Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Экономика и экономическая политика

Есть множество причин, объясняющих необходимость государственного регулирования экономики, но не все их понимают. контроля представляет собой потенциально эффективный метод обеспечения координации и согласования различных хозяйствующих субъектов. Рынком обуславливается достаточно высокая, и при этом постоянная ответственность за принятие своевременных и качественных хозяйственных решений, а также за результаты проведенной деятельности.

Необходимость государственного регулирования экономики объясняется тем, что если рыночные цены будут складываться под влиянием спроса и предложения, то у производителей будет возможность получения наиболее полноценной информации касательно того, что конкретно нужно изготавливать и в какие сроки. При этом обуславливают принятие различных решений в сфере инвестиционной политики и множестве других.

Необходимость государственного регулирования экономики возникает еще и по той причине, что при отсутствии контроля и прогнозируемости рынка просто объективно нет возможности достижения каких-либо действительно важных долгосрочных задач, а также решения каких-либо серьезных социально-экономических вопросов. При недостаточной координации отношений могут появляться нерациональные затраты по причине выпуска ненужной товарной продукции, частое банкротство по причине возникновения непредусмотренных изменений рыночной конъюнктуры, платежеспособности и состоятельности контрагентов и других причин. Законы рынка сами по себе могут устанавливать перспективы развития общества в целом только стихийно, с абсолютно непредсказуемыми результатами, и именно в этом заключается их органичность, что и диктует необходимость государственного регулирования экономики.

Что оно собой представляет?

По причине того, что рынок является несовершенным и несостоятельным, даже в развитых странах государство вмешивается в экономику вполне оправданно. При этом стоит отметить, что чем более высоким является уровень производственных возможностей, тем выше будет и разделение труда между всеми работающими предприятиями, а чем более высокой является конкуренция, тем сильнее особенности рыночной экономики требуют государственного регулирования.

Такой контроль представляет собой использование определенного комплекса мер, направленных на централизованное воздействие самого государства, а также его региональных и федеральных органов на основные элементы рынка, то есть условия реализации, спрос и предложение, рыночную инфраструктуру, качество продукции, конкуренцию и еще множество других. В основном принято выделять три наиболее масштабные функции государства: стабильность, справедливость и эффективность.

Эффективность

Особенности рыночной экономики привели к тому, что государством при использовании различных экономических инструментов должна создаваться такая экономическая обстановка, которая обеспечит наиболее эффективную работу производства. В частности, особенное значение здесь уделяется антимонопольной деятельности государства, активизации конкурентной среды на рынке, а также обеспечению наиболее благоприятных условий для работы рыночных механизмов.

Справедливость

Для современного рынка справедливая среда заключается в том, что высокие доходы имеют те организации, которыми обеспечивается цена и ценообразование, и которые преуспели в конкуренции в области рынка услуг и товаров, капиталов и рабочей силы, и в то же время низкой прибыли у тех, кто в этой сфере потерпел неудачу. Исключительно рыночное распределение вовсе не является гарантией получения прожиточного минимума, и по этой причине государство должно перераспределять полученные доходы через различные налоги, а также обеспечивать полноценное поддержание престарелых, нетрудоспособных и других нуждающихся лиц. Другими словами, правительство должно заботиться о занятости всех граждан, гарантировать минимально возможный уровень потребления через определение минимальной заработной платы.

Стабильность

Государством поддерживается экономическая стабильность, при которой цена и ценообразование находятся в предельно спокойных условиях, а также сглаживается циклическая форма развития. Также стоит отметить, что им осуществляется проведение

Государство должно решать те функции, которые не могут принципиально осуществляться рынком самостоятельно. Таким образом, регулирование и других сфер позволяет дополнить и скорректировать чисто рыночный механизм.

В разных странах используются самые разнообразные технологии контроля над экономикой, которые выбираются за счет приобретенного историей опыта. Это может быть контроль над стоимостью, налоговая система, проведение экспертных оценок, предельные лимиты, введение долгосрочных нормативов и еще целого ряда других мер. Благодаря этому регулирование и других организаций обеспечивает активное влияние на рынок, а также позволяет урегулировать отношения между потребителями и производителями. При этом стоит отметить тот факт, что используемые методы должны непрерывно обновляться и модернизироваться, подстраиваясь под новые условия и задачи развития экономической структуры, и в то же время не препятствовать предприимчивости и инициативе. Таким образом, можно добиться гибкого использования рыночных и плановых начал, основываясь не на их противопоставлении, а на наиболее эффективном сочетании.

Основные понятия

Инструменты государственного регулирования экономики позволяют ему воздействовать на деятельность различных хозяйствующих субъектов, а также рыночную конъюнктуру для того, чтобы добиться наиболее оптимальных условий работы различных механизмов.

Любые негативные стороны, которые присутствуют в современной рыночной экономике, могут вполне объяснить причины того, почему роль в ней государства постоянно усиливается. Именно предотвращение каких-либо отрицательных последствий работы рыночных регуляторов или их сглаживание представляет собой основную задачу, которую ставит перед собой экономическая деятельность государственного аппарата.

Функции

Учитывая все вышесказанное, можно определить несколько наиболее важных функций, для обеспечения которых используются инструменты государственного регулирования экономики:

  • создание правовой базы для нормальной работы частных предпринимателей;
  • перераспределение прибыли за счет использования системы прогрессивного налогообложения, а также трансфертных платежей;
  • внесение корректировок в структуру производства для изменения распределения ресурсов;
  • финансирование фундаментальных наук и обеспечение охраны окружающей среды;
  • контроль, а также регулировка уровня занятости, темпов экономического роста и стоимости различной продукции;
  • финансирование производственных мощностей, а также непосредственное изготовление определенных общественных товаров или услуг;
  • обеспечение защиты конкуренции.

По последнему стоит отметить, что речь идет о работе антимонопольных структур, ведь любые формы государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы исключить возможность монополии. Господство определенных компаний в своей сфере в конечном итоге крайне негативно сказывается на обществе в целом, поэтому поддержание конкурентной среды является одной из наиболее перспективных функций любого государства.

При этом стоит отметить тот факт, что существует две основные формы государственного регулирования экономики:

  • через государственный сектор;
  • за счет воздействия на работу частного сектора при использовании различных экономических инструментов.

Как оно обеспечивается?

Государственное регулирование в условиях современного рыночного хозяйства предусматривает использование ряда мер исполнительного, законодательного и контролирующего характера, которые осуществляются государственными правомочными учреждениями или же различными общественными организациями с целью стабилизации и дальнейшего приспособления имеющейся социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям.

В данном случае по объектам воздействия определяется деятельность, связанная с регулированием трех взаимосвязанных между собой частей производственного процесса: регулирование производства, ресурсов и финансов.

По уровням же региональной иерархии цели государственного регулирования экономики выполняются в двух направлениях: региональном и федеральном уровнях.

Основные принципы

Стратегия обеспечения такого контроля основывается на следующих основных принципах:

  • При равных условиях всегда должно отдаваться предпочтение рыночной форме организации экономики. На практике это говорит о том, что государством должны финансироваться исключительно социально значимые отрасли, которые являются непривлекательными для представителей индивидуального бизнеса по причине незначительной прибыльности.
  • Государственное предпринимательство никоим образом не должно конкурировать с частным бизнесом, а, наоборот, только способствовать его развитию, так как этому противоречат цели государственного регулирования экономики. При игнорировании данного принципа в конечном итоге государственные предприятия просто начинают доминировать над частными,
  • Кредитная, финансовая и налоговая политика государственного регулирования экономики должна быть направлена на обеспечение социальной стабильности и экономического роста.
  • Государство сможет вмешиваться в рыночные процессы более эффективно, если у него имеется рыночная форма.
  • Государством усиливается регулирование для того, чтобы обеспечить контроль общехозяйственных кризисов, а также различных процессов в области экономических отношений с другими странами.

Цели и методы

Развитие государственного регулирования экономики осуществляется в следующих целях:

  • минимизация неизбежного отрицательного воздействия различных рыночных процессов.
  • формирование правовых, социальных и финансовых предпосылок эффективной работы рыночной экономики;
  • обеспечение социальной защиты для тех групп рыночного общества, которые имеют наиболее уязвимое положение в конкретных экономических ситуациях.

В то же время методы подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы, которые использует система государственного регулирования экономики, основываются на различных административно-правовых методах воздействия на работу различных субъектов хозяйствования.

Косвенные же отличаются тем, что они не предусматривают какого-либо ограничения свободы экономического выбора, а вместо этого, наоборот, предоставляют дополнительную мотивацию при принятии рыночных решений. Основной областью их использования является вся Такие механизмы государственного регулирования экономики предусматривают использование возможностей и средств, которыми располагает кредитно-денежная и финансовая системы страны.

При этом стоит отметить тот факт, что указанные методы взаимосвязаны между собой.

Инструменты

Если говорить об инструментах, которыми обеспечивается государственное регулирование экономики, то можно выделить несколько основных:

  • административно-правовые;
  • кредитно-денежная система;
  • финансовая система;
  • государственные заказы;
  • государственная собственность.

Также стоит отметить, что, помимо вышеперечисленных инструментов обеспечения государственного контроля над экономикой, которые в основном имеют исключительно внутриэкономическую направленность, есть также целый арсенал средств, которыми обеспечивается внешнеэкономическое регулирование. Практически все рычаги, которые предусматривают воздействие на процедуру воспроизводства внутри определенной страны, также значительно сказываются и на Таким образом, их использование предусматривает изменение учетной ставки и налогообложения, введение новых субсидий и льгот на и еще множество других мер.

Таким образом, государством обеспечивается регулирование экономики для достижения оптимальной рыночной среды.

Учебник Камаева В.Д., 2010г.©

Необходимость государственного регулирования

Государственное регулирование экономики – система мер государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

Причины, вызывающие необходимость вмешательства государства в рыночную экономику:

    Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка. Роль государства сводится к следующему: введение налога на выбросы вредных веществ в окружающую среду, введение стандартов на выбросы, использование рыночных лицензий на сброс отходов, государственная экспертиза инвестиционных проектов на их экологическую безопасность, запрещение коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, запрещение применения вредных технологий, производства товаров и услуг, вредных для здоровья человека, правовые и административные рычаги, которые заставляют предпринимателей вкладывать деньги в восстановление природной среды.

    Существуют потребности в благах коллективного и общественного пользования. Речь идет об обороне страны, обеспечении национальной безопасности, охране общественного порядка. Эти блага называются общественными товарами и услугами . Из-за существования проблемы «фрирайдера» рынок не может обеспечить производство этих товаров в достаточном количестве. Поэтому предоставление общественных благ населению является функцией государства, а их финансирование осуществляется из бюджета.

    Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, то есть существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой.

    Необходимость государственного регулирования определяется и задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры зарплаты, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий.

    Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство.

    Государство должно играть огромную роль и в выборе дальнейшего развития экономической системы в точках бифуркации , то есть в точках разветвления экономической системы. Вмешательство здесь государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.

Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.


Необходимость государственного регулирования экономиш объясняется следующими основными причинами:

Концентрация производства и рост монополизма приводит к диспропорциям и частым кризисам в экономике. Поэтому необходима антимонопольная политика государства.

Рыночный механизм порождает богатство и бедность. Целью ГРЭ является создание условий для сближения людей по уровню благосостояния.

Есть сферы и отрасли, которые представляют государственный интерес. В частности, национальная оборона, защита окружающей среды, всеобщее начальное образование, содержание государственных служащих, фундаментальная наука, исторические ценности. Некоторые из них не представляют выгоду для предпринимателей.

Рыночные законы действуют стихийно, экономике свойственны колебания и кризисы. Поэтому государство должно проводить политику по стабилизации экономики и обеспечению экономического роста.

Государство определяет стратегию, перспективы развития национальной экономики, что не присуще чисто рыночному механизму.

В рыночной экономике государство преследует регулирующие цели, а не цели получения

максимальной прибыли как это свойственно предпринимательству. Это есть главный принцип ГРЭ.

Общая стратегия ГРЭ базируется на следующих других принципах:

ГРЭ не должно подчинять себе естественное действие законов рынка. Тем самым государственное регулирование обязано придерживаться принципов рынка: экономическая свобода, частная собственность, свободное ценообразование, свободное распределение ресурсов, конкуренция.

Государственное регулирование должно не конкурировать с бизнесом, а помогать ему. Государство является непосредственным участником рыночного процесса, восполняя недостатки, негативные последствия рыночных отношений. Допускается государственное предпринимательство. Государственное вмешательство тем эффективнее, чем в более рыночную форму оно облечено.

Государственное регулирование должно в конечном итоге способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

Государство не ставит и не способно ставить цель - обеспечить полное социальное равенство и социальную справедливость в обществе. При этом нужно учитывать, что рыночный механизм предполагает некоторые противоречия, которые служат общественному прогрессу.

Государственное вмешательство должно иметь свои пределы (границы). Чрезмерное вмешательство в экономику или недорегулирование экономики может нарушить естественный рыночный механизм и обострить социальные проблемы.

Направления государственного регулирования экономики:

Стабилизация экономического развития - борьба с безработицей, спадом производства и достижение экономического роста;

Интенсификация экономики с помощью НТП;

Укрепление позиции на международном рынке;

Создание сильного предпринимательского сектора, защита конкуренции;

Укрепление национальной валюты, денежного обращения;

Преодоление региональных и отраслевых диспропорций развития;

Поддержка малоимущих и незащищенных слоев населения;

Развитие социально- значимых отраслей.

Роль государства в экономике выражается в его экономических функциях:

Создание законодательной базы экономики. Экономические отношения не реализуются без правовых отношений. Или реализация экономических решений зависит от эффективности законодательной базы этих решений. К примеру, частная собственность на землю не будет внедрена без четкой системы правовых отношений между государством и земельными собственниками, между работодателями и наемными работниками в аграрной сфере.

Поддержание конкуренции. Современная рыночная экономика характеризуется концентрацией капитала и образованием монополий, что обеспечивает возможность им получать сверхприбыль и диктовать условия на контролируемых ими рынках. Тем самым, ущемляются интересы и права новых потенциальных конкурентов и потребителей на данных рынках. Поэтому важная регулирующая роль в целях поддержания справедливой конкуренции отводится государству.

Обеспечение общественными товарами. Примерами общественных товаров или благ являются асфальтированные дороги, уличные фонари, работа служб безопасности и т. п. Их характеризует общедоступность и бесплатность в использовании. Общественные товары необязательно производятся за счет государств. Предположим, строительство дорог может быть выполнено частными фирмами по государственному заказу.

Такие товары, которые по характеру являются также общественными, как автобус, стадион, зоопарк на самом деле представляются частными. Их владельцы рассчитывают получать доходы и прибыли.

Распределение и перераспределение доходов. Современное государство представляет собой мощный механизм по распределению и перераспределению национального дохода. В развитых странах государством перераспределяется до 50 и более процентов созданного ВВП. Тем самым, государство стремится создать социально-экономические балансы в обществе, благоприятные условия жизнедеятельности для большинства населения. Главным инструментом такой политики являются государственные расходы через госбюджет.

Регулирование внешних или побочных эффектов. Речь идет, прежде всего, о регулировании последствий производства. Предотвращение промышленных выбросов и охрана окружающей среды - одна из приоритетных задач государственного регулирования. Для борьбы с вредными выбросами разработаны альтернативные варианты: установление стандартов по выбросам, платежей и штрафов, временного режима для осуществления выбросов. Тем самым, государство призывает загрязняющие предприятия к ответственности и необходимым дополнительным издержкам самих предприятий.

Внешние эффекты бывают не только отрицательными, но и положительными.

Стабилизирование экономики. Государство с помощью инструментов (налогообложение, государственные расходы, антимонопольная политика и т. п.) регулирования экономики способно снизить уровень цен, стимулировать деловую активность в стране, решать неотложные социальные проблемы.

Осуществляя свои экономические функции, государство призвано руководствоваться социальными целями. Базой реализации этих целей являются экономическая эффективность, экономическая справедливость, экономическая безопасность и экономическая стабильность. Прежде чем добиваться социальных результатов по благосостоянию населения нужно добиваться общей экономической эффективности. Экономическая справедливость отвечает требованиям справедливой конкуренции, борьбы с диктатом монополий, достижения равновесия по уровню благосостояния разных слоев населения. Экономическая безопасность связана с заботой об отечественном производителе, реализации национальных интересов в системе международных экономических отношений. Экономическая стабильность формирует у людей веру в будущее и перспективу своего общества.

Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, опосредующее оборот товаров и услуг. Денежное обращение обслуживает куплю-продажу товаров и услуг, а также движение финансового рынка.

Денежная система - это исторически сложившаяся и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения.

Важнейшими элементами денежной системы являются следующие:

Национальная денежная единица - мера денег, принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены товаров и услуг (например, тенге, рубль);

Масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей (золотое содержание бумажной денежной единицы);

Система эмиссии денег - учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги; законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение (например, Народный банк, налоговая инспекция, служба инкассации);

Формы денег - овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента меновая стоимость, которая в состоянии обеспечить устойчивость обращения товаров и является законным платежным средством в наличном обороте;

Валютный паритет - соотношение с другими валютами;

Институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно.

Многообразие денежных средств, функционирующих в современной экономике, порождает проблему измерения денежной массы. Денежная масса - совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. Особое место в структуре денежной массы занимают так называемые "квазиденьги" (от лат.gasi - как будто, почти), то есть денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, в депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочных денежных обязательствах.

Совокупность наличных денег (металлические деньги и банкноты) и денег для безналичных расчетов в центральном банке (бессрочные вклады) составляют деньги центрального банка. Их называют монетарной или денежной базой, так как они определяют суммарную денежную массу в народном хозяйстве.

Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операции обмена и платежа, зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги, т. е. стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежную массу в виде наличных денег или вкладов до востребования.

Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относят следующие:

1) агрегат М-1 ("деньги для сделок") - это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги;

2) агрегаты М-2 и М-3 включают, кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных вкладах, а также депозитные сертификаты. Эти деньги не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а также их изъятие подчинено определенным условиям, однако они похожи на деньги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой - позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют "почти деньгами";

3) наиболее полные агрегаты денежного предложения - L и D. L наряду с М-3 включает прочие ликвидные (легкореализуемые) активы, такие, как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает все ликвидные средства и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.

Спрос на деньги вытекает из двух функций денег - как средства обращения и средства сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (трасакционный спрос), во втором - о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигаций и акций). Трансакционный спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления запланированных и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется главным образом общим денежным доходом общества и измеряется прямо пропорционально номинальному ВНП. Спрос на деньги для приобретения прочих финансовых активов определяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки.необходимость этого регулирования ...

  • Научное обоснование необходимости государственного регулирования экономики . "Фиаско рынка" и "фиаско государства"

    Контрольная работа >> Экономика

    По предмету: Государственное регулирование экономики на тему: Научное обоснование необходимости государственного регулирования экономики . "Фиаско рынка" ... перекосы в распределении ресурсов. 2. Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер...

  • Объективная необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)

    Реферат >> Экономика

    ... необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ) План 1. Экономика и политика. Хозяйственный механизм и его типы 3 2. Объективная необходимость ... сферах. Таким образом, государственное регулирование экономики - это целенаправленное воздействие...

  • Государственное регулирование экономики на примере России

    Реферат >> Экономическая теория

    Явления, как государственное регулирование экономики . Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие... Более точно, среди причин необходимости государственного регулирования экономики называют следующие1: невозможность успешного экономического...

  • Рассмотрим предпосылки:

    1. По мере усложнения развития общества, хозяйственных связей усиливают интеграционные процессы в экономике, в этих условиях возрастает роль общенациональных потребностей, которые формируются в процессе интеграции общества и государство управляет процессом их реализации как единственно возможный субъект их удовлетворения;

    2. Развитие производства, углубление общественного разделения труда, усложнение хозяйственных связей.

    Промышленная революция, научно-технический прогресс, который активно развивается в XX веке, приводят к тому, что возрастает технологичность производства, усложняется производимые продукты, в производстве одного конечного продукта принимают участи десятки, сотни, а иногда и тысячи различных товаропроизводителей, которые выстраиваются в определённую замкнутую технологическую цепочку и передают части этого товара друг другу как на конвейере. Если раньше один производитель от начала до конца производил товар, то теперь один товар производят десятки, сотни производителей. Из этого следует необходимость интеграции их деятельности. Ведь каждый из производителей в отдельности самостоятелен и действует на свой страх и риск. Но здесь, когда огромные цепочки, когда множество участников, возрастает опасность принятия неправильного решения отдельным участником этих связей. Поэтому необходимо каким-то образом интегрировать хозяйствующих субъектов в рамках этих сложных технологических процессов. Можно на корпоративном уровне, создавая крупные объединения, корпорации, но постепенно возникает потребность в какой-то более крупномасштабной интеграции на уровне всей национальной экономики. И вот здесь в роли активного регулятора начинает выступать государство, которое приводит в соответствие взаимодействие всех участников сложных цепочек, регулирует связи между цепочками, между различными отраслями, регионами. Чем сложнее экономика, чем глубже разделение труда и специализация, тем острее необходимость использования единого центра для регулирования хозяйственных процессов.



    3. Связана со второй – возрастающая неспособность рынка осуществлять эффективное антикризисное регулирование экономикой. До определённого этапа рынок нормально осуществлял свои регулирующие функции, позволял устанавливать баланс между производством и потреблением, спросом и предложением. Но, начиная с середины XIX века, стали происходить постоянные, циклические сбои в работе рыночного механизма. Выражением этих сбоев стали циклически повторяющиеся кризисы (кризисы перепроизводства). И чем сложнее экономика, тем труднее рынку выполнять регулирующие функции, поскольку рынок основан на саморегулировании, на мотивации отдельных, обособленных частных собственников, которым всё сложнее принять правильное решение, когда усложняется их взаимодействие. Из-за того, что взаимодействие между частными собственниками в условиях рынка становится всё более сложным, отдельному рыночному субъекту руководствуясь рыночной информацией всё сложнее принимать правильное хозяйственное решение, возникает риск управленческой ошибки. Этот риск приводит к возникновению различных диспропорций, сбоев в работе рыночного механизма. Как раз государственное регулирование появляется и активизируется во многом для того, чтобы преодолеть эти провалы (фиаско) рынка, связанные с его неспособностью поддерживать оптимальные пропорции, темпы и структуру народного хозяйства.

    4. Связана с монополизацией. Не случайно в США разговоры о необходимости государственного регулирования экономики значительно оживились после завершения Великой депрессии (1929-1934 гг.). Появляется кейнсеанство, Кейнс пишет свой труд «Общая теория занятости, процента и денег», который разрабатывает основы государственного регулирования экономикой. Даже тупые америкосы осознали необходимость замены чисто рыночного механизма системой государственного регулирования встроенного в рыночную экономику. Затем это произошло и в других странах.

    Главная причина заключалась в том, что по мере развития рыночной экономики, если её эффективно не регулировать из центра, неизбежно нарастают процессы монополизации. Монополия разрушает нормальные пропорции, связи между производством и потреблением, стимулирует инфляцию и другие экономические трудности, деформирует систему инвестиционного обеспечения экономики. И для того, чтобы ограничить монополию нужна какая-то высшая сила. Государство активизирует своё участие в экономическом регулировании во многом из-за необходимости ограничения монополий.

    5. Нарастающая неспособность рынка решать социальные проблемы общества, значение которых постоянно возрастает. По мере того, как развивается общество, как повышается уровень благосостояния граждан, возрастает социальная активность граждан, возникает необходимость более полного удовлетворения социальных потребностей. Рынок не проявляет интереса к развитию социальной сферы, он занимается бизнесом, рыночные субъекты это предприниматели озабоченные повышением прибыли, что касается социальной сферы, то предприниматели, в принципе, готовы туда пойти, но только если это принесёт им доход. Это возможно тогда, когда социальная сфера коммерциализируется, когда она становится рыночным сегментом общества. Такое превращение социальной сферы в коммерческий сегмент – очень опасная тенденция, т.к. в данном случае социальная сфера утрачивает свою способность выполнять жизнеобеспечивающую функцию, функции социальной защиты, социальной поддержки, социального обеспечения граждан. В этом случае социальную сферу часто превращают в объект для спекуляции здоровьем человека, его карьерой, да и саму жизнь, те вещи, которые нельзя измерять в деньгах.

    Сказанное не означает, что нужно вообще исключить из социальной сферы коммерческую деятельность. В какой-то мере коммерциализация возможна и целесообразна, но только в той мере в какой речь идёт об удовлетворении так называемых «сверх нормативных социальных потребностей». Всё что в рамках некой социальной нормы, в рамках которой обеспечивается жизнедеятельность граждан должно быть на нерыночной основе за счёт государства.

    6. Интернационализация хозяйственной жизни общества. Интернационализация это объективный процесс и он связан с тем, что каждая национальная экономика развивается и на определённом этапе разрывает национальные границы, поскольку они мешают её дальнейшему развитию. Государство призвано сыграть активную роль в процессе интернационализации национальной экономики. Эта роль двоякого рода – прежде всего роль государства заключается в том, что оно помогает национальным предприятиям, национальным экономическим субъектам выйти на мировой рынок. Помощь выражается в том, что государство за счёт бюджетных ресурсов поддерживает предприятия, которые выходят на мировой рынок, предоставляет этим предприятиям какие-то налоговые льготы, льготные кредиты, во многих странах, например, Юго-Восточной Азии государство, кредитуя экспортёров (даёт им экспортные кредиты), принимает на себя обязательство по погашению процентов по кредиту и даже части этого кредита.

    Кроме того, государство кроме поддержки собственных экспортёров занимается также и защитой национального рынка от проникновения на этот рынок агрессивных товаропроизводителей и инвесторов из других стран. Это очень важно для стран с развивающейся и не очень высоко развитой экономикой. Если снять все ограничения по проникновению капиталов и особенно товаров это может негативным образом отразиться на состоянии национальной экономики.

    7. Необходимо контролировать деятельность экономических субъектов в связи с тем, что масштабы их экономической деятельности постоянно увеличиваются. Следовательно, возрастает степень вмешательства хозяйствующих субъектов в развитие многих социальных процессов и природную среду. И государство призвано защитить общество от агрессивного вмешательства в социальные процессы и процессы природного воспроизводства со стороны агрессивных участников рыночной деятельности прежде всего монополий и прежде всего естественных монополий. В связи с этим во многих странах наблюдается тенденция к огосударствлению естественных монополий, к активизации государственного участия в деятельности естественных монополий. Этот процесс прослеживается и в России, но он не связан с национализацией естественных монополий. Речь идёт о создании государственных концернов, об увеличении долевого участия государства в деятельности компаний из сфер естественных монополий, но о национализации (полной или частичной) никто не говорит. Хотя в отдельных случаях можно ставить вопрос и таким образом по отношению к агрессивным естественным монополистам, которые незаконно перекачивают капиталы за рубеж, присваивают природную ренту, проявляют себя как неэффективные собственники. Однако в массовом порядке проведение национализации после завершения приватизации неуместна, поскольку она подорвёт российские рынки, особенно фондовый и финансовый. Кризис отразится не только на состоянии российских рынков, но и мировых, поскольку Россия довольно плотно интегрирована в мировую экономику. Поэтому надо быть ответственным и знать общемировую цену принимаемым решениям.

    8. Связано с тем, что государство призвано установить гармонию между всеми существующими в обществе интересами. Чем сложнее общество, тем больше интересов, тем острее противоречия между ними и тем сложнее деятельность государства по гармонизации этих интересов. Речь идёт об интересах индивида, коллектива, общества и мирового сообщества. Задача каждого государства максимально согласовать эти интересы между собой. Встроить интересы индивида в интересы коллектива, интересы коллектива в интересы общества, интересы индивида в интересы общества, согласовать это всё с мировым вектором экономического развития, с международным экономическим интересом.

    Необходимость государственного регулирования экономики проявляется в различных странах, но степень государственного регулирования, масштабы государственного регулирования различны не только в зависимости от объективных факторов, но и субъективных, которые связаны со спецификой развития данного общества. О чём сказано выше объективные, глубинные факторы, которые в той или иной степени действуют в любой стране. Но существуют ещё субъективные, ситуативные факторы:

    1. Степень государственного регулирования во многом зависит от того, какой тип экономической системы в данной стране. Если это рыночная экономика, то государственное регулирование занимает важную, но не господствующую роль. Государственное регулирование существует по крайне мере на равных правах с рыночным управлением хозяйствующих субъектов. Они взаимодополняют друг друга – государство регулирует рынок, а рынок даёт импульс для развития системы государственного управления. Основу составляет рыночное регулирование, а государственное надстраивается над рыночным с целью преодоления противоречий рыночного хозяйства.

    Если говорить о странах с командной, центрально управляемой экономикой, например, как раньше СССР, то здесь государственное регулирование является господствующей формой хозяйственного регулирования. Саморегулирование, рыночное регулирование если и существует, то носит во многом формальный, поверхностный характер. Господствующая роль государственного регулирования, например, в СССР выражалась в том, что в нашей стране существовало жёсткое централизованное директивное планирование. Сверху спускались планы, план приобретал силу закона обязательным для исполнения всеми хозяйствующими субъектами. Планировало всё, начиная от макроэкономических показателей развития государственного бюджета, ВНП, национального дохода, до каких-то мелких индивидуальных нормативов, расценок, внутри предприятия, на уровне бригад и отдельных работников. Даже отдельному работнику, например, слесарю устанавливались нормативы сверху – норма выработки и т.д. Централизованное регулирование выражалась ещё и в том, что существовала система жёсткого централизованного финансирования, господство госбюджетного финансирования, вертикальных финансовых потоков (восходящих и нисходящих). Горизонтальные финансовые связи и отношения либо отсутствовали, либо носили формальный характер и в любом случае задавались сверху через какие-то централизованные нормативы. Самофинансирование и кредитное финансирование если и существовали, то носили номинальный, формальный характер.

    Создание централизованной системы материально-технического снабжения. Предприятия получали необходимые ресурсы для своей деятельности в адресном, централизованном порядке. Сверху государство расписывало кто, какое предприятие, откуда, какие ресурсы по каким ценам возьмёт. Принудительно поставщик ресурсов закреплялся за потребителем, цены фиксировались централизованно, номенклатура, объём, структура поставок, всё это определялось сверху. То же самое можно сказать и в отношении торговли готовой продукции – централизация всей торговой деятельности, производитель чётко знал кому, когда по каким ценам он будет продавать свою продукцию. Ему централизованно определялась номенклатура, ассортимент производимой продукции, не сам решал. Планы составлялись на уровне Госплана, отраслевых министерств, ведомств и доводились до отдельных производителей и даже до отдельных работников.

    Также существовала централизованная система ценообразования. Все цены на все товары, на все операции, на все работы, устанавливались централизованно. Существовал государственный прейскурант цен, в котором фиксировались цены на все товары, услуги, расценки на работы, тарифы.

    Централизованное управление в СССР и других социалистических стран выражалось ещё и в том, что централизованно устанавливались ставки оплаты труда (так называемые тарифные ставки), должностные оклады. Всё это формировалось централизованно и работник получал заработную плату не в зависимости от результатов своего труда, а в зависимости от того, сколько ему назначили сверху. Это, конечно, определялось опытом, профессионализмом, знаниями, но тем не менее конкретные результаты труда очень слабо влияли на заработную плату работника. Основу составляла фиксированная тарифная ставка, правда, существовали разряды, которые учитывали сложность, квалификацию работника, но привязка к результатам труда была очень слабой. Т.к. фонд заработной платы также устанавливался централизованно и доводился до предприятия. И предприятие не могло выйти за пределы этого фонда. Даже если работник работал очень хорошо, показывал высокую производительность, он не мог получить более высокую заработную плату, поскольку фонд заработной платы был ограничен.

    Интенсивность государственного регулирования экономикой зависит не только от типа экономической системы, но и от того, какую стадию экономического цикла переживает та или иная экономика. Экономические циклы разделены на 4 основные стадии – оживление, подъём, спад и кризис. Это касается не только стран с командной экономикой, и не столько их, сколько стран с рыночной экономикой. Поскольку в командной экономике государство всегда вмешивается в экономику, в рыночной экономике связь несколько иная. Если, например, в экономике наблюдаются кризисные явления, то государство, как правило, активизирует своё участие в экономическом регулировании и стремиться вывести экономику из кризиса. И наоборот, если экономика развивается динамично, то здесь государство, как правило, «отдаляется» от экономики и менее активно вмешивается в её регулирование. В частности об отмеченной тенденции можно судить по доле бюджетного финансирования. Чем труднее положение в экономике и ниже темпы экономического роста, тем выше доля бюджетных расходов в общефинансовой системе. И чем активнее развивается экономика, тем доля государтсвенных бюджетных ресурсов в общей структуре финансирования меньше.

    Масштабы государственного регулирования зависят ещё от того, каким образом развивается научно-технический прогресс в данном государстве. Дело в том, что в начальный этап развития научно-технического прогресса, бурное, массовое развитие каких-то новых технологий, инновационных процессов обычно сопряжены с возрастанием доли государства в экономике по понятным причинам. Функции инвестора, функции регулирующего субъекта принимает на себя государство. Это стартовый период инновационного процесса всегда связан с повышенными затратами, когда в эту сферу необходимо инвестировать. Бизнес далеко не всегда идёт в эту сферу, поскольку ему нужны деньги. Здесь неизвестно, будут они или нет, а если будут, то не скоро и инвестиционные затраты при внедрении инноваций окупаются не сразу, а постепенно. Только после того, как эти новые отрасли, новые технологии выходят в режим коммерческого функционирования, начинают приностить доход, к данным технологиям проявляют интерес частные инвесторы.

    Какие политические силы в той или иной стране находятся у власти. Например, в Скандинавии традиционно высоким оказывается государственное вмешательство в экономику, высокий вес государственных расходов в финансовой системе. Это связано с тем, что северные страны всегда как-то сбивались в группы население, централизация образа жизни была достаточно высокая. То же самое можно сказать о странах Юго-Восточной Азии, там также тенденции к огосударственности традиционно сильны.

    В США преобладают рыночные отношения, в структуре финансирования преобладают кредитные ресурсы или средства самофинансирования. Государство не имеет устойчивых традиций глубинного вмешательства в экономику.

    Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально – экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных и нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

    Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

    Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании

    безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

    С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности.

    Согласно А.Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. При этом последователи А.Смита исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

    К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т. е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

    Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Важнейшая причина – это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

    Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

    Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде где необходимо. Факторы обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики многообразны, но их можно сгруппировать на основании определенного критерия, связанного с разрешением тех или иных экономических проблем.

    Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами:

    Во- первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма – конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В свою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена антимонополисти-ческая деятельность государства.

    Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной.

    Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие

    которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

    В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей

    рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

    Государственное вмешательство в экономику является объективно

    необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это

    экономика или командно-распределительная. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

    Литература:

    1.Борисов Е.Ф. «Основы экономики» «Юрист» М: 1998, стр. 102

    2.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/ Архангельский В. П., Будорина А. В. и др.; под общей редакцией В. И. Кушлина – 2-е изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2003, стр. 453.

    3. Экономическая теория: Учебник для вузов. Под редакцией А. И. Добрынина. 3-е издание, дополненное и исправленное «Питер», 1999,

    4. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2001, стр. 36

    Случайные статьи

    Вверх