Двухуровневая банковская система в россии. Двухуровневая банковская система россии

Оглавление: Сущность двухуровневой банковской системы…………………………..2 Понятие и сущность коммерческого банка как хозрасчетного предприятия…………………………………………………………………4 Типы коммерческих банков………………………………………………..6 Проблемы функционирования коммерческих банков России в переходный период……………………………………………………….7 Список литературы…………………………………………………………9 Лист для рецензии………………………………………………………….10 Сущность двухуровневой банковской системы Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства. Как и в других странах, банки в РФ не отвечают по обязательствам государства, а государство по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законодательством, или когда банки и государство принимают на себя такую ответственность. Банковская система состоит их двух блоков. Первый - Государственный банк РФ. Второй блок - коммерческие банки. Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий банк и банковская деятельность. Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов. Двухуровневая банковская система основана на взаимосвязи банков в двух плоскостях: а) вертикальная взаимосвязь показывает соподчиненность банков в банковской системе; б) горизонтальная – равноправие банков на каждой ступени. Первый уровень занимает Центральный банк РФ, в его ведение входит монопольное право на эмиссию и надзор за деятельностью коммерческих банков. Второй уровень это коммерческие банки, которые обслуживают клиентов. Размер кредитной эмиссии регулируется ЦБ. Главными задачами ЦБ являются: 1)Поддержание стабильности денежной системы государства, 2)Обеспечение покупательской стабильности национальной валюты, 3)Влияние на ценовую систему страны. Достижение целей – эмиссия, которая осуществляется через следующие функции ЦБ: - эмиссия наличных денег и контроль за денежным обращением, - аккумуляция и хранение резервов кредитных учреждений - хранение официальных золотых и валютных резервов страны - исполнение государственного бюджета и управление гос.долгом - кредитование коммерческих банков, выполнение роли кредитора - организация и осуществление межбюджетных отношений - денежное кредитное регулирование экономики - регулирование и контроль за деятельностью кредитных учреждений Это обеспечивается через следующие операции ЦБ: 1)Выдача лицензий на банковскую деятельность 2)Проверка отчетности в коммерческих банках 3)Банк устанавливает нормативы деятельности коммерческого банка и контролирует их выполнение. Нормативы для коммерческих банков: - Достаточности капитала; - Нормативы ликвидности коммерческого банка; - Нормативы ограничения кредитной деятельности банка (ограничение на крупные кредиты и вклады) - Минимальные резервы депонирования в ЦБ. Коммерческие банки действуют на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от центрального банка. Если речь идет о получении лицензии банком с участием иностранного капитала, иностранным банком или филиалом банка другой страны, то необходимо представить некоторые легализованные в установленном порядке документы. Госбанк для обеспечения всем коммерческим банкам равных конкурентных условий имеет полномочия предъявлять дополнительные требования к учредителям иностранных банков и банков с участием иностранного капитала относительно минимального и максимального размеров их уставного капитала. Госбанк осуществляет надзор за выполнением условий выданных коммерческим банкам лицензий и проводят ревизии и тематические проверки операций в иностранной валюте, выполняемых банками. По результатам проверок и ревизий они имеют право применять к коммерческим банкам меры, предусмотренные действующим законодательством. Аккумуляция банками свободных денежных средств и вложение их в дело в самых различных формах обычно приносит высокие доходы не только самим банкам, но и их клиентам. Учредителями коммерческих банков могут быть как юридические лица, так и граждане. Не исключено привлечение в состав учредителей и иностранных партнеров. Банкам предоставлено право открывать филиалы как внутри страны, так и за рубежом. Все это имеет надежную правовую основу. В банковской сфере впервые нашли конкретное проявление признаки демонополизации, деловой конкуренции. Безусловно, развитие рыночных отношений будет стимулировать дальнейшее совершенствование банковской системы, возрастание ее роли в укреплении экономических связей. Понятие и сущность коммерческого банка как хозрасчетного предприятия. Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д. Операции коммерческих банков. Коммерческие банки могут осуществлять весь комплекс кредитных и расчетных операций, присущих банковскому органу. Рассмотрим более подробно характер совершаемых коммерческими банками операций. Основные из них следующие: - ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов; - финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств; - выпуск платежных документов и иных ценных бумаг (чеков, аккредитивов, векселей, акций, облигаций и других); - покупка, продажа и хранение государственных платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними; - выдача поручительств, гарантий и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме; - приобретение права требования из поставки товаров и оказания услуг, принятие рисков исполнения таких требований и инкассация этих требований (факторинг); - иностранной валюты; - покупка и продажа в РФ и за границей драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; - на счета и во вклады и иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой; - доверительные операции (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами и другие) по поручению клиентов; - лизинговые операции; - оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью. Важное место в деятельности коммерческих банков принадлежит организации и осуществлению международных расчетов, операций с иностранной валютой, кассовому обслуживанию имеющей ее клиентуры. В настоящее время уже более 200 банков проводят такие операции. Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия - он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Банк может осуществлять виды хозяйственной деятельности (разумеется, если они не противоречат законам страны, вытекают из Устава банка). Как и любое другое предприятие, банк должен иметь специальное разрешение (лицензию). Банки в отличие от промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфере обмена, а не производства. Это обстоятельство, однако, дало основание ряду авторов считать, что банк - это торговое предприятие. Ассоциации банковской деятельности с торговлей не случайны. Банки действительно как бы «покупают» ресурсы, «продают» их, функционируют в сфере перераспределения, содействуют обмену товарами. Банки имеют своих «продавцов», хранилища, особый «товарный запас», их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. На этом, однако, сходство между банком и сферой торговли в основном заканчивается. Более того, сходство носит внешний характер, ибо банк торгует не товарами, а особым продуктом. Известны, к примеру, такие операции, которые банки совершают с обменом (покупкой-продажей) валют на денежном рынке, когда валюта одной страны (а также золото) покупается или продается по определенному курсу, определенной цене. Функционирование банка в сфере обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Интересы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может находиться в данном регионе. Разумеется, в современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным. Консолидирующим звеном здесь выступает банк-посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в кармане банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор кредита на любой вкус – срок, обеспечение, ссудный процент. Банк выступает в данном случае в роли удачливой сводницы, устраивающей знакомство двух субъектов - кредитора и заемщика. Типы коммерческих банков Коммерческие банки представляют собой банки, совершающие кредитование промышленных, торговых и других предприятий главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. По форме собственности они подразделяются на: а) частные акционерные, б) кооперативные, в) государственные. Коммерческие банки различаются: 1. По принадлежности уставного капитала и способу его формирования и могут создаваться и существовать в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с участием иностранного капитала, иностранных банков. Закон не исключает и другие способы формирования уставного капитала коммерческого банка. 2. По видам совершаемых операций коммерческие банки делятся на универсальные и региональные банки. 3. У многих коммерческих банков ярко выражена отраслевая ориентация. Для координации усилий и защиты интересов коммерческие банки могут создавать союзы, ассоциации, другие объединения. При принятии решений, связанных с текущей банковской деятельностью, эти банки независимы от исполнительных и распорядительных органов государственной власти и управления. Работникам названных органов запрещается участие в органах управления банков, в том числе и путем совмещения должностей. Следует иметь ввиду, что закон запрещает банкам использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций в вопросах установления процентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения, на ограничение конкуренции в банковском деле. Соблюдение антимонопольных правил контролируется Госбанком РФ. Проблемы функционирования коммерческих банков России в переходный период Таким образом, мы видим, что банки играют очень важную роль в экономике. Поэтому именно с налаживания нормально функционирующей банковской системы нужно начинать выход из кризисного положения, сложившегося у нас в стране. В настоящее время, в связи с нехваткой квалифицированных кадров и стремительным ростом количества коммерческих банков в эту сферу идут мало подготовленные работники, которые не имеют специального образования. Это приводит к неудовлетворительной работе банков и стремлению их просто быстрее заработать деньги. Зачастую банки выдают кредиты предприятиям, даже не проверив их состоятельность. Все это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране. В настоящее время одной из наиболее важных задач является дальнейшее расширение участия банков в стимулировании экономического роста России. Наиболее действенным рычагом здесь служит кредитование банками реального сектора экономики. Однако дальнейшему развитию препятствует ряд факторов: 1) Высокие риски не возврата кредитов из-за неплатежеспособности многих предприятий; 2) Многие потенциальные заемщики не могут представить в банки обоснованные проекты, под которые хотят получить кредит. В таких случаях банки должны приходить на помощь, оказывая услуги финансового менеджмента. Это поможет им снизить риски размещения своих средств; 3) Недостаточность у ряда банков, особенно региональных, ресурсов для долгосрочного кредитования реального сектора экономики. Этот вопрос не потерял своей актуальности, а для его решения можно рассматривать различные варианты, например полностью освободить от резервирования наиболее долгосрочные вклады и депозиты; 4) Расширению кредитования банками реального сектора экономики могли бы содействовать налоговые льготы. Большое беспокойство вызывает быстрое сокращение количества банковских учреждений, их крайне неравномерное распределение по территории страны. Банковские учреждения, закрываются как правило в районах, где недостаточно капиталов, поэтому и новые банки там не могут быть созданы из-за высоких требований к минимальному размеру уставного капитала. К сожалению не все банки осознали необходимость повышения уровня капитализации. Некоторые продолжают строительство престижных офисов, проводят другие затраты, не сообразуясь с имеющимися возможностями. Ассоциация Российских банков настоятельно рекомендует всем банкам больше внимания уделять наращиванию собственных средств, формированию резервов под кредитные риски. Это – залог выживания банков, сохранения их финансовой устойчивости. Список литературы: 1. Учебник / Финансы. Денежное обращение. Кредит. / под ред. Дробозиной Л.А. М. Финансы 1997г. 2. Журнал /Деньги и кредит 1994 г. №7, 1993г. №8, 1998г. №6. Лист для рецензий

kredito_admin

Двухуровневая банковская система – национальная система организации банковского дела в условиях развитой рыночной , которая делится на два уровня.
Первый уровень банковской системы – это центральный банк (ЦБ). Он монопольно осуществляет эмиссию платежных средств страны. Основная цель ЦБ является обеспечение устойчивости денежно-кредитной системы страны и стабильная работоспособность коммерческих .
Второй уровень – это коммерческие и иные кредитные организации. К их основным задачам относят кредитованием и финансированием организации, предприятий, фирм, населения за счет денежных капиталов, привлеченных в форме вкладов и путем выпуска собственных облигаций и . Коммерческие банки выполняют обширный круг . Они открывают и ведут счета, привлекают во вклады денежные средства, осуществляют куплю-продажу , а также инкассируют денежные средства и выдают гарантии.

Двухуровневая банковская система: ее принцип

В нашей стране, как и в любом другом развитом государстве, принято распоряжаться национальными денежными единицами по двухуровневой банковской системе: единый Центральный банк во главе и под ним раскрывается сеть коммерческих учреждений.

Первый уровень: ЦБ. Его еще называются эмиссионным банком, потому что им осуществляется эмиссия платежных средств государства. Но его цели, в отличие от коммерческих банков, больше направлены на безопасность, устойчивость и процветание кредитной системы. Центральный банк также отвечает за беспрепятственное функционирование коммерческих организаций, оказывающих денежно-кредитные услуги населению.

Второй уровень: коммерческие банковские учреждения. Они бывают следующих видов: инвестиционные, узкоспециализированные, ипотечные, сберегательные, выдающие потребительские кредиты, производственные, . Также следует отметить небанковские институты такие, как фонды инвестиций, страховые агентства, ломбарды и некоторые другие.

Двухуровневая банковская система была разработана очень давно, еще в 17-ом веке в Англии. Позже страны со всего мира переняли английскую систему распоряжения национальной валютой.

Принцип двухуровневой системы банков оправдывает себя четким разделением денежно-кредитных функций на законодательном уровне. Такая система в нашей стране представлена Банком России - первый уровень, и филиалами коммерческих банков - второй уровень. Но в РФ нет такого жесткого ограничения функций различных слоев банковской системы, как в Англии. Универсальность системы двухуровневой структуры в России заключается в том, что наши банки имеют множество полномочий на осуществление кредитной деятельности. Одним словом, они могут работать как на краткосрочном кредитовании, так и на длительных инвестиционных программах, разрешенных для реализации на законодательном уровне.

Коммерческие учреждения кредитования, составляющие второй слой банковской системы, выполняют множество функций, регулируемых Банком России. Например, занимаются кредитованием государственных предприятий, ведут операции по торговле ценными бумагами на международной арене. Одним словом, нижний уровень банковской системы РФ занимается ведением денежно-кредитных операций как внутри государства, так и снаружи.

В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся:

§ принцип двухуровневой структуры банковской системы;

§ принцип универсальности банков.

Рис. 2. Современная банковская система Российской Федерации

Принцип двухуровневой структуры банковской системы реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков.

Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков (рис. 2).

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) как верхний уровень банковской системы, который выполняет функции
денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний, уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции и т. п. В процессе функционирования они должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др.

Принцип универсальности российских банков, закрепленный законодательством, означает, что все действующие на территории РФ
банки имеют универсальные функциональные возможности. Иными словами, они имеют право осуществлять все краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные операции, предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями. Законодательство не предусматривает специализации банков по видам их операций.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом
«О банках и банковской деятельности», федеральным законом
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Согласно российскому законодательству, кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка
России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или общество с дополнительной ответственностью).

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Важнейшими функциями коммерческих банков являются:

§ аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

§ кредитование предприятий, организаций, государства и населения;

§ организация и осуществление расчетов в хозяйстве;

§ учет векселей и операций с ними;

§ операции с ценными бумагами;

§ хранение финансовых и материальных ценностей;

§ управление имуществом клиентов по доверенности (трастовые операции).

Под небанковской кредитной организацией понимают кредитную организацию, имеющую право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Управление денежной массой в обращении - всего лишь одна из задач правительства в рамках его общей обязанности направлять национальную экономическую активность в соответствии главными целями стратегии развития страны.
Существует три основных способа экономического регулирования экономики : фискальная политика, денежно-кредитная политика, прямое вмешательство государства.
Фискальная политика . Данный способ подразумевает экономическое регулирование за счет мероприятий в области налога: обложения и государственных расходов.
Прямое вмешательство государства характерно для социалистических стран с директивными методами управления. Наиболее ярким примером может служить политика регулирований цен и доходов, направленная на контролирование инфляции за счет замораживания цен и заработной платы, а также рационирование (распределение товаров в обществе в соответствии с необходимостью).
Денежно-кредитную политику осуществляет Банк России совместно с Правительством согласно выбранной идеологии развития экономики. Денежно-кредитная политика (ДКП) представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, валютного курса, платежного баланса и, следовательно, на состояние экономики страны в целом. Целями денежно-кредитной политики являются: достижение финансовой стабилизации; снижение темпов инфляции; укрепление курса национальной валюты; обеспечение устойчивости платежного баланса страны; создание условий для стимулирования экономического роста.
В зависимости от состояния экономики и целей выделяют два типа денежно-кредитной политики: рестрикционная и экспансионистская.
Денежно-кредитная политика может иметь тотальный либо селективный характер. Тотальный характер - мероприятия Банка России распространяются на все учреждения банковской системы. Селективный характер - мероприятия Банка России распространяются на отдельные кредитные учреждения или на отдельные виды банковской деятельности.
Инструментами селективной политики являются:
1) установление лимитов учетных и переучетных операций (по отраслям, регионам);
2) лимитирование отдельных видов операций банков;
3) установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций;
4) регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков;
5) установление кредитных потолков и т. д.
Выбор типа денежно-кредитной политики, а соответственного набора инструментов регулирования Банк России осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Выбранные и разработанные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. Одним из основных принципов определения стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т. е. на внутренние или внешние показатели. В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику, используя соответствующие инструменты. Инструмент ты, используемые в денежно-кредитной политике центральным» банками разных стран, должны соответствовать определенным требованиям: а) максимальной действенности; б) равномерности воздействия на конкурентоспособность кредитных институтов. Все инструменты денежно-кредитной политики можно охарактеризовать с помощью следующих критериев: традиционные или нетрадиционные; административные или рыночные; общего действия или селективной направленности; прямого или косвенной) воздействия; краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные.
Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 35) сформулированы
основные инструменты денежно-кредитной политики: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения.
Целевыми ориентирами денежно-кредитной политики в ближайшей перспективе являются :
а) обеспечение низкого уровня инфляции при значительном
увеличении денежной массы в реальном выражении;
б) дедолларизация российской экономики и укрепление национальной валюты;
в) снижение процентных ставок и постепенная переориентации денежных потоков из финансового в реальный сектор экономии
г) остановка утечки капитала за рубеж;
д) реструктурирование внешних и внутренних долгов.

Це́нная бума́га - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский Кодекс РФ также определяет, что с передачей ценной бумаги все указанные ею права переходят в совокупности. В определенных случаях для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).

Российский рынок ценных бумаг регулируют следующие нормативные документы:

· Гражданский Кодекс РФ Глава 7 «Ценные бумаги»

· Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96г.

· Федеральный закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.95г.

С юридической точки зрения ценная бумага может рассматриваться как титул имущественных прав, а также как движимое имущество. С экономической точки зрения ценная бумага - представитель капитала.

Ценные бумаги как экономическая категория - это право на долю совокупного капитала, полученного в результате первичного размещения данных бумаг, а также на распределение и перераспределение прибыли, которую даёт такой капитал. Это право обосабливается от своей натуральной основы (денег, оборудования, патентов и т. п.) и даже имеет собственную материальную форму (например, в виде бумажного сертификата, записи по счетам и т. п.), а также имеющие следующие фундаментальные свойства:

· обращаемость;

· доступность для гражданского оборота;

· стандартность и серийность;

· документальность;

· регулируемость и признание государством;

· рыночность;

· ликвидность;

Виды ценных бумаг

Существующие в современной мировой практике ценные бумаги делятся на 2 класса:

· основные ценные бумаги

· производные ценные бумаги или деривативы

Основные ценные бумаги - это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др. К таким бумагам относятся:

· облигация;

· вексель;

· банковские сертификаты;

· коносамент;

· варрант;

· депозитный сертификат;

· сберегательный сертификат

· закладная

Основные ценные бумаги можно разбить на:

· Первичные ценные бумаги основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги (обеспеченные активами). Это, например, акция, облигация, вексель, закладная и др.

· Вторичные ценные бумаги - это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги,депозитарные расписки и др.

Производная ценная бумага или дериватив - это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.), свободно обращающиеся опционы и свопы.

А́кция (нем. Aktie, от лат. actio - действие , штраф ) - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Обычно акция является именной ценной бумагой .

Различают обыкновенные и привилегированные акции.

1. Обыкновенные акции дают право на участие в управлении обществом (1 акция соответствует одному голосу на собрании акционеров, за исключением проведения кумулятивного голосования) и участвуют в распределении прибыли акционерного общества. Источником выплаты дивидендов по обыкновенным акциям является чистая прибыль общества. Размер дивидендов определяется советом директоров предприятия и рекомендуется общему собранию акционеров, которое может только уменьшить размер дивидендов относительно рекомендованного советом директоров. Распределения дивидендов между владельцами обыкновенных акций осуществляется пропорционально вложенным средствам (в зависимости от количества купленных акций).

2. Привилегированные акции могут вносить ограничения на участие в управлении, а также могут давать дополнительные права в управлении (не обязательно), но по сравнению с обыкновенными акциями имеют ряд преимуществ: возможность получения гарантированного дохода, первоочередное выделение прибыли на выплату дивидендов, первоочередное погашение стоимости акции при ликвидации акционерного общества. Дивиденды часто фиксированные в виде определенной доли от бухгалтерской чистой прибыли или в абсолютном денежном выражении. Дивиденды по привилегированным акциям могут выплачиваться как из прибыли, так и из других источников - в соответствии с уставом общества.

В настоящее время в России действует двухуровневая банковская система. В нее входят Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и кредитные организации, к которым относятся коммерческие банки и небанковские кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Организация банковской системы и правовое регулирование банковской деятельности осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, законами «О Центральном банке РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами и нормативными актами ЦБ РФ.
Кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять предусмотренные законодательством банковские операции. Она образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество и включает банки и небанковские организации.
Банк - кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств юридических и физических лиц, их размещение от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, а также ведение банковских счетов юридических и физических лиц. Банк может осуществлять также другие банковские операции и сделки.
Иностранным банком считается банк, признанный таковым законодательством иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Только юридическое лицо, получившее от ЦБ РФ лицензию на осуществление банковских операций, имеет право использовать в своем наименовании слова «банк» и «кредитная организация» или иным способом указывать на то, что оно правомочно осуществлять банковские операции.
Разделением целей и функций между ЦБ РФ и другими кредитными организациями определяется двухуровневый характер организации банковской системы России. ЦБ РФ составляет верхний её уровень и находится в федеральной (государственной) собственности. Нижнее звено данной системы представляют коммерческие банки и небанковские организации.

5.2. Понятие и признаки банковской системы

Термины «система» и «банковская система» определяют не только состав банков. По содержанию понятие «банковская система» более широкое, оно включает:
- совокупность элементов,
- достаточность элементов, образующих определенную целостность,
- взаимодействие элементов.
Банковская система характеризуется следующими свойствами:
1. Банковская система, прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям. К примеру, на рынке функционируют торговая система, система транспорта и связи, исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов и т.п. Каждая из данных и других систем имеет свое особое назначение. Они соприкасаются друг с другом, но имеют разные задачи. В банковскую систему нельзя включать производственные, сельскохозяйственные единицы, занятые другим родом деятельности.
2. Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними. Различия между этими двумя типами системы представлены в таблице 5.1.
Таблица 5.1

Распределительная (централизованная) банковская система Рыночная банковская система

/. По типу собственности
Государство - единственный собственник на банки Многообразие форм собственности

//. По степени монополизации
Монополия государства на формирование банков Монополия государства на банки отсутствует, любые юридические и физические лица могут образовать свой банк

III. По количеству уровней системы
Одноуровневая банковская система Двухуровневая банковская система

IV. По характеру системы управления
Централизованная (вертикальная) схема управления Децентрализованная (горизонтальная) схема управления

V. По характеру банковской политики
Политика единого банка Политика множества банков

VI По характеру взаимоотношений банков с государством
Государство отвечает по обязательствам банков Государство не отвечает по обязательствам банков, так же как банки не отвечают по обязательствам государства

VII По характеру подчиненности
Банки подчиняются правительству, зависят от его оперативной деятельности Центральный банк РФ подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному Совету, а не правительству

VIII. По выполнению эмиссионной и кредитной операции
Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке (кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионные операции) Эмиссионные операции сосредоточены только в Центральном банке РФ; операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки

IX. По способу назначения руководителей банка
Руководитель банка назначается центральной или местной властью, вышестоящими органами управления Руководитель ЦБ РФ утверждается парламентом. Председатель (Президент) коммерческого банка назначается его Советом

Из этого следует, что сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее отдельных элементов.
Практика знает несколько типов банковской системы:
- распределительная централизованная банковская система;
- рыночная банковская система;
- система переходного периода.
В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки - коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему Совету, решению акционеров, а не административному органу государства.
3. Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого.
Теоретически можно предположить, что даже в том случае, если в банковской системе исчезает первый ярус - центральный банк, то вся система не разрушается, какое-то время другие банки способны в пределах выпущенной массы платежных средств совершать расчеты, выдавать кредиты, проводить другие банковские и небанковские операции. В истории некоторых стран были примеры, когда эмиссионные операции поручались не только центральному банку, но и деловым, коммерческим банкам.
4. Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике. Здесь выделяются два момента.
Во-первых, банковская система как целое все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется. Например, раньше в России не было муниципальных банков, сейчас они созданы в ряде крупных экономических центров. С выходом нового банковского законодательства банковская система приобрела более совершенную законодательную базу.
Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между ними. Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, предлагают для продажи «длинные» и «короткие» деньги, покупают денежные ресурсы друг у друга. Банки могут оказывать друг другу иные услуги, к примеру, участвовать в совместных проектах по финансированию предприятий, образовывать объединения и союзы.

  1. Банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская «тайна». По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.
  2. Банковская система - «самоорганизующаяся», поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка.
В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производство, уменьшает сроки кредитования, увеличивает доходы преимущественно не за счет основной, а побочной деятельности. Напротив, в условиях экономической и политической стабильности и, следовательно, сокращения риска, банки активизируют свою деятельность, как по обслуживанию основной производственной деятельности предприятий, так и долгосрочному кредитованию хозяйства, получают доходы преимущественно за счет своих традиционных процентных поступлений. Банки, не принявшие меры, учитывающие меняющиеся события, неизбежно оказываются в трудном экономическом положении, теряют клиентов, несут убытки, в конечном счете, перестают существовать.
7. Банковская система выступает как управляемая система - Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, функционируют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль за деятельностью кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специальные государственные органы).
В настоящее время в России функционируют разнообразные виды банков, в том числе с различной формой собственности: государственной, частной, кооперативной, смешанной (включая иностранный капитал).
В соответствии с российским законодательством государственной считается собственность федеральная и субъектов Федерации. Поэтому государственными должны считаться те банки (помимо Центрального), капитал которых является достоянием либо РФ в целом; либо республик в составе РФ, краев, областей и других субъектов Федерации; либо в акционерном капитале преобладают акции государственных учредителей (например, государственные предприятия и организации).
Если в формировании уставного капитала такого банка участвуют негосударственные структуры либо иностранные государственные или негосударственные институты, то речь идет об одном из вариантов совместных банков. Совместными выступают, например, Межгосударственный банк заинтересованных стран-членов СНГ и Российский банк реконструкции и развития.
Возможные варианты смешанных банков: государственно-частный, государственно-кооперативный, частно-кооперативный.
К смешанному виду относятся также муниципальные (коммунальные) банки, получившие в современной банковской системе России официальное право на существование лишь в середине 1993 г. (постановление ВС РФ «О создании муниципальных банков в городах» от 22 июля 1993 г.).
Кооперативные банки, характеризующиеся особой формой собственности и особым механизмом использования получаемой прибыли (она в основном расходуется на оказание льготных услуг участникам банков - как правило, кооперативам).
Формально международным может считаться любой банк хотя бы с одним зарубежным филиалом.
В России функционируют банки с различной степенью независимости. Максимальной степенью независимости (в рамках требований закона и нормативных актов ЦБ РФ) обладают банки, самостоятельно формирующие и изменяющие свой уставный капитал, определяющие свою стратегию и тактику, структуру активов, по собственному усмотрению распределяющие свой доход. Другие виды банков по данному критерию - банки с ограниченной независимостью.
Дочерний банк - формально независимый коммерческий банк, контролируемый другим банком (другими банками), который в силу этого выступает в роли материнского банка (банка-холдинга). Условием таких взаимоотношений является обладание материнским банком контрольным пакетом акций (паев) дочернего банка. Дочерний банк можно рассматривать и как банк, и как структурное подразделение банка («подбанк»). Это своеобразная переходная форма.
Банк-сателлит, или «карманный» банк - банк, уставный капитал которого сформирован преимущественно из средств клиентов, что ведет к излишней концентрации влияния у наиболее крупных учредителей, оказывающихся способными навязывать решения, противоречащие как интересам большинства вкладчиков и учредителей, так и задачам роста эффективности деятельности самого банка. По сути это дочерние банки различных производственных и торговых структур.
Уполномоченными (агентскими) называют банки, выполняющие по договорам те или иные операции для органов власти и управления, в том числе для центрального банка. Понятие «уполномоченный банк» употребляется и в другом смысле, когда не предполагается снижения уровня независимо одного банка по сравнению с другими. Например, любой банк, получив валютную лицензию, превращается тем самым в уполномоченного агента государственного валютного контроля.
Центральный Банк РФ.
Центральный Банк Российской Федерации - (Банк России), главный банк страны, эмиссионный центр Российской Федерации, орган денежно-кредитного регулирования, банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, проведения валютной политики страны, государственного валютного регулирования и валютного контроля, координации, регулирования и лицензирования расчётных, в том числе клиринговых систем.
За деятельностью кредитных организаций осуществляется контроль:
- Государственный - осуществляется законодательным путем;
- Ведомственный - осуществляет Центральный Банк РФ;
- Независимый - осуществляют аудиторские фирмы. В ходе выполнения своих надзорных функций Банк России имеет право;
- Давать рекомендации руководству банков о возможных путях ликвидации недостатков;
- Предъявлять требования учредителям банка о принятии мер по устранению нарушений в определенные сроки, включая замену руководителей банка;
- Направлять в банк (филиал) своего представителя для выяснения причин имеющихся недостатков и для разработки предложений по их устранению;
- Назначать временную администрацию по управлению банком (филиалом) на период, необходимый для его финансового оздоровления или выполнения предписаний Центрального Банка РФ;
- Вносить на рассмотрение Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации предложения о введении ограничений на проведение банковских операций;
- Предъявлять требования к головному банку о регистрации или ликвидации филиала с сообщением об этом Департаменту банковского надзора и территориальному главному управлению по месту нахождения головного банка;
- Ставить вопрос о реорганизации или ликвидации банка.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций, а также сложившейся мировой практики и требований международных надзорных органов ЦБ вправе устанавливать им обязательные нормативы, контролировать их выполнение, проводить инспекционные проверки деятельности банков на местах, а также применять к банкам санкции, вплоть до отзыва лицензии.
Кредитные организации имеют право заключать между собой договоры для решения совместных задач, создавать холдинги, вступать в союзы для защиты и представления интересов своих членов, координация их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций и не преследуют цели получения прибыли. Им запрещается осуществлять любые банковские операции. Они регистрируются как некоммерческие организации и в месячный срок уведомляют ЦБ РФ о своем создании.
С учетом филиалов коммерческих банков и учреждений Сберегательного банка РФ плотность банковской сети в стране составляет 20 -30 кредитных учреждений на 100 тыс. человек, что соответствует уровню мировой практики -10-50 на 100 тыс. человек. Однако распределение банков по регионам России неравномерно. Если, например, в Москве сосредоточено до 40 % всех банков, то в Дальневосточном, Восточно-Сибирском и некоторых других регионах их количество явно недостаточно.
Так сейчас наблюдается равномерный рост количества банков. Растет количество банков, преобразованных в филиалы других, более крупных банков, что способствует концентрации банковского капитала. По состоянию на 1 декабря 2004 года, в общем, количестве кредитных организаций доля с уставным капиталом до 30 млн. руб. составляет 64,2%, а с уставным капиталом от 300 млн. р. и выше – лишь 4,8%. Значительную часть банковской сети все еще составляют мелкие и средние банки, которые не могут делать крупных вложений в экономику.
Для дальнейшего развития сети коммерческих банков требуется приведение в 2005 году уровня достаточности их капитала в соответствие с требованиями Инструкции №1 ЦБ РФ от 1 октября 1997 года «О порядке регулирования деятельности банков», оздоровление финансового состояния проблемных банков, упорядочение размещения банковской сети на территории страны, повышение оснащенности банков и культуры банковского обслуживания. Возможно ускорение процесса поглощения мелких банков более крупными. Продолжится универсализация деятельности большинства коммерческих банков.
Кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», называются небанковские кредитными организациями. К ним относятся клиринговые палаты, ломбарды, лизинговые компании, кредитная кооперация и др. круг банковских операций для них устанавливает ЦБ РФ.

Корни российских банков уводят нас вглубь отечественной истории, в эпоху Великого Новгорода (XII - XV вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог.

Первый в России акционерный коммерческий банк начал свои операции в 1864 г. в г.Санкт-Петербурге. Второй коммерческий банк - Московский Купеческий банк - открылся в 1866 г.

До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые - промышленность и торговлю. Функционировали фондовые биржи.

После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита. В 1914 - 1917 гг. кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.

Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным коммерческим банкам.

В 1917 г. в результате национализации были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которые стали государственной собственностью. Была также установлена государственная монополия на банковское дело, произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый общегосударственный банк РСФСР, были ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, и запрещены операции с ценными бумагами. В целом кредитная кооперация не была национализирована, однако, обслуживающий ее Московский народный (кооперативный) банк был национализирован, а его правление переизбрано в кооперативный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР.

До Октябрьской революции кредитная система России включала в себя центральный банк, систему коммерческих и земельных банков, страховые компании и ряд специализированных финансовых институтов. В 1930-е гг. кредитная система была реорганизована, следствием чего стали ее чрезмерное укрупнение и централизация. По существу, остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Результатом подобной реорганизации банковской системы стало выхолащивание самого понятия кредитной системы и сущности кредита. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и, прежде всего, у министра финансов. Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в широком смысле слова и переход на административную систему управления.

Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:

Отсутствие вексельного обращения;

Выполнение банками, по существу, роли второго госбюджета;

Списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;

Операции перекредитования всех сфер хозяйства;

Потеря банковской специализации;

Монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;

Низкий уровень процентных ставок;

Слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью в различных сферах экономики;

Неконтролируемая эмиссия кредитных денег.

Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.

Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:

Банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности - государственной;

Сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;

Реформа проводилась в отсутствие новых экономических механизмов;

Не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками;

Продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;

Банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую ликвидность;

Не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;

Увеличились издержки на содержание банковского аппарата;

Разгорелась «банковская война» за разделение текущих и ссудных счетов;

Реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений - важных источников кредитных ресурсов.

Проведенная таким образом реорганизация 1987 г., сохранив неэффективную одноуровневую кредитную систему, не приблизила ее структуру к потребностям нарождающихся в России рыночных отношений. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и приближения ее к структуре аналогичных систем в странах с развитой рыночной экономикой.

Второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита начался в 1988 г. с создания первых коммерческих банков. Создание такого рынка означало замену административно-командных отношений гибкими (экономическими) методами перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения.

В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в народном хозяйстве страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. После обретения Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в государствах с развитой рыночной экономикой.

В результате в нашей стране практически сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень - Центральный банк России, II уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он отражает общенациональный интерес, проводит политику в интересах государства, формирует главные принципы всей банковской деятельности.

Коммерческие банки концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и обслуживают юридических и физических лиц. По уровню специализации коммерческие банки делятся:

На универсальные, т.е. осуществляющие практически все виды банковских операций;

Специализированные, т.е. специализирующиеся на определенных видах банковских операций.

Коммерческие банки большинства стран выполняют до 300 видов операций и услуг, важнейшие из которых:

Ведение депозитных счетов;

Выдача кредитов;

Хранение ценностей и т. д.

Заметную роль в банковской сфере России играет примерно треть коммерческих банков - бывшие специализированные и отраслевые банки со значительным участием государства в их капиталах. Эти банки располагают достаточно большим собственным капиталом, активами, необходимым количеством филиалов, что позволяет им постоянно пополнять собственную кредитную базу и увеличивать обороты.

Стремительно прогрессируют многие новые банки, возникшие без опоры на бывшие госбанки. Новые банки создаются и работают в тесном контакте с какой-либо финансовой группой. В большинстве случаев это дочерние структуры таких групп - торговых домов, коммерческих компаний, бирж и т.п. В качестве примера можно назвать «МДМ», «Альфа-банк», «Росбанк» и другие. Вышеназванные банки быстро вышли на общероссийский уровень, превратились в крупные универсальные банки.

Крупные компании и крупные банки объединяют свои усилия в целях развития инвестиций. Так, например, Внешторгбанк (собственный капитал 54,768 млрд. руб.) и его постоянный клиент крупнейшая нефтяная компания России «ЛУКойл» подписали соглашение о стратегическом партнерстве. По условиям этого договора «ЛУКойл» переводит часть своих финансовых потоков на обслуживание во Внешторгбанк, а банк со своей стороны должен предоставлять средне- и долгосрочные кредиты «ЛУКойлу» на инвестиционные нужды под эффективность проектов. Такое соглашение с одним из самых крупных банков России позволяет компании перейти в категорию стратегических партнеров банка. Профиль. 2002. №28 (июль). С.70.

В таблице 1.1 представлена группировка кредитных организаций по величине уставного капитала. Анализ этой таблицы показывает, что растет количество банков с уставным капиталом от 30 млн. руб. и выше.

Таблица 1.1

Группировка действующих кредитных организаций

по величине зарегистрированного уставного капитала

Зарегистрированный

уставной капитал

Количество кредитных организаций

Изменения (+/-)

на 01.01.2002 г.

на 01.04.2002 г.

Количество

Удельный вес в % к итогу

Количество

Удельный вес в % к итогу

До 3 млн. руб.

От 3 до 10 млн. руб.

От 10 до 30 млн. руб.

От 30 до 60 млн. руб.

От 60 до 150 млн. руб.

От 150 до 300 млн. руб.

От 300 млн. руб. и выше

Достаточно быстрыми темпами растет совокупный капитал действующих банков. Позитивным фактором наращивания банками своей капитальной базы можно считать то, что источниками роста капитала стали не только увеличение размера уставного капитала и субординированные кредиты, но также прибыль и сформированные из нее фонды.

Продолжает наращиваться ресурсная база банков. Все большую роль в ней играют средства предприятий и организаций. Остатки средств на расчетных, текущих и прочих счетах предприятий и организаций выросли за 2000 - 2001 гг. в рублях более чем на 60%, а в иностранной валюте - более чем на четверть.

Рост капитала и ресурсной базы коммерческих банков, определенное повышение качества их кредитного портфеля способствуют постепенному улучшению показателей финансовой устойчивости банковской системы. По состоянию на 01.01.2001 г. в финансово-устойчивых кредитных организациях было сосредоточено более 86% совокупных активов действующих банков. Этими банками привлечено более 84% средств от предприятий и организаций, около 75% бюджетных средств, 96% вкладов населения и 69% межбанковских кредитов.

Количество прибыльных банков на 01.01.2001 г. составило более 92% числа работающих банков.

В конце 2001 г. сняты определенные законодательные ограничения на иностранный капитал в банковской системе в России. В сентябре 2001 г. был отменен запрет на открытие в России филиалов иностранных банков. Сегодня каждый десятый российский банк имеет в собственном капитале долю иностранного капитала, при этом 26 банков были организованы только на основе иностранного капитала, в 10 банках доля иностранного капитала выше 50% и у 93 банков имеется неконтрольный пакет нерезидентов. На эти банки приходится 9,8% активов, 7,8% капитала и 6,1% кредитов российской банковской системы. Таким образом, следует констатировать, что присутствие иностранного капитала в отечественном банковском секторе невелико и оно гораздо ниже, чем в других странах с переходной экономикой, где зачастую контрольные пакеты всех крупнейших банков (включая национальный сберегательный банк) принадлежат иностранцам. С 1 октября 2001 г. ЦБ РФ отменил разрешительный порядок получения кредитов от иностранных банков на срок более 180 дней в сумме до 100 млн. долларов. С четвертого квартала 2001 г. ЦБР снизил величину минимального уставного капитала для вновь открываемых иностранных банков с 10 млн. до 5 млн. евро, тем самым, уровняв требования к иностранцам с требованиями, которые предъявляются к российским банкам. Все это заметно упрощает зарубежным банкам доступ на российский рынок.

Перед отечественными банками стоит задача наращивания их капитализации. Для достижения уровня капитализации хотя бы банков стран Центральной и Восточной Европы потребуется порядка 10 млрд. долл. (данное обстоятельство и стало причиной смягчения политики ЦБ по привлечению в банки иностранного капитала). При этом следует понимать: с одной стороны, непрозрачность структуры собственности и бизнес-операций российских банков служит барьером для интенсивного притока иностранного капитала, с другой - более высокий уровень процентных ставок в России удерживает в нашей стране средства, привлеченные иностранными банками. Эксперт. 2002. 3 июня. №21. С. 67.

Случайные статьи

Вверх