Налог для тунеядцев отменили. Теперь они будут платить полную коммуналку? Всеобщее трудоустройство: в Белоруссии отменили «декрет о тунеядцах

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» никто не собирался «спускать на тормозах». Напротив, готовится его новая редакция, предусматривающая гораздо более широкий контроль за занятостью и доходами населения, чем в первоначальном варианте. Эти вопросы обсуждались на совещании у Президента Беларуси 3 августа по итогам доклада о демографической ситуации и содействии занятости населения.

Власти осознают роль человеческого капитала и надеются сохранить и увеличить динамику прироста населения. Правда, пока она оставляет желать лучшего: на 1 июля 2017 г. в республике проживало всего 9495,5 тыс. человек - почти на 682 тыс. меньше, чем на начало 1996 г. Хотя в 2014-2016 гг. наблюдалось некоторое улуч-шение, в текущем году снова начался спад. Однако Президент уверен, что Беларусь может прокормить 20 млн. человек, а для начал нужно достичь 15 млн. населения. «Это экономическая безопасность нашей страны, мощь нашего государства, а она всегда в людях », - сказал Александр Лукашенко.

В этом вопросе государство обязано действовать на опережение, прогнозировать будущие процессы и вовремя на них реагировать. «Создание условий для стимулирования рождаемости, обеспечение людей работой, рост их благосостояния - основные правительст-венные задачи, задачи местных органов власти, которые надо решать. За решение этих социальных вопросов спрос жесточайший с любого чиновника», - заявил Президент.

Второй, не менее важный вопрос - содействие занятости населения. «Каждый, кто хочет работать, должен иметь такую возможность. Поэтому органам власти нужно оказывать помощь всем, кто в этом нуждается. Активно налаживать переобучение граждан, содействовать им в организации своего дела», - заявил глава государства. Основной тезис властей: «каждый, кто хочет работать, должен иметь работу, и он в нашей стране ее имеет».

Для реализации такой кон-цепции важным инструментом по-прежнему остается Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Новая его редакция должна быть готова к октябрю текущего года.

Волна протестов против декрета не заставила власти изменить свое мнение. «Об-щество должно знать, что никакой отмены декрета быть не может , - заявил Президент. - Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тыс. мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тыс. где? Поэтому Декрет № 3 - это 300 тыс. тех, кто дол-жен работать, но не работает. И мы их должны заставить работать. Вот и вся идеология ».

По мнению Президента, местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на мес-тах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения дан-ной проблемы. Активное учас-тие в разработке новой редакции декрета, наряду с правительством, должны принять и депутаты. «Устраняться от этой проблемы депутату нельзя », - заявил глава государства.

Интересно, что до недавних пор, разработка и принятие указов и декретов обычно вполне обходились без участия парламентариев. Но, оказывается, это тоже «их хлеб» - наверное, на случай, если придется объясняться с населением.

Новым подходом по стимулированию занятости населения станет реализация норм новой редакции Декрета № 3 силами местных органов влас-ти. Правительство также пред-лагает реализовать принцип «не работаешь - платишь за услуги». Предполагается, что трудоспособные граждане, которые не заняты в экономике, будут оплачивать субсидируемые за счет госбюджета услуги по стоимости, обеспечивающей возмещение затрат на их оказание.

Теперь изучаются все варианты, по которым могла бы строиться работа в этом направлении. Также в правительстве разрабатывают перечень таких услуг. Для реализации новых подходов создается Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система. Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич после совещания у главы государства пояснила, что к концу 2018 г. все граждане страны должны получить ID-карты, позволяющие определять, платит ли человек налоги и отчисления в ФСЗН. Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут платить за те услуги, которые финансируются государством. Если человек не работает, «то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять услуги», сообщила министр.

Поскольку Президент под-держал такую концепцию, остается доработать новую редакцию Декрета № 3, а также как можно быстрее разработать интегрированную сервисно--рас-четную систему, которая будет охватывать различные сферы жизни общества. При этом реализацию норм нового дек-рета предполагается передать в компетенцию местных органов власти. Именно им в недалеком будущем придется раз-бираться с недовольством населения, оценивать, кто и по какой причине оказался в «труд-ной жизненной ситуации» и можно ли ему чем-либо помочь.

Таким образом, власти отнюдь не намерены «спускать на тормозах» Декрет № 3, как надеялись иные граждане. Напротив, чиновники собираются извлечь кое-какие уроки из весенних событий и взыскивать с неработающего по раз-ным причинам населения деньги более эффективно на качественно новом уровне. Надо полагать, разработчики и авторы проекта заранее уверены, что их детище не будет противоречить нормам Конституции, гарантирующим белорусам право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования (ст. 49). Правда, во многих странах имеются подобные системы, например, обязательное страхование здоровья в Литве. Но одновременно там имеется целый ряд других механизмов, например, пособие по безработице, на которое человек может прожить. К тому же в ЕС, США и постсоветских странах государство не объявляло себя «социальным» и не воспитывало в населении годами патерналистские на-строения. Так что теперь нам придется заплатить не столько за социальные услуги, сколько за избавление от иллюзий.

Обратим внимание еще на одну деталь. На совещании говорилось не только о демографии, занятости и оплате социальных услуг. Также поднимались темы декларирования доходов и имущества и уклонения от уплаты налогов. Принято решение уделить этим вопросам большее внимание. Это стоит сделать и гражданам, которые в азарте обсуждения «налога на тунеядцев» не обратили внимания на пункт 15 Декрета № 3. Между тем в нем предусмотрено, что в целях установления граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде, налоговые органы вправе осуществлять контроль за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан. Если налоговики установят, что кто-то живет не по легальным средствам, т.е. его расходы превышают доходы, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов, либо факт получения дохода не подтверждается, то гражданину будет направлено письменное требование о даче пояснений об источниках доходов. Если пояснения не будут даны в установленный 30- дневный срок или их содержание окажется неубедительным, гражданину придется уплатить налог с суммы превышения расходов над доходами.

Инструкция о порядке осуществления контроля за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе, утв. постановлением МНС от 31.08.2015 № 22, и новая редакция Закона «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» открывают широкие воз-можности для выявления лиц, живущих не по средствам, и взыскания с них налогов. Это могло бы пополнить казну куда существеннее, чем пресловутый «налог на тунеядцев», если, конечно, контролирующие ор-ганы всерьез начнут использовать эти механизмы. Правда, тогда, скорее всего, окажутся затронутыми интересы не без-работных и домохозяек, а весьма важных, возможно, даже влиятельных особ. Но у них-то деньги на уплату налогов как раз имеются.


Подробнее на сайте Экономической газеты:

Выплаты по декрету №1 могут быть больше, чем по декрету №3.

В четверг вечером пресс-служба Лукашенко сообщила, что он подписал декрет №1. Суть его, по словам министра труда Ирины Костевич, - содействовать трудоустройству граждан. Фактически декрет отменяет известный «налог на тунеядство». Но грустная новость в том, что платить им все же придется. Будет ли эта сумма меньше суммы налога? В этом вопросе разбиралось издание onliner.by .

Что произошло?

Был декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Согласно этому декрету, лица, которые отработали в год меньше 183 дней, должны были уплатить своеобразный «налог на тунеядство», или, как его называли чиновники, «сбор на финансирование госрасходов». Он составлял 20 базовых величин (на тот момент 360 рублей). Министерство по налогам и сборам подсчитало, что в стране 440 тыс. «тунеядцев». Правда, уплатили сбор только 10% от всех. Остальные упорно сопротивлялись, митинговали, судились и возмущались.


В марте прошлого года президент заявил, что декрет отложили на год, «тунеядцам» разрешили пока не платить налог, но сам налог не отменили. Президент поручил разработать поправки в декрет. Создали специальную комиссию, Министерство труда внесло поправки - список «тунеядцев» сократили. Президент попросил передать местным органам власти «полномочия и рычаги воздействия» для решения ситуации. Обсуждение шло вплоть до осени прошлого года, а в октябре обновленный декрет №3 уже представили президенту. Текста обновленного документа общественности не показали. Главные идеи, которые исходили от чиновников: никакой отмены сбора не будет, нужно заставить тех, кто может, но не хочет работать, «тунеядцы» должны будут заплатить 100% от «тех затрат, которые сегодня льготируются со стороны государства». Также тогда стало известно, что декрет изменит название и станет декретом «По содействию занятости».

В декабре прошлого года вице-премьер Василий Жарко заявил, что обновленный декрет №3 вступит в силу с 1 января 2019 года. А 25 января стало известно, что президент подписал уже декрет №1 с названием «По содействию занятости».


Что теперь будет?

Как объяснила БЕЛТА министр труда Ирина Костевич, декрет предусматривает, что трудоспособные белорусы, которые не заняты в экономике, будут оплачивать услуги по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. Норма вступает в силу с 1 января будущего года.

Таким образом, у человека есть практически год, чтобы определить свой статус и при желании поменять его, - добавила министр.

Так что, декрет №3 все-таки отменили?

По сути, новый декрет освобождает «тунеядцев» от уплаты сбора на финансирование госрасходов. Неизвестно, остается ли старая норма о том, что «тунеядцами» признаются те, кто работал меньше 183 дней в году. По крайней мере на данный момент пресс-служба президента не сообщила о том, что она отменена.


Какие услуги будут оплачивать «тунеядцы»?

Перечень услуг и порядок расчета правительство должно определить до 1 апреля нынешнего года. Пока неясно, будут ли тунеядцы оплачивать расходы на милицию, чиновников, военных и остальные расходы, на которые идут деньги налогоплательщиков.

Как будут определять, кто должен платить, а кто нет?

По словам министра труда, будут формироваться некие базы данных трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, не занятых в экономике. Формировать их будет правительство. Они должны определить перечень категорий граждан в месячный срок.

В ближайшее время правительство определит порядок формирования и ведения базы. Предполагается, что механизм формирования будет двухуровневым. На первом этапе на республиканском уровне будет формироваться основная база данных на основе республиканских информационных ресурсов. Второй этап, местный уровень - корректировка основной базы местными органами с учетом имеющихся у них информационных ресурсов и иной информации.


Сведения из базы данных будут использоваться на местах в первую очередь для оказания содействия неработающим гражданам в трудоустройстве. По результатам этой работы местные органы и будут решать вопрос о предоставлении конкретному человеку услуг с возмещением затрат, - отметила Костевич.

Напомним, в прошлом году Министерство труда предлагало ввести для всех ID-карты, чтобы точно отслеживать, работает человек или нет.

Так тунеядцам теперь больше выгоды или нет?

Все зависит от того, какие услуги правительство включит в перечень и по каким критериям будет считать. Для сравнения, только расходы на медицину в Минске на 2018 год запланированы в расчете 400 рублей на человека. Если правительство решит отталкиваться от этой суммы, то только оплата этой одной позиции будет сопоставима с «налогом на тунеядство» (20 базовых на данный момент - это 460 рублей). Если сюда добавится оплата 100% коммунальных услуг и проезда в общественном транспорте, то сумма будет намного больше.


Я езжу на своем авто, хожу в частные медицинские центры и за «коммуналку» и так плачу 100% - можно будет вычесть все это?

Пока информации о том, как будут рассчитывать оплату услуг для «тунеядцев», нет, этот вопрос остается открытым.


Документ был опубликован в четверг, 25 января, и сразу вступил в силу. Он отменил налог на тунеядство (официально - сбор на финансирование государственных расходов), но ввел другое денежное наказание для тех, кто не хочет работать. С 1 января 2019 года тунеядцам придется полностью оплачивать некоторые услуги, которые для остальных субсидирует государство.

«Комсомолка» нашла ответы на наивные вопросы о документе.

Зачем нужен новый декрет?

Год назад Александр Лукашенко приостановил действие декрета о тунеядстве и поручил его доработать. Теперь чиновники подчеркивают: декрет №1 - это не «работа над ошибками», а принципиально новый документ. Его цель - помочь найти работу всем, кто этого хочет.

Декрет нацелен на максимальное содействие гражданам в трудоустройстве, обеспечение их легальной занятостью, и основан на принципе социальной справедливости и участия всех граждан в жизни общества, - рассказал на пресс-конференции первый замминистра труда и соцзащиты Андрей Лобович .

Теперь государство будет каждый год определять, в каких регионах хуже всего с работой. Туда направят дополнительные деньги на консультации безработных, переобучение, организацию оплачиваемых общественных работ и так далее.

Следить за выполнением требований декрета будут постоянные комиссии при исполкомах, в которые войдут депутаты, представители органов по труду, МВД , ЖКХ , общественных организаций. Эти же комиссии будут решать вопросы, связанные с тунеядцами: например, разбираться, почему люди в трудоспособном возрасте нигде не работают.

Получается, налог на тунеядство отменили?

Да. Но неработающих все равно накажут рублем.

Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут оплачивать услуги, определяемые Совмином, по ценам и тарифами, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, - сообщил Андрей Лобович.

Проще говоря, тунеядцам придется по полной платить за услуги, с оплатой которых остальным помогает государство. Раньше тунеядцам нужно было платить сбор на финансирование госрасходов, а теперь они будут финансировать госрасходы напрямую. Разница - в сумме. Сбор был фиксированным - 20 базовых величин (сейчас это 490 рублей). С 2019 года у каждого будет своя сумма, которая может получиться как больше, так и меньше.

Что тунеядцы будут оплачивать полностью?

Пока неизвестно, перечень Совмин определит до 1 апреля. Но среди услуг, которые субсидирует государство, - медицина, образование, коммуналка, общественный транспорт…

Во время обсуждения декрета речь шла только о жилищно-коммунальных услугах, - уточнила Тамара Красовская , председатель постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам.

Актуальна ли эта мера, если учитывать, что правительство планирует выход на стопроцентную оплату коммуналки для всех?

Это решение будет приниматься только правительством. Мы поработаем в регионах, будем советоваться с людьми и видеть, как это будет работать на практике. (…) Сегодня трудно и преждевременно говорить, какой это будет перечень услуг, - ответила Тамара Красовская.

Если в квартире живут неработающий и работающий человек, как неработающий будет оплачивать «свою» полную коммуналку?

На этот вопрос ответа пока нет. При этом чиновники заверили, что сохранится механизм «сложных жизненных ситуаций», который появился во времена первого декрета. То есть человек сможет обратиться в комиссию при исполкоме и попросить освободить его от финансирования госрасходов. А теперь это смогут сделать еще и члены его семьи. Судя по всему, в представлении чиновников это выглядит как-то так: работающая жена неработающего мужа сможет прийти в комиссию, рассказать об их (или его) тяжелой жизненной ситуации и попросить разрешения не платить полную коммуналку.

Заявление могут оставить члены семьи, проживающие с гражданином, который не участвует в экономике. Придет мама и скажет: у меня социальная проблема в семье, сын не хочет работать, - привела пример Тамара Красовская. - Это еще один ключевой момент, для чего создаются комиссии: не только для содействия занятости, но и для того, чтобы увидеть, в какой ситуации живет семья. Определить, почему человек пьет, почему не работает, подключить другие органы. (…) Например, есть люди, которые скрывают, что у них мама или папа болеют тяжелыми онкологическими заболеваниями, и они ухаживали за ними целый год. Поэтому комиссия будет принимать решение, что человек оказался в трудной жизненной ситуации.

Как тунеядец узнает, что он тунеядец?

Раньше извещения об уплате сбора приходили заказным письмом, было разослано более 470 тысяч таких посланий. Что теперь?

Граждане узнают об этом от местных органов власти. Задача местных органов власти - дойти до каждого, кто потенциально попадет в эти списки, и оказать им содействие, предложить свои услуги в трудоустройстве, - сказал Андрей Лобович.

Напомним, в предыдущем декрете тунеядцами считались люди, которые за год проработали меньше 183 дней. Были исключения: пенсионеры, студенты, солдаты-срочники, декретницы, те, кто живет за границей, и так далее. Кому теперь придется полностью оплачивать услуги, тоже решат до 1 апреля.

Как будут выявлять тех, кто может, но не хочет работать?

Как и в прошлый раз, правительство хочет создать специальную базу, в которую попадут все неработающие белорусы трудоспособного возраста. Составят ее в два этапа. Сначала - на уровне страны на основе республиканских информационных источников (например, данных того же Фонда соцзащиты). Потом отфильтруют на местном уровне.

В прошлый раз база, прямо скажем, не удалась. Тысячам людей извещения приходили по ошибке.

Потому мы и предлагаем двухуровневое формирование этих баз. Местные органы власти знают людей, которые живут на их территории, имеют больше возможностей дойти до каждого человека, выяснить, чем он занимается. Только после отработки на местах будут формироваться и утверждаться списки, чтобы исключить моменты, которые были, - ответил Андрей Лобович.

Увеличится ли пособие по безработице?

Сейчас пособие по безработице не может быть больше 49 рублей (2 базовые величины). В правительстве не раз обещали увеличить его хотя бы до бюджета прожиточного минимума (сейчас это 197 руб. 81 коп.) или даже ввести страхование от безработицы. Но в новом декрете пособия решили не трогать.

Пока эти меры признаны преждевременными, и вопрос увеличения размера пособий по безработице правительством не рассматривается, - рассказал Андрей Лобович.

9 марта президент Беларуси Александр Лукашенко перенес срок уплаты «налога на тунеядство» на год.

Он обещал, что декрет о налоге, которым облагаются те, кто официально работал менее 6 месяцев в году, будет скорректирован, но не отменен, сообщает “Белта ”.

«В течение марта, если нужно, нам надо подкорректировать этот декрет. Но декрет отменяться не будет. Передайте прежде всего чиновникам, что он будет исполняться с теми корректировками, о которых я сказал», — заявил белорусский лидер.

Он поручил к 1 апреля определить списки тех, кто должен вносить платежи на основании декрета о “тунеядстве”.

«В 2016 году определенное количество (это тысячи людей), не оспаривая, внесли платежи. Сегодня я снимаю требование, чтобы все, кого мы вычленим за первый квартал, платили эти деньги. Не будем за 2016 год взимать эти деньги с тех, кто должен платить. А те, кто заплатил, те в 2017-м не будут платить. Если они будут работать в 2017 году, мы должны по их требованию вернуть эти деньги», — пояснил Лукашенко.

Таким образом Лукашенко отреагировал на многочисленные акции протеста против налога, который затронул около 8% всех трудоспособных граждан страны.

Белорусский экономист Владимир Ковалкин считает, что введение налога было большой ошибкой, которая еще и психологически плохо воспринималась людьми, пишет “Медуза ”.

“То, что декрет - это одна большая сплошная ошибка, было понятно всем уже на этапе его придумывания. Уже тогда независимые экономисты и эксперты проводили его анализ и называли документ нарушающим сразу несколько статей Конституции, в которой, например, сказано, что человек имеет право на труд, но нет ни слова о том, что он обязан трудиться… Что касается экономической части этого декрета: пытаться обложить налогом безработных людей - это по крайней мере странно, хотя бы потому, что у них просто нет дохода, с которого они могли бы уплачивать этот налог”, — сказал Ковалкин.

Власти хотели ударить по черному и серому рынкам, по тем людям, которые вроде бы занимаются предпринимательской деятельностью, но никак не оформляются и не платят налоги, а ударили по незащищенным слоям населения, к примеру, матерям, сидящим дома с детьми.

“Кроме того, сама формулировка, прописанная в декрете, людей сильно оскорбляет. Одно дело, когда ты уклоняешься от налогов - это еще куда ни шло, а тут, оказывается, жил ты, работал, платил налоги, а потом вдруг остался без работы - и внезапно стал тунеядцем. И всем плевать, что ты 10-15 лет трудился и честно платил высокие налоги. Тебя обложат дополнительным штрафом, да еще и назовут нехорошим словом”, — подытожил экономист.

В 2015 году президент Беларуси Александр . В соответствии с декретом, неработающие в течение полугода граждане Беларуси должны раз в год платить налог, размер которого составляет 20 базовых величин (одна базовая величина - чуть больше $10).

Этот закон привел к .

Которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения. Об этом сообщает пресс-служба президента.

В этих целях Декретом на Правительство возлагаются задачи по установлению прогнозных показателей в области содействия занятости населения и перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, осуществлению мониторинга, оценки качества и доступности услуг в области содействия занятости населения.

В свою очередь местные органы власти будут обеспечивать индивидуальную работу с гражданами на местах при проведении работы по их трудоустройству и ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Кроме того, областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетовна реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.

В новый Декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Декретом предусмотрен концептуально иной подход, направленный на стимулирование трудоспособных неработающих граждан к легальной занятости. Предусмотрено, что с 1 января 2019 года такие лица будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости. Конкретный перечень таких услуг поручено определить Правительству.

Ключевая роль в организации работы по выполнению норм Декрета отведена местным органам власти. Для этого предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий, основными задачами которых являются содействие гражданам в трудоустройстве.

В состав комиссий будут включаться депутаты всех уровней, специалисты местных органов власти, а также представители общественных объединений. Возглавлять комиссии, создаваемые на районном уровне, будут, как правило, председатели Советов депутатов.

Декрет предоставляет комиссиям широкие полномочия, в том числе по принятию решений об освобождении на определенное время трудоспособных граждан, не занятых в экономике, от обязанности оплачивать услуги по полной стоимости при наличии у них трудной жизненной ситуации.

Для реализации Декрета Правительством будет принят ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчета платы за эти услуги и другие вопросы.

Кроме того, предусматривается принятие Правительством мер, направленных на активизацию профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни; деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению сокрытых доходов физических лиц.

Декрет вступает в силу после его официального опубликования.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.

Случайные статьи

Вверх