Чем отличается балансодержатель от собственника. Компания разделяет гражданское и военное производства

Ситуация такова: дом, в котором живет родственник, он там прописан, раньше пренадлежал Узлу Связи, два года назад Узел Связи ликвидировали, теперь это ОАО ЦентрТелеком - он этот дом в собственность не принимал, но является балансодержателем, т. е. получается, что дом между небом и землей и собственника у него вообще нет? Дом никто не обслуживает, коммунальные платежи не платятся, их просто некому платить. Кого привлечь, чтобы дом взяли в собственность, городское поселение? Ведь невозможно, при необходимости, даже выписку из домовой книги взять, ее просто некому написать! Хотя домовая книга находится в филиале ОАО ЦентрТелеком.

Елена Александровна, очень возможно, что Вас вводят в заблуждение.
В данном случае, скорее всего балансодержателем уже являются муниципальные власти.
При ликвидации юрлица собственника, его жилой фонд обязан перейти в муниципальнй жилой фонд. Очень часто, при таких ситуациях с собственниками, коммунальные службы вводят в заблуждение, владельцев квартир, дабы те не приватизировали жилье. Попробуйте, все-таки еще раз проверить статус жилого фонда в муниципалитете.

Комментарии

Цитирую: "Балансодержатели – это управляющие организации, которым доверено управлять имуществом собственника...Балансодержателями называют предприятия или учреждения, которым собственник передал свое имущество в управление, а также акционерные общества, в которых с участием капитала собственника. Слово «балансодержатель» происходит от бухгалтерского термина «поставить имущество на баланс», т.е. балансодержатель –это организация, которая поставила себе на баланс имущество собственника. Термин балансодержатель сейчас устарел и постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. N 447 заменет термином правообладатель. Кто может быть собственником имущества? В качестве собственника имущества предусмотрены Российская Федерация, субъект Федерации (республика, край, область), муниципалитет (район в области, город областного подчинения, населенный пункт, сельсовет и т.д.). " Таким образом, если Вы уверены, что ОАО ЦентрТелеком является балансодержателем, то собственником является кто-то из вышеперечисленных. Для начала обратитесь к главе Вашего муниципального образования или в Комитет (департамент и т.п.) по имуществу. Если это не поможет, придется, очевидно, искать через федеральные органы власти, начав с Министерства РФ печати и информации.

★★★★★★★★★★

Для начала обратитесь в Управление Федеральной регистрационной службы по адресу: Орликов переулок, дом 3 (ст.метро "Красные ворота").

Как раз там расположены офисы, занимающиеся ведомственным жильем (Мин. Обороны, Мин. Атом и проч.). Если не помогут, то по крайней мере проясните ситуацию.

Похожая ситуация в столице с домами Минатома - сложности с приватизацией, сложности с подключением к инету (пока вокруг домов идут споры, ни один провайдер не может поставить оборудование на чердаке, т.к. просто не с кем заключать договор...)

Термин "балансодержатель" обычно применяют по отношению к лицу (как правило, юридическому), которое не являясь собственником, учитывает на своем бухгалтерском балансе имущество. То есть, такое имущество отражается в бухгалтерском балансе в разделе Активы в сумме, определенной по правилам бухгалтерского учета.

Иногда под балансодержателем понимают любое лицо, которое учитывает имущество на своем балансе (в том числе и его собственника).

Термин "балансодержатель" в законодательстве не определен.

Случаи, когда собственником имущества является одно лицо, а учитывается оно на балансе другого, определены законодательством.

В случае, если договором дизинга определено, что предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя - Собственником имущества (предмета лизинга) будет Лизингодатель, а Балансодержателем - Лизингополучатель.

Так, до конца 2014 года статья 31 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" определяла, что предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. С 16.11.2014 статья 31 утратила силу (Федеральный закон от 04.11.2014 N 344-ФЗ), но на практике, не редко, предмет лизинга учитывается по договору на балансе лизингополучателя.

Если по договору имущество учитывается на балансе лизингодателя, то Лизингодатель будет как собственником, так и балансодержателем предмета лизинга.

Имущество на праве оперативного управления или хозяйственного ведения

Другой случай - организации, владеющие имуществом на или на .

Государственное или муниципальное унитарное предприятие владеет имуществом на праве хозяйственного ведения (ст. 294, 295 ГК РФ), но при этом собственником имущества остается государство или муниципальное образование. В этом случае, такие предприятия выступают в роли балансодержателя.

Учреждения и казенные предприятия владеют имущество на , при этом собственником такого имущества является другое лицо (собственник) (ст. 296 ГК РФ).

Пример

Федеральное бюджетное учреждение владеет зданием на праве оперативного управления.

Бюджетное учреждение — балансодержатель.

Российская Федерация (государство) — собственник.

27.12.2019

Средство труда длительного пользования (свыше 12 месяцев). К основным средствам относятся здания, машины и оборудование, сооружения и передаточные устройства, транспортные средства.

Имущественное право, которое имеет учреждение или казенное предприятие на закрепленое за ними имущество. Учреждение или казенное предприятие владеют и пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Учреждение или казенное предприятие распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Вслед за банкротством управляющей компании холдинга «Мотовилихинские заводы» (МЗ) аналогичные процедуры начинаются в других его ключевых подразделениях: наблюдение введено на металлургическом заводе «Камасталь». После всех процедур финансового оздоровления на площадке МЗ останется два предприятия - оборонное Специальное конструкторское бюро и гражданское «Мотовилиха - Гражданское машиностроение». При этом само ПАО МЗ может быть сохранено в виде балансодержателя акций компаний холдинга.


Арбитражный суд Пермского края в конце марта ввел процедуру наблюдения в отношении ООО «Металлургический завод ""Камасталь""». Процедура начата по требованию транспортной компании ООО «Р-Лайн Транспортные системы» (Санкт-Петербург). В 2014 году истец поставил пермскому заводу продукции на $310 тыс. (22 млн руб.), но оплату не получил. В деле в качестве третьего лица фигурировал швейцарский поставщик металла Trasteel International SA. 9 июня 2017 года транспортная компания подала иск о банкротстве метзавода, но в октябре стороны подписали мировое соглашение.

Однако 22 марта в суде стороны неожиданно решили возобновить процедуру банкротства. На суде представители «Камастали» не возражали против введения процедуры наблюдения ввиду отсутствия у ООО возможности исполнить обязательства. По данным «Камастали», у металлургического завода сейчас нет возможности рассчитываться по долгам: операции по расчетным счетам заблокированы выставленными инкассовыми поручениями. Внешним наблюдающим был назначен Максим Кибашев. Наиболее крупный в его списке банкротных процедур актив - тюменское ООО «Мостострой-12», во времена губернаторства Виктора Басаргина приближенный к краевой власти подрядчик.

ООО «Металлургический завод ""Камасталь""» - второе по численности и объемам производства юридическое лицо группы «Мотовилихинские заводы». Головная компания группы ПАО «Мотовилихинские заводы» 26 марта была признана банкротом. «Камасталь» снабжает предприятия холдинга металлом, выручка в 2016 году - 3,8 млрд руб., чистый убыток - 40 млн руб. Единственный учредитель - ПАО МЗ.

Сама группа МЗ контролируется «Ростехом» (доля в ПАО свыше 50%). Еще 35% акций МЗ контролировали миноритарии из числа бывших топ-менеджеров. Кредиторская задолженность группы - 15 млрд руб., крупнейший кредитор - АКБ «Россия» (свыше 8 млрд руб.) Банкротство ПАО началось с иска подконтрольного «Ростеху» института «Сигнал» (Владимир), а в конце марта госкорпорация поддержала план финоздоровления группы «через конкурсное производство его основных лиц». Это решение не поддерживали миноритарии, считая, что во внешнем управлении есть шанс расплатиться со всеми кредиторами. Но в итоге суд встал на сторону «Ростеха»: как сообщал “Ъ” , имущество МЗ планируют сгруппировать в единый лот для продажи на закрытом конкурсе.

Связей ООО «Р-Лайн Транспортные системы» и господина Кибишева ни с одной из групп акционеров МЗ “Ъ” найти не удалось. Собеседник в числе миноритариев МЗ говорит, что они не причастны к банкротству «Камастали». Очевидно, что банкротство «Камастали» не несет сколь-либо серьезных рисков и для «Ростеха»: металлургический комплекс находится в собственности ПАО и лишь арендуется заводом. По данным баланса ООО за 2016 год, основные средства «Камастали» составляли лишь 177 млн руб., а на ее балансе был лишь старый стан. Кредиторская задолженность компании за 2016 год составляла 4,5 млрд руб., и свыше 4 млрд руб. из этой суммы приходится на ПАО «Мотовилихинские заводы», которое и будет, судя по всему, управлять банкротством ООО. В «Мотовилихинских заводах» ситуацию с «Камасталью» не комментируют.

По информации “Ъ”, после банкротства группы на площадке МЗ останутся два предприятия (дочерние общества ПАО). Оборонное производство (выпуск артиллерии и РЗСО, ремонт вооружений) будет сконцентрировано в ЗАО «Специальное конструкторское бюро». Новые оборонные госконтракты 2018 года уже оформлены за ЗАО СКБ. Предполагается, что это общество станет балансодержателем имущественного комплекса МЗ.

Все гражданское производство, в том числе металлургическое, перейдет в ООО «Мотовилиха - Гражданское машиностроение» (МГМ). В пользу этой версии говорит тот факт, что 21 марта Западно-Уральское управление Ростехнадзора выдало ООО МГМ лицензию «на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности». Источник, близкий к ведомству, пояснил “Ъ”, что это основополагающая лицензия, которая позволяет организовывать практически любое производство (включая металлургическое и оборонное).

В «Ростехе» подтверждают предстоящее фактическое разделение машхолдинга на две части. «Главной идеей программы (реструктуризации холдинга.- “Ъ” ) является сохранение компетенций в области производства РСЗО и артиллерии, а также выделение гражданского производства в отдельный дивизион»,- заявили агентству «Федерал Пресс» в госкорпорации. По информации “Ъ”, в ходе банкротства само ПАО МЗ может быть сохранено, его единственной функцией может стать владение ООО МГМ и ЗАО СКБ, что сохраняет акционерный статус-кво.

Вячеслав Суханов, Пермь

Так, закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из стоимости объектов недвижимого имущества, может быть принят только после того, как субъект утвердит результаты определения кадастровой стоимости имущества. На их основании налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении отдельных видов имущества, к которым отнесены административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ орган субъектов РФ не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет перечень соответствующих объектов недвижимого имущества, направляет его в налоговые органы по месту нахождения недвижимых объектов и размещает на своем или на официальном сайте субъекта РФ.

Таким образом, если в субъекте РФ принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, то такие объекты подлежат налогообложению по кадастровой стоимости. Но при условии их включения в Перечень объектов недвижимого имущества, размещенного на официальном сайте не позднее 1 января 2014 года.

Объекты недвижимого имущества, не включенные в Перечень, подлежат налогообложению по старым правилам - исходя из среднегодовой стоимости имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Обобщая все сказанное, финансисты сообщают налогоплательщику свое резюме: если здание, принадлежащее обществу на включено в утвержденный Перечень объектов недвижимого имущества, то данный объект недвижимости подлежит налогообложению в 2014 году исходя из налоговой базы, определяемой как его кадастровая стоимость. А вот если здание не включено в этот Перечень, то налоговая база в отношении данного объекта определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ.

И вторые более конкретные…

Казалось бы, Минфин России высказался очень четко: особый порядок на имущество с кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных субъектами федерации в особый перечень, распространяется исключительно на собственников такого имущества. Данный вывод чиновников опирается на следующие нормы законодательства.

Так, подпункт 3 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ гласит: «объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого имущества, если иное не предусмотрено настоящей главой». А следующий, 13 пункт этой же статьи, в качестве налогоплательщика опять называет организации - собственников объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.

Однако очередные законодательные изменения вновь заставили налогоплательщика вернуться к рассмотрению данного вопроса. На этот раз финансистам был задан вопрос о применении в 2014 году статьи 2 Закона № 307-ФЗ в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 02.04.14 № 52-ФЗ (далее - Закон № 52-ФЗ). Что же смутило налогоплательщика?

Дело в том, пункт 7 статьи 2 Закона № 52-ФЗ внес изменения в пункт 1 статьи 374 НК РФ. Ранее данный пункт звучал следующим образом: «объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса».

То есть речь идет о том, что в общем случае плательщиками налога на имущества являются балансодержатели недвижимости.

Однако теперь в список исключений добавлена статья 378.2 НК РФ.

Эти изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то есть с 1 января 2015 года, так как для налога на периодом является год.

И вот у налогоплательщика и возник вопрос: означает ли это, что в 2014 году балансодержатели объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и включенных в особый Перечень, также должны уплачивать с них налог на имущество с кадастровой стоимости?

С формальной точки зрения постановка такого вопроса вполне правомерна. Однако финансисты поспешили успокоить обеспокоенного налогоплательщика. Вот что они сказали.

Действительно, по общему правилу, на основании пункта 1 статьи 373 и пункта 1 статьи 374 НК РФ, плательщиками налога на имущество признаются балансодержатели имущества. Между тем, в силу положений подпункта 3 пункта 12 и пункта 13 статьи 378.2 НК РФ особенности налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества (исходя из кадастровой стоимости) применяются в отношении организаций - собственников объектов недвижимого имущества.

Следовательно, еще раз делает свой вывод Минфин России, в отношении организаций балансодержателей, не являющихся собственниками, положения статьи 378.2 НК РФ не применяются. И поэтому изменения в пункт 1 статьи 374 НК РФ финансисты предлагают рассматривать как уточняющие.

Таким образом, теперь все балансодержатели недвижимого имущества, по которому уплата налога на имущества предполагается с его кадастровой, а не с балансовой стоимости, могут быть совершенно спокойны: они в отношении данного имущества не являются налогоплательщиками с 1 января 2014 года. Кого это может касаться?

Это могут быть, например, лизингополучатели недвижимого имущества, если согласно условиям договора лизинга такие объекты учитывается на их балансе. В такой ситуации плательщиком налога на имущество с кадастровой стоимости будет лизингодатель, несмотря на то, что в составе его основных средств (то есть на балансе) данное имущество не числится.

Аналогичным образом не должны признаваться плательщиками налога на имущество государственные унитарные предприятия, если они получили их в хозяйственное ведение, а также любые иные балансодержатели такой недвижимости, не являющиеся ее собственниками, а только использующие объект на праве оперативного управления, временного владения и др.

Сергей Рюмин,

управляющий ООО «КАФ «ИНВЕСТАУДИТТРАСТ»»

Случайные статьи

Вверх