Налоговый аудитор. Налоговый аудит: виды, особенности

Налоговый аудит риски победит!

Что такое налоговый аудит?

Налоговый аудит - это проверка правильности исчисления и уплаты налогов, в т.ч. контроль заполнения налоговых деклараций и расчетов.

Основная цель аудита налогов - устранение налоговых рисков и минимизация финансовых потерь компании, собственников и руководителя. Ведь в случае доначисления налогов компании грозит штраф 20% от суммы доначислений и пени, а при наличии доказательств умысла в неуплате налогов размер штрафа составит 40%. Причем руководителю, собственнику или иному контролирующему лицу может грозить уголовная, субсидиарная и имущественная ответственность. Кстати, за второе полугодие 2018 года количество дел, о привлечении к субсидиарной ответственности увеличилось в 2 раза .

Почему налоговый аудит особенно важен в последнее время?

В последнее время результативность выездных налоговых проверок превысила 98%, т.е. налоговые органы выходят на проверку только в тех случаях, когда для этого есть повод (используют риск-ориентированный подход).

Минимальная сумма доначислений по выездным налоговым проверкам в Москве составляет 16,5 млн. руб., а в регионах - 5 млн. руб. Поэтому налоговый аудит может сэкономить минимум 1 млн. руб. (минимальное доначисление 5 млн. руб. *20%).

Уже на стадии камеральных проверок налоговых декларации инспекторы могут составить представление о налогоплательщике и даже определить предполагаемую сумму неуплаты налогов. Теперь программа ФНС РФ анализирует цепочки контрагентов, наличие в них неблагонадежных налогоплательщиков, выявляет нестыковки в показателях деклараций, например, между налоговой базой по НДС и налогом на прибыль, оценивает налоговую нагрузку, рентабельность и др. показатели компаний.

Поэтому, если отчетность налогоплательщика не вызывает нареканий налогового органа - повода для назначения выездной налоговой проверки нет. Кроме того, при безупречной налоговой отчетности сокращается количество запросов из налоговой инспекции в рамках камеральных проверок, что не может не отразиться на работе бухгалтерии и эмоциональном настроении сотрудников. Уверенность в данных налоговых деклараций - спокойствие руководителя и собственника.

Чтобы у организации была такая уверенность или хотя бы реальное представление о состоянии налогового учета и отчетности и о налоговых рисках компании следует провести аудит налогов.

Кроме того, налоговый аудит проводится по инициативе собственников или руководителей компании для проверки компетенции сотрудников бухгалтерии, отвечающих за исчисление налогов. Ведь иногда налоги переплачивают, в т.ч. и в случаях, когда неправильно организовано налоговое планирование, как например, в этом кейсе .

В чем особенности аудита налогообложения (его отдельных видов)?

По желанию Заказчика аудит налогового учета можно провести за определенный период (квартал, год, несколько лет и др.) и в отношении всех или некоторых налогов:

1. Аудит налогообложения прибыли

Такая проверка необходима любой компании, применяющей общую систему налогообложения. Как показывает практика, не все налогоплательщики уделяют должное внимание документальному оформлению расходов. Иногда из-за отсутствия внутренних документов (например, отчета о проведении рекламной акции, акта на отпуск материалов в производство, технологической карты и т.п.) налогоплательщик рискует «лишиться» налоговых расходов.

Аудит налога на прибыль особенно необходим компаниям, работающим с иностранными партнерами, в т.ч. привлекающим иностранное финансирование (при проведении аудита налога на прибыль проверяется исполнение обязанностей налогового агента и правомерность применения им ставок налога).

Виктория Варламова

2. Аудит НДС

НДС налоговые органы уделяют особое внимание (АСК-НДС3), поэтому для налогоплательщиков - это самый «риск содержащий» налог. В рамках аудита НДС производится проверка контрагентов «на благонадежность», правильность и своевременность определения налоговой базы, применения освобождения от НДС и льготных ставок (10%, 0%), порядок ведения раздельного учета НДС и др.

3. Аудит налога на имущество организаций

Аудит необходим организациям, владеющим недвижимостью. На практике были случаи, когда бухгалтер занижала налог, поскольку исчисляла его исходя из среднегодовой стоимости объекта, а не по кадастровой стоимости. Или, наоборот, организации переплачивали налог, ошибочно исчисляя налог по недвижимости, не являющейся объектом обложения, как, например, в этом кейсе .

4. НДФЛ и страховые взносы

Эти «зарплатные налоги» платят все организации и у налоговых органов они под особым контролем, в т.ч. работодателей вызывают на «зарплатные комиссии», а за неуплату страховых взносов несколько лет назад была введена уголовная ответственность.

В первую очередь аудит НДФЛ и страховых взносам необходим компаниям, производящим различные социальные выплаты работникам, а также имеющим иностранных сотрудников.

5. Другие налоги и сборы

При проведении налогового аудита также анализируются другие налоги и сборы: налог при УСН, транспортный налог, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, уплата государственных пошлин, региональные и местные налоги и споры, например, торговый и курортный сбор и т.д.

Как проходит налоговый аудит организации?

    Прежде всего аудиторы знакомятся с видами деятельности Клиента. Стороны определяют период и вопросы проведения налогового аудита. Согласуют состав экспертов, методы проверки, стоимости услуг. Перед началом работы заключается Соглашение о конфиденциальности.

Некоторые Клиенты слышали, что с 1 января 2019 г. налоговые органы получат право истребовать у аудиторов документы (информацию) о деятельности их Клиентов (ст. 93.2 НК РФ введена Федеральным законом от 29.07.2018 № 231-ФЗ с 01.01.2019) и опасаются, что информация о выявленных ошибках в ходе налогового аудита станет доступна налоговой инспекции. Спешим успокоить, аудиторская компания должна предоставлять налоговым органам документы только в том случае, если сам налогоплательщик их не представит, и только в том случае, если истребуемые документы имеются у аудиторов.

Виктория Варламова
Советник налоговой службы II ранга, зам. рук. отдела консалтинга, гл. эксперт по налогам

    Налоговый аудит. Как правило, проверка проводится на территории компании-заказчика. Продолжительность проверки зависит от объема исследуемых вопросов. Комплексный налоговый аудит налоговой отчетности за год обычно занимает одну-две недели.

  • По итогам налогового аудита Клиент получает Заключение. Оно содержит:
  • выявленные ошибки и возможные налоговые риски, их числовые показатели, возможные суммы штрафных санкций и пени, рекомендации по исправлению ошибок и минимизации рисков
  • выявленные финансовые резервы (если таковые имеются)
  • Результаты проведения налогового аудита обсуждаются с Клиентом (обратная связь), чтобы прояснить все спорные моменты и ответить на уточняющие вопросы по исправлению ошибок.

Кто заинтересован в налоговом аудите?

Руководитель и собственник - им необходимо знать о налоговых рисках и оценивать возможные последствия для себя, а также быть уверенным в квалификации сотрудников бухгалтерии, в т.ч. что они правильно исчисляют и не переплачивают налоги.

Главный бухгалтер и финансовый директор. Налоговый аудит - это возможность проверить себя и сотрудников бухгалтерии (не ошибается только тот, кто ничего не делает) и разделить ответственность с аудиторами (если налоговые органы обнаружат ошибки, которые пропустили аудиторы - вины бухгалтера нет, ведь его проверяли…). Также довольно часто, аудиторы помогают главному бухгалтеру (финансовому директору) донести до руководителя информацию о рисках компании.

Как выбрать компанию для аудита налогового учета в организации?

Доверять можно только проверенным компаниям, имеющим безупречную репутацию. В противном случае теряется смысл проведения налогового аудита.

Качественный налоговый аудит не может быть дешевым.

Рекомендуем ознакомиться с сайтом компании, изучить отзывы Клиентов о ней и ее сотрудниках. Посмотрите их резюме, по возможности оцените статьи и другие материалы аудиторов этой компании, размещенные в Интернет. Проверьте членство аудиторской компании в СРО, ознакомьтесь с данными о страховании ответственности, о наличии компании в различных рейтингах и т.п.

«Правовест Аудит» - аудиторская компания, которая входит в ТОП-18 крупнейших аудиторских компаний (по данным «Эксперт РА»), член СРО «Содружество», аудиторы и эксперты - только штатные сотрудники с большим опытом работы. Мы проводим более 500 аудитов в год, в т.ч. для организаций с иностранным капиталом. Наша профессиональная ответственность застрахована ИНГОССТРАХ. Компания оказывает услуг по проведению аудита: обязательного, комплексного, налогового, МСФО, а также консалтинговые услуги и др.

Неверно рассчитанные или несвоевременно уплаченные суммы налогов и сборов могут обернуться для предприятия штрафами, блокировкой операций по счетам и даже арестом имущества. Снизить вероятность наступления таких событий поможет налоговый аудит. Что это такое, кто и как может его проводить – читайте в нашей статье.

Налоговый аудит: зачем он нужен

Говоря простыми словами, аудит – это проверка. Следовательно, налоговый аудит – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.

Ни Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ, ни Международные стандарты аудита (далее – МСА) не выделяют налоговый аудит как какой-то особый вид проверки. Дело в том, что с точки зрения наполнения строк финансовой отчетности, суммы кредиторской задолженности в части налогов и сборов в бухгалтерском балансе и текущего налога на прибыль в отчете о финансовых результатах не имеют особого приоритета перед другими статьями.

Зачем тогда налоговый аудит выделяют как самостоятельное направление? Назовем, по крайней мере, два момента:

  1. Постоянные изменения налогового законодательства России. Вторая часть Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) с 2000-го года изменилась более сотни раз. Специалистам, занятым в сфере расчета налоговых платежей, приходится постоянно держать руку на пульсе таких перемен. Иначе велика вероятность допустить ошибки;
  2. Пробелы в нормативно-правовых актах, регулирующих налоги и сборы. Это приводит к тому, что мало знать статьи одного лишь НК РФ. Необходимо ориентироваться еще и на правоприменительную практику в виде множества разъясняющих писем Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, а также решений Арбитражных судов.

Повышенная сложность операций, связанных с расчетом налогов, ‒ основная причина, которая привела к выделению налогового аудита в самостоятельную область проверки. Его цель сводится к минимизации рисков неверного исчисления налоговых платежей и связанных с ними негативных последствий для предприятия.

Виды налогового аудита

Сразу несколько классификаций налогового аудита позволят лучше понять и его суть, и особенности проведения. Основания для классификации с входящими в них элементами приведены на рисунке 1, а также описаны ниже.

Виды налогового аудита

1. По субъекту: внутренний и внешний

Внутренний – реализуется силами сотрудников организации, например, специалистами отдела внутреннего контроля.

Преимущества: оперативность и непрерывность проверки. Нет необходимости тратить время на поиск подрядчика и согласование с ним условий договора. Кроме того, проверкой можно охватить налоговые расчеты и платежи прошедшего месяца или квартала, а не нескольких лет, как это часто бывает в случае с привлеченными исполнителями.

Недостатки: так называемый синдром «замыленного глаза». Если бухгалтеры при совершении каких-то нетипичных и сложных операций советовались по вопросам их налогообложения именно с сотрудниками отдела внутреннего контроля, то впоследствии тем предстоит, по сути, проверять собственную точку зрения. Очевидно, что обнаружить возможное несоответствие налоговому законодательству в таком случае будет затруднительно.

Внешний – проводят сторонние специалисты по договору возмездного оказания услуг.

Преимущества: в исполнители можно выбрать компанию, которая хорошо зарекомендовала себя на рынке налоговых проверок и консалтинга. Это обеспечит высокую результативность, которой может не быть. при проведении налогового аудита собственными силами.

Недостатки:

  • значительная стоимость особенно для компаний с большими оборотами, разветвленной филиальной сетью и сложными операциями (экспорт, операции с ценными бумагами и т.д.);
  • проведение проверок не в постоянном режиме, а от периода к периоду. Выходит, что некоторые ошибки, которые уже были бы предотвращены и исправлены в ходе внутреннего аудита, при выборе внешних контролеров длительное время будут оставаться незамеченными.

2. По объему: комплексный, тематический и структурный

В ходе комплексного аудита контролируется исчисление и уплата всех налогов организации.

Преимущество: не остается областей, которые бы не подвергались проверке.

Недостаток: распыление внимания исполнителей вообще на всё может привести либо к неоправданному увеличению количества человеко-часов работы, либо к снижению глубины проверки по самым проблемным налогам (НДС и налог на прибыль).

На преодоление недостатков комплексной проверки направлен тематический подход, при котором контрольные процедуры коснутся только одного или нескольких налогов. Для организации или индивидуального предпринимателя-заказчика это позволяет порой существенно сэкономить на стоимости услуг аудиторов. Исполнители же получают возможность сосредоточиться на самом главном, не отвлекаясь на несущественное.

Структурный налоговый аудит – симбиоз комплексного и тематического направлений, так как проверке будут подвержены все виды налоговых отчислений, но только в разрезе структурных подразделений компании. А поскольку последние могут не являться плательщиками вообще всех налогов, которые перечисляет головная организация, то очевидно, что объем проверки ограничится лишь некоторыми их видами. Например, если на балансе представительства или филиала нет транспортных средств или недвижимых активов, то не будет транспортного, земельного налогов и налога на имущество.

3. По отношению к требованиям законодательства: инициативный и обязательный

Инициативный . Он проводится по инициативе руководства организации, ведь, как мы упомянули выше, законодательной обязанности проводить подобный аудит нет.

В то же время в рамках обязательного общего аудита финансовой отчетности аудиторы в любом случае подтверждают достоверность оборотов и сальдо, в том числе по счетам бухгалтерского учета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Поэтому если экономический субъект попадает в число тех, кому надлежит ежегодно проходить обязательный аудит, то отчасти налоговая сторона его деятельности становится объектом контрольных процедур. Однако так как в ходе общего аудита применяется выборочный подход к проверке, некоторые важные стороны налогообложения организации могут не попасть в поле зрения аудитора. Значит, ошибки в расчетах налогов и сборов будут пропущены.

Примечание: обязательный аудит проводится в случаях, перечисленных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ.

Этапы и методика проведения налогового аудита

Выделим три основных этапа налогового аудита:

  1. Ознакомительный предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта;
  2. Основной – проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
  3. Заключительный – формированиезаключения и/или отчета по результатам проведения налогового аудита, а также рекомендаций по оптимизации системы налогообложения на предприятии.

Разберем подробнее каждый из этапов.

Этап 1 – ознакомительный

Для того чтобы познакомиться с налоговой системой аудируемого лица, необходимо собрать информацию о ней. Полученные документы позволят не только составить первое впечатление об объекте проверки, но в итоге станут ее основой. Перечень таких документов во многом определяется видом налога и в частности особенностями формирования налоговой базы по нему. В таблице 1 приведены главные информационные источники для налогового аудита.

Собранная информация позволит аудитору на ознакомительном этапе проверки получить ответы на такие вопросы:

1. Какие налоги и сборы платит предприятие и какова налоговая нагрузка на него?

2. Каков уровень организации налогового учета на предприятии с точки зрения:

  • детальной проработки учетной политики для целей налогообложения,
  • качественно организованной системы документооборота,
  • надлежащей автоматизации расчета налоговых платежей,
  • рационального распределения должностных обязанностей в сфере исчисления и уплаты налогов и страховых взносов между подразделениями и ответственными лицами?проводится ли налоговая экспертиза хозяйственных договоров?

3. Не противоречат ли используемые подходы к налоговой оптимизации требованиям законодательства?

4. Проводится ли повышение квалификации сотрудников, ответственных за расчет налогов, с целью минимизации рисков несоблюдения ими измененных нормативно-правовых актов?

5. Как в целом можно оценить систему внутреннего контроля (далее – СВК) организации в части исчисления и уплаты налогов?

Обратите внимание на последний вопрос. В соответствии с пунктом 7 статьи 105.26 НК РФ экономические субъекты обязаны осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни. Его цель сводится, в том числе и к правильности исчисления (удержания), полноте и своевременности уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Чтобы понять, насколько эффективна СВК предприятия, можно провести тестирование. При формировании структуры теста ориентир стоит держать на Приказ ФНС России от 16.06.2017 г. № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».

Файл могут использовать не только внешние, но и внутренние аудиторы предприятия. Если таких нет, то подобную проверку могут провести главный бухгалтер, финансовый директор или иное лицо, ответственное за учетно-экономический блок предприятия. Результатом тестирования будет определение уровня организации СВК в градациях:

  1. начальный
  2. определенный
  3. контролируемый
  4. управляемый
  5. совершенствуемый.

Этап 2 – основной

Общие подходы к методике построения налогового аудита едины. Они определяются самой схемой расчета налога или страхового взноса. Аудитор же просто повторяет все эти этапы, чтобы убедиться в правильности реализации каждого из них.

Проводя налоговый аудит на втором этапе, нужно по каждому перечислению в бюджет и внебюджетные фонды получить ответы на вопросы:

  1. Правильно ли рассчитана налоговая база и имеется ли документальное подтверждение ее расчета?
  2. Верно ли выбрана налоговая ставка и учтены ли все условия для ее применения, указанные в НК РФ?
  3. Обоснованно ли применены налоговые льготы и вычеты? Есть ли документальное подтверждение по ним, если оно требуется в соответствии с законодательством?
  4. Правильно ли сформирована налоговая декларация и соблюдены ли сроки ее сдачи?
  5. Выполнены ли правила для представления уточненных налоговых деклараций, если таковые составлялись?
  6. Своевременно ли произведено перечисление сумм налогов и страховых взносов в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды?
  7. Если организация применяет специальный режим налогообложения, то продолжают ли выполняться условия, при которых это право не будет утрачено?
  8. Нет ли нарушений законодательства при выполнении организацией функций налогового агента?
  9. Несмотря на то, что список вопросов – не столь велик, трудоемкость проверки на втором этапе – очень высока. И чем сложнее налоговая система конкретной организации, чем обширнее перечень ее хозяйственных операций и чем специфичнее они сами, тем больше времени потребуется аудитору для реализации данного этапа.

Наиболее проблемными и вызывающими множество вопросов в процессе исчисления считаются налог на прибыль и НДС. Мы подготовили для вас два чек-листа, используя которые можно убедиться, что:

  • документы, подтверждающие расходы для целей расчета налога на прибыль, соответствуют требованиям НК РФ и поэтому могут быть без проблем приняты в ходе выездной и/или камеральной проверки со стороны ИФНС;
  • вы и ваши контрагенты правильно составляете счета-фактуры, а значит, «входные» суммы НДС будут беспрепятственно приняты
к вычету .

Кроме того, именно по проверке этих двух налогов в начале 2000-х годов были разработаны два очень обстоятельных документа:

  • Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость (одобрено советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, от 21-22.10.2003 г. протокол № 18);
  • Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (утв. Минфином РФ 23.04.2004 г. и одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол № 25 от 22.04.2004 г.).

Конечно, за давностью лет некоторые положения в них утратили свою силу. Тем не менее, приведенные в них подходы к планированию и проведению налогового аудита, а также формы тестов и рабочих документов при условии их актуализации вполне применимы.

Этап 3 – заключительный

Чего в итоге ждут от специалиста, проводившего налоговый аудит в компании?

Во-первых, указаний на ошибки, присутствующие в расчетах налогов и страховых взносов, а также, возможно, помощь в их исправлении.

Во-вторых, рекомендаций о том, как можно легальными способами оптимизировать налоговую нагрузку на предприятие. Например, стоит ли сменить режим налогообложения? Что изменить в учетной политике для целей налогообложения? Разумно ли провести реорганизацию предприятия? Какие моменты стоит внести в текст хозяйственных договоров с контрагентами?

Обобщение такого рода информации – это и есть третий – заключительный – этап налогового аудита. Как и вообще в аудите, результаты проверки контролирующий субъект должен представить, руководствуясь исключительно профессиональным суждением. Будут ли это некие таблицы с возможными расчетами, схемы и матрицы возможных рисков и негативных последствий или простое текстовое описание – решать самому налоговому аудитору.

Организации, подлежащие обязательному аудиту, представляют аудиторское заключение в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (п.п. 1-2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Помимо представления аудиторского заключения в орган государственной статистики сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом (п. 6 ст. 5 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
В налоговые органы аудиторское заключение не представляется.

Какие штрафы предусмотрены за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения?

Отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет (ст. 15.11 КоАП РФ).
Непредставление аудиторского заключения в орган государственной статистики влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3 до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).
Несвоевременное представление сведений о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб. (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ)
Непредставление или представление недостоверных сведений о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. Повторное совершение данного административного правонарушения или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (п.п. 7-8 ст. 14.25 КоАП РФ).

Субъекты финансово-хозяйственной деятельности, рано или поздно, сталкиваются с налоговой проверкой. И к этому мероприятию нужно быть готовым. Чтобы свести к минимуму риск штрафов и взысканий за ошибки в налоговом учете лучшее, что можно сделать – это заказать независимый аудит.

Налоговый аудит – это и есть налоговая проверка, только в этом случае аудитор на вашей стороне и защищает интересы вашей компании.

В ходе проверки отчетности уделяется внимание своевременной уплате налогов в бюджет, проверяется правильность применения льгот, уточняются затратные статьи организации, взаимодействие с нерезидентами, а также анализируются все те вопросы, которые возникнут у инспектора в ходе проверки.

Проведение налогового аудита

В комплекс услуг по аудиту налогового учета организации входят следующие мероприятия:

  • Проверка соблюдения налогового законодательства. Специалист проверяет правильность заполнения первичных документов, соответствие действующему законодательству, грамотное отражение их в регистрах, выполняет проверку правильности уплаты налогов. Аудит отчетности проводится сплошным или выборочным методом.
  • Проверка обоснованности льгот. Аудитор определяет, насколько правомерны налоговые льготы, проверяют наличие подтверждающих документов и то, насколько они соответствуют законодательству.
  • Проверка деклараций. Данный этап предполагает сверку данных регистров и деклараций, сроки представления отчетности в налоговые органы и полноту информации.
  • Оценка налоговой нагрузки. Аудитор оценивает размер нагрузки предприятия по налогам, готовит рекомендации по ее снижению.
  • Поиск налоговых рисков. Специалист оценивает риски организации и дает рекомендации по их уменьшению.
  • Последний этап — предоставление аудиторского отчета.

Самое главное в аудите – выбрать опытного и грамотного аудитора, от которого зависит результат проверки. Внутренний аудит налогов и сборов позволяет выявить ошибки и разработать методы по их устранению.

Все виды налогового аудита от «АВТ Консалтинг»

Как показывает наша практика, польза от аудита в десятки раз превышает затраты на данную услугу. Заказав в юридической компании «АВТ Консалтинг» налоговый аудит предприятия, вы оцените следующие преимущества:

  • Большой опыт и обширная практика в аудите дает нам возможность быть в курсе всех изменений законодательства.
  • Наши юристы имеют высокую квалификацию и богатый стаж за плечами.
  • Если в вашей организации запланирована срочная налоговая проверка, мы выполним срочный заказ, чтобы вы успели подготовиться до ее начала.
  • Гарантируем полную конфиденциальность.
  • Устанавливаем разумные цены на аудит управления налоговыми потоками и другие виды аудита.

Цена налогового аудита компании зависит от числа контрагентов, объема выручки и потребности клиента. Чтобы узнать точную стоимость и заказать услугу, свяжитесь с нами удобным способом. Первичная консультация у нас бесплатна!

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Контрольная среда в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита — это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Для получения представлений о СВК и аудиторском риске необходимо обратиться к МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем», МСА 402 «Аудит субьектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также Федеральным правилом (стандартом) аудита №8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

На контрольную среду влияют ряд факторов:

  • понимание руководством значения налоговой отчетности;
  • готовность к исправлению существенных ошибок;
  • получение консультаций у аудиторов;
  • осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета;
  • распределение ответственности и полномочий на предприятии;
  • проведение внутреннего аудита;
  • наличие должностных инструкций;
  • соблюдение графика составления отчетности;
  • наличие учетной политики в целях налогообложения;
  • соответствие внешней отчетности внутренним отчетам;
  • разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу;
  • наличие СВК на предприятии.

Исходя из опыта проведения аудиторских проверок налоговой отчетности следует, что контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности зависит от ответственности руководства к исполнению обязанностей налогоплательщика, от осведомленности исполнительного органа о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа. Если руководством организации принято решение о создании или совершенствовании СВК, то процесс ее формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  • определение целей СВК;
  • определение основных функций СВК, необходимых для достижения поставленных целей;
  • определение структуры СВК, предусматривающей наличие штатной службы внутреннего аудита;
  • разработка положений, внутренних стандартов и методик, нацеленных на выполнение контрольных функций, эффект от которых будет превышать произведенные затраты;
  • создание схемы взаимодействия службы внутреннего аудита с другими звеньями СВК и системы управления компанией.

Экономическую обоснованность расходов на СВК подтверждают следующие доводы:

  • приобретение услуг по созданию и совершенствованию системы внутреннего контроля необходимо в связи с проведением особенных хозяйственных операций;
  • совершенствование СВК способствует улучшению определенных финансовых показателей организации.

Совершенствование СВК может оказать существенное влияние на:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
  • финансовая устойчивость;
  • своевременность и достоверность финансовой и налоговой отчетности;
  • сохранность имущества и информации;
  • соблюдение норм законодательства, внутренних процедур и регламентов.

Функционирование СВК зависит от соблюдения принципов:

  • принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, то есть внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность;
  • принцип сбалансированности: субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
  • принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях: информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
  • принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности СВК хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
  • принцип постоянства: СВК действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
  • принцип комплексности: весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
  • принцип распределения обязанностей: функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы компании, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При проверке системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

Необходимо соблюдать и контролировать соответствие первичных документов установленным требованиям и следить за обеспечением полной и достоверной информации о хозяйственных операциях в целях налогообложения. Для этого аудитору следует изучить организацию документооборота: существует ли график документооборота; насколько пригоден существующий документооборот для составления аналитических регистров налогового учета и формирования налогооблагаемых показателей; какое место занимают в установленном документообороте Налоговые декларации; учитывает ли существующий документооборот интересы внешних пользователей (органов ФНС). Аудитору следует также убедиться в том, что учетная политика организации не противоречит нормам бухгалтерского и налогового законодательства, разработаны ли формы первичных документов, не предусмотренных Госкомстатом, и технология документооборота; установлен ли список лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Процедуры получения аудиторских доказательств разрабатываются в соответствии с МСА «Аудиторские доказательства» и Федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства». Проводя оценку СВК, следует также получать доказательства в виде тестирования.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно статье 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС РФ, например журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Конечной целью составления налоговых регистров является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налогооблагаемую базу. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

Рекомендации ознакомления с аудируемым лицом содержатся в МСА 310 «Знание бизнеса» и в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности аудируемого лица». Аудитор должен получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность организации. Необходимо изучить отраслевые особенности налогообложения, динамику налогового законодательства за период проверки. Для изучения СВК аудитор запрашивает следующие документы:

  • статистическая отчетность;
  • налоговые декларации;
  • учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учетов;
  • график документооборота.

После предварительного знакомства аудитор составляет мнение об особенностях системы налогообложения организации и приступает к аудиту налоговой отчетности. Цель проверки — выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством. Задача проверки — собрать достаточные аудиторские доказательства о достоверности налоговой отчетности. При этом необходимо соблюдать следующие критерии:

  • существование — наличие по состоянию на определенную дату расхода по налогу и налогового обязательства;
  • возникновение — подтверждение того, что хозяйственные операции, формирующие налогооблагаемые показатели, имели место в течении налогового периода;
  • права и обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства по налогам;
  • полнота — отсутствие неотраженных в налоговой отчетности активов, обязательств, хозяйственных операций или событий, имеющих налоговые последствия;
  • стоимостная оценка — отражение в налоговой отчетности надлежащей стоимости налогооблагаемых показателей;
  • точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответсвующему налоговому периоду;
  • представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание хозяйственной операции, актива или обязательства в соответствии с правилами их отражения в налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Аудиторская организация несет ответственность за правильность и обоснованность своего мнения о достоверности налоговой отчетности.

Для оценки СВК на уровне отчетности небходимы следующие документы:

  • налоговые декларации по налогам;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • учетная и налоговая политики;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • устав;
  • учредительный договор;
  • структура организации аудируемого лица;
  • структура бухгалтерии аудируемого лица;
  • схема и график документооборота;
  • должностные инструкции работников;
  • положение о внутреннем аудите;
  • штатное расписание;
  • инветаризационные описи и ведомости;
  • переписка с налоговыми органами;
  • акты сверок с контрагентами;
  • рабочие планы счетов: бухгалтерских и налоговых;
  • выписки из лицевого счета налогоплательщика по проверяемому налогу;
  • акты проверок налоговых органов.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у организации при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.

Случайные статьи

Вверх