Основные направления государственное регулирование рыночной экономики. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик

В странах с централизовано управляемой экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляется в виде директивных планов, распорядительства материальными, финансовыми, природными, трудовыми ресурсами и денежными средствами.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность субъектов предпринимательской деятельности носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, установления обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, осуществления государственных социальных и экономических программ и др.

Ограничение государственного вмешательства в экономику обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности на средства производства – частной, коллективной, а также правом собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования .

Неоклассическая теория (теория «невмешательства», нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора – основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория . Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж. Кейнса, важнейшим направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства – создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на динамику основных макроэкономических показателей (объём производства, темп роста цен, уровень безработицы).

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, правительства разных стран и выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования – это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены рынком автоматически.

Объектами государственного регулирования являются:

1) экономический цикл;

2) отраслевая и региональная структура экономики;

3) условия накопления капитала;

4) занятость и цены;

5) денежное обращение;

6) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

7) условия конкуренции;

8) состояние окружающей среды;

9) внешнеэкономические связи и т.д.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Высшая цель государственного регулирования – поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства.

Все остальные цели производны от нее и периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

Процветание страны, рост благосостояния ее жителей достигается, если в стране все, кто может и хочет работать, имеют такую возможность, цены устойчивы, объем производства постоянно увеличивается, а внешняя торговля сбалансирована.

Отсюда и основные цели макроэкономического регулирования 2 :

1. Устойчивый экономический рост.

2. Оптимальная занятость.

3. Экономическая эффективность.

4. Стабильный уровень цен.

5. Экономическая свобода.

6. Справедливое распределение доходов.

7. Экономическая обеспеченность граждан.

8. Уравновешенный внешнеторговый баланс.

Устойчивый экономический рост рассматривается как положительная динамика главных макроэкономических показателей. Оптимальным считается такой рост, который обеспечивает одновременно его положительную динамику, повышение благосостояния, эффективное использование ограниченных ресурсов, а также равновесие с природной средой и социальной сферой.

Оптимальная занятость означает, что все, кто желает и способен работать, получают подходящее занятие. Другими словами, в идеале работу должны иметь все, кто ищет и хочет работать.

Экономическая эффективность – способность макроэкономики функционировать с максимальной отдачей при минимальных издержках используемых ограниченных ресурсов.

Стабильный уровень цен – их одинаковая эффективность для экономических субъектов, т. е. никто не выигрывает и не проигрывает как от инфляции, так и от дефляции.

Экономическая свобода – как цель означает, что все субъекты экономики в рамках закона гражданского общества сами, без ограничений, принимают решения о путях реализации своих интересов.

Справедливое распределение доходов рассматривается как такое развитие макроэкономики, при котором происходит образование и преобладание в социальной сфере т. н. среднего класса.

Экономическая обеспеченность граждан – означает, что в идеале все граждане независимо от их трудоспособности должны быть обеспечены благами не ниже прожиточного минимума. Этот прожиточный минимум должен позволять гражданину реализовывать его основные права и обязанности на уровне социальных норм, принятых для больных, нетрудоспособных, престарелых и т. п. групп населения.

Уравновешенный внешнеторговый баланс – цель, означающая, что каждое государство, вступая в международные экономические отношения, должно «жить по средствам», не наносить ущерба другим странам.

Совершенно очевидно, все отмеченные цели тесно взаимосвязаны, но весьма противоречивы. Например, наращивание объемов производства может привести к росту цен, снижение цен влечет за собой рост безработицы, увеличение импорта в целях достижения баланса внешней торговли снижает занятость, увеличение экспорта в тех же целях вызывает рост цен и т.д. Степень достижения основных макроэкономических целей во многом зависит от государства и проводимой им экономической политики.

Поэтому в зависимости от их насущности на каждом конкретном этапе экономического развития они ранжируются, определяются наиболее важные, или приоритетные. Приоритетные цели и формируют стратегию макроэкономической политики государства.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические .

Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта.

В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора.

Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на политику, проводимую хозяйствующими субъектами. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг.

Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения.

К административному регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, отраслей, предприятий – это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.

К административно-правовым средствам также относятся различного рода стандарты и нормы , которые находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом).

Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти.

Наиболее часто административные методы используются в борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда, регулировании рынка труда, обеспечении экономической безопасности производства, защите национальных интересов в сфере международных экономических отношений и т.п.

Экономические методы государственного регулирования предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствует проводимой государством политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные (рис. 5).

Методы государственного регулирования

Административные

Экономические

Косвенные

Государственное законодательство

Целевое финансирование территорий, отраслей, предприятий

Государственное предпринимательство

Социально-экономическая политика

Внешне-экономическая политика

Денежно-кредитная политика

Налогово-бюджетная политика

Инструменты

лицензирование

субвенции, прямые субсидии,

минимальная заработная плата

таможенные пошлины

учетная ставка

регистрация

пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных

комплексные программы

размер пенсий, пособий по безработице

нетарифные методы регулирования

обязательные резервы банков

гос. расходы

регламентация

льготные кредиты

государственные инвестиции

курс нац. валюты

операции открытого рынка

гос. заказы

антимонопольные запреты

субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам

валютные интервенции

займы, субсидии, субвенции. дотации

квотирование

кредитные льготы

компенсации

запреты. разрешения

золотовалютные резервы

налоги (ставки, льготы)

Рисунок 5. Методы государственного регулирования

Прямые методы регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на частный сектор и экономику в целом.

Сегодня государство большинства стран, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Часть экономики страны, в которой хозяйственная деятельность осуществляется государством, образует государственный сектор .

Удельный вес государственного сектора в экономике разных стран различен. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП. Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран.

В 50-е годы ХХ в. в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; а в 80-е годы происходила приватизация и сокращение государственного сектора.

Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые, в отличие от частных, не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям.

На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е годы ХХ века.

Косвенные методы предполагают использование в качестве инструментов регулирования экономики государственный бюджет и массу денег в обращении.

Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику. (Подробнее эти методы воздействия на экономику будут рассмотрены в последующих темах).

Наряду с краткосрочным – государство осуществляет долгосрочное регулирование – программирование.

Экономическое программирование – разработка и принятие государством программ, формулирующих долгосрочные цели и определяющих порядок достижения этих целей; органы, ответственные за исполнение программ; необходимые средства и порядок их финансирования.

Программирование – высшая форма государственного регулирования – предполагает комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.

Государственные программы могут быть:

1) целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);

2) общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);

3) чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки .

Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства .

Причинами фиаско (провалов) государства может быть:

1) ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;

2) несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

3) наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

4) неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;

5) наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной «медали» – смешанной экономики.

Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровне федераль­ного правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный сектор обладает собствен­ными доходами из определенных денежных источников и со­ответственно расходами своих бюджетов. Однако на любом уровне политика государства ведется в нескольких основных направлениях.

Одним из важнейших направлений государственного ре­гулирования экономики является социальная политика госу­дарства. Она в первую очередь основана на перераспределе­нии доходов. Дело в том, что в любой стране имеет место дифференциация населения по размеру получаемого дохода, вследствие чего и возникает социальное неравенство и кон­фликты между разными общественными классами. Это может происходить в результате различий в способностях людей, уровне образования и квалификации, владении семейной соб­ственностью и т. п.

Для того чтобы снизить социальное напряжение, государ­ство старается уменьшить неравенство доходов посредством социального страхования, социальной защиты (например, транс­фертные платежи и другие выплаты нуждающимся малообес­печенным, инвалидам или безработным), политики заработной платы и жилищной политики. Основным направлением госу­дарственного регулирования перераспределения дохода можно назвать социальные меры, принимаемые на рынке труда.

Правительство является активным субъектом политики за­нятости рынка труда. На нем лежат следующие функции:

  • создание спроса на рабочую силу в государственном секторе экономики;
  • контроль спроса на рабочую силу в частном секторе по­средством налоговых льгот и регулирования численности армии, студентов и т. д.

Кроме того, правительство в этом направлении применяет следующие меры регулирования занятости.

  • организацию работы бирж труда и модернизацию систе­мы информации о свободных рабочих местах для сокраще­ния общего времени поиска работы;
  • содержание учреждений подготовки, профессионально­го обучения и переквалификации кадров;
  • контроль и демонополизацию рынка труда;
  • организацию общественных работ для создания новых рабочих мест;
  • стимулирование НТП (научно-технического прогресса) и развития трудоемких отраслей, что влечет за собой появле­ние новых рабочих мест;
  • поддержку малого бизнеса;
  • разработку и внедрение специальных программ с целью облегчения трудоустройства наиболее социально уязвимых слоев населения.

К пассивной политике занятости, направленной на борьбу с последствиями безработицы, относится социальная поддерж­ка безработных, а именно:

  • выплата компенсаций незанятым за потерю работы;
  • выплата пособий по безработице и предоставление по­мощи безработным.

Еще одним направлением государственного регулирова­ния экономики является вмешательство государства в форми­рование рыночных цен. Это делается, например, посредством установления минимального размера оплаты труда. Помимо этого, правительство стимулирует спрос на товары и услуги, потребление которых приносит обществу пользу, например, некоторые виды товаров и услуг (общественные блага) рыноч­ная система не может производить по причине слишком высо­кой стоимости или минимальной прибыли. К таким товарам (услугам) можно отнести организации экологического назна­чения, навигационные системы, национальную оборону, строи­тельство дорог и т. д. Производство этих услуг связано с не- компенсируемыми издержками (издержки перелива, которые образуются, когда затраты превышают выручку от реализа­ции). Для того чтобы общество могло пользоваться этими бла­гами и услугами, государство их финансирует из своего бюд­жета, который пополняется за счет налогов.

Другое направление воздействия государства на экономи­ку - стимулирование развития производства. Для этого про­водится так называемая политика полной занятости ресурсов, таких как капитал, сырье, рабочая сила, и поддержание уров­ня цен.

Интересно и такое направление государственного регули­рования экономической системы, как нейтрализация внешних эффектов.

Внешние эффекты, или экстерналии, представляют собой издержки или выгоды от рыночных сделок, не отраженные в ценах. Эффекты могут быть положительные и отрицательные.

Отрицательные возникают в случае, если деятельность од­ного экономического агента обусловливает издержки другого, например экология: сточные воды, выбросы в атмосферу, шу­мы и т. п.

Положительные эффекты приносят выгоду для отдельных граждан и общества в целом, например образование, театр и т. п.

Для нейтрализации внешних эффектов правительство осу­ществляет следующие мероприятия:

  • корректировку налога, представляющую собой введение дополнительной налоговой нагрузки на производителя вред­ных товаров;
  • корректировку субсидий, применяемую при положитель­ном эффекте для трансформации внешних эффектов во внутренние;
  • льготное налогообложение (при положительном эф­фекте);
  • административные санкции (при отрицательном эф­фекте);
  • введение лицензирования рыночной деятельности, для регулирования и контроля выбросов отходов.

ПЛАН:

1. Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)

2. Сущность и цели ГРЭ

3. Методы и инструменты ГРЭ

1. Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций.

В административно - командной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.

В рыночной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.

Однако существует много других причин , которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику , среди этих причин можно выделить:

· существующие монополии;

· наличие многочисленных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве;

· наличие внешних эффектов;

· излишне коммерческое распределение доходов.

Представление о роли государства , степени его воздействия на экономику страны, различались в разные периоды экономического развития общества.

Исторически первой концепцией о роли государства в рыночной экономике была концепция классической политической экономики . В соответствии с представлениями классиков, государство призвано обеспечить безопасность человека и его собственности, разрешать споры между участниками рыночного процесса, все то, что отдельный человек не может самостоятельно выполнить или делает это не эффективно, призвано осуществить государство.

В настоящее время существует два ведущих методологических подхода к вопросу государственного регулирования рыночной экономики.

Джон Кейнс и его последователи полагают, что государство должно постоянно следить за состоянием параметров рынка. Любое нарушение равновесия должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста.

Неоклассическая школа и ее последователи заявляют, что вмешательство государства в экономику должно быть ограничено, и осуществляться в том случае, когда этого требует экономическая ситуация.

В настоящее время независимо от принадлежности к той или иной школе экономисты рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями.

2. Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.


Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей :

Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма

Обеспечение устойчивых темпов роста;

Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно технической революции;

Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

Решение экологических проблем.

Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства.

Экономические функции государства :

  • обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;
  • зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;
  • перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);
  • финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
  • изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
  • контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
  • финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.

Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности . Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Создание общественных благ - другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации , которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого - к стагнации. Проведение антимонопольной политики, направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:

§ через государственный сектор;

§ посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).

3. Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики. К методам прямого государственного воздействия относятся: · определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; · государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; · государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции; · правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; · лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести: · налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот; · регулирование цен, их уровня и соотношений; · платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; · таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

Общепринято деление методов государственного регулирования на:

· правовые,

· административные,

· экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.

Административное регулирование экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью системы административных мер осуществляющих государственный контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитнаяполитика , программирование , прогнозирование , планирование .

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги . Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в ГРЭ играют две роли :

· это главный источник финансирования государственных расходов

· это инструмент регулирования, т. к. в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.

Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики . Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.

Вопросы для самоподготовки:

1. Назовите факторы, обуславливающие необходимость государственного влияния на экономику.

2. Чем обусловлена необходимость производства общественных благ?

3. Раскройте содержание, преимущества и недостатки прямых и косвенных методов воздействия на экономику. В каких условиях лучше срабатывают прямые, а в каких - косвенные методы?

4. Назовите основные инструменты монетарной, фискальной, внешнеэкономической и социальной политики.

5. Тестовые задания:

1. Необходимость активного участия государства в экономической жизни общества вызвана:

а) необходимостью поддержания эффективного функционирования рынка;
б) необходимостью создания и использования эффектов общественных благ;
в) необходимости перераспределения доходов, рост доступа к некоторым товаров и услуг;
г) все ответы верны.

2. К основным функциям государства в современных условиях относятся:

а) формирование правовой основы деятельности;
б) защита и развитие конкуренции;
в) организация производства товаров и услуг общественного пользования;
г) перераспределение доходов;
д) осуществление макроэкономической стабильности;
е) все ответы верны.

3. Что представляют собой трансферты:

а) неравное распределение произведенного в стране совокупного дохода между отдельными лицами или семьями;
б) некоторые выгоды или ущерб, связанные с производством или потреблением продуктов, которые перемещаются к лицам, которые не являются непосредственно продавцами или покупателями данных товаров;
в) безвозмездные выплаты населению, не связанные с трудовым вкладом;
г) товары или услуги, к которым не применим принцип исключения, и производство которых обеспечивается государством.

4. Что из перечисленного ниже не является общественным благом (общественным товаром):

а) электроэнергия;
б) маяки;
в) милиция;
г) оборона страны;
д) защита от наводнений.

Основные направления экономической деятельности государства . Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей:

Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма

Обеспечение устойчивых темпов роста;

Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно технической революции;

Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

Решение экологических проблем.

Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства. Некоторые из них отражены на рис. 12.1. Рассмотрим каждое из них более подробно.


Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности . Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных

документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Создание общественных благ - другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации, которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого - к стагнации. Проведение антимонопольной политики , направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

Рыночный механизм не в состоянии решить проблему

регулирования внешних или побочных эффектов . Внешний эффект

Это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта представляет строительство оросительной системы одним фермером, в результате, которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство. Надо отметить, что существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства.

А. Пигу, английский экономист, основатель теории государства всеобщего благоденствия, обосновывает налоговый путь разрешения этого вопроса, предполагающий активную роль государства в решении проблемы внешних эффектов.

Р.Коуз, американский экономист, теоретик неоклассической школы, выступает за расширение рыночных отношений для преодоления внешних эффектов. Р. Коуз вводит понятие трансакционных издержек . Это издержки, связанные не с производством как таковым, a c соответствующими ему затратами (поиском информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержках заключения хозяйственного договора, контролем за его исполнением и т. д.). Р. Коуз считает, что регулирование внешних эффектов наиболее эффективно на основе частных соглашений собственников.

Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, должен нести ответственность за кислотные дожди и озоновые дыры в атмосфере?

Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании государства и рынка, с целью сближения общественных и частных издержек. Как справедливо отметил известный американский экономист К. Д. Эрроу, определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния.

Создание инфраструктуры экономики – другое важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры - комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:

Производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);

Институциональная (государственный аппарат управления);

Социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);

Информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства государственным предпринимательством . Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, a c другой стороны, как особый общественный предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

Перераспределение доходов - это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределения доходов, некоторые из которых показаны на рис. 12.2.

Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.

Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии . Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов - это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развитие малого бизнеса и др.

Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию по выплате пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту.

Государство в социально ориентированной рыночной экономике выполняет также такую необходимую функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики . Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся: изменение государственных расходов, налогов и др.

Фискальная политика - это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.

К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).

Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности . Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.

Одной из функций государства в социально ориентированной рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно технической и инновационной политики.

Современная экономика базируется на проведении эффективной научно технической и инновационной политики. Неотъемлемым ее признаком является постоянное создание новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений являются существенным фактором инновации. В США государство финансирует более половины фундаментальных исследований, практически полностью создание наиболее сложных и дорогостоящих установок фундаментальной науки. Государство берет на себя значительную часть расходов на проведение НИОКР (научно исследовательских и опытно конструкторских работ). Особенно активно государство принимает участие в финансировании НИОКР, связанных с военным производством. В России в условиях ограниченности государственного бюджета наметилась опасная тенденция к сокращению объема финансирования фундаментальной науки, что ставит под угрозу сохранение интеллектуального потенциала общества.

Обеспечение экологической безопасности важная функция государства в социальной рыночной экономике. Вторая половина XX века показала, что экстенсивное развитие экономики сопровождается рядом отрицательных последствий. Одними из них являются разрушение экосистем, потери части ВВП. Ежегодные потери только от атмосферных загрязнений в 70 x годах составили во Франции 0,7-0,9% ВВП, в Италии - 0,7%, в Великобритании - 1,7-2,3%, в США - 2,2-2,9% ВВП. Общий ущерб, нанесенный окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, например, в европейских странах оценивается в 3-5% ВВП. Такие потери приводят к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям. Их можно устранить или снижением темпов экономического развития, или осуществлением комплекса мер по экологизации производства. Для современной экономики приемлемым является второй путь. Его реализация предоставляется государству. Оно организует систему контроля, оценки и слежения за изменениями состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Государство создает сеть стационарных станций наблюдения, с помощью авиакосмических средств контроля над изменениями параметров, характеризующих состояние среды. Государство посредством законов, налоговой политики ведет оперативное управление охраной окружающей среды, принуждая предпринимателей к соблюдению природоохранных мер. Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запреты и ограничения на производство некоторых продуктов, административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм.

Пределы государственного вмешательства в экономику . Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное

функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.

В современных условиях государство является активным субъектом экономики. Она занимается как непосредственным ведением хозяйства, так и осуществляет определенные регулятивные функции в отношении всего общественного производства. Государственное вмешательство в экономику обусловлено целым рядом конкретных причин:

o рынок имеет собственные, имманентно присущие ему недостатки. Это циклический характер функционирования экономики, безработица, инфляция и т. Эти явления приобретают значительные масштабы и тормозят развитие общества;

o рыночная экономика не способна реализовать масштабные научные проекты, обеспечивающие стратегический прорыв в области науки и техники. Фундаментальная наука с ее огромными затратами и большой вероятностью осуществления расходов без получения конечного положительного результата не может быть профинансирована частным бизнесом;

o процесс воспроизводства рабочей силы в условиях рынка не может быть обеспечен в полном объеме, потому что рынок формирует спрос только на ту рабочую силу, которая соответствует достигнутому уровню техники и технологии;

o рынок не может противостоять монополиям, инфляции, а также негативных последствий хозяйствования относительно окружающей среды;

o структурные изменения в экономике, потребность в которых часто является насущной для страны, практически невыполнимые для рынка из-за своей масштабности и большие финансовые затраты;

o в условиях интернационализации производства резко усиливается конкуренция на мировых рынках, поэтому без помощи государства бизнесу трудно удержать свои позиции;

o рынок не способен обеспечить удовлетворение потребностей в социальных благах, потребление которых является общедоступным и это потребление нельзя ограничить.

Все это требует активного участия государства в экономической жизни общества и формирует ее базовые экономические функции. Именно они являются основой других функций государства, а именно политической, социальной, международной. Экономические функции государства многоплановые, но их можно сгруппировать по определенным направлениям:

o Обеспечение правового поля, в рамках которого осуществляется производство. Законодательное определение отношений собственности, правового статуса всех участников общественного производства, их права и обязанности, их ответственность при нарушении установленных норм и законов.

o Уменьшение, а по возможности и ликвидация негативных последствий рыночного саморегулирования. К этому направлению относится, прежде всего, защита конкуренции и ограничения монополизма. Важной составляющей является борьба против высокой инфляции и безработицы.

o Перераспределение доходов с помощью налогового механизма и частично через регулирование цен. Это направление обеспечивает как активное управление макроэкономическими процессами, так и уменьшение неравномерности в распределении доходов.

o В современных условиях важнейшим направлением вмешательства государства в экономическую жизнь общества является формирование информационной инфраструктуры и обеспечение равного доступа к ней всем членам общества.

o Обеспечение граждан общественными благами, к которым относятся государственное управление, безопасность общества и человека, оборона, здравоохранение, образование и т.

Государственное регулирование экономики осуществляется через ряд мер, которые принято называть экономической политикой. Эта политика базируется на стратегических целях государства, которые отражают интересы всех граждан и направлены на развитие общества и благосостояния его членов. Поскольку стратегические ориентиры отражают главные цели всего общества, а их достижения требует многоплановых действий, то и государственная экономическая политика по своим направлениям охватывает все сферы общественной жизни.

Объектом государственного регулирования является вся экономическая система государства. Это означает, что вся совокупность производственных отношений, которая формируется в процессе общественного производства и становится объектом государственного регулирования. Но поскольку экономическая система общества имеет сложную структуру и включает значительное количество подсистем (отрасли, сферы и т.п.), которые постоянно работают, проявляющееся в различных социально-экономических процессах, как то экономические циклы, демографические изменения, инфляция и т.д., то они и становятся непосредственным объектом государственного регулирования.

Субъектом государственного регулирования выступает государство в лице органов власти. Президент страны, Верховная Рада, правительство, министерства, администрации - все это непосредственные субъекты государственного регулирования. Система формирования властных структур, их конкретные функции и пределы ответственности определяются политическим устройством страны, уровнем организации общества, соотношением классов, слоев, политических партий и т.д. Как правило, права и обязанности властных структур в целом и в части их возможного вмешательства в экономические процессы юридически оформляются в Конституции страны, законах и других нормативных актах.

Следует отметить, что общая организация субъекта государственного регулирования зависит, прежде всего от уровня развития демократии в конкретном обществе. Там, где существуют устоявшиеся демократические традиции, как правило, субъекты государственного регулирования экономики наиболее полно отражают интересы всего общества и несут высокую ответственность за свои действия и за их последствия. В тех же странах, где демократические институты ограничены и существует скорее автократия отдельного лица или партии (примером могут служить Россия или Китай), там влияние государства на экономическую жизнь может быть действенным по их реализации, но не всегда эффективным по конечным результатам. Хотя даже в странах с автократическими режимами, если верить лозунгам, все действия властных структур подчинены интересам народа. Однако исторический опыт показывает, что только демократия способна наиболее полно отражать интересы всех членов общества и обеспечивать им максимум свободы в их экономической жизни.

Государственное регулирование охватывает важнейшие макроэкономические процессы и способно существенно влиять на весь процесс общественного воспроизводства. Но абсолютизировать его нельзя. Государство в своих регуляторных функциях тоже имеет ограничения. Они оказываются в следующем:

o государство часто не имеет достаточно полной и достоверной информации, которая бы позволила принимать наиболее действенные и эффективные управленческие решения;

o конкретные субъекты государственного регулирования, как правило, несут скорее условную ответственность за свои решения или не несут ее вовсе. Так, депутаты нашей Верховной Рады могут месяцами играть в шарики, блокировать работу, вообще не появляться на своем рабочем месте, а избиратели даже теоретически не могут их отозвать или заставить плодотворно работать и не тратить напрасно деньги налогоплательщиков;

o государственное регулирование осуществляется преимущественно косвенными методами, и последствия этого регулирования фиксировать и оценивать часто можно только приблизительно;

o всегда существует несовершенство управления макроэкономическими процессами, ибо развитие общественного производства и количество проблем, которые возникают, постоянно нарастают, а государственное регулирование всегда более консервативное и инертное. Это приводит к тому, что государственное регулирование всегда имеет определенные недостатки, которые необходимо учитывать.

Государственное регулирование национальной экономики осуществляется определенными методами. Методы - это определенные способы воздействия государства на все объекты государственного регулирования. Каждый метод опирается на целый ряд конкретных инструментов, которые и обеспечивают реализацию влияния.

Всю совокупность методов определенным образом классифицируют. Наиболее распространенные классификации связаны с такими признаками: по формам воздействия и по средствам воздействия. По формам воздействия выделяют следующие методы: методы прямого и косвенного воздействия. По способам воздействия выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы. Рассмотрим их более подробно.

Прямые методы государственного регулирования - это те методы, которые непосредственно направлены на субъектов рынка. Они применяются с целью изменения объемов производства, объемов экспортно-импортных операций, изменения структуры потребления и т. Главным инструментарием такого воздействия является лицензии, квоты, государственные закупки, установленные государством цены, нормативы, комплексные программы и тому подобное.

Косвенные методы - это такие методы, которые направляют действия субъекта рынка в необходимое русло не напрямую, а опосредованно, через создание определенных экономических условий. Здесь главным является экономический интерес субъекта рынка, влияние на который и способствует достижению той цели, которую ставит государство. Здесь инструментарием являются меры, которые принимает государство в процессе реализации своей фискальной, денежно-кредитной, амортизационной, бюджетной и другой политики. Эффективность непрямых методов не так высока, как прямых, но они более адекватны рынку, а потому более приспособлены к действию рыночного экономического механизма.

Среди методов государственного регулирования, выделенных на основе такого признака, как средство воздействия, необходимо прежде всего выделить правовое регулирование экономики. Это установление государством юридических норм поведения граждан и всех субъектов рынка. Правовому регулированию подлежат все отношения, которые складываются в обществе. Это отношения между государством и гражданами, между государством и субъектами хозяйствования, отношения между гражданами и тому подобное.

Все правовые акты определенным образом субординированные и, в зависимости от объекта, который их принимает, выделяют:

o Конституцию и законы Украины;

o Указы и распоряжения Президента Украины;

o постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины;

o нормативные правовые акты центральных органов власти (министерств и ведомств);

o нормативные акты органов местного самоуправления и местных государственных администраций.

Следует отметить, что важнейшие отношения в обществе регламентируются исключительно законами Украины. К ним относятся, например, права и свободы человека, права собственности, правовые основы предпринимательской деятельности, основы зовнишньоекономинои деятельности и тому подобное. Исключительно законами Украины определяются: Государственный бюджет Украины, налоги, основы функционирования финансового рынка, а также рынка товаров и рабочей силы, порядок образования свободных и других зон, правила пересечения границы Украины и т.д.

Важную роль в государственном регулировании экономики играют административные методы. Они применяются в основном тогда, когда рыночные методы или не действуют, или же недостаточно эффективны. Эти методы характеризуются обязательностью и безальтернативностью выполнения положений, приказов, распоряжений властных структур и четкой ответственностью субъектов хозяйствования и граждан за их невыполнение. Спектр этой ответственности широк и находится в диапазоне от предупреждения до штрафов и даже уголовной ответственности.

Важнейшими инструментами реализации административных методов есть лицензии, квоты, нормы, стандарты, санкции, цены.

Лицензии представляют собой разрешения, которые выдают соответствующие органы хозяйствующим субъектам. Как правило, они имеют место тогда, когда предпринимательская деятельность по изготовлению товаров, оказания услуг или выполнения работ связана с возможной опасностью для граждан. Примером могут быть лицензии на сооружение зданий, мостов, на производство наркотических веществ, производство медикаментов, предоставление медицинских услуг и тому подобное. В Украине порядок предоставления лицензий регламентируется специальным положением о выдаче лицензий по отдельным видам деятельности.

Квоты - это определенные количественные ограничения, которые государство устанавливает относительно изготовления, потребления или вывоза (ввоза) товаров на территорию государства. В Украине примером довольно частого применения квот могут быть ограничения в экспортных и импортных операциях. Так, защищая собственного товаропроизводителя, наше государство неоднократно устанавливала квоты на импорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции, например, мяса, тростникового сахара-сырца и на другие товары.

Следует отметить, что в системе государственного регулирования экономики государство должно считаться и с теми квотами, которые устанавливаются для страны внешними субъектами. Да, мы имеем достаточно жесткие ограничения по экспорту нашей металлопродукции в страны Европейского Союза. Такие квоты, например, на трубы большого диаметра, устанавливает и Россия по нашей экспортной продукции. Однако внешние ограничения постепенно уменьшаются вследствие общемировой тенденции либерализации торговых отношений, а для Украины еще и вследствие вступления в ВТО.

Нормы - это определенные, как правило, научно обоснованные нормы расхода сырья, материалов, труда на изготовление продукции, а также нормы потребления. Нормы играют огромную роль в организации функционирования всего общественного производства. Скажем, для того чтобы рассчитать один из базовых элементов государственного бюджета - прожиточный минимум - необходимо научно обосновать нормы потребления продуктов, промышленных товаров и услуг в расчете на одного человека и с учетом его возраста. В Украине нормы требуют постоянного совершенствования, потому что значительная их часть еще была разработана в эпоху социализма и уже безнадежно устарела. Однако реальной преградой на этом пути является как отсутствие государственной системы нормотворчества, так и политические аспекты. Ведь нормативы, например, потребление определенных материальных благ, часто принимаются занижены, чтобы власть могла их без труда понемногу повышать и демонстрировать обществу свое попечение о собственных граждан.

Стандарты - это те же нормы, но они жестко установлены относительно важнейших характеристик товаров и услуг. Эти стандарты фиксируют качество, размеры, вес и другие параметры изделий. Стандарты сопровождаются и четко определенными методами контроля качества, по маркировке, упаковке, технологии производства и тому подобное. Государственные стандарты являются обязательными. их должен соблюдать каждый хозяйствующий субъект, выпускающий продукцию или предоставляет услуги, которые регламентированы таким стандартом.

Следует подчеркнуть, что вступление нашей страны в ВТО открыло нам широкие возможности по продвижению отечественной продукции на новые рынки. Но эти возможности мы можем реализовать только тогда, когда поднимем качество нашей продукции до уровня международных стандартов. Это одно из важнейших задач наших производителей, ведь без получения международных, прежде всего европейских, стандартов нечего и думать о широком выход на международные рынки.

Санкции - это меры, которые принимает государство в целях наказания субъектов рынка. Палитра конкретных мероприятий здесь очень широкая и имеет различные формы. Здесь могут быть экономические наказания (пеня, неустойка, штрафы, конфискация и т.п.) и наказание в виде уголовной ответственности.

Санкции предпринимаемые государством в разных целях, но учитывая главные стратегические задачи государства следует отметить, прежде всего, санкции, направленные на защиту конкуренции. В этом направлении пионером является сена, в которых уже в 1890 г.. Было принято антимонопольное законодательство в виде акта Шермана. Эта страна характеризуется и самой жесткой системой защиты конкуренции. В системе наказаний здесь предусмотрено не только принудительное разукрупнение, штрафы, но и лишение свободы для должностных лиц сроком до трех лет. Действенность антимонопольного законодательства сена можно проиллюстрировать следующими примерами. Так, в начале XX в. три огромных монополии - "Стандарт ойл" (нефтяная отрасль),

"Дюпон" (взрывчатка) и "Америкэн табекоу" (табачная отрасль) - были распущены. В 1982-1983 pp. одна из крупнейших американских компаний, "Американ телефоун энд телеграф" (АТТ), была разделена на десять независимых компаний, хотя одна из них аббревиатуру АТТ сохранила.

В Украине санкции государство применяет редко и действенность их невелика. Что же касается стратегического и важнейшего для рынка защиты конкуренции, то, имея два прямых законы о защите конкуренции, государство, в лице Антимонопольного комитета, практически бездействует. Ни одного резонансного дела этим комитетом не осуществлено, хотя в Украине степень монополизации еще со времен Советского Союза чрезвычайно высока. Создается впечатление, что этот комитет скорее "кри-ет" отечественных монополистов. Всевластии коррупции в Украине дает основания если это и не утверждать, то по крайней мере так думать.

Цены. В рыночном механизме они играют чрезвычайно важную роль. В общем ценообразования должно быть свободным, отражая прежде всего соотношение между спросом и предложением. Но даже в развитых странах государство прибегает к регулированию цен, хотя, как правило, это касается относительно небольшого сегмента рынка. Так, в США под государственное регулирование попадает 5-10% цены. Это цены на газ, нефть, электроэнергию, услуги железной дороги и некоторые другие. Как правило, такие цены устанавливаются на определенный период - от месяца до года. Достаточно распространенным явлением в развитых странах Запада является установление цен на такой товар, как рабочая сила. При определенных обстоятельствах в экономике правительство договаривается с профсоюзами за так называемое замораживание заработной платы. Это означает, что на определенный срок (чаще всего на год) действие коллективных договоров между работодателем и наемными работниками по повышению реальной заработной платы прекращается. По сути, это и есть фиксация цены в рабочую силу. Более распространенной в этом отношении практика фиксации нижнего предела цены товара рабочая сила. Эта практика проявляется в установлении минимальной заработной платы.

В Украине практика регулирования цен имеет место, но она недостаточно распространена. Однако в последние годы в этой практике все больший акцент делается на экономическое обоснование цен и тарифов, что позволяет при их фиксации или изменении со стороны государства избегать волюнтаризма и делать понятными для населения эти мероприятия. К положительным моментам в регулировании государством ценообразования, можно привести установление цены на зерно урожая 2008 Правительство Ю.Тимошенко с целью уменьшения влияния спекулянтов на зерновой рынок, на котором уже в конце лета (а этому способствовал хороший урожай зерновых) цены резко упали, выделил 1 млрд грн. на закупку зерна у крестьян по достойной цене, почти вдвое стала выше той, которую в конце лета предлагали крестьянину зернотрейдеры. Это образец взвешенной и эффективной действия правительства по решению из-за цены стратегических задач государства.

Экономические методы государственного регулирования экономики относятся преимущественно к косвенным. Они заключаются в том, что государство создает необходимые условия для производителей с целью, не ограничивая их свободного выбора, направить действия субъектов хозяйствования в желаемое для общества русло.

Главными инструментами, которые применяются при реализации этого метода, являются: налоги, амортизация, денежная эмиссия, операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и изменение учетной ставки, государственные закупки и т.

Налоги - это обязательные платежи в государственный бюджет (как в центральный, так и в местный), которые платят все граждане. Эти платежи играют значительную роль в развитии страны. В развитых странах налоги составляют до 90% доходной части государственного бюджета.

Учитывая государственное регулирование экономики налоги обеспечивают, прежде всего, финансирование бюджетной сферы. Следовательно, чем больше поступлений от налогов, тем больше возможностей для развития социальной сферы и производства в целом. Однако увеличение налогов с точки зрения возможностей увеличения поступлений в бюджет имеет определенный предел. Теоретически (разумеется, весьма приблизительно) она определяется кривой Лафера.

Наряду с наполнением бюджета вмешательства государства в налоговую систему дает возможность регулировать дифференциацию доходов в обществе, уменьшая разрыв между богатыми и бедными слоями населения. Для ориентира здесь используют такие показатели имущественного неравенства, как коэффициент децильности, коэффициент Джини, кривую Лоренца и тому подобное.

Важным направлением вмешательства государства в налоговую систему является стимулирование через налоги общественного производства. Это достигается как предоставлением налоговых льгот, так и освобождение от налогов на определенный срок.

В Украине налоговая система на сегодняшний день еще очень обременительной для предпринимателей, хотя с принятием Налогового кодекса наметилась общая положительная тенденция. Уменьшено количество общегосударственных налогов с 29 до 18, а местных с 14 до 5 и снижены ставки на основные налоги. Так, налог на прибыль с действующих 25%, начиная с 2011 г.., Ежегодно уменьшается на 2% и в 2014 г.. Будет составлять 16%, а налог на добавленную стоимость в результате постепенного уменьшения составит в 2014 г.. 17%. Хотя государственное регулирование в налоговой сфере может быть направлено и на повышение налога. Так, летом 2008, после огромного наводнения в западных областях нашего государства, правительство добилось от Верховной Рады увеличения акциза на табачные изделия.

Амортизация - это та часть стоимости, которая направлена на восстановление основного капитала. В прошлом в нашей стране использовали преимущественно линейный способ определения нормы амортизации. Но за рубежом государство достаточно часто применяет механизм ускоренной амортизации. Имеет место в отношении тех областей, в которых государство заинтересовано в обновлении основного капитала и наращивании инвестиций. Механизм ускоренной амортизации позволяет предпринимателю увеличить свои доходы и направить их на модернизацию производства или на его расширение.

Денежно-кредитная политика государства представляет собой систему мероприятий, которые государство направляет на стабилизацию экономического роста, а сегодня основной акцент перемещается в направлении повышения эффективности экономики и уменьшения темпов инфляции. Вмешательство государства в сферу денежно-кредитной деятельности, учитывая чрезвычайную сложность ее функционирования и на очень мощный и ощутимый ее влияние на экономику, в общем требует продуманного профессионального подхода. Это вмешательство государство осуществляет преимущественно через такой институт, как центральный банк.

Денежно-кредитная политика государства очень разноцветная и отражает многие факторы, влияющие на развитие экономики. Но в основном в современных условиях она сконцентрирована вокруг двух основных явлений: эмиссии денег и мероприятий по кредитного регулирования.

Контролируя денежную эмиссию, государство влияет на многие экономических процессов, но прежде всего она пытается обеспечить стабильность национальной денежной единицы, сдерживать инфляционные процессы в допустимых пределах. В Украине это регулирование в целом удается, хотя в последние годы инфляция регулярно и существенно превышает заложенные в бюджет соответствующего года показатели.

Кредитное регулирование играет чрезвычайно большую роль в уменьшении циклических колебаний и их негативных социально-экономических последствий. Это регулирование имеет различные формы и осуществляется преимущественно через центральный банк и коммерческие банки. Среди мер, которые часто прибегают отдельные государства, - уменьшение расходов производителя по привлеченным кредитам. Такую систему практикует Франция. В Украине уменьшение расходов на оплату процентов по кредитам крестьянским хозяйствам осуществляют уже несколько лет. В 2008г., Например, на эти цели правительство направило 400 млн грн. Часто государство выступает гарантом по коммерческим кредитам, которые предоставляют инвесторы под тот или иной проект.

Важным направлением влияния государства на экономику через банковскую систему выступает изменение нормы обязательных резервов и манипулирования учетной ставке. Если центральный банк уменьшает норму обязательных резервов, то он повышает возможности коммерческих банков по предоставлению кредитов, стимулирует развитие экономики. Примерно такой же эффект от изменения учетной ставки. Если центральный банк уменьшает учетную ставку по кредитам, которые он в ценные бумаги выдает коммерческим банкам, то это, в свою очередь, ведет к уменьшению процента по коммерческим кредитам и повышает коммерческую и деловую активность хозяйствующих субъектов.

Операции на открытом рынке заключаются в том, что государство или скупает ценные бумаги, или же продает их. Поскольку на рынке ценных бумаг главными институциональными инвесторами являются банки и небанковские кредитные учреждения (парабанкы), то это (в случае скупки ценных бумаг государством) дает им дополнительные средства и способствует усилению деловой активности, а при продаже все происходит наоборот. Однако в Украине из-за неразвитости рынка ценных бумаг этот путь государственного регулирования экономики в современных условиях не очень действенный.

Государственные заказы - это и закупка товаров, которая осуществляется государством. В условиях рынка это очень важный рычаг регулирования соотношения спроса и предложения, а следовательно, и экономической жизни в целом. Если государство закупает стратегические товары в государственный резерв и еще по ценам, которые выше рыночных, - она, с одной стороны, сдерживает возможное падение цен на продукцию отечественного производителя и уменьшает избыточную спекуляцию. С другой стороны, достаточно крупные закупки товаров, например, зерна дают возможность государству быть полноправным игроком на рынке и сдерживать нежелательные рост цен на нем. Кроме этого, государство, закупая товары, например, для своего войска, дает возможность отечественным производителям расширить рынок сбыта, а масштабность этих закупок и стабильность цены становятся хорошим стимулом усиления конкуренции среди возможных поставщиков таких товаров.

В совокупности методов государственного регулирования определенное место занимают и пропагандистские методы. Как выражался один из крупных революционеров, идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. С этим нельзя не согласиться. Именно в связи с этим государство информирует своих граждан и предпринимателей о важнейших приоритеты, определенные государством. Все большее значение приобретают мероприятия по формированию разумных потребностей, бережного отношения к ресурсам, окружающей среды, национальных традиций и тому подобное. В наборе инструментов этого метода такие меры, как моральные и материальные поощрения, поддержка инициативы общественных и религиозных организаций, направленные на усиление духовности нации, морали, солидарности и неравнодушия к своим соотечественникам.

Государственное регулирование экономики - сложный и неоднозначный процесс. Его нельзя толковать только как явление, постоянно усиливается. Так, в большинстве развитых стран в 80-е гг. XX в. происходил процесс дерегулирования, то есть уменьшение вмешательства государства в экономику. Еще заметнее изменения в целевом назначении и конкретных приоритетах регулирования. Например, в Украине регулирование направлено преимущественно на развитие экономики и обеспечение экономического роста. В то же время во Франции приоритетом является культура, образование и вообще человеческий капитал. Но можно сделать вывод, что в современных условиях вмешательство государства в экономику объективно необходимо, а в случае научного и взвешенного способа его применения дает положительные результаты и способствует экономическому росту.

Хозяйственный механизм Социально ориентированная модель рыночной экономики Мультипликатор Денежное правило М.Фридмена таргетирование

Модели социально ориентированной рыночной экономики

Государственное регулирование экономики

Экономическая политика

Объекты государственного регулирования

экономики

Субъекты государственного регулирования экономики

Методы государственного регулирования

экономики

Лицензии

Квоты

Нормы

Стандарты

Денежно-кредитная политика Денежная эмиссия Кредитное регулирование Операции на открытом рынке Государственный заказ

Случайные статьи

Вверх