Cтраны Балтии и их столицы на карте. Прибалтийские государства

С распадом Советского Союза было интересно наблюдать, как суверенные государства прокладывают самостоятельный курс к благополучию. Особенно интриговали страны Прибалтики, так как они уходили, громко хлопнув дверью.

В адрес РФ на протяжении последних 30 лет постоянно сыпались многочисленные претензии и угрозы. Прибалтийцы считают, что имеют на это право, хотя желание отделиться подавлялось армией СССР. В результате пресечения сепаратизма в Литве погибло 15 мирных жителей.

Традиционно Прибалтику причисляют к странам . Это связано с тем, что данный альянс был образован из освобождённых государств после Второй мировой войны.

Некоторые геополитики с этим не согласны и считают Прибалтику самостоятельным регионом, в который вошли:

  • , столица Таллин.
  • (Рига).
  • (Вильнюс).

Все три государства омываются Балтийским морем. Наименьшую площадь имеет Эстония, количество жителей - около 1,3 млн человек. Следом идёт Латвия, где проживает 2 млн граждан. Замыкает тройку Литва, население которой - 2,9 млн.

На основании небольшого количества жителей прибалтийские государства заняли нишу среди малочисленных стран . Состав региона многонационален. Помимо коренных народов, здесь проживают русские, украинцы, белорусы, поляки и финны.

Большинство русскоязычных сконцентрировано в Латвии и Эстонии, около 28–30 % населения. Самой «консервативной» является Литва, где проживает 82 % коренных литовцев.

Для справки. Хотя страны Прибалтики испытывают высокий отток трудоспособного населения, они не спешат заселять свободные территории вынужденными переселенцами из и . Руководители балтийских республик стараются искать различные поводы для уклонения от обязательств перед ЕС по расселению беженцев.

Политический курс

Даже находясь в составе СССР, Прибалтика значительно отличалась от других советских регионов в лучшую сторону. Здесь была идеальная чистота, красивое архитектурное наследие и интересное население, схожее с европейским.

Центральная улица Риги — улица Бривибас, 1981 г.

Желание стать частью Европы у Балтийского региона было всегда. Примером служила , стремительно развивающееся государство, отстоявшее независимость от Советов в 1917 году.

Шанс на отсоединение от СССР появился во второй половине восьмидесятых годов, когда вместе с перестройкой, пришли демократия и гласность. Эта возможность не была упущена, и в республиках начали открыто говорить о сепаратизме. Эстония стала пионером в движении за независимость, и в 1987 году здесь вспыхнули массовые акции протеста.

Под натиском электората ВС ЭССР издал Декларацию о суверенитете. В то же время Латвия и Литва последовали примеру соседа, и в 1990 году уже все три республики получили автономию.

Весной 1991 года на референдумах в странах Прибалтики была поставлена точка в отношениях с СССР. Осенью этого же года страны Прибалтики вошли в состав ООН.

Балтийские республики охотно переняли курс Запада и Европы по экономическому и политическому развитию. Советское достояние было предано порицанию. Отношения с РФ окончательно охладели.

Русские, проживающие в странах Балтии, были ограничены в правах. Через 13 лет независимости Прибалтийские державы вступили в и военный блок НАТО.

Экономический курс

После обретения суверенитета экономика Прибалтики претерпела существенные изменения. На место развитой индустрии в сфере промышленности пришли отрасли по оказанию услуг. Выросло значение сельского хозяйства и пищевого производства.

К современным отраслям промышленности можно отнести:

  • Точное машиностроение (электротехнику и бытовую аппаратуру).
  • Станкостроение.
  • Судоремонт.
  • Химическую промышленность.
  • Парфюмерную промышленность.
  • Лесопереработку (изготовление мебели и бумаги).
  • Лёгкую и обувную промышленность.
  • Пищевое производство.

Советское наследие по производству транспортных средств: автомобилей и электропоездов - полностью утрачено.

Очевидно, что промышленность Прибалтики не является сильной стороной в постсоветское время. Основной доход этим странам приносит транзитная отрасль.

После обретения независимости все производственные и транзитные мощности СССР достались республикам даром. Российская сторона не предъявляла претензий, пользовалась услугами и платила за грузооборот около 1 млрд долл. в год. Ежегодно сумма за транзит росла, так как экономика РФ наращивала темп, повышался грузооборот.

Для справки. Российская компания «Кузбассразрезуголь» отгружала своим покупателям через порты Прибалтики больше 4,5 млн тонн угля в год.

Особое внимание стоит уделить монополии Прибалтики на транзит российской нефти. В своё время силами СССР на прибалтийском побережье был возведён крупнейший по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс. К нему был проведён трубопровод, единственный в регионе. Эта грандиозная система даром досталась Латвии.

Благодаря построенной индустриальной инфраструктуре РФ перекачивала через Латвию от 30 млн тонн нефти ежегодно. За каждый баррель Россия отдавала 0,7 долл. в качестве услуг за логистику. Доход республики уверенно рос по мере увеличения нефтяного экспорта.

Чувство самосохранения у транзитёра притупилось, что сыграет одну из ключевых ролей в стагнации экономики после кризиса 2008 года.

Работа прибалтийских портов обеспечивалась в том числе перевалкой контейнеров морского назначения (TEU). После модернизации портовых терминалов Санкт-Петербурга, Калининграда и Усть-Луги трафик через Прибалтику сократился до 7,1 % всего российского грузооборота.

Тем не менее за один год с учётом спада логистики данные услуги продолжают приносить трём республикам около 170 млн долл. в год. Эта сумма была в несколько раз выше до 2014 года.

На заметку. Несмотря на плохую экономическую ситуацию в РФ, к настоящему времени на её территории построено много транспортных терминалов. Это позволило значительно сократить нужду в транзитно-транспортном коридоре Прибалтики.

Неожиданное сокращение транзитного грузооборота негативно отразилось на прибалтийской экономике. Как следствие, в портах регулярно проходят массовые сокращения рабочих, которые насчитывают тысячи человек. Одновременно «под нож» пошли перевозки на ж/д транспорте, грузовые и пассажирские, приносящие стабильные убытки.

Политика транзитного государства и открытость для западных инвесторов привела к повышению уровня безработицы во всех отраслях. Люди уезжают в более развитые страны на заработки и остаются там жить.

Несмотря на ухудшения, уровень доходов в Прибалтике остаётся значительно выше, чем в остальных постсоветских республиках.

Юрмала потеряла доход

Камнем в огород экономики Латвии стал скандал 2015 года в шоу-бизнесе. Некоторым популярным певцам из РФ латвийскими политиками был запрещён въезд на территорию страны. Как следствие, фестиваль «Новая волна» теперь проводится в Сочи.

Кроме того, программа КВН отказалась проводить выступление команд в Юрмале. В результате туриндустрия потеряла большие деньги.

После этого русские стали меньше покупать в странах Балтии жилую недвижимость. Люди боятся, что можно попасть под политические жернова.

Когда упоминают страны Прибалтики, то прежде всего имеют в виду Латвию со столицей в Риге, Литву со столицей в Вильнюсе и Эстонию со столицей в Таллине.

То есть постсоветские государственные образования, находящиеся на восточном побережье Балтики. Многие другие государства (Россия, Польша, Германия, Дания, Швеция, Финляндия) также имеют выход в Балтийское море, но они в состав стран Прибалтики не включаются.

Но иногда к данному региону относится Калининградская область Российской Федерации. Почти сразу экономика республик Прибалтики демонстрировала бурный рост.

К примеру, ВВП (по ППС) на душу населения с 1993 по 2008 год там вырос в 3,6 раза, достигнув в Латвии $18 тыс., в Литве $19,5 тыс., а в Эстонии вообще $22 тыс. В то время как в России он вырос только в 2 раза и составил $21,6 тыс. На этом основании правящие элиты Прибалтики, подражая Японии и Южной Корее, с гордостью начали именовать себя Прибалтийскими экономическими тиграми. Мол, дайте срок, всего-то еще несколько лет и тогда мы всем покажем, кто кого кормил в Советском Союзе.

С тех пор прошло целых семь лет, но чуда почему-то не случилось. Да и откуда ему там было взяться, если вся экономика этих республика продолжала существовать исключительно на российском товарно-сырьевом транзите? Все помнят возмущение поляков по поводу ставших ненужными яблок и финнов с их внезапно затоварившейся молочной отраслью. На этом фоне проблемы Литвы, поставлявшей в Россию 76,13% производимых у себя овощей и 67,89% - фруктов, казались не столь существенными. Взятые вместе они обеспечивали всего 2,68% общего экспорта страны. И даже тот факт, что Россия покупала до половины (46,3%) литовской промышленной продукции - тоже выглядел бледно в виду незначительности общего объема её выпуска в Литве, что в штуках, что в тоннах, что в деньгах. Как, впрочем, в Латвии и Эстонии тоже.

Собственное производство в постсоветский период не являлось сильной стороной ни одного из прибалтийских «тигров». В реальности жили они, как говорится, не с промышленности, а с дороги. После отделения от СССР им даром достались порты, через которые проходил грузооборот объемом примерно в 100 млн. тонн, за перевалку которого Россия платила до $1 млрд. ежегодно, что равнялось 4,25% суммарного ВВП Литвы, Латвии и Эстонии за 1998 год.

По мере восстановления российской экономики, экспорт России тоже рос, а вместе с ним увеличивался и объем перевалки в прибалтийских портах. По итогам 2014 года этот показатель достиг 144,8 млн. т., в том числе: порт Рига - 41,1 млн.т.; Клайпеда - 36,4 млн. т.; Таллин - 28,3 млн. т.; Вентспилс - 26,2 млн. т. Только один российский либеральный «Кузбассразрезуголь» своим покупателям через Прибалтику отгружал больше 4,5 млн. т. угля в год.

Особенно показательна картина с прибалтийской монополией на транспортировку нефти. Советский Союз в свое время построил на побережье мощный по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс и протянул туда единственный в регионе транспортный трубопровод. При «обретении независимости» всё это хозяйство бесплатно досталось Латвии.

Так в 1990-е годы она получила трубу, через которую бывший «оккупант» перекачивал более 30 млн. т. нефти и нефтепродуктов в год. Если учесть, что логистика обходилась примерно в $0,7 за баррель, а баррелей в тонне 7,33, то по самым скромным прикидкам «за проезд» латышам каждый год набегало по $153,93 млн. Причем, этот их «заработок» увеличивался по мере роста российского нефтяного экспорта.

Пока российские либералы гнобили страну за слишком сырьевую структуру экономики, к 2009 году общий объем зарубежных поставок российской нефти достиг 246 млн. т., из которых через прибалтийские порты в год проходило 140 млн. т. В «транспортных деньгах» это больше $1,14 млрд. Они все, конечно, латышам не доставались, часть грузооборота шла через Санкт-Петербург и порты Ленинградской области, но их развитие прибалты очень сильно тормозили всеми доступными способами. Видимо, не стоит специально объяснять - почему.

Вторым важным источником «дорожных денег» для прибалтийских портов стала перевалка морских контейнеров (TEU). Даже сейчас, когда в активную работу включены Санкт-Петербург, Калининград и Усть-Луга, на долю Латвии (Рига, Лиепая, Вентспилс) приходится 7,1% нашего контейнерного оборота (392,7 тыс. TEU), Литвы (Клайпеда) - 6,5% (359,4 тыс. TEU), Эстонии (Таллин) - 3,8% (208,8 тыс. TEU). В сумме эти лимитрофы за перевалку одного TEU берут от $180 до $230, что приносит им на троих около $177,7 млн. в год. Причем приведенные цифры отражают положение за 2014-й. Десять лет назад доля прибалтов в контейнерной логистике была примерно в три раза выше.

Кроме нефти, угля и контейнеров Балтийским морем Россия возит минеральные удобрения, которых только через Ригу в 2014 году было отгружено большее 1,71 млн. т., и прочей химии, как, например, жидкий аммиак, 1 млн. т. которого перекачал порт Вентспилс. До 5 млн. т. удобрений перегружались на корабли в Таллине. В целом можно с уверенностью сказать, что до 2004 года через Прибалтику проходило около 90% всего российского «морского» экспорта, обеспечивая «тиграм» не менее 18−19% их совокупного ВВП. Сюда следует прибавить еще железнодорожный транзит. Например, в 2006 году только одна Эстония принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки, что только таллинскому порту приносило около $117 млн. ежегодно!

Таким образом, в течение двадцати лет, в целом на круг, только за счет своего транзитного положения «на дороге», кстати, построенной «советскими оккупантами», Литва, Латвия и Эстония получали до 30% их ВВП.

Очень активно кричали на Россию и всячески провоцировали рост конфликтной базы между Россией и США-ЕС. Позволяли себе унижать и уничтожать русскоязычное население своих стран, предполагая, что им за это не придется никогда отвечать. Кстати, многие так думают. И ошибаются. Как бы не так.

Вместе с тем они еще имели рабочие места, налоговые поступления и возможность кичиться чрезвычайно высокими темпами собственного экономического роста, минимум в полтора раза обгонявшими российские. Причем это нисколько не мешало прибалтам заявлять о невероятно огромном российском долге перед ними за «разрушительную» советскую оккупацию. Им казалось, что альтернативы просто не существует и, значит, эта антироссийская халява за российский же счет (!) будет длиться вечно.

Построить «с чистого листа» новый порт вроде Риги стоит примерно четыре годовых ВВП Латвии. Специально подчеркиваю - четыре года вся страна, от младенцев до дряхлых стариков, должна не пить, не есть, ни на что больше копейки не тратить, только дружно пахать на строительство порта. Невероятность подобного сценария и создавала у прибалтийских геополитических мосек убеждение в их абсолютной безнаказанности. Позволявшей одновременно и на российские деньги претендовать, и в антироссийской политической и экономической вакханалии активно участвовать, а местами даже выступать ее инициатором.

Стоит ли удивляться, что у России подобное положение вещей - громкий лай мелких геополитических карликов - не вызывало понимания? Другое дело, что результат, из-за которого эстонская правительственная делегация на днях срочно рванула в Россию «договариваться», возник не вчера и не является следствием российских ответных продовольственных санкций.

Даже формальный повод - российское уведомление о переходе с 12 до 6 поездных пар в железнодорожных перевозках с Эстонией - является всего-навсего финальной точкой партии, начатой 15 июня 2000 года, когда Министерство транспорта РФ приступило к реализации проекта строительства порта в Усть-Луге. Хотя правильнее говорить о целой программе, предусматривавшей опережающее развитие всех российских портов на Балтике. Благодаря ей грузооборот Усть-Луги вырос с 0,8 млн. т. в 2004 году до 10,3 млн. т. в 2009 и 87,9 млн. т. в 2015. А по итогам 2014 года российские порты обеспечили уже 35,9% всего контейнерного оборота на Балтике, и эта цифра продолжает очень быстро увеличиваться.

Постепенно совершенствуя портовое хозяйство и развивая собственную транспортную инфраструктуру, Россия сегодня пришла к тому, что больше 1/3 контейнеров, ¾ экспорта газа, 2/3 экспорта нефти, 67% экспорта угля и прочих насыпных грузов мы можем обеспечить собственными силами. Это к популярному у либералов вопросу о том, что «в этой отсталой стране-бензоколонке за десять лет ничего толком не построено».

Как выяснилось, - построено. Причем настолько много, что надобность в прибалтийском транзитном транспортном коридоре практически отпала. По железнодорожным перевозкам - в пять раз. По контейнерным - в четыре. По объему генеральных грузов - в три. Только за 2015 год перевозка нефти и нефтепродуктов через сопредельные порты упала на 20,9%, каменного угля - на 36%, даже минеральных удобрений - на 3,4%, хотя по этому показателю они еще сохраняют высокую степень монополизации.Тем не менее, по большому счету, всё - халява кончилась. Теперь русофобы могут гулять на свои.

Резкое снижение грузооборота прибалтийских портов в I квартале 2016 года (например, в Риге - на 13,8%, в Таллине - на 16,3%) играет роль последней соломинки, способной сломать хребет верблюду. Собственно, Эстония потому и засуетилась, что вдруг уяснила, что к концу текущего года в таллинском порту без работы могут оказаться примерно 6 тысяч человек. И еще до 1,2 тысяч придется сокращать на железной дороге, из которых, как минимум, 500 человек - в ближайшие 2−3 месяца.

Более того, падение объемов грузовых перевозок окончательно пускает под откос всю экономику железных дорог как самой Эстонии, так и соседних Литвы с Латвией. Они становятся тотально убыточны как в грузовом, так и в пассажирском сегментах.

Для страны, в которой всего работающих чуть больше 500 тысяч человек, из которых 372 тысячи заняты в обслуживающем секторе, - это не просто печальная перспектива, а крах всей экономики. Вот и побежали ублажать, покупать и всяческими иными способами замаливать грехи. Но, как говорится, поезд ушел. Сделав безоговорочную ставку на ЕС и США, ставку на уничтожение и унижение русских Прибалтики, ставку на унижение России, прибалтийские правящие элиты совершили стратегическую ошибку, которую уже невозможно исправить. Мы это долго будем помнить.

Несмотря на все политические коллизии, жизнь прибалтийской экономики все постсоветские годы обеспечивалась только благодаря одному - торговым отношениям с Россией. И Россия долго терпела, призывала, вразумляла, уговаривала прибалтийскую элиту, получая в ответ одни плевки. Наш русский имперский подход им представлялся слабостью. Полтора десятка лет прибалтийские «тигры» делали все, чтобы этот интерес уничтожить. Наконец их можно поздравить - они добились своей цели.

В ближайшие полтора года можно ожидать окончательного и прогрессирующего падения товарооборота, после чего экономика Прибалтики накроется медным тазом и вернется к тому, чем она была двести лет назад ‑ и станет глухим, бедным, нищим и никому не нужным краем. Причем выглядящим одинаково бесперспективно что из Брюсселя, что из Москвы, что из Вашингтона.

Вместе с этим можно биться об заклад - оттуда испарятся и американские танки и натовские истребители, так как оборонять эти глухие места станет тоже незачем. Потому и из НАТО их, скорее всего, в ближайшие пять лет тоже выставят. Чуда не будет. Халява закончилась. Россия не простит и не забудет того глумления, которое против России и русских позволяли себе подзаборные геополитические шавки.

  • Tags: ,

Балтия

Определение 1

В научной литературе нет единого определения понятия «Балтия». Традиционно под этим термином подразумевают территории современных Эстонии, Латвии, Литвы и Восточной Пруссии (современная Калининградская область России). Это историко-географический регион, граничащий на западе с другой историко-географической областью – Поморьем.

По одной из версий название Балтии происходит от названия древних народов – балтов, населивших этот край. С состав балтов входили такие народы, как пруссы, курши, жемайты, земгалы, селы, латгалы, литва и ятвяги. Кроме балтов сюда пришли эсты, ливы, псковские кривичи. Земли. Занятые этими народами стали называть Балтией или Прибалтикой. Позже за этими землями закрепилось название Остзейский край (от немецкого Ostsee - Балтийское море).

Географическое положение Балтии

Территория стран Балтии расположена в юго-восточной части побережья Балтийского моря. Она находится на границе Восточно-Европейской равнины и Польской низменности.

  • На западе страны этого региона граничат с Польшей,
  • на юге – с Беларусью,
  • на востоке – с Россией.

В целом экономико-географическое положение стран Балтии очень выгодное. Они имеют выход к Балтийскому морю. Балтийское море всегда играло важную роль в международных связях европейских стран. Соседи стран Балтии – экономически развитые государства со стабильной экономикой и миролюбивой политикой. Швеция и Финляндия уже длительное время проводят на международной арене политику нейтралитета и взаимовыгодного сотрудничества.

История заселения и формирования государств

Антропологи и археологи считают, что люди появились на территории Прибалтики примерно в $X$ тысячелетии до нашей эры. Основными их занятиями были рыбалка и охота. Позже появилось скотоводство и зачатки земледелия.

Народы сначала жили смешано. Только к средине первого тысячелетия до нашей эры территории были разделены между племенами. Начинается консолидация племен, появляются межэтнические столкновения.

Но до $X$ века нашей эры на этих землях не возникал классовый строй. Не сложилось и государственности. Ученые не обнаружили наличия письменности у народов этой эпохи. Поэтому не сохранилось в истории имен вождей и сведений о важных событиях того времени.

Суровые природные условия не привлекали в античную эпоху земледельческие народы. Поэтому Прибалтика долгое время не испытывала набегов кочевых племен и колонизации другими народами.

Распад Римской империи и Великое переселение народов затронули и Прибалтику. Здесь побывали готы, даны, варяги, активно проникали славяне. Начинается оформление этносов будущих прибалтийских стран.

Усиление соседних государств привело к претензиям на прибалтийские земли со стороны русских княжеств, шведов и немецких рыцарских орденов (Ливонского и Тевтонского). Только на территории Литвы возникло сильное государство – Великое княжество Литовское. Остальные земли были разделены между немецкими рыцарями, Швецией и Московским государством. В последующие годы Россия присоединила все прибалтийские территории. Кроме коренного населения на этих землях проживало много немцев.

Замечание 1

Во время первой мировой войны Прибалтика была оккупирована немецкими войсками. Падение Российской империи сопровождалось провозглашением независимости Эстонией, Латвией и Литвой. В $1939$ году эти страны вошли в состав СССР в качестве союзных республик. Именно за годы Советской власти в этих республиках был создан развитый народно-хозяйственный комплекс с многоотраслевой промышленностью и высокопродуктивным сельским хозяйством. Хозяйство этих республик было интегрировано с хозяйственным комплексом всего Советского Союза и объединялось в единый Прибалтийский экономический район.

После распада СССР прибалтийские республики провозгласили о восстановлении независимых государств, существовавших до $1939$ года.

Страны Балтии сегодня

Замечание 2

Распад Советского Союза сопровождался разрывом традиционных экономических отношений. Экономика стран Прибалтики оказалась лишенной мощной сырьевой базы. Поэтому все страны Балтии пережили экономический кризис и спад производства.

Отношения с Россией у этих стран складывались неоднозначно. Экономика стран Балтии сохранила зависимость от российского сырья и ориентировку на российский рынок сбыта. Существенную помощь в становлении экономической независимости от России предоставляют прибалтийским государствам страны ЕС. Но для успешного социально-экономического развития Прибалтики необходимо мирное и взаимовыгодное сотрудничество как стран Балтии, так и России.

Много интересного есть в истории развития каждой страны Балтии - есть чему поучиться, в чём-то взять пример, а в каких-то вещах можно научиться на чужих ошибках.

Несмотря на небольшую территорию и маленькое население, им удаётся занимать весомую позицию в различных международных экономических и торговых объединениях.

Если вы задаётесь вопросом: страны Балтии - это какие страны, как они развились и чем живут, то эта статья как раз для вас, потому что здесь вы сможете найти все необходимые ответы.

В этой статье мы рассмотрим их историю, развитие и текущее положение на мировой политической и экономической арене.

Страны Балтии. Состав

Ни много ни мало, но балтийскими странами называют три государства. В своё время они входили в состав СССР. На сегодняшний день являются полностью независимыми все страны Балтии.

Список выглядит следующим образом:

Они одновременно и схожи, и отличаются своей историей, развитием, внутренним колоритом, людьми, традициями.

Страны Балтии не могут похвастаться большими запасами природных ресурсов, что отражается на экономике. Демографическая ситуация имеет негативную динамику, так как смертность превышает рождаемость. Также сказывается и высокий уровень эмиграции населения в другие более развитые страны Европы.

Если обобщить, то во многом современное развитие стран Балтии происходит за счёт Европейского Союза. Безусловно, это влияет как на внутреннюю, так и на внешнюю политику эти стран.

Начиная с 1992 года, Эстония выбрала приоритетным путь европейского развития и начала отворачиваться от любых взаимодействий с Москвой, сохраняя при этом тёплые отношения.

Быстрому переходу на рыночную экономику способствовали займы и внешние кредиты на сотни миллионов долларов. Кроме этого, европейские страны вернули Эстонии средства, которые были заморожены у них с момента присоединения республики к Советскому Союзу в 40-х годах 20-го века.

Мировой финансовый кризис сильно повлиял на экономику Эстонии

Буквально за пять лет после 2000 года ВВП страны увеличился наполовину. Однако мировой финансовой кризис не пощадил Эстонию и увеличил уровень безработицы с 5 до 15 %. По той же причине в 2009 году более чем на 70 % упал уровень промышленного производства.

Эстония является довольно активным членом НАТО и принимает участие в большинстве миротворческих операций, к примеру, в Ираке и Афганистане.

Многонациональная культура

Трудно поверить, но одна страна сочетает в себе культуры Латвии, Финляндии, России, Литвы, Белоруссии, Швеции, а также других стран. Это связано с тем, что в своё время правители выбирали то один, то другой вектор развития.

Эстония может гордиться своим стремлением к модернизации всех процессов. Уже с 2000 года можно было отчитываться по налогам в электронно виде. Ещё с 2008 года все заседания Кабинета министров не фиксируются бумажным протоколом - всё происходит в электронном виде.

Постоянное внедрение новых информационных технологий

Представьте себе - более 78 % населения страны использует Интернет. Этот показатель является одним из лучших во всей Европе. В мире по уровню развития информационных технологий занимает 24-е место в рейтинге, состоящем из 142 стран.

В этом плане эстонцам действительно есть чем гордиться.

Несмотря на массовую компьютеризацию, духовные ценности, а также сохранение окружающей природы являются также приоритетными в развитии этой страны. Особенно можно отметить национальную кухню, которая отличается так называемым крестьянским духом из прошлого.

Страны Балтии - небольшой и прекрасный уголок на планете Земля

У трёх небольших стран можно многому поучиться. Несмотря на то, что они полностью энергетически зависимы от других государств, им удалось сделать значительный рывок в своём развитии по сравнению с другими странами, которые получили независимость после развала Советского Союза.

Итак, страны Балтии - это какие страны, как они развились и чем живут? Надеемся, эта статья была полезной для вас, и вы смогли найти все необходимые ответы, касающиеся истории, развития и текущего положения данных государств на мировой политической и экономической арене.

К государствам Балтии относятся Литва, Латвия, Эстония - три суверенных республики, образовавшихся в 1990г на месте бывших прибалтийских республик СССР. Это небольшие по площади и численности населения страны, которые сразу же после провозглашения независимости взяли курс на интеграцию в общеевропейское экономическое, политическое и культурное пространство и в настоящее время входят в состав ЕС и НАТО.

Природные ресурсы Эстонии более значительны, чем в других странах Прибалтики. Она располагает такими полезными ископаемыми, как сланцы, торф, фосфориты. Имеется сырьё для промышленности стройматериалов - пески, гравий, глины, известняки, доломиты. Есть месторождения минеральных вод и лечебных грязей. Горючие сланцы - очень ценное полезное ископаемое, используемое в качестве топлива, для получения сланцевого газа, как сырьё в химической промышленности. Запасы сланцев на северо-востоке республики - одни из крупнейших в мире, составляют 15 млрд. т.

В Литве полезные ископаемые представлены строительными материалами, имеются небольшие запасы нефти. Добывается торф, минеральные воды и лечебные грязи.

Недра Латвии бедны полезными ископаемыми. Имеются запасы торфа и различных видов строительных материалов. Для развития курортного хозяйства используются сапропелевые и торфяные лечебные грязи, сероводородные минеральные воды. Крупнейшие латвийские бальнеологические курорты - Кемери, Яункемери, Балдоне.

Таблица 2. Численность и плотность населения, урбанизация, годовой прирост в странах Балтии.

численность

населения

(чел.)

плотность

населения

(чел./км2)

Урбанизация

годовой прирост

городское население

сельское население

Наиболее высокий удельный вес занятого населения в Литве- 46% общей численности населения, в Латвии и Эстонии- 43%, при том, что экономически активное население во все трёх республиках составляет около 50% общей численности населения. Последнее свидетельствует о сравнительно высоком уровне безработицы (в Латвии до 10% экономически активного населения). Более 50% занятого населения приходится на сферу услуг (в Латвии 59%). В промышленности и строительстве больше всего заняты в Эстонии-33%, в сельском, лесном и рыбном хозяйстве - в Литве(20%).

Литва, Латвия, Эстония - государства с экономиками постиндустриального типа. В секторе услуг каждой из трёх стран в настоящее время занято до 60% экономически активного населения и создаёт около 70% ВВП. Весомое место в энергетическом хозяйстве занимает производство электроэнергии на АЭС и ГЭС. Энергетическое хозяйство Эстонии основано на использовании в качестве топлива горючих сланцев, а у Литвы и Латвии базируется преимущественно на привозном топливе. В машиностроении развивается преимущественно неметаллоёмкое машиностроение с участием иностранного капитала. Легкая промышленность стран Балтии выпускает разнообразную продукцию, зависит от импортных поставок сырья (хлопок). В пищевой промышленности главной проблемой остаётся низкая конкурентоспособность продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Транспортная система стран Балтии имеет ярко выраженный транзитный характер, обладает развитой инфраструктурой и играет важную роль в экономике.

Специфика переходного периода для стран Балтии:

1) Латвия , например, сосредоточила усилия на развитии банковской системы, превратившись в «балтийскую Швейцарию». На сегодняшний день в республике работают 23 коммерческих банка, в Литве- 10, в Эстонии-5.

2) В Эстонии основой экономики стало развитие сферы услуг. Среди прибалтийских республик Эстония лидировала по уровню иностранного капитала в народном хозяйстве. Сегодня практически все крупные предприятия здесь принадлежат иностранцам, особенно это касается банков-85%. Эстония- страна с самым низким уровнем налогообложения (по сравнению с Литвой и Латвией), поэтому она и привлекательна для инвесторов.

3) В Литве ставку сделали на развитие сельского хозяйства и промышленности.

Основная часть банков и предприятий остались в собственности местных бизнесменов, так как Литва смогла избежать масштабной экспансии иностранного капитала. В республике основной акцент был сделан на развитие производства - лёгкой, электронной, химической, мебельной, пищевой промышленности и сельского хозяйства. На сегодняшний день объём сельскохозяйственного производства в Литве занимает примерно 10% в структуре ВВП.

Место и роль Беларуси во внешней политике стран Балтии.

Беларусь занимает во внешней политике Латвии и Литвы особое место. Стабильность и демократическое развитие в Беларуси принципиально важны для балтий­ских государств. В политической области страны Балтии придер­живаются в отношении Беларуси единой позиции ев­ропейских структур. Ее суть заключается в том, что в Беларуси должны пройти внутренние демократические преобразования, такие, как расширение полномочий парламента, улучшение ситуации с правами человека, создание института омбудсмена и отмена смертной каз­ни. В рамках этой общей позиции белорусская поли­тика отдельных стран Балтии несколько отличается.

· Политика Латвии заключается в перемещении ос­новного потенциала двусторонних отношений в плос­кость торгово-экономического сотрудничества. Латвий­ская Республика избегает официальных политических контактов с Минском. Двусторонние белорусско-лат­вийские отношения характеризуются слабыми межпар­ламентскими связями, немногочисленными официаль­ными контактами, отсутствием встреч на высшем уров­не. Вместе с тем эти отношения достаточно нейтраль­ны, чему во многом способствуют экономические ин­тересы.

· Наиболее концептуально разработана в отношении Беларуси политика Литвы . Это государство стремится играть роль посредника между Беларусью и европейс­кими структурами, что может позитивно отразиться на ее международном имидже. Литва при помощи поли­тических заявлений и четко очерченной позиции в от­ношении внутриполитической ситуации в Беларуси пы­тается влиять на политику официального Минска.

· Между Беларусью и Эстонией наблюдается от­сутствие политических контактов, встреч на высшем отсутствием встреч на высшем уров­не. Вместе с тем эти отношения достаточно нейтраль­ны, чему во многом способствуют экономические ин­тересы.

Заключение.

Балтийский регион не обладает большими запасами минерально-сырьевых ресурсов. Промышленное значение имеют запасы горючих сланцев в Эстонии. Добывается сырьё для промышленности строительных материалов, а также торф. Специфика геополитического положения региона заключается в его расположении на стыке зон экономических и военно-политических интересов стран Запада (ЕС, НАТО) и России. Современная демографическая ситуация в государствах Балтии характеризуется как неблагоприятная: отрицательный естественный прирост, а также миграционный отток населения. Все три государства являются высоко урбанизированными. Удельный вес городского населения приближается к 70%. В национальном составе населения всех трёх государств преобладают титульные этносы. Социально-правовое положение русскоязычного населения (русских, украинцев, белорусов) является одной из острых проблем межэтнических и межгосударственных отношений. Литва, Латвия, Эстония - государства с экономиками постиндустриального типа. В секторе услуг каждой из трёх стран в настоящее время занято до 60% экономически активного населения. Энергетическое хозяйство Эстонии основано на использовании в качестве топлива горючих сланцев, а у Литвы и Латвии базируется преимущественно на привозном топливе. В машиностроении развивается преимущественно неметаллоёмкое машиностроение с участием иностранного капитала. Легкая промышленность стран Балтии выпускает разно­образную продукцию, зависит от импортных поставок сырья (хлопок). В пищевой промышленности главной проблемой остаётся низкая конкурентоспособность продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Транспортная система стран Балтии имеет ярко выраженный транзитный характер, обладает развитой инфраструктурой играет важную роль в экономике.

После обретения независимости существенно изменились характер и направ­ления внешнеэкономических связей стран Балтии. Важное ме­сто во внешнеторговом обороте заняло оказание услуг (бан­ковских, транспортных, рекреационных и др.). Важными внешнеторговыми партнерами государств Бал­тии традиционно являются Россия, Беларусь и Украина. Зна­чительно возрастает роль государств Северной и Западной Ев­ропы. Значительных масштабов достигли зарубежные инвестиции в экономику стран Балтии. Среди крупнейших инвесторов - Великобритания, Германия, США. В политической области страны Балтии придер­живаются в отношении Беларуси единой позиции ев­ропейских структур. Отношения Беларуси со странами Балтии, прежде всего с Латвией и Литвой являются одним из основополагающих приоритетов внешнеполитической стратегии белорусского государ­ства. На данный момент эти государства представляют для Беларуси реальный интерес в качестве транзитных и торгово-экономических партнеров. Однако экономические преобразования в странах Балтии привели к усугублению таких проблем как рост безработицы, бедность, межэтнические противоречия, нехватка квалифицированных специалистов.

В настоящее время Прибалтийские государства отличают политическая стабильность, благоприятные условия для бизнеса, дешевизна рабочей силы и близость к емким рынкам сбыта богатых стран.

Случайные статьи

Вверх