Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Тарифы страховых взносов работодателей–организаций в государственные внебюджетные фонды (%)
Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц: платежные поручения на перечисление страховых взносов представляются в банк одновременно с платежным поручением (чеком) на получение средств на выплату заработной платы.
Часть тарифа в размере 3,6% с 1993 г. выделена в качестве самостоятельного страхового взноса в фонды обязательного медицинского страхования.
С 1 июля 1994 г. по страховым взносам платежи с расчетных счетов юридических лиц осуществляются в следующем порядке: в первую очередь в Пенсионный фонд, а в остальные – в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов. Штрафы и пени по платежам относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Плательщики (кроме работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого фонда. Вновь созданные предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30–дневный срок со дня учреждения. Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ – по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Федеральной службы налоговой полиции; общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.
Плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
Плательщики (юридические и физические лица) | ПФ | ФСС | ГФЗН | ФОМС |
Работодатели – российские и иностранные юридические лица | х | х | х | Х |
Крестьянские (фермерские) хозяйства | х | х | х | Х |
Родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования | х | х | х | Х |
Предприниматели без образования юридического лица | ^ | х | х | Х |
Граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы) | х | х | х | Х |
Граждане, использующие труд наемных работников | х | х | х | Х |
Работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды | х | – | – | – |
Общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей* | | | | Х |
Общественные организации пенсионеров и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей | | х | х | Х |
Религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей | х | х | | Х |
С 2001 года вводится единый социальный налог вместо разрозненных выплат в социальные внебюджетные фонды.
Государственные социальные внебюджетные фонды предназначены для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации в области пенсионного и социального обеспечения, медицинской помощи. Они представляют собой инструмент, предназначенный для сбора и аккумулирования средств в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования и Фонде обязательного медицинского страхования. До 1 января 2010 года таким инструментом был единый социальный налог (ЕСН).
В 2009 году был принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Этим законом единый социальный налог с 1 января 2010 года заменялся прямыми страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Третьего декабря 2011 года был принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», который меняет ставки и правила отчисления страховых взносов с 2012 года в Пенсионный фонд, Фонд Социального Страхования и ФФОМС.
Плательщиками страховых взносов являются:
1. Лица, производящие выплаты физическим лицам :
Организации;
Индивидуальные предприниматели;
Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Таким образом, страховые взносы обязаны уплачивать все работодатели - юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, - адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если страхователь - плательщик страховых взносов относится одновременно к двум категориям плательщиков страховых взносов (является работодателем и ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность), он регистрируется и уплачивает страховой взнос по каждому основанию.
Объектом обложения взносами являются выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц.
Объект обложения страховыми взносами должен характеризоваться следующими основными признаками:
1. Блага, выплачиваемые физическим лицам, имеют форму денежных выплат и иных вознаграждений. Это могут быть выплаты работнику или членам его семьи, т.е. оплата коммунальных услуг, отдыха, лечения, питания, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Также это могут быть выплаты в натуральной форме. Выплаты, произведенные в натуральной форме, для целей исчисления единого социального налога учитываются исходя из рыночных цен, действовавших на момент выплаты.
2. Выплаты должны быть произведены не в производственных целях, а в пользу работников (членов их семей), т.е. потребление блага в личных целях должно происходить вне процесса производства.
3. Выплаты должны производиться по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных имущественных прав, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Выплаты по договорам аренды не признаются объектом обложения страховыми взносами, за исключением договора аренды автотранспорта с экипажем. При этом суммы оплаты заработной платы экипажу автотранспортного средства, предусмотренные в договоре аренды, подлежат обложению страховыми взносами.
Законодательством предусмотрен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами: государственные пенсии, пособия, компенсационные выплаты и другие.
Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами в государственные социальные внебюджетные фонды
Не подлежат налогообложению | Освобождаются от уплаты налога | |
1. Государственные пособия (в соответствии с законодательством), в том числе пособия по временной нетрудоспособности, уходу за больным ребенком, безработице, беременности и родам. 2. Все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм), связанных с: - возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; - бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг; - оплатой стоимости и (или) выдачей натурального довольствия; - оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; -расходы на командировки и др. 3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком физическим лицам в связи с чрезвычайными обстоятельствами 4. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет начиная с года регистрации |
1. Организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I-III групп 2. Организации с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо: - общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения; - организации, уставный капитал которых полостью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%; |
|
5. Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла | - учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно- спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации (эти льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством, реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов) | |
6. Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ | ||
7. Суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не | ||
менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей | - налогоплательщики — индивидуальные предприниматели и адвокаты являющиеся инвалидами I-III групп, — в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода | |
8. Стоимость проезда работников членов их семей к месту проведения отпуска и обратно | ||
9. Стоимость форменной одежды и обмундирования, стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников | ||
9. Суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период | ||
Суммы начисленных взносов зависят от категории налогоплательщика (работодатель, производящий выплаты в пользу физических лиц, индивидуальный предприниматель, адвокат), величины базы обложения и ставки взноса. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность для отдельных категорий плательщиков исчисление страховых взносов по пониженным ставкам.
Тариф страховых взносов на 2012-2013 годы составляет 30%, в т.ч.:
- ПФР (Пенсионный фонд Российской Федерации) - 22%;
- ФСС (Фонд социального страхования) - 2,9%;
- ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) - 5,1%.
В зависимости от года рождения физического лица, в пользу которого производятся выплаты, страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть будущей трудовой пенсии (для лиц 1966 года рождения и старше), либо разделяется на страховую часть - 16% и накопительную часть - 6% (для лиц 1967 года рождения и моложе).
Следует отметить, что с 2012 года страховые взносы уплачиваться работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 512 000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения облагаются по ставке 10% и производятся они только в Пенсионный фонд. Таким образом, можно сказать, что по страховым взносам установлена регрессивная шкала ставок (как до 1 января 2010 года по единому социальному налогу).
В течение календарного года (квартала) работодатель исчисляет обязательные платежи по страховым взносам по итогам каждого календарного месяца исходя из величины выплат и других вознаграждений в пользу работников.
Ежемесячные обязательные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда отчетность в виде Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Законодательством предусмотрено, что компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и занятые видом деятельности, поименованным в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ исчисляют и уплачивают страховые взносы по пониженному тарифу 20%. Причем, взносы по пониженному нарифу перечисляются только в ПФР.
Пониженная ставка действует, если доля поступлений от реализации льготируемых товаров (работ, услуг) составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма дохода определяется по нормам статьи 346.15 НК РФ. Если указанное условие нарушается, страхователь теряет право на льготу по уплате страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие. В этом случае он должен будет доплатить сумму страховых взносов и заплатить пени.
Выплаты, произведенные в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих или временно пребывающих на территории РФ и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев, облагаются взносами в ПФР (п.6, ст. 3, 379-ФЗ).
Тариф Пенсионных взносов для временно проживающих и временно пребывающих с трудовым договором на срок более 6 месяцев и бессрочным одинаковый - составляет 22%.
Предприниматели и нотариусы уплачивают за себя соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. В 2012 году МРОТ составляет 4611 рублей.
В зависимости от года рождения предпринимателя страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть (для лиц 1966 года рождения и старше) либо разделяется на:
16% на страховую часть;
6% на накопительный часть (для лиц 1967 год рождения и моложе).
Плательщики страховых взносов, не производящие выплат физическим лицам, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы в размере 2,9 % от стоимости страхового года. Уплата страховых взносов лицами, производится не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию.
Контрольные вопросы
1. Определение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, их сущность, назначение.
2. Состав социальных внебюджетных фондов.
3. Кто является плательщиком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды?
4. Что является объектом обложения страховыми взносами?
5. Какие выплаты исключаются из объекта обложения страховыми взносами в социальные фонды?
6. Каков порядок включения в базу обложения страховыми социальными взносами выплат физическим лицам, произведенных в натуральной форме?
7. Шкала ставок страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды и особенности ее применения.
8. Каковы особенности исчисления и уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды предпринимателями без образования юридического лица?
9. Льготы и освобождения от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.
Страховые взносы в 2014 году , как и в 2015-м, уплачивались из расчета 30% от дохода работника, в том числе 2,9% — в ФСС, 5,1% — в ФОМС и 22% — в ПФР. Причем предел для удержания в указанных выше значениях составлял 624 000 руб., а в 2015-м — 670 000 и 711 000 руб. для взносов в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд соответственно.
Сначала следует разобраться, кто же обязан платить страховые взносы. Это две категории плательщиков — юридических и физических лиц:
Виды страховых взносов можно выделить, исходя из того, куда они уплачиваются:
Страховые взносы в 2015 году с доходов иностранных граждан, находящихся в России, удерживаются таким образом (кроме высококвалифицированных специалистов (ВКС) временного пребывания):
Доходы иностранных ВКС, временно пребывающих в РФ, страховыми взносами не облагаются. С них уплачиваются только взносы на травматизм.
Доходы беженцев и граждан стран ЕАЭС облагают так же, как и доходы граждан РФ.
Страховые взносы во внебюджетные фонды (ПФР, фонд соцстрахования на случай временной нетрудоспособности и по причине материнства, фонд обязательного медстрахования) пришли на смену единому соцналогу. Это произошло с начала 2010 года.
Что касается страховых взносов в 2014 году и 2015 году, то всё пока остается без изменений, за исключением предельной базы, которая ежегодно индексируется. Плюс в 2015 году стали удерживаться страховые взносы с доходов иностранных граждан, которые работают в России.
В 2011 году совокупный размер страховых взносов составлял 34%, из которых в Пенсионный фонд платилось 26%, в Фонд социального страхования — 2,9%, в Федеральный фонд ОМС — 3,1%, в местный фонд обязательного медстрахования — 2%. Граничная величина дохода составляла 463 000 руб. С сумм, превышающих этот размер, не удерживались страховые взносы.
Величина страховых взносов в 2012 году составляла 30% (22% — ПФР с разделением на накопительную и страховую части для родившихся позже 1967 года, 2,9% — ФСС и 5,1% — ФОМС), а размер граничной суммы дохода — 512 000 руб. для ПФР и ФСС. В ПФР с суммы, превышающей величину граничной суммы дохода, появилась обязанность начислять взносы на страховую часть в размере 10%. С этого года перестали делаться отчисления в территориальный фонд ОМС и все взносы по медстрахованию стали начисляться и уплачиваться в федеральный фонд ОМС.
На период с 2012 по 2018 годы (п. 3.4 ст. 58 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах») для льготников (страхователи с основным видом деятельности, указанным в подп. 8, 10, 11 и 12 п. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ) установлена возможность платить всего 20% в Пенсионный фонд без уплаты иных страховых взносов.
В 2013 году для работодателей-страхователей размер страховых взносов также составлял 30% (22% — ПФР, 5,1% — ФФОМС и 2,9% — ФСС). Размер граничной доходной базы увеличился до 568 000 руб. Ставка 10% для отчислений в ПФР с суммы, превышающей граничную, сохранена.
Довольно часто бухгалтеры допускают не только орфографические ошибки при заполнении отчетности (например, указывают «староховые взносы») , но и арифметические.
Если такие ошибки не влияли на размер удерживаемых взносов, то исправления в отчетность не вносились. Но если ошибки могли привести к сложностям при получении пенсии (когда, например, была неправильно указана фамилия), требовалось подавать уточненный отчет.
Так, отчет в ПФ России по форме РСВ-1 за 2014 год следует уточнить в 2015 году на бланке, действовавшем в уточняемом периоде. При этом суммы уже нужно указывать не только в рублях, но и в копейках. Это правило действует с 2015 года даже при уточнении отчетов за 2014 год.
При расчете страховых взносов в 2014 году сверх предельной базы уплачивались лишь пенсионные платежи в размере 10% от суммы превышения. С 2015 года взносы в ФФОМС следует уплачивать в размере 5,1% со всей суммы начислений вне зависимости от размера полученного сотрудником дохода. Остальное осталось без изменений.
Взносы в ПФР в 2013 году удерживались в размере 22%, при этом для тех лиц, кому в том году исполнилось 47 лет, и старше накопительная часть взноса равнялась 0%. Для тех же, кому в 2013 году еще не исполнилось 47 лет, накопительная часть взноса составляла 6%, а страховая — 16%; при превышении предельной доходной базы удерживалось еще 10% с суммы превышения в страховую часть взносов в ПФ России.
В 2013 году граничная база дохода для удержания пенсионных взносов составляла 568 000 руб.
Для пенсионных страховых взносов в 2014 году изменился лишь подход к расчету взносов, перечисляемых в ПФР (в т. ч. и на ОМС) для ИП. Если до 2014 года все физлица-предприниматели вне зависимости от размера полученного дохода уплачивали фиксированный платеж, то с 2014 года размер платежа по пенсионным страховым взносам стал составлять для всех 17 328,48 руб. в год, а на ОМС — 3399,05 руб. в год. А при размере полученного дохода сверх предельных 300 000 руб. в ПФР стало нужно еще дополнительно уплачивать 1% от суммы превышения.
Для работодателей-страхователей ничего принципиально в удержании взносов в ПФР не поменялось, кроме предельной базы. В 2014 году ее размер составил 624 000 руб. и с полученного выше этого значения дохода удерживался взнос в ПФР уже в другом размере, который составлял 10%.
Платеж ИП страховых взносов в 2014 году за наемных работников осуществлялся по таким же правилам, как и для юрлиц-работодателей. Так, если доход работника не превышал 624 000 руб., то с его дохода уплачивался взнос на ОПС в размере 22%, взнос в ФСС — 2,9%, а в ФФОМС — 5,1%. При превышении предельной базы дополнительно уплачивалось 10% в ПФР.
Подробнее о страховых взносах для ИП вы сможете прочитать в статье «Какие страховые взносы платит ИП в 2014-2015 годах?» .
Страховые взносы 2015 года на обязательное пенсионное страхование для ИП составляют 18 610,8 руб. вне зависимости от того, ведется деятельность или нет, за небольшим исключением. А при превышении годового дохода 300 000 руб. ИП уплатят еще на ОПС 1% от суммы превышения.
От обязательной уплаты страховых взносов освобождаются лишь те ИП, которые:
Изменения 2016 года традиционно сводятся к увеличению пределов облагаемой базы (постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265). Кроме того, вносятся изменения в КБК (приказы Минфина России от 08.06.2015 № 90н и от 01.12.2015 N 190н). Наряду с ежеквартальным отчетом РСВ-1 вводится дополнительная ежемесячная отчетность о работающих сотрудниках, содержащая информацию об их Ф. И. О., СНИЛС и ИНН, и ответственность за представление недостоверных сведений (закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «Об изменении законов РФ»).
Бухгалтерский учет расчетов с внебюджетными фондами — одно из направлений взаимодействия с контролирующими органами. Рассмотрим его правила.
Над любой организацией всегда есть надзор контролирующих органов. Одни смотрят на корректность уплаты налогов, другие — на правильность перечисления взносов с зарплаты сотрудников. Пока взносы интересуют именно внебюджетные фонды. Но с 2017 года контроль над ними перейдет к ФНС.
В 2016 году контролирующими органами — фондами для нас являются Пенсионный Фонд и ФСС. В первый мы отчитываемся по рассчитанным и уплаченным страховым взносам, взносам на ОМС и ОПС, во второй — сдаем расчет по начислению взносов в соцстрах.
Страховые взносы, которые уплачиваются работодателями во внебюджетные фонды, призваны обеспечить социальную поддержку населению страны — как трудоспособному, так и пенсионерам. Поэтому контроль над этими платежами достаточно высок. Соответственно, высок и риск начисления штрафов за неполное перечисление денежных средств либо несвоевременное предоставление документов для осуществления данного контроля. Поэтому бухгалтерский учет на этом участке так важен.
Есть несколько видов начислений:
Взносы уплачивают организации и ИП, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам (зарплату работникам, плату за оказание услуг физлицам).
ВАЖНО! Если работодателем выступает ИП, то он обязан уплатить взносы отдельно за себя и отдельно за своих сотрудников!
Какие выплаты облагаются взносами:
Также существует закрытый перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами и взносами на «травматизм». Например, это выплаты физическому лицу, не связанные с его трудовой деятельностью, — то есть выплаты вне трудовых отношений либо в рамках контракта ГПХ — возвращаемый заем или материальная помощь членам семьи умершего сотрудника.
Для каждого физического лица организация или ИП рассчитывают взносы индивидуально в зависимости от получаемого дохода. База для обложения взносами считается нарастающим итогом в течение календарного года. По некоторым видам дохода облагаемая база лимитируется. Действующие в 2016 году лимиты смотрите .
Итоговая величина взносов — это облагаемая база, умноженная на соответствующий страховой тариф (ставку).
На данный момент действуют следующие ставки:
Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию.
Об этих тарифах подробно рассказано в этом .
Для бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами предусмотрен счет 69 «Расчеты по соцстрахованию и обеспечению». К нему открываются субсчета для каждого вида расчетов.
Рассмотрим типовые проводки по начислению взносов в фонды:
Наименование счета |
|||
«Основное производство» |
69.01 «Расчеты с ФСС по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства» 69.02 «ОПС» 69.03 «Расчеты с федеральным ФОМС» 69.11 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» |
Начисление взносов в зависимости от вида на производственном предприятии |
|
«Расходы на продажу» |
Начисление взносов в торговой организации |
||
«Внеоборотные активы» |
Начисление взносов при строительстве, когда зарплата работников формирует первоначальную стоимость объекта |
||
51 «Расчетный счет» |
Уплата взносов (по субчетам) |
||
51 «Расчетный счет» |
Уплата пени |
||
70 «Зарплата работников» |
Пособие, возмещаемое из ФСС |
Как правило, ежемесячно мы уплачиваем все начисленные по указанной выше формуле взносы. Но если у вас были начислены больничные или сотрудница ушла в декретный отпуск — ситуация изменится.
Проводкой Дт 69 «Взносы» Кт 70 «Расчеты по оплате труда» вы начислите больничный (за те дни, которые оплачивает ФСС) — соответственно, к уплате по итогам месяца сформируется не рассчитанный с зарплаты страховой взнос, а сальдо счета 69 на конец месяца. Здесь у вас два варианта действий:
Рассмотрим учет страховых взносов в бухгалтерии на примере.
ООО «Книги» продает печатную продукцию. Заработная плата за август составила 120 000 руб. Сотрудница предоставила больничный лист на сумму 5 600 руб. (из них за счет работодателя 2 300, за счет ФСС — 3 300). Отразим все операции бухгалтерскими проводками:
Дт 44 Кт 70 — 120 000 руб. — начислена заработная плата.
Дт 70 Кт 68.01 «НДФЛ» — 15 600 руб. — удержан НДФЛ с зарплаты.
Дт 44 Кт 69.01 — 3 480 руб. (120 000 × 2,9%) — начислен страховой взнос в ФСС.
Дт 44 Кт 69.02 — 26 400 руб. (120 000 × 22%) — начислен страховой взнос в ПФР.
Дт 44 Кт 69.03 — 6 120 руб. (120 000 × 5,1%) — отражен страховой взнос в ФФОМС.
Дт 44 Кт 69.11 — 240 руб. (120 000 × 0,2%) — начислен взнос на «травматизм».
Дт 44 Кт 70 — 2 300 руб. — отражено начисление по больничному листу.
Дт 69 Кт 70 — 3 300 руб. — начислен расчет по больничному листу в части, возмещаемой ФСС.
Дт 69.01 Кт 51 — 180 руб. (3480 - 3300) — уплачены взносы в ФСС.
Дт 69.02 Кт 51 — 26 400 руб. — уплачены взносы в ПФР.
Дт 69.03 Кт 51 — 6 120 руб. — уплачены взносы в ФФОМС.
Дт 69.11 Кт 51 — 240 руб. — уплачен взнос «на травматизм».
Для корректного учета бухгалтеру необходимо быть в курсе актуальных на данный момент налоговых ставок, тарифов и лимитов доходов. Правильный учет страховых взносов, как и любых других обязательных платежей, позволит избежать начислений штрафов и пени.
Законодательные диспозиции указаывают на то, что ИП обязан вносить все предусмотренные взносы без каких-либо исключений. Ежегоджно нормы притерпевают прямые дополнения, поэтому порядок производства платежей, так же и их размер меняются. Далее мы расскажем и федеральных взносах и платежах, какие необходимо будет проводить в 2018 году. Параллельно приведем и некоторые региональные тарифы.
В связи с индексацией МРОТ с 1-го января 2018 все фиксированные страховые (основные) взносы и налоги ИП за себя более повысились. Сейчас ИП с общим годовым зарботком в 300 000 рубл. и меньше платят лишь два платежа в своем отношении на итоговую сумму в 23 153,33 рубл.
Официальные индивидуальные предприниматели с общим доходом больше 300 000 рубл. вносят за себя (плюс к обозначенной сумме 23 153 рубл.) далее 1% от прибыли, какя превышает 300 000 рубл.
Так же ИП платят прописанные фиксированные страховые фонды в отношении себя посредством единого расчетного документа (или одной квитанцией/ официальным платежным поручением). ПФР сейчас самостоятельно разделяет всю уплаченную сумму на исчисленную страховую и накопительную доли (если таковая есть). Т.е необходимо следующее:
Индивидуальные предприниматели зачисляют социальные взносы в ФОМС. Это еще один внебюджетный орган. Фиксированный страховой платеж в ФФОМС на 2018 год равняется 316,40 рубл. в мес. (получается 949,21 руб. по кварталу, 3796,85 руб. за год). Зачисления в государственный ФФОМС по прибыли большей 300 000 рубл. не предусматриваются.
Все обозначенные квитанции оформляются только по форме №(пропись) ПД или по образцу № ПД-4сб (удержание) и принимаются к зачислению только в Сбербанке (когда у индивидуального предпринимателя имеется расчетный счет в стороннем банке, значит платить следует и с такового, никакие дополнительные комиссии по такому не снимаются). При структуризации квитанции на платежи взносов по внебюджетным направлениям, следует знать указанне КБК (или — Коды Бюджетной Классификации). Все КБК всегда можно просмотреть на ресурсе ПФР.
Когда вы прямозарегистрированы в должном качестве ИП только по началу года — платить внебюджетные взносы следует не за текущий год, но за все то время, что субъекты зарегистрированы (для приблизительного расчета государственного платежа и внесения всех квитанций нужно использовать бухгалтерский ресурс). Когда совмещаеся работа ИП с деятельностью по трудовому договору, а начальник уже делает внебюджетные платежи — и здесь все равно нужно делать все платежи указанные и фиксированные только уже лица ИП.
Таблица:
После этого оплаченные квитанции внебюджетных платежей обязательно сохраните. Потому что отчетность с 2012-го г. для ИП без рабочих (исчисляющих только за себя) — упразднена. Чтобы проследить, дошли ли все платежи до места истребования — позвоните в адресное районное управление ПФР и свяжитесь с сотрудником, уполномоченным за ИП без штата. Далее всю сумму внесенных отчислений можно сократить сумму прописанного налога (какой платится по системе 6% «прибыль»). Это простой способ сэкономить на государственных фондах. Обозначенные Фиксированные страховые фонды рассчитываются на показателях МРОТ, действующего на положение 1-го января 2018 года. При индексации МРОТ в России в течение периода страховые государственные зачисления по состоянию год НЕ изменяются.