Политические и социально-экономические причины провала политики шоковой терапии. Россия при переходе к рыночной экономике

  • 6. Московское государство: особенности возникновения и развития (вторая половина xy - начало xyi вв.)
  • 7. Иван iy Грозный - первый российский царь. Реформы в правление Ивана xy
  • 8. Опричнина: ее причины и последствия
  • 9. Смутное время в России в начале xyii века
  • 10. Борьба с иноземными захватчиками в начале xyii века. Минин и Пожарский. Воцарение династии Романовых
  • 11. Петр I - царь-реформатор. Экономические и государственные реформы Петра I
  • 12. Внешняя политика и военные реформы Петра I
  • 13. Императрица Екатерина II(1762-1796 гг.) Политика «просвещенного абсолютизма» в России
  • 22. Основные буржуазные реформы Александра II и их значение
  • 15.Внутренняя политикаАлександра I (1801-1825)
  • 14. Социально-экономическое развитие России во второй половине 18в.
  • 16. Россия в первом мировом конфликте: войны в составе антинаполеоновской коалиции. Отечественная война 1812 года
  • 17. Движение декабристов: организации, программные документы. Н. Муравьев. П. Пестель
  • 18. Внутренняя политика Николая I (1825-1855)
  • 5) Борьба с освободительными идеями.
  • 19. Россия и Кавказ в первой половине XIX века. Кавказская война. Мюридизм. Газават. Имамат Шамиля
  • 20. Восточный вопрос во внешней политике России в первой половине XIX века. Крымская война
  • Крымская война (1853-1856 гг.)
  • 21. Александр II. Причины, цели и характер буржуазных реформ
  • 60-70-Х годов XIX века
  • 23. Особенности внутренней политики Российского самодержавия в 80-х - начале 90-х годов XIX века. Контрреформы Александра III
  • 24. Николай II - последний российский император. Российская империя на рубеже XIX-XX веков. Сословная структура. Социальный состав
  • 25. Первая буржуазно-демократическая революция в России (1905-1907 гг.). Причины, характер, движущие силы, итоги
  • 30. Выход советской России из первой мировой войны. Брестский мирный договор
  • 26. Реформы п. А. Столыпина и их влияние на дальнейшее развитие России
  • 27. Первая мировая война: причины и характер. Россия в годы первой мировой войны
  • 28. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России. Падение самодержавия.
  • 1) Кризис «верхов»:
  • 2) Кризис «низов»:
  • 29. Альтернативы осени 1917 года. Приход к власти большевиков в России
  • 1) «Кризис верхов»:
  • 3) Повысилась активность масс.
  • 31. Гражданская война и военная интервенция в России (1918-1920 гг.)
  • 32. Социально-экономическая политика первого советского правительства в годы гражданской войны. «Военный коммунизм»
  • 33. Причины перехода к нэПу. Нэп: цели, задачи и основные противоречия. Итоги нэПа
  • 34. Основные этапы и содержание борьбы за власть в партии большевиков в 1920-е годы. Установление режима личной власти Сталина
  • 35. Индустриализация в ссср.
  • 36. Коллективизация в сср и ее последствия.
  • 37. Формирование тоталитарной системы. Массовый террор в ссср (1934-1938 гг.).
  • 40. Нападение Фашистской Германии на Советский союз. Причины временных неудач Красной Армии в начальный период войны (летом-осенью 1941 года)
  • 48. Характеристика социально-экономического развития ссср середины 60-х - середины 80-х годов
  • 38. Внешняя политика советского правительства в 1930-е годы
  • 50. Политика «гласности» (1985-1991 гг.) и се влияние на раскрепощение духовной жизни общества
  • 41. Достижение коренного перелома в ходе вов. Значение Сталинградской и Курской битв
  • 42. Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в годы второй мировой войны
  • 43. Участие ссср в разгроме милитаристской Японии. Конец второй мировой войны
  • 44. Итоги Великой Отечественной и второй мировой войны. Цена победы. Значение победы над фашистской Германией и милитаристской Японией
  • 39. Ссср накануне Великой Отечественной войны
  • 45. Борьба за власть внутри высшего эшелона политического руководства страны после смерти Сталина. Приход к власти н. С. Хрущева
  • 46. Политический портрет н. С. Хрущева и его реформы
  • 49. Перестройка в ссср: ее причины и последствия (1985-1991 гг.). Экономические реформы перестройки
  • 47. Л. И. Брежнев. Консерватизм брежневского руководства и нарастание негативных процессов во всех сферах жизни советского общества
  • 52. Распад ссср: его причины и последствия. Августовский путч 1991 г. Создание снг
  • 51. Внешняя политика советского правительства во второй половине 80-х годов. «Новое политическое мышление» м. С. Горбачева: достижения, потери
  • 56. Чеченский кризис в 1990-е годы
  • 53. Радикальные преобразования в экономике в 1992-1994 гг. Шоковая терапия и ее последствия для страны
  • 54. Б. Н. Ельцин. Проблема взаимоотношений ветвей власти в 1992-1993 гг. Октябрьские события 1993 г. И их последствия
  • 53. Радикальные преобразования в экономике в 1992-1994 гг. Шоковая терапия и ее последствия для страны

    25 декабря 1991 года М. С. Горбачев - первый и последний пре­зидент СССР ушел в отставку. Советский Союз распался. эпоха суверенного существования России.

    Президент России Б. Н. Ельцин и и. о. премьер-министра Е. Гай­дар заявили, что выведут страну из кризиса при помощи «шоковой терапии» . За короткое время с миним. потерями намечалось радикально изменить экон. систему страны, перейти к ры­ночному хозяйству: либерализация цен и торговли и ввести свободную торговлю; осуществить приватизацию большинство объектов гос. собственности; начать земельную реформу; активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами.

    Последствия: 1 января 1992 г.обесценились деньги на счетах предприятий и вклады населения в Сбербанке. Пострадало около 75 млн. вкладчиков. Ден. средства граждан были конфискованы. Население республики оказалось за чертой бедности, прав-во освободило цены на большинство товаров. Уже через 2 месяца после начала реформ прав-во вынуж­дено было поднять ЗП. Резко снизилась покупательная способность населения. Продолжалась гиперинфляция. Курс рубля сделался нестабиль­ным, большинство расчетов стало производиться в американской валюте.

    Одновременно началась крупнейшая в истории реформа по раз­государствлению государственной собственности. Она включала: Программу приватизации. Акцион-ие, Аукцион-ие, то есть продажа собственности с аукциона и др. Переход государственной собственности в частную проходил в два этапа.

    I этап (1992-1993 гг.). Всем гражданам России, включая младенцев, безвозмездно выдали по ваучеру. Началась скупка ваучеров владельцами теневой экономики. Затем за опред. пакет ваучеров приобретались акции доходных предприятий.

    II этап (1994 г.) - приватизация государственных предприятий.

    Структурные изменения в аграрной сфере. Началась реорга­низация колхозов и совхозов. Они преобразовывались в АО разных типов. Но отсутствовал закон о частной собственности на землю.

    Итоги «шоковой терапии»: Рын. отношения в стране расширились, но не приобрели цивили­зованный характер. Сократились гос. и кооперативная формы торговли, резко увеличился частный торговый сектор. Появились «челночники». Активизировалась борьба за первоначальное накопление капитала. Был превышен всякий предел криминализации общества. Российские предприн-ли начали вкладывать доходы в западные банки. Ускорилось расслоение общества на богатых и бедных. В ходе реформы произошло падение произ-ва. В рез-те положе­ние многих предприятий и их рабочих оказалось критическим. Появилась огромная зад-ть гос-ва по выплате ЗП работникам бюджетной сферы и пенсионерам. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерч. структуры и за границу. Наблюдалось абсолютное сокращение населения России.

    54. Б. Н. Ельцин. Проблема взаимоотношений ветвей власти в 1992-1993 гг. Октябрьские события 1993 г. И их последствия

    Необходимо было выбрать конкретную форму государственности

      президентская республика;

      парламентская республика;

      президентско-парламентскаяреспублика.

    В декабре 1992 г. в Конституцию Ф, принятую еще в 1977 году, были внесены изменения. Система гос. власти России разделялась на три ветви власти: Законодательная (Съезд народных депутатов России и изби­раемый им Верховный Совет).Исполнительная (Президент и назначаемое им Правитель­ство, Председатель Правит-ва утверждался по представлению Президента Съездом народ. депутатов).Судебная во главе с Конст-ым судом.

    Президент Ельцин выступил за создание президентской респуб­лики. II съезд народных депутатов был за парламентскую республи­ку, чтобыв его руках была законодательная, исполнительная и судебная власть. А в центре новой политической системы стоял бы Верховный Со­вет РСФСР. Б. Н. Ельцин предложил провести референдум о доверии Президенту и предоставить, избирателям выбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту. 25 апреля 1993 г. в Российской Федерации состоялся референ­дум. В нем приняло участие 62% граждан, имевших право голоса. Более 50% высказалось за доверие Президенту и одобрило ею политику.

    Острая борьба законодательной и исполнительной властей про­должалась все лето 1993 года. Россия оказалась в состоянии глубоко­го полит. кризиса. Нужна была новая Конституция. 21 сентяб­ря 1993 г. Б. Н. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституци­онной реформе в России». Он объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти – Гос. Думу, ниж­нюю палату будущего двухпалатного парламента России. Также Прези­дент поручил Конституционной комиссии предоставить на референдум проект новой Конституции.

    2 октября в Москве сторонники депутатов провели митинги протес­та, переросшие в столкновения с милицией. Тогда страна оказалась на грани гражданской войны. 3 октября толпа митингующих, воору­женная палками и камнями, прорвав оцепление милиции, прорвалась на помощь к «Белому дому». Выступивший перед ними А. Руцкой при­звал собравшихся к штурму мэрии и «Останкино». Вооруженные боеви­ки вместе с толпой митингующих в 17.00 захватили здание московской мэрии на Новом Арбате. Вечером штурмовали здание телецентра. В столице объявили чрезвы­чайное положение.

    Хасбулатов, Руцкой и другие руководители парламента были арестованы. После этого начался процесс ликвидации советской власти на местах, протекающий боле спокойно, чем в Москве. События 3-4 октября 1993 г. подвели черту под советской формой гос. устройства России. Была разрушена система Сове­тов и советской власти. Взамен советской системы в России началось утверждение нового гос-ва. Его основы изложены в Конституции РФ.

    Аргументы сторонников

    Фундамент сторонников теории уходит корнями к либерализации экономики, предпринятой послевоенной Германией в конце 40-х . В течение и гг. в весьма сжатые сроки были упразднены ценовой контроль и господдержка предприятий. Эти реформы дали эффект стартового толчка, вылившись в Германское экономическое чудо (Виртшафтсвундер). До тех пор Германия имела глубоко авторитарное и интервенционистское правительство и, - избавившись от этих административных барьеров «за одну ночь», - превратилась в государство с развивающейся рыночной экономикой .

    Одним из основателей и главных идеологов теории является известный экономист Джеффри Сакс .

    Примеры

    • Великобритания - тэтчеризм (с г.)
    • Германия (см. выше)
    • Польша (см. ниже)

    Аргументы противников

    Израиль (1985-1999)

    Польша

    Россия (1992-1998)

    Реформы 90-х годов в России проводились командой Е. Гайдара не по классическому сценарию «шоковой терапии»: было провалено одно из её главных условий - резкое снижение инфляции (по итогам 1991 года среднегодовая инфляция в России составила 301,5 % в год, а двухзначных чисел (21,5 %) достигла лишь в 1996 году . ), а 1992 год правительство РФ свело бюджет с дефицитом в 40 % ВВП, что также противоречит требованиям проведения «шоковой терапии».

    Принято считать, что первые экономические успехи в России проявились только после дефолта 1998 года . Многие считают их следствием последующего консерватизма экономической политики. Однако рыночные реформы начали приносить плоды раньше. Так, дефицит товаров был в какой-то степени преодолён в начале 1992 года при помощи импортирования , инфляция снизилась до 83 % по итогам 1998 года , а ВВП продемонстрировал первый рост в 1997 году . События же 1998 года многие экономисты рассматривают как часть мирового экономического кризиса, который начался с финансового кризиса в Азии осенью 1997 года. Известный либеральный экономист А. Н. Илларионов склонен видеть причину кризиса 1998 года в действиях правительства РФ, называя в числе причин фиксированный валютный курс и пирамиду ГКО .

    См. также

    Примечания

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Шоковая терапия (экономика)" в других словарях:

      Либерализация цен или отпуск цен элемент экономической политики российского правительства в начале 1990 х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования. Содержание 1 История 2 Критика 3 Сноски 4… … Википедия

      Шоковая терапия: Шоковая терапия (медицина) Шоковая терапия (фильм) Шоковая терапия (экономика) … Википедия

      Экономические показатели Деловой квартал в Рамат Гане … Википедия

      Экономические показатели Валюта Боливар фуэрте (=100 сентимо) Международные организации ОПЕК,ВТО, Unasur, MERCOSUR, ALBA Статистика ВВП (номинальный) $334.600 млрд (2007) (31 ый) (8.3% (2007)) … Википедия

      экономика переходного периода - 1. Экономика страны или стран, находящихся в процессе экономической трансформации, т.е. перехода от одного состояния социально экономической системы к качественно иному состоянию . В отличие от экономик, находящихся в… … Справочник технического переводчика

      Экономика переходного периода - Экономика переходного периода — 1. Экономика страны или стран, находящихся в процессе экономической трансформации, т.е. перехода от одного состояния социально экономической системы к качественно иному состоянию . … Экономико-математический словарь

      Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

    Основой для применения «шоковой терапии» стало решение о роспуске Советского Союза. Перемена геополитического характера наслоилась на тотальную ломку экономического строя, ввергнув страну в небывалый кризис. Сколько длилась «шоковая терапия»? Годы ее "правления" - с 1992 по 1998. Весь период применения ее приверженцы прилагали значительные усилия для утверждения в обществе мысли о правильности и необходимости ее использования.

    Переход к «шоковой терапии»

    Состояние российской экономики, когда руководство страны решило перейти к реализации утвержденных планов, было непростым. Усложнение положения во многом было связано с действиями радикал-демократов, которые пришли к власти. Они способствовали провокации сепаратистских действий, осуществляли подрыв экономических функций союзного центра, поощряли проведение забастовок. Команда президента Б. Н. Ельцина и его соратника Г. Э. Бурбулиса начала поиск радикальных идей и людей, способных разрушить политический и социально-экономический строй Советского Союза. В результате к ним присоединился Е. Т. Гайдар, который совместно с Е. Г. Ясиным, В. А. Мау и другими выдвинули идею, получившая название «шоковая терапия». Теория эта не новая, ранее она применялась для восстановления экономики других стран.

    Основа идеи

    Суть «шоковой терапии» в нашей стране была заключена в быстром устранении социализма. Ее теоретическое обоснование выражалось в крайне либеральном настрое западной экономической мысли, представленной М. Фридманом, Ф. Хайеком и Л. Мизесом. Теория подразумевает успешное проведение хозяйственной деятельности при наличии в государстве среды, которая связана с положениями свободной рыночной экономики. Создание последней является результатом финансовой устойчивости и свободы цен, открытого внутреннего рынка и ускоренной приватизации.

    Эти условия являются реформами «шоковой терапии», при одновременном осуществлении которых будет обеспечен эффективный экономический рост и реализация национального интереса.

    Командой Б. Н. Ельцина был разработан сценарий применения теории. Он включал два этапа. В первом периоде нужно было совершить следующие действия:

    1. Установить свободу цен.
    2. Рост доходов организаций от повышения цен освободить от контроля.
    3. Снять ограничения увеличения зарплаты производственных ветвей, банковской сферы и торговли.
    4. Уменьшить контроль над государственной собственностью и переливанием денежных накоплений в фонд потребления.
    5. Ограничить и разрушить инвестиционный спрос.
    6. Завысить прибыль предприятий.
    7. Осуществлять покупки в валютных знаках.
    8. Переключить инвестиционные ресурсы на потребительский рынок.
    9. Создать платежный кризис, который вызовет резкое падение производства и приостановит поступление платежей в бюджет.
    10. Выпустить 1,5 триллиона заменителей денег в виде ваучеров.
    11. Открыть доступ к российскому рынку и внутреннему денежному обращению рублевой интервенции других стран.
    12. Освободить поток долговых капиталов за границу и др.

    «Шоковая терапия» второго этапа сценария включала в себя сокращение бюджетных расходов, замораживание заработной платы работникам бюджетной сферы, «сжатие» денежной массы, значительное возрастание процентной ставки и так далее. Попытки искусственно ускорить процессы оказались нереалистичными и губительными для общества. «Шоковая терапия» стремилась решить политические задачи, а именно - утверждение нового режима и разрушения административно-командной системы народного хозяйства.

    Либерализация цен

    Пятый Съезд народных депутатов РСФСР одобрил план осуществления реформ, а президенту для решения этих вопросов предоставлялись широкие полномочия. Либерализация цен вступила в действие с января 1992 года. Предполагалось, что данная реформа позволит убрать товарный дефицит и создаст реальную конкуренцию для товаропроизводителей. Совместно проводилась и либерализация торговли. Данной сферой теперь управляли коммерческие организации и частные лица. Правительство прогнозировало рост цен в два раза исходя из принципов конкуренции и соотношения спроса и предложения. В действительности же средний рост цен составил 400 процентов. Чтобы люди могли покупать товар, была поднята заработная плата работникам бюджетной сферы, но это никак не помогло облегчить возникшую ситуацию. В рамках данной реформы «шоковой терапии» была введена временная отмена ограничений на ввоз товара и установлен нулевой тариф на импорт.

    Либерализация цен помогла сократить дефицит государственного бюджета, в результате произошло наполнение товарами внутреннего рынка государства. Но вместе с тем наблюдались значительный спад уровня жизни, падение валового внутреннего продукта, криминализация экономики и увеличение налоговых поступлений.

    Приватизация

    Данная реформа являлась следующим моментом экономических изменений в стране. Во время приватизации все граждане получили ваучеры, которые давали право на определенную часть государственного имущества. Данные чеки можно было продавать, покупать или вкладывать. В итоге лица, которые сумели приобрести большое количество ваучеров, смогли стать владельцами крупных государственных предприятий. Второй этап приватизации выражался в возможности приобретения предприятий или пакетов акций за деньги.

    В результате данной реформы появились крупные владельцы предприятий, а также финансисты, разбогатевшие за счет операций с ценными бумагами. Реальной собственностью граждан стали квартиры.

    Сокращение денежной массы

    В результате высвобождения цен в рамках «шоковой терапии» инфляция стала набирать обороты. Чтобы ее победить, правительство решило принять следующие меры:

    1. Сжатие денежной массы.

    2. Сокращение дефицита государственного бюджета.

    3. Политика дорого кредита.

    4. Валютное регулирование.

    В результате использования первой меры население лишилось своих сбережений, а организации - денежных средств на счетах. Так начался длительный процесс демонетизации экономики, который имел вид жесткого ограничения эмиссии. Итогом реформы стало резкое отставание роста денежной массы от увеличения стоимости ВВП в текущих ценах.

    Сторонники теории

    «Шоковая терапия» имеет своих кумиров, одним из главных ее идеологов является экономист Джеффри Сакс. После изучения его теории у нее появился ряд сторонников сначала в Германии, а затем в других странах. Правительство немецкого государства за один год упразднило ценовой контроль и государственную поддержку предприятий. Предпринятые действия дали эффект стартового толчка, который вылился в германское экономическое чудо. Страна превратилась в государство с развивающей экономикой.

    Авторы «шоковой терапии» в России считали, что экономика страны аналогична хозяйству других государств. Но не было учтено, что большинство институтов были разрушены, уничтожена рыночная экосистема, подавлены обязательные нормы предпринимательского поведения. Сторонниками теории в России были Е. Т. Гайдар, А. Н. Шохин, А. Б. Чубайс, А. А. Нечаев. В правительство часто приезжали американские консультанты для оказания помощи в реализации программы.

    Противники

    Оппонентов «шоковой терапии» в нашей стране было достаточно много. Это и люди, стоявшие у власти, которые не входили в команду Егора Гайдара, а также сами граждане. Основными аргументами считались: высокий уровень инфляции, безработицы, спад производства, рост социальной напряженности, политическая нестабильность, зависимость экономики от иностранных инвестиций и так далее. Развитые макроэкономики опираются на готовую правовую базу, отточенную практику правоприменения, ее урегулированность, чего в нашей стране на тот период не существовало.

    «Шоковая терапия» - история применения в разных странах

    По рекомендациям Д. Сакса страны Восточной Европы, Латинской Америки, бывшего СССР в момент экономического кризиса должны были освободить все цены и ликвидировать субсидии. Также нужно было продать государственную собственность и ввести свободный курс валют. Таким образом, экономический шок принимает форму радикальных изменений в структуре макроэкономики. В результате страны Восточной Европы и Польша смогли достичь необходимого уровня экономического развития, когда макроэкономика других государств имела переменный успех. А Боливия, Аргентина, Чили, Венесуэла, Перу прошли через серьезное падение, прежде чем экономика этих стран смогла восстановиться.

    Заключение

    В результате применения «шоковой терапии» в некоторой степени был преодолен дефицит товаров, снизилась инфляция, ВВП в 1997 году показал свой первый рост. Многие экономисты оправдывают применение теории, так как России грозил голод, продовольственные запасы стремительно сокращались. Противники, наоборот, придерживаются мнения, что проблемы с недостатком продукции начались после использования «шоковой терапии». После указа «О свободе торговли» гражданам, как и предприятиям, разрешалось вести торговую деятельность без специальных разрешений. С этого момента возникло множество вещевых рынков. Контроль над рыночными структурами захватили организованные группировки.

    В результате приватизации российские предприятия остались без оборотных средств. Такая ситуация привела к кризису взаимных неплатежей, росту долгов по зарплатам, к возникновению угрозы остановки таких производств, как водоснабжение, транспорт и другие. «Шоковая терапия» в России проявилась в виде следующих экономических и социальных эффектов:

    Свертывание инвестиционных процессов;

    Разрушение строительного и научно-технического комплексов;

    Финансовый крах многих предприятий;

    Возникновение устойчивого дефицита рублевой наличности;

    Снижение производства товаров совместно с ростом цен на них и так далее.

    До сих пор считается спорным вопросом актуальность применения экономической теории в нашей стране. Были ли возникшие проблемы результатом ее использования? Или они уже существовали, и без «шоковой терапии» экономика государства развалилась бы полностью? Кто знает...

    Стадии хронологии реформы в России подобны таковым в Польше. Российское общество было меньше подготовлено к осуществлению конструктивных мер, необходимых для функционирования рыночной экономики. Не было существенных предварительных реформ в течение коммунистического периода.

    К 1991г. экономическая реформа в Советском Союзе едва прогрессировала вне стадии децентрализации в старой системе, и децентрализация была все еще очень сомнительна. Ценовой контроль и государственное управление применялось в приблизительно 75% экономической деятельности. Небольшой частный сектор скорее был в симбиозе с государственным сектором, чем работал самостоятельно. Закон о контрактах, первым разработанный для современной рыночной экономики, не был осуществлен, когда СССР пришел к упадку.

    Экономические и политические лидеры страны не сталкивались еще с трудными концептуальными и институциональными вопросами, которые являются центральными в использовании инструментов рыночного типа для установления макроэкономического контроля.

    Советский бюджет вышел баланса в 1985г. и после того дефицит значительно. К 1991г. недостаток конструктивной реформы вместе со снижением силы старой административной системы подразумевал, что экономика начинала входить в состояние свободного падения. Даже прежде, чем хаос, созданный неудавшимся переворотом, было предсказано падение ВВП на 18% к осени 1991г.

    В 1990-1991гг., российское правительство постепенно набирало мощь за счет правительства СССР, этот процесс ускорил неудавшийся переворот. Особенностью войны суверенитета между союзным и российскими правительствами было использование финансовой щедрости как оружие. Каждый уровень правительства стремился покупать поддержку более низкими налоговыми ставками, большими субсидиями и более легким кредитом. Таким образом, в отличие от конца 1989г. в Польше, осень 1991г. в России не было отмечена серьезными попытками справиться с экономическими проблемами. Одним из результатов стал большой дефицит бюджета, которого по оценкам составил 20% от ВВП.

    В конце октября 1991г., российский президент Борис Ельцин объявил свое намерение начать радикальное действия по решению экономических проблем страны. В свете последующих достижений, важно помнить делающую политику окружающую среду, стоящую перед правительством. Конгресс народных заместителей предоставил Ельцину свободу в действиях в административном и политическом плане на один год.

    Таким образом, философия шоковой терапии была преобладающей и Россия начала реальную экономическую реформу в январе 1992. Представитель премьер-министра, Егор Гайдар объяснил стратегию которая вела к введению налога на добавленную стоимость следующим способом: "Это было дилемма для нас: восстанавливать старую налоговую систему, или совмещать ценовую либерализацию с НДС 28%. В этот момент решение было очень опасно, но это было единственно возможный момент, когда мы могли бы принимать это. Мы решили помещать все наши яйца в одну корзину... ".

    В январе 1992г. команда Гайдара намеревалась двигаться быстро по всем направлениям. Среди объявленных мер были либерализация большинства цен, отмена старой системы поставок, полная либерализация импорта, кардинальные изменения в налоговой системе, быстрое покрытие дефицита бюджета, сильное ужесточение денежной политики, программа приватизации с очень честолюбивыми целями, подготовка к конвертации рубля вместе с немедленным смягчением правил по торговле иностранной валютой, и переговорах о существующих отношениях торговли с другими экс-республиками. Это было внушительное меню изменений политики; учитывая отправную точку, это было конечно большее количество радикала, чем польский «большой скачок».

    При переходе к другой политике первоначально планировалось на финансовое регулирование 19 % от ВВП, целью был почти сбалансированный бюджет. Баланс должен был достигнут, основываюсь по существу на оперировании денежным потоке. Это подразумевало безжалостные сокращения в расходах. Новый налог на добавленную стоимость дал только 50% от сборов в первом квартале. Изменения во внешней торговле также решительно сократили существенный источник дохода.

    Оценка денежной политики в течение этого периода была омрачена критикой денежно-кредитных властей сторонниками шоковой терапии и бедственным расточительством центрального банка во второй половине 1992г. Реальная стоимость денежного предложения упала приблизительно на 70% в первом квартале. Кредит ЦБ предприятиям и коммерческим банкам сократились на столько же.

    В некоторых областях степень шока, проведения политики, и даже фактическая политика были неясны. Даже при том, что полная либерализация импорта была объявлена в январе 1992г., большинство видов деятельности остались лицензируемыми. На экспорт было наложено еще большее количество ограничений. Хотя программа правительства планировала приватизацию в 1992 70% предприятий в легкой промышленности и 60% в продовольствии, сельском хозяйстве и розничной торговле розничной продажи, эти цели были очевидно слишком честолюбивыми, когда Ельцин объявил, что не будет проводится быстрая приватизация больших предприятий. Таким образом, неуверенность относительно характера проводимых изменений была представлена даже среди правительства.

    Влияние преобладающего состояния в обществе могло бы быть обнаружено уже в январе 1992г. Например, либерализация торговли была фрагментарно, и освобождение цен от контроля было далеко от полного.

    Учитывая свободу в действиях технократов в самом начале реформ, их выбор не мог избежать давления политического оппонентов. Одних интерпретации тогда - тот, даже элита преобразования не была так иммунный(свободный) к общим расположениям(размещениям) в пределах общества, что шоковая терапия, как предполагалось, обходила. Очевидно, взгляды политической элиты с дилеммой, с которой они столкнулись, и возможностями рынка были с оттенком влияния предыдущих лет. Это могло бы объяснять, почему даже соратники Ельцина были критически настроены по отношению к экономической политике уже в феврале 1992г.

    Таким образом, поскольку в 1992г. экономический кризис стал большее пугающим, стали возвращаться некоторые старые механизмы управления. В анти-монополистических мерах февраля 1992г. правительство дало себе широкие полномочия в управлении ценами и использовании центральных директив по производству. Различие между наличными и безналичными деньгами, которое были ослаблено в ноябре 1991г., было укреплено в марте 1992г. К апрелю правительство было готово использовать субсидии, чтобы смягчить результаты мер, предпринятых ранее. Перед лицом угрозы банкротства в крупных масштабах правительство сделало доступными кредиты в существенных размерах для предприятий.

    К второму кварталу 1992г. стало ясно, что политика не может быть сформулирована независимо от экономических интересов. Центральное предположение в шоковой терапии о том, что учет этих интересов можно было бы избегать, оказалось неосуществимо на практике. Фактически, это могло бы быть расценено как прямой отказа от стратегической концепции, которая находится в сердце шоковой терапии, но имелся тормозящий эффект политической оппозиции как прямое последствие проводимой политики.

    Весной 1992г. восприятие предположение, что кризис долга между предприятиями угрожал всей системе. Общей особенностью была несогласованность между финансовой и макроэкономической политикой, преследуемой в центре и недостатке структурной реформы и изменений в поведении предприятий на микроэкономическом уровне. Как и в Польше, и как подсказывала эволюционная перспектива, отсутствие быстрого регулирования в поведении предприятий, оказалось ахиллесовой пятой стабилизации шоковой терапии.

    Важное последствие накопления долга между предприятиями было то, что лучшие предприятия сливались с плохими. Эта угроза объединила директоров предприятий в оппозиции политике правительства. Увеличение групп интересов, представляющих старую государственную промышленность, формирование союза директоров предприятий и независимых профсоюзов, и учреждения Гражданского Союза в июне 1992г. было результатом этих экономических достижений. Реформаторы были вынуждены пойти на компромисс с этими группами, члены которых вошли в правительство.

    Политика во второй половине года отразила этот компромисс. Основной принцип экономической программы о примате фискальной и денежно-кредитной политики был оставлен. Доминантой явилось предотвращение индустриального краха, поскольку правительство начало обращать внимание на благосостояния индивидуальных предприятий. Основа советского общества - тяжелой промышленности - которую хотели изменить, теперь находилось в центре внимания. Императив производства, основной принцип центрального планирования, быстро заменил жесткое ограничение бюджета, сущность рынка.

    Отличительной чертой шоковой терапии в Польше было согласие национальной политической элиты в вопросе о выборе стратегического курса развития страны. Популистская политика, предложения решать хозяйственные проблемы за счет масштабной денежной эмиссии и наращивания бюджетных расходов регулярно звучали в ходе избирательных компаний, но оказывали крайне слабое воздействие на проводимую экономическую политику.

    В России такого согласия не было. Здесь вопрос о выборе курса был предметом острой политической борьбы, а проводимая финансовая и денежная политика подвергались резким колебаниям. Начатые радикальные преобразования оказались политически необеспеченными, быстро сменялись попытками реализации мягкой денежной и бюджетной политики. Результатом стали сохранение в течение длительного времени высоких темпов инфляции и отложенная финансовая стабилизация. Дальнейшее развитие показало, что продолжительный высокоинфляционный период приводит к формированию ряда микро- и макроэкономических феноменов, которые оказываются устойчивыми и существенно влияют на дальнейшее развитие национальных экономик, сдерживая экономический рост и воспроизводя финансовую нестабильность.

    Падение выпуска вместе с резким сокращением реальной денежной массы и взрывным ростом взаимных неплатежей предприятий порождают представление о существовании следующих взаимосвязей в экономике: избыточно жесткая денежная политика, проводимая из доктринерских (монетаристских) соображений - нехватка денег в экономике - неплатежи предприятий - падение производства.

    Отсюда и стандартный рецепт действий в этой ситуации: наращивать денежное предложение ("насытить деньгами экономику"), решить проблему неплатежей за счет денежной эмиссии и взаимозачетов, обеспечить базу для начала экономического роста. В поддержку такого экономико-политического поворота формируется мощная социально-политическая коалиция, объединяющая руководство и коллективы государственных предприятий, заинтересованных в сохранении мягких бюджетных ограничений и отказе от радикальной реструктуризации и представителей интересов бюджетных отраслей, заинтересованных в наращивании бюджетных расходов, финансируемых за счет денежной эмиссии. В результате противоречие между жесткой бюджетной политикой на макроуровне и мягкими бюджетными ограничениями государственных предприятий разрешается смягчением бюджетной и денежной политики государства.

    Быстрый рост денежного предложения позволяет на короткое время (2-6 месяцев) нарастить объемы реальной денежной массы. Увеличивается спрос населения и предприятий на продукцию, падение производства приостанавливается, более того, обозначаются признаки экономического оживления. По истечении временного периода, необходимого для адаптации экономических агентов к новым условиям денежного предложения, инфляционные ожидания резко растут, а спрос на денежные остатки падает. Повышается уровень долларизации экономики, темпы роста цен опережают темпы роста денежной массы, реальная денежная масса начинает сокращаться, за снижением реального платежеспособного спроса ускоряется падение производства.

    Подобного рода эксперименты могут повторяться неоднократно, растягивая период высокой инфляции и падения производства. Раньше или позже в уставшем от быстрого роста цен обществе, где спрос на национальные деньги низок, а реальные доходы бюджета от эмиссии быстро сокращаются, формируется политическая коалиция, способная осуществить денежную стабилизацию, снизив масштабы денежного финансирования дефицита бюджета и темпы роста денежных агрегатов до величин, совместимых с торможением инфляции.

    Соответственным в России было снижение доли расходов в ВВП на стадии финансовой стабилизации по сравнению с Польшей, которая проводило жесткую стабилизацию (таблица 4 приложения).

    Отложенная финансовая стабилизация, происходящая после нескольких лет высокой инфляции и на фоне уже сформировавшегося номенклатурно-капиталистического сектора, имеет ряд характерных особенностей. К моменту начала стабилизационных усилий доверие к национальным деньгам подорвано, доля денег в ВВП низкая. В этой ситуации даже ограниченное по масштабам эмиссионное финансирование дефицита бюджета приводит к темпам роста денежной массы несовместимым с успешной стабилизацией. Дорога к более мягкой дезинфляции, с постепенным снижением масштабов денежного финансирования дефицита (по образцу Польши) оказывается закрытой.

    Отличительная черта отложенной стабилизации в том, что она начинается на фоне уже сформировавшегося, укоренившегося номенклатурно-капиталистического сектора, занимающего доминирующее положение в экономике и имеющего развитую систему политической поддержки собственных интересов. Если на предшествующем этапе мягкая финансовая политика государства находилась в органичном единстве с мягкими финансовыми ограничениями предприятий, то с поворотом к проведению стабилизационной политики противоречия между интересами и нормами поведения номенклатурного сектора и проводимой на макроуровне стабилизационной политики обостряются.

    Характерный для отложенной стабилизации острый характер противоречия между ужесточением финансовых ограничений на уровне государства и сохранившимися мягкими ограничениями в номенклатурном секторе не позволяет откладывать решения на длительную перспективу.

    Подводя итоги можно сказать, что продвижение реформ в России в 1992г. было обозначено попыткой осуществить подход шоковой терапии. Последствие политики, представленной в январе 1992г. было чем то, что политические силы, представляющие доминирующие экономические интересы старой системы были намного сильнее, т.е. они были прежде, чем та политика была представлена. Далекие от способности использовать экономическую политику, стратегические шаги сторонников шоковой терапии вели непосредственно к увеличивающемуся влиянию старых интересов.

    Наследство этой краткой попытки осуществить шоковую терапию будет с Россией много лет. Отчаянная атака на командо-административную систему вероятно ускорил упадок старых административных учреждений. В этом отношении, пакет шоковой терапии в России имел значительный успех, если разрушение было целью. Но разрушение старых институтов было не дополнено созданием ориентируемых рынком учреждений.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      История экономических реформ. Командные и протекционистские методы Петра I в отношении экономической жизни России. Идеологизированное реформирование экономики после 1917 г. Экономические реформы и преобразования последних лет, социальные последствия.

      реферат , добавлен 30.11.2009

      Определение Российской экономики. Три сектора экономических реформ. Порок экономических реформ. Перечень достижений российской экономики. Современное состояние экономических реформ России. Ошибки реформирования Российской экономики.

      курсовая работа , добавлен 28.09.2006

      Изучение предпосылок и описание хронологии реформ, которые происходили в России в 1992-1997 гг. Гиперинфляция: сравнение номиналов советских денег 1961 г. и российских денег 1992 г. Особенности приватизации. Результаты реформ, их социальные последствия.

      реферат , добавлен 28.11.2010

      Казахстанский путь развития экономики: основные этапы. Современные тенденции развития основных демографических процессов в казахстанском обществе. Социальные последствия реформ в Республике Казахстан. Развитие государственной демографической политики.

      курсовая работа , добавлен 06.10.2011

      Сущность и виды современной инфляции. Методы проведения и виды денежных реформ. Классические методы борьбы с инфляцией. Особенности денежных реформ в условиях "шоковой терапии". Инфляция в России: особенности протекания и возможности преодоления.

      курсовая работа , добавлен 30.11.2015

      Проводимые в России в 1990-х годах экономические преобразования, которые затронули все без исключения сферы жизни нашего общества. Экономическое развитие России во второй половине 1990-х годов. Сущность экономических реформ, их итоги и последствия.

      контрольная работа , добавлен 18.01.2014

      Сущность современной инфляции и определение ее социально-экономических последствий. Цели и методы денежных реформ, особенности их проведения в условиях "шоковой терапии". Изучение основных мер, принимаемых государством в рамках антиинфляционной политики.

      курсовая работа , добавлен 10.10.2011

    Случайные статьи

    Вверх