Еда за баллы: в России вводят продуктовые карточки. Как получить продуктовую карту и какие товары по ней можно будет купить

Внедрить в России систему продуктовых карточек для малоимущих Министерство промышленности и торговли пообещало три года назад, а в июне 2017 года стало известно время старта программы - во второй половине 2018 года ее запустят в тестовом режиме. Сумма выплат на каждого участника программы составит порядка 10 тысяч рублей в год.

И так, когда введут, кому положены и как получить продовольственные карточки, где их будут принимать и что на них можно купить?

Кто придумал продовольственные карточки?
В 2014 году Минпромторг принял «Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2014-2016 годы и период до 2020 года», документ затрагивает сельскохозяйственные рынки, развитие разных форматов торговли и, в частности, продовольственную поддержку малообеспеченных слоев населения.

Термин «продуктовые карточки» быстро разлетелся в СМИ и поднял большой ажиотаж прежде всего из-за негативных исторических ассоциаций: сама по себе система впервые была применена во время Первой мировой войны и в дальнейшем использовалась только в воюющих странах или странах с серьезным дефицитом продуктов (и, как правило, с социалистическим строем).

На деле же речь идет о российском аналоге food stamps - продуктовые карточки в США для социально незащищенных слоев населения. Этой льготой американцы пользуются больше 50 лет, а количество участников программы почти достигло 50 миллионов человек.

Еда за баллы: правительство раздаст малоимущим продуктовые талоны«Определенным категориям граждан имеет смысл держать социальные карты, которые уже во многих субъектах Российской Федерации существуют – либо в виде эксперимента, либо уже в виде постоянно действующей программы (в частности, в Москве), - объяснял министр торговли и промышленности Денис Мантуров. - Мы говорим о повышении качества питания определенных слоев населения, которые, к сожалению, сегодня не имеют возможности купить свежие фрукты, овощи или охлажденное мясо животного происхождения». В тексте самой стратегии программа субсидирования покупки продуктов питания (food stamps) как адресная продовольственная помощь малоимущим названа «косвенной формой протекционизма отечественным производителям, допускаемой правилами ВТО».

В апреле замглавы Минпромторга Виктор Евтухов сообщил, что проект обойдется бюджету в 300 миллиардов рублей (изначально называлась цифра в 240 миллиардов). Из-за недостатка средств запуск программы откладывают с 2015 года. Минпромторг и Минфин рассматривают возможность разделить финансовую нагрузку с бизнесменами - производителями товаров, которые можно будет купить по новой карте.

Кому положены и как получить?
Ожидается, что программа стартует во второй половине 2018 года и начнет работать в полную силу в 2019 году. Замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов в мае этого года отметил, что на продуктовые талоны смогут претендовать порядка 19 миллионов россиян с уровнем доходов ниже прожиточного минимума. Точные критерии, по которым будут определять потенциальных участников программы, еще не сформулированы, как и порядок выдачи карт.

Малоимущей может считаться семья любого состава, зарегистрированная по общему адресу и способная доказать, что ее доходы не дотягивают до прожиточного минимума из-за внешних обстоятельств, а не из-за тунеядства кого-то из членов семьи. Тщательно будут отсеивать тех, у кого есть теневые доходы, заниматься этим будут, скорее всего, местные социальные службы.

Чтобы выяснить средний ежемесячный доход семьи, чиновники предлагают сложить доходы всех членов семьи за последние три месяца (включая пенсии, стипендии и пособия), а полученную сумму сначала разделить на три, а затем - на количество членов семьи.

Если итоговая цифра ниже прожиточного минимума в регионе, то семья может считаться малоимущей и рассчитывать на соответствующие льготы.

10 тысяч рублей на продуктовую карточку
Детальный алгоритм работы программы станет известен в 2018 году, пока Минпромторг предлагает следующую схему. Человек получает пластиковую карту, на которую ежемесячно зачисляются баллы (1 балл = 1 рубль), которые можно тратить на еду - определенные продукты отечественного производства.

Как правило, это скоропортящаяся продукция: свежие фрукты и овощи, молоко, рыба, мясо. В список также вошли хлеб, мука, крупы, макароны, сахар, соль, вода, яйца, растительное масло.

Лозунг разработчиков системы: «Только свежее и отечественное».

Не потраченные в течение месяца баллы сгорают, накопить их не получится. В год каждому держателю полагается порядка 10 тысяч рублей на продуктовые карточки (деньги будут начисляться ежемесячно).

Может пополнять карту и самостоятельно - при зачислении собственных средств владелец будет получать 30-50% внесенной суммы в качестве бонуса из бюджета.

Для сравнения: американцы по программе food stamps получают 110-130 долларов ежемесячно.

Кстати, вывод денег с карты будет невозможен, как и покупка с ее помощью табака, алкоголя, деликатесов и «вредных» продуктов вроде чипсов.

Система также не пропустит покупку, если производитель товара не значится среди партнеров программы.

Принимать оплату по продуктовым картам смогут любые торговые предприятия при условии, что они подключатся к особой процессинговой системе и будут предлагать покупателям продукцию отечественного производства.

По неофициальной информации, базой для обслуживания карточек станет национальная платежная система «Мир», созданная как альтернатива системам Visa и MasterCard.

Зачем вводят карточки?
Вопреки опасениям россиян, введение продуктовых карт не означает, что в стране дефицит продуктов или ведется подготовка к войне. Это просто инструмент поддержки потребительского спроса, который нацелен одновременно на отечественных промышленников и малоимущих граждан.

По подсчетам специалистов, каждый бюджетный рубль, потраченный покупателем по программе food stamps, даст оборот в экономике региона 3-5 раз, что выгодно как производителям, так и розничным торговцам.

Кроме того, карточки будут способствовать импортозамещению ряда товаров, потому что за государственный счет планируется установить стабильный спрос на довольно широкий ассортимент продуктов.

Что касается держателей карт, то им по идее, станут доступны продукты, которые они сейчас покупают очень редко или вообще не могут себе позволить.

Зачем же продуктовые карточки малоимущим гражданам пополнять «своими кровными»? Хотя бы по следующей причине: государство обещает, что гражданин сможет получать от 30% до 50% от пополняемой суммы ежемесячно – это довольно солидный профит. Вот только что будет с личными средствами по истечении месяца и не сгорят ли они вместе с бонусными рублями, Минпромторг, видимо, сам ещё не решил. Опыт СССР и зарубежных стран Распространение «карточек для бедняков» – вовсе не инновационное решение для кризисной экономики. Можно говорить, что в Россию продуктовые карточки возвращаются – подобная система уже действовала в СССР. Продуктовые карточки в СССР появились вместе с самим СССР – в 1917 году. Талонная система оплаты вводилась периодически, но связано это было вовсе не с повальной нищетой россиян (как сейчас), а с постоянными кризисами снабжения.

Когда введут продуктовые карточки для малоимущих в россии в 2018 году

Внимание

Согласно предварительным данным, продовольственные карточки будут обслуживаться платежной системой «Мир».


Таким образом, с 2018-2019 гг. планируется введение новой программы поддержки малообеспеченного населения России.

Она заключается в предоставлении людям социальной карты на приобретение свежих продуктов питания, таких как фрукты, овощи, мясная, рыбная и молочная продукция.

Инфо

Нововведение рассчитано на то, чтобы поддерживать здоровый рацион населения России, оказывать помощь малоимущим гражданам.


Важно

Начисленные средства можно потратить только в течение одного месяца, далее они сгорают.


Для получения продовольственной карточки гражданину нужно подтвердить свое нуждающееся положение документально.
Оформление карты осуществляется в органах соцзащиты по месту регистрации.


Семье достаточно подтвердить то, что ее доход является меньше прожиточного минимума, установленного в регионе проживания.

Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы

Человек получает пластиковую карту, на которую ежемесячно зачисляются баллы (1 балл = 1 рубль), которые можно тратить на еду — определенные продукты отечественного производства. Как правило, это скоропортящаяся продукция: свежие фрукты и овощи, молоко, рыба, мясо.
В список также вошли хлеб, мука, крупы, макароны, сахар, соль, вода, яйца, растительное масло.

Лозунг разработчиков системы: «Только свежее и отечественное».

Не потраченные в течение месяца баллы сгорают, накопить их не получится. В год каждому держателю полагается порядка 10 тысяч рублей на продуктовые карточки (деньги будут начисляться ежемесячно). Может пополнять карту и самостоятельно — при зачислении собственных средств владелец будет получать 30-50% внесенной суммы в качестве бонуса из бюджета. Для сравнения: американцы по программе food stamps получают 110-130 долларов ежемесячно.

Социальные продовольственные карточки для малоимущих

Для этого лицу необходимо произвести подсчет своих доходов следующим образом: Просуммировать все официальные доходы каждого члена семьи за три предыдущих месяца Учитываются зарплаты, пенсии, стипендии и т.д Разделить полученную сумму на три для определения ежемесячного дохода семьи - Разделить полученное число на всех членов семьи При этом учитываются дети, пенсионеры В категорию малообеспеченных людей, которым будут положены продовольственные карточки, входят:

  • малоимущие граждане;
  • многодетные семьи;
  • матери-одиночки;
  • безработные (лица, состоящие на учете на бирже труда).

Правовая база Основной документ, регламентирующий порядок присвоения и оформления продовольственных карточек - Документ Минпромторга «Стратегия развития торговли РФ на 2014-2016 гг.
и период до 2020 года».

Когда в россии введут продуктовые карточки для малоимущих

Термин «продуктовые карточки» быстро разлетелся в СМИ и поднял большой ажиотаж прежде всего из-за негативных исторических ассоциаций: сама по себе система впервые была применена во время Первой мировой войны и в дальнейшем использовалась только в воюющих странах или странах с серьезным дефицитом продуктов (и, как правило, с социалистическим строем). На деле же речь идет о российском аналоге food stamps — продуктовые карточки в США для социально незащищенных слоев населения. Этой льготой американцы пользуются больше 50 лет, а количество участников программы почти достигло 50 миллионов человек.

Какие документы нужны для получения продуктовой карточки?

Известно, что контроль за распространением карт будет вменён в обязанности органов социального обеспечения – у малоимущего гражданина не должно возникать вопроса, где получить продуктовую карточку, ведь с адресом местного отдела соцзащиты он наверняка знаком.
Для оформления льготы придётся не только принести обязательные бумаги, но и пройти собеседование – своеобразную «проверку на вшивость».

Каждого, кто получит продуктовую карточку в России, обяжут предпринять всевозможные усилия для поиска работы (при её отсутствии) – во избежание распространения тунеядства.

Ожидается, что перечень граждан, имеющих право на льготу, будет пересматриваться раз в 6 месяцев.

Малоимущему гражданину придётся каждые полгода носить в соцзащиту документы, подтверждающие его льготный статус.

Еду для неимущих будут раздавать по талонам

Скоро российские малоимущие, чей доход ниже прожиточного минимума, получат новую государственную помощь - им предложат бесплатные продуктовые карточки, на которые можно будет отовариться самой необходимой едой - хлебом, мукой и дешевым мясом. Сработает ли эта мера в условиях нескончаемого финансового кризиса и продолжающихся антироссийских санкций - еще неясно. Примеры зарубежных государств, где продуктовые карточки существуют несколько десятилетий, не позволяют однозначно утверждать, что это будет панацеей для российской экономики.

Подарок на столетний юбилей

У продовольственных карточек в России недобрая слава. Впервые об их существовании наше население узнало в начале 1917 года. Во время Первой мировой войны возник дефицит сахара, и царское правительство ввело карточки на рафинад. Почти сразу же имперский режим прекратил существование. Временное правительство подхватило эстафету. Помимо карточек на сахар были введены талоны на хлеб и ряд других продуктов, которые к тому моменту были в страшном дефиците.

Спустя несколько месяцев не стало и Временного правительства. К власти пришли большевики. Советский Союз с его хроническим дефицитом оказался настоящей «землей обетованной» для развития системы рационирования, то есть ограниченного распределения ресурсов, в первую очередь продовольствия. За время существования СССР карточки на разные виды дефицитной еды вводились много раз.

Иногда, например в период Великой Отечественной войны, это было оправданно. Но и в мирное время, когда ситуация со снабжением населения самыми заурядными продуктами питания налаживалась, карточки и талоны отменялись не всегда. В результате из 75 лет советского периода при карточках население прожило около 25 лет.

Последний раз в СССР талоны ввели на ставшие дефицитными товарами сахар и водку в начале 1990 х годов. После распада Советского Союза и появления на его обломках современной России страны с рыночной экономикой о карточках и талонах забыли. Как оказалось, не навсегда. В 2017 году - очевидно, к столетию появления первых талонов на сахар - правительство объявило о скором введении продуктовых карточек. Для начала не для всех, а только для малоимущих. Однако лиха беда начало.

Дефицит ни при чем

Истории свойственно повторяться. В социальных сетях, а иногда и прямо с федеральных телеканалов можно услышать абсурдные домыслы, что государство запускает такую программу отнюдь не случайно. С ее помощью правительство якобы собирается подготовить население к дальнейшему ужесточению антироссийских санкций, стихийным бедствиям и даже военному конфликту. Из-за этого, дескать, прилавки российских магазинов рискуют оскудеть, а оставшиеся продукты - резко повыситься в цене.

Те, кто верит в такие апокалиптические «прогнозы», могут расслабиться. Речь идет не о грозящем дефиците продуктов. Об этом свидетельствуют свежие данные Евразийской экономической комиссии, которая предрекает российскому агропрому активный рост в 2017–2018 годах, основными точками которого станут свиноводство и производство куриных яиц: по первому показателю к 2018 году статистика вырастет втрое, а по второму - в 4,2 раза.

Но и при таком продуктовом изобилии существуют миллионы наших соотечественников, которые на свои скромные доходы не в силах себя обеспечить даже элементарными продуктами, входящими в состав потребительской корзины. Вот им-то продуктовые карточки пришлись бы очень кстати.

Идея их введения впервые озвучивалась еще в 2007 году - в связи с сильным подорожанием молока и молочных продуктов. Правда, тогда она не получила развития. Во-первых, потому, что все сверхдоходы, получаемые государством от высоких цен на углеводороды, направлялись в Стабилизационный фонд (год спустя эти средства были израсходованы на поддержку не бедных людей, а крупнейших банков). Во-вторых, в то время правительство ставило целью привести Россию во Всемирную торговую организацию, результатом чего должно было стать насыщение рынка дешевой импортной продукцией и обвал цен, делающий продукты питания доступными даже для самых малоимущих граждан.

В ВТО Россия вступила в 2012 году. Только ожидаемого обвала цен не произошло. Дальше стало еще хуже - цены на нефть обрушились, сверхдоходы от них закончились, зато появились западные санкции и наше ответное эмбарго. На этом фоне идея возврата к продовольственным талонам вновь стала актуальной.

Средство от бедности

В 2015 году Минпромторг вновь озвучил идею программы продуктовых карточек для малообеспеченных граждан, скудные зарплаты, пенсии и пособия которых пострадали от резкого обвала рубля. Сейчас экономика России миновала тяжелую стадию кризиса, но введение такой программы не потеряло своей актуальности. Ведь, по официальным данным, в нашей стране сейчас насчитывается свыше 19 миллионов граждан, живущих за чертой бедности.

Именно им, по замыслу Минпромторга, и предназначены продовольственные карточки, которые планируется внедрить ориентировочно в 2019 году. Таким образом, согласно статистике, на талоны планируется перевести до 13% населения страны, которые будут получать от государства на еду ежемесячно 1,2–1,4 тыс. рублей на человека.

Ежегодно государству эта программа будет обходиться, по предварительным расчетам, в 240 млрд рублей. Однако люди на руки не получат из этих денег ни копейки: продовольственная карта будет электронной, на нее будут начисляться баллы (а не «капать» рубли), которые потребитель сможет использовать исключительно для приобретения определенных продуктов питания отечественного производства. Каких именно - пока еще решается, и не исключено, что к 2019 году рассматриваемый ныне перечень товаров будет дополнен или сокращен.

Есть надежда, что такая инициатива поможет снять остроту вопроса бедности в современной России. Во всяком случае, согласно весеннему опросу ВЦИОМ, 78% граждан считают, что карточки нужны, и только 19% не видят в них смысла (3% затруднились с ответом). Из этого следует, что граждане в большинстве своем воспринимают правительственную инициативу адекватно: не как предвестие голодных времен, а как целевую помощь нуждающимся.

Сегодняшняя ситуация с бедностью в нашей стране - серьезный социальный фактор, который способен негативно сказаться на будущем всего государства. Инициаторы программы возобновления действия продуктовых карточек в России, очевидно, стремятся доказать, что государство у нас является социальным институтом и несет ответственность за граждан. Кроме того, нельзя забывать, что эта программа ставит целью поддержку отечественных производителей и рост потребительского спроса - для оживления розничной торговли и ускорения темпов ВВП.

Бал правит балл

Обладателю продовольственного сертификата придется мириться с рядом ограничений. До конца месяца потребителю нужно будет «отоварить» карту, чтобы не потерять баллы. Баллы, не потраченные за месяц, в конце месяца обнулятся.

Впрочем, пока неясно, как государство в принципе будет начислять баллы на карту. Видимо, их приравняют к денежной единице. Например, 1 балл - 1 рубль. Подобный опыт есть у бизнеса: некоторые крупные торговые сети, рестораны и сетевые кофейни повсеместно раздают клиентам бонусные карты, позволяющие оплатить счет баллами, которые конвертируются при оплате услуг в рубли. Но только в определенных местах и по собственному курсу.

Продуктовый талон будет представлять собой банковскую карту отечественной платежной системы. На первых порах, вероятно, участниками программы станут федеральные торговые сети, у которых есть опыт работы с оплатой покупок бонусными баллами. В их распоряжении находится много кассовых аппаратов и соответствующее программное обеспечение. Если проект будет успешным, то к участию в нем подключатся сначала небольшие региональные торговые точки, а потом малые предприятия розничной торговли.

По примеру Америки

Чтобы спрогнозировать, насколько успешной окажется эта программа в России, стоит обратиться к опыту других стран. Чаще всего и сторонники, и противники этой меры апеллируют к опыту США, где система продовольственных карточек (FoodStamps) была введена президентом Франклином Рузвельтом в 1939 году во время Великой депрессии. Потом, когда Вашингтон официально вступил во Вторую мировую войну, эту программу со скандалом свернули. Впрочем, ненадолго. Новая продовольственная помощь пришла в президентство Джона Кеннеди в 1960 х. Она действует до сих пор, невзирая ни на экономические взлеты США, ни на кризисы.

Продовольственные карты, которые ранее представляли собой бумажные талоны, в эпоху правления Клинтона были заменены на банковский «пластик». На них правительство каждого штата ежемесячно перечисляет определенную сумму в баллах. Потребитель на эти баллы может приобрести продукты - причем исключительно американского производства. На октябрь 2016 года получателями помощи по FoodStamps являлись более 13% американцев, или 43 млн людей, чьи доходы не превышают прожиточного минимума в США.

Пока все очень похоже на то, что замыслил российский Минпромторг. Но вот «сумма прописью» заметно различается - и, увы, не в пользу наших бедных. Получатель продовольственной помощи в США каждый месяц может приобрести продукты на сумму $126. На российские деньги это свыше 7,5 тыс. рублей - в 6 раз больше того, что планируется давать нашим малоимущим.

Впрочем, и у американский масштабной государственной системы помощи есть свои изъяны. Главным ее недостатком считается массовое сокрытие получателями помощи по FoodStamps своих дополнительных доходов. Нередко эта программа начинает работать в ущерб себе - многие малоимущие (особенно мигранты) элементарно не желают трудиться, полагая, что и так не умрут от голода. Нередко получателями FoodStamps в США являются несколько поколений мигрантов (это в полной мере относится и к выходцам из СССР). Чтобы бороться с социальным иждивенчеством, в США даже была введена уголовная ответственность для получателей социальной помощи за сокрытие доходов.

В Европе программы FoodStamps не прижились. В послевоенной Англии и Германии они существовали, но недолгое время. Дело в том, что в развитых странах Старого Света уровень жизни населения изначально был выше, чем в США, а социальная дифференциация - ниже. Многие пенсионеры и бедные семьи, получившие талоны на продовольствие, пришли к выводу, что их выгоднее продать на черном рынке. В результате в магазины, где можно было получать продовольственную помощь по FoodStamps, начали заезжать отнюдь не бедные покупатели в собольих мехах и на дорогих автомобилях. После чего Европа предпочла свернуть подобные программы.

Драйвер для роста

В России при реализации программы продовольственной помощи также стоит учесть негативный зарубежный опыт. Во всяком случае, хотя три четверти населения, согласно соцопросам, одобряют гуманитарную цель программы, более 40% респондентов обеспокоены тем, что помощь государства может использоваться нецелевым образом. Скажем, кое-кто из малоимущих наверняка не упустит шанса обменять свои продовольственные карты на алкоголь. Поэтому государству важно хорошо продумать механизмы защиты банковских карт и обязательно сделать их именными.

Впрочем, пока правительство медлит с решением этого вопроса. По каким причинам? В первую очередь по финансовым. Ведь надо где-то изыскать требуемые 240 млрд рублей в год. Для остающегося дефицитным федерального бюджета такие траты пока представляются непосильной нагрузкой. Есть большая вероятность, что государство может передать реализацию этой программы в регионы, бюджеты которых смогут потянуть дополнительные расходы.

Вместе с тем экономический смысл продуктовых карточек заключается не только в росте потребительского спроса, но и в снижении инфляции. Сейчас ее годовая планка определена в 4%. Однако, если стоимость нефти окажется ниже уровня, заложенного в бюджет ($40 за баррель), то удержать инфляцию в пределах 4% не получится. Цены начнут расти, что вызовет повышенный спрос на доллары, а не рубли. Это грозит свести любую помощь, выраженную в рублях, до нуля.

Впрочем, есть и позитивные моменты. По оценкам МВФ, прирост потребления беднейшего населения любого государства всего на 1% в течение 5 лет позволяет увеличить ВВП самой страны на 0,4%. Россия, таким образом, благодаря продовольственной программе для бедных может получить дополнительный драйвер для экономического роста.

В следующем году в России начнет действовать система адресной помощи для 16 миллионов бедных - продуктовые карточки. МОСЛЕНТА выяснила, кто их получит и как ими можно будет пользоваться.

Последние 10 лет в стране говорят о продуктовых карточках, но введут их только в следующем году. Минпромторг намерен ежемесячно перечислять деньги людям, чей доход ниже прожиточного минимума, на покупку продуктов. По идее, тем самым должна решиться проблема недоедания малообеспеченных людей. Им придется пройти специальную комиссию, которая проверит их доходы. Средства на карточке можно потратить в магазинах на скоропортящиеся отечественные продукты (например, мясо, молоко, овощи и так далее). Если в течение месяца вся сумма не истрачена - деньги сгорают. Следующим шагом адресной помощи станет программа бесплатного питания для бедных, которая должна появиться к 2020 году.

В середине сентября Минпромторг отправил в правительство свои предложения по этому вопросу. По данным Росстата за 2014 год, в стране 16 миллионов человек имеют доходы ниже прожиточного минимума - это 11,2 процента от общей численности населения. В первом полугодии 2015 года этот показатель составил уже 15,1 процента. В прошлом году прожиточный минимум равнялся 8050 рублям в Центральном федеральном округе.

Дефицит доходов - сумма, которая нужна, чтобы доходы бедных совпали с чертой прожиточного минимума, - 478,8 миллиарда рублей по всей стране.

Источник в Минпромторге поясняет: «Если учесть, что на продукты питания приходится половина потребительской корзины, то базовый бюджет в 2014 году на продуктовые карточки мог бы составить 240 миллиардов рублей». Размер выплат будет зависеть от региона, в котором проживают люди. К примеру, в США в 2013 году на программу потратили 76,4 миллиарда долларов на 47,6 миллиона американцев, то есть в месяц на питание каждому - 133 доллара.

Предложение Минпромторга детально пока не прописывает весь механизм действия программы. Например, неясно, как будут отбираться магазины, производители продуктов питания, как вся система будет защищаться от мошенников и собирается ли она учитывать фактор инфляции.

Новшество очень актуально - в течение 2014-2015 годов на фоне кризиса региональные бюджеты сократили объемы поддержки малоимущих. Например, в столице в 2,5 раза снизилось финансирование профильной программы - с 839 миллиардов в 2013 году до 328 миллиардов рублей в 2015 году.

У Минпромторга есть ожидания, что программа будет самоокупаемой за счет дополнительных налоговых поступлений в бюджет от продуктовых сетей, производителей. Кроме того, через увеличение валового внутреннего продукта и предпринимательской активности.

«Идея адресной помощи возникла на фоне сокращения бюджетных средств, то есть мы теперь не будем давать всем одинаковое количество денег, а выявим особо нуждающихся и индивидуально подойдем к решению этого вопроса», - поясняет начальник лаборатории исследований пенсионных систем и актуального прогнозирования социальной сферы Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина. Она уточняет, что на стадии эксперимента по внедрению продуктовых карточек в ряде регионов выплаты в них были разными.

С 2013 года в Москве подходят адресно к оказанию разовой материальной помощи остро нуждающимся людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, когда, например, сгорела квартира или погиб единственный кормилец. Семья могла обратиться в центр социальной помощи, где специалисты изучали факты и проверяли доходы.

После чего нуждающиеся получали на социальную карту москвича 500 рублей, на которые можно было купить продукты в таких магазинах, как, например, «Пятерочка» и «Дикси». Один из сотрудников сети X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») уточнил, что в те годы компания и самостоятельно поддерживала социально ослабленные слои покупателей. Например, до 13:00 делала скидку для пенсионеров, а также по социальной карте москвича - 5 процентов.

В 2014 году департамент социальной защиты потратил 184,2 миллиона рублей на подобную помощь 368,5 тысячам человек. В 2015 году размер одноразовых выплат увеличился до 1 тысячи рублей. Пресс-секретарь департамента Анна Шаповалова уточнила, что основной подход в работе ведомства сейчас - адресность.

Уровень бедности в столице практически не меняется, хотя этот показатель ниже, чем по стране - 9,6 процента в 2014 году, 9,7 процента в 2013 году, согласно данным на сайте департамента соцзащиты. Получается, речь идет о примерно 1,5 миллионах человек. Прожиточный минимум в городе в прошлом году был 12180 рублей.

Дефицит дохода 1 человека в месяц составлял 1798,5 рубля, из этой суммы на питание приходилось около 900 рублей. Получается, что месячный бюджет на продуктовые карточки для столицы мог бы составить 1,3 миллиарда рублей, в год - 16,2 миллиарда рублей.

Различные виды помощи малообеспеченным в столице оказывают несколько департаментов, но профильная программа «Социальная поддержка в городе Москве на 2012-2016 годы» - на плечах департамента социальной поддержки. И ее финансирование постепенно снижается: 839 миллиардов рублей - в 2013 году, 311 миллиардов рублей - в 2014 году и 328 миллиардов рублей - в текущем.

В 2014-м и в начале 2015 года снизились реальные денежные доходы населения. В годовом выражении это произошло впервые начиная с 2000 года, пишут специалисты Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ в своем исследовании. Более того, произошел рост цен, в том числе на продовольственные товары и лекарства, что привело к значительному снижению покупательской способности. Единственный вид доходов, который проиндексирован по инфляции 2014 года, - пенсии. В современных экономических условиях государство вынуждено применять принцип адресности при поддержке граждан.

Министерство промышленности и торговли совместно с Министерством финансов дорабатывает программу адресной продовольственной помощи, сообщает ТАСС. Запуск программы планируется уже в этом году, рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров.

«Мы очень рассчитываем, что в этом году мы стартанем с этой программой», - сказал он.

В настоящее время программа продовольственной помощи уже прошла основные этапы согласования с ведомствами. Минэкономразвития поддержало программу, на очереди доработка с Минфином, добавил Мантуров.

Одна из задач программы, по его словам, — обеспечить адресную поддержку тем категориям граждан, которые не могу себе позволить приобрести определенный набор продуктов питания. Например, свежее охлажденное мясо, свежую охлажденную рыбу, свежие овощи.

«Чтобы стимулировать такую возможность, мы выходили с инициативой внедрения продовольственных субсидий через систему адресной поддержки. Такая система работает во многих странах мира», — сказал Мантуров.

Министр подчеркнул, что это не накопительная система и будет правильнее, если граждане будут полностью тратить выделяемые средства на продукцию отечественных производителей. «Если в течение месяца ты не потратил эти деньги, они сгорают», — сказал он.

Стратегия-2017

Говорить о Стратегии продовольственной помощи Минпромторг начал еще осенью 2015 года. Она предполагает поддержку определенных категорий граждан путем создания специальной карты.

На запуск программы продовольственных карточек для малоимущих граждан может потребоваться 240 млрд руб., рассказал замглавы министерства Виктор Евтухов.

По его словам, финансирование предполагается из федерального и региональных бюджетов, количество потенциальных участников программы — порядка 15-16 млн человек.

В Минсельхозе затраты на программу оценили в шесть раз ниже - в 40 млрд рублей, рассказал осенью 2016 года глава министерства Александр Ткачев. Он сообщил также, что его ведомство прорабатывает создание механизма внебюджетного финансирования программы, так как в бюджете соответствующие средства пока отсутствуют.

Карточка для малоимущих граждан будет представлять собой «электронную карту покупателя», на которую будут зачислять средства. Их можно будет тратить на определенные виды товаров и продуктов, в частности на свежие скоропортящиеся отечественного производства.

В программу в настоящее время включены мясная, молочная, рыбная продукция, овощи и фрукты, яйца и зелень.

Исключены крупы и мясные консервы. Однако в Минпромторге не исключали расширение перечня, в него может войти замороженная рыбная и мясная продукция. На импортные товары и продукты льготы распространяться не будут.

Также отмечалось, что в программе продуктовых электронных карт смогут участвовать все торговые точки, которые подключены к центральной процессинговой системе программы, курировать программу будет один из крупнейших банков в стране.

Программа может «обеспечить бюджетную эффективность в размере минимум 2 руб. вклада в ВВП на каждый рубль, вложенный в программу», сообщал Евтухов. Помимо того, что нуждающиеся получат помощь, программа поддержит спрос на российские продукты питания, торговлю и сельское хозяйство, планирует министерство.

Ранее Минпромторг рассчитывал, что программа электронных продовольственных карт покупателя может заработать во второй половине 2016 года.

Нет денег, нет программы

Данной программой должен заниматься не Министерство промышленности и торговли, а Министерство труда и социальной защиты, считает заведующий Центром анализа соцпрограмм и рисков Института НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. По мнению экономиста, если эта программа действительно направлена на социальную поддержку населения, то заниматься ею должно профильное министерство.

«Я понимаю, почему Минпромторг хочет реализовывать эту программу — с другой стороны, это поддержка отечественного производителя. Но, по-моему, отечественный производитель сейчас особых проблем не испытывает: импорт сократился, переориентировался на другие страны, собственное производство реально выросло», — добавляет эксперт.

Если и запускать программу, то, по словам Смирнова, она должна коррелировать с другими программами поддержки малоимущего населения, которые реализуются в России. «Меня напрягает отсутствие взаимодействия между Минпромторгом и Минтрудом - это неразумно, помощь может попасть тем, кто в ней реально не нуждается, а нуждающиеся могут ее и не получить», — резюмирует экономист.

Задумка Минпромторга напоминает американскую Food Stamp Program (программа льготной покупки продуктов), когда дают ограниченные по потреблению талоны, по которым можно купить продукты, отметила директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

То, что предлагает Минпромторг, «касается поддержки промышленности, а не поддержки населения», потому что программа будет вынуждать людей покупать определенные виды продуктов, считает она.

«Хорошо это или плохо, я не знаю. Нужно ли еще больше стимулировать покупать отечественное, когда доходы продолжают сокращаться, для меня большой вопрос. Особенного выбора у бедных людей нет, соус песто и прочие деликатесы они и так не покупают. В какой мере это поддержит российскую промышленность, для меня загадка», — говорит Зубаревич.

Оба эксперта обратили внимание на то, что информации о выделении бюджетных денег на программу продовольственного обеспечения пока не появлялось. В Минфине не ответили «Газете.Ru» на соответствующий вопрос и другие запросы о возможной конфигурации программы.

Если соответствующие расходы были бы включены в текущую версию бюджета, Минпромторг в конце года об этом сообщил бы, полагает Смирнов из ВШЭ. Зубаревич также задалась вопросом об источниках финансирования. «Если это дополнительные деньги для российских потребителей, то вопрос - откуда возьмутся деньги? Это что, дополнительные средства федерального бюджета, которых нет? Пока нет ответа на этот вопрос - нечего и обсуждать», — резюмировала она.

В Минпромторге дополнительные вопросы о программе и ее финансировании также оставили без ответа

Случайные статьи

Вверх