Конспект урока и презентация по обществознанию на тему "экономическая культура". Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Экономическая свобода и социальная ответственность презентация

1)Экономическая свобода и её границы: исторический аспект:

2)Социальная ответственность: в чём она проявляется?

Выполнениенравственногодолга;

Соблюдение законов;

Обеспечение экологической безопасности;

Повышение уровня образования и культуры.

3)Экономическая свобода и социальная ответственность в современном мире:

Принцип«ничегосверхмеры»

Регламентация законом и традицией прав собственника

Сознательное выполнение морально-правовых требований

Изменение отношения предпринимателей к окружающей среде: устойчивое развитие.

Основные типы экономических систем

1) Понятиеобэкономическойсистеме.

2) Основные типы экономических систем:

а) традиционная;

б) рыночная (классический рынок);

в) плановая (командная);

г) смешанная(социально-ориентированныйрынок).

3) Основные отличия между экономическими системами:

а) формы собственности на средства производства;

б) механизмы, способы регулирования экономических отношений.

4)Экономика как система общественного производства

А)материальноепроизводство

Б) нематериальное(духовное) производство

5) Особенности экономической системы и перспективы ее развития современной России

Государство в рыночной экономике

1. Рынокиегофункции

а) регулирование производства и потребления б) информационная

в) санирующая

г) посредническаяидр.

2. Сильные и слабые стороны рынка

3. Экономические функции любого государства а) производство общественных благ

б) фискальная

в) установлениеправовыхрамокэкономическойдеятельности

4. Функции государства в условиях рынка

Фирма в экономике

1 Понятие фирма

2 виды фирмы

ачастныекоммерческиепредприятия

б частные не коммерческие предприятия в Государственные предприятия

г смешанные (частно-госуд.) предприятия

3 цели деятельности фирмы

4 организационно-правовыеформыпредприятия

а полное товарищество

б товарищество не вере(командное)

в общество с ограниченной ответственностью

г общество с дополнительной ответственностью д акцизное общество


5 внутренние и внешние ресурсы фирмы

6 Фирма в условии рыночной конкуренции

7 затраты фирмы

8 видыприбылифирмы:

А)бухгалтерская

Б)экономическая

Место информации в современной экономике.

1) Экономика: понятие, значение для общественного развития.

2) Историческиеступениразвитияэкономическихотношений:

а) традиционная (аграрная) экономика;

б) экономика индустриального общества;

в) экономика постиндустриального (информационного) общества.

3) Факторы производства в современной экономике:

а) капитал;

в) трудовые ресурсы;

г) предпринимательские способности;

д) информация.

4) Значениеинформациивсовременныхэкономическихотношениях:

а) "ноу-хау";

б) информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);

в) патентоведение.

5) Обмен опытом, знаниями, информацией в условиях глобализации экономики.

Деньги. Инфляция

1. Понятие денег.

2. Виды денег:

Натуральные;

Бумажные;

Электронные.

3. Функции денег:

Мера стоимости;

Средствообмена(обращения);

Средство платежа;

Средство накопления;

Мировые деньги.

4. Закон денежного обращения

5. Понятиеивидыинфляции:

Умеренная;

Галопирующая;

Гиперинфляция.

6. Социально-экономические последствия инфляции.

7. Антиинфляционнаяполитика.

Фирма как субъект рыночной экономики

1. понятие фирма

2. классификация фирм по размеру:

а) мелкие б)средние в)крупные

г)крупнейшие (монополии)

3. признаки фирмы:

а)создание и реализация продуктов и услуг б)фирма – производственный кооператив


в)получение прибыли

4. формы гражданского имущества согласно кодексу РФ

а)фирма – собственник имущества

б)фирмаимеетимуществовхозяйственномведении

в)имущество находится в оперативном управлении фирмы

5. цели деятельности фирмы: а)увеличение объема продаж б)достижение более высоких темпов роста в)увеличение доли рынка

г)увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу

6. значение фирм в современной рыночной экономике

Понятие и механизм рынка

1. понятие о рынке

2. спросипредложениекакосноварыночногомеханизма, законспросаипредложения

а)понятие и виды конкуренции: б)внутриотраслевая в)межотраслевая

г)ценовая д)неценовая е)совершенная ж)несовершенная

3. функции рынка а)информационная б)посредническая в)контролирующая г)ценообразующая

4. виды рынков а)конкурентный

б) монополистическаяконкуренция

в) монополия г) монопсония д) олигополия

5. достоинстваинедостаткирыночногомеханизмавсовременномроссийскомобществе

Конкуренция

1.Понятие Конкуренции.

2. 2вида: а)ценовая. Б)неценовая.

3. 4 вида рыночной структуры. а)Совершенная.

Б)Монополия. В)Олигархия. Г)Монополистическая-

1.чистая монополия.

2.абсолютная монополия.

3. Монопсония.

4.Конкуренция в России, сегодня.

«Основные проблемы экономики» - Потребность. Модель КПВ. Принцип максимума. Фундаментальные проблемы экономики. Оценка альтернативной стоимости. Кривая производственных возможностей. Ресурсы. Блага. Введение в экономику. Экономическая эффективность. Количество. Основные проблемы экономики. Экономическая наука. Возрастание альтернативных издержек.

««Экономика» 5 класс» - Что человеку нужно для жизни. Хозяин. Закон. Примеры натурального типа хозяйства. Типы хозяйства. Рабочая тетрадь. Работник. Девиз. Аристотель. Хозяйство. Экономические отношения. Экономические интересы. Экономика.

«Человек и экономика» - Экономика как сфера деятельности людей. Основные проявления экономики. Бизнес (предпринимательство) – экономическая деятельность. Мастерство работника складывается из специальных знаний, умений. Виды бизнеса. Формы бизнеса. Виды и формы бизнеса. Экономика и ее основные участники. Основные участники экономики.

«Экономическая сфера жизни» - Современная рыночная экономика. Основные типы экономических систем. Экономическая наука. Рынок. Поведение участников рынка. Экономическая сфера. Измерители экономической деятельности. Наука и хозяйство. Экономическая культура. Производство. Основные понятия. Экономическое содержание. Необходимость и целесообразность экономики.

«Экономика: наука и хозяйство» - Главная проблема экономики. Натуральное хозяйство. Расположите слова в последовательности. Упражнение. Обмен. Валовый национальный продукт. Экономика и экономическая деятельность. Сущность экономической деятельности. Экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов. Экономика: наука и хозяйство.

«Предмет экономики» - Много рецептов экономического благоразумия. Фото учащегося, задумчиво глядящего вверх. Как работают экономические весы. Необходимо стремиться к предотвращению конфликтов. Экономика – очаровывающая наука. Не следует создавать препятствия для работы рыночных механизмов. Необходимо устранять препятствия.

Всего в теме 25 презентаций

Конспект 76 «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ».

Что такое предпринимательская деятельность? В соответствии с российским законодательством, под предпринимательской деятельностью понимается инициативная деятельность отдельных граждан или их объединений, которая направлена на создание чего-либо нового, обладающего ценностью, и осуществляется с целью извлечения прибыли на их собственный риск и под их материальную ответственность. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 34), каждый гражданин имеет право на предпринимательскую деятельность, если она не вступает в противоречие с законодательством. Другими словами, право на предпринимательскую деятельность является неотъемлемым правом любого гражданина.

Субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный человек, так и объединение людей – организация или предприятие. Отдельного человека, занимающегося предпринимательской деятельности, в России называют индивидуальным предпринимателем, предприятие или организацию − юридическим лицом. При этом между индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом с точки зрения закона особой разницы нет. Юридическое лицо, будучи признано таковым, с точки зрения закона имеет определенное имущество и обладает правами и обязанностями, а также может выступать в суде в качестве истца или ответчика. Понятно, что всеми этими признаками обладает и любой индивидуальный предприниматель. Следовательно, юридическое лицо оказывается полноценным субъектом экономической деятельности. Что касается реального распределения функций, то оно определяется уставом и − иногда − также учредительным договором. Участвуя в деятельности юридического лица, каждый работник организации выступает от ее имени (хотя, конечно, это не отменяет его персональной ответственности в случае, если он совершит правонарушение).

Основное право каждого предпринимателя − свободно осуществлять любую, не запрещенную законом деятельность. Предпринимателям ставятся равные условия осуществления соответствующей деятельности. Им гарантируется равное право доступа на рынок, к материальным, трудовым, природным и информационным ресурсам, что отражает важнейший принцип рыночной экономики.

Определенный вид деятельности является специфическим, требует разрешения и осуществляется государственными органами (производство оружия, боеприпасов, наркотических, взрывчатых, сильнодействующих и ядовитых веществ; посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества; переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов; производство табачных изделий и т.п.). В отдельных случаях деятельность должна осуществляться только на основании лицензии (образовательная, банковская, строительная и т.п.).

В американской экономической литературе предпринимательство характеризуется как попытка придумать и сделать что-то новое или улучшить уже существующее, как готовность добровольно взять на себя риск, связанный с реализацией новых идей.

Однако далеко не каждый может успешно заниматься предпринимательской деятельностью. В условиях рыночной экономики человек старается правильно определить свои сильные и слабые стороны, профессиональные способности, умственное развитие и другие качества, необходимые предпринимательской деятельности.

Важнейшим качеством людей, занимающихся бизнесом, является независимость экономического мышления, самостоятельность в суждениях и принятии решений.

Но не всякая деятельность, позволяющая "делать деньги", является бизнесом. Жулик и мошенник тоже "добывают деньги", но население и государство в цивилизованных странах эти действия не воспринимают как бизнес. Деятельность делового человека (бизнесмена) исключает жульничество, в противном случае с таким партнером никто не захочет иметь дело.

Пожалуй, наиболее сильным мотивом к производственной деятельности для любого человека и предприятия является получение прибыли. В обычном языке это слово употребляется для обозначения заработанных в результате какой-то операции денег. Прибыль необходима, поскольку без прибыли нельзя выплачивать заработную плату, а следовательно, никто не захочет работать. Кроме того, перед предприятием могут стоять и более глобальные цели, например, развитие производства и увеличение его объемов. А это также предполагает затраты. Следовательно, без денежных средств любое развитие оказывается лишь смелым проектом, который невозможно воплотить в жизнь.

Чтобы понять, что такое прибыль, сначала необходимо остановиться на том, как складывается цена на товар или услугу. Конечно, она напрямую зависит от спроса и предложения. Однако если бы она определялась лишь этими факторами, то все было бы слишком просто. Любое производство предполагает затраты. А следовательно, цена на товар или услугу не может быть ниже, чем те деньги, которые были затрачены на их производство. Никто не станет работать без прибыли, а тем более − себе в убыток. Затраты на производство в экономике называют издержками.

Понятие издержек производства тесно связано с факторами производства. Основными факторами производства являются труд, земля и капитал. Издержки производства − это затраты производителя на факторы производства. Так, ни один товар не может быть произведен, если людям, участвующим в производстве, не будет выплачена заработная плата, которая, как известно, и является ценой труда. Кроме того, в большинстве случаев производство товара или услуги предполагает приобретение сырья, оборудования, энергии и т.д. Особо выделяют также издержки обращения, то есть затраты, на которые приходится идти в процессе сбыта товара (например, затраты на транспортировку, хранение и т.д.).

Теперь можно дать и определение прибыли. Прибыль − это часть дохода предприятия, которая превышает сумму издержек производства и обращения. Соответственно, если деятельность предприятия не приносит прибыли, говорят, что это предприятие убыточно.

Прибыль в обыденном смысле слова, то есть доход предпринимателя, который тот может "положить себе в карман" и использовать по своему усмотрению, никогда не является просто суммой, полученной в результате вычитания из дохода издержек производства и обращения.

Прежде всего, следует различать совокупную и чистую прибыль. Совокупная прибыль – это доход предприятия минус издержки производства и обращения. Совокупная прибыль включает в себя также налоги, которые должен перечислить государству предприниматель, арендную плату и прочие обязательные платежи. После уплаты этих обязательных платежей у предпринимателя остается чистая прибыль, то есть те деньги, которыми предприниматель уже может распоряжаться по своему усмотрению.

Однако и чистая прибыль не является "заработной платой" предпринимателя. Дело в том, что перед ним стоят задачи расширения и совершенствования производства; для настоящего предпринимателя, который не гонится за сиюминутной личной выгодой, эти задачи оказываются личными потребностями: его дело – это его дело, часть его жизни. Поэтому часть средств направляется как на текущие, так и на будущие нужды предприятия. Деньги на будущие нужды предприятия составляют накопительный фонд; эти деньги могут быть в дальнейшем использованы для расширения производства, внедрения новых технологий, приобретения нового оборудования и т.д. В текущие нужды предприятия входят забота о работниках (например, мероприятия по повышению их квалификации, социальная защита, медицинское обслуживание, обеспечение досуга и отдыха и даже подарки ко дню рождения), охрана окружающей среды.

Кроме того, если предприятие представляет собой акционерное общество, предприниматель обязан выплатить владельцам акций дивиденд, то есть определенный процент от прибыли. Предприниматель обладает определенной свободой в определении размера дивиденда. Однако он не может уменьшать его, так как это может отвлечь от его предприятия интерес как реальных, так и потенциальных акционеров: никто не станет держать акции предприятия, если они не приносят прибыли.

И только оставшиеся деньги являются чистым доходом предпринимателя, которые он может тратить на свои собственные нужды.

Перед предпринимателем стоит важная и сложная задача: он должен распределить денежные средства между накопительным фондом, расходами на текущие нужды, дивидендом акционеров и собственным доходом в максимальной степени рационально. От этого напрямую зависит успешность его предприятия. Дело в том, что при недостаточных накоплениях производительность, а следовательно, и прибыль предприятия будут постепенно снижаться. С другой стороны, слишком активные отчисления в накопительный фонд могут привести к снижению трат на текущие нужды, а это непременно приведет к ухудшению атмосферы на предприятии и даже к протесту со стороны работников.

Каждый человек в процессе своей жизни вступает с другими людьми в различные экономические отношения – исполняя роль покупателя, продавца, производителя, наемного работника, потребителя и.т.д. Ни одну экономическую систему, даже систему свободной рыночной конкуренции, нельзя назвать абсолютно свободной, поскольку она не может работать без вмешательства государства.

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они берут на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии: перераспределение общественных доходов, регулирование рынка рабочей силы, оказание материальной поддержки тем людям, которые не по своей воле утратили рабочие места и не сумели найти себе другого места работы. Заботятся государства и о занятых, устанавливая для них минимальный уровень заработной платы, т.е. такой уровень, который бы позволил им выжить.

Правовые методы государственного регулирования экономической жизни заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий −монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Также правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

Вопросы и задания

    Что такое предпринимательская деятельность?

    Кто такой индивидуальный предприниматель?

    Что означает выражение "юридическое лицо"?

    Каково основное право каждого предпринимателя? Какие предоставляются гарантии государством предпринимателям? Какие виды деятельности осуществляется только государственными органами?

    Какими качествами, по-вашему мнению, должен обладать предприниматель?

    В чем состоит социальная ответственность и этика бизнеса?

    Что такое издержки? Из чего они складываются?

    Что такое прибыль?

    Какие виды прибыли вы знаете? Как происходит распределение прибыли?

    Какую роль выполняет государство при рыночной экономике? В чем заключаются его правовые методы регулирования экономики?

    Представьте, что вы открываете собственное предприятие. Какие экономические связи и с кем пришлось бы вам установить? Какие профессиональные знания и умения вам потребуются?

Свобода в представлении людей, к ней не привыкших, обычно означает вседозволенность. Отсутствие запретов они понимают как возможность ни в чем себя не ограничивать. Хотя свобода, в том числе и экономическая, это замена внешних ограничений внутренними.

Что такое свобода в экономике

Экономическая свобода - основа любой предпринимательской деятельности. Классическая теория капитализма предполагает, что рынок - система саморегулирующаяся.

Но этот процесс возможен только при отсутствии внешнего управления, то есть в условиях полной свободы. Предприниматель сам выбирает, чем именно он будет заниматься и сколько будет стоить его товар. Потребитель решает, что он хочет покупать и почем. Единственная задача государства - следить за соблюдением законодательства, в том числе и антимонопольного. Теоретически звучит замечательно.

Подобные идеи, определяющие, что же такое экономическая свобода в экономике, существовали еще в XVII в. Труд Адама Смита всего лишь подытожил эти тенденции.

Сущность экономической свободы

Позиция сторонников невмешательства государства в рыночные процессы сводилась к следующему: любой человек стремится к собственной выгоде. И если получение максимальной прибыли требует разумного выбора, значит, выбор будет разумным. Конкурентная борьба, экономическая свобода сама продиктует предпринимателям стратегию, наиболее точно соответствующую ситуации. Если на рынке наблюдается дефицит товаров - значит, найдется кто-то, кто будет изготавливать его в достаточно количестве. Если избыток - самые слабые производители обанкротятся. Если продавцов много, цены будут снижаться. Только так можно привлечь покупателя, заставить его сделать нужный выбор.

Дикий капитализм и дарвинизм в действии

По мнению Адама Смита и его единомышленников, экономическая свобода в экономике то же, что закон всемирного тяготения в физике. То, что приводит в действие любой механизм, то, что задает единые правила игры для всей системы.

И государство должно всего лишь не допускать злоупотреблений, нарушений правил игры. Тогда экономика будет просто процветать - как и любой здоровый, развивающийся естественным путем организм.

Вот только практика показала, что в таком виде экономическая свобода в рыночной экономике существовать не может. Да, она естественна. Да, она логична. Но природа тоже естественна и логична. Можно ли сказать, что природа гуманна?

Чрезмерно размножившаяся популяция мышей вымрет от голода - и это вполне естественно. Ее будут усиленно уничтожать так же размножившиеся благодаря хорошему рациону хищники. Вмешиваться в этот процесс, подкармливать несчастных грызунов и защищать их от естественных врагов нельзя. Это приведет к экологической катастрофе. Можно ли так поступить с людьми?

Лучше быть богатым, чем бедным

Законы дикой природы хороши в лесу, но не цивилизованном мире. В естественных условиях и больные детеныши погибают первыми, что даже полезно для вида - так дефектные гены исключаются из размножения. Никто же не предлагает подобными методами улучшать генофонд человечества. Поэтому экономическая свобода и социальная ответственность должны идти рука об руку.

Вот только среднестатистический человек редко проявляет подобную сознательность. Он мыслит категориями «сегодня-завтра», а не «пять лет, десять лет, сто лет».

К тому же придерживаясь стратегии получения максимальной выгоды, предприниматель может не быть ни порядочным человеком, ни хотя бы просто добрым. Что мешает владельцу фармацевтической фирмы продавать сердечные препараты или обезболивающие по завышенным ценам? Ведь люди вынуждены будут их покупать, у них не будет другого выхода. Без госрегулирования предотвратить подобное развитие событий нельзя.

Да и скорейшее получение предпринимателями высокой прибыли не всегда идет на пользу экономике в целом. Потому что самый простой способ разбогатеть обычно просто противозаконен. Нет ничего доходнее торговли наркотиками. Но это утрированный пример, просто поясняющий общую тенденцию. Предприниматель стремится заниматься той деятельностью, которая обеспечит максимальный доход при минимальных тратах и рисках. А если исключить противозаконные способы обогащения, самым легким способом заработать остается торговля. Полная экономическая свобода в стране с высокими рисками приведет к появлению неисчислимого количества торговцев. Что, собственно, и произошло во многих странах бывшего Советского Союза.

Свободный выбор предпринимателей

Да, экономическая свобода и предпринимательство невозможны друг без друга. Но не всегда логика личного обогащения совпадает со стратегическим планами развития государства. Производство - это всегда риск, особенно в стране с нестабильной экономикой. Фермерство - риск вдвойне. Не так уж много людей захочет заниматься бизнесом, который может оказаться не просто малодоходным, а убыточным. Намного выгоднее и спокойнее торговать китайскими сумочками или сигаретами. И доход приличный, и в случае необходимости можно мгновенно свернуть высоколиквидный бизнес - ущерб будет равняться всего лишь стоимости очередной партии товара.

И что будет со страной, пошедшей по пути исключительно естественного регулирования, через несколько лет? К чему приведет такая экономическая свобода? Как будет выглядеть экономика? Особенно если принять во внимание тот факт, что банки тоже предпочитают долгосрочному кредитованию краткосрочное - так риски намного меньше.

Как выглядит полная свобода

А ведь так уже было - в 90-х годах прошлого века.

Если вынести за скобки чудовищный уровень коррупции и преступности, именно 90-е и представляли собой живое воплощение термина «экономическая свобода». Понятие это всеми воспринималось в самом примитивном ключе. Зачем реконструировать завод, вкладывать в него огромные суммы, если никто не знает, что будет со страной завтра? Намного проще выжимать из него последнее - до тех пор, пока оборудование совсем не придет в негодность. А потом продать его на металлолом, вложив деньги во что-то еще. Больше, быстрее, агрессивнее! Научные разработки? А это выгодно? Если нет, если они не принесут прибыли сегодня или завтра - то зачем они? Лучше вложить средства во что-то реальное, к примеру, в ликероводочный заводик, выпускающий не слишком качественную, зато дешевую в производстве продукцию. Зачем тратить деньги на улучшение характеристик почвы, на ирригацию? Ведь урожай можно собрать только раз в год, да и то может не повезти. Град, заморозки, проливные дожди - это риск. Намного выгоднее взять кредит, купить овощи где-нибудь в Турции или Израиле, а потом быстро продать.

Последствия непродуманной экономической политики

Экономическая свобода выбора позволяла принимать любое решение. Самое простое и выгодное выглядело именно таким образом.

В итоге всего за десятилетие промышленность страны была практически разрушена, сельское хозяйство медленно коллапсировало, а наука была отброшена далеко назад. Много усилий потребовалось, чтобы восстановить экономику до прежнего, докризисного уровня. А уж отставание в высоких технологиях не компенсируешь никакими деньгами.

Стоила ли этого экономическая свобода? Понятие предпринимателей о ней оказалось весьма далеко от предположений ученых-экономистов.

К сожалению, те, кто рассуждал о естественном отборе и борьбе за выживание, не учли простого обстоятельства. Особи одного вида не уничтожают друг друга. Живущие группами животные взаимодействуют, помогают друг другу. Их заставляет делать это инстинкт. Увы, у людей он не работает. Поэтому регулирующую функцию в экономике выполняет государство. Это неизбежно. Без подобного вмешательства экономика действительно превращается в джунгли.

Госрегулирование без запретов

Госрегулирование в экономике не носит запретительный характер - конечно, кроме моментов, связанных с нарушением законодательства.

Достаточно грамотной налоговой и кредитной политики. При наличии эффективной системы перераспределения бюджета экономическая свобода и социальная ответственность вполне могут сосуществовать. Швеция - живой тому пример.

Для того чтобы стимулировать развитие какой-то отрасли экономики, достаточно обеспечить эффективное и недорогое кредитование и гарантировать налоговые льготы предпринимателям, желающим работать в этой сфере. Желающие заработать всегда найдутся.

Есть отрасли традиционно убыточные. Сельское хозяйство, некоторые отрасли тяжелой промышленности, наука. Означает ли это, что они не нужны? Ни в коем случае. Государство должно поддерживать эти области деятельности целевыми дотациями. Они - залог экономической самостоятельности страны.

Государство и предприниматели - условия договора

Экономическая свобода и ответственность - понятия взаимосвязанные. Одно невозможно без другого. Беда стран с развивающейся экономикой не в том, что в них мало свободы. Беда в том, что ни предприниматели, ни государство не привыкли к ответственности. Любая система может существовать только в равновесии.

Если граждане достаточно сознательны и платят налоги - значит, государство должно использовать их строго по назначению. И по первому требованию отчитываться во всех произведенных тратах. Подобная взаимная честность не просто логична, она необходима. Потому что если государство уклоняется от ответственности и неэффективно расходует госсредства, люди быстро понимают, что платить налоги незачем, это бессмысленно. А значит, доходы начнут скрывать, экономика уйдет в тень, а государство вынуждено будет восполнять дыры в бюджете совсем уж драконовскими мерами, да еще и направленными на тех немногих предпринимателей, которые все еще платят налоги.

Эффективную, стабильную экономику можно создать только в условиях взаимной честности и доверия.

Волкова А.А

МОУ СОШ №7, г.п.Талинка

Урок обществознания в 10 классе.

Учитель Волкова А. А,

КМОУ СОШ №7, г.п.Талинка.

Тема: Экономическая культура.

Учебная цель :

Сформировать представление о сущности и структуре экономической культуры;

Развивающая цель :

Формирование умений: давать развернутый ответ; анализировать, делать выводы, определять и объяснять свое отношение к ситуации; аргуметированно высказывать свою точку зрения; объяснять понятия.

Воспитательная цель :

Воспитание уважения к мнению других, умение слушать; воспитание ответственного отношения к деятельности и ее результатам. воспитание моральных качеств делового человека.

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Оборудование: ТСО, раздаточный материал.

Методы обучения : словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Ход урока:

I . Организационный момент (1 мин.).

II . Проверка домашнего задания (7 мин.).

III . Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала (2 мин.).

IV . Усвоение нового материала (20 мин.).

V . Первичное закрепление изученного материала (4 мин.).

VI . Контроль и проверка знаний (6 мин.).

VII . Информация о домашнем задании (1 мин.).

VIII . Подведение итогов урока (1 мин).

I . Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка их присутствия и готовности к уроку

З Задачи:

1. Обеспечить контакт с классом.

2. Настроить учащихся на продуктивную работу.

3. Создать рабочую атмосферу.

II. Проверка домашнего задания.

Задача:

Оперативно проверить подготовку учащихся по домашнему заданию.

1.Индивидуальная работа у доски.

Задание:

1. Составить схему «Экономическая культура».

2. Дать определение понятиям: мотивы, ценности. Привести примеры.

3. Определить недостающее звено в схеме учителя (слайд № 4).

2. Фронтальный опрос.

1. Определить экономические отношения (отношения собственности, производства, распределения, обмена, потребления); (Слайд №2)

2. Определить экономические интересы (стремление человека получать необходимые ему для обеспечения жизни блага). (Слайд №3)

3. Определить структурные элементы экономической культуры; (Слайд №4)

3. Проверка индивидуального задания . (Слайд №4)

III . Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Задача:

Вызвать интерес к изучаемому на уроке материалу.

Учитель: Как вы считаете, у всех ли людей будут одинаковые экономические интересы?

Как вы думаете, что необходимо для гармонизации интересов людей?

Одним из важнейших элементов экономической культуры являются экономические нормы , регулирующие поведение и хозяйственную деятельность людей.

Об этом и пойдет разговор на уроке.

IV . Усвоение нового материала.

1.Работа в группах (5 мин.), обсуждение (3 мин.).

2.Разбор предложенных ситуаций (7 мин.).

Задачи:

1.Усвоить знания ключевых вопросов темы урока.

2. Вызвать заинтересованное отношение учащихся к работе для достижения цели.

План изучения темы: (Слайд №5)

I . Деловая этика.

II . Экономическая свобода и социальная ответственность.

    Деловая этика.

Работа в группах. (3 группы).

Задание 1.

Поскольку важную роль в хозяйственной жизни в условиях рыночной экономики играет предпринимательская деятельность вы выполните задание: «Этика делового человека».

Обсуждение задания.

Учитель: В настоящее время нормальный бизнесмен придерживается определенных этических правил при ведении своего бизнеса. Эти правила таковы: (Слайд № 6)

1. Предприниматель свято верит, что его деятельность нужна не только ему, но еще обществу в целом и отдельным его представителям в частности.

2. Бизнесмен верит в людей вокруг себя. Он верит, что они хотят и умеют работать вообще, и с ним в частности.

3. Он относится к бизнесу как к творчеству, верит в него, вкладывает в него душу.

4. Предприниматель четко понимает важность сотрудничества, но и признает необходимость конкуренции.

5. Предприниматель чтит законы, уважает любую форму собственности. Он особенно ценит профессионалов своего дела, высоко ценит образование и науку.

Учитель: Сформулируйте вывод по заданию. (Слайд № 7)

Вышеперечисленные этические принципы бизнесмена могут быть применены или доработаны абсолютно для любой сферы его деятельности.

Задание 2.

Мы обсудили с вами «Правила этики делового человека», а теперь давайте попробуем применить их в предложенных ситуациях. (Обсуждение в группах)

1. Предприниматель периодически встречает своего старого знакомого, который работает в конкурирующей фирме и за плечами которого множество разработок. Знакомый хочет при своей фирме открыть филиал, которым будет руководить.

Руководство фирмы считает, что руководящая должность будет отнимать у ценного кадра много сил и отвлекать от разработки новых проектов. Предприниматель давно мечтал «перетащить» старого знакомого в свою фирму. Подворачивается удобный случай. Как поступить? (Слайд №8)

2. Руководитель фармакологической фирмы считал, что 1 выпускает полезный для здоровья товар. Но ознакомившись с последними научными исследованиями, выяснил, что новое поколение успокоительных таблеток, которое приносит существенный доход, отрицательно влияет на психику больных. Как ему поступить? (Слайд №9).

3. Фирма с помощью исследований усовершенствовала один из выпускаемых товаров. Усовершенствование оказалось весьма незначительным, то есть товар не оказался «новинкой» для потребителя, но на упаковке и в рекламе товара настойчиво звучит такое утверждение. Предприниматель уверен, что «новинка» принесет изрядную прибыль. Как ему быть? (Слайд №10).

4. Предприниматель знает, что в конкурирующей, сильной фирме открылась вакантная должность начальника отдела. Его бывшая жена, с которой у него сохранились теплые отношения, проходит конкурс и получает эту должность: У предпринимателя открывается редчайшая возможность узнавать о новинках товара конкурирующей фирмы из первых рук. Как ему поступить? (Слайд №11)

5. У предпринимателя существует сеть дилеров. У одного из наиболее результативных продавцов фирмы начались проблемы в семье - уровень его продаж значительно снизился. Когда нормализуется его семейная жизнь - неясно, но пока фирма теряет большое количество продаж. У предпринимателя возникает юридическая возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как e му поступить? (Слайд №12)

6. Начальник отдела маркетинга предлагает предпринимателю провести социологический опрос среди потребителей товара конкурирующей фирмы, чтобы узнать отзывы о товаре конкурента. Чтобы не «засветиться» он предлагает провести это интервьюирование под именем несуществующего безобидного «Института по исследованию маркетинга». Как поступить? (Слайд №13)

Учитель: Какой можно предложить вывод о соответствии деятельности предпринимателя и правил этики.

Вывод: бизнес, конкуренция и мораль не противоречат друг другу.

II . Экономическая свобода и социальная ответственность

«Делать дело на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное … Задача предпринимателя – производить для потребления, а не для наживы и спекуляции… Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит и конец его недалек».

Г.Форд, американский автопромышленник . (Слайд №14)

Учитель : Честным быть выгодно?

Бизнесмену, как мы выяснили, необходимы такие качества как самостоятельность, расчетливость, работоспособность, ответственность, честность.

Беседа по вопросам: (Слайд №15)

    Что такое экономическая свобода?

    Что такое ответственность? Социальная ответственность?

    Как связаны между собой:

Экономика и право;

Экономика и экология

Экономика и социальная и политическая стабильность

V . Закрепление изученного.

Задача:

закрепление понятий: экономическая культура, деловая этика, экономическая свобода, социальная ответственность.

Учитель : определите понятия (Слайд №16)

    Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности,

Уровень и качество экономических знаний,

Содержание традиций и норм регулирующих экономические отношения

(экономическая культура).

    Нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности

(деловая этика)

    самостоятельное принятие экономических решений, видов хозяйственной деятельности, форм собственности, товара, форм потребления ….

(экономическая свобода)

    социальное и морально-правовое отношение личности

Выполнение нравственного долга и правовых норм.

(социальная ответственность)

VI . Контроль и коррекция знаний.

Работа с тестом. Самоконтроль.

Задача:

Проверить уровень усвоения материала.

Тест. (Слайд 17)

    Вставьте пропущенные слова:

А. Экономическая культура общества - это система … .

Б. Нормы и правила поведения человека в хозяйственной деятельности раскрывает … .

    Экономические отношения включают

А. Обмен.

Б. Потребление.

В. Производство.

Г. Распределение

Д. Все выше перечисленное.

    Согласны ли вы с тем, что экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. Объясните.

Самоконтроль: 1.А. ценностей; Б.Этика, (Слайд №18)

2.Д;

3.Да. Экономическая свобода без социальной ответственности ведет к нарушению закона, обострению экологической проблемы, выпуску некачественных товаров (могут быть другие варианты).

VII . Информация о домашнем задании.

Домашнее задание § 13, вопросы и задания после параграфа.

Задача :

проконсультировать учащихся о выполнении домашнего задания.

VIII . Подведение итогов урока.

Задача:

оценить деятельность учащихся.

Случайные статьи

Вверх