Промышленный переворот в России в конце XIX — начале XX веках. Промышленный переворот в России начался в XIX веке, его этапы и последствия для государства Как завершился промышленный переворот в 19 веке

Промышленный переворот в России

Х I Х век - время утверждения промышленного производства. Осуществление промышленного переворота являлось началом индустриальной цивилизации. Темпы, глубина технических преобразований в обществе зависели от политических условий. Там, где буржуазный класс получал политические свободы и права в ходе революции, перестройка промышленности шла быстрее, новые формы, утверждаясь, уничтожали старые. Там, где господствующим по-прежнему оставался класс земельных собственников, переворот в промышленности начинался позже, шел медленнее, опирался преимущественно на государственные инвестиции. А экономика в целом представляла собой симбиоз новейшего передового промышленного капитализма и старых, менявшихся под буржуазным воздействием форм собственности.

Временем промышленного переворота в Европе являлись конец XVIII - начало Х I Х века, а его родиной стала Англия.

Промышленный переворот - это система экономических, технико-технологических и социально-политических изменений, обеспечивающих переход от основанного на ручном труде мануфактурного производства к машинному. Завершающим этапом промышленного переворота является формирование машиностроительной отрасли. Предпосылками промышленного переворота стали:

1) накопление первоначального капитала;

2) формирование рынка свободной рабочей силы;

3) увеличение спроса на продукцию промышленного производства.

Промышленный переворот - общеисторический, закономерный этап в развитии мировой экономики.. Этот этап был пройден большинством стран Европы, Северной Америкой и Японией в основном в течении Х I Х века. В Англии, Франции и США предпосылки для него были созданы буржуазными революциями

XVII-XVIII веков. В России промышленный переворот начался до проведения буржуазных реформ, в условиях сохранения феодальных отношений. Первый этап пришелся на 30-40 гг. XIX века.

Наиболее бурно промышленный переворот в России на первом этапе происходил в хлопчатобумажной промышленности, где раньше стал применяться наемный труд, а строительство производственных помещений и оборудование не требовали больших затрат. Первым в России предприятием, оборудованным прядильными машинами, стала Александровская мануфактура, основанная в Петербурге в 1798 г. Прядильные паровые станки частично были выписаны из Англии, но большинство стало производиться в своей механической мастерской.

В 40-х гг. ХГХ века началось внедрение машинной техники и передовой технологии в металлургии, сахарной, шерстяной и некоторых других отраслях обрабатывающей промышленности.

Сначала машинизация русской промышленности происходила на базе импортных машин и оборудования. Однако постепенно создавалось и расширялось их собственное производство; в первое время при действовавших капиталистических мануфактурах для нужд собственного производства, потом по заказам, а далее - и на специализированных машиностроительных заводах. Среди наиболее крупных из них следует отметить казенный Александровский чугунолитейный механический завод, Невский завод, Сормовский завод и другие. Эти заводы положили начало становлению Петербурга как центра русского машиностроения.

Разные отрасли машиностроения имели неодинаковые успехи: наиболее удачно развивалось транспортное машиностроение, в меньшей степени - промышленное. Машинное оборудование, весьма примитивное и в незначительных,15 масштабах, начинает проникать даже в сельское хозяйство.

В 1802 г. на заводе сельскохозяйственных машин Вильсона была построена простая молотилка. С 1830 г. организуется заводское производство плугов и иной сельскохозяйственной техники русских конструкций. С 1840 г. в свеклосахарной промышленности стали применяться паровые машины. Екатеринбургская механическая фабрика начала производить паровые машины и котлы для пароходов.

Начало промышленного переворота привело к сдвигам в структуре русской промышленности. Решающее значение приобрела металлургия. Важную роль в экономике также играли кожевенная, шелкоткацкая, писчебумажная, свеклосахарная отрасли.

Происходила и отраслевая специализация промышленных губерний. В основном промышленное производство было сосредоточено в трех районах: Центральном, Петербургском и Уральском. Постепенно происходило некоторое оживление промышленности в окраинных районах.

Важным показателем начавшегося технического переворота является годовая выработка рабочего в обрабатывающей промышленности. За период с 1815 по 1825 гг. прирост выработки был 12 % с 1825 по 1845 гг. - 17%, с 1845 по 1855 гг. - 78 %. Подобного скачка в производительности труда русская промышленность не знала ни до этого периода, ни после.

Изменение экономических условий способствовало корректировке нормативно-правовой системы. Ряд законодательных актов касался купечества. Были уточнены разряды гильдейского купечества и права разных сословий. Были введены звания личного и потомственного почетного гражданина (за 20 лет пребывания в первой гильдии), титул барона за успехи в коммерции и предпринимательстве, предусмотрен переход в личное и потомственное дворянство при получении определенного чина. С 1832 г. действовали коммерческие суды для решения споров между предпринимателями. В 1850 г. был принят Торговый устав, который устанавливал правила учреждения предприятий в зависимости от их расположения и числа занятых рабочих. В 1836 г. были опубликованы правила организации акционерных компаний.

Крепостническая система определяла общие неблагоприятные, условия для развития промышленности. В стране был очень узкий рынок для_сбь1та промышленной продукции. У крестьян едва хватало денег на уплату повинностей. Они почти не покупали ни одежду, ни обувь, ни предметы домашнего обихода, а покупные товары передавали от поколения к поколению. Помещики тоже в значительной степени жили за счет продуктов из своих имений. Крепостное право мешало созданию рынка рабочей силы, формированию кадров промышленных рабочих. Отпущенные на оброк крестьяне, устроившись на работу в промышленности, могли быть в любое время отозваны помещиком. Крепостное право тормозило технический прогресс не только в деревне, но и в промышленности. Поскольку в вотчинных, приписных и посессионных мануфактурах использовался даровой принудительный труд, вопрос повышения производительности труда отступал на второй план.

В целом условия для частного предпринимательства в России были боле£ тяжелыми, чем в Европе. Крепостничества удерживало в деревне потенциальных a6o4Hx и фабрикантов. Сословные ограничения сдерживали хозяйственную инициативу людей. Но именно частное предпринимательство стало главным двигателем развития производительных сил страны и последующей модернизации всей экономической системы.

В начале ХГХ века были сделаны шаги в сторону поощрения банковского кредита. С 1817 г."начал действовать Государственный коммерческий банк. При проведении денежной реформы 1810 г. была открыта депозитная касса, а с 1841 г. ссудосберегательные кассы. Но в основном кредитование оставалось в руках частных лиц (ростовщиков, процентщиков), банкирских контор и торговых домов, которые нередко принадлежали иностранцам. Фактически капиталистически организованного коммерческого кредита в России не было. Начало ему было положено основанием Государственного банка в 1860 г.

Пути сообщения, транспорт в России были недостаточно развиты, что отрицательно сказалось на промышленном развитии. Выручали водные пути сообщения - полноводные реки, соединенные каналами. Строительство каналов продолжалось и в ХГХ веке, возникли Мариинская, Вышневолоцкая и Тихвинская системы. Вниз по рекам суда и плоты сплавлялись силой течения, которому "помогали" паруса и весла. На узких каналах применяли конную тягу. Баржи с товарами тянули идущие по берегу артели бурлаков. Первый пароход прошел по Каме в 1815 г., по Волге движение пароходов началось в 1840-х гг., а в 1860 г. имелось уже 339 пароходов. По суше перевозки осуществлялись гужевым транспортом. Между крупными городами были проложены тракты, а повсеместно использовались грунтовые дороги. Шоссе стали отпоить только в середине ХГХ века.

Необходимым условием прогресса и развития промышленности, торговли и внешних связей было создание железнодорожной сети. Железнодорожное строительство вызвало, к жизни транспортное машиностроение - стали организовываться паровозостроительные и вагоностроительные заводы. Все это создало обширный рынок для металлургии и отраслей топливной промышленности - каменноугольной и нефтяной.

В Донбассе и Приднепровье на чисто капиталистической основе вырос новый металлургический район с домнами на коксовой плавке, мартеновскими печами, железными рудниками. Железные дороги стали целью, средством и содержанием капиталистического развития России.

Первая железная дорога, проложенная в 1836 г. от Петербурга до Царского села, а затем продолженная до Павловска, экономического значения не. имела. Построенный Черепановым в 1833 г. в Нижнем Тагиле паровоз обслуживал только завод. В 1850-х гг. Николаевская (Петербург - Москва) и Варшавская (Петербург1 - Варшава) железные дороги положили начало железнодорожной сети страны.

В 1857 г. был утвержден Устав «Главного общества российских железных дорог», учрежденного иностранным капиталом. В 1857-58 гг. было создано еще несколько акционерных обществ для строительства отдельных железных дорог. Правительство оказывало им значительную финансовую помощь. Оно гарантировало получение 5% прибыли на вложенный капитал. Бели прибыль была меньше, то государство доплачивало разницу. Без такой гарантии частный капитал не шел в железнодорожное дело.

К 1861 г. в России было проложено железнодорожных путей на 1500 верст, в то время как в маленькой Англии - в 10 раз больше, а в Германии - в 7 раз. Но уже к 90-м гг. ХГХ века было построено около 26 тыс. верст новых линий. Россия вышла на первое место в Европе по протяженности железнодорожной сети и темпам ее создания. За эти годы была создана единая железнодорожная сеть страны -важнейшая составляющая инфраструктуры капиталистического рынка России. Новые промышленные районы были соединены со старыми, центральные - с колонизируемыми окраинами - Сибирью, Средней Азией. Это помогало распространению капитализма «вширь», укреплению единого всероссийского рынка.

В пореформенный период русская промышленность переживала, наиболее мощное и бурное развитие. За десятилетие (1881-1891) число предприятий увеличилось на 18,3%, число рабочих на 66%, а сумма производства удвоилась (с 1502 млн. руб. до 3006 млн. руб.). В целом для промышленного подъема 1890-х гг. было характерно преимущественное развитие тяжелой индустрии. Темпы ее роста были почти вдвое выше, чем в легкой. В результате и доля первого подразделения в общем объеме промышленного производства поднялась почти до 30 % Добыча угля, выплавка чугуна за 10 лет утроилась, добыча нефти выросла в 2,5 раза, железной руды - в 3,5 раза, продукция машиностроения - в 4 раза, а производство хлопчатобумажных тканей - на 75% , "..

В_1_890-е гг. в стране сложились новые промышленные районы: Донбасс и Закавказье. Здесь к этому времени развилась новая отрасль - нефтяная. История ее создания являла собой типичный пример нового капиталистического производства. Крупнейшей нефтепромышленной компанией здесь стало «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» («Бранобель»), которое с самого основания в J870 г. создавалась как концерн, объединяющий основные отрасли нефтяного производства - добычу и переработку, транспортировку, хранение и сбыт. Компания «Бранобель» прокладывала нефтепроводы на промыслах, строила нефтеналивные суда и вагоны-цистерны. К началу нового века эта фирма стала главным российским производителем нефтепродуктов, вытеснив иностранных конкурентов с внутреннего рынка.

В 80-90-е гг. Х I Х века капитализм свободной конкуренции сменяется стадией государственно-монополистического капитализма (ГМК). ГМК характеризуется образованием монополий и усилением вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Причем такое положение в экономике выгодно и для государства, и для частного предпринимательства. Для ГМК характерно образование финансовой олигархии и концентрация производства. _

К концу Х I Х столетия господствующее положение в хозяйственной жизни страны заняли акционерные компании. Изменилась роль банков. Результатом конкуренции стало образование крупных банков. Концентрация производства обусловила и концентрацию рабочих на крупных предприятиях*Конкуренция приводит к необходимости выработки определенных соглашений которые гарантировали бы получение прибыли. Это приводило к возникновению монополий разных видов: синдикатов, картелей, трестов, концернов. В России первые монополии стали появляться в 80-х гг. Х I Х века (Союз рельсовых заводов). Важнейшим признаком монополистического капитализма являлся вывоз капитала. Так, в 1890-е гг. в российскую экономику хлынул иностранный капитал. Высокие импортные пошлины в России препятствовали ввозу товаров, но можно было ввезти капитал, построить заводы и потом продавать товары без пошлин. В 90-х гг. XIX века иностранцам принадлежало 1/3, а к 1900 г. - примерно половина всего акционерного капитала страны. В горнодобывающей промышленности до 70% капитала находилось в руках иностранных владельцев. Причем до 96% всех зарубежных капиталов приходилось на 4 европейские страны: Францию, Германию, Англию, Бельгию.

Помимо технической и экономической сторон промышленного переворота следует выделить социальную - оформление двух классов капиталистического общества: буржуазии и пролетариата. В 60-90-е гг. ХГХ века в России резко увеличивается численность городского населения. Крупнейшими городами являлись Москва, Санкт-Петербург, Киев, Варшава. .

Особенности исторического развития придали специфический характер- российскому капитализму. В настоящее время получила распространение концепция, согласно которой Россия являлась страной второго эшелона капиталистического развития, т.е. такой, которой свойственно догоняющее развитие.

Следует отметить, что.сжатые сроки развития капитализма, регулирующая роль государства, длительное сохранение феодальных пережитков нарушили естественную последовательность формирования капиталистических структур. Все эти факторы способствовали тому, что в российском капитализме была представлена не только крупная фабрично-заводская промышленность, но и такие ранние формы, как мануфактура, система домашнего труда, мелкотоварное производство. Формировавшийся крупный капитал одновременно и разрушал, и консервировал их, создавая тем самым препятствие для собственного развития.

Таким образом, промышленный переворот в России имел ряд особенностей:

во-первых, он начался в условиях феодально-крепостнической системы и не был подготовлен буржуазными революциями, как во Франции, Германии, Англии;

во-вторых, для него характерна неравномерность развития производительных сил. Большое значение имели Юг, Закавказье, Прибалтика, а районы Сибири, Средняя Азия вообще не были развиты в промышленном отношении;

в-третьих, высокая концентрация производства в 1880-90-х гг. привела к
значительной концентрации рабочей силы, по этому показателю Россия занимала
1 место в Европе;

в-четвертых, наряду с крупной промышленностью в экономической жизни важную роль продолжало играть мелкое товарное производство, крестьянские промыслы, что позволяет говорить о многоукладном характере российской экономики;

в-пятых, Россия являлась выгодным рынком для иностранного капитала, который привлекали дешевая рабочая сила и неограниченные сырьевые возможности, однако западному капиталу не удалось приспособить к своим интересам экономику России, которая не стала ни. колонией, ни полуколонией;

в-шестых, особенно быстро развивались на первом этапе промышленного переворота текстильная и пищевая отрасли, но в 80-90-е гг. они были вытеснены нефтедобывающей, машиностроительной, химической отраслями;

в-седьмых, промышленному подъему содействовало крупное железнодорожное строительство, особенно в 90-е гг. ХГХ века. По протяженности железных дорог Россия занимала второе место в мире и первое в Европе.

«Догоняющий» характер экономического развития страны придал капиталистической эволюции неравномерный, импульсивный характер и ограничивал развитие свободной конкуренции и монополизации, что предопределило специфику экономических процессов в начале XX века.

Внедрение машин на предприятиях, замена водяного двигателя паровым означали смену мануфактурного периода капитализма, основой которого являлась ручная техника при большом разделении труда, новой, более высокой стадией в развитии капитализма: стадией крупной индустрии, которой присуща машинная техника и разделение труда.
Широкое внедрение машин, возможное только в сочетании с наемным трудом и капиталистической формой производства, приводит к промышленному перевороту.
В Англии, где раньше других стран широко использовались машины, промышленный переворот произошел еще в последние десятилетия XVIII в.
В России, в силу господства крепостничества, обусловившего экономическое отставание ее, промышленный переворот произошел значительно позднее. Начался он в дореформенное время, в 30-40-х годах XIX в., когда во многих, но еще далеко не во всех отраслях промышленности стали использоваться паровые двигатели и внедряться машины, а закончился он уже в пореформенное время, в 70-х и частично в 80-х годах XIX в.
Некоторые советские историки, ссылаясь на единичные факты применения машин, писали, что мануфактурный период капитализма заканчивается в России в 90-х годах XVIII в. на том основании, что в 1795 г. была установлена первая паровая машина на машиностроительном заводе Берда. Однако этот аргумент совсем не убедителен. Одна машина не делает переворота в технике всех других предприятий. Не случайно, конечно, погибла изобретенная Ползуновым паровая машина, как и похороненные под спудом крепостного хозяйства многие другие изобретения, сделанные тогда и позднее в России, так как капиталистические мануфактуры в России в то время не имели достаточных условий для перерастания в капиталистическую фабрику. Но не только применение одной машины, но и применение их в большем, но все же единичном числе, «спорадически», не означало еще начала в первой четверти XIX в. промышленного переворота в России. Более серьезные сдвиги в области применения машин в России наблюдаются с 30-х и даже с 40-х годов XIX в. В это время в более широкой степени используются в качестве двигательной силы пар и применяются различные машины (прядильные, механические, ткацкие станки и пр.).
Так, в 1846 г. в России было 700 тыс. прядильных веретен, приводившихся в действие паром, и в 1859 г. - около 1600 тыс., а перед реформой 1861 г. - 2 млн. веретен. На прядильных фабриках используются прядильные машины, которые с 1842 г. было разрешено вывозить из Англии.
Перед реформой 1861 г. в России использовалось несколько тысяч механических ткацких станков, применялись ситценабивные и ситцепечатные машины. Но вместе с этим надо указать и на то, что Россия, в силу господства крепостничества, сильно отставала от Англии, бывшей тогда передовой капиталистической страной, где в это время было уже 30 млн. механических веретен и 400 тыс. паровых ткацких станков.
Из других отраслей промышленности, в которой относительно широко применяется механическая энергия, надо отметить свеклосахарную. В свеклосахарной промышленности в 1848-1849 гг. заводы, использовавшие паровую энергию, давали 44% всей продукции, а в 1860-1861 гг.- 85%. Даже в металлургической промышленности, наиболее отсталой, появляются прокатные станы для выделки железа, применяется пудлингование, производятся опыты бессемеровского способа продувки железа. Пудлингование применялось в 1837 г. на казенном Камско-воткинском заводе, в 40-х годах на одиннадцати заводах Урала, на двух московских заводах и т. д. По подсчетам С. Г. Струмилина, перед реформой 1861 г. пудлинговые печи давали около половины металла. Замена водяной энергии паровой на уральских заводах шла медленно, однако и здесь перед реформой паровыми машинами и водяными турбинами давалось 18% двигательной энергии.
Начавшийся промышленный переворот нашел свое выражение и в области транспорта, где стали применяться паровые машины на пароходах, строятся первые железные дороги. В этом отношении русские инженеры и мастера своими изобретениями опережают во многих случаях западных изобретателей, но в силу косности крепостного строя, тормозившего прогресс в России в области техники, многие русские изобретения оставались под спудом и не использовались. Примером может служить постройка в 1833 г. первого паровоза отцом и сыном Черепановыми. Однако их изобретение не реализовалось и в 1837 г. паровозы выписывались в Россию из Англии. Примером косности крепостников и тормозящей роли феодально-крепостнической надстройки может служить и тот факт, что несмотря на постройку для парохода «Геркулес» в 1832 г. паровой машины, изобретенной в Англии позднее, лишь в конце 30-х годов, русский военный флот к войне 1855 г. был парусным, а английский и французский в своей основе - паровым. В 1840 г. в России насчитывалось 16 пароходов, в 1850 г.- 99, а в 1860 г.- 339.
Существующая феодально-крепостническая надстройка тормозила развитие производительных сил, в частности тормозила развитие техники, и поэтому промышленный переворот в России затянулся на такой долгий срок и завершился лишь в пореформенное время - в 60-70-х и частично 80-х годах XIX в. Но несмотря на препятствие со стороны устаревших производственных отношений, производительные силы неуклонно прокладывали себе дорогу и в России увеличивалось производство машин внутри страны. Показателем технических сдвигов, происшедших во второй четверти XIX в., является возникновение в России машиностроительных мастерских и заводов, число которых в 1851 г. равнялось 29, со стоимостью их производства в 478 тыс. рублей, а в 1860 г.- 99 предприятий, со стоимостью производства в 7954 тыс. рублей.
Но эти заводы не могли удовлетворить потребностей, котооые выросли в связи с применением машин в 30-50-х годах, особенно в текстильной промышленности, и поэтому все большую роль играет ввоз инструментов и машин из-за границы.
Все эти данные показывают, что в 30-50-х годах XIX столетия по сравнению с первой четвертью XIX в. происходит значительный рост промышленности России.
Этот рост происходил на основе укрепления капиталистической мануфактуры и фабрики, дальнейшее развитие которых требовало уничтожения крепостничества. Наряду с этим в 30-50-х годах XIX в. предельно обострился кризис и разложение крепостного барщинного и оброчного хозяйства.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Стали переходить от мануфактур к машинному производству. Промышленный переворот изменил экономический облик Европы, она стала развитой и недосягаемой для крепостной России. И тем не менее прогресс - это процесс, который рано или поздно затрагивает любое государство. Всеобъемлющий промышленный переворот в России начался только в конце XIX века.

Промышленная оттепель в России: причины, предпосылки, факторы отставания

Начало промышленного переворота в России и сегодня остается спорным вопросом. Существует несколько мнений относительно начала этого исторического процесса.

Историк-экономист Станислав Густавович Струмилин первым назвал хронологию модернизации промышленности России. Он обозначил ее в рамках 1830-1860 годов.

Современная историография считает более обоснованным временной период с 1850 по 1880 год.

Предпосылки переворота:

  1. Научно-технический прогресс - изобретение паровых двигателей, станков и машин, минимизирующих ручной труд.
  2. Постепенное внедрение капиталистических отношений — использование вольнонаемных рабочих, накопление капитала.

Только к середине XIX века Россия стала переходить на капиталистические рельсы. Но существовало множество факторов, тормозивших промышленную революцию. Основным и самым весомым было крепостное право. Дешевизна крепостного труда обуславливала нежелание крупных промышленников внедрять новые технологии. Вольнонаемный труд был больше необходимостью, чем стремлением. Внутренний и внешний рынок был аморфен и малодинамичен. Государство стимулировало развитие производства. Аграрный сектор был неразвит, что, в свою очередь, сказывалось на динамике внутреннего национального рынка.

Несмотря на то что промышленный переворот в России начался гораздо позже, чем в странах Европы и США, он привел к инновационному типу экономического развития и формированию новых социальных прослоек населения.

Характерные черты промышленного переворота

Несмотря на существенное давление государства, промышленная революция стартовала, хоть и носила вялотекущий характер.

Отмена крепостного права в 1861 году обусловила формирование новых социальных классов - пролетариата и промышленной буржуазии. Вольнонаемные рабочие, в прошлом крепостные крестьяне, стремились в города, чтобы получить работу на крупных фабриках и заводах, хоть и за мизерную оплату труда. Огромные ресурсы государства и дешевая рабочая сила давали таким предприятиям многомиллионные прибыли, что как нельзя лучше способствовало развитию производства и относительной его индустриализации.

Правительство начинает принимать меры для активизации таких секторов экономики, как промышленность и торговля. Неоднократно повышались таможенные пошлины на сырье. Ввоз инновационного оборудования и вывоз готовой продукции поощрялся.

С 1861 года лидерами в промышленности стали такие отрасли, как:

  • угольная добыча;
  • металлургия;
  • судостроение;
  • строительство железных дорог;
  • легкая промышленность: текстильная и хлопчатобумажная отрасли.

Банковская и кредитная сфера после длительного упадка вошла в позитивное русло. Было создано более 40 банков, более 200 страховых и кредитных предприятий. К тому же вклады государственных банков в экономику увеличились в несколько раз. В таких благоприятных условиях начинается интенсивный приток иностранного капитала.

Реформирование России

Начало промышленного переворота в России историки связывают не только с ликвидацией крепостничества, но и с повсеместным реформированием государства.

  • Финансовая реформа 1860 года - создание государственного банка.
  • Налоговая реформа, 1863 год - введение единой системы акцизов и патентов.
  • Земская реформа 1864 года - активизация кустарного промысла за счет организации артелей.
  • «Положение о пошлинах на право торговли и промыслы» привело к уравниванию сословий в возможности заниматься частным предпринимательством.

Этапы промышленной революции

Промышленный переворот в России начался в середине XIX века и проходил в три этапа:

1861-1881 гг. зарождение капитализма, реформирование государства, скачок отраслей легкой и тяжелой промышленности.

80-90-е годы XIX века - пик промышленной «весны».

1890-е годы XIX века - 1905 гг. - кризис капитализма, социальной и экономической жизни, завершение промышленного переворота в России.

Итоги промышленного "бума"

Промышленный переворот в России начался в середине XIX века, вывел крепостное государство с отсталой экономикой на новый этап развития. Россия вступила во всемирно-исторический процесс, приведший к скачку не только в экономике, промышленности, социальной сфере, но и значительно изменил мировоззрение народонаселения государства. Формирование капиталистических отношений в той или иной мере привело к революции, свержению монархии как одного из пережитков старой системы.

Тем не менее промышленная «весна» в крепостном государстве имела свою специфику. Особенности промышленного переворота в России заключались в ее «молниеносных» темпах. В монархическом государстве переход к машинному типу производства не сопровождался переходом к индустриальному или агроиндустриальному типу экономики. Несмотря на произошедший скачок в промышленности, он не привел к быстрому развитию машиностроения.

Промышленный переворот - это преобразование мануфактурного производства, обусловленного ручным трудом, в фабричное. Основывается процесс на широком использовании машин. в России начался в 19-м столетии, в 30-х-40-х годах, и закончился в 80-е годы того же века.

Индустриальный переход начинался с тех отраслей, в которых ручной труд был наиболее распространен. Первой была хлопчатобумажная промышленность. Машины начали внедрять в писчебумажное, суконное и прочее производство. Начали также создаваться машиностроительные предприятия в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах.

Промышленный переворот в России на первом этапе характеризовался активным развитием транспорта, железнодорожного и пароходного, прежде всего. В 1837 году была создана первая железная дорога. Она связала Царское село и Петербург. А в 1851 году рельсы были проложены между Петербургом и Москвой.

Индустриальный переход в стране начался позднее, нежели в европейских государствах, более развитых экономически. Так, например, в Англии уже в шестидесятые годы 18 столетия начали создаваться первые фабрики.

Промышленный переворот в России начался в условиях крепостнической экономики. Это, безусловно, весьма негативно отразилось на темпах и географии индустриального перехода. В результате промышленные предприятия достаточно неравномерно распределились по территории страны.

Промышленный переворот в России в самом своем начале характеризовался и некоторыми замедлениями в создании крупных капиталов. Будучи выходцами из крепостных, многие предприниматели не были наделены юридическими правами. В связи с этим владеть фабриками они не могли, оставаясь в зависимости от власти помещиков.

Индустриальный переход в России не способствовал развитию новых классов - промышленного пролетариата и буржуазии. Это было связано с сохранением хозяйственной крепостнической системы. Рабочие фабрик и заводов были крестьянами-отходниками. В связи с этим на предприятиях состав рабочих не был постоянным, а сами трудящиеся имели довольно низкий уровень квалификации.

Вторая началась на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов 19 столетия. В этот момент более половины всего промышленного товара выпускалось предприятиями, которые были оснащены оборудованием и которые и приводили это оборудование в действие.

Индустриальный переход затронул (кроме хлопчатобумажной, писчебумажной и свеклосахарной отрасли) металлообрабатывающую и горнозаводскую, суконную и текстильную, машиностроительную и шерстяную промышленность. К этому моменту над кустарным и мануфактурным преобладало фабричное производство.

Индустриальная революция на втором этапе имела свои особенности. Переход продолжался уже в новых условиях: было отменено проведена Все эти преобразования устранили многие препятствия на пути формирования капиталистической системы в государстве.

Кроме того, начали формироваться новые промышленные отрасли: нефтехимическая, машиностроительная, химическая и прочие.

Индустриальный переход обусловил появление областей (Баку, Криворожье, Донбасс), свободных от традиций крепостничества и бурно развивающихся в новых социально-экономических и технических условиях.

Бесспорно, промышленный переворот имел важные социальные результаты. Стали формироваться новые классы. После реформ промышленная буржуазия начала пополняться выходцами из чиновников, крестьян, купцов, дворян.

Рабочий класс также активно формировался. При этом пролетариат продолжал находиться в тяжелом положении. Условия труда были неудовлетворительными, рабочий день был очень длинным, царило бесправие, отсутствовало трудовое законодательство, медицинское страхование. В результате в восьмидесятые-девяностые годы прошли первые выступления рабочих (например, Морозовская стачка в 1885-м г.).


Исторические предпосылки развития крупной машинной индустрии были созданы мануфактурной формой капиталистического производства. Первоначальное накопление капитала обеспечивало дальнейшее развитие капиталистических отношений - с одной стороны, создание армии лишённых средств к существованию людей, которые могут предложить в качестве товара лишь свою рабочую силу, и, с другой стороны, накопление крупных денежных богатств, используемых формирующимся классом капиталистов для приобретения средств производства и рабочей силы. Рост капиталистического производства неизбежно влёк за собой быстрое расширение как внутреннего, так и внешнего рынков; однако стремление буржуазии к ускоренному накоплению капитала наталкивалось на ограниченные возможности основанного на ремесленной технике мануфактурного производства.

В результате происходит окончательная победа капиталистического способа производства над феодальным. Промышленный переворот даёт мощный толчок капиталистическому обобществлению производства; в условиях фабричной системы кооперативный характер процесса труда диктуется природой самого средства труда.

Многие раздробленные процессы производства сливаются в один общественный производительный процесс. Вместе с тем утверждение крупной машинной индустрии служит важнейшей предпосылкой реального подчинения труда капиталу и резкого обострения антагонистических противоречий капиталистического способа производства.

Характеризуя переход к фабричной системе, Карл Маркс отмечал, что машина сама по себе сокращает рабочее время, между тем как её капиталистическое применение удлиняет рабочий день; сама по себе она облегчает труд, капиталистическое же её применение повышает его интенсивность; сама по себе она знаменует победу человека над силами природы, капиталистическое же её применение порабощает человека силами природы; сама по себе она увеличивает богатство производителя, а при капиталистическом применении превращает его в паупера.

В первое пореформенное 20-летие окончательно сформировались основные промышленные районы России - Московский, Петербургский, Уральский и Южный. В Московском районе преобладала текстильная промышленность, Петербургский район приобрел уклон в сторону металлообработки и машиностроения. Уральский и Южный были базой металлургической промышленности.

Самым мощным из них был Московский, опиравшийся на развитую кустарную промышленность центральных губерний (Московской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Тверской). Кустарь-одиночка-основа и начало промышленного развития в любой стране. Выходя на рынок товаров, кустарь попадает под власть скупщика. Скупщик постепенно стягивает кустарей в свою мастерскую. С течением времени мастерская превращается в фабрику, где ручной труд заменяется машинным. Переход от ремесленной мастерской (мануфактуры) к фабрике называется промышленным переворотом.

Промышленный переворот, система экономических и социально-политических изменений, в которых нашёл выражение переход от основанной на ручном труде мануфактуры к крупной машинной индустрии.

Начало промышленного переворота - изобретение и применение рабочих машин, а завершение - производство машин машинами, т. е. развитие машинного производства, основанного на широком использовании машинной техники.

Начало промышленного переворота стало наиболее заметным явлением в развитии русской промышленности. В техническом плане он выразился в переходе от мануфактуры (где уже наблюдалось внутрипроизводственное разделение труда и частично применялось водяное колесо) к фабрике, оборудованной паровыми двигателями. Социальный аспект состоял в том, что в ходе промышленного переворота происходило быстрое формирование двух классов капиталистического общества - промышленного пролетариата и буржуазии.

В отечественной историографии существуют различные точки зрения относительно времени начала и завершения промышленного переворота. Так, С. Г. Струмилин считал, что промышленный переворот в России завершился еще до отмены крепостного права, в отличие от него П. Г. Рындзюнский предполагал, что переворот происходил в 60-90-е годы XIX в. Большинство историков относит его начало к 30-40-м годам XIX в., связывая его с распространением на транспорте и в промышленности паровых машин.

По новейшим подсчетам, на рубеже 50-60-х годов XIX в. фабрики составляли около 18% от общего числа крупных предприятий, на них было занято почти 45% всех рабочих (почти 300 тыс. человек).

Крепостное право в России задерживало как техническое переоснащение предприятий, так и формирование пролетариата. Широкое применение новой техники требовало перехода к наемному труду, но труд крепостных и посессионных рабочих обходился дешевле, чем затраты на механизацию производства и покупку рабочей силы. Противоречие заключалось и в том, что, будучи более дешевым, такой труд был гораздо менее производительным по сравнению с трудом вольнонаемных рабочих. В то же время значительная часть этих рабочих состояла из крепостных крестьян, отпущенных на оброк.

Несмотря на тормозящее влияние крепостного права, развитие промышленности с началом промышленного переворота значительно ускорилось, однако от европейских стран Россия в это время отставала все больше и больше (особенно заметно это было при сравнении количества продукции, приходящейся на душу населения).

К 1825 г. в России существовало 5261 промышленное предприятие. В металлургии, основанной на принудительном труде и работавшая лишь на госзаказ, наблюдался застой. Полотняная отрасль, где также работали в основном подневольные люди, клонилась к упадку. Зато хлопчатобумажное производство, опиравшееся на вольнонаемный труд и ориентировавшееся на широкий внутренний рынок, достигло больших успехов. Именно в хлопчатобумажной, а также бумагоделательной и суконной отраслях и начался промышленный переворот. Растет импорт машин. Возникают собственные машиностроительные предприятия, которых к 1851 г. насчитывалось уже 19. В 1860 г. в России было 800 тыс. рабочих.

С отменой крепостного права, тормозившего развитие индустрии, происходит некоторый застой (многие подневольные рабочие ушли с заводов), но затем начинается бурный промышленный рост. В 3 раза выросла продукция машиностроения, в 2 раза выплавка стали, в 200 раз - добыча нефти. Уже в 1860-х гг. фабрики производили более 50 % продукции обрабатывающей промышленности, доля которой во всем промышленном производстве доходила почти до 2/3. Расцвет промышленности был обусловлен высвобождением миллионов рабочих рук, государственными инвестициями, развитием железных дорог. Росла концентрация производства. В 1879 г. действовало 81 предприятие более чем с 1000 рабочих. В России шло формирование рабочего класса - пролетариата, который стал активно бороться за свои права. Уже в 1880-х гг. (при Александре III) возникает рабочее законодательство: ограничивалась эксплуатация детского и женского труда, штрафы с рабочих перестали поступать фабрикантам, создавалась фабричная инспекция и т. д.

В России промышленный переворот начался в середине XIX в. В разных регионах страны и отраслях промышленности он протекал неодинаково. В хлопчатобумажной промышленности он раньше начался и быстрее завершился. А в целом по стране машинное производство победило к концу XIX в.

Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30-40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830-1850-е гг.) и пореформенный (1860-1880-е гг.).

Первый этап промышленного переворота. Переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд. Пионерской в этом отношении стала хлопчатобумажная промышленность (бумагопрядение, ситцепечатание). Машины внедрялись также в суконной, писчебумажной промышленности, в сахароварении. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.). Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург - Москва.

Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности: - начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах (в Англии, например, первые фабрики появились в 60-е гг. XVIII в., во" Франции - в начале XIX в.); - начался в условиях господства крепостнической экономики, что самым негативным образом сказалось на его темпах и географии (неравномерность размещения промышленных предприятий по территории страны); - сдерживался относительной замедленностью формирования крупных предпринимательских капиталов (многие промышленники были выходцами из крепостного крестьянства, не имели юридических прав на владение фабриками, оставались в зависимости от помещиков, значительную часть доходов отдавали в виде оброка и высокой заработной платы, часть которой являлась тем же оброком, который крестьяне-отходники отдавали своим владельцам); - не стал в дореформенной России причиной быстрого роста новых классов - промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.

Причины состояли в сохранении крепостнической системы хозяйства. Факторы, сдерживавшие рост буржуазии, отмечены выше. Что касается фабрично-заводских рабочих, то ими были главным образом крепостные крестьяне-отходники. Отсюда сезонность, непостоянство состава, низкий уровень квалификации и др.; - происходил при непосредственном (государственные заказы, вложение казенных капиталов) и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства. Второй этап промышленного переворота. Показателем завершения технического обновления промышленности считается момент, когда более половины всей промышленной продукции выпускается предприятиями, оборудованными машинами и паровыми двигателями, приводящими эти машины в действие. В России этот момент наступил на рубеже 70- 80-х гг. XIX в. К хлопчато- и писчебумажной, свеклосахарной промышленности добавились текстильная, суконная, шерстяная, металлообрабатывающая, горнозаводская, машиностроительная промышленность. Фабричное производство к этому времени уже преобладало над мануфактурным и кустарным.

К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он:

Происходил в новых условиях, после отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 г., снявшей многие преграды на пути развития капитализма в стране;

Сопровождался возникновением новых отраслей промышленности

Нефтехимической, химической, машиностроительной и др.;

Привел к появлению промышленных районов, свободных от крепостнических традиций, бурно развивавшихся на новых технических и социально-экономических основаниях (Донбасс, Криворожье, Баку), и временному упадку районов, где ранее преобладала крепостническая промышленность (Урал);

Сопровождался быстрым развитием транспорта, прежде всего железнодорожного («железнодорожная горячка» начала 70-х гг., общий рост протяженности железных дорог в 1861-1891 гг. почти в 19 раз, грузооборота - в 25 раз);

Имел важные социальные последствия.

Новым явлением было формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Реформа сняла многие преграды, мешавшие количественному росту и социальному самоопределению буржуазии. Она пополнялась выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло, а ее политическое влияние оставалось недопустимо малым. Высокими темпами шло формирование рабочего класса (менее 10% населения к началу XX в.). Его ядро составляли рабочие, занятые на промышленных предприятиях, горных работах, железных дорогах. Положение рабочего класса было тяжелым: длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие, отсутствие трудового законодательства и медицинского страхования. В 80- 90-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (Морозовская стачка 1885 г.) с требованием улучшить условия их труда и быта; - чрезвычайно значительным оставалось участие государства в развитии промышленности (казенные заказы, закладка государственных предприятий, государственные субсидии и кредиты и др.).

Замена ручного труда машинным резко повысила производительность труда. Это был огромный скачок в развитии производительных сил общества. Но кустарное производство не было полностью вытеснено фабричным. Мелкое производство ближе к потребителю. Нередко оно более отзывчиво на требования рынка и моды. Наконец, в некоторых случаях оно граничит с искусством. Дымковские глиняные игрушки (Вятская губерния), федоскинская лаковая миниатюра и жостовская роспись по металлу (Московская губерния) расходились по всей России.

Промышленный переворот представлял собой общеисторическое явление, характеризовавшее определенный этап развития капитализма в промышленности ряда стран; однако вызревание предпосылок перехода от мануфактуры к крупной машинной индустрии происходило неравномерно.

Промышленный переворот в России начался в 1-й половине 19 в. Переход от мануфактуры к фабрике прежде всего происходил в хлопчато-бумажной промышленности, а затем и в др. отраслях. Замена ручного труда машинным резко повысила производительность труда и вызвала огромный скачок в развитии производительных сил. Однако для развития промышленного переворота требовались значительное число свободных наёмных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции и приток в производство крупных капиталов. Создание этих условий тормозилось существованием в России крепостного права. Поэтому в дореформенный период переход от мануфактуры к фабрике вёл к дальнейшему обострению кризиса феодально-крепостнической системы, приближая падение крепостничества.

Показателем завершения технической перестройки промышленности является наступление момента, когда в ведущих отраслях производства основная масса продукции изготовляется предприятиями, оборудованными системой машин, приводимых в движение силой пара. В дореформенный период в России лишь в хлопчатобумажной (а именно в прядении и ситцепечатании), свеклосахарной и писчебумажной промышленности основная масса продукции изготовлялась на предприятиях фабричного типа. В остальных ведущих отраслях переход от ручного труда к машинному в основном завершился к концу 70-х - началу 80-х гг. 19 в. В 1879 в отраслях текстильной промышленности с помощью машин производилось от 54,8% (суконная и шерстяная) до 96,3% (бумагопрядение) всей продукции. На металлообрабатывающих предприятиях машинами производилось во всех отраслях 86,3% всей продукции, в свеклосахарной промышленности - 85,1%. В 1882 в горнозаводской промышленности пудлинговые печи, сменившие кричные горны (см. Металлургия), давали около 90% всего металла, а 63% энергетических мощностей чёрной металлургии приходилось на паровые установки. Но в ряде отраслей промышленности ещё господствовал ручной труд (мебельная, кожевенная и др.). Техническое перевооружение транспорта также в основном закончилось в пореформенный период. В 60-70-х гг. 19 в. построено более 20 тыс. км железных дорог, т. е. создана основа ж.-д. сети. Важной особенностью Промышленный переворот в России было слабое развитие ряда отраслей машиностроительной промышленности (прежде всего станкостроения). Постоянные наёмные рабочие имелись в России ещё в эпоху крепостничества. Однако они ещё не были пролетариями, поскольку в большинстве своём не имели личной свободы. Лишь отмена крепостного права превратила постоянных наёмных рабочих дореформенной эпохи в подлинных пролетариев. После крестьянской реформы 1861 формирование пролетариата шло быстрыми темпами. Его ряды складывались из промышленных рабочих крепостной эпохи, безземельных и малоземельных крестьян, а также крестьянства, разорившегося в процессе расслоения.

К началу 80-х гг. в основном завершилось формирование пролетариата как класса. Постоянные наёмные рабочие составляли в это время большую часть всех промышленных рабочих (в 1886-93 в 9 фабричных округах Европейской России 71,8%; в округах с высокоразвитой промышленностью ещё выше: в Петербургском - 89,2%, Московском - 80,2%, Владимирском - 80,5%). В начале 80-х гг. уже имелся многочисленный слой потомственных пролетариев.

Переход от мануфактуры к фабрике был решающим этапом и в формировании класса буржуазии. В ходе Промышленный переворот сложился и стал господствующим слой крупной промышленной буржуазии, которая вытеснила на второй план господствовавших ранее представителей торгового капитала. В 1879 в отраслях обрабатывающей промышленности предприятия с числом рабочих свыше 100, составляя всего 4,4% всех предприятий, давали 54,8% всего производства. Формированию крупной буржуазии содействовало самодержавие (покровительственная таможенная политика, казённые заказы, гарантированные прибыли и т.п.).

В процессе промышленного переворота в России возникло и стало господствующим крупное промышленное производство, сложились классы капиталистического общества, т. е. окончательно утвердился капиталистический способ производства и выявились присущие ему противоречия. Завершение формирования классов капиталистического общества сделало борьбу между пролетариатом и буржуазией основным, определяющим направлением всех классовых и общественно-политических противоречий в стране.


Случайные статьи

Вверх