ваш полис будет дешеветь.
Максимальная скидка может составить 50 процентов. Согласитесь, неплохая мотивация, чтобы ездить аккуратно.
При расчете стоимости полиса ОСАГО используется ряд параметров (в том числе и коэффициент бонус-малус), увеличивающих или уменьшающих его цену. Итоговая сумма страховки вычисляется путем последовательного умножения базовой ставки на каждый из них. Такой метод позволяет страховщику сбалансировать стоимость полиса со степенью риска в каждом конкретном случае.
Важной составляющей формулы расчета является коэффициент бонус-малус (КБМ). Он может принимать значения от 0,5 до 2,45 и оказывает большое влияние на итоговый результат. Если минимальное значение КБМ наполовину снижает сумму страховки, то максимальное – увеличивает ее почти в два с половиной раза.
Этот принцип расчета заложен в основе и нашего онлайн-калькулятора ОСАГО .
Чтобы оценить риски возникновения будущих расходов, страховые компании учитывают не только региональную принадлежность и технические характеристики авто, но и навыки управления ТС конкретного водителя.
Страховщики напрямую заинтересованы в привлечении аккуратных водителей, которые не попадают в ДТП. А если и попадают, то очень редко и не по своей вине. Такие клиенты приносят компании прибыль, а она, в свою очередь, стимулирует подобный стиль вождения понижением значения КБМ.
Другими словами, коэффициент бонус-малус – это скидка водителю за безаварийное управление транспортным средством.
За каждый год безубыточного вождения страхователю начисляется 5% скидки, пока общий размер дисконта не достигнет максимального значения в 50%, что соответствует значению КБМ = 0,5. И наоборот, если водитель обращался за возмещением ущерба, то коэффициент бонус-малус повышается, увеличивая стоимость очередной страховки.
Удобнее всего определять коэффициент бонус-малус, пользуясь специальной таблицей.
Класс | КБМ | Количество страховых случаев (обращений за выплатой ущерба), произошедших в период действия договора ОСАГО | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
Класс, который будет присвоен | ||||||
M | 2,45 | 0 | M | M | M | M |
0 | 2,3 | 1 | M | M | M | M |
1 | 1,55 | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,4 | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Если договор страхования заключается впервые, то водитель автоматически получает начальный 3 класс (КБМ = 1).
Таблица скидок очень проста в использовании. Для расчета коэффициента бонус-малус достаточно знать исходное значение класса и количество страховых случаев, имевших место в период действия последнего договора ОСАГО. Исходный класс можно узнать в своей страховой компании или самостоятельно одним из указанных ниже способов проверки КБМ.
Практически все страховые компании на своих веб-ресурсах предоставляют возможность узнать КБМ онлайн. Кроме этого, в сети можно найти отдельные сервисы проверки текущего значения коэффициента, не связанные с определенным страховщиком.
Все проверяющие коэффициент бонус-малус сайты обращаются к базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Любой желающий также может воспользоваться онлайн-сервисом РСА и получить информацию напрямую без посредников.
Процедура определения коэффициента на сайте РСА интуитивно понятна и не вызывает особых проблем. Из документов потребуются только водительские удостоверения допущенных к управлению граждан РФ и действующий договор ОСАГО. Проверка проводится в отношении каждого из водителей по следующему алгоритму:
В качестве ответа должна появиться таблица с информацией о последней страховке и коэффициент бонус-малус, использованный при расчете страховой премии агента. Также система выдает сведения о количестве страховых случаев и значение нового КБМ.
Полученный результат вы можете проверить по таблице скидок, приведенной выше. Для этого берем исходный коэффициент бонус-малус, на основе которого рассчитывалась стоимость последнего полиса ОСАГО, и определяем новое значение класса в зависимости от количества страховых случаев. После этого находим его в первом столбце таблицы, а соответствующее ему значение КБМ (во втором столбце) и есть искомый коэффициент для расчета следующей страховой премии. В идеале он должен совпадать с результатами на сайте РСА.
При планировании будущих расходов на страхование ОСАГО нужно учитывать, что для расчета стоимости полиса берется максимальное из всех значений КБМ допущенных к управлению лиц.
Как узнать значение коэффициента бонус-малус для страховки без ограничений, если КБМ водителей заранее неизвестен? В таких случаях размер скидки определяется по собственнику автомобиля.
Все расчеты проводятся аналогично. Единственное отличие в том, что КБМ закрепляется за конкретным транспортным средством. То есть новый автомобиль того же собственника полностью обнуляет накопленный бонус и получает первоначальный показатель 3 класса.
Бывают случаи, когда сервис проверки КБМ выдает неверную информацию об отсутствии скидки или рассчитывает ее некорректно. При таком положении дел есть все шансы, что страховая компания в момент заключения договора получит такую же информацию и стоимость полиса ОСАГО будет необоснованно завышена. В этом случае лучше не ждать подобного развития событий и своевременно принять меры по исправлению ситуации.
Как восстановить КБМ по ОСАГО? На сегодня известны несколько способов. Рекомендуем последовательно использовать каждый из них до достижения положительного результата.
В сети есть множество платных и бесплатных ресурсов, предлагающих услуги по восстановлению КБМ. Мы не знаем, насколько надежен данный способ, но на подобных сайтах автолюбителям обещают быстрое решение проблемы, поэтому он и указан в списке первым. Аналогичные сервисы есть на сайтах некоторых страховых компаний. Возможно, они будут надежнее, чем страницы неизвестных интернет-ресурсов.
Если договор ОСАГО с завышенным КБМ уже заключен, можно написать заявление страховщику. Компания должна провести проверку и сделать перерасчет. Для этого нужно выполнить следующие действия:
Срок рассмотрения обращения – не более 10 дней. Если по истечении этого времени при повторной проверке значение КБМ не изменится, звоните в страховую компанию. Убедившись в том, что страховщик не намерен принимать меры по исправлению ситуации, можно переходить к следующему шагу.
Обращение в Российский союз автостраховщиков рекомендовано не только при отказе страховой компании вносить изменения в действующий коэффициент бонус-малус, но и в случае ликвидации страховщика, когда писать заявление просто некуда. Рассмотрим подробнее, как восстановить КБМ по ОСАГО в РСА:
Процесс восстановления коэффициента через РСА нельзя назвать оперативным, часто процедура растягивается на несколько месяцев. И не всегда результат бывает положительным.
Некоторые страхователи предпочитают сразу обращаться в Центральный Банк, считая этот способ самым надежным. Безусловно, так оно и есть, однако пропустив предыдущие два этапа велик риск получить от ЦБ предложение обратиться в страховую компанию. Поэтому использовать этот способ нужно только в качестве крайней меры, когда другие не принесли результата.
Для обращения в Центробанк нужно перейти в интернет-приемную на страницу подачи жалоб и выбрать пункт «Неверное применение КБМ (скидки за безаварийную езду) при заключении договора». Далее нужно перейти по ссылке и следовать указаниям системы.
После получения заявления, система отправит уведомление о приеме на указанный вами e-mail. Туда же будут приходить сообщения о ходе рассмотрения жалобы и результатах проверки. Как правило, через 30 дней после обращения в Центральный Банк проверка КБМ уже показывает правильный результат.