Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Контроль наличия активов на предприятии осуществляется в ходе инвентаризации. В качестве объектов проверки могут выступать товары, денежные средства, запасы и прочие основные средства. Инвентаризационная ведомость отражает результаты ревизии. На предприятиях используется унифицированная форма ИНВ-26. Рассмотрим далее образец заполнения инвентаризационной ведомости.
Чтобы подтвердить наличие активов, числящихся на предприятии по документам, проверить состояние имущества, проводится инвентаризация. В ходе нее также оценивается качество хранения объектов. Своевременная инвентаризация позволяет предотвратить порчу материальных ценностей. На практике нередки случаи злоупотребления полномочиями материально-ответственными лицами, хищения объектов. Отдельные активы подвержены естественной порче или усушке.
Эти факторы оказывают влияние на фактическое количество основных средств. Инвентаризационная ведомость , формируемая по результатам ревизии, позволяет выявить расхождения между сведениями бухгалтерской документации и фактическим состоянием активов.
На предприятиях, как правило, используется несколько унифицированных форм для отражения результатов ревизии. Это может быть сличительная ведомость, инвентаризационная опись , акт и пр.
Общие сведения о выявленных в ходе проверки недостатках и излишках активов вносятся в форму ИНВ-26. При проведении ревизий является обязанностью ответственных лиц. Данное требование подтверждается в Методических указаниях Минфина, утвержденных приказом ведомства № 49 от 1995 г.
Между тем, , бланк которой разработан Госкомстатом, не является обязательной формой. Предприятие может самостоятельно создать документ с учетом специфики деятельности. Однако в бланке инвентаризационной ведомости в любом случае должны присутствовать обязательные реквизиты, установленные ГОСТом.
Вне зависимости от того, какой бланк инвентаризационной ведомости используется на предприятии (разработанный организацией самостоятельно или утвержденный Госкомстатом), в нем должны присутствовать:
В инвентаризационной ведомости должна присутствовать информация о самом предприятии, на котором проводится ревизия. Если проверка выполняется в отдельном подразделении (цехе, отделе), указывается и его наименование.
В ведомости должны присутствовать сведения не только отдельно по каждому учетному счету, но и общие данные по суммам выявленных излишков или недостач. По итоговому результату корректируется информация в бухгалтерской отчетности.
Сведения, отраженные в ведомости, должны подтверждаться подписями ответственных сотрудников, руководителем, членами ревизионной комиссии.
Фактическое состояние активов на предприятии должно, по сути, подтверждать сведения бухгалтерских документов. Для этого, собственно, и формируется инвентаризационная ведомость.
В бланке отражаются сведения обо всех выполненных в течение года ревизиях. На основании этой информации выявляются причины возникновения отклонений, устанавливаются виновные лица, предпринимаются меры по недопущению подобных ситуаций в будущем.
Если в ходе инвентаризации выявлены расхождения между информацией, отраженной в учетных документах, и фактическим состоянием объектов, оформляется документ по форме ИНВ-18 или ИНВ-19. Первая ведомость используется для нематериальных активов и основных фондов, вторая - для товарно-материальных ценностей.
Сличительные ведомости оформляются в 2 экземплярах. Один должен остаться в бухгалтерии, второй передают материально-ответственному сотруднику.
Отдельно составляют сличительные ведомости по имуществу, которое предприятию не принадлежит, но учтено в бухгалтерских документах. В его состав, в частности, входят арендованные или принятые на хранение объекты.
Правила оформления результатов ревизии регламентируются в 5-м разделе Приказа Минфина № 49 от 1995 г. В соответствии с закрепленным порядком, излишки, выявленные в процессе инвентаризации, приходуются и включаются в состав финансовых результатов.
Если обнаружены недостачи в рамках норм убыли, бухгалтер списывает их в издержки производства. Нормы определяются по продукции разных видов уполномоченными ведомствами и министерствами. Стоит сказать, что многие из них установлены еще в советское время, однако продолжают использоваться и сегодня.
Для целей налогообложения потери от порчи либо недостачи в рамках норм убыли включаются в состав расходов. Соответствующее положение закреплено в подпункте 2 7 пункта 254 статьи НК.
Недостачи сверх установленных норм убыли оформляются на виновных сотрудников и должны компенсироваться ими. Сверхнормативные недостачи могут быть отнесены в состав производственных затрат, если не удалось установить виновных или было отказано во взыскании.
В любом случае, факты должны подтверждаться документами. Если, к примеру, было отказано в удовлетворении требований о взыскании с виновных причиненных предприятию потерь, доказательством этого служит решение суда или постановление следственного органа.
Нормативными актами допускается зачет недостач и излишков. Однако для этого должны быть соблюдены определенные условия. Взаимозачет по пересортице допускается:
Инвентаризационная ведомость считается одним из важнейших документов на предприятии. Она необходима для обеспечения непрерывного контроля за состоянием товарно-материальных ценностей.
На сегодняшний день существует большое количество предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в разных населенных пунктах и в различных сферах деятельности. Для ведения работы используется различная техника, оборудование, компьютеры, мебель и так далее.
Безусловно, все это имеет определенную ценность. Для того чтобы вести учет товарно-материальных ценностей, выполняется инвентаризация . Данный процесс сопровождается составлением различных документов, имеющих определенную структуру и предоставляющих людям информацию, которая им интересна.
Акт инвентаризации ценностей товарно-материального характера является одним из таких документов . Он должен быть составлен специальной комиссией по . Отметим, что документ составляется в установленной законодательством форме , которая утверждается при помощи постановления.
Стоит сказать, что данный акт является ничем иным, как подтверждением документального характера по поводу наличия товарно-материальных ценностей в компании или организации, ее финансов, а также бланков.
Несмотря на то, что такой акт имеет установленную форму составления, в отдельных случаях документы могут отличаться между собой содержанием и структурой. К примеру, к таким документам могут относиться следующие виды актов :
Таким образом, каждому из документов такого характера соответствует бланк, имеющий установленную форму.
Говоря про документы данного вида прежде всего следует упомянуть бланки инвентаризации . Без их использования невозможно правильно выполнить процесс инвентаризации, который проводится в соответствии с определенными правилами и стандартами. Необходимо отметить, что каждый этап выполнения данной процедуры сопровождается специальным бланком , имеющим утвержденную форму.
Попробуем разобраться с каждым из документов, который нужен для проведения учета результатов процедуры инвентаризации в компании, организации или на предприятии. Отметим, что крайне важно изучить эти документы. В таком случае они будут заполнены верно.
В том случае, если на предприятии имеются товарно-материальные ценности, то склады, которые закреплены за ними, периодически могут подвергаться процессу инвентаризации . Стоит сказать, что данный процесс отличается сложностью и трудоемкостью.
Необходимо отметить, что он связан с тем, что чаще всего товары представлены в большом количестве и в широкой номенклатуре. Основной задачей, которая ставится перед процедурой инвентаризации, является выполнение проверки на соответствие количества показателей с их действительным назначением.
В том случае если выполняется процедура инвентаризации товарных и материальных ценностей, то необходимо производить заполнение акта в соответствии с формой ИНВ-4 . Следует отметить, что данная форма имеет «типовой» внешний вид и может использоваться в процессе оформления акта на инвентаризацию ценностей товарно-материального вида.
Помимо этого, документ применяется в случае, если произошла смена ответственного за ценности лица в организации. Процедура выполняется во время передачи всех документов человеку, которого назначили ответственным.
В описях на материальные и товарные ценности нужно указать ряд определенных данных . Прежде всего, к ним относят:
В связи с тем, что данный акт используется в процессе инвентаризации цены на товарно-материальные ценности, то для различных категорий товаров необходимо выполнять составление разных актов — на товарно-материальные ценности, срок оплаты которых не наступил, а также на ценности отгруженного вида, которые не были оплачены покупателем в срок.
Если же на предприятии имеются ценности товарно-материального вида, которые не были оплачены вовремя, то в пункте «Примечаний» следует указать имя покупателя. Заполнение акта применяется непосредственно перед тем, как будет выполнена отгрузка ценностей.
Данный акт, подразумевающий выполнение инвентаризации товарных и материальных ценностей, должен быть составлен в двух копиях . Отметим, что составлением данного документа занимаются люди, которые выступают в роли ответственных за проведение инвентаризации на предприятии, в организации или компании.
На финальном этапе составления документ должен быть подписан . Первая копия заполненного акта остается непосредственно у материально ответственного человека, а вторая отдается в бухгалтерский отдел.
Осуществляя заполнение актов, подразумевающих выполнение инвентаризации, необходимо соблюдать ряд правил . Именно от правильности их соблюдения зависит верность выполнения процедуры по составлению данного документа. Здесь идет речь про следующие правила :
Впервые сталкиваясь с необходимостью проведения работ по составлению акта на инвентаризацию, можно использовать программное обеспечение . На сегодняшний день существует большое количество специализированных программ данного вида, которые позволяют вести инвентаризационный учет и в целом, упростить процесс проведения инвентаризации.
В связи с тем, что ошибки при заполнении таких документов допускают даже опытные специалисты, которые много раз сталкивались с подобной работой, то у тех, кто не имеет опыта, вероятность допущения ошибки является очень большой .
Для того чтобы в значительной степени сэкономить свое время на выполнении данной процедуры, необходимо избавиться от ошибок, которые возникают. Для этого рекомендуется использовать программы, подразумевающие заполнение бланков в автоматическом режиме.
Подобные программы, как уже отмечалось, представлены в большом количестве и имеют много преимуществ. К таким достоинствам использования программных продуктов, обеспечивающих возможность автоматического заполнения актов инвентаризации товарно-материальных ценностей, относят:
Необходимо отметить, что подобные программные продукты чаще всего предназначены не только для автоматического изготовления документов. Используя их, существует возможность без каких-либо проблем выполнять управление всей компанией или организацией. К тому же, нередко такие программы связаны с сервером.
Таким образом, авторизовавшись на компьютере или мобильном устройстве, существует возможность посредством сети интернет получить нужную информацию или выполнить какие-либо действия . Отметим, что единственным условием в данном случае является наличие доступа в интернет.
Правильно подойдя к вопросу составления такого документа, как акт товарно-материальных ценностей, существует возможность вести подробный учет всего имеющегося на предприятии или в компании имущества . Отметим, что подобные программы также позволяют обеспечить эффективность работы с клиентами, персоналом, партнерами и так далее. Торговый, финансовый и складской учет также будут вестись должным образом.
Как уже отмечалось, осуществляя составление данного документа, могут возникать ошибки в заполнении бланка . Прежде всего, это объясняется тем, что у человека недостаточно опыта работы в данном вопросе. В результате на инвентаризационный процесс затрачивается очень много времени.
Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо иметь в штате своей организации или компании специалиста с опытом работы. Профессионалы знают, какие нюансы существуют в решении этого вопроса и соответственно смогут выполнить составление акта инвентаризации товарно-материальных ценностей за минимальный период времени, а также в полном соответствии с установленным нормами.
Если речь идет про небольшую организацию, в штате которой отсутствует такой специалист, то всегда можно обратиться в сторонние компании, предоставляющие услуги по составлению документов. Рекомендуется обращаться в компании, имеющие репутацию. Как правило, про их деятельность всегда можно прочитать много хороших отзывов.
В том случае если компания дорожит своей репутацией, то ее специалисты всегда будут рады предоставить клиентам грамотный и развернутый ответ на вопрос. При этом в большинстве случаев предоставление консультации является совершенно бесплатной . Позвонив в выбранную фирму или лично посетив офис, клиент сможет получить интересующую его информацию в полном объеме. Отметим, что общаясь с профессионалом, вы сразу же сможете определить его квалификационные навыки.
Как можно заметить, составление акта инвентаризации товарно-материальных ценностей является достаточно сложной задачей . Именно поэтому для того чтобы в решении этого вопроса не возникло сложностей, необходимо подойти к нему ответственно. В противном случае, при дальнейшей работе может возникнуть много разных проблем и сложностей, которые нужно будет решать очень быстро.
Как происходит инвентаризация при смене материально ответственного лица? Подробности — в данном видео.
Практически любая организация имеет в собственности какие-либо товарно-материальные ценности (далее также — ТМЦ). В процессе их инвентаризации осуществляется проверка фактического наличия ТМЦ путем осмотра каждой из них. В результате проведения такой проверки организации необходимо составить акт инвентаризации товарно-материальных ценностей.
Объектом рассматриваемой проверки являются:
Порядок действий при проведении инвентаризации предусмотрен в Методических указаниях Минфина РФ от 13 июня 1995 года N 49.
В ходе инвентаризации помимо акта составляется инвентаризационная ведомость (опись) товарно-материальных ценностей (бланк этого документа предусмотрен Госкомстатом РФ в Постановлении от 18 августа 1998 года N 88).
В нее вносится информация о фактическом наличии ТМЦ на складах в организации, а также в других местах их нахождения на всех этапах.
В опись включается информация по каждой ТМЦ:
Если отдельные ТМЦ поступили в организацию в период проведения проверки, в отношении них заводится отдельная ведомость.
Отдельная документация ведется в отношении отгруженных товарно-материальных ценностей.
Инвентаризация в отношении них включает в себя контроль за суммами, учитываемыми на счетах бухучета.
Условно такую проверку можно разделить на две части:
При проверке каждой из указанных частей составляются отдельные акты ИНВ-4 .
По каждой отдельной «непросроченной» отгрузке ТМЦ в акте отражаются:
По каждой отдельной «просроченной» отгрузке ТМЦ в акте отражаются:
Бланк акта инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных
Акт составляется инвентаризационной комиссией, состав которой утвержден приказом руководителя.
В акте отражается указанная выше информация по каждой отгрузке.
Акт содержит лицевую и оборотную стороны. Информация на оборотной стороне является продолжением сведений, указанных на лицевой стороне. На оборотной стороне должны содержаться итоговая сумма по акту и подписи всех членов инвентаризационной комиссии.
По завершении инвентаризации заполнение акта ИНВ-4 необходимо осуществить в двух экземплярах (один из них надлежит направить в бухгалтерию, другой - соответствующему материально ответственному должностному лицу).
Образец заполнения акта инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных
В качестве дополнения к вышеуказанному важно отметить: начиная с 2013 года организациям унифицированные формы (в том числе акт инвентаризации товарно-материальных ценностей по форме ИНВ-4) применять необязательно. Для того, чтобы учитывать результаты инвентаризации организация вправе разработать и утвердить собственные формы документации с указанием всех необходимых для этой операции реквизитов. После этого организация вправе осуществлять оформление инвентаризации ТМЦ с использованием собственных форм документации.
Проводить инвентаризацию обязаны не только коммерческие компании, но и государственные учреждения и организации. Органы государственной власти, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, государственные и муниципальные учреждения, а также некоторые иные юридические лица, осуществляющие бюджетные полномочия получателей бюджетных средств, для оформления результатов инвентаризации применяют специальные формы бухгалтерских документов. Они утверждены Приказом Минфина № 52н от 30.03.2015 .
Перечисленные выше организации и органы власти используют специальные формы инвентаризационных описей, составляют ведомость расхождений и акт о результатах инвентаризации. Образец заполнения последнего приведен ниже.
Бланк акта о результатах инвентаризации
Порядок проведения инвентаризации в органах власти и учреждениях во многом схож с порядком проведения инвентаризации в коммерческих организациях. Издается приказ, которым назначается комиссия по инвентаризации, осуществляются подготовительные мероприятия, ответственные лица дают расписки о том, что закрепленное за ними имущество списано или оприходовано, в назначенный день проводится инвентаризация в присутствии всех членов комиссии и ответственных лиц.
Но результаты инвентаризации оформляются другими документами.
Вид документа | Объект инвентаризации | Код формы |
---|---|---|
Инвентаризационная опись | ценные бумаги | 0504081 |
остатки на счетах учета денежных средств | 0504082 | |
задолженности по кредитам, займам (ссудам) | 0504083 | |
БСО и денежные документы | 0504086 | |
наличные денежные средства | 0504088 | |
расчеты с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами | 0504089 | |
расчеты по поступлениям | 0504091 | |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) | объекты нефинансовых активов | 0504087 |
бланки строгой отчетности и денежные документы | 0504086 | |
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации | 0504092 | |
Акт о результатах инвентаризации | 0504835 |
Согласно методическим указаниям, утвержденным приказом 52н, форма № 0504835 «Акт о результатах инвентаризации» составляется на основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей). Этот документ включает три части:
Акт составляется комиссией по инвентаризации и подписывается всеми ее членами, после чего передается на утверждение руководителю соответствующего учреждения или органа.
Если в результате проверки были установлены расхождения между данными учета и фактическим состоянием имущества, расчетов, то акт о результатах инвентаризации должен содержать приложение в форме ведомости расхождений (форма 0504092). В данной ведомости показывают выявленные по соответствующему объекту учета излишки и недостачи в их стоимостном и количественном выражении.
В качестве примера мы подготовили акт по результатам инвентаризации.
Образец заполнения акта о результатах инвентаризации
Первичные документы по учету результатов инвентаризации применяются для проверки полноты и достоверности бухгалтерского учета в ходе полной или частичной инвентаризации имущества и финансовых активов предприятия. На основании этих документов инвентаризационная комиссия устанавливает, насколько содержание учетных данных и первичных документов соответствует фактической стоимости имущества.
Основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации, являются:
Закон о бухгалтерском учете;
Положение по ведению бухгалтерского учета;
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические рекомендации по инвентаризации).
В соответствии с этими документами, а также Постановлением N 835 для оформления первичных документов, составляемых в ходе инвентаризации, необходимо использовать типовые межведомственные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России.
Постановлением N 88 для документирования результатов инвентаризации введены следующие формы:
N ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств";
N ИНВ-1а "Инвентаризационная опись нематериальных активов";
N ИНВ-2 "Инвентаризационный ярлык";
N ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей";
N ИНВ-4 "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных";
N ИНВ-5 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение";
N ИНВ-6 "Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути";
N ИНВ-8 "Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них";
N ИНВ-8а "Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях";
N ИНВ-9 "Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них";
N ИНВ-10 "Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств";
N ИНВ-11 "Акт инвентаризации расходов будущих периодов";
N ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств";
N ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности";
N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";
Приложение к форме N ИНВ-17 "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";
N ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов";
N ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей";
N ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации";
N ИНВ-23 "Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации";
N ИНВ-24 "Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей";
N ИНВ-25 "Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации";
N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией".
С 1 января 2001 года унифицированная форма N ИНВ-26 несколько видоизменена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. N 26.
Формы N ИНВ-1-ИНВ-19 являются необходимыми первичными документами. На их основании осуществляется отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Порядок и особенности заполнения каждой из этих форм мы подробно рассмотрим далее. Формы N ИНВ-22-ИНВ-26 применяются для надлежащей организации самого процесса инвентаризации и для контроля правильности ее проведения. Они достаточно просты в оформлении, поэтому мы не будем описывать каждую из них подробно.
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации инвентаризация проводится в несколько этапов. На каждом этапе составляются соответствующие первичные документы. При этом сначала издается приказ о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22), который регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23). Затем заполняются инвентаризационные описи или акты, в которые заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств (формы N ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-2, ИНВ-3 и т.д.). Следующим этапом в ходе инвентаризации является сравнение результатов, выявленных при проверке, с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета. При этом для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей составляются сличительные ведомости (формы N ИНВ-18, ИНВ-19). Для оформления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности могут использоваться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей (формы N ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15, ИНВ-16). По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты таких проверок оформляются актом (форма N ИНВ-24) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (форма N ИНВ-25). На последнем этапе результаты инвентаризаций, проведенных в отчетном году, обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).