Центр банк где зарегистрирован. Кому принадлежит Центробанк России

Центральный банк РФ. Основные функции

Центральный Банк РФ занимает место главной банковско-финансовой организации страны. Он был основан в 1990 году 13 июля на базе существующего Госбанка. Затем, полгода спустя, был утвержден закон о ЦБ, согласно которому Центробанк начал работать как самостоятельное юридическое лицо и главная банковская организация страны. ЦБ РФ занимает место банковского учреждения первого (высшего) уровня.

Причины создания Центрального банка РФ.

К созданию единого банка в стране способствовала необходимость появления главного института для:

  1. Проведения эмиссионной политики.
  2. Реализации взаимоотношений банковской системы с государственной системой власти.
  3. Регулирования работы всех кредитно-финансовых организаций в стране.
  4. Координирования и управления всей кредитной сетью.
  5. Отслеживания деятельности банков, проверка, выдача и отзывы лицензий на проведение банковских операций.
  6. Защита курса и устойчивости национальных денег – рублей.
  7. Дальнейшего развития банковского сегмента и всей финансовой отрасли страны.

Месторасположение и руководство Центрального банка РФ.

Штаб-квартира ЦБ расположена в столице России – Москве, на улице Неглинная, дом 12.
В лице главы ЦБ с 24 июня 2013 года представлена Эльвира Набиуллина. Директорский Совет ЦБ состоит из главы и четырнадцати членов Совета, которые работают в учреждении на постоянной основе в течение пяти лет и назначаются Государственной Думой по предложению Председателя (главы) банка.

Кому подчиняется ЦБ РФ.

В соответствии с ФЗ, ЦБ является юридическим субъектом, а его уставный капитал и все имущество являются собственностью федерации государства, но при этом ЦБ имеет финансовую и имущественную самостоятельность. Он может распоряжаться своим имуществом в законодательном порядке и целях, и никто не имеет права изымать у него имущество. Все свои расходные действия ЦБ осуществляет за счет своих доходов.

ЦБ РФ не несет ответственности по обязательствам государства, а государство неответственно за обязательства банка. Банк не вправе кредитовать долги государства.

Таким образом, получается, что ЦБ РФ никому не подчиняется, но выполняет государственные указы и постановления. Он не принадлежит к органами госвласти, но все его полномочия относятся к госфункциям.

Действия ЦБ РФ по отношению к другим банкам и МФО.

ЦБ регулирует работу всех финансовых учреждений, действующих на территории РФ, как банков, так и МФО. К его полномочиям относятся:

  1. Утверждение порядка создания новых банков.
  2. Проведение проверок.
  3. Предоставление и обратный отзыв лицензий на проведение определенных операций.
  4. Определение правил проведения кредитования населения и организаций банками и МФО.
  5. Правовое регулирование межбанковских коммуникаций.
  6. Определение минимальных резервов для банков и МФО под возможные потери.
  7. Выступление в роли кредитора для кредитных организаций.
  8. Контроль и осуществление выплат вкладчикам банков-банкротов.
  9. Контроль за банками и МФО по поводу информирования клиентов о ПСК и передаче данных в БКИ

Основные функции Центрального банка РФ.

Все свои функции центральный банк РФ осуществляет согласно Конституции РФ и другими ФЗ. Согласно своим обязанностям, Центробанк:

  1. Проводит эмиссионную и денежно-кредитную политику совместно с Правительством. Выпуском наличных денег в стране занимается только ЦБ. Он же занимается выпуском дополнительных банкнот и уничтожением ветхих и старых купюр.
  2. Организует общий денежный кругооборот и имеет право монопольного выпуска денег. ЦБ следит за количеством денег в обращении, чтобы избежать дефляции или инфляции. Все купюры печатаются только с его разрешения. Купюры, которые были напечатаны иными способами, считаются недействительными.
  3. Контролирует и регулирует все финансово-кредитные организации страны, предоставляет и отзывает лицензии. Именно ЦБ принадлежит право выдавать или отзывать лицензии у организаций, желающих получить статус банка. Без этих лицензионных разрешений никто не имеет права проводить хоть какие-то операции с деньгами или ценными бумагами клиентов. Для получения любого сертификата организация должна предоставить все необходимые документы и доказательства, что она сможет выполнять банковские операции. При отзыве лицензии, возможность проведения операций прекращается.
  4. Утверждает общие условия расчетов и проведения операций в банках. Чтобы избежать всевозможных уловок банковских организаций с целью проведения операции по своему желанию, ЦБ установил общие для всех банков условия расчетов и операций. Благодаря этому, клиенты смогут находиться в равноправных условиях, а ЦБ сможет пресекать «своевольные» действия других банков.
  5. Обслуживает бюджетные счета всех уровней. Средства бюджетов регионов и столиц не могут располагаться на счетах коммерческих банков. Бюджеты всех уровней обслуживаются исключительно в Центробанке.
  6. Управляет ЗВР. Контроль и управление золотовалютными резервами принадлежит исключительно Центробанку. Даже государство не имеет права распоряжаться этими запасами. ЗВР включает в себя монетарное золото, вложение в ценные бумаги и иностранную валюту, резервы в МВФ. Это не деньги в чистом виде, ЗВР представляет собой безналичную форму денежных запасов страны.
  7. Проводит валютный контроль и расчетные транзакции с международными организациями и другими государствами. Для валютного контроля ЦБ проводит соответствие проводимых валютных операций законам, проверяет наличие лицензий и других документов на это. Контроль за валютными операциями необходим, чтобы организации не скрывали объемы полученных доходов и выполняли свои обязательства перед государством.
  8. Устанавливает курсовые цены валют по отношению к рублю. Установленные курсы не предполагают обязательность пользования ими всеми участниками рынка. Остальные просто ориентируется на курсы валют ЦБ и могут устанавливать свои, но не сильно отличающиеся от официальных. Курсы валюты зависят от рыночных котировок на валютном рынке.
  9. Разрабатывает платежный баланс страны. Это очень важный показатель того, как страна проводит внешнеэкономические операции с другими странами, как развивается собственное производство, как меняется уровень занятости граждан. На основе платежного баланса рассчитывается ВВП, проводится денежная политика, оценивается уровень ввозимых и вывозимых товаров для «здоровой» конкуренции отечественных и иностранных производителей.
  10. Устанавливает порядок работы валютных бирж, выдает, приостанавливает или отзывает у них лицензии. Вся работа валютных бирж отслеживается Центробанком. Только он может выдавать лицензию на осуществление их деятельности и проводить проверки. Это необходимо для того, чтобы все участники валютного рынка соблюдали законодательство страны и исполняли свои обязанности.
  11. Контролирует и анализирует экономику страны в целом и по регионам. Поскольку счета всех регионов находятся в ЦБ, то он может контролировать использование средств по назначению, отслеживать развитие экономики каждого региона. Это необходимо для формирования общего баланса страны и выявления слабых мест и проблем, которые нужно решать.
  12. Занимается выплатами вкладчикам банков-банкротов, которые не подключены к системе страхования вкладов. Если банк лишается лицензии, то выплаты производит

2. История

3. Аудиторы

4. Руководители Государственного банка

5. Правовой статус

6. Функции российского ЦБ

7. Определение имущественных прав российского центрального банка в отношении закрепленного за ним имущества

8. Структурные подразделения центробанка России

ЦБ России (российский ЦБ ) — это верхний уровень двухуровневой банковской системы в России , которая состоит из Центрального банка Российской Федерации и частных банков (и других кредитных организаций). Российский контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные компании работают с прочими юридическими и физ. лицами.

Статус

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. ЦБ России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, ЦБ Российской Федерации в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные фирмы, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотекам за счет эмиссии ценных бумаг указанных ценных бумаг .

В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России) (Центральном банке Российской Федерации)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах " ЦБ РФ издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих денежную эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих денежную эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный "О страховании вкладов физ. лиц в банках России". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физлиц в банках России, а также компетенция, порядок образования и деятельности компании, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физ. лиц, размещенных в банковских учреждениях России.

В апреле 2005 г. Правительством России и Центробанком Российским Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора России на период до 2008 года".

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Основными задачами развития банковского сектора являются:

Усиление защиты интересов вкладчиков и других заемщиков банков;

Повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в займы и ;

Повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

Предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

Развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

Укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, заемщиков и вкладчиков .

Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство России и Центральный банк Российской Федерации будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках .

Государственный банк СССР

В условиях проведения новой экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. Банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.

Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной компанией, созданной "с целью способствовать займом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения". Он имел право предоставлять займы промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только "при условии обеспеченности их и экономической целесообразности". Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.

В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные договора по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.

В 1922 г. и 1923 г. были проведены две деноминации, укрупнившие номинал совзнака - бумажного денежного знака, выпускавшегося в то время Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита. Во время первой деноминации в обращение были выпущены денежные знаки, которые обменивались в соотношении один рубль эмиссии 1922 г. на 10 тыс. руб. денежных знаков всех образцов, официально ходивших в то время в стране; во время второй деноминации денежные знаки образца 1923 г. обменивались на денежные знаки 1922 г. в соотношении 1:100.

11 октября 1922 г. Государственному банку было предоставлено право денежной эмиссии в обращение червонцев - банковских билетов, и он превратился в эмиссионный центр. С началом эмиссии ценных бумаг червонцев началась денежная реформа, в результате которой была прекращена галопирующая послевоенная .

В течение 1922-24 гг. в обращении одновременно находились совзнак и червонец. Червонец был бумажным денежным знаком, основанным на золоте. Он приравнивался к 7,74232 г чистого золота , т.е. к царской монете достоинством 10 рублей. С 1923 г. осуществлялась чеканка золотых червонцев, которые в основном использовались во внешней торговле.

В марте 1924 г. денежная реформа была завершена. Рубль нового образца, который являлся разменным средством при червонце и был равен 1/10 червонца, обменивался на 50 тыс. рублей совзнаками 1923 г. или на 50 млн. руб. денежных знаков более ранних образцов.

В период НЭПа практиковались такие виды банковского займа, как учет векселей, кредита до востребования со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные займа под обеспечение долга векселей. В дополнение к этим займам банк спустя три года после своего создания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервые составлен сводный кредитный план Госбанка по всем конторам.

В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение предприятий денежной наличности Госбанка и Наркомфина.

С 1922 г. в стране началось создание частных банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного ссуды, которые должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.

Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.

Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и внешних кредитов, было невозможно. У населения необходимые накопления отсутствовали, а кредиты не могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический коллапс ), ни по политическим причинам. В результате индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, который позволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежные средства между секторами экономики, продолжался в течение всего периода свертывания НЭПа.

В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики . Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.

В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в Госбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданном банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), центробанке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).

В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассового исполнения государственного бюджета , что позволило сосредоточить в нем кассовые операции социалистического хозяйства.

В июне 1929 г. был принят первый Устав Госбанка, согласно которому банк являлся органом регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР.

В конце 20-х - начале 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ, целью которых было создание эффективного механизма централизованного планового регулирования материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930-32 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм централизованного планового регулирования движения кредитно-денежных ресурсов.

В январе 1930 г. в связи с ликвидацией взаимного коммерческого займа все операции по прямому краткосрочному кредитованию стали осуществляться в Госбанке. Все спецбанки превратились в банки долгосрочных вложений, а сеть их отделений была ликвидирована. Свои операции спецбанки должны были осуществлять через филиалы Госбанка.

В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов через Госбанк. В марте 1931 г. были определены функции Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства.

В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного банковского ссуды. Наделение предприятий собственными оборотными средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный займ госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, авансированием сезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, временным увеличением вложений в незавершенное производство, сезонным накоплением готовых предметов торговли и товаров, а также на другие временные нужды, связанные с процессом производства и обращения товаров.

В мае 1932 г. были окончательно разграничены функции между Госбанком и банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и Цекомбанком). В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение госбюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.

В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к внедрению новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля за расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятием советской валюты из оборота иностранных бирж при Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.

В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию фирмы документооборота и усилению внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.

В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Госбанк для покрытия дефицита государственного бюджета производил денежную эмиссию наличных денег , в результате чего за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных ссуд (кроме кредита 1947 г.).

В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота. В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка. В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений. В мае 1961 г. была проведена деноминация и рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.

В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы. В 1965-69 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и фирмой сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и издержек на заработную плату и по простым ссудным счетам.

В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.

С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР. 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят закон о центробанке РСФСР (Центробанке России), согласно которому Центральный банк Российской Федерации (Банк России) являлся юр. лицом , главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области компании денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В декабре 1990 г. были приняты законы "О Государственном банке СССР" и "О банках и банковской деятельности". В соответствии с ними Госбанк СССР вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка национальными банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы. В июне 1991 г. был утвержден Устав центробанка РСФСР (Центрального банка Российской Федерации), подотчетного Верховному Совету РСФСР. с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил ЦБ РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по выпуска и определению курса рубля. Центральный банк РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы центробанку РСФСР (российскому центральному банку).

Аудиторы

Аудиторы по годовому отчету центробанка назначаются решением парламента (Верховного Совета, затем - Государственной Думы).

До 1995 года аудиторами назначались исключительно иностранные организации: закон о центральный банк устанавливал необходимым условием при выборе аудиторской компании наличие у нее 10-летнего стажа, превышающего длительность существования аудита в РФ.


Уже больше четверти века Центральный Банк России выполняет важнейшую миссию банка первого уровня. То есть лишь он в нашей стране обладает правом проводить денежную эмиссию. К другим ключевым функциям Центробанка относят также защиту рубля и сохранение его устойчивости как нацвалюты. Банк России, являясь координатором и регулятором большой кредитной системы РФ, выступает органом макрофинансового менеджмента. Центробанк России устанавливает незыблемые правила для кредитных организаций, может давать и отбирать лицензии на официальную банковскую деятельность.

Как появился ЦБ РФ и кто его учредил

Центральный Банк России возник 13 июля 1990 года – это можно назвать следствием модернизации Российского республиканского банка Госбанка СССР. Учреждение сравнительно новой структуры (причём изначально её именовали государственным банком РСФСР) произошло по приказу Верховного Совета РСФСР. И этот госорган вполне актуально записать в учредители Центрального Банка России. В начале лета 1991 года приняли Устав госбанка РСФСР, и в нём чётко и недвусмысленно была прописана подотчётность Верховному Совету. Ещё спустя некоторое время банк стал безальтернативным в РСФСР органом денежно-кредитной и валютной регуляции. Именно на него в стопроцентном объёме возложили полномочия Госбанка Советского Союза по эмиссии и установке рублёвого курса.

Примерно тогда же под предводительством данного банка путём коммерциализации казённых спецбанков создают в РФ обширный перечень частных финансовых организаций. В потоке глобальных преобразований в декабре 1991 года Госбанк Советского Союза подвергся процедуре упразднения. Всё его имущество и активы, находившиеся на огромной территории РСФСР, без остатка были переданы республиканскому госбанку. А чуть позднее, уже в 1992 году, его решено назвать Центральным банком России.

Центробанк – структура с независимым статусом на службе государственных интересов

Формально это юрлицо с неопределённой организационно-правовой формой. Точнее, ЦБ РФ обладает уникальной организационной формой, несводимой к указанным в гражданских кодексах вариантам. И юридической наукой это, безусловно, должно квалифицироваться как «правовой пробел», который допущен законотворцами сознательно. В любом случае очевидно, что Центробанк - это не АО, поэтому вопросы про список акционеров Центрального Банка России, некорректны. Акционеры ЦБ РФ – несуществующее, мифическое явление. Зато сам Центробанк вправе стать акционером прочих организаций. И на нынешний момент в его распоряжении, например, находится 52,3 процента акций Сбербанка.

Центробанк не принадлежит ни одной из трёх ветвей власти, не зависит от них, но подотчётен Федеральному собранию. Независимость ЦБ, как и любого иного нацбанка, – это системообразующее свойство, которое характеризует весь комплекс отношений, связанных так или иначе с деятельностью этого финансового учреждения. Положение о независимости закреплено в 75-ой статье Конституции и конкретизируется в соответствующем ФЗ. Уже сам факт наличия подобной статьи в основном законе свидетельствует, что без этого органа нормальное функционирование государства невозможно.

В рунете сейчас можно встретить немало конспирологических теорий, которые якобы раскрывают шокирующую правду о том, кто владелец Центрального банка России в реальности. К примеру, согласно одной из таких теорий, истинный хозяин ЦБ РФ – это Федеральная Резервная Система Соединённых Штатов (и олигархические кланы, будто бы контролирующие её). Сторонники подобных версий, например, ссылаются на то, что сведения, выдаваемые реестром налоговой службы по запросам о Центробанке РФ не содержат данных о его учредителях (акционерах, участниках) и так называемом уставном капитале.

Однако серьёзные экономисты объявляют конспирологические теории несостоятельными. В своём большинстве они с уверенностью говорят, что ЦБ РФ является структурой, подконтрольной Российскому государству. Достаточных оснований считать Центробанк неким частным владением или организацией, зависимой от «мирового правительства», попросту нет.

Особенности функционирования ЦБ РФ

Центробанк РФ – это очень крупная организация, состоящая из более чем 40 структурных подразделений. А число работников ЦБ РФ, по данным на январь 2017 года превышало 53 тысяч. Центробанк России, действуя по правилам самоокупаемости и самостоятельного финансирования, выполняет от лица Российского государства роль собственника золотвалютных резервов (ЗВР) нашей страны и всех денежных средств федерального бюджета. Прибыль Центробанк получает от операций с этим имуществом, а точнее говоря, от каждой такой операции организация берёт свою комиссию.

Как уже сказано выше, главнейшей функцией Центробанка является эмиссия наличных. Но средства, полученные от эмиссии, в доходы ЦБ РФ не засчитываются. Таким образом, Центробанк России изготавливает рублёвые купюры под казначейские векселя или гособлигации за свой счёт. А ведь процесс печати денег довольно затратный – здесь нужно платить за бумагу, за краску, за электричество, за труд печатников и т. п.

К тому же Центробанк обязан и отдавать определённую долю своей суммарной прибыли в доходы бюджета. И в последние три - четыре года эта доля постепенно увеличивается. До октября 2014 года Центробанк отдавал 50% от прибыли, затем, по указу президента, эта цифра увеличилась до 75%. В 2015 году норматив в 75% был сохранён, однако дополнительно Центробанк обязали ещё и передать 15% Внешэкономбанку – это было обусловлено необходимостью укрепления экономической стабильности. А осенью 2015 года в силу вступил закон, который предусматривал перечисление Центробанком России 90% годовой прибыли в госбюджет.

Банк России отправляет в Госдуму ежегодно свой баланс и отчёты об убытках и доходах. Дума обязана рассмотреть эти документы до 1 июля года, следующего за отчётным, и принять в связи с этим определённые решения. Вдобавок к этому отчёты ЦБ РФ должны быть опубликованы для широкой общественности не позже 15 июля года, следующего за отчётным.

Почему именно Центробанк распоряжается золотовалютными резервами

Тот факт, что Центробанк распоряжается золотвалютными резервами страны, не должен вызывать каких-либо кривотолков. В этом нет абсолютно ничего страшного и ненормального. Истинное положение вещей таково, что вся эта собственность в любом случае является федеральной, и это чётко указано во многих официальных документах. Просто государство делегировало право распоряжаться ЗВР и иными ценностями в пользу Центробанка. Или, говоря иначе, выписала ему генеральный карт-бланш на использование, владение и свободное распоряжение вышеобозначенным имуществом.

Такой карт-бланш мог бы быть выдан и, например, правительству РФ. Впрочем, нельзя забывать, что правительство имеет и много иных обязанностей, а его члены не очень хорошо разбираются в денежной политике (по крайней мере, в сравнении с экспертами Центробанка). Исполнительная власть гипотетически может пошатнуть стабильность нацвалюты, разменяв всё это на сиюминутные политические интересы и краткосрочные выгоды. А значит отдать важнейшие стратегические вопросы, касающиеся экономики, на откуп более-менее независимой по статусу и по факту структуре выглядит вполне логичным решением.

Другой важный довод в пользу такого решения состоит в следующем: при отдаче полномочий Центробанка правительству сильно возрастают юридические риски на международной арене. Сейчас в США, Англии и ещё ряде юрисдикций Старого Света средства центральных банков стран защищены иммунитетом от мер принудительного характера, которые могут назначить по итогам судебных разбирательств. Данный иммунитет усиливает и ещё одно значимое разграничение, прописанное в российских нормативных документах: государство никак не отвечает по обязательствам Центробанка, а Банк не несёт ответственности по обязательствам государственных структур . Если же указанные резервы будут принадлежать правительству, то этот судебный иммунитет будет утрачен.

Кому принадлежит ЦБ РФ и кто им управляет

Важное значение в ЦБ РФ с самого его основания имеет фигура председателя. В разные периоды эту высокую должность занимали разные люди. Среди них Георгий Матюхин (с 1990 по 1992), Виктор Геращенко (с 1992 по 1994 и с 1998 по 2002), Сергей Дубинин (с 1995 по 1998), Сергей Игнатьев (с 2003 по 2013) . А в 2013 году председателем Центробанка РФ стала Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, и она работает на этой должности до сих пор. Кроме того, большое влияние на всю деятельность Центробанка оказывают Совет директоров ЦБ РФ и Национальный финансовый совет (НФС) – коллегиальные органы со значительными реальными полномочиями.

Эльвира Сахипзадовна Набиуллин

НФС традиционно включает в себя 12 человек. Два представителя делегируются из Совфеда, трое направляются Госдумой, трое - Президентом РФ, ещё трое - федеральным правительством. Вдобавок к этому в состав НФС входит и нынешний председатель Центробанка. Функции этого органа подробно прописаны в Федеральном Законе. Среди прочего, к числу этих функций относится:

  • рассмотрение отчётов Центробанка;
  • утверждение расходов и прибыли Банка России на будущий годовой период;
  • утверждение документов о каких-либо дополнительных расходах;
  • рассмотрение проблем усовершенствования банковской системы РФ;
  • определение ключевых направлений денежной госполитики;
  • рассмотрение вопросов, которые так или иначе связаны с вхождением Центробанка России в капиталы иных юрлиц;
  • представление кандидатуры аудитора ЦБ.

Что касается Совета директоров ЦБ РФ, то он состоит из пятнадцати членов (включая председателя) . Все они ведут свою деятельность на постоянной систематической основе, а участие в процедуре назначения членов Совета принимают, помимо непосредственно председателя Центрального банка, Президент и Госдума. Этот Совет находится в достаточно плотной связке с Национальным финансовым советом, упомянутым выше, и решает целый спектр вопросов в рамках имеющихся полномочий Центробанка:

  • о повышении или снижении ставок;
  • о выходе новых по дизайну купюр и изъятии из хождения старых;
  • об определении операционных лимитов на открытом рынке;
  • о правилах формирования резервов организациями, ведущими финансовую деятельность;
  • о компенсациях по депозитам физлиц в банках, оформивших банкротство и не застраховавших вклады пользователей.

Совет директоров регулирует и внутренние рабочие процессы: занимается определением заработной платы работников Центробанка России (в частности, устанавливают зарплату и для себя самих), утверждением общей структуры ЦБ РФ, назначением руководства подразделений и т. п.

Центральный Банк Российской Федерации - это необычный банк, типа Сбербанка, Тинькофф или других известных нам. Центробанк - это своего рода казначейство. Здесь производят деньги, чеканят монеты, выдают лицензии на банковскую деятельность. Гражданин, или физическое лицо не может прийти в ЦБ за кредитом или открытием счёта. Организация взаимодействует только с известными нам коммерческими банками.

В 1990 году, подконтролен был Верховному Совету, а после перестройки объявлен филиалом Международного Валютного Фонда и отделён от государства.

На данный момент ЦБ - юридическое лицо, зарегистрированное в г. Москва. Все учреждения, обеспечивающие его работу и контроль за деятельностью находятся там же.

Центробанк имеет уставной капитал, который принадлежит к части федеральных средств. Обозначение ЦБ как юрлица предполагает полное и самостоятельное обеспечение своей деятельности. Но 75% доходов перечисляется в госбюджет.

По существу, как любое физлицо может организовать юридическое предприятие, так государство создало орган, занимающийся самостоятельной деятельностью, единственное «но» - деятельность эту нельзя назвать коммерческой. Основной задачей Центрального Банка является обеспечение контроля за работой иных банковских учреждений, а также следить за устойчивостью рубля. Некий заработок или доход, это всего лишь побочное явление от основной, осуществляемой задачи и перечисляется в бюджет государства.

Однако согласно документации ЦБ РФ не является государственным учреждением. То есть за деятельность государства он никакой ответственности не несёт. В случае краха государства, его банкротства, ЦБ, даже имея золотой запас или ценные бумаги имеет полное право не гасить задолженность государства. В ответ, государство не несёт никакой ответственности за деятельность и ответственность самого ЦБ.

Однако многих интересует вопрос где зарегистрирован Банк России как юридическое лицо. И это вполне закономерно и понятно, ведь этот орган ведёт надзор за законностью действий всех остальных коммерческих банках. И в случае спорных ситуаций, физическое лицо может направить жалобу и просьбу о проведении проверки законности действий коммерческого банка, клиентом которого гражданин является.

Юридический адрес Центрального Банка России:
107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, Банк России

Я уже писал о том, что Центральный банк Российской Федерации, согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, является органом государственной власти. Дополнительное подтверждение этому можно найти в статье 1 Федерального закона о Центробанке. Хотя формулировки обоих документов достаточно «мутные», но статус Центробанка именно таков.

Как известно, совмещение в рамках одной организации функций органа государственного управления и функций, связанных с осуществлением хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности, создает ситуацию, которую принято называть «конфликтом интересов». Проще говоря, возникает питательная почва для коррупции и злоупотреблений, снижается эффективность выполнения органом государственной власти возложенных на него функций и задач.

А признаки такого «раздвоения» или «конфликта интересов» в деятельности Банка России просматриваются. Особенно учитывая, что он, помимо выпуска денег (денежной эмиссии), осуществляет большое количество других функций. Банк России, как известно, является институтом, который в нашей стране выполняет функции банковского надзора. И в этом качестве он должен быть непредвзятым и неподкупным надсмотрщиком, следящим за всеми коммерческими банками в стране.

Статья 8 Закона о Центробанке вроде бы предупреждает возможный конфликт интересов в сфере банковского надзора: «Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами» . В той же статье говорится: «Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами» .

Но именно в этой сфере мы видим вопиющий «конфликт интересов». Оказывается, Банк России является материнской компанией, которая владеет дочерним банком. Думаю, читатели догадываются: речь идет о Сберегательном банке. Для него в статье 8 Закона о Центральном банке сделано исключение: «Действие части первой настоящей статьи не распространяется на участие Банка России в капитале Сберегательного банка Российской Федерации (далее — Сбербанк). Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, не приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации. Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется на основании федерального закона».

Внятного объяснения того, почему для Сберегательного банка было сделано исключение, какими высшими соображениями продиктовано участие Банка России в капитале этого коммерческого банка, я нигде не встречал.

На данный момент Банк России является главным акционером в Сбербанке, владея 50 процентами капитала + одна акция. Многие по привычке называют Сберегательный банк государственным. Это как посмотреть. Ведь он — «дочка» Банка России, а, следовательно, многие положения Закона о Центробанке распространяются и на «дочку». Вот, например, статья 2 гласит: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства» . Некоторые наивно думают, что российское государство в «случае чего» (если Сбербанк зашатается) будет спасать клиентов Сберегательного банка. Наверное, такой ход мыслей навеян воспоминаниями о советских «Сберегательных кассах», которые входили в систему Минфина СССР. А нынешний Сберегательный банк к государству не имеет ни малейшего отношения. При необходимости люди из правительства вспомнят статью 2 Закона о Центробанке и скажут: спасайтесь сами (или пусть вас «мама» спасает).

Но главное даже не в этом, а в том, что Банк России как орган банковского надзора не может не иметь особого благорасположения по отношению к своей «дочке». Помню, в мае 2010 года разгорелся скандал. Тогдашний заместитель председателя Центрального банка РФ Сергей Голубев на встрече со студентами в Санкт-Петербурге весной указанного года сделал два совершенно неожиданных заявления.

Первое: «Сберегательный банк достаточно много допускает нарушений, и мы [ЦБ] ничего не можем сделать». Второе: «Пора уходить из Сберегательного банка. Председатель Центрального банка является председателем наблюдательного совета Сбербанка. Это конфликт интересов. Неполноценным становится надзор за таким банком».

После возвращения в Москву господину Голубеву как правдолюбцу на Неглинке (адрес центрального офиса Банка России) устроили взбучку. А Центробанк немедленно выпустил пресс-релиз, в котором разъяснялось, как хорошо организован надзор за Сберегательным банком. Но в своем кругу российские банкиры говорят, что надзор за «Сбером» никакой.

Летом нынешнего 2017 года произошло одно знаковое событие в жизни Центробанка. Он принял решение о санации коммерческого банка «Открытие». Причем впервые применил новую схему санации. Если раньше помощь тонущим банкам осуществлялась в виде кредитов Банка России или по линии Агентства страхования вкладов (АСВ), то в случае с «Открытием» финансовые вливания были осуществлены в форму участия в капитале указанного банка. В конце августа Центробанком было принято решение о том, что он входит в капитал банка «Открытие» с долей в 75%, а за предыдущими собственниками останется доля в 25%. А вслед за «Открытием» последует БИН-банк (пока доля Центробанка в капитале указанного коммерческого банка еще не определена). А там, глядишь, появятся и другие.

В начале этого года в Закон о Центробанке были внесены изменения, согласно которым был учрежден специальный инвестиционный фонд для финансового оздоровления несостоятельных банков. Фонд не является юридическим лицом, и его имущество обособлено от остального имущества Банка России. Фонд находится под управлением специальной управляющей компании. Фондом и производятся вливания в капитал «Открытие». Но от создания фонда конфликт интересов никуда не исчез. Можно ожидать, что банк «Открытие», как и «Сбербанк», будет тем самым «Юпитером», о котором в латинской поговорке сказано: «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». Таких «Юпитеров» не будет очень много. Но все они будут «бессмертными богами». А остальным банкам придется быть в роли «смертных быков». Или «козлов отпущения», определенных на заклание.

Возникает вопрос: а нельзя ли было как-то иначе в России построить отношения Центробанка с коммерческими банками? Конечно же, можно. Далеко за примерами ходить не надо. Посмотрим на китайский опыт. Там есть Народный банк Китая (НБК), который является центробанком. Его основная задача — обеспечивать китайскую экономику деньгами. Согласно закону о НБК, на него возложены функции денежной эмиссии, организации денежного обращения, разработки и реализации совместно с минфином и другими министерствами и правительственными организациями государственной денежно-кредитной политики.

Ни выдачей и отзывом банковских лицензий, ни банковским надзором НБК не занимается. Для этого имеется специальный орган, который называется Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая (англ. China Banking Regulatory Commission — CBRC ). Она, как и НБК, входит в исполнительную ветвь государственной власти и подчиняется Госсовету. НБК, конечно, также присматривает за банками, но он в тандеме банковского надзора «пристяжной», а CBRC — «коренной».

Кстати, есть немало других стран, где функции банковского надзора возлагаются не на центральный банк, а на специальные организации (банковские регуляторы). Среди таких стран — Канада, Дания, Швеция, Норвегия. Есть страны, в которых банковский надзор осуществляется совместно центральными банками и специально уполномоченными регуляторами. Это Швейцария, Франция, Германия, США. Есть, конечно, страны, где банковский надзор осуществляется только центробанком. Это, например, Австралия, Исландия, Ирландия, Италия, Португалия.

Но я лично не знаю ни одной крупной страны, где бы, подобно России, центральный банк одновременно занимался выдачей кредитов коммерческим банкам, участвовал в капитале коммерческих банков и при этом монопольно выполнял функции банковского надзора. Трудно придумать более «питательную основу» для коррупции и злоупотреблений. Но кому-то и такого совмещения показалось мало. С 2013 года Банк России функционирует как финансовый мегарегулятор, распространяя свои щупальца на всю экономику. Таких центробанков-осьминогов, занимающихся регулированием всего и вся (финансовые рынки, страховые компании, аудиторские фирмы и т.п.), в мире очень немного. Это в основном центробанки на постсоветском пространстве (Армения, Грузия, Казахстан, Литва, Чехия, Эстония и некоторые другие). Но даже там центробанки не участвуют в капиталах коммерческих банков.

Модель банковской и финансовой системы, которая сложилась к настоящему времени в России, порождает чудовищные «искажения стимулов» (как обычно пишут в учебниках по рыночной экономике). А говоря проще, она порождает чудовищную коррупцию. И дело не в отдельных руководителях (та же Набиуллина или любой другой человек на месте председателя Банка России). Никто из них не способен эффективно бороться с «издержками» функционирования указанной модели. Необходимо срочно отказаться от этой порочной модели. Что предложить взамен? — Да хотя бы китайскую модель, которая предельно проста, понятна и исключает «конфликты интересов».

В заключение хочу обратить внимание на статью 3 федерального закона о Центробанке России. В ней записано, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России. В статье 11 говорится о том, как определяется прибыль Банка России, а в статье 26 определяется порядок использования прибыли.

В момент принятия закона эта статья выглядела следующим образом: «После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения».

Позднее в закон была внесена поправка, устанавливающая, что в бюджет перечисляется 75% прибыли. Наконец, в 2016 году был принят закон, устанавливавший перечисление 90 процентов прибыли Банка России в государственную казну.

Формулировка статьи 26 закона предрасполагает Банк России к тому, что получение прибыли всё-таки может являться де-факто целью деятельности Центробанка. Вопреки декларации статьи 3 о том, что прибыль не является таковою целью. Каков бы ни был процент прибыли, остающийся по закону в распоряжении Банка России, в абсолютном выражении он будет зависеть от общих объемов прибыли. Чем больше прибыль, тем больше, в частности, премии, которые выплачиваются руководителям и сотрудникам Банка России из фонда, формирующегося за счет прибыли.

В лихие 90-е годы, как мне говорили бывшие работники Центробанка, премии были основной частью вознаграждения, которая выплачивалась сотрудникам Банка России. Особенно велика была премиальная составляющая у руководителей высшего звена. Кстати, вопросы оплаты труда работников (включая премии) решает сам Банк России (решения совета директоров), Минфин России в эту сферу деятельности Центробанка вмешиваться не имеет права. Вроде бы в последнее время пропорция между заработной платой и премиями в Банке России сдвигается всё более в пользу заработной платы. Но мотив максимизации прибыли Центробанком подспудно присутствует. Это недопустимо.

А как же исправить ситуацию? Опять же, обратимся к зарубежному опыту. Например, к законодательству США, регламентирующему функционирование Федеральной резервной системы (центробанка США). ФРС США ежегодно получает прибыль, измеряемую многими десятками миллиардов долларов. Как она используется? — За счет прибыли происходит формирование годового операционного бюджета ФРС; основная часть этого бюджета приходится на оплату труда сотрудников всех уровней (при этом закон определяет уровни оплаты для разных категорий). Кроме того, из прибыли выплачиваются дивиденды акционерам ФРС (таковыми являются банки, получающие фиксированные дивиденды в размере 6% независимо от прибыли ФРС). Остальное — перечисляется в федеральный бюджет. Приведу пример распределения прибыли ФРС за 2010 год. Общий ее объем составил 81,69 млрд. долл. Из этой суммы 1,58 млрд. долл. было выплачено в качестве дивидендов акционерам, в доходную часть операционного бюджета ФРС поступило 0,88 млрд. долл. Выплаты казначейству США составили 79,27 млрд. долл.

Случайные статьи

Вверх