Основное производство в учетной политике для микропредприятия. Упрощенный бухгалтерский учет для малых предприятий — система учета и способы отчетности

Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Небольшие предприятия обеспечивают рабочими местами значительную часть населения нашей страны и гораздо быстрее крупных реагируют на любые изменения экономической ситуации. С 1 января 2008 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ).

Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ (далее - Закон № 88-ФЗ) с нового года утратил силу.

Закон № 209-ФЗ установил новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. Также этим Законом введены понятия среднего предпринимательства и микропредприятия.

Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на решение широкого перечня задач начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения деятельности и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых налогов (подпункты 1, 2 статьи 6 Закона № 209-ФЗ).

Статьей 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона № 209-ФЗ меры.

Для того чтобы получить поддержку в виде перечисленных выше льгот, нужно выполнить ряд условий, предъявляемых Законом № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства. На вопрос выполняет ваша фирма эти условия или нет лучше всего сможет ответить бухгалтер, так как именно он обладает наиболее полной статистической и финансовой информацией о деятельности своей компании.

Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства

Хозяйствующие субъекты, которые относятся к малому и среднему бизнесу – это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства (часть 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Для юридических лиц, установлен отдельный критерий отнесения к малому и среднему бизнесу – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). А также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

В зависимости от численности работников выделяются три категории хозяйствующих субъектов. Для среднего предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия - от 16 до 100 человек, для микропредприятия - до 15 человек включительно (пункт 2 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (пункт 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Категория субъекта хозяйственной деятельности определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена по численности работников.

Величина критериев определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключением являются вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.

С 1 января 2010 года вступит в силу часть 2 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, согласно которой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год должна определяться с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет на малом предприятии.

Обязанность вести бухгалтерский учет установлена Федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 года (далее – Закон № 129-ФЗ) только в отношении организаций (п. 1 ст. 4 Закона). Согласно п. 2 ст. 4 указанного Закона граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее - Рекомендации). Этот документ был разработан задолго до утверждения нового Плана счетов, поэтому руководствоваться им следует в части, не противоречащей вышедшим позднее нормативным актам.

В соответствии с Законом № 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.

Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру - специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Рабочий План счетов бухгалтерского учета, формы применяемых первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств утверждаются учетной политикой малого предприятия.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом № 129-ФЗ и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

  • единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;
  • журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной Письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176;
  • упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально - ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно - материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально - ордерной формы счетоводства.

При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих условий:

  • единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
  • взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
  • сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
  • накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Простая форма бухгалтерского учета

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более нескольких десятков в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1 (форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, далее - Книга).

Книга является регистром аналитического и синтетического учета. На ее основании можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Типовые рекомендации по организации бухучета наряду с Книгой, для учета расчетов по оплате труда с работниками и по налогу на доходы физических лиц с бюджетом, требуют ведения также ведомости учета заработной платы по форме № В-8 (форма также утверждена Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н).

Книга может вестись в виде ведомости. Открывать ее можно на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме журнала, в котором учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, что заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

По окончании месяца подсчитываются итоговые обороты по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4 Книги.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово - хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых утверждены все тем же Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н:

  • ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1;
  • ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;
  • ведомость учета затрат на производство - форма № В-3;
  • ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;
  • ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка);
  • ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;
  • ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;
  • ведомость (шахматная) - форма № В-9.

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий счет"), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах "Содержание операции" (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово - хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость.

Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости должны подписываться лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).

Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью "Исправлено" с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.

План счетов на малых предприятиях

На малых предприятиях применяется упрощенный , который субъектам малого предпринимательства предлагают использовать Рекомендации. В отличие от более крупных хозяйствующих субъектов, малые предприятия чаще всего не используют счета для обобщения информации о нематериальных активах (счета и ), оборудовании, требующем монтажа (счет ), отложенных налогах (счета , ).

Материальные счета на малых предприятия представлены счетом , а затраты на производство аккумулируются на счете бухгалтерского учета.

Учет денежных средств согласно плану счетов малых предприятий осуществляется с применением традиционных счетов. А вот счета учета доходов и расходов будущих периодов, а также резервов предстоящих расходов отсутствуют.

Это связано с тем, что малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. То есть производственные затраты могут отражаться только в части оплаченных товаров (работ и услуг), а учет приобретенных или реализованных товаров (работ, услуг) до момента оплаты ведется обособленно.

Нужно ли вести бухгалтерский учет малым предприятиям, применяющим УСН

Пунктом 3 статьи 4 Закона № 129-ФЗ установлено, что организации, которые перешли на УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Но в реальности это освобождение от ведения бухгалтерского учета по сути является формальным.

Во-первых, бухучет необходимо вести с целью контроля финансового положения вашей фирмы и для того, чтоб можно было ценить результаты ее деятельности.

Во-вторых, в большинстве случаев у организаций, применяющих УСН, возникает необходимость вести бухучет в силу законодательства.

К примеру, бухучет должны вести акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Это следует Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ) и Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ).

Конституционный Суд РФ в Определении от 13.06.2006 № 319-О установил отсутствие противоречия между нормами Законов №№ 129-ФЗ и 208-ФЗ.

Он указал, что, несмотря на освобождение от обязанности вести бухгалтерский учет, акционерным обществам необходимо составлять бухгалтерскую отчетность по данным об имущественном и финансовом положении, а также по результатам хозяйственной деятельности. Это обеспечивает права акционеров на получение информации о деятельности акционерного общества.

То есть, Конституционный Суд РФ своим Определением подтвердил необходимость ведения бухгалтерского учета акционерными обществами.

До появления этого Определения некоторые федеральные арбитражные суды придерживались противоположной точки зрения. Они считали, что организации, применяющие УСН, не должны вести бухгалтерский учет, даже если такая необходимость предусмотрена законом (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2006 № Ф04-9833/2005(18956-А03-8)).

Необходимость вести бухгалтерский учет может возникнуть также в следующих случаях:

  • при выплате дивидендов для определения размера чистой прибыли и стоимости чистых активов (п. 2 ст. 42, п. п. 1, 4 ст. 43 Закона № 208-ФЗ, Письма Минфина России от 10.01.2006 № 03-11-05/2, от 21.06.2005 № 03-11-05/1, п. 1 ст. 28, п. п. 1, 2 ст. 29 Закона № 14-ФЗ; п. 1 Письма Минфина России от 17.01.2008 № 03-04-06-01/6, Письмо Минфина России от 15.12.2005 № 03-11-04/2/154; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2007 № А42-8832/2006);
  • когда необходимо определить, является ли сделка организации крупной (п. 1 ст. 78 Закона № 208-ФЗ ст. 46 Закона № 14-ФЗ, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.11.2007 № Ф08-7767/07, ФАС Центрального округа от 25.04.2007 № А09-6598/06-4);
  • для опубликования годового отчета и бухгалтерского баланса в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (ст. 92 Закона № 208-ФЗ, п. п. 8.1.1, 8.2 и 8.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н п. 2 ст. 49 Закона № 14-ФЗ; Письмо Минфина России от 18.06.2008 № 07-05-06/137);
  • когда организация совмещает УСН и ЕНВД (Постановления ФАС Уральского округа от 15.01.2008 № Ф09-11165/07-С3, ФАС Северо-Западного округа от 12.12.2007 № А44-1375/2007, Письма Минфина России от 19.03.2007 № 03-11-04/3/70, от 31.10.2006 № 03-11-04/2/230).

Бухгалтерская отчетность малого предприятия

Закон № 209-ФЗ пунктом 3 статьи 7 предусматривает упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности.

Организации - субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке.

При применении общей системы налогообложения бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н), Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - Приказ № 67н).

Согласно пункту 2 статьи 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, имеющих статус субъектов малого предпринимательства, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает:

  • приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Законом №129-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 15 Закона № 129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.

Что касается представления бухгалтерской отчетности малыми предприятиями, применяющими специальные налоговые режимы, необходимо отметить следующее.

Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Законом № 129-ФЗ (см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 № 18-11/118639@).

Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.

Как указывают контролирующие органы, если организация применяет два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации (см. Письма Минфина России от 20.05.2008 № 03-11-04/3/251, от 19.03.2007 № 03-11-04/3/70, от 31.10.2006 № 03-11-04/2/230, УФНС России по г. Москве от 06.06.2007 № 18-11/3/052731@).

К такому же выводу пришли ФАС Уральского округа в Постановлении от 15.01.2008 № Ф09-11165/07-С3 и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.12.2007 № А44-1375/2007.

Субъекты малого предпринимательства, которые применяют специальный налоговый режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Обратите внимание. Согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами органам государственной статистики по месту их регистрации.

На практике органы государственной статистики иногда требуют представления им промежуточной бухгалтерской отчетности.

В пункте 1 Приказа Росстата от 12.08 2008 № 185 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики» руководителям территориальных органов Росстата приказано строго соблюдать положения законодательства о бухгалтерском учете в части требования от организаций представления в адрес органов государственной статистики только годовой бухгалтерской отчетности. В случае поступления в адрес территориальных органов Росстата квартальной (промежуточной) бухгалтерской отчетности организациям, ее представившим, должно быть направлено письменное разъяснение о порядке предоставления бухгалтерской отчетности в адрес органов государственной статистики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Таким образом, данное требование неправомерно.

Отчетность малых предприятий по УСН

Налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по истечении налогового (отчетного) периода.

Статьей 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями – по не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

То есть срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей, по сравнению с организациями, продлен на месяц.

В статье 346.23 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - по месту жительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России.

Форма и Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены Приказом Минфина России от 17 января 2006 г. № 7н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения».

Отчетность малых предприятий по ЕНВД

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной законодательством форме.

Налоговая декларация может быть представлена на бумажном носителе самим налогоплательщиком, направлена по почте или в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ).

Таким образом, декларацию за I квартал необходимо представить в налоговые органы не позднее 20 апреля (по итогам следующих налоговых периодов в течение года соответственно не позднее 20 июля, 20 октября и 20 января).

В случае если индивидуальный предприниматель зарегистрирован и по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, представлять в налоговый орган по месту жительства «нулевые» декларации по НДФЛ, ЕСН и НДС не требуется. Как указано в Письме УМНС России по г. Москве от 06.04.2004 № 21-08/23524, у индивидуального предпринимателя, не осуществляющего иных видов деятельности, кроме облагаемых ЕНВД, отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций по перечисленным выше налогам.

В Письме от 12.10.2006 № 03-11-04/3/447 Минфин России сообщил, что налогоплательщик, переведенный на уплату ЕНВД, не обязан подавать «нулевые» декларации по налогам (на имущество, НДС и др.).

Форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 17.01.2006 № 8н.

Статистическая отчетность малых предприятий

Не зависимо от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны представлять статистическую отчетность по следующим формам:

- № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»;

- № МП-1 (автогруз) «Сведения о перевозочной деятельности малого предприятия - владельца (арендатора) грузовых автомобилей»;

- № 1-ТС (вывоз) «Сведения о поставке товаров в Республику Беларусь»;

- № 1-лицензия «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)»;

- № ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малых предприятий, добывающих, обрабатывающих производств и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды»;

- № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)».

Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица.

Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной статистической информации и не могут быть использованы в целях налогообложения или предоставлены другим коммерческим организациям.

Ведение бухгалтерского учета малого бизнеса это упрощенное ведение бухучета малых предприятий, компаний и, конечно же, ИП. Под малыми предприятиями понимается предприятия выручка которых составляет до 400 млн.руб. и численность сотрудников не должна превышать 100 человек.

Упрощенное ведение бухгалтерского учета

Упрощенная система ведения бухгалтерского учета - это система ведения учета для малого бизнеса, в некотором роде облегчена планом счетов, видами сдаваемой отчетности и т.д.

Бухгалтерский учет даже в упрощенном виде должен регламентироваться учетной политикой компании.

Учетная политика для малого бизнеса

Учетная политика – это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика малого бизнеса имеет более рациональный характер. Она не раздута, в ней прописаны только лишь основные моменты.

Так как учетную политику должен писать главный бухгалтер, соответственно ведением учета должен заниматься главный бухгалтер, либо специализирующаяся фирма по ведению удаленного учета. Конечно же в законе 402-ФЗ «О ведении бухгалтерского учета» прописано, что ведением учета может заниматься руководитель компании, но здесь нужно понимать, что он будет ответственен за составление отчетности и он должен понимать, что за цифры он будет вносить в отчетность.

План счетов для малого бизнеса

Следующим облегченным фактором ведения бухгалтерского учета малого предприятия является сокращенный вариант рабочего плана счетов. Т.е. для соблюдения принципа рациональности, на котором основана учетная политика, Минфин предлагает сократить некоторые счета, т.е. предлагает пользоваться основными счетами. Например, не использовать 23, 25, 26, 28,29, а все затраты относить на 20. Счет 41, 43 сразу списывать на 41. Счета 62,71,73,7576,79 относить на один общий 76. Конечно же, данный момент вам необходимо будет прописать в своей учетной политике.

Все мы знаем, что данные бухгалтерского учета систематизируются и накапливаются в регистрах бухучета.

Так вот, при применении упрощенной системы ведения учета формы регистров учета можно упростить. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.

Каждый субъект малого предпринимательства должен сделать для себя выбор: использовать ли ему простую форму учета или с использованием регистров учета.

Если он будет использовать простую форму учета, то ему необходимо помнить, что все расходы и доходы компании должны фиксироваться в книгах учета. А так же составление и сдачу отчетности для субъектов малого бизнеса ни кто не отменял. В связи с этим бухгалтеру малого бизнеса все равно придется вести учет по счетам бухучета, так как баланс формируется на основе остатков по счетам.

Ну а субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг), рекомендуется применять форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества: регистрация фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Формы бухгалтерской отчетности в сокращенном варианте

При формировании бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства должны исходить из того, что она должна давать достоверное и полное представление о его финансовом положении, финансовых результатах его деятельности и изменениях в финансовом положении. В связи с этим основными формами бухгалтерской отчетности малого бизнеса являются форма №1 «Бухгалтерский баланс» и форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Помощь в ведении бухгалтерского учета малого бизнеса

В связи с тем, что руководители малого бизнеса занимаются его развитием и у них нет времени и достаточных знаний для ведения учета и составления отчетности, а так же нет арендуемого места для работы штатного главного бухгалтера, многие из них заключают договора со специализирующимися фирмами, оказывающими удаленное ведение учета- бухгалтерский аутсорсинг. Т.е. вы передаете ведение учета по договору бухгалтерской фирме, а она в свою очередь полностью осуществляет не только аутсорсинг учета, но и несет все обязательства связанные с деятельностью вашей компании, вы имеете возможность получения консультаций специалистов широкого профиля по всем вопросам, касающихся ведения вашего бизнеса.

Стоимость ведения бухгалтерского учета малого бизнеса

Стоимость варьируется в зависимости от того, что у вас, ООО или ИП, от количества услуг, от количества оборотов по банку и многого другого. Но в стоимость удаленного бухгалтерского учета выходит на много дешевле чем оплата труда и налогов с заработной платы штатного бухгалтера. В среднем стоимость составляет от 10 000 руб. до 12 000 руб. в месяц.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный аграрный университет

Институт управления

Кафедра: Коммерции и ОЭД

По дисциплине: Малый бизнес в рыночной среде

На тему: «Бухгалтерский учет в малых предприятиях»

Выполнила:

студентка 51 группы

Исакова С.О.

Проверил:

Преподаватель

Завьялов М. Н.

Оренбург – 2013

Бухгалтерский учет в малых предприятиях

1) по полной журнально-ордерной форме учета с использованием типового Плана счетов;

2) по упрощенной форме с использованием сокращенного Рабочего плана счетов бухгалтерского учета. При использовании упрощенной формы возможны следующие варианты:

В регистрах бухгалтерского учета имущества - ведомостях форм № В-1-В-9;

В книге учета хозяйственных операций по форме К-1 (без использования регистров учета имущества);

В книге учета доходов и расходов.

Все перечисленные формы ведения учета предполагают использование счетов бухгалтерского учета и двойной записи, за исключением одной. При ведении книги учета доходов и расходов не используется какой-либо план счетов и не применяется метод двойной записи.

Полная журнально-ордерная форма предполагает ведение бухгалтерского учета в накопительных и группировочных ведомостях и журналах-ордерах, данные которых затем переносятся в Главную книгу.

При упрощенной форме с использованием регистров применяются следующие ведомости:

Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-!;

Ведомость учета производственных и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;

Ведомость учета затрат на производство - форма № В-З;

Ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;

Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;

Ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);

Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка);

Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;

Ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;

Ведомость (шахматная) - форма № В-9.

Все ведомости, кроме формы № В-9, заполняются на основе первичных учетных документов с формированием оборотов по дебету и кредиту счетов в корреспонденции с другими счетами. Затем их данные переносятся в шахматную оборотную ведомость. С помощью шахматной ведомости проверяется соблюдение принципа двойной записи при отражении хозяйственных операций на счетах. На основании остатков по счетам на конец отчетного периода заполняется баланс.

В последних двух формах бухгалтерского учета вместо регистров используется, соответственно, книга учета хозяйственных операций и книга учета доходов и расходов.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:

Единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

Взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

Сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

Накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

В Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Минфином России от 06.10.2008 N 106н) с 8 марта текущего года действует новый п. 6.1 (Приказ Минфина России от 18.12.2012 N 164н). Согласно ему микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации могут по простой системе - без применения двойной записи.
Среди малых предприятий законодателем выделены микропредприятия, у которых предельные значения указанных показателей не должны превышать 15 человек (пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) и 60 000 000 руб. (абз. 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101). Лимит по выручке в той же сумме, 60 000 000 руб., для микропредприятий действовал ранее без малого пять лет (абз. 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 556).

Примечание. Отдельным субъектам предпринимательства Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлены преференции. Организации согласно упомянутому Закону поделены на средние и малые. Критерием для этого служат показатели средней численности работников и выручки от реализации товаров, работ, услуг (без учета налога на добавленную стоимость) за предшествующий календарный год.

Помимо этого существуют ограничения по составу уставного капитала организации:

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%;
  • доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.

Организация при этом должна быть внесена в Единый государственный реестр юридических лиц.
Для того чтобы воспользоваться возможностью ведения бухгалтерского учета по простой системе (), микропредприятие должно закрепить такой способ ведения учета в своей учетной политике (п. 2.1 Информации Минфина России N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства").
ПБУ 1/2008 позволяет организациям изменить свою учетную политику в случае изменения нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету (п. 10 ПБУ 1/2008). Поэтому микропредприятия могут воспользоваться предоставленным им правом ведения бухгалтерского учета по простой системе - без применения двойной записи.

В настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты и какие-либо рекомендации по ведению бухгалтерского учета без применения двойной записи. В Минфине России создана межведомственная рабочая группа, которая будет заниматься вопросами бухгалтерского учета на малых предприятиях. Именно от нее, скорее всего, и следует ждать основ методологии бухгалтерского учета без применения двойной записи. Пока же микропредприятия могут вести учет так, как считают нужным.

Метод учета доходов и расходов

Но вначале таким организациям желательно определиться с методом ведения бухгалтерского учета.

Применяющие упрощенную систему налогообложения микропредприятия ведут налоговый учет по кассовому методу. Находящиеся на общем режиме налогообложения небольшие организации, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) которых без учета НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал, также могут применять кассовый метод при расчете налога на прибыль.

Минфин России в упомянутой Информации N ПЗ-3/2012 поведал о возможности несоблюдения субъектом малого предпринимательства допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. В связи с чем организация на основании п. 19 ПБУ 1/2008, п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, п. 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства (утв. соответственно Приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н, от 06.05.1999 N 33н, от 21.12.1998 N 64н) может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов в бухгалтерском учете (п. 5 Информации N ПЗ-3/2012).

Казалось бы, указанным налогоплательщикам логично воспользоваться и в бухгалтерском учете кассовым методом. Но, к сожалению, в существующих на сегодняшний день нормативных актах бухгалтерского учета регулирующих положений по этому методу не столь уж и много. Поэтому организация нередко будет вынуждена разрабатывать особенности его применения к конкретным ситуациям.

Отметим, что в некоторых случаях бухгалтерский кассовый метод и кассовый метод, по которому считаются доходы и расходы при расчете налога на прибыль и "упрощенного" налога, разнятся. К примеру, сырье и материалы при налоговом учете можно учесть в налоговых расходах в том периоде, в котором выполнены одновременно условия по их оплате и передаче в производство (пп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ). "Упрощенцы" же учитывают их стоимость в расходах в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При кассовом методе бухгалтерского учета стоимость оплаченных материалов списывается не на финансовый результат, а лишь на счет 20 "Основное производство" в момент отпуска в производство (п. 20 Типовых рекомендаций). На финансовый результат стоимость материалов повлияет опосредованно - в составе себестоимости выпущенной продукции и лишь после ее реализации.

Книга учета фактов хозяйственной жизни

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта в силу ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" являются: факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В Информации Минфина России N ПЗ-3/2012 упомянута возможность использования субъектами малого предпринимательства упрощенной системы регистров (упрощенной формы) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества (п. 21 Типовых рекомендаций).

Примечание. В бухгалтерском учете логичнее применять привычный для всех метод начисления, ведь маловероятно, что рассматриваемый кассовый метод учета доходов и расходов приведет к совпадению данных налогового и бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операции (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.

Примечание. Фактом хозяйственной жизни признаются сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (ст. 3 Закона N 402-ФЗ).
Исходя из этого при ведении бухгалтерского учета без применения двойной записи напрашивается как минимум ведение простого перечня хозяйственных операций.

Форма книги приведена в Приложении N 1 к Типовым рекомендациям.

В общем случае книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Она является комбинированным регистром бухгалтерского учета, в котором предусмотрены графы для применяемых малым предприятием бухгалтерских счетов. Это позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них.

Микропредприятиям же, ведущим бухгалтерский учет по простой системе - без применения двойной записи, графы книги, предназначенные для отражения информации по счетам, не понадобятся. Следовательно, форма книги может содержать всего лишь пять граф, которые представлены в образце 1.

Образец 1

Дата и N документа

         
         
         

Итого за месяц

   

Микропредприятие может вести книгу на отдельных листах, открывая их на календарный месяц. В графе 3 "Содержание операции" в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца.
Напомним, что с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Для ведения бухгалтерского учета могут использоваться формы первичных учетных документов, разработанные экономическим субъектом самостоятельно. В этом случае они должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события; подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Но микропредприятия могут продолжать использовать формы первичных учетных документов, приведенные в альбомах унифицированных форм. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (п. п. 2, 4, 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
В самой же книге должны быть обязательные реквизиты регистра бухгалтерского учета. Таковыми согласно п. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ являются: наименование регистра; наименование экономического субъекта, составившего регистр; даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр; хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения; наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра; подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Суммы по каждой операции, зарегистрированной в книге, заносятся в графу 4 или 5 в зависимости от того, является ли она доходом или расходом организации.
Но данные, внесенные в книгу, не позволяют сформировать документированную систематизированную информацию об объектах бухгалтерского учета. А это, в свою очередь, не позволит организации составить достоверную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Поэтому микропредприятию необходимо вести ряд регистров бухгалтерского учета.

Регистр учета расчетов по выплатам и вознаграждениям

Ни одно микропредприятие не может обойтись без начисления выплат и вознаграждений работникам и иным физическим лицам. Для учета расчетов по оплате труда с работниками, исчислению и удержанию НДФЛ финансисты предлагают использовать ведомость учета заработной платы по форме N В-8, приведенной в Приложении 10 к Типовым рекомендациям.
Форма предлагаемой ведомости, на наш взгляд, несколько не соответствует для микропредприятий, поскольку в ней предусмотрены:
- учет начислений по каждому физическому лицу;
- графы для отражения данных по корреспондируемым счетам при начислении заработной платы и иных вознаграждений и при удержании из них.

Примечание. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (п. п. 5, 6 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).

Для персонифицирования начислений можно воспользоваться унифицированной формой N Т-51 "Расчетная ведомость" или N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость" (утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).
Минфин России в Информации N ПЗ-10/2012 разъяснил, что обязательными к применению остаются формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании (к примеру, формы кассовых документов).
Расчетно-платежная ведомость и платежная ведомость (форма Т-53) упомянуты в гл. 4 "Порядок выдачи наличных денег" Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П). Поэтому и в текущем году их применение обязательно.
Для учета же расчетов по выплатам и вознаграждениям, начисленным физическим лицам, можно воспользоваться формой, приведенной в образце 2.

Образец 2

Дата операции

Первичный документ

Выплачено, удержано

Начислено

Остаток на начало месяца

   
         
         
         

Итого за месяц

   

Остаток на конец месяца

   

На каждый месяц открывается отдельный лист регистра. В регистре отражаются начисленные работникам суммы по оплате труда (включая премии) за выполненную работу, исчисленные исходя из принятых на предприятии систем и форм оплаты труда, надбавки, доплаты и другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством, а также вознаграждения иным физическим лицам по гражданско-правовым договорам. Оплату труда желательно группировать по категориям работников, объектам учета, видам производств.

В регистре приводятся и суммы удержаний из начисленных выплат и вознаграждений: НДФЛ в соответствии с действующим законодательством, сумм выданных авансов, своевременно не возвращенных подотчетными лицами сумм, сумм по исполнительным листам в пользу различных организаций и других лиц.

Итоговый остаток за месяц данного регистра (при выплате зарплаты за вторую часть месяца в начале следующего он положительный) необходимо учитывать при расчете показателя "Кредиторская задолженность" пассива упрощенной формы баланса, составляемого на отчетную дату.

Упрощенная система бухгалтерской отчетности состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Отчеты при этом могут включать показатели только по группам статей без их детализации по статьям (Информация Минфина России "Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства"). Формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах субъектов малого предпринимательства (далее - упрощенные формы) приведены в Приложении N 5 к упомянутому Приказу Минфина России N 66н.

Примечание. Субъект малого предпринимательства вправе самостоятельно принять решение о формировании бухгалтерской отчетности по упрощенной системе или в общем порядке (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

Регистр учета налогов и страховых платежей

С выплат и вознаграждений физическим лицам микропредприятия должны:

  • исчислить и удержать налог на доходы физических лиц;
  • начислить страховые взносы по обязательным видам социального страхования в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ.

Налоговые агенты, как известно, обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных им налоговых вычетов, исчисленных и удержанных сумм НДФЛ в регистрах налогового учета. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. Регистры налогового учета при этом должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми ФНС России, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему РФ, реквизиты соответствующего платежного документа (п. 1 ст. 230 НК РФ). На каждого работника ежегодно заводится отдельный регистр.

Совокупности исчисленных и удержанных сумм НДФЛ за месяц, отраженных в налоговых регистрах физических лиц, дадут их значения по организации в целом. Начисленная сумма НДФЛ заносится в регистр. Выше приводилось, что удержанная сумма НДФЛ отражается и в регистре учета расчетов по выплатам и вознаграждениям. Поскольку начисленная сумма и удержанная должны совпадать, то одна и та же величина проводится по двум регистрам бухгалтерского учета. И такое будет наблюдаться по всем суммам, внесенным в книгу учета.

Плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, осуществляющие начисления выплат и вознаграждений физическим лицам, обязаны вести учет таких сумм, исчисленных с них сумм страховых взносов в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты (п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

ПФР и ФСС РФ в свое время рекомендовали страхователям для ведения учета выплат и вознаграждений физическим лицам и начисленных сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды использовать форму карточки индивидуального учета, приведенную в совместном Письме ПФР от 26.01.2010 N АД-30-24/691, ФСС РФ от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П.

Предложенную форму логично дополнить еще одной графой, по которой можно отражать суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы на травматизм). База для их исчисления будет совпадать с базой по начислению страховых взносов в ФСС РФ, если в заключенных организацией с физическими лицами договорах гражданско-правового характера отсутствует условие по уплате страховщику страховых взносов по данному виду обязательного социального страхования (п. п. 1 и 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Опять же совокупность исчисленных сумм страховых взносов в каждый внебюджетный фонд по каждому физическому лицу, которому были осуществлены начисления за месяц, даст их значения по организации в целом за этот месяц.

Форма регистра для учета расчетов по налогам и страховым взносам представлена в образце 3.

Образец 3

Дата операции

Первичный документ

Перечислено

Начислено

Остаток на начало месяца

Налоги, в том числе

   
   
   

Страховые взносы, в том числе

в ПФР, в том числе

   

страховая часть

   

накопительная часть

   
   
   

в ФСС РФ на травматизм

         
         
         

Итого за месяц

   

Налоги, в том числе

   

Страховые взносы, в том числе

     

Остаток на конец месяца

Налоги, в том числе

   

Страховые взносы, в том числе

         

По налогам и страховым взносам на конец месяца может быть задолженность или переплата. Задолженность учитывается при расчете показателя "Кредиторская задолженность" пассива упрощенной формы баланса, составляемого на отчетную дату, переплата же - показателя "Финансовые и другие оборотные активы" актива баланса.

Регистр учета движения денежных средств

Все то же количество граф, пять, войдет и в регистр учета движения денежных средств. Его форма представлена в образце 4.

Образец 4

операции

Первичный документ

Поступило

Оплачено

Остаток на начало месяца, всего, в том числе

   

на расчетных счетах

   
   
         
         
         
   

Остаток на конец месяца, всего, в том числе

   

Записи по учету денежных средств операций по расчетному счету и другим счетам в банках производятся на основании выписок банков и приложенных к ним документов.

Для учета денежных средств в кассе используется кассовая книга. Прием и выдача денежных средств, оформление приходных и расходных документов, ведение кассовой книги, составление отчета о кассовых операциях осуществляются в порядке, установленном Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П). В форме листа кассовой книги имеется графа 3, в которой необходимо указывать номер корреспондирующего счета (субсчета). Поскольку микропредприятие ведет бухгалтерский учет без применения двойной записи, то данную графу можно не заполнять, ведь корреспондирующих счетов у организации быть не может в принципе.

Остатки по банку и кассе на конец месяц участвуют в формировании показателя строки "Денежные средства и денежные эквиваленты" актива упрощенной формы баланса.

Регистр учета внеоборотных активов

Если в организации имеются основные средства, то микропредприятию понадобится регистр для их учета, а также для учета начисленной по ним амортизации.

Данные по основным средствам записываются в ведомости позиционным способом по каждому объекту отдельно. Ежемесячно при наличии движения основных средств подсчитываются суммы их оборотов и выводится остаток основных средств на 1-е число следующего за отчетным месяца.

Для контроля за суммами начисленной амортизации с начала эксплуатации основных средств в ведомости предусмотрены соответствующие графы.

Поскольку ведомость открывается на каждый месяц, а движение основных средств у микропредприятия не столь уж большое, то показатели первой части ведомости в большинстве случаев будут повторяться из месяца в месяц, изменения произойдут лишь по графам, в которых отражаются показатели по начислению амортизации.

В свое время Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 были утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств. Среди них была и форма N ОС-6б "Инвентарная книга учета объектов основных средств". Ее-то и можно использовать в качестве регистра учета основных средств.

В форме книги имеется графа "Сумма начисленной амортизации (износа)". В нее рекомендовалось вносить сумму начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации. Следовательно, показатель в этой графе меняется из месяца в месяц. Поэтому организации желательно вести отдельный регистр учета начисления амортизации. Форма такого регистра представлена в образце 5.

Образец 5

Первоначальная

стоимость

Срок полезного

использования

Амортизация

Дата выбытия

Остаточная

стоимость

           
 
           
     
           

Итого за месяц

 
 
           
         
           
           

Итого за месяц

     

Итого за год

     

В зависимости от количества основных средств в организации данный регистр может вестись позиционным способом с выделением данных по каждому календарному месяцу либо же с открытием нового листа регистра на каждый календарный месяц.

Если организацией используется в бухгалтерском учете линейный способ начисления амортизации, то показатель в графе 4 находится как частное от деления величин, занесенных в графы 2 и 3. Остаточная же стоимость объекта, вносимая в графу 6, определяется как совокупность величин остаточной стоимости объекта, указанной в этой графе за предыдущий месяц, и суммы начисленной амортизации за месяц.

Остаточная стоимость основных средств на отчетную дату будет учитываться при формировании показателя, вносимого по строке "Материальные внеоборотные активы" актива упрощенной формы баланса.

Если у микропредприятия имеются в наличии нематериальные активы, то учет их, на наш взгляд, можно вести в инвентарной книге, назвав ее в таком случае книгой учета внеоборотных активов, начисление же амортизации - отражать в описанном выше регистре ее начисления.

В обоих регистрах при этом следует выделять общие показатели на относящиеся к основным средствам и нематериальным активам, поскольку остаточная стоимость нематериальных активов на отчетную дату будет учитываться при формировании показателя, вносимого по строке "Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы" актива упрощенной формы баланса.

Регистр учета материально-производственных запасов

Следующей строкой актива упрощенной формы баланса являются запасы. К материально-производственным запасам относятся: сырье и материалы, используемые при производстве продукции, готовая продукция, товары (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Типовыми рекомендациями для учета МПЗ предлагается использовать ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (форма N В-2 приведена в Приложении 3 к Типовым рекомендациям). Используя ее в качестве основы, можно создать регистр учета МПЗ. Указанные в форме "Дебет" и "Кредит" следует заменить на "Приход" и "Расход", из четырех же граф 14, 15, 16 и 17, в которых предлагалось отражать суммы выбывающих МПЗ, "в том числе в дебет счетов", надлежит оставить одну, поскольку, как неоднократно уже говорилось, бухгалтерский учет ведется без применения двойной записи.

На каждый календарный месяц открывается новый лист регистра. Учет ведется раздельно по производственным запасам и товарам в разрезе всех видов ценностей независимо от того, имелось или нет движение за отчетный месяц тех или иных запасов.

Стоимость МПЗ определяется и отражается исходя из затрат по цене приобретения, транспортных расходов, надбавок, указанных в расчетных документах поставщиков.

При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО). Применение одного из указанных способов по группе (виду) материально-производственных запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики. Оценка МПЗ на конец отчетного периода производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии (п. п. 16, 22 ПБУ 5/01).

В образце 6 приведена форма регистра учета материально-производственных запасов, когда организацией при их выбытии используется способ по средней себестоимости.

Образец 6

Наименование МПЗ

На начало месяца

Поступило в отчетном месяце

Количество

(шт., кг, л)

Стоимость

Количество

(шт., кг, л)

Стоимость

         
         
         
         
       

Цена единицы

(гр. 3 + гр. 5) /

(гр. 2 + гр. 4)

На начало месяца

Количество

(шт., кг, л)

Стоимость

Количество

(шт., кг, л)

Стоимость

         
         
         
         
         

Регистры расчетов с поставщиками и покупателями

Без расчетов с поставщиками и покупателями не обходится ни одно микропредприятие. При большом их количестве организации желательно вести несколько регистров: по расчетам с поставщиками, по расчетам с покупателями, по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами. В формах этих регистров будет по пять граф, разница будет лишь в наименовании граф 4 и 5 (образец 7). В регистре расчетов с поставщиками таковыми будут "Оплата" и "Задолженность", в регистре расчетов с покупателями - "Задолженность" и "Оплата", в регистре учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами - "Оплата (задолженность)" и "Задолженность (оплата)".

Образец 7

операции

операции

Первичный

документ

(задолженность)

Задолженность

Остаток на начало месяца

   
         
         
         

Итого за месяц

   

Остаток на конец месяца

   

На каждый месяц открывается новый лист регистра.

В регистре расчета с поставщиками вначале из листа регистра за прошлый месяц переносятся остатки:

  • задолженности организации на начало месяца в разрезе поставщиков, а также
  • направленных им авансов и предоплат.

После чего позиционным способом записываются данные счетов поставщиков и подрядчиков за полученные материально-производственные запасы, выполненные работы, оказанные услуги и суммы перечисленных им авансов в счет будущих поставок товаров (работ, услуг).

В открытый на начало месяца лист регистра расчетов с покупателями вначале из листа за прошлый месяц переносятся остатки:

  • задолженности покупателей за поставленные им товары, выполненные работы, оказанные услуги, переданные имущественные права и (или)
  • поступивших на этот момент от них авансов и предоплат.

Затем позиционным способом заносятся данные выставленных покупателям счетов за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги, переданные имущественные права и суммы поступивших от них авансов и предоплат в счет будущих поставок МПЗ, выполнения работ, оказания услуг.

В регистр учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами заносится информация о расчетах с ними. В этом регистре отражаются расчеты с подотчетными лицами. Записи ведутся позиционным способом с выведением на конец месяца развернутого сальдо по задолженности микропредприятию и его задолженности по каждому дебитору и кредитору на основании данных первичных документов.

Если количество поставщиков, покупателей, иных дебиторов и кредиторов не столь велико, то вполне логично вести один регистр учета расчетов с ними.

Остатки на конец месяца сумм задолженностей покупателей, а также авансов и предоплат, перечисленных поставщикам товаров (работ, услуг) будут учитываться при формировании показателя, вносимого по строке "Финансовые и другие оборотные активы" упрощенного баланса. Задолженность же самой организации перед поставщиками и подрядчиками, а также поступившие от покупателей авансовые платежи войдут в сумму, заносимую по строке "Кредиторская задолженность" пассива упрощенного баланса.

Регистр учета затрат на производство

Для учета затрат на производство Типовыми рекомендациями предлагается использовать ведомость по форме N В-3 (Приложение 4 к Типовым рекомендациям). В ведомости приведены счета бухгалтерского учета, с которыми корреспондирует счет 20 при сборе затрат, связанных с производством товаров (работ, услуг) и их выпуском. Графы ведомости для этих счетов микропредприятию не понадобятся, и тогда форма рассматриваемого регистра примет вид, приведенный в образце 8.

Образец 8

операции

Первичный документ

продукции

Остаток незавершенного производства на начало

месяца, всего, в том числе

   
         
         
         

Итого за месяц, всего, в том числе

   
   

Остаток незавершенного производства на конец

месяца, всего, в том числе

   

На каждый календарный месяц открывается новый лист регистра.

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) желательно организовывать по производствам в разрезе выпускаемой продукции (работ, услуг).

Затраты собираются на основании данных, содержащихся в других регистрах бухгалтерского учета материально-производственных запасов, расчетов по учету выплат и вознаграждений, расчетов по налогам и страховым взносам, расчетов с поставщиками, иными дебиторами и кредиторами, начисленной амортизации и непосредственно из отдельных первичных документов.

Отдельно собираемые затраты, связанные с управлением производством, по окончании месяца в зависимости от принятой учетной политики могут быть распределены по видам произведенной продукции или полностью списаны на затраты реализованной продукции, работ и услуг.

По определении затрат на законченную производством продукцию (работы, услуги) выявляется фактическая их себестоимость, которая списывается по направлениям использования продукции на склад или реализацию.

Затраты, приходящиеся на незаконченную продукцию, числятся в разрезе производств (видов продукции) как незавершенное производство.

Остатки незавершенного производства на начало месяца показываются согласно соответствующим данным за прошлый месяц, остаток же на конец месяца определяется по учетным данным либо по актам инвентаризации незавершенного производства.

Суммы незавершенного производства на конец месяца и продукции, находящейся на складе, учитываются при формировании показателя, вносимого по строке "Запасы" актива упрощенной формы баланса.

Регистр учета реализации по основной и прочей деятельности

Регистр для отражения отгрузок товаров (работ, услуг) и продажи иного имущества представлен в образце 9. Если микропредприятие является неплательщиком НДС, графы 7 и 8 в регистре не приводятся.

Образец 9

Дата операции

Первичный документ

Покупатель

       
       
       

Итого за месяц, в том числе

 

по основной деятельности

 

прочие доходы и расходы, в том числе

 

Расходы по займам и кредитам

 

Стоимость продажи

Фактическая себестоимость,

(затраты по имуществу)

Стоимость с учетом НДС

       
       
       
       
       
       
       

На каждый календарный месяц открывается новый лист регистра. При отгрузке или отпуске продукции (работ, услуг) покупателю (заказчику) записи в регистре производятся позиционным способом по каждому счету, выставленному покупателю. В графе 6 отражается себестоимость отгруженной (отпущенной) продукции (работ, услуг) либо затраты по продаваемому имуществу. В эту же графу заносятся и расходы по займам и кредитам.

По окончании месяца определяются итоговые величины: общей деятельности, основной деятельности, прочих доходов и прочих расходов, из них в том числе расходов по займам и кредитам.

Информация из данного регистра за месяцы отчетного периода используется при заполнении строк "Выручка", "Расходы по обычной деятельности", "Проценты к уплате", "Прочие доходы", "Прочие расходы" упрощенной формы отчета о финансовых результатах.

Напомним, что при заполнении отчета о финансовых результатах заносятся суммы, исчисленные нарастающим итогом с начала года.

Финансовый результат определяется как разница между данными граф 5 и 6.

Организации понадобится определить сумму нераспределенной прибыли (или же непокрытого убытка) с начала ее существования.

Для определения финансового результата текущего года можно использовать отдельный регистр, хотя вполне можно обойтись и без него. Финансовый результат на отчетную дату и так будет виден в отчете о финансовых результатах в последней строке "Чистая прибыль (убыток)".

Но отдельный регистр все же понадобится для суммирования финансовых результатов за разные годы. Ведь в упрощенной форме баланса (в отличие от обычной) строка "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" отсутствует. Общая сумма прибыли (убытка) вместе с уставным капиталом (и добавочным капиталом, если он имеется) учитывается по строке "Капитал и резервы" пассива упрощенного баланса.

Имея же в наличии такой регистр, логично все же приводить данные нераспределенной прибыли на конец календарного месяца отчетного года, исчисленной нарастающим итогом с начала года.

Величина же нераспределенной прибыли за месяц может совпадать с финансовым результатом деятельности этого месяца, а может и отличаться от него. Отличие будет в тех календарных месяцах, когда происходит начисление авансовых платежей (налога) по налогу на прибыль (налога) или авансовых платежей (налога), уплачиваемого при использовании специальных налоговых режимов.

Форма такого регистра приведена в образце 10.

Образец 10

Показатель

Сумма нераспределенной прибыли/непокрытого убытка на

Сумма нераспределенной прибыли/непокрытого убытка

   

январь 2013 г.

   
   

январь - февраль

   
   
   

январь - ноябрь

   
   
   

Итого (на отчетные даты 2013 г.)

   
     

На отчетную дату микропредприятие должно составить бухгалтерский баланс. В нем показываются остатки (итоговые значения) активов и обязательств на эту дату. Для его составления используются данные регистров бухгалтерского учета.

После того как показатели всех регистров разнесены по строчкам баланса, необходимо проверить итог - сошелся ли баланс актива с балансом пассива. Поскольку данные бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков, то возможны мелкие нестыковки.

Если же баланс не сходится, то определяется разница и ищутся причины возникновения такой разницы. Необходимо проверить, правильно ли разнесли данные из регистров в баланс (в актив или пассив), ничего ли не упущено, не забыто ли что-то из имущества, отражен ли уставный капитал, добавочный капитал, правильно ли посчитана прибыль организации и т.п. Баланс в конце концов все же должен сойтись.

В упомянутом Законе N 209-ФЗ законодатель в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ предусмотрел возможность некоторых преференций для них. Так, для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности, нормативными правовыми актами РФ может устанавливаться упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона N 209-ФЗ). Минфин России, внося новый п. 6.1 в ПБУ 1/2008, как раз и преследовал цель упростить ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности микропредприятием, позволяя ему не применять метод двойной записи. Но, как и в большинстве случаев, "хотели как лучше, а получилось как всегда". Каждую операцию при ведении бухгалтерского учета без применения метода двойной записи организации придется отражать в двух регистрах учета, поскольку не снята обязанность микропредприятий по представлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения организации (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) и в территориальные отделения Росстата. Для ее же составления используются данные регистров бухгалтерского учета на конец отчетного месяца.

Данные для бухгалтерского баланса можно получить и иным путем. Вместо ведения указанных выше регистров в этом случае потребуется проведение инвентаризации активов и обязательств организации на отчетную дату.

Но и она может подвести экономического субъекта. Ведь одной из задач инвентаризации является сопоставление фактического наличия соответствующих объектов с данными регистров бухгалтерского учета (п. 2 ст. 11 Закона N 402-ФЗ). При отсутствии же регистров такого сравнения не будет. И если по какой-то причине объекта, подлежащего учету, фактически не окажется, то не возникнет повода его каким-либо образом разыскивать.

Как видим, особых преимуществ при ведении простой формы бухгалтерского учета микропредприятия не получили.

Выше говорилось, что в Минфине России создана межведомственная рабочая группа, которая будет заниматься вопросами бухгалтерского учета на малых предприятиях. Остается надеяться, что она найдет все же способ упрощения ведения бухгалтерского учета как микропредприятиями, так и малыми.

Они больше могут не принимать локальные нормативные акты, касающиеся трудовых отношений. Например, это правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.

Форма типового трудового договора

Но для того, чтобы так упростить себе кадровый учет, они должны заключать со своими работниками трудовые договоры по типовой форме. Она утверждена постановлением Правительства РФ от 27 августа 2016 г. N 858.

Скачать форму типового трудового договора можно .

Кто относится к микропредприятиям? Таким может быть коммерческая организация и ИП, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год до 15 человек. А предельное значение выручки - 120 млн. руб.

Приказ об отказе использовать локальные кадровые документы

Надо выпустить приказ, в котором оговорить, что прежние локальные акты по трудовым отношениям больше не действуют.

Образец приказа об отказе использовать локальные кадровые документы

Скачать образец приказа об отказе использовать локальные кадровые документы можно .

Обратите внимание!

Если работодатель перестанет быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре будут внесены соответствующие изменения, то не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно будет осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных главой 48.1 ТК РФ, а именно ст. 309.2 ТК РФ (ст. 309.1 ТК РФ). Следовательно, работодатель в течение четырех месяцев с момента внесения соответствующих изменений в единый реестр обязан будет восстановить все локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.).

Случайные статьи

Вверх