Проблема бедности и пути её решения. Бедные люди


ВВЕДЕНИЕ 2

ПОНЯТИЕ БЕДНОСТИ 4

СУЩНОСТЬ БЕДНОСТИ 8

ИЗМЕРЕНИЕ БЕДНОСТИ 12

ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ 14

ПОСЛЕДСТВИЯ БЕДНОСТИ 17

МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время глобальной социальной опасностью является угроза обнищания населения. Безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов интенсифицируют процесс маргинализации населения. Состояние бедности не позволяет социуму реализовать свои потенциальные возможности, а следовательно, развиваться. Именно поэтому ее связывают с регрессом в общественном развитии.

Бедность всегда являлась актуальной проблемой, но в современной России этот вопрос стоит особенно остро. В настоящее время значительная часть населения находиться за чертой бедности или близко границе «социального дна». Это особенно заметно на фоне сильного расслоения, когда разница в доходах бедных и богатых составляет десятки, сотни и тысячи раз. И этот процесс имеет динамический характер, бедные становятся беднее, а богатые еще богаче.

Социальная проблема - это объективное противоречие, приводящее к нарушению пропорций социального функционирования и развития и на этой основе к дисбалансу интересов различных социальных групп, к разрушению доминирующих социальных ценностей, вследствие чего изменяются существенные свойства социума и возникает "угроза" его привычной, устоявшейся (и в этом смысле нормальной) жизнедеятельности.

Проблема бедности возникает в результате нарушения пропорций социального воспроизводства: пропорций деятельности (соотношения социально неоднородных видов труда, соотношения занятого и незанятого в общественном производстве населения); пропорций состояния (дифференциации населения по уровню обеспеченности материальными, духовными и социальными благами, соотношения между элементами благосостояния и фазами его воспроизводства); пропорций отношений: человек - общество - природа, человек - социальная группа - класс - общество. В их основе лежит ключевая пропорция между производительной и потребительной силой общества, выражением которой является соотношение рабочего и свободного времени.

Проблема бедности связана с социальными формами отчуждения человека от человека (от общества), от предпосылок и результатов труда, от самого труда, с существенным ограничением потребления основных жизненных благ, с форми-рованием таких условий, при которых субкультура бедных превращается в фактор дестабилизации жизни общества.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что социальная поляризация, расслоение нашего общества на бедных и богатых является основной из ее характеристик на данный момент и наше время.

ПОНЯТИЕ БЕДНОСТИ

БЕДНОСТЬ - крайняя недостаточность имеющихся у человека, семьи, региона, государства имущественных ценностей, товаров, денежных средств для нормальной жизни и жизнедеятельности. Порогом, чертой бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум.

Бедность – неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни.

Бедность - это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения.

Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества

Как состояние голодной жизни бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения. В азиатских, античных и феодальных обществах деление на богатых и бедных мало зависело от личных способностей человека: уровень потребностей и возможности их удовлетворять зависели от сословно-юридического статуса индивидуума. У разных социальных групп был разный образ жизни, поэтому невозможность для низких сословий следовать престижному образу жизни высших слоев воспринималась как привычная норма жизни.

Под бедностью в широком смысле слова мы понимаем такое состояние, при котором возникает несоответствие между достигнутым средним уровнем удовлетворения потребностей и возможностями их удовлетворения у отдельных социальных групп, слоев населения. Это приводит к низкой материальной обеспеченности определенных групп людей, к изменению их системы ценностей, к формированию особого социального мира и своей культуры (субкультуры бедности), жизненного стиля, диссонирующего с общепринятым, утверждавшимся в обществе, что вызывает угрозу нормального функционирования последнего.

Разногласия по поводу определения бедности затрагивают не только ее суть, но также причины, последствия и способы решения данной проблемы. В своем докладе о бедности в Британии, проведенном в 1960 – 70-х гг., П. Таунсенд дал следующее определение бедности: «Можно сказать, что индивиды, семьи и группы населения живут в бедности, если им не хватает средств на питание, вести ту же деятельность, что и большинство населения, иметь жилищные условия и предаваться прелестям жизни, доступным большинству людей. Иными словами, если они не могут жить в обществе, к которому они принадлежат, так, как живет большинство населения».

Можно также выделить определение, данное в 1963 г. известным экономистом Г. Мюрдалем. Он определил низший класс как "ущемленный в своих интересах класс, состоящий из безработных, нетрудоспособных и занятых неполный рабочий день лиц, которые с большей или меньшей степенью безнадежности отделены от общества в целом, не участвуют в его жизни и не разделяют его устремлений и успехов". Мы можем отнести к формирующемуся низшему классу не только наиболее обездоленные слои общества, но и всех граждан, находящихся за чертой бедности, а также тех, кто получает сегодня доход, не превышающий половины дохода среднестатистического индустриального работника, занятого полный рабочий день.

Таким образом, к определению бедности можно подходить с различных позиций и точек зрения.

Определение бедности как - состояния, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения, имеет общий характер, ибо не конкретизирует, что такое насущные потребности. Что же такое потребности, каково их значение для жизнедеятельности человека?

Потребность – это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные классификации. Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях человека в благах и услугах - личных потребностях. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека.

Личные потребности подразделяют на физиологические (физические), социальные и интеллектуальные (духовные).

Физиологические потребности являются определяющими - первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. В их составе выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности.

Социальные потребности. Они связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нем определенное место. К социальным относят потребности в трудовой деятельности, созидании, творчестве, в социальной активности, общении с другими людьми, то есть во всем том, что является продуктом общественной жизни.

Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

Социальные качества человека порождают также духовные потребности. Если потребности физические (материальные) имеют разумные границы, то удовлетворение духовных потребностей человека открывает простор для развития личности, возвышает человека, делает его жизнь интересной и осмысленной. Здесь проявляются потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения.

Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели.

В зависимости от того, какие потребности человек способен удовлетворить, выделяют два вида бедности, при этом исходят из двух основных концепций: абсолютной и относительной.

СУЩНОСТЬ БЕДНОСТИ

В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности : абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц).

    Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание.

Речь идет об удовлетворении самых элементарных потребностей – в пище, жилье, одежде. Критерии этого вида бедности мало зависят от времени и места проживания человека. Конкретный набор продуктов, потребляемых на заре развития человеческого общества и современным человеком, существенно различается, но всегда можно однозначно судить, голодает человек или сыт. Таким образом, критерии абсолютной бедности связаны с биологическими характеристиками.

    Относительная бедность определяется путем сравнения с общепринятым, считающимся «нормальным» в данном обществе уровнем жизни.

Это понятие более субъективно, поскольку оно требует чьей-либо оценки уровня бедности, а кто должен вынести оценку - вопрос спорный. Относительное определение бедности основано на сравнении жизненного стандарта бедных и жизненного стандарта слоев населения, бедными не являющимися. Как правило, при этом используется средний жизненный стандарт.

    Субъективная бедность – базируется на оценках собственного положения самими людьми; чувствующие, что не имеют достаточно, чтобы жить, сами для себя определяющие уровень бедности.

Средний уровень жизни в развитых странах Запада заведомо выше, чем в развивающихся странах. Поэтому то, что будет считаться бедностью в странах развитого Запада, для отсталых государств расценивается как роскошь. Так, например, в категорию относительно бедных на Западе попадают и те люди, которые не испытывают затруднений с питанием, но не могут позволить себе удовлетворять потребности более высокого уровня (образование, культурный отдых и т.д.). Таким образом, критерии относительной бедности базируются на социальных признаках и сильно варьируются в разные эпохи и в разных странах.

В нынешней России отчетливо выделяются три степени абсолютной бедности:

1.нищета, наиболее глубокая острая бедность; В положении абсолютной нищеты, наиболее глубокой бедности находятся люди, не имеющие физиологического минимума средств к жизни. Это те, кто стоит на грани постоянного недоедания, если не голода, пли за этой гранью. В сегодняшней российской обстановке условным показателем такой грани можно считать стоимость простейшего набора продуктов питания, входящих в официальный прожиточный минимум.

2. нужда, средняя бедность; охватывает те группы населения, которым хватает средств на простейшие физиологические потребности, но кто не может удовлетворить социальные потребности, даже самые элементарные. В этих группах обычно нет регулярного недоедания, но не обновляется одежда и обувь, нет средств на лечение, отдых и т. п. В сегодняшней ситуации верхнюю границу нужды образует официальный прожиточный минимум, рассчитываемый Министерством труда и фактически являющийся у пас показателем именно социального минимума (в отличие от стоимости одного лишь продуктового набора, указывающего примерные пределы чисто физиологического минимума). Таким образом, в состоянии нужды оказываются люди, доходы которых меньше официального прожиточного минимума, но больше его половины или двух третей.

3.необеспеченность, или недостаточная обеспеченность, умеренная бедность. Конечно, количественные, выражаемые в деньгах, границы довольно условны. Удовлетворяются элементарные потребности - как физиологические, так и социальные, но остаются неудовлетворенными потребности более сложные и высокие. В таких условиях люди более или менее сытно едят (хотя их рацион отнюдь не сбалансиро-ван и их питание нельзя считать здоровым), как-то обновляют одежду, лечатся, отдыхают. Однако все это делается на уровне и в формах, не достигающих образцов, считающихся в рамках данной культуры нормальными и достойными. Иными словами, здесь обеспечен прожиточный минимум, но нет достатка.

Наконец, существует деление на «устойчивую» бедность (бедность «по наследству») и «плавающую» (некоторые бедные индивиды находят возможность выйти на более высокий уровень жизни, но одновременно люди со средним достатком разоряются и переходят в разряд бедняков).

Первая связана с тем, что низкий уровень социальной обеспеченности, как правило, ведет к ухудшению здоровья, деквалификации, депрофессионализации, а в конечном счете - к деградации. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Социальные исследования стабильности бедности показали, что люди, «рождающиеся как постоянно бедные», остаются таковыми в течение всей своей жизни.

Вторая форма, намного реже встречающаяся, связана с тем, что бедные подчас принимают невероятные усилия и «выскакивают» из своего социального, фактически замкнутого круга, адаптируясь к новым условиям, отстаивая свое право на лучшую жизнь. Разумеется, что в таком «прыжке» существенную роль играют не только субъективные, личностные факторы, но и объективные условия, создаваемые государством и обществом.

При всей важности выделения абсолютных и относительных разновидностей бедности, их недостаточно, чтобы передать своеобразие ее структуры в современной России. Применительно к практическим нуждам социальной политики решающее значение имеет еще одно различение: бедности «слабых» и бедности «сильных».

Бедность «слабых» - это бедность нетрудоспособных людей, инвалидов, больных, физически и психологически неустойчивых, а также работников, вынужденных нести непомерно большую нагрузку (кормильцы многодетных семей и т. п.). Ее можно назвать социальной бедностью, непосредственно обусловленной социально-демографическими свойствами определенных категорий населения. Те или иные проявления бедности «слабых» практически неизбежны в современных обществах. Социальная бедность, по крайней мере, ее относительная форма есть постоянная черта общественной жизни.

В отличие от бедности «слабых», бедность «сильных» возникает в чрезвычайных условиях, когда полноценные работники, обычно способные получать доход, дающий «нормальный» жизненный стандарт, попадают в ситуацию, в которой не могут своим трудом обеспечить принятый в данное время и в данном обществе уровень благосостояния. С этой точки зрения бедность «сильных» можно обозначить как производственно-трудовую или экономическую бедность, подчеркивая тем самым ее непосредственную обусловленность кризисной ситуацией в экономике, когда работник не получает заработка обычного масштаба.

ИЗМЕРЕНИЕ БЕДНОСТИ

Есть несколько методов измерения бедности.

    Концепция прожиточного минимума.

Первыми, кто занялся количественными расчетами уровня бедности, стали английские ученые Чарлз Бут и Сибом Раунтри, которые ввели в 1890-х понятие «порог (или черта) бедности». Порог бедности – это минимальный доход, необходимый для приобретения только жизненно необходимых продуктов питания, одежды и жилья. С развитием общества набор необходимых для жизни предметов и услуг расширялся, но суть метода оставалась та же – отнесение индивида или семьи в разряд бедных зависит от того, чем они обладали. С помощью этого метода есть возможность измерить абсолютную бедность.

    Концепция относительной бедности (депривации).

Одним из первых ее авторов был американский ученый Питер Таунсэнд. Если первая концепция базировалась на понятии дохода, то концепция относительной бедности во главу угла ставила понятие благосостояния. Она учитывала удовлетворение не только физических, но и социальных потребностей. Ведь часто люди обеспечены жизненно необходимыми предметами и услугами, но не могут вести принятый в их обществе образ жизни. С другой стороны, доход не является определяющим показателем в тех странах, где государство проводит политику, направленную на улучшение благосостояния бедных посредством не только денежных субсидий и пособий, но и самых разнообразных натуральных льгот (бесплатный проезд в общественном транспорте, льготное жилье, бесплатное образование и т.д.). Акцент на качестве и условиях жизни позволяет определить разрыв между социальной позицией индивида (или семьи) и его уровнем жизни.

    Концепция аккумулированной депривации.

Эта концепция впервые предложена в 1979 норвежским социологом Е.Хансеном. Существенный недостаток методики концепции относительной бедности, – это произвольность выбранных критериев. Отсутствие какого-либо критерия может быть не столько показателем бедности, сколько сознательным выбором индивида (например, для вегетарианца отсутствие мяса в рационе не является следствием невозможности его приобрести). Характерной чертой нового подхода стало не просто изучение благосостояния индивида (либо семьи), но и подсчет количества проблем, с которыми он сталкивается (материальный доход, занятость, социальные отношения, образование и т.д.).

    Концепция бедности как самооценки.

Все описанные подходы основаны на том, что исследователь выбирает критерии бедности, в то время как изучаемые люди являются пассивным объектом. В последние десятилетия все чаще используется метод определения бедности по самооценке респондентов – считают ли они себя бедными или нет. Такой подход имеет преимущество в том, что позволяет лучше оценивать бедность как социальную проблему, требующую принятия специальных мер. Однако его недостаток – субъективность данных из-за того, что многие респонденты могут постыдиться признать себя бедными.

Уровень бедности, измеренный по критериям каждой из этих концепций, будет заметно различаться. Например, уровень бедности, рассчитанный на основе концепции аккумулированной бедности, будет ниже, чем полученный на основе концепции относительной депривации, но оба они дадут более высокий процент бедности, чем в случае с измерением прожиточного минимума.

ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ

Безусловно, бедность - неоднозначное явление, и помимо ее оценки важно представление о причинах, ее вызывающих.

Бедность является результатом нескольких факторов:

    Демографический - возраст, состав и размер семьи, пол - неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда

    Экономический - безработица, общий уровень производства и производительность, структура рынка труда, неравенство трудоспособного населения на рынке труда, уровень доходов и потребления.

    социальный - инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность

    политический - разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция

Есть два подхода к объяснению причин возникновения и воспроизводства бедности как социального явления.

    Культурные объяснения.

Одно из ключевых понятий в рамках этого подхода – культура бедности. Сторонники этого подхода доказывают, что для среды бедняков характерна особая культура, в основе которой лежат смирение, неумение строить свое будущее и фатализм. В процессе первичной социализации эти ценности передаются от одного поколения к другому, приводя к «наследованию» бедности.

Приверженцы культурного объяснения феномена бедности выступают за развитие в людях таких качеств как упорство, бережливость и честолюбие. По их мнению, один из вариантов решения проблемы бедности – ликвидация государственной помощи либо ее существенное видоизменение (например, переход от безвозмездных пособий к таким пособиям, которые человек должен был бы отработать на общественных работах).

    Структурные объяснения.

Теории этого направления связывают наличие бедности со структурными особенностями общества, основанными на социальной стратификации, экономическом неравенстве и т.д.

Сторонники концепции бедности как результата особой ситуации утверждают, что в жизни людей и общества в целом случаются периоды, когда вероятность возникновения бедности очень высока. Например, это происходит, когда в обществе наблюдается общий спад экономики. Причем отдельные индивиды не несут ответственности за возникновение такой ситуации. При этом, бедность становится результатом неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо создавать систему социального страхования.

В рамках другой концепции бедность рассматривается как последствие развития международной экономики и изменений в структуре мирового рынка рабочей силы. Международные корпорации ищут страны и регионы с дешевой рабочей силой, это приводит к тому, что в стремлении привлечь эти инвестиции многие страны искусственно сдерживают рост заработной платы, что приводит к общему обнищанию населения.

Независимо от того, каковы первичные причины бедности, раз возникнув, она начинает самовоспроизводиться. Чем больший процент населения страны находится за чертой или около черты бедности, тем больше у этой страны шансов попасть в «порочный круг нищеты». Ведь если значительная часть населения бедная, она не может приобретать товары, в результате не хватает не хватает производственных инвестиций, что ведет к невозможности развивать экономику и повышать заработную плату трудящихся. При этом стране, в которой значительная часть населения живет в бедности, труднее вырваться из нищеты.

Если можно говорить об искоренении абсолютной бедности в ряде развитых стран, то относительная бедность будет постоянной проблемой любой страны в обозримом будущем.

ПОСЛЕДСТВИЯ БЕДНОСТИ

Одна группа ученых рассматривала бедность как фактор борьбы за существование, который подстегивает развитие общества и отдельно взятых индивидов. Это направление получило название социал-дарвинистского, в современном мире данная позиция защищается либералами. Другая группа ученых видит в бедности социальное зло и призывают к его устранению посредством более уравнительного распределения всех благ между людьми. Этот подход называют социал-уравнительным (или эгалитаристским), его придерживаются сторонники социалистической идеологии.

Все признают, что бедность имеет много негативных последствий.

Бедность является фактором социальной напряженности. Борясь с несправедливым, по их мнению, распределением доходов, бедные склонны к совершению преступлений и к насильственным методам политической борьбы. История показывает, что во время революций и иных политических потрясений именно бедные были «горючим» материалом социальных переворотов и стремились «грабить награбленное».

Даже если бедные не совершают актов насилия в отношении других людей, общество в котором они живут, все равно несет потери. Бедный человек не может полноценно участвовать в жизни общества, его творческий потенциал не раскрывается и пропадает бесплодно. Особенно трагична «наследуемая» бедность, когда дети бедняков при одинаковых способностях имеют гораздо меньше шансов самореализоваться, чем их сверстники, родившиеся в семьях с нормальным достатком.

Признавая, что во многих аспектах бедность вредна для общества, либералы в то же время подчеркивают ее положительные последствия.

По их мнению, если бы не было бедности, то уменьшился бы стимул людей повышать производительность труда. Бедность, таким образом, заставляет людей активно участвовать в конкуренции за жизненные блага.

Сторонники обеих позиций – и социалисты, и либералы – сходятся в признании преимущественно негативных последствий абсолютной бедности, но расходятся во мнениях по поводу относительной бедности.

Социальная политика, направленная на борьбу с бедностью. Существует два противоположных подхода к проблеме борьбы с бедностью.

Первый подход является более распространенным и заключается в признании необходимости обеспечения бедных помощью и пособиями. Выдача денежных пособий, самый простой способ оказания помощи бедным, сам по себе не решает проблемы. Другие способы, практикуемые государствами разных стран, – это программы повышения образования или переквалификации. Но и они зачастую не меняют ситуацию, так как, даже приобретя новую профессию, человек часто не может найти рабочее место или не в силах заставить себя эффективно трудиться.

Независимо от различного трактования этого понятия, бедность затронула все слои населения, приняв широчайшие масштабы в РФ.

Направления борьбы с бедностью:

    создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;

    Формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам;

    должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи;

    В сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников;

    Увеличение занятости населения;

    следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества. Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным.

Неудовлетворение минимальных потребностей человека (семьи) считается бедностью. Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели.

В основе официально принятого в России метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные потребности (нужды) и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины).

"В октябре 1997г. был принят Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Согласно этому закону была утверждена новая концепция разработки прожиточного минимума с использованием нормативного метода расчета минимальной потребительской корзины.

В нем закрепляется имеющий исключительно важное значение принцип взаимосвязи между размером минимальной заработной платой (а, следовательно, и пенсий по старости, стипендий, пособий и других социальных выплат) и величиной прожиточного минимума. Последняя является той основой, исходя из которой, устанавливается не только минимальная заработная плата, но и все социальные выплаты (п. 1 ст. 5). Принятие в 1999 – 2000 гг. на правительственном уровне ряда нормативных актов, среди которых – «Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации», утвержденная постановлением Минтруда России и Госкомстата России в апреле 2000г., означает практическую реализацию Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Особой проблемой для современной России является стремительная феминизация бедности, которая приводит к тому, что в бедности живут несовершеннолетние дети. Атмосфера жизни в бедности может отложить отпечаток на дальнейшую жизнь детей, способствовать дальнейшей трансляции. Одна из новых групп риска – семьи, в составе которых имеются безработные. Безработица в России – принципиально новое явление в социальной и экономической жизни общества, возникшее в начале 90-х гг. и данный фактор сильно влияет на изменение профиля бедности. Безработица представлена различными категориями населения. Наиболее уязвимыми остаются молодежь, женщины, лица пенсионного возраста, малоквалифицированные рабочие. Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленность. Обычно ими являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. Сегодня угроза обнищания нависла над вполне состоятельными социально-профессиональными слоями населения. Социальное дно, к которым относятся – нищие, бомжи, беспризорные дети, уличные проститутки, готово поглотить и уже поглощает крестьян, низкоквалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, учителей, творческую интеллигенцию, ученых. Процесс массовой пауперизации мало зависит от воли людей. В обществе действует эффективный механизм всасывания человека на дно. Главными элементами этого механизма являются экономические реформы, криминальный мир и неспособное защитить своих граждан государство. Поэтому можно считать, что бедность – это не только минимальный доход, но особый образ жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии.

Сложившаяся в стране модель бедности – это, прежде всего, результат низкого уровня доходов от занятости и, как следствие, через их налогообложение – низкого уровня социальных трансфертов. В этой связи феномен российской бедности можно определить, прежде всего, в терминах категорий «рыночной бедности» - бедности, связанной с местом (экономически активного) населения на рынке труда.

В обществе может быть ликвидирована абсолютная бедность, но всегда сохранится относительная. Ведь неравенство – неизменный спутник сложных обществ. Таким образом, относительная бедность сохраняется даже тогда, когда жизненные стандарты всех слоев общества повысились.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ФЗ «О государственной социальной помощи»

    ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»

    Осипова Г.В. Социологический энциклопедический словарь 1998г.

    Сидорова В.А. Влияние адресной социальной помощи на изменение уровня, глубины и остроты бедности. 2004г.

    Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с. - (Б-ка словарей "ИНФРА-М").

    Социс. - 2003г.- №6 .

    Словарь гендерных терминов (Интернет-версия под ред. В.И. Калабихиной)

    Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание М. 2006г.

    Бедность: взгляд ученых на проблему. М., 1994

    Воронков В.М., Фомин Э.А. Типологические критерии бедности. – Социологический журнал. 1995, № 2

    Сычова В.С. Определение и измерение бедности: история вопроса. –Социологические исследования. 1996, № 3

    Ярошенко С. Теоретические модели бедности. – Рубеж. 1996, № 8–9

    Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. М., Летний сад, 2003

    Давыдова Н.М., Седова Н.Н. Материально- имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных //Социс.-2004. - №3.

социальная проблема (1)Реферат >> Экономика

РЕФЕРАТ на тему: Безработица как социальная проблема Работу выполнил: студент группы... стабильности занятости. Скрытая безработица распространяет бедность , психологические и моральные страдания. ... в силу закон о пособиях на бедность . Вторая группа – прямо или...

Главное направление преодоления абсолютной бедности - обеспечение продуктивной занятости, повышение эффективности труда, создание необходимых условий для трудоактивной части населения. Достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная гарантия от бедности. Роль государства заключается в создании рыночных условий для усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение конкурентоспособности российских предприятий - проведение необходимой промышленной политики, соответствующая адаптация системы образования и подготовки кадров, введение мер защиты отечественного производителя.

Первым шагом политики в области преодоления бедности является построение (уточнение) типологии бедных семей и определение их целевых групп - полные низкодоходные семьи, многодетные семьи, семьи с инвалидами, семьи с безработными. Тщательный анализ причин бедности в разрезе этих групп, осуществление дифференцированного подхода к этим группам.

Необходима обязательная проверка нуждаемости соответствующих семей, исходя из двух критериев:

1) совокупные доходы семьи находятся ниже официально установленной черты (стандарта) бедности;

2) стоимость личного имущества находится ниже некоторого официально установленного регионального минимального стандарта. Только одновременное соблюдение данных двух условий может считаться достаточным основанием для того, чтобы претендовать на получение социальной помощи.

Обеспечение большей избирательности при оказании социальной помощи, преимущественно заявительный ее характер и адресный характер социальных выплат - один из наиболее эффективных способов борьбы с бедностью. Здесь важно расставить приоритеты, какие, и какое количество ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому отдать эти ресурсы - бедным, детям, пенсионерам, безработным; в какой пропорции их делить, выработать критерии их «дележа».

При выборе среди социально уязвимых групп населения необходимо сопоставлять официально установленную для них черту бедности с их доходами, официально установленный для них минимальный стандарт имущества с их имуществом.

Особого внимания заслуживает изучение проблемы детской бедности, включая бездомность, уличных детей, детей в кризисных семьях.

Важной задачей социальной политики является выявление препятствий к доступу к социальной защите и социальным услугам населения.

Действующая система выявления и социальной поддержки бедных семей и населения в виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи нуждается в улучшении и её полной адаптации к условиям рыночной экономики.

Борьба с бедностью в России путём повышения производительности труда

Повышение производительности труда является важной предпосылкой повышения уровня жизни, поскольку именно оно способствует созданию и накоплению национального богатства. Эффект благоприятного воздействия производительности труда можно рассматривать для каждого отдельного работника, для отдельного предприятия, а также в целом на макроуровне. Для работника рост производительности труда означает более высокую заработную плату, а значит, и рост его благосостояния. На предприятии прирост производительности труда ведет к снижению затрат на единицу продукции и увеличению прибыли. На макроуровне эффект роста производительности труда проявляется в росте спроса, который предъявляют потребители, имеющие более высокие доходы, полученные за счет роста заработной платы в результате повышения производительности труда. Таким образом, бедность растет, когда мы мало производим и, соответственно, располагаем лишь ограниченным национальным доходом. Мы становимся богаче, когда производим больше, обеспечивая тем самым больший доход благодаря повышенной производительности.

За последние 10 лет производительность труда в России увеличилась лишь в 1,5 раза, при этом ВВП практически удвоился. Это значит, что экономика развивается экстенсивно, за счет людских ресурсов, на базе старых производственных мощностей. Проблема повышения производительности труда для российской экономики сегодня очень актуальна. В настоящее время руководство страны ставит задачу повысить ее в предстоящие годы в 4 раза. Без этого невозможны ускорение роста производства и удешевление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности. Пока что производительность труда в России ниже, чем в США, в 4-5 раз, а по некоторым отраслям промышленности - в 20 раз по сравнению с развитыми странами.

Для условий России необходима разработка специальной программы борьбы с бедностью, которая должна быть направлена на экономический рост и проведение необходимой промышленной политики для создания условий обеспечения продуктивной занятости. Однако не следует полагать, что экономический рост сам решит проблему бедности. Динамичный экономический рост и снижение уровня бедности необходимо рассматривать как единую проблему, неразрывно связанную с системой социальной защиты населения.

Экономисты Всемирного банка в исследовании «Стимулирование благосостояния: рост производительности в Восточной Европе и странах бывшего Советского Союза» утверждают, что основу экономического роста с 1999 по 2005 год составляла производительность труда. Рост производительности труда стал причиной того, что с 1999 по 2007 год доходы на душу населения выросли более чем на 50%, а около 50 млн. чел. смогло преодолеть бедность.

Экономисты НИИ труда и социального страхования видят причины российской бедности и низкого уровня жизни населения, прежде всего, «в вялой адаптации национальной экономики к процессам глобализации, неконкурентоспособности ряда отраслей и производств, низкой производительности труда и слабой его организации, существовании значительного количества рабочих мест с низкой заработной платой, не обеспечивающей прожиточный минимум». Для решения этих проблем необходимо сделать достойный высокопроизводительный труд одной из важнейших целей стратегии борьбы с бедностью.

В экономической психологии при анализе отношения к бедности выделяют три группы причин бедности:

  • - структуральные (ответственность возлагается на экстремистское общество, плохое управление и экономические силы);
  • - индивидуалистические или личностные (ответственность за бедность возлагается на поведение и черты личности бедных);
  • - фаталистические (причина бедности видится в отсутствие удачи и поворотах судьбы).
  • - создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;
  • - формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам;
  • - должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи;
  • - в сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников;
  • - увеличение занятости населения;
  • - следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

Важнейшим фактором решения проблемы бедности является экономический рост, поскольку именно экономический рост ведет к увеличению валового национального дохода, за счет которого формируется фонд потребления. Вместе с тем вполне возможно сохранение масштабов бедности неизменными на фоне неплохого экономического роста. Это связано как с очень быстрым ростом населения, так и с тем, что экономический рост может обеспечиваться узкой группой отраслей с небольшим спросом на рабочую силу.

В то же время в борьбе с бедностью важна и государственная помощь бедным, хотя ее увеличение ведет к снижению остроты проблемы бедности, но не к её решению. Как показывает опыт развитых стран, на фоне роста этой помощи может возрастать так называемая застойная бедность той части трудоспособного населения, которая отчаялась найти работу и поэтому психологически ориентирована лишь на помощь государства. Как следствие, адресные выплаты пособий бедным должны сопровождаться комплексом социально-экономических мер, нацеленных на их вовлечение в трудовую деятельность (программы профессиональной подготовки и переподготовки, содействие в поиске рабочих мест и др.).

Особую остроту глобальной проблеме бедности придает то, что многие развивающиеся страны в силу низкого уровня доходов пока не имеют достаточных возможностей для смягчения проблемы бедности. Именно поэтому для ликвидации очагов бедности в мировом хозяйстве требуется широкая международная поддержка. Проблеме бедности уделяется все большее внимание со стороны международной общественности. В 2000 г. главы правительств 180 государств мира подписали так называемую Декларацию тысячелетия, определив восемь ключевых задач мирового развития на период до 2015 г. и призвав международные экономические организации сориентировать свои программы помощи на их достижение. Первой в числе этих задач в декларации названа задача уменьшения к 2015 г. вполовину числа людей, вынужденных существовать менее чем на 1 долл. в день.

В России разработана и утверждена Правительством Российской Федерации и реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015 года». Она состоит из двух этапов:

  • · На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы намечены меры по уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет снижена на 15%.
  • · На втором этапе (к концу действия Программы в 2015 году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на 25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Вместе с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще не достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход к распределению государственной социальной помощи, адресные формы социальной поддержки находятся в стадии становления.

Сдерживающими факторами для введения социальной помощи малоимущим являются, прежде всего:

Мировая практика выработала два главных способа борьбы с бедностью. Первый используется в развитых странах с высоким уровнем жизни и социальных гарантий, обеспечивающих основные минимальные доходы (заработную плату и пенсии), достаточные для действующих в обществе стандартов потребления.

И второй - система адресной социальной помощи тем, кто находится в худшем, относительно других, положении. Он применяется в развитых странах как дополнительная, исключительно для узкого круга лиц, попадающих в экстремальную жизненную ситуацию.

Среди государственных мер по снижению бедности выделяют:

  • - создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения;
  • - поддержание макроэкономической стабильности;
  • - проведение антиинфляционной политики;
  • - установление минимального размера оплаты труда;
  • - разработка социальных программ и механизмов их реализации.

Одним из факторов удачной борьбы с бедностью является стабильный экономический рост в стране. Только в этом случае предпринимаемые меры принесут результат. К основополагающим мерам по борьбе с бедностью можно отнести следующие:

  • - увеличение заработной платы (особенно в бюджетной сфере);
  • - увеличение социальных пособий и пенсий;
  • - увеличение МРОТа и прожиточного минимума;
  • - увеличение занятости населения.

По мнению Всемирного банка, для решения проблемы бедности России нужно кардинальным образом пересмотреть политику социальных выплат. Банк призывает Россию повысить адресность действий по снижению бедности и сфокусировать свои действия на особо бедных гражданах (как нетрудоспособных, так и трудоспособных, но безработных, в первую очередь в регионах), повысив им социальные выплаты. Правда, российские эксперты не соглашаются с такой точкой зрения и говорят, что самое главное на сегодня - не повышать трудоспособным безработным пособия, а пытаться обеспечить их рабочими местами.

В завершение, усилия государственных органов управления должны быть сосредоточены на полном решении задачи сокращения численности бедных в два раза.

В реальной жизни эти приоритеты не могут быть реализованы в чистом виде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации будет снижать численность бедного населения, не ожидая дополнительной поддержки своим усилиям.

Борьба с бедностью и её профилактика являются приоритетными задачами любой социально ориентированной государственной политики. Бедность сама по себе никуда не исчезнет, поэтому с ней нужно бороться.

Вообще борьба с бедностью - это неотъемлемая часть общей экономической и социальной политики любого государства. Для решения данной проблемы не существует «готового рецепта» и нельзя воспользоваться опытом других стран более менее обеспечивающих высокие стандарты практически всего своего населения.

В мире известны два основных способа борьбы с бедностью. Первый способ используется в развитых странах, он направлен на обеспечение высоких социальных гарантий, достойных минимальных доходов (таких как заработной платы, пенсий), обеспечивающих высокие стандарты потребления. Второй же метод представляет собой систему адресной помощи нуждающимся. Этот метод в развитых странах применяется в качестве дополнительного, исключительно для узкого круга лиц, которые попали в экстремальную ситуацию. Однако в развивающихся странах он является основным.

Рассмотрим, каковы категории населения, попадающие под определение бедных? Можно смело сказать, что среди наиболее уязвимых категорий граждан находятся: матери одиночки, инвалиды, молодёжь (не способная найти работу по окончанию учебного заведения), мигранты, работники старших возрастов. Особенно к группам высшего риска бедности относят неполные семьи возглавляемые женщинами, и одиноких пенсионеров старших возрастов, среди которых так же преобладают женщины.

Если же рассматривать половозрастной состав бедного населения, то наиболее высокий удельный вес бедности (в% от общей численности соответствующей половозрастной группы) отмечается среди детей в возрасте от 7 до 15 лет (23,8%), молодёжи от 16 до 30 лет (25,6%) и женщин от 31 до 54 лет (20,3%).

Отличительной чертой современного этапа развития России является то, что на фоне социальной бедности с традиционными категориями населения - одинокими пенсионерами, многодетными, неполными семьями с детьми, инвалидами, растёт так же и экономическая бедность. Рост экономической бедности заключается в том, что работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или её задержке. По оценкам экспертов более 30 млн. работающих получают заработную плату в размере менее 10 тыс. руб. в месяц.

Для снижения уровня бедности в РФ необходимо выделить следующие государственные меры по снижению бедности:

· создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения;

· поддержание макроэкономической стабильности;

· проведение антиинфляционной политики;

· увеличение минимального размера оплаты труда;

· разработка социальных программ и механизмов их реализации;

· повышение адресности социальной политики и разработка специальных мер, направленных на ликвидацию очагов глубокой бедности;

· повышения уровня жизни тех граждан, чьи доходы больше всего отстают от прожиточного минимума.

Заключение

В своей курсовой работе я рассмотрела понятие бедности, причины возникновения бедности в РФ, представила три концепции измерения бедности, отметив какая применима в России. Так же рассмотрела понятие прожиточного минимума и потребительской корзины. Проанализировала динамику уровня доходов населения в РФ в современных условиях и динамику уровня бедности.

Все характеристики бедности тесно взаимосвязаны. Неполноценность по одним критериям неизбежно ведёт к ущемлённости по другим. Так, низкий доход не даёт возможности получить хорошее образование и эффективно заботиться о здоровье, осложняет внутрисемейные отношения, затрудняет налаживание социальных связей. Как следствие плохие здоровье и образование в свою очередь не позволяют получить высокооплачиваемую работу, полноценно участвовать в жизни общества и т.д. В результате бедность превращается в особое, устойчивое состояние индивида, образ жизни, изменить который невозможно просто путем увеличения доходов. Уровень доходов отдельно взятого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Главная особенность Российской бедности заключается в том, что большинство лиц из данной категории являются семьи трудоспособных, как правило, работающих граждан.

Немного больше по теме

Принцип невидимой руки рынка и государственное регулирование рыночной экономики
Невидимая рука рынка - метафора, предложенная шотландским экономистом XVIII века Адамом Смитом для обозначения объективного рыночного механизма, который координирует решения производителей, продавцов и потребителей. Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая не...

Для начала следует ознакомиться с тактикой других стран по борьбе с бедностью среди населения. Многие зарубежные страны, прежде всего скандинавские, ведут эффективную борьбу с бедностью. Для борьбы с бедностью у молодых, хотя она и является временным явлением, во многих странах существуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семьям, а для старших возрастов - доплаты к пенсии, если ее размер и доход пенсионера обеспечивают лишь низкий уровень благосостояния.

Любое правительство, исходя из программы своей деятельности, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с бедностью и программами по, стимулированию трудовой деятельности и экономии расходов бюджетных средств. Так, в США в 1960-1970 гг. социальная политика была направлена на создание благоприятных возможностей для бедных, а с 1980 г. стали существенно урезаться средства, направляемые из бюджета на предоставление продовольственных купонов, школьных обедов, бесплатной медицинской помощи и другие меры, направленные на снижение масштабов бедности.

Для искоренения нищеты и уменьшения масштабов бедности международным сообществом было предложено в середине 1990-х гг. национальным правительствам:

1. разработать комплексные стратегии.

2. улучшить для бедных общин (социальных групп) доступ к производственным ресурсам и инфраструктуре.

3. стремиться к удовлетворению основных потребностей человека во всех слоях населения.

4. укреплять и расширять законодательство для усиления социальной защиты и уменьшения уязвимости определенных категорий людей.

В общей постановке все эти вопросы имеют непосредственное отношение к стратегическому курсу российского правительства. Международное сообщество декларировало необходимость создания в новой России государства с социально ориентированной экономикой.

В таком государстве в центр развития ставится, разумеется, человек, решение его проблем при постоянном росте уровня и улучшении качества жизни, безусловном соблюдении прав каждой личности, а достижение целей социального развития не является вторичным по отношению к целям экономического развития.

Социальная сфера сегодня – тугой узел острых социальных проблем. Истоки их, как видно, лежат не только в экономике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере – задача долговременной перспективы. Но вместе с тем очевидно, что достижения или просчеты именно в этой области во многом решат судьбу реформ в России. Поэтому уже сейчас социальная политика становится приоритетной в деятельности государства.

Необходимые правовые предпосылки для решения социальных проблем создает Конституция РФ, а также законы, конкретизирующие ее положения. Каждому гражданину республики Конституция предоставляет широкие социальные права. Однако механизм социальной защиты населения в стране на сегодняшний день четко не отлажен. Немалые средства выделаются государством для адресной помощи определенным группам населения, но зачастую они не доходят до адресата, простого гражданина. Следует более систематизировано и грамотно подойти к решению проблем бедности, к созданию программ социального и экономического развития, к распределению денежных средств для разработанных программ. Четко скоординированная направленная помощь нужна сегодня многим сферам нашей жизни. Программы развития должны скрупулезно разрабатываться совместно со многими специалистами разных областей, должны учитывать, в первую очередь, интересы обычных граждан страны. Финансовая поддержка со стороны государства должна направляться напрямую на решение поставленных задач.

Сегодня государство пытается поддержать малообеспеченные и многодетные семьи. Одним из направлений помощи является бесплатное школьное питание всех учеников 1-2 классов начального звена, детей из малообеспеченных и многодетных семей. В нашей школе такое питание получили 513 учеников, что составляет около 34 % от общего количества учащихся. Статистика малообеспеченных семей по школе дает результат в 305 семей, т. е. 30 % от всех учащихся. Полученная цифра малообеспеченных семей по одной только нашей школе чрезвычайно высока.

В настоящее время государством налажена поддержка безработного населения страны, подразумевающая денежные выплаты по потере работы. Происходит выплата денежных пособий по безработице в связи с временной нетрудоспособностью из-за болезни, материнский капитал, детское пособие, пенсии по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности, пенсии военнослужащим и ряд других социальных пособий. Другое дело, что суммы этих выплат весьма невелики.

Однако можно с большой уверенностью говорить о постепенной стабилизации положения уровня жизни населения как по стране в целом, так и по Удмуртии. Здесь денежные доходы в среднем на жителя республики увеличились с 1514 рублей в 2000 году до 7370 рублей в 2007, или в 4, 9 раза. На социальную поддержку ветеранов войны и труда направлено 3 млрд. 357 млн. рублей, на выплату детских пособий – 2 млрд. 75 млн. рублей, на отдых и оздоровление детей-инвалидов и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - 113 млн. рублей. За три последних года малоимущим многодетным семьям было выделено 23 млн. рублей безвозмездных субсидий на улучшение жилищных условий, 2486 молодых семей получили льготные кредиты и жилищные займы на сумму 959 млн. рублей. Но не будем забывать, что это лишь статистика. Реальное же положение мы с вами ощущаем на себе. Кто-то уверен в завтрашнем дне, кто-то ожидает помощи от государства.

На мой взгляд, говоря более конкретным языком, правительству страны на сегодняшний день для решения проблем бедности к тем направлениям, которые уже сейчас им проводятся, необходимо добавить следующие пункты:

1. ввести прожиточный минимум отдельно на сельское, городское население и города-миллионеры. Таким образом, мы сможем устанавливать более объективные цифры, нежели сейчас. И как следствие этого, сможем разрабатывать более конкретные программы для поддержки той или иной группы населения;

2. ужесточить уголовную ответственность за выплату зарплаты ниже уровня, установленного государством, за задержку выплаты заработной платы;

3. проведение жесткой ценовой политики со стороны государства, фиксированные цены хотя бы на продукты, входящие в продовольственную корзину;

4. увеличение пенсий до размера прожиточного минимума, без учета льгот;

5. увеличение стипендий как минимум до размера стоимости продуктовой корзины;

6. создание общероссийской программы по борьбе с безработицей, включающей в себя создание новых рабочих мест в перспективных отраслях хозяйства и промышленности, помощи в поиске работы по всей стране и переезде на новое место жительства в другую область по нахождении там вакансии;

7. отладить четкий и слаженный механизм работы всех структур власти, слежения за выделяемыми средствами по той или иной программе.

Итак, социальная и экономическая политика должна быть точно сориентирована на центральную фигуру всей системы – человека, на его потребности, для обеспечения нормального уровня жизни.

Случайные статьи

Вверх